группе количество человек с нормальной массой тела увеличилось на 8 человек (50%); количество испытуемых с избыточной массой тела уменьшилось на 3 человека (19%); количество женщин с ожирением первой степени уменьшилось на Зчеловека (19%), а количество женщин со второй степенью ожирения уменьшилось на 2 человек (13%). Расчеты значения Х2 по результатам методики определения ИМТ показали статистически значимую разницу для экспериментальной
Библиографический список
группы, так как Х2 . > Х2 На уровне Р=0,05 и v=4-1=3,
' эксперим критич. ' '
Х2 .=7,8 (Х2 . =15).
критич эксперим
Итоги опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод об успешной динамике процесса коррекции веса в экспериментальной группе. Достижение позитивных результатов мы связываем с тем, что была внедрена программа по аквааэро-бике, а также соблюдение испытуемыми рекомендаций тренера относительно питания, режима организации дня и пр.
1. Национальный исследовательский центр «Здоровое питание». Available at: www.edamark.ru
2. Полухина Т.Г. Классификация и типология упражнений в аквааэробике как основа для разработки технологии обучения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2003.
3. Дерлятко Е. А. Аквааэробик. Вода и тело. Москва, 2001; 4: 16 - 23.
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. Москва: Смысл; Эксмо, 2005.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Под редакцией Д.А. Леонтьева. Москва: Смысл; Академия, 2004. References
1. Nacional'nyj issledovatel'skij centr «Zdorovoe pitanie». Available at: www.edamark.ru
2. Poluhina T.G. Klassifikaciya i tipologiya uprazhnenij v akvaa'erobike kak osnova dlya razrabotki tehnologii obucheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.
3. Derlyatko E. A. Akvaa'erobik. Voda i telo. Moskva, 2001; 4: 16 - 23.
4. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya cheloveka. Moskva: Smysl; 'Eksmo, 2005.
5. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Pod redakciej D.A. Leont'eva. Moskva: Smysl; Akademiya, 2004.
Статья поступила в редакцию 21.09.18
УДК 378.637+37013.42
Bogutskaya T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
TEACHING FUTURE TEACHERS TO SOCIAL EDUCATION OF YOUNG SCHOOLCHILDREN. The article defines importance of social education of younger generations and social-educational activity of teachers in modern social realities. The author reveals the importance of orientation of vocational training of future teachers to form certain competencies related to social upbringing of pupils, in particular, younger schoolchildren. An approach is determined for the training of future teachers for social education of junior schoolchildren from the point of view of forming a personal sense of professional and pedagogical activity of students. The article contains a brief description of experience of forming the motivational, theoretical and technological readiness of future teachers for the social education of junior schoolchildren through the use of a training program in the context of motivational program-target management.
Key words: social education, junior schoolchildren, vocational training.
Т.В. Богуцкая, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К СОЦИАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье определяется значимость социального воспитания подрастающих поколений и социально-воспитательной деятельности педагогов в современных общественных реалиях. Автором раскрывается значение направленности профессиональной подготовки будущих педагогов на формирование у них определенных компетенций, связанных с социальным воспитанием учеников, в частности, младших школьников. Определяется личностно-ориентированный подход к подготовке будущих учителей начальных классов к социальному воспитанию младших школьников с точки зрения формирования личностного смысла профессионально-педагогической деятельности студентов. Статья содержит краткое описание опыта формирования мотивационной, теоретической и технологической готовности будущих учителей начальной школы к социальному воспитанию младших школьников через реализацию обучающей программы в контексте преподавания педагогических дисциплин.
Ключевые слова: социальное воспитание, младший школьник, профессиональная подготовка.
В современных социокультурных условиях социальное воспитание является особенно актуальным, призванным обеспечить духовно-нравственное развитие, гражданское становление, благоприятное личностно-средовое взаимодействие, формирование социальной компетентности человека, его потребности изменять не только себя, но и окружающий социум. Сегодня состояние общества характеризуется как кризисное: отсутствует нравственный идеал, имеется глубокое социальное расслоение, социальная несправедливость, пренебрежение к культурным ценностям, разрыв с традициями национальной культуры, разрушение положительных идеалов, культивирование СМИ насилия, индивидуализма, вседозволенности, - всё это приводит к деформации личности молодого человека (воспитанника). Именно в этих условиях происходит социальное становление, социализация молодежи.
