К.Б. Костин1
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
Модернизация российской экономики, объявленная Президентом РФ приоритетной задачей развития государства, предполагает в первую очередь максимальное использование инноваций во всех сферах жизни страны. Инновация означает нововведение, обеспечивающее получение максимального социально-экономического эффекта за счет использования интеллектуального потенциала в различных областях человеческой деятельности (производственно-технической, организационной, финансовой, научно-исследовательской, учебной и др.) [4]. Объективной базой инновационного развития являются информационно-коммуникационные технологии, которые сегодня активно внедряются не только в производство, но и в повседневную жизнь обычных людей; становятся мощным средством повышения эффективности любой сферы бизнеса, образования, медицинского обслуживания и т. п. [5, 10]. Россия к настоящему моменту представляет собой наиболее динамично развивающийся рынок как по объему продаж, так и по темпам роста использования информационных технологий [3, 8, 9]. Совершенствование оборудования, снижение его стоимости и возможность использовать как наземную, так и спутниковую телекоммуникационную инфраструктуры привели к тому, что все многообразие компьютерных технологий - от специализированных программных продуктов управления организацией до применения глобальных компьютерных сетей - внедряются в коммерческих и бюджетных организациях по всей стране.2
К наиболее быстро и успешно развивающимся областям экономики в России следует отнести туризм и гостиничный бизнес. В настоящее время туристическая и гостиничная индустрия страны претерпевает перестройку с ориентацией на мировые стандарты XXI в. В соответствии с этими стандартами включение всего многообразия информационных технологий в гостиничный менеджмент представляется абсолютно бесспорным. Это необходимо для оперативного анализа текущей ситуации и принятия быстрых решений, повышения безопасности гостей, расширения клиентской базы, решения ряда маркетинговых задач, в целом - как для достижения высокой эффективности управления гостиничными и туристическими комплексами, так и для своевременного гибкого реагирования на изменяющиеся условия рынка [11]. Главной тенденцией в развитии гостиничного бизнеса является создание сетевых гостиничных комплексов. Сетевые гостиничные комплексы - это глобальный компьютеризированный бизнес, в котором стратегическое управление и планирование по плечу лишь высококвалифицированным специалистам с глубоким знанием основ международного гостиничного менеджмента и ин формационных технологий, с широким кругозором и навыками работы, сформированными в процессе обучения в вузе. Дипломированные менеджеры, приступающие к работе в сфере гостеприимства, должны быть готовы к продвижению достижений науки и техники на рынок услуг с целью существенного повышения их эффективности и качества.
В условиях экономики знаний и информационного общества наши выпускники-менеджеры должны выступать одними из основных носителей инновационно-креативного потенциала хозяйствующих субъектов, обладая неотчуждаемым ресурсом: специальными знаниями, умениями, навыками, формализованными в университетских дипломах и ... в голове менеджера. Они становятся ключевым звеном нового класса производителей с высокой рефлексивностью - способностью представить различные пути решения новых,
Константин Борисович Костин, доцент кафедры управления
предпринимательской деятельностью Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики, канд. техн. наук, e-mail: [email protected]
плохо определенных проблем и делать обоснованный выбор. Кроме того, менеджер должен обладать способностью к мультидисциплинарной, многоплановой предпринимательской деятельности [1, с. 80-81]. Но дефицит кадров, способных объединить интеллектуальные и технологические ресурсы страны и обеспечить коммерциализацию создаваемых новшеств на внутреннем и глобальном рынках, является одной из проблем, тормозящих реализацию стратегии инновационного развития России [2]. Основным видом труда в инновационной экономике становится интеллектуальный труд, требующий глубоких профессиональных знаний, широкого кругозора, умения использовать сложную интеллектуальную технику, владения современными технологиями переработки знаний. Интеллектуальный труд означает доступ к широким информационным потокам и требует умения работать с этими потоками [6, с. 31]. Специалистов в области гостиничного и туристского бизнеса в российских вузах начали готовить относительно недавно. Внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (массовая компьютеризация и интернетизация процесса обучения, использование технологии видеоконференцсвязи и т. п.) делает более доступным освоение как зарубежного опыта обучения в рамках университетских программ, так и практики работы конкретных гостиничных комплексов и туристических агентств (не только национальных, но и зарубежных).
