УДК 37.013
СОЦИАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
А. В. Аксёнова
SOCIAL ORIENTATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN PHYSICAL EDUCATION
A. V. Aksenova
Целью проведенного исследования является выявление, обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности организационно-педагогических условий социального ориентирования младших школьников в процессе физического воспитания. Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе. Предмет: организационно-педагогические условия социального ориентирования младших школьников в процессе физического воспитания. Методологическую базу исследования составили аксиологический, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы. Были использованы теоретические (анализ, обобщение, моделирование) и эмпирические методы исследования (экспертная оценка, психодиагностика, социометрия, опросы). Статья будет интересна педагогам начальных классов, учителям физической культуры и другим специалистам, работающим с младшими школьниками. Определено, что по мере осознания в социуме ценностного потенциала занятий физической культурой расширялся набор функций и форм организации физического воспитания. Современное общество нуждается в физическом воспитании как в социально ориентированном педагогическом процессе. Установлено, что социальное ориентирование - специально организованный процесс, направленный на формирование у обучающихся общественно значимых ориентаций и ценностей. Выявлено, что организационно-педагогическими условиями эффективности социального ориентирования младших школьников в процессе физического воспитания являются: расширенное содержание, традиционные и альтернативные формы, интерактивные методы физического воспитания. Реализация смоделированных организационно-педагогических условий подтвердила ожидаемую результативность социального ориентирования младших школьников. Определено, что существенным фактором повышения эффективности социального ориентирования и учебно-воспитательного процесса по физической культуре в начальной школе является разработанная авторская модель и методические пособия в помощь учителям «Приемы социального ориентирования младших школьников в процессе физического воспитания» и «Основы олимпийского и паралимпийского образования младших школьников».
The aim of the research is to identify, study and experimentally confirm the efficiency of organizational and pedagogical conditions of social orientation in primary school in physical education. The methodological base of the research was axiological, system-active, learner-centered approaches. Theoretical (analysis, synthesis, modeling) and empirical (assessment, psychodiagnosis, sociometry, surveys) research methods were used. The paper will be interesting for primary school teachers, teachers of physical culture and other professionals working with primary schoolchildren. With the society's understanding the valuable potential of practicing physical culture, the set of functions and forms of physical training organization extended. Modern society needs physical education as a socially oriented pedagogical process. Social orientation is a specifically organized process aimed at developing students' public attitudes and values. The organizational and pedagogical conditions of effective social orientation of primary schoolchildren in physical education are: expanded content, traditional and alternative forms, interactive methods of physical education. The implementation of simulated organizational and pedagogical conditions confirmed the expected effectiveness of primary schoolchildren's social orientation. A significant factor in increasing the efficiency of social orientation and educational process in physical education in primary school is the author's model and manuals to help teachers: «Methods of social orientation in primary school in physical education» and «Fundamentals of the Olympic and Paralympic primary schoolchildren education».
Ключевые слова: социальное ориентирование, младшие школьники, начальная школа, физическое воспитание, олимпийское образование, паралимпийское образование.
Keywords: social orientation, younger schoolchildren, elementary school, physical culture, olympic education, pa-ralympic education.
Актуальность рассматриваемого исследования усиливается возрастанием внимания к физическому воспитанию подрастающего поколения. Это получило отчетливое подтверждение во время проводимых Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. Внимание государства к повышению уровня здоровья детей и подростков способствовало начавшемуся
возрождению в России комплекса ГТО. Сегодня ведущими целями физического воспитания становятся не только практические нормативы, не только объем усвоенных двигательных умений и навыков, но и главным образом разностороннее развитие личности. Это актуализирует необходимость специальной дея-
тельности по формированию у детей ценностных ориентаций в процессе физического воспитания [12].
Понятия социальной ориентации и социального ориентирования получили некоторую теоретическую интерпретацию в диссертационных исследованиях Л. В. Пименовой (1988) [9], И. Ф. Бережной (1998) [3], Н. Г. Полянских (2002) [10], А. В. Пешковой (2006) [8], М. А. Тукмачева (2006) [11]. В изученных работах затронуты концептуальные и методологические аспекты работы по социализации дошкольников, детей и подростков в загородных лагерях и кадетских классах. Однако организационные и содержательные условия социального ориентирования младших школьников остаются недостаточно изученными.
