3. Petina, E.Sh. (2015), "Physical culture and sports interests and motive tendency of students of medical school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 120, No. 2, pp. 115-118.
4. Gorst, V.R., Gorst, N. A., Polukov, M.V., Bagamayev, A.B. Horst., Shebeko, L.V. and Lobanova, M.I. (2011), "The mismatch of rhythms is warm - vascular and respiratory systems at the maximum physical activities", Astrakhan medical journal, No. 2, pp.242-244.
5. Chichkov, M.Yu., Svetlichkina, A.A., Chichkova, M.A. and Kovalyova, N.A. (2016), "Syndrome of early repolarization of ventricles at professional athletes", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 81.
6. Svetlichkina, A.A. and Dorontsev, A.V. (2016), "Morpho-functional changes of warmly vascular system at the athletes who is engaged in canoe racing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 168-171.
7. Svetlichkina, A.A. and Dorontsev, A.V. (2016), "Phenomenon of the shortened PQ interval as risk factor at occupations by physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 175-181.
8. Chichkova, M.A. and Svetlichkina, A.A. (2016), "Possibilities of adaptation it is warm - vascular system to physical activities at persons with limited acoustical opportunities", Astrakhan medical journal, Vol. 11, No. 4, pp. 64-71.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2017
УДК 378.01
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
Марина Владимировна Жукова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Фролова, кандидат педагогических наук, доцент, Ксения Игоревна Шишкина, кандидат педагогических наук, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
(ЮУрГГПУ), г. Челябинск
Аннотация
В статье рассматриваются педагогические условия подготовки будущего учителя начальных классов к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением. Среди педагогических условий выделяются следующие: диагностика уровня готовности будущего учителя к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением и систематизирование средств подготовки будущих учителей начальных классов к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением. Предложенные педагогические условия на наш взгляд, позволяет повысить качество подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогические условия, готовность к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR WORKING WITH FAMILIES OF YOUNGER SCHOOLBOYS WITH DEVIATING BEHAVIOR
Marina Vladimirovna Zhukova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Vladimirovna Frolova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kseniya Igorevna Shishkina, the candidate of pedagogical sciences, South Ural State of Humanities and Education University, Chelyabinsk
Annotation
The article considers the pedagogical conditions of training of the future primary school teachers to work with families of younger schoolboys with deviating behavior. Among the pedagogical conditions are the following: diagnosis of the level of readiness of future teachers for working with families of
younger schoolboys with deviating behavior and systematization of the means of preparation of future primary school teachers to work with families of younger schoolboys with deviating behavior. Proposed pedagogical conditions, in our opinion, allow raising the quality of preparation of the students to future professional activity.
Keywords: professional training, pedagogical conditions, willingness to work with families of younger schoolboys with deviating behavior.
В современных условиях развития образовательной системы возникает потребность обеспечения условий для реализации личностных возможностей, в связи, с чем пристальное внимание уделяется роли семейного воспитания, поскольку именно семья является одним из основных и первым институтом социализации, развития и воспитания личности. Интересы и ценности семьи сегодня приоритетны, что требует учёта изменений, происходящих в современной семье и признания широких полномочий и ответственности за воспитание детей как, за «... субъектом жизнедеятельности общества» [7, с. 9]. Нарушения внутрисемейного взаимодействия приводят к возникновению различного рода отклонений в поведении ребенка, что требует пристального внимания учителя, однако семья является социальным институтом, наиболее закрытым, зачастую не терпящим вмешательства со стороны, в связи, с чем возникает потребность в подготовке будущего педагога к эффективному взаимодействию с семейным социумом.
Значимость проблемы нашла отражение в ряде нормативных документов: Декларация прав ребенка, Конвенция ООН о правах ребёнка, Конституция РФ, Семейный кодекс, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г., Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования № 373 о 6 октября 2009 г. и др.
В литературе достаточно широко представлены педагогические условия подготовки будущих педагогов: подготовка к работе со школьниками с девиантным поведением [2; 3; 5], подготовки к работе с семьей [1; 6; 8]. Однако, исследования посвящены, в основном, работе с родителями подростков и старших школьников, недостаточно раскрыта проблема подготовки будущих педагогов к взаимодействию с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением и не определены педагогические условия ее эффективности.
Осуществляя подготовку студентов к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся от норм поведением, мы должны быть уверены в эффективности этого процесса. С этой целью предлагаем проводить оценку уровня готовности студентов к работе в данной области педагогической деятельности. Этим объясняется выбор первого педагогического условия - диагностика уровня готовности будущего учителя к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, диссертационных исследований, а также опыт работы в высшей школе позволил нам сделать вывод о том, что наиболее обоснованным является подход, предполагающий, в качестве основного критерия, динамику формирования деятельностных характеристик [4].