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ) - единственный вуз на Северо-Западе России, который готовит кадры для сферы сервиса, в частности, для работы в области туризма и гостиничного бизнеса. Хорошая материально-техническая база позволила университету выступить с инициативой организации впервые в России Национального научно-образовательного инновационно-технологического консорциума вузов сервиса, т. е. добровольного и равноправного объединения образовательных учреждений, в формате которого возможно наиболее эффективное сотрудничество в области науки и образования2. Сетевой характер взаимодействия и подготовки специалистов в рамках научно-образовательного консорциума предполагает самое широкое использование электронных образовательных ресурсов через глобальные информационные сети, которые становятся все более точными, надежными и многофункциональными. Такое партнерство, направленное прежде всего на повышение качества подготовки кадров для сферы сервиса, стимулирует развитие и постоянное обновление инновационно-технологической базы не только СПбГУСЭ как головного вуза, но и сетевых университетов - членов консорциума.
Одной из наиболее эффективных форм информационно-коммуникационных технологий, развернутых в СПбГУСЭ, является система видеоконференцсвязи (ВКС). Видеоконференцсвязь - это технология, которая позволяет людям видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно их обрабатывать в интерактивном режиме. Согласно некоторым данным, при телефонном разговоре передается только десятая часть транслируемой информации, а когда видна жестикуляция и мимика собеседника, коэффициент полезного действия передачи информации достигает 60%. В мировой практике ВКС широко применяется в системах управления и бизнесе, в деятельности медицинских учреждений и, конечно же, в системе всех видов образования, позволяя вовлекать множество стран в интеграционные процессы в сфере подготовки высококвалифицированных специалистов и выравнивать качество составляющих мирового образовательного процесса. Ожидается, что в нашей стране с повышением уровня экономического развития ВКС будет все шире внедряться в коммерческих и бюджетных организациях, обеспечивая быстрое и эффективное решение текущих бизнес-задач, координацию управления, повышение качества образования за счет использования дистанционных и интерактивных форм обучения при экономии времени и средств [7].
Путем использования технологии ВКС профессорско-преподавательскому составу СПбГУСЭ удалось привлечь студентов и аспирантов к активному участию в программах межгосударственного сотрудничества в сфере образования, разрабатываемых в вузе. В частности, в практику обучения студентов старших курсов института туризма внедрено регулярное проведение видеоконференций и «круглых столов» с обсуждением проблем
2 Режим доступа^йр^етселп^рЬ.гиМокитейу-кошогсшт-у^оу^ет^а/
международного гостиничного менеджмента и маркетинга, планирования, оценки затрат и инвестиционного климата в индустрии гостеприимства при участии представителей университетов других стран (Великобритании, Финляндии, Голландии, Германии). Такой подход позволил интенсифицировать учебный процесс, сделать его более «живым» и неформальным, привлечь зарубежных коллег к обмену опытом, знаниями и методиками. Учащиеся получили возможность интегрироваться в информационно-технологическую среду, почувствовать важность своей будущей профессии, свою причастность к созданию и развитию глобальной стратегии туристического и гостиничного бизнеса. Каждой видеовстрече предшествуют серьезная работа по тщательной подготовке презентаций и изучению литературных источников; консультации с преподавателями и тренинг по преодолению языкового барьера.
Видеоконференции открывают возможность живого общения студентов разных стран, в котором каждой стороной используются как «домашние заготовки» в виде сообщений по обсуждаемой тематике, так и экспромты в режиме «вопрос - ответ». Так, например, при подготовке проектов для обсуждения на одной из последних видеоконференций с участием студентов СПбГУСЭ и университета Шеффилд Халлам (Великобритания) нашими студентами за основу был взят материал учебного курса «Международный маркетинг», а британской стороной - учебного модуля «Международный гостиничный менеджмент». Мероприятие было построено так, что участники выступали и как докладчики, и как критики и эксперты. В презентациях студентов из университета Шеффилд Халлам рассматривались главные стратегии выхода выбранной докладчиками международной гостиничной компании на российский рынок гостиничных услуг и формулировались условия, необходимые для успешной работы компании в конкурентной среде. Российские студенты представили анализ деятельности крупных и малых корпораций и аффилированных с ними структур (Rezidor Group, British Airways, Aeroflot, Mariott, Starwood Hotels, Boutique Hotels) и дали обоснованную оценку эффективности их работы. Роль экспертов, аналитиков и знатоков рынка гостиничных услуг по очереди отводилась студентам ГУСЭ и их иностранным коллегам; они давали друг другу советы и рекомендации, продемонстрировав в ходе открытого интерактивного общения глубину проводимого ими комплексного анализа.
