Научная статья на тему 'Подготовка будущих воспитателей к внедрению современных технологий физического развития и оздоровления детей'

Подготовка будущих воспитателей к внедрению современных технологий физического развития и оздоровления детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
468
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ВОСПИТАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кот Надежда Андреевна

Чтобы отвечать требованиям времени, современный педагог высшей квалификации для системы дошкольного образования должен иметь не только базовые знания, умения и навыки, но и владеть инновационными технологиями, в первую очередь, в области физического воспитания дошкольников. В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих воспитателей к внедрению современных технологий физического развития и оздоровления детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих воспитателей к внедрению современных технологий физического развития и оздоровления детей»

- обеспечивает обучение в специализированных школах;

- обеспечивает надомное обучение;

- обеспечивает социальную поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов (бесплатное питание, проезд и др.).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1991.

2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Владос, 2004.

3. Аксенова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1997. № 1. С. 3-10.

4. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1996.

5. Аргун Л.Е., Капустина И.В. Спортивно-реабилитационная игра «Ринго-Надежда» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1997. № 2. С. 43-50.

6. Боброва Л.П. Положение детей в РФ // Защити меня. 2003. № 2. С. 3.

7. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

Н.А. Кот

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ВНЕДРЕНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Перестройка и обновление высшего образования в Украине принципиально изменяет систему профессиональной педагогической подготовки специалистов. Чтобы отвечать требованиям времени, современный педагог высшей квалификации для системы дошкольного образования должен иметь не только базовые знания, умения и навыки, но и владеть инновационными технологиями, в первую очередь, в области физического воспитания дошкольников. Это обусловлено тем, что работа дошкольного образовательного учреждения должна быть направлена на укрепление психофизического здоровья ребенка, что невозможно без проведения инновационной деятельности. Поэтому выпускник специальности «Дошкольное воспитание» должен понимать приоритетность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, пытаться постоянно решать проблемы сохранения здоровья детей, улучшения уровня их физического развития и физической подготовленности путем внедрения в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Особую актуальность проблема подготовки будущего специалиста дошкольного образования к внедрению в практику ДОУ здоровьесберегающих технологий приобретает в связи с характерными для физического развития подрастающего поколения Украины тенденциями. Это

- морфо-психологические изменения процессов развития человека как биологической единицы, которые особенно остро обозначились на грани ХХ - ХХ1: ретардация, то есть завершение акселерации роста и развития; астенизация - увеличение количества лиц астенического телосложения; грацилизация - уменьшение широтных и охватных размеров тела, общей массы скелетной мускулатуры; андрогиния - стирание половых отличий; ювенилизация - увеличение количества людей с высоким уровнем интеллекта, слабой нервной системой и склонностью к интроверсии (В. Доскин, В. Зайцева, Х. Келлер, Н. Мураенко, Р. Тонкова-Ямпольская и др.);

- негативное влияние экологических (загрязнение воздуха, воды, повышения радиоактивного фона и т.д.), экономических (уменьшение количества дошкольных учреждений, ухудшения материального благосостояния семей и т.д.) и социальных (негативное воспитательное влияние семьи и микросоциальной среды, психическая депривация и т.д.) условий жизни современного ребенка;

- увеличение количества ослабленных, детей с низким ростом и дефицитом массы тела, отставанием в биологическом развитии. Так, по данным Министерства здравоохранения Украины, около 80% новорожденных находятся в маргинальном состоянии между здоровьем и болезнью. Исследователи подчеркивают, что для ослабленного ребенка характерно снижение еже-

дневной двигательной активности, а это, в свою очередь, провоцирует многочисленные отклонения в состоянии здоровья: снижение функциональной подготовленности нервно -мышечного аппарата, ослабление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ухудшение общего самочувствия, быструю утомляемость (Е. Бабенкова, В. Зациорский, Т. Параничева, Т. Тарасова, Р. Чудная и др.);

- повышение требований к содержанию дошкольного образования, внедрение дополнительных занятий (иностранный язык, компьютерная грамота и др.), которые увеличивают статическую нагрузку на детей и приводят к потере здоровья.