Очевидно, что преодоление негативных тенденций в духовном развитии общества, проблема воспитания детей и молодежи
сегодня - это проблема национальной безопасности России. Будущее зависит от того, какова будет социокультурная политика, ориентированная на смысл, ценности, традиции России, каким будет содержание социального воспитания. В настоящее время тезис о том, что воспитание - это неотъемлемая часть образования, возвращается на своих законных правах в теорию и практику российской системы образования.
В результате анализа научной литературы по проблеме подготовки будущих учителей к социальному воспитанию школьников можно сделать вывод, что в отечественной педагогике накоплен серьезный теоретический и эмпирический материал в контексте подготовки специалистов для социально-педагогической сферы (М.А. Галагузова, И.А. Зимняя, М.Н. Костикова, И.А. Маврина, С.А. Маврин, В.А. Сластенин Т.В. Горбунова); в области профессиональной социально-педагогической деятельности в системе социальных институтов коррекционно-компен-саторной направленности (Л.И. Аксенова, Н.М. Назарова) [1].
Но в данных исследованиях не уделяется достаточного внимания подготовке будущих учителей начальных классов к социальному воспитанию младших школьников. Чтобы соответствовать требованиям времени, подготовка будущего педагога должна носить опережающий характер.
Анализ социально-педагогической литературы, нормативной документации начального общего образования показал, что все возрастающие требования к работе школ вызывают необходимость повышения уровня готовности будущих педагогов к реализации целей социального воспитания. В современных условиях усиливается значимость социально-педагогической деятельности школы и учителя, что, в свою очередь, определяет необходимость соответствующей профессиональной подготовки будущих педагогов, формирования у них умений организовывать такую деятельность, оказывать эффективную социально-педагогическую помощь детям и их семьям [2].
Мы согласны с мнением ученых, что сегодня в вузе нужна такая технология обучения, которая отвечает целому ряду требований: быть подвижной, демократичной, гуманистической в своих принципах и организации учебного процесса; обеспечивать реализацию образовательных учебных программ в зависимости от индивидуально-личностных качеств студента; учитывать их мотивационно-потребностную сферу, а также должна повышать педагогическую культуру преподавателя, развивать его творческий потенциал. Крайне важно изменить позицию студентов из обучаемых в обучающихся, то есть ведущих и образующих собственную подготовку [3].
В Алтайском государственном педагогическом университете в рамках преподавания педагогических дисциплин нами реализуется программа подготовки будущих учителей начальных классов к социальному воспитанию младших школьников [4].
Измерение готовности студентов, будущих учителей начальных классов, к социальному воспитанию школьников осуществлялось нами по нескольким параметрам, выделенным в соответствии с квалификационными характеристиками учителя и социального педагога, а также с учетом требований, предъявляемых к осуществлению воспитательной деятельности классным руководителем, педагогом-воспитателем. Параметры охватывали три блока: личностная готовность, теоретическая готовность, операционно-деятельностная (технологическая) готовность. В качестве измерительных диагностических материалов были использованы: анкеты для студентов, мини-сочинения, индивидуальные беседы, наблюдение за деятельностью студентов во время прохождения ими практики.
В результате анализа полученных данных мы установили основные препятствующие факторы формирования оптимального уровня готовности студентов к осуществлению социального воспитания: автономность знаний по дисциплинам психолого-педагогического блока, социологии, философии, методике воспитательной работы; незнание совокупности профессионально-личностных качеств, требующихся для осуществления социального воспитания, социально-педагогической деятельности; отсутствие теоретико-технологической готовности к осуществлению этого вида деятельности; отсутствие социальной зрелости у подавляющего большинства студентов.
С целью устранения и ослабления этих факторов нами была разработана программа подготовки будущих учителей начальных классов к социальному воспитанию младших школьников, которая реализуется в рамках преподавания педагогических дисциплин и прохождения педагогической практики.
Программа состоит из трех разделов, соотнесенных с блоками выявленных у студентов параметров: раздел № 1. «Развитие мотивационной готовности студентов - «хочу». Данный раздел программы помогает будущим педагогам понять необходимость социального воспитания младших школьников, мотивировать их к работе в данном направлении.
Раздел № 2. «Развитие теоретической готовности - «знаю» предполагает работу по овладению знаниями основ педагогики, социологии воспитания, психологии, общей теории воспитания, современных концепций воспитания; формирование знаний о работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, детьми с отклоняющимся поведением, знаний нормативно-правовой документации в области образования.
Раздел № 3. «Развитие технологической готовности -«умею». Этот раздел направлен на формирование умения ре-ализовывать социально-профилактическую функцию, умение взаимодействовать с родителями школьников; на овладение
диагностической, организаторской, коммуникативной компетенциями.