В рамках подготовки к следующей видеоконференции (8 апреля 2011 г.) перед студентами СПбГУСЭ была поставлена задача - на основе знаний, полученных в рамках курсов «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве» и «Планирование туристских организаций и гостиничных комплексов», проанализировать и сравнить деятельность на российском рынке несетевых гостиниц (в качестве объекта исследования была выбрана гостиница «Амбассадор» в Санкт-Петербурге) и крупных мировых гостиничных сетей (в качестве объектов были выбраны сети «Резидор» и «Хилтон») и выступить экспертами по планированию конкретного гостиничного комплекса. Работу было предложено выполнить в соответствии со следующим алгоритмом:
1. Сбор и представление информации о компании: история компании, регионы присутствия, миссия, основные и сопутствующие виды деятельности, акционерный капитал, страна происхождения, отчет о прибылях и убытках за последние три года, бухгалтерский баланс.
2. Проведение анализа деятельности компании и формулировка требований к новой гостинице:
• определить материально-техническую базу гостиничного комплекса, а затем сумму инвестиций в строительство новой гостиницы;
• определить регион на территории Российской Федерации, в котором целесообразно возвести гостиницу (проанализировать значимость региона, особенности развития деловой активности, индустрии развлечений и отдыха, динамику доходов населения, транспортную систему) и обосновать свой выбор;
• провести маркетинговые исследования (использовать SWOT-анализ, GAP-анализ, матрицу Анзофа). На основании выполненного анализа определить и обосновать выбор марки (бренда) будущей гостиницы в структуре сети;
• выявить потенциальные клиентские группы. Определить и обосновать данные по площади общественной части гостиницы в расчете на одно спальное место и ее вместимости.
3. Определение экономической эффективности проекта. Гостиница должна выйти на окупаемость не позже чем за 10 лет.
4. Сравнение сетевой и несетевой концепции развития гостиничных комплексов.
По результатам анализа студенты СПбГУСЭ подготовили 5 двадцатиминутных презентаций на английском языке и выступили с ними перед студентами и представителями профессорско-преподавательского состава Шеффилд-Халамского университета (Великобритания). После каждой презентации следовало обсуждение, в ходе которого участники из Шеффилд-Халамского университета задавали вопросы (в частности, множество вопросов было связано с особенностями работы международных гостиничных сетей на российском рынке), на которые студенты СПбГУСЭ сумели дать исчерпывающие ответы. В ходе дискуссии рассматривалось использование новых технологий как ключевого фактора успеха в деятельности гостиничных комплексов в России, была проанализирована модель он-лайн бизнеса на примере международной гостиничной сети «Старвуд». Англичане представили презентации, посвященные анализу различных форм управления гостиничными комплексами, и результаты анализа деятельности крупнейших гостиничных сетей. В ходе обсуждения российские студенты активно интересовались особенностями работы сетевых и несетевых гостиничных комплексов на рынке Великобритании и перспективами их развития с горизонтом в 15 лет, а также тенденциями в области внедрения новых инновационных технологий в сфере гостиничного бизнеса Великобритании.
Такие мероприятия при тщательной и продуманной подготовке вызывают живой интерес учащихся, пробуждают стремление к творческому поиску, повышают их самооценку, стимулируют неформальный подход к будущей работе. Как правило, студенты СПбГУСЭ в ходе обсуждений демонстрируют достаточно свободное владение иностранным языком, структурированность и содержательность презентаций, умение проводить глубокий и всесторонний анализ, находить правильные решения и формулировать нужные нетривиальные рекомендации (например, менеджменту анализируемых компаний по выбору стратегий развития и т. п.). В ходе дискуссий будущие выпускники приобретают навыки свободного общения на международном уровне с использованием профессиональной терминологии, что крайне важно для будущей практической работы в туристическом и гостиничном менеджменте. Все это позволяет говорить о перспективности использования технологии видеоконференцсвязи в учебном процессе подготовки специалистов для работы в российском сервисе. В дальнейших планах кафедры управления предпринимательской деятельностью СПбГУСЭ - организация видеоконференций, участниками которых станут студенты и персонал крупных туристических агентств и гостиниц - не только национальных, но и зарубежных. Такая деятельность позволит вовлечь в процесс обучения высококвалифицированных специалистов-практиков и предоставить студентам возможность изучить работу служб индустрии гостеприимства различных стран и категорий с минимумом затрат для университета.