Это выявило существующие в настоящее время противоречия между необходимостью социального ориентирования младших школьников и недостаточной разработанностью условий социального ориентирования в системе начального общего образования; между необходимостью организации специальной деятельности по социализации детей и недооценкой этой приоритетной задачи в начальной школе в процессе физического воспитания; между потребностью практики в научно-методическом сопровождении процесса социального ориентирования младших школьников на занятиях по физической культуре и недостаточной разработанностью его программно-методического обеспечения.
Следовательно, необходимо решить задачи: выявить историческую роль физической культуры для социального ориентирования личности; уточнить понятие социального ориентирования применительно к младшему школьнику; разработать и апробировать структурно-функциональную модель социального ориентирования младших школьников; в помощь учителям разработать материалы методического обеспечения процесса социального ориентирования учащихся начальных классов на занятиях физической культурой.
В результате анализа форм и функций физического воспитания мы выделили несколько условных этапов в развитии идеи необходимости физического воспитания для социального ориентирования детей: от неосознаваемого прикладного значения физического воспитания до выполнения социально значимых функций: физическое воспитание как образ жизни человека (с древнейших времен - до начала XIV вв.), двигательная деятельность как способ организации воспитательной работы с детьми (с XIV в. до конца XIX вв.), физическое воспитание как учебный предмет в образовательных учреждениях (конец XIX - 1990-е гг.), физическое воспитание как способ решения социально значимых задач (с 1990-х гг. - до настоящего времени). Исследовательские этапы позволили выявить, что социальное ориентирование посредством двигательной деятельности человека осуществлялось еще в первобытном обществе через труд, игры, церемонии, ритуалы, виды борьбы. Важный скачок в популяризации физической культуры в России произошел в 1918 году при введении одноименного учебного предмета в учебные планы и про-
граммы общеобразовательных дисциплин массовых школ.
Следует отметить факторы, обуславливающие эффективность социального ориентирования младших школьников на занятиях физической культурой.
Во-первых, двигательная деятельность - естественная потребность человека, чаще всего организуемая в коллективно-групповой форме. Именно поэтому она сопровождается разнообразием ролей и взаимоотношений занимающихся.
Во-вторых, значительная часть занятия физической культурой проводится в соревновательной и игровой формах, как следствие это вызывает положительные эмоции и интерес со стороны детей.
В-третьих, на занятиях физической культурой ребенок усваивает нормы и ценностные ориентиры, в дальнейшем определяющие его образ жизни.
В-четвертых, еще в конце XIX в. П. Ф. Лес-гафтом было доказано [6], что физическая культура личности тесно связана с нравственным, эстетическим, умственным и трудовым воспитанием.
Сегодня в качестве наиболее важного критерия эффективности современного образования декларируется успешность социализации обучающегося [12]. Анализ проработанности научно-педагогической и специальной литературы [4; 5] дал основание утверждать, что младший школьный возраст крайне важен для формирования социальных ориен-таций детей. Известно, что именно в этот период закладываются основы мировоззрения человека, делового и личного общения, его последующего образования.
Рассмотрим несколько трактовок понятия «социальная ориентация», которая в основном представлена в литературе как элемент системы взглядов человека, промежуточный итог формирования у него некоторых стремлений, установок [3; 10]; процесс усвоения личностью знаний, норм, ценностей, моделей поведения, принятых в конкретном обществе [7]; внутренняя деятельность ребенка, направленная на восприятие особенностей общества и конкретных людей [9].
Что касается понятия «социальное ориентирование», то оно определяется исследователями как процесс усвоения личностью знаний, норм, ценностей, моделей поведения, принятых в конкретном обществе [7]; как педагогический процесс или стратегия учебно-воспитательной работы образовательного учреждения [8; 11]. В нашем понимании в ключе аксиологического подхода социальное ориентирование - специально организованный процесс, направленный на формирование у обучающихся общественно значимых ориентаций и ценностей, проявляемых в поведенческих установках, в установлении эффективного взаимодействия с окружающими людьми, в выработке собственной оценки и осознанного отношения к своей деятельности.