В процессе реализации программы целесообразно применение комплекса заданий проектировочного, аналитического характера; форм и методов активного и интерактивного обучения; обязательной отработки умения разрабатывать программы взаимодействия с детьми и их родителями; практикоориентирован-ные задания по изучению социальной ситуации развития ребенка, диагностики семьи и семейного воспитания [5].
Представим вариант содержательного наполнения программы. В рамках раздела мотивационной готовности к социальному воспитанию студенты начинали с написания мини-сочинения «Социальное воспитание в наше время - это...». Эта работа была направлена на осознание сущности социального воспитания, его места и роли в общей системе воспитания. Для написания сочинения было отведено время на семинарском занятии по теме: «Понятие и сущность социального воспитания» (дисциплина «Педагогика», модуль «Социальная педагогика»). Обязательным условием выступала беседа по результатам выполнения этой работы.
В процессе обсуждения сочинений затрагивались вопросы, касающиеся определения студентами собственной позиции и понимания результатов деятельности по социальному воспитанию:
- Какие задачи, по Вашему мнению, решаются в процессе социального воспитания?
- Что составляет содержание социального воспитания?
- Какую роль педагога вы видите в процессе социального воспитания?
- Какие результаты, на Ваш взгляд, должны лежать в основе характеристики качества социально-педагогической деятельности педагога?
Также на лекционных и семинарских занятиях ими выполнялись задания аналитического и информационного характера. В процессе подготовки к семинарскому занятию по теме «Социальное воспитание в условиях образовательной организации», например, необходимо было индивидуально подготовить реферат или сообщение по теме занятия, что способствовало более глубокому изучению вопроса и, соответственно, выработке собственной позиции относительно исследуемой тематики.
На лекционных занятиях в практику работы вошло выполнение группового задания «Быстрый ответ». На него отводилось не более 10 минут. За это время студенты в микрогруппах методом «мозгового штурма» находили ответ на поставленный вопрос или решали воспитательную ситуацию. Так, на лекции по теме «Социализация как социально-педагогическое явление» в качестве задания необходимо было ответить на вопрос: «Почему социализация рассматривается с точки зрения педагогического явления?». На лекции по теме «Сущность и содержание социального воспитания»: «В чем состоит сущность социального воспитания как социального института?».
Такой подход способствовал повышению познавательного интереса студентов к предмету в целом, и к проблеме социального воспитания, в частности.
В рамках второго раздела программы, направленного на повышение теоретического уровня готовности к социальному воспитанию, рассматривались такие темы, как: «Субъекты социального воспитания», «Средства социального воспитания в начальной школе», «Социально-педагогическая деятельность учителя начальных классов», «Опыт социального воспитания в образовательных организациях» и т.п.
Изучая указанные темы, студенты не ограничивались вопросами лекции или семинара, а выполняли задания для работы с педагогическими источниками и их интерпретации. Приведем примеры таких заданий:
- составьте таблицу «Компоненты процесса социализации» и дайте характеристику каждому из выделенных компонентов;
- на примере одного из этапов социализации покажите, какие ее механизмы влияют на развитие человека;
- представьте свой вариант информационной схемы по теме семинарского занятия;
- раскройте понятие социального опыта, индивидуальной помощи и образования как составляющих социального воспитания;
- дайте характеристику следующим принципам социального воспитания: принцип центрации социального воспитания на развитии личности и принцип диалогичности социального воспитания;
- прочтите и дайте анализ статье Ш.А. Амонашвили «Что такое детство?» из книги «В школу - с шести лет»;
- изучите законодательные документы, касающиеся защиты детства и вычлените основные права детей;
- дайте краткую характеристику следующим социально-педагогическим идеям и концепциям: свободное воспитание, педагогика среды, воспитание личности в коллективе, педагогика ненасилия.
В качестве изучения динамики теоретического уровня подготовки студентов к реализации социального воспитания, им предлагалось выполнение контрольной работы, содержащей задания аналитического характера, требующих размышления, формулировки собственной позиции, проявления творческого подхода к работе с научно-педагогической литературой:
1. В чем, по Вашему мнению, заключается принципиально новый взгляд на проблему социального воспитания, изложенный в программе М.М. Плоткина?
2. В чем, по мнению Н.Е. Щурковой заключается специфика детства?
3. Актуальны ли социально-педагогические идеи воспитания подрастающего поколения, изложенные в «Поучении Владимира Мономаха»?
4. Раскройте современную трактовку принципов культуросо-образности и коллективности социального воспитания.