Опыт проведения подобных встреч способствует интеграции университета в международное образовательное пространство и повышению качества образовательных услуг. Ставка на инновационное развитие, объективной базой которого являются современные информационно-коммуникационные технологии, - наиболее реальный путь обеспечения конкурентоспособности российского образования, важнейшими принципами которого традиционно остаются взаимосвязь науки и практики, преемственность между уровнями образования, интеллигентность и высокая духовность университетской жизни независимо от политического строя и экономических условий в стране.
Список литературы
1. Асаул, А. Н. Внутренний кризис университетского менеджмент-образования / А. Н. Асаул, Л. Ф. Манаков // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 2(20). - С. 70-81.
2. Асаул, А. Н. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями — залог успешного развития компании / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 1(19). - С. 3-7.
3. Маркасов, С. В. Инфокоммуникации и эффективность их использования / С. В. Маркасов, К. М. Мкртчян // Экономическое возрождение России. - 2010. - №2(24). - С. 33-38.
4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций // А. Н. Асаул, Б. М. Капаров, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2008. - 415 с.
5. Пастухов, А. Л. Теоретические аспекты управления знаниями в университетском комплексе /
A. Л. Пастухов // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 3(25). - С. 62-71.
6. Резник, Г. А. Подготовка инновационно-ориентированного специалиста как предпосылка модернизации отечественной экономики / Г. А. Резник, С. Г. Чувакова // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 3(25). - С. 31-36.
7. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров. - СПб.: Гуманистика, 2007. - 280 с.
8. Ярковой, В. А. Основные направления развития информационных услуг в Российской Федерации / В. А. Ярковой // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 3(25). - С. 56-61.
9. Ярковой, В. А. Современные информационно-коммуникационные технологии и их роль в системе образования / В. А. Ярковой // Экономическое возрождение России. 2010. - № 4(26). - С. 103-106.
10. Ястребова, М. В. Развитие системы управления инновационным обеспечением системы здравоохранения на современном этапе / М. В. Ястребова // Экономическое возрождение России. -2011. - № 1(27). - С. 139-146
11. Camison, C. Strategy attitudes and information technologies in the hospitality business/C. Camison // International Journal of Hospitality Management. - 2000. - V. 19. - №.2. - P. 125-143.
The list of the literature
1. Asaul, A. N. Internal crisis of university educational-management / A. N. Asaul, L. F. Manakov // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 70-81.
2. Asaul, A. N. Training of engineers-managers n management of innovations - a company guarantee of successful development / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1(19). - P. 3-7.
3. Markasov, S. V. Info communications and effectiveness of their use // S. V. Markasov, K. M. Mkrtchyan // Economic revival of Russia. - 2010. - №2(24). - P. 33-38.
4. Modernization of the economy based on technological innovation / A. N. Asaul, B. M. Kaparov, V.
B. Perevyazkin, M. K. Starovoitov. - SPb.: ANO «IPEV», 2008. - 415 p.
5. Pastukhov, A. L. The theoretical aspects of knowledge management in university complex / A. L. Pastuhov // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3(25). - P. 62-71.
6. Resnick, G. A. Preparation of innovation-oriented specialist as a precondition for the modernization of the national economy / G. A. Resnick, S. G. Chuvakova // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3(25). - P. 31-36.
7. Management of higher education institutions in the innovation economy / A. N. Asaul, B. M. Kaparov. - SPb.: Humanistica, 2007. - 280 p.
8. Yarkovoj, V. A. The main directions of development of information services in the Russian Federation // V. A. Yarkovoj // Economic revival of Russia. - 2010. - № 3(25). - P. 56-61.
9. Yarkovoy, V. A. Modern of informatively-communication technologies and their role in the system of education / V. A. Yarkovoj // Economic revival of Russia. - 2010. - № 4(26). - P. 103-106.
10. Yastrebova, M. V. Development of innovative software management system health care system / M. V. Yastrebova // Economic revival of Russia. - 2011. - № 1(27). - P. 139-146.
11. Camison, C. Strategy attitudes and information technologies in the hospitality business/C. Camison// International Journal of Hospitality Management. - 2000. - V. 19. - №.2. - P. 125-143.