Р. М. Севек1
УПРАВЛЕНМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Возникновение и развитие рынка образовательных услуг в Российской Федерации, формирование современной системы организации образовательного процесса поставили перед участниками взаимодействия на рынках образовательных услуг и труда ряд проблем теоретического и практического характера, вызванных необходимостью адаптации к глобальным изменениям в сфере образования и реалиям рыночных отношений.
Рынок образовательных услуг, являясь частью национальной экономики, в научной литературе рассматривается как сложная социально-экономическая система и одновременно как совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью [1, 2, 3, 4, 8, 12, 13]. Отраслевые особенности рынка образовательных услуг связаны с различиями в их содержании, технологии и условиях оказания, в составе субъектов и объектов рынка этих услуг, а также в характеристиках взаимодействия субъектов в образовательном процессе.
Авторы, исследующие различные аспекты сферы образования, сходятся в том, что образовательная услуга по своей сути есть процесс единства обучения и воспитания [14] и одновременно - объект рыночных взаимоотношений различных экономических субъектов [1, 9]. Среди экономических субъектов рынка образовательных услуг можно выделить производителей и продавцов (государственные и частные учреждения высшего и среднего профессионального образования, компании - создатели элементов образовательных услуг, работники сферы образовательных услуг); потребителей - прямых (население, коммерческие организации, органы государственной власти) и косвенных (работодатели и государство), посредников и провайдеров (общественные и коммерческие организации, органы местного самоуправления), а также координаторов (органы государственной власти, регулирующие аккредитацию и лицензирование образовательных учреждений). Каждый из перечисленных участников реализует свои цели в сфере образования, что не только делает данных субъектов заинтересованными сторонами, но и подчиняет их действия рациональной логике рыночного поведения. Однако социальная направленность институциональной сущности процесса обучения позволяет классифицировать перечисленных субъектов рынка образовательных услуг скорее как социальных партнеров, чем как заинтересованные стороны товарно-рыночных отношений [11].
Рынок образовательных услуг может быть рассмотрен как составная часть рынка труда. Последний формирует запрос на работников востребованной специальности, владеющих определенными квалификационными навыками и компетенциями. На рынке образовательных услуг в процессе обучения на протяжении всей жизни (от получения первого высшего или среднего специального образования до повышения квалификации, переподготовки и пр.) такой запрос может быть удовлетворен. Основное взаимодействие на рынке образовательных услуг происходит между производителями услуг и прямыми
(население) и косвенными потребителями. Многообразные взаимосвязи между экономическими субъектами на этом рынке определяют разнообразие форм взаимодействия.
По направлению взаимосвязей можно выделить горизонтальные и вертикальные связи. Горизонтальные связи характеризуют взаимодействие между образовательными учреждениями, занимающими одинаковый уровень в процессе оказания образовательных услуг и предоставляющими услуги одинакового образовательного стандарта: между вузами и бизнес-школами; между профессиональными училищами, колледжами и техникумами. В современных условиях значение горизонтальных связей усиливается.
1 Руслана Монгушовна Севек, стасрший преподаватель Тывинского государственного университета. E-mail: [email protected]
Это обусловлено процессами «... интернационализации высшего образования и, в частности, мобильности студентов и трансграничной деятельности вузов. .Происходит диверсификация способов поставки образовательных услуг, где наряду с развитием мобильности студентов и преподавателей все большее развитие получают мобильность образовательных программ и мобильность образовательных институтов» [7]. По сути, речь идет об экспорте и импорте образовательных услуг в условиях развития экономики, основанной на знаниях. При этом разворачивается одновременная интернационализация рынка труда, а возрастающая потребность в квалифицированной рабочей силе приводит к увеличению доли частных фирм, предоставляющих образовательные услуги на международном рынке образовательных услуг.
Вертикальные связи (нисходящие и восходящие) отражают взаимодействие между экономическими субъектами, занимающими различные уровни в цепочке «производства» образовательной услуги. Такие связи возникают при взаимодействии образовательных учреждений с государственными структурами, осуществляющими аккредитацию и лицензирование деятельности профессиональных образовательных учреждений.
Вертикальные связи существуют также между некоммерческими организациями и органами местного самоуправления, выполняющими мониторинг в области образовательных услуг.
Помимо направлений взаимодействия существуют роли взаимодействующих субъектов: покупатель - продавец; конкурент - партнер; пользователи общих ресурсов. В процессе взаимодействия роль покупателя (прямого и косвенного) образовательных услуг выполняют население, получающее образование; фирмы, покупающее образовательные услуги повышения квалификации/переподготовки своих сотрудников; государственные учреждения и органы исполнительной/законодательной власти, также покупающие образовательные услуги для своих работников или обслуживаемой части населения (безработных, инвалидов и др.). Роль продавца образовательных услуг напрямую выполняют многочисленные образовательные учреждения.
