Игра как здоровьесберегающий компонент в организации освоения дошкольниками образовательной области «Физическая культура».
Истомина О.В.
Инструктор по физической культуре бакалавр педагогики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 53 комбинированного вида» г. Кандалакша, Мурманская область, Россия
Аннотация: Цель статьи - показать, что органичное вплетение в образовательную деятельность игровых обучающих ситуаций способно значительно повысить качество обучения, воспитания и развития дошкольников. На фоне потребности в интеграции оздоровительных технологий в образовательный процесс, именно игровую деятельность специалисты рассматривают среди компонентов здоровьесберегающей педагогики для дошкольников. Современным требованиям к развитию ребенка удовлетворяет технологический подход к построению педагогического процесса. Примером успешной реализации данного подхода может служить разработка и применение физкультурно-игровой образовательной технологии в освоении старшими дошкольниками образовательной области «Физическая культура».
Ключевые слова: физическая культура, игровая образовательная технология, здоровьесбережение.
В современном обществе предъявляются высокие требования к знаниям и способностям человека, но при отсутствии здоровья невозможно в полной мере реализовать себя. Дошкольный возраст - начало всех начал: именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личностные, нравственные качества, индивидуальные способности. От уровня организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях зависит, какой старт в будущее будет дан каждому воспитаннику. Закономерно, что основа всех педагогических воздействий на ребенка - принцип сохранения и укрепления его здоровья.
Физиологические возможности детского организма ограничены, и не всякие нагрузки ему по силам. Особенно специалистами обсуждается вопрос об умственных перегрузках дошкольников. На фоне потребности в интеграции оздоровительных технологий в образовательный процесс, именно игровую деятельность специалисты рассматривают среди компонентов здоровьесберегающей педагогики для дошкольников.
Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев подчеркивали ведущую роль игры в психическом развитии ребенка, в создании зоны ближайшего развития. Своеобразие игры заключается в том, что в период дошкольного детства только внутри нее у ребенка зарождаются и развиваются все остальные виды деятельности. Ценность игры как ведущей деятельности состоит не в ее количественном преобладании над другими деятельностями, которые также необходимы ребенку для полноценного развития, а в ее качественном преимуществе в психофизическом развитии [1].
В дошкольных видах деятельности преобладают образные формы мышления, в решении школьных учебных задач - логические. Понять для дошкольника - означает наглядно представить, вообразить ситуацию, о которой идет речь. Игровые приемы обучения, основанные на образном мышлении, облегчают и делают постепенным переход к учебным задачам в «чистом» виде.
В современном предшкольном образовании за основу берется не знаниево-ориентированный подход, а создание благоприятных условий для развития у ребенка
качеств, необходимых ему для учебной деятельности: познавательного интереса, инициативности, самостоятельности, произвольности, воображения, творческих способностей. Эти важные качества могут быстрее и естественнее, без завышенных волевых усилий, умственных перегрузок и психологических стрессов приобретаться и развиваться с помощью педагогически продуманной и грамотно организованной игровой деятельности. Следовательно, игра наилучшим образом способствует созданию здоровьесберегающей образовательной среды для детей этого возраста.
Достоинство игровых образовательных методов заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, воспитательный процесс происходит в незаметной для ребенка форме, а учебная деятельность становится не навязанной извне, а личной целью. Но педагогам дошкольного образования необходимо всегда учитывать, что обучение детей в форме игры хотя и должно быть интересным и занимательным, но не развлекательным.
Как отмечает в своем исследовании Е.Е.Кравцова, нужно различать две формы игровой деятельности: игру как культурную практику - свободную, самостоятельную деятельность детей (отдельное время в режиме дня дошкольника) и игру как педагогическую игровую форму для достижения неигровых целей (элементы игровой деятельности) [1, с.37]. Современная дошкольная дидактика утверждает, что в процессе обучения можно применять только игровую форму, а не стихийно-развивающуюся игровую деятельность. Не смотря на наличие воображаемой (игровой) ситуации, игровое обучение имеет всегда четко поставленную учебную цель и предполагает соответствующий ей конкретный результат.
Различные методические разработки по использованию игры в дошкольной дидактике - не редкость в современном мире образования. Но у педагогов-практиков иногда возникают затруднения в системном и целесообразном применении игровых образовательных средств в конкретных условиях своей работы. Помочь в решении дидактических проблем может применение технологического подхода, заключающегося в системно-организованном педагогическом воздействии на ход учебного процесса.