Следовательно, в наше время дошкольникам, которые часто и длительно болеют, имеют отклонение в развитии и ведут малоподвижный образ жизни, особенно необходима двигательная активность, которая адаптирована к функциональному состоянию организма. Именно большинство современных здоровьесберегающих технологий включают весь спектр оздоровительных, общеукрепляющих, лечебных упражнений, направленных на максимальное возобновление потерянных функций, формирование компенсаций и развитие двигательных качеств. Поэтому будущих педагогов дошкольного образования следует знакомить с содержанием наиболее распространенных оздоровительных технологий.

С целью решения данной проблемы в вариативную часть учебного плана специальности «Дошкольное образование» включен курс "Оздоровительные технологии и диагностические методики физического развития детей дошкольного возраста". Его целью является формирование мотивационного, содержательного, деятельностного и рефлексивно-творческого компонентов готовности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений к осуществлению инновационной деятельности в области физического воспитания дошкольников.

В процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

1. Развивать у студентов мотивационно-ценностное отношение к будущей профессии;

2. Формировать профессионально значимые знания, умения и навыки, адекватные содержанию и структуре педагогической деятельности воспитателя ДОУ в области физического воспитания детей дошкольного возраста;

3. Познакомить будущих дошкольных работников с методами диагностики физического развития дошкольников, с содержанием основных традиционных и инновационных оздоровительных технологий, которые используются в педагогическом процессе современного ДОУ, с основными аспектами решения данной проблемы на уровне современных научных исследований;

4. Заложить основы нового стереотипа мышления, способствующего выявлению творческого потенциала педагога - организатора процесса физического развития и оздоровления дошкольников.

Программа курса "Оздоровительные технологии и диагностические методики физического развития детей дошкольного возраста" рассчитана на 72 часа (количество кредитов в соответствии с ECTS - 2; содержательных модулей (СМ) - 3). Программное содержание обучающих модулей следующее:

СМ № 1 «Состояние здоровья детей в Украине и пути его улучшения».

Понятие здоровья. Единство физического и психического компонентов здоровья. Влияние на состояние здоровье экологических, экономических и социальных факторов.

Состояние здоровья детей в Украине и пути его улучшения. Роль инновационных технологий в обеспечении полноценного физического развития ребенка и улучшения состояния его здоровья.

Методика определения морфофункциональных показателей и функционального состояния организма ребенка. Определение и оценка физического развития методами индексации и тестирования (определение физического развития с учетом международных индексов; характеристика субъективных и объективных (шесть параметров) критериев здоровья). Биоритмологический профиль ребенка по околосуточной динамике умственной (основной параметр), физической работоспособности и эмоциональной реактивности.

СМ№ 2 «Диагностика моторного развития детей дошкольного возраста».

Уровень развития моторики как показатель психического развития ребенка от рождения до трех лет. Диагностирование развития моторики ребенка раннего возраста.

Методы определения качественных сторон двигательной деятельности ребенка-дошкольника (стандартные параметры: бег на 10-30 м/сек; прыжки в длину с места в см; метание (160-300 г) правой (левой) рукой в м, а также тест на общую "выносливость").

СМ № 3 «Понятие здоровьесберегающих технологий и их характеристика».

Понятие «здоровьесберегающая технология». Цели использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбереже-ния и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Характеристика этнопедагогических оздоровительных технологий. Два пути развития оздоровительных методов: путь Запада и путь Востока (цель систем оздоровления, ведущие средства). Традиции украинской этнопедагогики в воспитании здорового ребенка.

Общая характеристика инновационных оздоровительных технологий.

Технология физического воспитания Н.Н. Ефименко. Особенности построения программы "Театр физического развития детей". Характеристика основных двигательных режимов. Методики диагностирования уровня физического развития.

Технология активизации сенсомоторного развития дошкольников. Особенности построения оздоровительных программ (сопоставление средовых закономерностей филогенетического и онтогенетического развития движений; ориентация педагога на оптимальный двигательный стереотип как этапную и конечную цель двигательного развития; реализация базовых факторов развития). Характеристика базовых развивающих техник (зрительно-моторная координация, слухо-моторная координация).

Технологии формирования духовных основ личности ребенка в двигательной деятельности. Принципы, которые регламентируют деятельность педагога в физическом воспитании детей (фасцинации, синкретичности, творческой направленности).