Третий, технологический раздел программы, включал в себя задания исследовательского и проектировочного характера, которые выполнялись студентами как при подготовке к занятиям, так и во время прохождения педагогической практики:
- спроектируйте ситуации оказания индивидуальной помощи в жизнедеятельности школы, учреждения дополнительного образования;
- проведите диагностику социальной ситуации развития младшего школьника;
- составьте социально-педагогический паспорт семьи;
- разработайте программу взаимодействия с семьями младших школьников, испытывающих трудности социализации;
Библиографический список
- сконструируйте модель взаимодействия социальных институтов и субъектов социального воспитания.
Все разработанные программы, проекты, пакеты студенты защищали на занятиях, причем непосредственно сами занятия, предполагающие такого вида работу, готовились и проводились студентами самостоятельно, то есть ведущая роль принадлежала им самим, а педагог выполнял функцию координатора и аналитика. Такой подход, по нашему мнению, также способствовал повышению познавательной, исследовательской и профессиональной мотивации у студентов. Основанием для этого вывода может служить пример разработки социально-педагогического паспорта семьи, в который студенты внесли помимо стандартных граф, информирующих о статусе, материальном положении семьи, сведения о социальной активности и ее направлениях, конкретных методах воспитания, применяемых в семье, о внешних связях семьи и формах их проявления. Такая инициативность со стороны студентов говорит о глубокой их заинтересованности в качестве выполняемой работы, желании привнести что-то новое и индивидуальное, свидетельствует о повышении уровня внутренней мотивации к изучению вопросов и выполнению порученной работы.
Наблюдение за обучающимися в процессе реализации программы дают основания сделать вывод о том, что изменение уровня ориентации в проблематике социального воспитания привело к положительной динамике во всех блоках: личностном, теоретическом, технологическом. Студенты стали проявлять высокую заинтересованность вопросами социального воспитания младших школьников, инициативу в подготовке и реализации различного комплекса мер во время прохождения педагогической практики.
Таким образом, разработанная нами программа подготовки студентов к социальному воспитанию школьников определяет мотивационную готовность, на основе которой осуществляется теоретическая и технологическая подготовка к осуществлению социально-педагогической деятельности в образовательной организации.
1. Агронина Н.И. Формирование в вузе профессионально-этической культуры специалиста по социальной работе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010.
2. Воронина Г.А. Мотивационное программно-целевое обеспечение подготовки будущих учителей к социальному воспитанию школьников. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2002.
3. Никитина Л.А. Портфолио - образовательный ресурс формирования субъектной позиции будущего педагога начальной школы. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016, 28: 96 - 100.
4. Богуцкая Т.В. Модель формирования и развития профессионально-педагогической готовности будущих учителей начальных классов к эффективной профессиональной деятельности. Материалы всероссийской научно-практической конференции, 8 - 9 апреля, Барнаул: АлтГПУ, 2005: 19 - 24.
5. Богуцкая Т.В. Моделирование профессиональной подготовки студентов к работе с детьми с ОВЗ. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016, 4 (29): 56 - 58.
References
1. Agronina N.I. Formirovanie v vuze professional'no-'eticheskoj kul'tury specialista po social'noj rabote. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.
2. Voronina G.A. Motivacionnoe programmno-celevoe obespechenie podgotovki buduschih uchitelej k social'nomu vospitaniyu Shkolnikov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2002.
3. Nikitina L.A. Portfolio - obrazovatel'nyj resurs formirovaniya sub'ektnoj pozicii buduschego pedagoga nachal'noj shkoly. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016, 28: 96 - 100.
4. Boguckaya T.V. Model' formirovaniya i razvitiya professional'no-pedagogicheskoj gotovnosti buduschih uchitelej nachal'nyh klassov k 'effektivnoj professional'noj deyatel'nosti. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 8 - 9 aprelya, Barnaul: AltGPU, 2005: 19 - 24.
5. Boguckaya T.V. Modelirovanie professional'noj podgotovki studentov k rabote s det'mi s OVZ. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016, 4 (29): 56 - 58.
Статья поступила в редакцию 21.09.18
УДК 378
Popova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Culture, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Bayankin O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases of Physical Culture, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Kispayev T.A., Cand. of Sciences (Medical), Professor, Department of Theory and technique of Physical Culture and Sports Medicine, Karaganda State University of E.A. Buketov (Karaganda, Kazakhstan ), E-mail: [email protected]
SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF DISTANT TRAINING IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF AN INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT. The material presented in the article is a theoretical analysis and practical experience of the use of innovative and technical educational technologies in the course of training of students of an institute of physical culture and sport. Effective influence of information and technical technologies on formation of motivation of students to