Педагогический эксперимент по формированию социальных ориентаций младших школьников продолжался в течение 6 лет с 2007 по 2013 гг. и был организован на базе общеобразовательных школ № 51, 54 и школы-интерната № 1 г. Томска. Кроме базовых основных школ в педагогическом экспери-
менте были также задействованы учащиеся СДЮСШОР № 16, школ № 37, 40, гимназии 13 г. Томска. Всего в многолетней опытно-экспериментальной работе приняло участие 512 учащихся 3 - 4 классов и 60 учителей физической культуры и педагогов начальных классов.
На этапе констатирующего эксперимента были выявлены недостатки в проведении уроков по физической культуре. Главными недостатками являются то, что в массовой практике ученик - это объект, а не субъект учебного процесса. Часто на занятиях игнорируются индивидуальные запросы и инициатива учащихся, а приоритет отдается развитию физических качеств в ущерб формированию нравственно-поведенческих установок школьника. В ходе констатирующего эксперимента выявленные недостатки обусловили разработку критериев сформированно-сти социальных ориентаций: поведенческо-коммуникативного, оценочного и мотивационного и их уровни (высокий, низкий, средний) с учетом таких показателей оценки, как характер помощи учителю и одноклассникам, самостоятельное выполнение заданий; характер участия школьника в коллективных играх и заданиях, выполнение различных ролевых функций (судьи, страхующего, показывающего упражнение), характер взаимоотношений учащихся; оценивание своей деятельности и деятельности одноклассника; отношение младшего школьника к коллективным правилам и нормам.
В соответствии с обозначенными критериями младшие школьники были распределены по проявляемым уровням социальных ориентаций на основании данных экспертной оценки, психодиагностики, социометрических исследований, опросов. Согласно проведенному распределению, 55 % обучающихся общеобразовательной школы и 18 % испытуемых школы-интерната были отнесены к группе с высоким уровнем социальных ориентаций по поведенческо-коммуникативному критерию; это означает, что они проявляли инициативу в осуществлении помощи одноклассникам и педагогу, могли работать самостоятельно без нарушений правил предлагаемых игр и заданий, даже без контроля педагога, проявляли организаторские способности и легко распределяли роли в коллективно-групповой работе. Хотя в общеобразовательной школе к этой группе было отнесено большинство детей, однако, значительная часть детей (45 %) нарушала правила заданий и испытывала затруднения в осуществлении помощи одноклассникам, распределении обязанностей, испытывала страх в осуществлении лидирующих функций. В школе-интернате преобладает группа детей со средним уровнем (42,5 %), то есть обучающиеся в большей степени нуждаются в контроле со стороны педагога, чаще нарушают дисциплину и правила игр без контроля учителя. Все это актуализирует деятельность педагога по формированию у детей общепринятых правил и норм на занятиях физической культурой, по сплочению коллектива класса, установлению оптимальных деловых отношений сотрудничества, по развитию самостоятельности, дисциплинированности, инициативы.
Результаты констатирующего эксперимента доказали, что в школе всего третья часть испытуемых (31 %) была способна адекватно оценить свою деятельность, итоги упражнения и действия одноклассников. Столько же детей испытывают затруднения в оценке себя и около 38 % не привыкли к оцениванию себя и одноклассников, поэтому занижают или завышают собственные возможности и деятельность одноклассников. В школе интернатного типа по оценочному критерию к группе с высоким уровнем была отнесена меньшая часть испытуемых (17,5 %). Это объяснимо тем, что дети данной категории реже оценивали себя и итоги выполняемых упражнений, чаще контролировались и оценивались со стороны педагогов.