Под термином «педагогическая технология» будем подразумевать системную совокупность средств, методов и приемов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели [7]. Педагогические технологии в образовании (образовательные технологии) оптимизируют учебно-воспитательную работу, упрощают процедуру обмена конструктивным опытом между педагогами.
В качестве примера успешной реализации данного подхода в педагогической практике приводим вариант проектирования и применения технологии игрового обучения в освоении старшими дошкольниками образовательной области «Физическая культура». Данная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» г. Кандалакша Мурманской области.
Физкультурно-оздоровительная работа является неотъемлемым компонентом здоровьесберегающей среды детского сада. Однако отсутствие должного качества образования может сделать неэффективной всю работу по оздоровлению детей. При низком уровне организации педагогического процесса по физической культуре забота о здоровье малышей не будет выглядеть убедительной, полной и целенаправленной. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих решение данного вопроса, является более полное и целенаправленное использование потенциала игровой деятельности.
Для воспитанников младших и средних дошкольных групп детского сада традиционная методика требует применять в педагогической работе большое количество игровых образовательных ситуаций. Проблема, на наш взгляд, может возникнуть при выборе методов ведения образовательного процесса со старшими дошкольниками.
В этом возрасте у детей начинает происходить смена ведущих деятельностей -игровой на учебную. Это означает, что постепенно удельный вес игровых форм
познания сдвигается в сторону учебных форм. Постепенно возрастает уровень произвольности поведения ребенка, его готовность учиться. Вместе с тем меняется и функция взрослого, превращение его из старшего партнера в преподавателя. Но игра продолжает по-прежнему занимать важное место в жизни детей 5-7 лет, изменяется лишь качество их игр. Все большее значение приобретают коммуникативные, психокоррекционные и командные игры с элементами спорта
Ученый педагогический мир давно подчеркивает важность плавного перехода от игры к учебе в дошкольный период, опираясь на генетическую преемственность игровой и учебной деятельности. Этот здоровьесберегающий технологичный прием помогает избежать физических и психологических перегрузок.
Поэтому, считаем, что для педагогов-практиков существует риск искусственного ускорения этого процесса и неоправданного завышения требований к учебной деятельности ребенка. Если на физкультурных занятиях в старших и подготовительных к школе группах будет преобладать репродуктивный способ усвоения знаний, а педагогическое руководство приблизится к школьному обучению, это может значительно затормозить развитие детей и нанести ощутимый вред их здоровью.
Педагогу-технологу надо учитывать также важное условие: пока игра не сложилась как деятельность, вводить игровую форму данного типа игры в обучение нельзя. Зная закономерности развития игровой деятельности на различных возрастных этапах, необходимо корректно применять игровую форму, осуществляя постепенный переход от игр-забав к играм-задачам и потом уже к познавательной деятельности.
Современным требованиям к развитию ребенка удовлетворяет технологический подход к построению педагогического процесса - обучение с органичным вплетением в него игровых обучающих ситуаций [11]. Именно он помогает дошкольнику делать собственные «открытия», а не навязывает видение мира взрослыми. Мы предположили, что разработка и внедрение в условиях нашего учреждения физкультурно-игровой образовательной технологии будет способствовать созданию здоровьесберегающей среды - базы для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников.
Для своей работы мы отобрали следующие методологические положения:
- при игровом способе построения образовательной деятельности игра пронизывает всю структуру учебно-воспитательного процесса: игровая мотивация, учебно-игровая задача, игровые действия, контрольные и оценочные действия педагога в рамках конкретного игрового содержания [1];
- любое планирование, без которого в педагогической деятельности невозможно обойтись, является началом технологии [8, с.406];
- о положительном результате применения игровой образовательной технологии свидетельствует высокий уровень мотивации детей к двигательной деятельности, обеспечение условий для активности детей во время образовательного процесса, творческая и эмоциональная составляющие во время проведения физкультурно-оздоровительной работы [11].
Разработанная нами образовательная технология состоит из трех самостоятельных и взаимосвязанных модуля, которые могут, при необходимости, дополняться и модернизироваться.
Первый модуль является концептуальной частью технологии и содержит ее базовые психолого-педагогические идеи [2; 3; 5; 6; 10]. (Рис.1.)
Второй модуль технологии представляет собой ее содержательную часть. Это описание общих целей образовательной работы по физической культуре, методическое сопровождение и содержание учебного материала.
При ее проектировании, кроме традиционных методик физического развития детей 5-7 лет, были применены некоторые виды детского фитнеса: стретчинг, фитбол-гимнастика, ритмическая гимнастика, лечебно-профилактический танец, джоггинг, занятия на тренажерах, элементы силового тренинга и суставной гимнастики.
