Н. В. Голубцов1
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ В ЭНЕРГЕТИКЕ: ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
В условиях глобальной экономики центр тяжести конкурентной борьбы перемещается в сферу инноваций. При этом соперничество ведется не только в традиционных секторах высоких технологий (информации и связи, биотехнологиях и фармацевтике, авиации и космосе), но и в тех видах экономической деятельности, которые традиционно не укладываются в сферу наукоемких. Особо следует выделить технологическое соперничество в области энергетики, обусловленное ростом дефицита углеводородных ресурсов, усложнением условий их добычи и транспортировки, экологическими и климатическими проблемами. Поэтому уже сейчас деятельность мировых лидеров современной энергетики характеризуется последовательной реализацией стратегий освоения передовых научно-технических достижений, направленных на энерго- и ресурсосбережение, освоение новых методов разведки, добычи, транспортировки и хранения продукции, а также на использование альтернативных источников энергии [2, 3, 5, 6, 7, 11].
Такие катаклизмы, как экологическая катастрофа в Мексиканском заливе в 2010 г., подталкивают мировое сообщество к поиску альтернативных источников энергии. Поэтому необходимо успеть модернизировать российскую экономику, сделав ее менее зависимой от экспорта углеводородных ресурсов, до того, как иссякнут запасы нефти и газа или мировая экономика перейдет на альтернативные источники энергии.
«Будущее мировой энергетики определяется уже сегодня, - подчеркнул Президент РФ Д. А. Медведев в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2010 г. - Оно рождается в исследовательских центрах, в лабораториях. Научные открытия, технологические решения способны действительно изменить развитие человечества... Я бы не стал противопоставлять курс России на модернизацию развитию энергетики... Когда мы критикуем то, что сложилось в нашей экономике, мы говорим лишь о том, что Россия не может развиваться только за счет сырьевого роста.
Но в самих энергетических компаниях, в энергетике в целом очень серьезный потенциал инновационного развития».
Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определила в качестве основной задачи переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического развития, способной обеспечить рост конкурентоспособности российской продукции и услуг на внутреннем и мировом рынках. Реализацию стратегии инновационного развития России, тормозит дефицит квалифицированных кадров. В работе [1] убедительно доказано, что подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями является залогом успешного развития любой организации. Это утверждение в полной мере относится и к специалистам энергокомпаний. При этом управление инновационными процессами в энергетике имеет свои особенности.
Рассмотрим электроэнергетику как объект управления, целями которого является ее инновационное развитие. По определению [8], электроэнергетика представляет собой развивающийся в масштабе всей страны высокоавтоматизированный комплекс электростанций, электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства, объединенных технологическим циклом и централизованным оперативно-диспетчерским управлением. Поэтому цена управленческих решений в электроэнергетике может быть чрезвычайно высокой. Например, системные аварии, обусловленные стратегическими и текущими ошибками, могут иметь тяжелые последствия как для энергетической системы, так и для экономики страны в целом.
Инновации в электроэнергетике прежде всего связаны с изменением технологических процессов, а не конечной продукции. Это объясняется малой изменчивостью конечного продукта (электроэнергии и мощности2) и определенной прогнозируемостью спроса. В результате в
1 Николай Владимирович Голубцов, доцент кафедры электроснабжения Нижегородского высшего военно-инженерного командного училища, канд. техн. наук. E-mail.: [email protected]
2 Потребители мощностью более 750 кВА расплачиваются за электроэнергию по двухставочному тарифу, предусматривающему плату за мощность, заявленную в часы максимума нагрузки (значит, мощность -товар) и за фактически потребленную по счетчику электроэнергию (электроэнергия - товар).
электроэнергетике обеспечиваются более быстрое освоение и высокая эффективность инновационной деятельности, чем в ряде наукоемких видов экономической деятельности. Напротив, элементы монополизма в электроэнергетике не мотивируют стремление к внедрению инноваций. Появление новых образцов отечественного и импортного электрооборудования влечет за собой потребность в инженерах-энергетиках, способных к постоянному обновлению специальных и общепрофессиональных знаний, умений и навыков, развитию профессиональных компетенций.
