8. Kodaly Z. Nyilatkozat a «Fiatalok» c. Lapban. A zene mindenkie. Budapest: Zenemukiado, 1975: 178 - 180.
9. Kodaly Z. Mire valo a zenei onkepzokor? A zene mindenkie. Budapest: Zenemukiado, 1975: 211 - 216.
10. Kodaly Z. Gyermekkarok. A zene mindenkie. Budapest: Zenemukiado, 1975: 46 - 60.
11. Kodaly Z. Bevezeto az «Eneklo ifjusag» c. Folyoirathoz. A zene mindenkie. Budapest: Zenemukiado, 1975: 176 - 177.
12. Szonyi E. Kodaly Zoltan nevelesi eszmei. Budapest, Tankonyvkiado, 1986.
References
1. Kabalevskij D.B. Rech' na torzhestvennom otkrytii XII konferencii ISME. Vospitanie uma iserdca: Kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1984: 135 - 137.
2. Kabalevskij D.B. Duh ISME. Vospitanie uma i serdca: Kniga dlya uchitelya Moskva: Prosveschenie, 1984: 144 - 150.
3. Kabalevskij D.B. Vospitanie uma iserdca: Kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1984.
4. Eros Istvanne. Kodaly-modszer, Kodaly-koncepcio, Kodaly filozofia. Zeneikonferenciakeloadasai. Tanulmanyi kotet. Szeged: SZTE JGYTFK Enek-zene Tanszek, 2003: 8 - 12.
5. Kodaly Z. 100 eves terv. A zene mindenkie. Budapest: Zenemukiado, 1975: 247 - 251.
6. Kodaly Z. Az Iskolai enekgyujtemeny eloszava terv. A zene mindenkie. Budapest: Zenemukiado, 1975: 192 - 200.
7. Kodaly Z. A zene mindenkie. Budapest: Zenemukiado, 1975.
8. Kodaly Z. Nyilatkozat a «Fiatalok» c. Lapban. A zene mindenkie. Budapest: Zenemukiado, 1975: 178 - 180.
9. Kodaly Z. Mire valo a zenei onkepzokor? A zene mindenkie. Budapest: Zenemukiado, 1975: 211 - 216.
10. Kodaly Z. Gyermekkarok. A zene mindenkie. Budapest: Zenemukiado, 1975: 46 - 60.
11. Kodaly Z. Bevezeto az «Eneklo ifjusag» c. Folyoirathoz. A zene mindenkie. Budapest: Zenemukiado, 1975: 176 - 177.
12. Szonyi E. Kodaly Zoltan nevelesi eszmei. Budapest, Tankonyvkiado, 1986.
Статья поступила в редакцию 06.07.16
УДК 37.013.42
Bogutskaya T.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: [email protected]
THEORETICAL ASPECTS OF INFLUENCE ON MICRO-ENVIRONMENT ON SOCIALIZATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The paper attempts to analyze theoretical approaches to a problem of influence of the microenvironment of younger schoolchildren in the process of socialization. Socialization of younger students is one of the urgent problems in modern pedagogy. The challenges of the modern world further exacerbate the problem of the child's access into the surrounding social environment. The article analyzes approaches to the understanding of the process of socialization, education and development of the child's personality, and the relationship between them. The author raises a problem of relations in the field of education priorities of state policy and educating the younger generation and maintenance of the processes of socialization and education in primary school. A special role is given to the influence of the microenvironment in younger school pupils.
Key words: socialization, microenvironment, education, junior high school student.
Т.В. Богуцкая, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ МИКРОСРЕДЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье предпринимается попытка анализа теоретических подходов к проблеме влияния микросреды младших школьников на процесс их социализации. Социализация младших школьников является одной из актуальных проблем современной педагогической науки. Вызовы современного мира еще более обостряют проблему вхождения ребёнка в окружающую социальную среду. В статье анализируются подходы к пониманию процессов социализации, воспитания и развития личности ребёнка, а также взаимосвязи между ними. Автором ставится проблема соотношения приоритетов государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения и содержания процессов социализации и воспитания в младшем школьном возрасте. Особая роль отводится влиянию микросреды на личность младшего школьника.
Ключевые слова: социализация, микросреда, воспитание, младший школьник.
В настоящее время под пристальным вниманием педагогики оказалась проблема социализации личности, связанная с процессами "вхождения" ребёнка в окружающий его природный мир, «врастания» в микро-, мезо-, макросоциум, освоения им среды с учётом положительного и отрицательного ее влияния на формирующуюся личность.