В процессе исследования нами были выделены критерии и показатели готовности будущего учителя к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением, сформированные на основе характеристик деятельности педагога и отвечающие требованиям адекватности и использования объективных показателей:
- мотивационный, включающий осознание ценности педагогической деятельности (наличие устойчивой потребности), принятие творческого характера труда педагога, осознание значимости общения с детьми и родителями;
- интеллектуально-познавательный, предполагающий наличие знаний о причинах возникновения отклоняющегося поведения и роли семьи в возникновении отклонений, адекватность планируемых способов взаимодействия с семьей;
- действенно-практический, представленный наличием коммуникативных и организаторских умений, интериоризацией ценностей профессиональной деятельности; положительным эмоциональным настроем в процессе работы с семьей учащегося, проявлением волевых усилий в процессе работы с семьей.
Оценка уровня сформированности готовности будущих педагогов производилась с помощью наблюдения, тестирования, анализа творческих работ, решения учебных педагогических задач, ответов на занятиях, зачетах и экзаменах, документации, представленной по результатам педагогической практики.
Проведенное исследование показало недостаточный уровень готовности будущих педагогов (в исследовании принимали участие 318 студентов факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного педагогического университета) к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением.
Низкий уровень проявился у половины будущих педагогов (48^51,6%), такие студенты имеют смутное представление о гуманистических ценностях профессиональной деятельности, потребность в ней не сформирована, семья признается одним из факторов развития и воспитания личности, но реальная помощь педагога сводится к процессу обучения и развития познавательной сферы ребенка. Творчество в профессиональной деятельности отсутствует. Общение с родителями осуществляется по мере их обращения с вопросами к педагогу. Результаты деятельности неустойчивы, нет стремления к профессиональному совершенствованию. Знания основ психолого-педагогических наук систематизированы недостаточно, характерен незначительный набор стандартных знаний. Студенты испытывают затруднения в определении тактики воспитания детей в семье, причин возникновения отклоняющегося поведения и, в связи с этим, не способны прогнозировать процесс развития личности ребенка. В работе характерно использование стандартных приемов и методов. Результаты деятельности неустойчивы. Набор умений и навыков незначителен, наличествует умение диагностики семейного воспитания, но прогностические умения не сформированы. Интериоризация ценностей профессиональной деятельности недостаточна. Характерна неудовлетворенность профессиональной деятельностью, неуверенность в правомерности и целесообразности педагогического воздействия.
Высокий уровень готовности представлен лишь у небольшой части студентов (8,8^12%). Профессионально-гуманистическая направленность личности у этих студентов сформирована и выражается в удовлетворенность деятельностью, осознанности целей, целеустремленности в овладении педагогическим мастерством. Семья признается главным фактором развития и формирования личности. В общении с родителями признается источник профессионального роста и успешности деятельности. Характерна потребность в самосовершенствовании, приводящая к постоянному творческому поиску. Для них характерны глубокие, систематичные знания в области психолого-педагогических дисциплин, основ семейной педагогики, особенностей младшего школьника с отклоняющимся поведением, способность прогнозировать и находить научно обоснованное решение нестандартных педагогических задач. Знания имеют личностный смысл и признаются источником профессионального роста. Сформированы аналитико-прогностические, конструктивные, коммуникативные и организаторские умения. Развиты умения диагностики, моделирования воспитывающих ситуаций, сотрудничества с семьей. Высока результативность деятельности, удовлетворенность профессиональной деятельностью максимальна. Высока степень уверенности в своих силах и правомерности педагогических воздействий, что способствует увлеченности, комфортности в общении с семьей. Успешность процесса подготовки будущего учителя начальных классов к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением обусловлена соблюдением ряда последовательных шагов, включающих, во-первых, формирование мотивации и сознательного интереса, во-вторых, осознание содержания и структуры деятельности и,
наконец, в-третьих, овладение необходимыми компетенциями в процессе усвоения знаний, научной и квазипрофессиональной деятельности. В связи, с чем нами выделено второе педагогическое условие - систематизирование средств подготовки будущих учителей начальных классов к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением.
На первом этапе, в процессе освоения дисциплин психолого-педагогического цикла, у студентов происходит появление интереса к проблеме возникновения отклоняющегося поведения младшего школьника, роли семейного воспитания в процессе социализации личности; осознание необходимости знаний, умений и навыков для успешной работы с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением.
На втором этапе формируется потребность применения знаний об особенностях младшего школьника с отклоняющимся поведением, особенностях семейного воспитания и его роли в возникновении отклонений в поведении младшего школьника, осознание необходимости в саморазвитии и самосовершенствовании в период работы над курсовым исследованием.
На третьем этапе формируется потребность в эффективной работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением, оказания практической помощи родителям в коррекции процесса воспитания, основы педагогической рефлексии в процессе профессиональной деятельности в период педагогической практики.
На четвертом этапе, в процессе освоения дисциплин по выбору, работы над квалификационным исследованием, производственной практики у студентов актуализируются знания. Происходит совершенствование умений и навыков работы с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением, формируется устойчивая потребность в работе с семьей по оказанию помощи в процессе воспитания младшего школьника с отклоняющимся поведением, адекватная педагогическая рефлексия.