Для решения задач профессиональной деятельности выпускники энергетических специальностей должны обладать профессиональной компетентностью, которая представляет собой интеграцию опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых для специалиста личностных качеств [9, 10, с. 54]. Понимая под компетенцией личную способность выпускника решать определенный класс профессиональных задач, полагаем, что компетентностный подход в подготовке студентов энергетических специальностей следует рассматривать как путь достижения востребованных современной энергетикой образовательных результатов системы высшего профессионального образования.
Для достижения компетенций, обеспечивающих возможность решения задач профессиональной деятельности в условиях инновационного развития энергетики, современномуинженеру требуются знания и умения, выходящие за рамки учебных программ. Формируемые в вузах компетенции не должны быть ориентированы только на технологические инновации. Не меньшее значение в условиях рыночной экономики имеют организационно-управленческие инновации, подразделяющиеся на организационные, управленческие, экономические, социальные, юридические, маркетинговые и корпоративные [4, с. 111-144].
Инженеры-энергетики, специалисты другого профиля и руководители в энергокомпаниях одновременно выступают как объекты управления инновационными процессами и как субъекты управления. Инженеры, получившие профессиональную подготовку в вузах по направлению ГОС ВПО 140200 «Электроэнергетика», при изучении ряда общепрофессиональных и специальных дисциплин овладевают теорией автоматического управления в системах электроснабжения. Окончив вуз, они должны уметь проектировать, монтировать, выполнять наладку и эксплуатировать системы автоматического управления и регулирования на объектах электроэнергетики. Кроме того, выпускники должны уметь управлять людьми (подчиненными). Не случайно ГОС ВПО включает в блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин психологию и педагогику
социологию, политологию, экономику и др. Сочетание технического и гуманитарного компонентов способствует получению синергетического эффекта их подготовки к профессиональной организационно-управленческой деятельности. Так, для обоснования решений задач электроснабжения студенты используют положения теории вероятности, теории массового обслуживания и математического программирования, теории надежности и живучести, другие положения прикладной математики и статистики, которые лежат в основе методов исследования операций. При изучении основ автоматического управления они овладевают знаниями законов теории регулирования, которые хоть и рассматриваются с ориентацией на системы электроснабжения, но справедливы для динамических систем всех видов, в которых имеется обратная связь. Энергетические предприятия и их подразделения как объекты управления являются динамическими системами с обратной связью.
Важно и то, что знание теории электротехники облегчает изучение и усвоение основ технологии управления, поскольку любые системы управления являются системами передачи и переработки информации. Технология же управления складывается из комплекса методов по обработке управленческой информации с целью принятия и реализации управленческих решений. В теории управления совокупность взаимодействующих источников, преобразователей и потребителей информации рассматривается как информационная цепь. А в основах теории информационных цепей много понятий, законов и формул, которые специалист, знающий цикл энергетических дисциплин, способен уяснить значительно быстрее специалиста, не владеющего теорией, излагаемой в этих дисциплинах. Например, информационные законы Ома и Кирхгофа по формулировкам и математическим выражениям аналогичны законам Ома и Кирхгофа в электротехнике.
Методы расчета последовательных и параллельных информационных цепей схожи с методами расчета соответствующих цепей в электротехнике и т. д.
Учебные программы могут не предусматривать изучение теории информационных цепей, но в рамках факультативных занятий, работы студенческих научных обществ полезно показать аналогию между информационными и электрическими цепями. Например, решив ряд задач по расчету информационных цепей управления, студенты смогут понять и учитывать в
профессиональной деятельности ригидность информационных цепей аналог индуктивности в электрических цепях. Так, в условиях реформирования электроэнергетики работники энергетических компаний, являющиеся элементами информационной управленческой цепи, могут проявлять консерватизм, упрямство, неспособность изменить алгоритм своих действий, ригидность. Все эти многообразные проявления качеств личности приводят к выработке в информационных цепях управления встречного информационного напряжения (противодействия управлению), уменьшающего напряжение управления так же, как это делают индуктивные элементы в электрических цепях. Составив и проанализировав дифференциальные уравнения переходных процессов в ригидных цепях, студенты видят, что ригидные цепи трудно поддаются перестройке, зато весьма стойки к помехам, вызывающим случайные кратковременные изменения тока управления, т. е. обеспечивают устойчивость систем управления. Следовательно, ригидность может быть как отрицательным, так и положительным фактором в зависимости от условий ее проявления. Поэтому в будущем, решая организационно-управленческую задачу, выпускник уже не станет однозначно оценивать, например, такое качество подчиненного, руководителя или коллеги, как консерватизм.