Технологии психофизического развития дошкольников. Психогимнастика как форма работы по формированию психического здоровья ребенка: особенности построения и методики проведения. Релаксационные упражнения как средство снятия физического и психического напряжения. Кинезиологическая гимнастика, ее роль в формировании психического здоровья ребенка. Особенности проведения кинезиологической гимнастики.

Данный курс читается уже 4 года. Однако анкетирование выпускников разных лет показало, что они, не смотря на теоретические знания по проблеме, испытывают определенные трудности, связанные с внедрением технологий физического развития и оздоровления детей. Эти трудности вызваны тем, что методическая литература предлагает все новые и новые технологии, в особенностях внедрения которых трудно разобраться молодому специалисту. Кроме того, большинство технологий не имеет научного обоснования, недостаточным является и аналитический инструментарий прогнозирования результатов их применения в работе с детьми-дошкольниками.

Исходя из сложившейся ситуации, мы попытались определить пути дальнейшего совершенствования содержания курса "Оздоровительные технологии и диагностические методики физического развития детей дошкольного возраста".

Мы пришли к выводу, что будущих педагогов дошкольного образования следует не только знакомить с содержанием наиболее распространенных оздоровительных технологий, но и научить рационально подбирать их. Ведь применение оздоровительных технологий будет успешным лишь при условии их индивидуализации, адекватности личностным и функциональным особенностям дошкольника.

Во-первых, следует подбирать научно обоснованные оздоровительные технологии. Научно обоснованная технология отвечает двум принципиальным признакам: гарантированность ко-

нечного результата и проектирование учебно-воспитательной и оздоровительной деятельности. Оздоровительная технология должна обеспечить: перевод замысла в технологическую последовательность влияний, которые осуществляются в строгом соответствии с целевыми установками и переводятся в форму конкретного ожидаемого результата;

функционирование оздоровительной технологии как взаимодействия педагогов, детей и их родителей;

• поэтапное проектирование и последующая реализация элементов оздоровительной технологии, которые может воспроизвести любое дошкольное учреждение;

включение в оздоровительную технологию диагностических процедур, содержащих параметры, критерии, инструментарий измерения результатов.

Во-вторых, подбор оздоровительных технологий желательно производить с учетом национальных и семейных традиций. В подавляющем большинстве стран Европейского Союза в национальных системах здравоохранения широко применяются методы народной и нетрадиционной медицины. В Украине этот вопрос тоже решается на государственном уровне. Так, Министерство здравоохранения Украины ставит перед научными работниками задание накопления опыта народных и нетрадиционных методов оздоровления и воплощения их в практику здравоохранения.

Следовательно, современный специалист должен знать содержание наиболее известных этнопедагогических оздоровительных технологий, понимать отличия в западных и восточных оздоровительных системах. Западные системы оздоровления направлены на развитие физических качеств, которые обеспечивают приспособление организма к разнообразным нагрузкам, а восточные - на улучшение общего состояния организма, приведения его в соответствие с окружающей средой. Особое внимание следует уделить изучению отечественных традиций оздоровления (фитотерапия, аромотерапия, закаливание, упражнения на свежем воздухе, потешки с двигательным содержанием и т. д.), поскольку они наиболее полно отвечают особенностям национального менталитета.

В-третьих, подбор оздоровительных технологий должен происходить с учетом комплексной оценки состояния здоровья дошкольников, а именно, групп здоровья ребенка. Современные физиологи указывают на то, что определение трех групп здоровья (основная, подготовительная, специальная) не является корректным, ведь в пределах одной группы находятся здоровые дети и дети с заболеваниями в стадии компенсации, а это требует дифференциации физических нагрузок (Н. Бобрищева-Пушкина, Е. Булич, Л. Кузнецова, О. Силаев, О. Попова и др.). Поэтому студентов следует познакомить с критериями определения групп здоровья и их характеристиками:

- I группа - здоровые и редко болеющие дети с соответствующим возрасту физическим и психологическим развитием;

- II группа - здоровые дети с морфофункциональними отклонениями, а также дети с отклонениями в физическом развитии, не связанными с эндокринной патологией, нарушением осанки, уплощением стопы и слабой близорукостью;

- III группа - дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации, но которые редко болеют острыми респираторными заболеваниями и имеют высокую работоспособность;

- IV группа - дети, которые имеют хронические заболевания в стадии субкомпенсации, часто болеют, со сниженной работоспособностью;

- V группа - дети, которые имеют хронические заболевания в стадии декомпенсации и вынуждены находиться в специальных лечебных или учебно-воспитательных учреждениях.