Таким образом, процесс формирования готовности будущих учителей к работе с семьей младшего школьника с отклоняющимся поведением охватывает весь период обучения в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко, С.З. Педагогические условия подготовки студентов педколледжа к работе с семьями «группы риска» [Электронный ресурс] / С.З. Бойко // Новые технологии. - 2011. - № 3. -URL : http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-podgotovki-studentov-pedkolledzha-k-rabote-s-semyami-gruppy-riska. -Дата обращения 12.03.2017.
2. Дудникова, М.В. Формирование готовности будущего учителя к работе с подростками девиантного поведения / М.В. Дудникова // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 3. - С. 10-13.
3. Зинчук, Н.А. Организационно-педагогические условия формирования готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с подростками девиантного поведения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Зинчук Н.А.- Великий Новгород, 2006. - 190 с.
4. Пивненко, П.П. Профессиональные компетенции как важнейшие критерии готовности будущих учителей к индивидуальной работе с семьей / П. П. Пивненко, Н. П. Витенко // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2015. - № 5 (43). - С. 228-233.
5. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов : учебно-методическое пособие / под общ. ред. О.А. Щекиной ; С.-Петерб. Акад. постдипломного пед. образования. - СПб. : [б.и.], 2013. - 90 с.
6. Соснина, Н.Ф. Подготовка будущих учителей к работе с подростками отклоняющегося поведения : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Соснина Н.Ф. - Москва, 2007. - 171 с.
7. Фаизова, В.Б. Формирование профессиональной готовности бакалавров-педагогов к взаимодействию с семьей воспитанника [Электронный ресурс] / В.Б. Фаизова // Ped. Rev. - 2016. -№ 1 (11). - URL : http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-gotovnosti-bakalavrov-pedagogov-k-vzaimodeystviyu-s-semiey-vospitannika. - Дата обращения 12.03.2017.
8. Яценко, И.Г. Педагогические условия формирования готовности психологов к работе с семьями и детьми «группы риска» : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Яценко И.Г. - Калининград, 2010. - 189 с.
REFERENCES
1. Boyko, S.Z. (2011), "Pedagogical conditions of training of students of pedagogical College to work with families "at risk", New technology, No. 3, available at: http://cyberleninka.ru/article/n7pedagogicheskie-usloviya-podgotovki-studentov-pedkolledzha-k-rabote-s-semyami-gruppy-riska.
2. Dudnikova, M.V. (2009), "Formation of readiness of future teachers to work with teenagers of deviant behavior", Secondary professional education, No. 3, pp. 10-13.
3. Zinchuk, N.A. (2006), Organizational-pedagogical conditions offormation of readiness offuture teachers ofphysical culture to work with teenagers of deviant behavior, dissertation, Velikiy Novgorod.
4. Pivnenko, P.P. (2015), Professional competence as the most important criteria of readiness of future teachers to the individual working with the family, Education, Science. Innovation: the southern dimension, No. (43), pp. 228-233.
5. Sosnina, N. (2007), Preparation offuture teachers to work with teenagers of deviant behavior, dissertation, Moscow.
6. Faizova, V.B. (2016), "Formation of professional readiness of bachelors-teachers to interact with the family of the pupil", Ped.Rev., No.1 (11), available at: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-gotovnosti-bakalavrov-pedagogov-k-vzaimodeystviyu-s-semiey-vospitannika (accessed: 12.03.2017).
7. Ed. Schekina, O.A. (2013), Family and school: problems and ways of cooperation in the implementation of the new standards: teaching aid, Saint-Petersburg.
8. Yatsenko, I.G. (2010), Pedagogical conditions of formation of readiness of psychologists to work with families and children of "risk group", dissertation, Kaliningrad.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.04.2017
УДК 796.89
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИЛЫ РЕАКЦИИ ОПОРЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЫВКА ГИРИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ И НАЧИНАЮЩИМИ СПОРТСМЕНАМИ
Александр Сергеевич Зухов, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Павлович Стрельников, старший преподаватель, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), Омск
Аннотация
В статье изучаются особенности проявления силы реакции опоры при выполнении рывка гири 32 кг у спортсменов разного уровня квалификации, выступающих в весовой категории до 78 кг. В данном исследовании приняли участие три спортсмена, один из которых является мастером спорта, а двое - начинающие спортсмены 1-го разряда. График силы реакции опоры полученный в результате выполнения рывка гири на тензометрической платформе позволил нам выявить характерные точки, соответствующие ключевым моментам выполнения упражнения. Результаты исследования свидетельствуют о том, что у спортсмена высокой квалификаций значения силы реакции опоры выше, чем у менее квалифицированных спортсменов, как в фазе торможения, так и в фазе подрыва гири. Полученные данные свидетельствуют о том, что тренировочный процесс начинающих спортсменов целесообразно строить в направлении повышения силы реакции опоры в момент выполнения подрыва. Вопросы, связанные с повышением значений силы реакции опоры в фазе торможения, как у высококвалифицированных спортсменов, так и у начинающих нуждаются в дополнительной разработке.
Ключевые слова: гиревой спорт, рывок гири, сила реакции опоры, тензодинамограмма.