Таким образом, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда и рабочей силы, выпускники технических вузов кроме высокого уровня традиционной профессиональной подготовки должны обладать дополнительными профессиональными качествами. Поэтому целью современного высшего технического образования становится не подготовка узких специалистов-инженеров, а развитие личности каждого человека и расширение его профессиональной компетентности. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, инженерно-техническая подготовка, педагогическая техника, умения и навыки по рабочей профессии широкого профиля и др. Задачей профессиональной школы является также формирование компетентности, характеризующейся способностью решать нестандартные задачи на основе имеющихся знаний [9, 10, с. 63, 64].
Для обеспечения потребности энергетики в кадрах, способных управлять инновациями, в ИПКгосслужбы3 (точнее, в его структурном подразделении ВИПКэнерго)4 в 1998 г. создана и успешно функционирует первая в России кафедра «Управление инновационной и инвестиционной деятельностью в энергетике». Разработаны соответствующие учебные программы, проводятся семинары и деловые игры. В Концепции развития инновационной деятельности в электроэнергетике5 отмечается, что дефицит кадров, которые могут быть задействованы в инновационных проектах, в определенной степени может быть компенсирован за счет формирования так называемых гибридных структур, реализующих функции самовоспроизводства инновационных подразделений, в том числе подготовку необходимых кадров для собственных нужд. В гибридных структурах предусмотрено привлечение преподавателей вузов к инновационной деятельности энергетического бизнеса. С другой стороны, предлагается участие энергетического бизнеса в практическом обучении студентов с предоставлением материальной базы и квалифицированных сотрудников. Традиционной формой подобного сотрудничества является создание филиалов кафедр при энергокомпаниях и проектных групп. Как правило, гибридные формирования имеют матричную или сетевую организационную структуру типа инновационный инкубатор; сеть кадровых менеджмент-инкубаторов; учебные инженерно-инновационные центры (УИИЦ); КЭУ (Корпоративный энергетический университет) ЕЭС; корпоративный центр развития персонала энергокомпаний; «фабрика знаний» энергокомпаний. Все это позволит в кратчайший срок обеспечить и развить не только учебную базу повышения квалификации сотрудников в данной области, но и образования в целом [8, с. 12] (см. рисунок).
В 2002 г. приказом Министерства образования РФ от 15.10.2002 г. № 3594 было создано направление подготовки дипломированных специалистов «Инноватика». Правоведения образовательной деятельности по специальности «Управление инновациями» было предоставлено шести вузам. В 2008 г. состоялись первые выпуски инженеров-менеджеров по специальности 220601 - «Управление инновациями». В среднем 82% выпускников каждого вуза было трудоустроено по полученной специальности. В то же время подлинный профессионализм сейчас немыслим без постоянного обновления специальных и общепрофессиональных знаний, умений и навыков, без развития профессиональных компетенций. Реализация принципа непрерывного образования позволит
3 Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации государственных служащих».
4 Институт повышения квалификации энергетиков.
5 Разработана в соответствии с Приказом ОАО РАО «ЕЭС России» № 396 от 08.06.2007
обеспечить потребность в кадрах, способных возглавлять инновационные проекты в энергетике, овладеть компетенциями, соответствующими новым требованиям к персоналу.
г
Начало образовательных траекторий
<
Довузовский период
Разделение ценностей инновационной культуры
V
I уровень
5Z
Базовая компетентность в области ИД для социальной и профессиональной деятельности
Начало траекторий профессионального
II уровень
типа
Вузовский период
Бакалавр в сфере ИД, специалист по ИД
Начало траектории прикладного типа профессиональной деятельности одного типа
Завершение траектории ценностного
III уровень
Начало траектории академического типа профессиональной деятельности одного типа
Менеджер инновационных проектов
Г
Организатор малого инновационного бизнеса
Послевузовский период
I
1
Магистр инноватики
Кандидат наук
IV уровень
Менеджер ИД
J
V уровень
<
Топ-менеджер
Доктор наук
I
VI уровень
Совершенствование профессиональной деятельности,
Рис. 1. Модель системы непрерывного образования в области инновационной деятельности (ИД)
Список литературы
1. Асаул, А. Н. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями -залог успешного развития компании / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. -
2009. - №1(19). - С. 3-7.