Оздоровительная гимнастика «Фитнес» (fitness) известна во всем мире как одна из наиболее эффективных и востребованных технологий физкультуры и спорта. Применение ее гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает детям коммуникативные навыки, формирует морально-волевые качества, привычку к здоровому образу жизни.
Органично дополнили содержательную часть другие оздоровительные методики: дыхательная, кинезиологическая, пальчиковая, звуковая гимнастики; релаксация, элементы психогимнастики; аурикулярный массаж; гимнастика для глаз; использование массажеров, «дорожек здоровья»; креативная гимнастика; сенсорный тренинг.
Важно, что для всех оздоровительных методик были продуманы игровые варианты обучения и создана соответствующая игровая предметно-развивающая среда.
Подвижные игры были включены следующего типа: 1) элементарные -сюжетные, бессюжетные; аттракционы; игры-забавы; 2) сложные - спортивные по упрощенным правилам; игровые спортивные упражнения.
Подвижные игры способствуют закаливанию организма, развитию физических качеств, укреплению функциональных систем организма. Они тренируют внимание и память, развивают координацию и ориентировку в пространстве, коммуникативные способности и волевые качества.
Отобранные нами игры и игровые упражнения упорядочили по их названиям в алфавитном порядке. В приложениях поместили списки-классификаторы игр. Классификацию провели по основаниям: вид преобладающего основного движения; физические качества; психические качества; степень подвижности; возрастная группа; народные игры; интеграция с другими образовательными областями. В виду специфичности учебного материала по стретчингу, общеразвивающим упражнениям, танцевальной и ритмической гимнастике, фитбол-гимнастике, для них были выделены отдельные накопительные папки. В отдельную папку-картотеку выделены игры и упражнения спортивной направленности: футбол, баскетбол, ручной мяч, хоккей, пионербол, бадминтон, городки, кегли, кольцеброс. (Рис. 2).
Некоторые затруднения вызвал поиск научно-методической информации по подвижно-дидактическим играм и упражнениям, включающим интеграцию физкультуры с другими областями знаний. Несколько игр, основанных на интеграции, были специально разработаны и включены в технологию. Интеграция образовательных областей - современное и перспективное направление в дошкольном образовании. Преимущество его заключается в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее, чем влияние их по отдельности.
Третий модуль технологии относится к процессуальной ее части и состоит из описания некоторых форм деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала. Сюда вошли: 1) картотека способов организации детей на физкультурном занятии; 2) перспективное планирование освоения программного учебного материала по физической культуре и мероприятий активного отдыха; 3) планирование работы с родителями, педагогами и сорциумом; 4) план-схемы включения игровых образовательных средств в различные типы занятий по физической культуре. (Рис.3).
В комплекс игровых методов и приемов организации педагогического процесса входили: игровая мотивация, двигательный сюжетно-игровой рассказ, коммуникативные игры, имитационные движения, использование игровых атрибутов, наглядных картинок и схем, опорных сигналов, художественного слова и др.
К традиционному проведению медико-педагогического контроля и диагностики физической подготовленности детей были добавлены игровые методы проведения контрольно-учетных занятий и текущий мониторинг проявления дошкольниками позиции субъекта деятельности при выполнении физических упражнений [9]. Схематично третий модуль представлен на рис.3.
Целью внедрения игровой технологии в образовательный процесс являлось формирование у детей интереса и потребности к двигательной деятельности в тесной взаимосвязи с познавательной и мыслительной активностью.
Использовались разнообразные виды физкультурных занятий: традиционные с элементами игровой технологии обучения, тематические, комплексные, на подвижных играх и играх с элементами спорта (игровые), познавательные, сюжетно-игровые.
Поначалу наибольшие трудности возникали у детей при выполнении творческих и самостоятельных заданий. Постепенно все больше детей стало проявлять активный интерес к заданиям, отметился рост любознательности к валеологической и спортивной темам. Улучшилось взаимодействие детей не только в организованных взрослыми играх, но и в самостоятельной двигательной деятельности. Особенно порадовало, что у некоторых детей стала проявляться тяга к двигательному творчеству, ранее у них не наблюдавшаяся.
Активному выполнению учебных заданий помогали увлекательные сюжеты в двигательной интерпретации. Тематика сюжетов соответствовала возрастным возможностям детей, учитывала уровень их компетентности. На таких занятиях не только тренировалось тело, но и развивался интеллект, расширялся кругозор, формировались необходимые нравственно-духовные качества.