Однако необходимо подчеркнуть тот факт, что принадлежность к определенной медицинской группе - ситуация временная: когда ребенок приспособится к нагрузкам, методика занятий с ним усложняется, что вынуждает организм адаптироваться к новым требованиям, то есть обеспечивает переход ребенка в следующую группу здоровья.

Еще одно требование - осуществление подбора оздоровительных технологий с учетом возрастной физиологичной направленности оздоровительных методик. На сегодняшний день не

разработан аналитический инструментарий прогнозирования результатов применения различных нетрадиционных оздоровительных методик в работе с детьми. Поэтому следует научить студентов анализировать инновационные методики с учетом соответствия их средств физиологическим механизмам (особенности возрастной физиологии, биомеханика движений), что обеспечивает прогноз развития адаптивных эффектов или дезадаптацию. Физические упражнения, которые не отвечают этим требованиям, не могут быть рекомендованы как оздоровительные.

Например, в настоящий момент в практике широко распространены разные виды дыхательной гимнастики, однако только "система Бутейко", "гимнастика Стрельниковой", "оздоровительная система Ниши" были разработаны с сугубо оздоровительной целью: От них отличаются "ребефинг", "холотропное дыхание", "вайвейшн", "глубинные методики", разработанные с целью изменения состояния сознания. В свою очередь, разные виды йоги, которые базируются на пранаями (контроль над дыханием), являются эзотерическими практиками и имеют определенную идеологическую цель. Следовательно, только элементы первой группы дыхательных методик могут быть использованы в работе с дошкольниками. Противопоказанными для использования в дошкольном возрасте являются и йоговские асаны - физические упражнения на растягивание статического характера.

Также должна учитываться и психологическая направленность нетрадиционных оздоровительных методик. Наиболее эффективными являются те инновационные технологии, которые одновременно решают задачи физического и нервно-психического развития. До недавнего времени общая проблема развития была искусственно разделена на две составляющих: деятельность воспитателя была направлена преимущественно на физическое развитие, под которым понималось формирование опорно-двигательного аппарата, основных двигательных качеств и навыков. Вторая составляющая - нервно-психическая - находилась в зоне внимания психологов и неврологов.

Однако, в последнее время, появились авторские технологии, развивающие программы, которые совмещают эти составляющие целостного процесса развития. Это технология физического воспитания Н. Ефименко, технология активизации сенсомоторного развития дошкольников (группа авторов: И. Шилкова, А. Большев, Ю. Силкин и др.), технология формирования духовных основ личности ребенка в двигательной деятельности Л. Глазыриной и т.д. При создании этих технологий использовались фундаментальные разработки теории физического воспитания, лечебной физической культуры, врачебного контроля, прикладной кинезиологии, педагогики и психологии, которые гарантирует их оздоровительный и воспитательный эффект.

Таким образом, современная подготовка специалиста дошкольного образования невозможна без формирования у него представлений об адаптивных здоровьесберегающих технологиях как эффективном механизме улучшения психофизического состояния ребенка. Вооружение выпускника ВУЗа знаниями об особенностях внедрения здоровьеформирующих технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения, сформирует у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья, будет способствовать формированию культуры здоровья.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вшьчковський Е.С. Критерй оцшювання стану здоров'я, фiзичного розвитку та рухово! тдготовленосп дней дошкшьного вжу. К.: 1ЗМН, 1998. 64 с.

2. Дичювська 1.М. 1нновацшш педагопчш технологи. К.: Академвидав, 2004. 252 с.

3. Здоровьеформирующее физическое развитие: Развивающие программы для детей 5 -6 лет. М.: ВЛАДОС, 2001. 336 сп

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000. 272 с.

5. Оргашзащя оздоровчо! роботи в ДНЗ / уклад.Л.А. Швайка. Харюв: Вид. гр. «Основа», 2008. 243 с.

6. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 208 с.

7. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: метод. рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2006. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.