2. Асаул, А. Н. Возобновляемые источники энергии: состояние и перспективы / А. Н. Асаул // Труды вольного экономического общества России. - 2008. - Т. 94(23). - С. 173-180.
3. Асаул, А. Н. Инновационные направления развития возобновляемых источников энергии / А. Н. Асаул // По пути к возрождению: переход России на инновационный путь развития: науч. тр. Российской науч.-практ. конф. - СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. - С. 78-84.
4. Введение в инноватику: учеб. пособие / А. Н. Асаул [и др.]. - СПб.: АНО «ИПЭВ»,
2010. - 320 с.
5. Данилевич, Я. Б. Энерго- и ресурсосбережение - условие и фактор экономического возрождения / Я. Б. Данилевич, А. Н. Коваленко // Экономическое возрождение России. -2006. - №2(8). - С. 8-15.
6. Ерофеев, П. Ю. Особенности и основные направления ресурсосбережения в концепции устойчивого развития экономики/ П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2006. - №2(8). - С. 21-26.
7. Ерофеев, П. Ю. Особенности и основные направления ресурсосбережения в концепции устойчивого развития экономики / П. Ю. Ерофеев // Экономическое возрождение России. - 2006. - №3(9). - С. 31- 32.
8. Капаров, Б. М. Образование - как важнейший ресурс экономики, основанной на знаниях /Б. М. Капаров // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1(11). - С. 12- 16.
9. Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России / М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1(15). - С. 50- 55.
10. Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России / М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2(16). - С. 63- 68.
11. Якутин, Ю. В. Энергетическая безопасность страны в условиях глобализации хозяйственной жизни / Ю. В. Якутин // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1(15). - С. 7-11.
The list of the literature
1. Asaul, A. N. Training of engineers [ managers n management of innovations — a company guarantee of successful development / A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - №1 (19). - P. 3-7.
2. Asaul, A. N. Renewable energy sources: state and perspectives / A. N. Asaul // Proceedings of the Free Economic Society of Russia. - 2008. - V. 94 (23) - P. 173-180.
3. Asaul, A. N. Innovative directions of development of renewable energy / A. N. Asaul // On the road to recovery: Russia's transition to an innovative way of development: Sci. Tr. Russian scientific-practical conference. - St. Petersburg.: ANO «IPEV», 2007. - P. 78-84.
4. Introduction in the innovation: Tutorial / A. N. Asaul [and others]. - SPb.: ANO «IPEV»,
2010. - 320 p.
5. Danilevich, Ja. B Energy - and recourses saving - a condition and the factor of economic revival/ Ja. B. Danilevich, A. N. Kovalenko // Economic revival of Russia. - 2006. - №2 (8). - P.8-15.
6. Erofeev, P. Ju. Features and the basic directions resource savings in the concept of a sustainable development of economy/ P. Ju. Erofeev // Economic revival of Russia. -2006. -№2(8). - P. 21-26.
7. Erofeev, P. Ju. Features and the basic directions resource savings in the concept of a sustainable development of economy / P. Ju. Erofeev // Economic revival of Russia. -2006. -№3(9). - P. 31-32.
8. Kaparov, B. M. Formation - as the major resource of the economy based on knowledge / B. M. Kaparov // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1(11). - P. 12-16.
9. Sergeeva, M. G. Preparation of experts of the economic structure by means of development of model professional competence for the way economic revival of Russia / M. G. Sergeeva // Economic revival of Russia. - 2008. -№ 1(15). - P. 50-55.
10. Sergeeva, M. G. Preparation of experts of the economic structure by means of development of model professional competence for the way economic revival of Russia / M. G. Sergeeva // Economic revival of Russia. - 2008. - № 2(16). - P. 63-68.
11. Jakutin, Ju. V. Country's energy security in the context of globalization of economic life/Ju. V. Jakutin // Economic revival of Russia. - 2008. - № 1(15). - P. 7-11