По мотивационному критерию распределение участников констатирующего эксперимента в школе и учреждении интернатного типа носило схожий характер. Большая часть испытуемых (45,5 %) была отнесена к группе со средним уровнем, то есть большая часть детей относится к урокам физической культуры положительно, с интересом выполняет творческие задания, однако при этом недостаточно проявляет самостоятельность, например, при составлении собственного комплекса общеразвивающих упражнений, при разработке правил новой подвижной игры. Примерно 21 % испытуемых на этапе констатирующего эксперимента проявляли творческий подход в самостоятельных домашних заданиях, а почти треть всех испытуемых относилась к ним без интереса и старательности. Это свидетельствует о том, что педагогам по физической культуре следует в большей мере уделять внимание развитию осознанного отношения к учебно-воспитательному процессу, специально подбирать задания на самостоятельность, оригинальность, творческий подход, а не только учить детей работать по предложенному образцу.
На основании данных констатирующего эксперимента была разработана модель социального ориентирования младших школьников, реализованная в учебно-воспитательном процессе 3 - 4-х классов школы № 54 и школы-интерната № 1 г. Томска. Отметим, что в школе-интернате обучаются школьники по показаниям педагогического консилиума других школ, дети из неблагополучной социальной среды, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Представленная модель обогащена нестандартным содержанием занятий, формами и методами физического воспитания, а также организационно-педагогическими условиями.
В нашем эксперименте приоритетное место отведено таким разделам вариативной части программы, как оздоровительная аэробика, катание на коньках, народные игры и забавы, игры с направленностью на социальное ориентирование. Приоритетное внимание отдавалось внеклассным занятиям, особенно в школе-интернате, где дети требуют большего внимания и индивидуального подхода.
Особое значение в плане воспитательной результативности мы придаем включению в наших экспериментальных школах в вариативную часть нетипичных для массовой практики разделов программы
- олимпийское и паралимпийское образование (в форме теоретических уроков, классных часов, эстафет, конкурсно-игровых программ, викторин, интеллектуальных игр, школьных миниконференций и игр по станциям, просмотра телесюжетов олимпийской и паралимпийской тематики). По сути данный раздел явился основой внеклассной работы по физическому воспитанию в экспериментальных классах. Кроме того, на базе факультета физической культуры и спорта ТГПУ с 2010 г. в рамках Всероссийского фестиваля науки проводились интеллектуальные игры брейн-ринг, затем Региональные фестивали «Физическая культура и спорт в современном обществе». В процессе указанных мероприятий учащиеся младшего, среднего и старшего звена школ г. Томска участвовали в командных играх и конкурсах, конференциях. Основой проводимых преподавателями и студентами фестивалей являлось олимпийское и па-ралимпийское образование, когда старшеклассники готовили доклады на соответствующие темы, изучали биографии знаменитых спортсменов и общест-
венных деятелей, защищали реализуемые на базе своих школ социальные проекты. При этом учащиеся начальной школы посещали экскурсии в музее истории физической культуры, участвовали в конкурсах рисунков, выступали в роли зрителей и слушателей на мероприятиях, проводимых в рамках фестивалей. Более подробно методические аспекты повышения эффективности социального ориентирования младших школьников в процессе физического воспитания представлены в разработанных автором учебно-методических пособиях, адресованных педагогам и студентам педагогических специальностей и направлений [1; 2].
В связи с тем, что наша экспериментальная работа с 2007 по 2013 гг. проводилась не в виде эпизодических занятий, а в целом цикле внеклассных мероприятий и изменении подходов к организации уроков физической культуры младших школьников, были получены положительные результаты, представленные в таблице.