Значительный объем знаний передается населению (экономически активному и неактивному) в процессе консультирования (по вопросам налогообложения, открытия бизнеса, изучения иностранного языка и др.) при участии общественных организаций и частных фирм. В обществе, реализующем принципы экономики знаний, процесс передачи нелицензированных знаний получает все большее распространение. Участники такого взаимодействия выполняют роль конкурента)партнера, где конкурирующие за студентов и слушателей образовательные учреждения и организации, продвигающие новые формы знаний, трансформируются в социальных партнеров. Бывшие конкуренты, продолжая таковыми оставаться, осознают, что в роли партнеров они могут намного эффективнее решать общие проблемы. Обмен курсами и разработка совместных курсов силами межвузовских авторских коллективов позволяют снизить издержки формирования дорогостоящих, но актуальных электронных учебных курсов, использующих новые информационные образовательные технологии (е-1еат^) [7]. Подходы к организации процесса взаимодействия субъектов на рынке образовательных услуг в данном контексте, как минимум, связаны с созданием ресурсных центров и сетевых образовательных организаций.
Партнерское сотрудничество, взаимовыгодные отношения возникают у образовательных учреждений не только с корпоративными клиентами, но и с гражданами, желающими получить специальность и совершенствовать свою квалификацию в течение всей профессиональной деятельности.
Для субъектов рынка образовательных услуг также характерна роль пользователей общих ресурсов. Образовательные учреждения и иные обучающие структуры совместно приобретают информацию, технологии, осуществляют обучение, совместное финансирование, все чаще совместно покупают сырье и материалы. Одним из примеров является участие образовательных учреждений в кластерах - группах взаимосвязанных
технологической цепочкой компаний, поставщиков оборудования, специализированных услуг, а также вузов, бизнес-инкубаторов и других организаций, в процессе взаимодействия которых усиливаются конкурентные преимущества отдельных компаний и кластерав целом, налаживается выпуск инновационной продукции [5, 6].
Реализация роли пользователей общих ресурсов позволяет решать проблему асимметрии информации у населения о качестве предоставляемых образовательных услуг.
Сами образовательные учреждения хорошо проинформированы о сильных и слабых сторонах как своих, так и потенциальных конкурентов, однако такой информацией не обладает население даже при регулярном мониторинге образовательной деятельности силами общественных организаций и органов местного самообразования.
Появление новых форм взаимосвязей субъектов рынка образовательных услуг, новых видов деятельности образовательных учреждений обусловливает необходимость трансформации управления взаимодействием. Происходит трансформация целевых установок субъектов взаимодействия, технологий и инструментов управления деятельностью образовательных структур. Формируются новые образовательные бизнес-процессы, ориентированные на создание общих для продавцов, покупателей и социальных партнеров ценностей на взаимовыгодных условиях.
В перспективе становится возможным формирование стратегических альянсов в сфере образования [10]: партнерство школ, различных вузов, работодателей, местных органов государственной власти и управления, продвигающих государственные приоритеты в подготовке специалистов. Взаимоотношения в образовательном стратегическом альянсе существенно отличаются от обычных рыночных, когда вузы, продавая образовательные услуги, должны подстраиваться под сиюминутные запросы клиентов, подчас не соответствующие перспективным тенденциям рынка труда.
В связи с формированием новых подходов к управлению взаимодействием на рынке образовательных услуг возникает вопрос выбора стратегий, адекватных запросам экономики знаний. Ориентация выбора в пользу стратегий активного взаимодействия позволит учреждениям профессионального образования предоставлять качественные и доступные знания всем участникам рынка образовательных услуг, а органам государственной власти и управления гарантирует качественное выполнение национального проекта «Образование» и национальной стратегии в образовании и научной деятельности.
Элементами стратегии активного взаимодействия на региональном рынке образовательных услуг должны выступать активный мониторинг и последующий анализ запросов на образовательные услуги от рынка труда, населения и бизнес-структур, а также мониторинг адекватности вклада образовательных учреждений; прогнозирование развития регионального рынка труда и образовательных услуг; активное формирование приоритетных направлений развития образовательного пространства, образовательных услуг и современных форм взаимодействия участников рынка.
Важнейшим элементом стратегии активного взаимодействия на рынке образовательных услуг являются финансовые инструменты, позволяющие привлечь финансовые ресурсы для реализации стратегии [14]. Среди опробованных в практике российских вузов и предлагаемых к использованию региональными учреждениями профессионального образования можно выделить образовательные вексельные займы, накопительное страхование образования, региональное финасирование территориальных заказов на подготовку специалистов, активный образовательный фандрайзинг и формирование эндаумент-фондов поддержки региональных вузов, участие в кластерных инициативах, коммерциализацию научных разработок, активное участие в международных и всероссийских конкурсах и программах, региональное финансирование консультаций и занятий с репетиторами.