Игровая позиция педагога - сложное образование, включающее: рефлексию, способность устанавливать доверительные отношения, эмпатию и креативность. Специалисту по физической культуре надо быть готовым самому играть, вовлекая детей в игру. Но необходимо следить за тем, чтобы своей игровой активностью не подавить детей, превратив их в зрителей. Это обстоятельство требует квалифицированного подхода, а также предполагает наличие у педагогов профессиональных знаний и умений в области педагогического руководства игровой деятельностью в этом возрасте. Для обеспечения интереса к знакомым подвижным играм время от времени вносились изменения в их содержание: изменялся вид движения, способ выполнения, введение дополнительных заданий, предметов, дополнительных водящих и т.д. Для творческого развития включались специальные задания для детей на придумывание игр и упражнений, в том числе, домашние (необязательные).
Большинство физкультурных занятий и развлечений проводилось с использованием разнообразной музыки: аудиозаписей и музыкальных дисков, а также аккомпанемента музыкального руководителя.
Физкультурно-игровые пособия помогают улучшить качество выполнения упражнений, повышают к ним интерес, стимулируют воображение. Разнообразное физкультурное оборудование являлось органичным продолжением игрового замысла или сюжетной линии, изменяющихся условий и проблемных ситуаций, задаваемых игровым способом. Это, с одной стороны, развивало двигательный опыт детей, с другой - их умственные и креативные способности.
Для вовлечения родителей в оздоровительную работу с детьми были организованы: тематические консультации на тему популяризации игровой физкультуры в домашних условиях; совместные детско-родительские мероприятия активного отдыха; выступления на родительских собраниях с открытыми показами фрагментов сюжетно-игровых занятий с детьми и демонстрацией физкультурно-игрового оборудования и инвентаря, а также тематические фотовыставки.
Элементы технологии нашли применение в дополнительной образовательной услуге детского сада - в работе кружка оздоровительной гимнастики на основе игровых методик детского фитнеса. Программа была разработана таким образом, чтобы ребятам было весело и интересно заниматься фитнесом, и они с удовольствием выполняли бы все задания. Такому подходу соответствует и название кружка - «Нескучайка»!
Об эффективности технологии свидетельствовали устойчивый рост качества образовательного процесса, положительная динамика мониторинга освоения учебного
материала по физической культуре и улучшение показателей индекса здоровья детей. Воспитанники выступали с открытыми показами музыкально-физкультурных номеров на различных мероприятиях; успешно участвовали в муниципальных спортивных соревнованиях для дошкольников, демонстрируя высокий уровень физической подготовленности: 3 командное место в городской легкоатлетической спартакиаде, 1 и 2 командные места в городских лыжных гонках. Программа оздоровительного кружка «Нескучайка» получила диплом первой степени на всероссийском конкурсе «Элита российского образования» (2013 г.) Конспекты занятий и сценарии мероприятий активного отдыха выставлялись на всероссийские педагогические конкурсы, на муниципальную виртуальную выставку инновационных педагогических достижений, включались в городские методические печатные и электронные сборники.
Культура здоровья, физическая культура - одна из важнейших составляющих общей культуры личности, позволяющая человеку быть успешным и самореализовываться. Систематичное и технологическое применение игровых образовательных средств для старших дошкольников обеспечивает постепенный и успешный переход детей к учебной деятельности, способствует тому, чтобы гимнастика, физические упражнения прочно вошли в повседневный быт каждого ребенка, обеспечивая здоровье, работоспособность и полноценную радостную жизнь подрастающего поколения.
Библиография:
1. Арсентьева В.П. 2009. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: Учеб. пособие. М. 144с.
2. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. 2005. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. -М. 240с.
3. Глазырина Л.Д. 2004. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования. М. 143с.
4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. 2011. СПб. 528 с.
5. Запорожец А.В. 1986. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.Н. Развитие произвольных движений. - М. 296с.
6. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. 2000. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. М. 296с.
7. Подласый И.П. 2003. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. Высш. учеб. заведений. В 2 кн.- Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. 576с.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. 2003. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Под ред. В.А.Сластенина. - 2-е изд., стереотип. -М. 576с.
9. Скопионова Н.А., Баранова Е.Ф. 2010. Дошкольное образование. Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. М. 132с.
10. Степаненкова Э.Я. 2001. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. 368с.
11. Хабарова Т.В. 2011. Педагогические технологии в дошкольном образовании. СПб. 80с.
Список подрисуночных подписей:
Рисунок 1. Модуль №1. Рисунок2. Модуль №2 (фрагмент).
Рисунок 3. Модуль №3 (фрагмент).