Таблица
Распределение младших школьников по уровням социальных ориентаций до и после формирующего эксперимента, в %
Контрольная группа Экспериментальная группа
Критерий низкий средний высокий низкий средний высокий
уровень уровень уровень уровень уровень уровень
до после до после до после до после до после до после
Школа
Поведенческо- 15 10 30 35 55 55 13 5 32 25 55 70
коммуникативный
Оценочный 36 42 32 35 32 23 40 25 30 40 30 35
Мотивационный 31 25 47 40 22 35 32 13 45 42 23 45
Школа-интернат
Поведенческо- 41 30 42 46 17 24 38 25 43 35 19 40
коммуникативный
Оценочный 40,5 45 43 35 16,5 20 40 35 42 35 18 30
Мотивационный 34 31 46 34 20 35 36 24 44 36 20 40
Таким образом, благодаря приобщению детей к позитивным ценностям, нормам, традициям класса и школы, стимулированию нравственного поведения и общения детей в учебно-воспитательном процессе, на примерах нравственного и достойного поведения самого педагога и знаменитых людей, благодаря включению учащихся в ситуации активного взаимодействия, распределения ролей и принятия решений, субъектной позиции обучающихся, созданию атмосферы сотрудничества и успешности ребенка на занятиях в экспериментальной группе в большей степени наблюдается увеличение количества детей, отнесенных к группе с высоким уровнем социальных ориентаций по поведенческо-коммуникативному критерию. Одновременно с этим включение учащихся в оценочную и самооценочную деятельность, субъектная позиция обучающихся, когда в учебно-воспитательном процессе практически на каждом занятии физической культурой активно применялись
элементы самоорганизации (в процессе дежурства и посильной помощи со стороны детей), упражнения с самоконтролем, само- и взаимооценками (в индивидуальных и групповых упражнениях), способствовало увеличению числа детей с высоким уровнем социальных ориентаций по оценочному критерию. Основным организационно-педагогическим условием формирования социальных ориентаций по мотива-ционному критерию в нашей работе выступает развитие интереса и положительное отношение детей к выполняемым заданиям, упражнениям, играм. При отсутствии интереса детей можно с помощью авторитарных методов добиваться необходимой дисциплины, однако подобная дисциплинированность не будет сопровождаться активностью, инициативностью школьников, а следовательно не будет позитивно влиять на их социальное развитие. Установлена высокая эффективность игр на развитие познавательных процессов, имитирующих и интегрирован-
ных упражнений, творческих заданий, пословиц и поговорок, используемых педагогом на занятиях. Указанные методы развивают у детей кругозор, межпредметные связи, способствуют формированию у младших школьников целостной картины мира. В
заключение отметим, что проведенный эксперимент доказал существенное повышение уровня социальных ориентаций младших школьников в специально организованной деятельности по физической культуре.
Литература
1. Аксёнова А. В. Основы олимпийского и паралимпийского образования младших школьников: учебно-методическое пособие. Томск: Издательство ТГПУ, 2013. 64 с.
2. Аксёнова А. В. Приемы социального ориентирования младших школьников в процессе физического воспитания. Томск: Издательство ТГПУ, 2013. 56 с.
3. Бережная И. Ф. Формирование социальных ориентаций подростков в детском загородном лагере: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 1998. 24 с.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. 352 с.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т.; под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика. Т. 4: Детская психология. 1984. 431 с.
6. Лесгафт П. Ф. Избранные труды; сост. Н. И. Решетень. М.: Физкультура и спорт, 1987. 358 с.
7. Лукьянова Л. И., Мысливец Н. Л. Актуальные проблемы социального и профессионального ориентирования современного белорусского студенчества: очерк социотипического портрета студента ГГМУ // Учебный процесс. Журнал ГГМУ. 2003. № 3. С. 84 - 87.
8. Пешкова А. В. Социальная и профессиональная ориентация учащихся кадетских классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2006. 22 с.
9. Пименова Л. В. Формирование социальной ориентации у детей младшего дошкольного возраста в условиях игры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1988. 24 с.
10. Полянских Н. Г. Формирование социальных ориентаций подростков в детских и юношеских объединениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 17 с.
11. Тукмачев М. А. Социальное ориентирование старшеклассников средствами телевидения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006. 23 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011. 33 с. (Стандарты второго поколения).
Информация об авторе:
Аксёнова Анастасия Валентиновна - старший преподаватель кафедры теории и методики обучения физической культуре и спорту, начальник отдела научно-исследовательской работы студентов и аспирантов Томского государственного педагогического университета, +7-923-411-18-25, [email protected].
Anastasia V. Aksenova - Senior Lecturer at the Department of Theory and Techniques of Teaching Physical Culture and Sport, Head of Division for students' and postgraduates' research work, Tomsk State Pedagogical University.
Статья поступила в редколлегию 29.12.2014 г.