Наиболее целесообразным инструментом реализации мероприятий по привлечению финансовых ресурсов может быть методология ведомственных целевых программ (ВЦП), позволяющая привлечь ведомственные ресурсы и проконтролировать их целевое
использование для достижения запланированных текущих и конечных результатов конкретной программы.
Эффективное управление взаимодействием на рынке образовательных услуг является условием устойчивого развития экономики региона и высокого уровня удовлетворения потребностей всех слоев населения в качественных услугах при сохранении доминирующей роли государственной образовательной политики.
Список литературы
1. Асаул, А. Н. Повышение роли государства в развитии национальных систем высшего образования/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 4 (10). - С. 311.
2. Асаул А. Н. Подготовка кадров высшей квалификации в сфере архитектуры и строительства/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. -2007. - № 3(13). - С. 311.
3. Бездудная, А. Г. Тенденции развития высшего образования в США и России/ А. Г. Бездудная // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1 (15). - С. 41-49.
4. Беляев, М. К. Методология адаптивного управления качеством образовательной деятельности/ М. К. Беляев, М. В. Маркова // Экономическое возрождение России. - 2009. -№ 1 (19). - С. 38-51.
5. Войнаренко, М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. - №2(12). - С. 75-86.
6. Войнаренко, М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. -№4(14). -С. 68-82.
7. Гороховатская, Н. В. Международный рынок образовательных услуг и национальные стратегии экспорта образования/ Н. В. Гороховатская. - Режим доступа http://russia.edu.ru/news/ events/3933/
8. Капаров, Б. М. Образование - как важнейший ресурс экономики, основанной на знаниях/ Б. М. Капаров // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1 (11). - С. 12-16.
9. Капаров, Б. М. Повышение конкурентоспособности современного вуза на основе теории самоорганизации/ Б. М. Капаров // Экономическое возрождение России. -2006. - №3(9). -С. 25-30.
10. Мохначев, С. А. Управление конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг/ С. А. Мохначев // Экономика. - 2007. - № 307. - С. 116-120.
11. Песоцкая, Е. В. Этологический подход к управлению рынком образовательных услуг/Е. В. Песоцкая // Экономическое возрождение России. - 2004. - №1. - С. 41-46.
12. Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения /М. Г. Сергеева //Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2(16). - С. 63-68.
13. Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России / М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1 (15). - С. 50-55.
14. Асаул, А. Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров; под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Н. Асаула. - СПб.: Гуманистика, 2007. - 280 с.
The list of the literature
1. Asaul, A. N. Rising of a role of the state in development of national systems of higher education/A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2006. - № 4 (10). - P. 3-11.
2. Asaul, A. N. A top skills professional training in architecture and building sphere/ A. N. Asaul //Economic revival of Russai. - 2007. - № 3(13). - P. 3-11.
3. Bezdudnaya, A. G. Directions for Higher Education United States and Russia/ A. G. Bezdudnaya //Economic revival of Russia. - 2008. - № 1 (15). - P. 41-49.
4. Belyaev, M. K. Methodology of adaptive quality management of educational activities /M. K. Belyaev, M. V. Markova // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1 (19). - P. 38-51.
5. Voynarenko, M. P. Cluster model of a business association in Ukraine/ M. P. Voynarenko // Economic revival of Russia. - 2007. - №2(12). - P. 75-86.
6. Voynarenko, M. P. Cluster model of a business association in Ukraine/ M. P. Voynarenko //Economic revival of Russia. - 2007. - №4(14). - P. 68-82.
7. Gorokhovatskaya, N. V. The international market of educational services and the national export strategy of education/ N. V. Gorokhovatskaya. - Access mode http://russia.edu.ru/news/events/3933/
8. Kaparov, B. M. Formation - as the major resource of the economy based on knowledge /B. M. Kaparov // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - P. 12-16.
9. Kaparov, B. M. Improving the competitiveness of a modern university on the basis of the theory of self-organization / B. M. Kaparov // Economic revival of Russia. - 2006. - №3(9). - P. 25-30.
10. Mokhnachev, S. A. Managing competitiveness of high school in the education market / S. A. Mokhnachev // Ekonomic. - 2007. - P. 116-120.
11. Pesotskaja, Е. V. The Etological approach to management of the market of educational services /E. V. Pesotskaja // Economic revival of Russia. - 2004. - №1. - P. 41-46.
12. Sergeeva, M. G. Preparation of experts of the economic structure by means of development of model professional competence for the way economic revival of Russia / M. G. Sergeeva // Economic revival of Russia. -2008. - № 2(16). - P. 63-68.
13. Sergeeva, M. G. Preparation of experts of the economic structure by means of development of model professional competence for the way economic revival of Russia / M. G. Sergeeva // Economic revival of Russia. - 2008. - № 1 (15). - P. 50-55.
14. Asaul, A. N. Management of the higher educational institution in conditions of innovative economy / A. N. Asaul, B. M. Kaparov; under the editorship of doc. econ. sci. prof. A. N. Asaul. -SPb.:Humanistica. - 2007. - 280 p.