Актуальность проблемы отражается в основных документах, касающихся образования и воспитания подрастающих поколений. Так, целью «Стратегии развития воспитания в российской Федерации на период до 2025 года», является определение приоритетов государственной политики в области воспитания детей, основных направлений развития воспитания, обеспечивающих успешную социализацию детей, их самоопределение в мире ценностей и традиций [1]. В документе также говорится о необходимости формирования социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей.
Среди приоритетов государственной политики в области воспитания Стратегия определяет формирование позиции личности по отношению к окружающей действительности.
В направлении духовно-нравственного развития акцентируется внимание на формировании в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа
милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального образования показывает значимость социализации детей в процессе получения ими образования. ФГОС признает решающую роль социального развития учащихся в содержании образования, наряду с другими направлениями. В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС устанавливает и социальные компетенции. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, согласно ФГОС, должны отражать: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире [2].
Актуализации проблемы социализации детей способствуют и современные общественные условия. Нестабильность социально-политической ситуации во многих странах ведет к повышению числа мигрантов, среди которых присутствует большое количество детей; деление школ на виды может приводить к формированию в детской и подростковой среде чувства принадлежности к элите и посредственности; повышение числа экстре-
мистки настроенных группировок повышает опасность втягивания в их деятельность детей и молодежи.
О необходимости всемерного учета факторов окружающей среды, прежде всего социальной, одним из первых высказывался Л.С. Выготский. Влияние внешней среды он рассматривал в контексте общей социальной ситуации развития, подчеркивая, что "ребёнок есть часть социальной ситуации" [3]. Отношение ребёнка к среде и наоборот даётся через переживание и деятельность самого ребёнка.
Социализация - процесс двусторонний. Её сущность состоит в том, что, социализируясь, человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Понятие социализации отражает взаимодействие индивида и общества, в результате которого общество "производит" индивида как личность, а личность, в свою очередь, "производит" общество. Следовательно, социализация представляет собой необходимое условие существования человеческого общества, является одной из атрибутивных характеристик общественного развития.
Мы придерживаемся определения, предлагаемого А.В. Му-дриком. Социализация в качестве социально-педагогического явления понимается автором как "развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой и процесс усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит" [4, с. 23] .
Такое понимание явления вносит качественно новый взгляд на социализацию как на процесс, который характерен для человека не только в детстве, отрочестве и юности, но и распространяется на зрелость и старость. Процессу социализации, происходящему в рамках целенаправленно организованной учебно-воспитательной деятельности, автор уделяет большое внимание в связи с вхождением в педагогическую реальность понятий "социология воспитания" и "социальное воспитание". Они, по мнению А.В. Мудрика, включают в себя процессы социализации человека "от момента рождения до глубокой старости". При этом в фокусе интереса находятся как аспекты социализации, так и индивидуализация личности.
Особое место в проблеме социализации занимает вопрос о её взаимосвязи с процессами воспитания и развития личности, являющийся фундаментальной проблемой философии, педагогики, психологии.
В педагогической литературе понимание сущности воспитания идет в двух направлениях:
- понимание воспитания в широком социокультурном смысле;
- в конкретном, практико-ориентированном смысле.
В самом общем виде в качестве приоритетов в первом направлении выдвигается социализация личности, приобщение ее к культуре, нормам и ценностям общества. К этому направлению можно отнести работы А.В. Мудрика, Л.А. Новиковой, В.А. Ка-раковского, В.Г. Бочаровой, З.А. Мальковой, Е.В. Бондаревской, Б.П. Битинас.
Концепции, касающиеся разработки иных подходов к воспитанию в определенных образовательных ситуациях (школы, ДОУ, профтехучилища и др.), а также акцентированные на отдельных аспектах воспитания - эстетическое, трудовое и др., мы относим ко второму направлению. Направление базируется на концепциях И.М. Таланчука, В.М. Коротова, Е.В. Квятковского, Б.М. Не-менского, Д.М. Зембицкого.
Воспитание, по мнению И.М. Таланчука и Н.Б. Крыловой, не только следует за социальными условиями, но ему принадлежит прогнозирующая, предвосхищающая роль. Личностью становятся только в пространстве социально значимой событийности, открывающей новые горизонты индивидуальной жизни. [5]
Итак, в понимании сущности воспитания выделилось два магистральных направления:
1) воспитание как целенаправленное управление (или формирование) развитием и становлением ребёнка - З.А. Малькова, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Е.В. Квятковский, В.М. Коро-тов;
2) воспитание как взаимодействие детей и взрослых -В.А. Петровский, Е.В. Бондаревская, А.И. Тубельский.
От социализации воспитание принципиально отличается, во-первых, тем, что в его основе лежит социальное действие. Это понятие ввел крупный немецкий социолог Макс Вебер. Он охарактеризовал его как действие, направленное на разрешение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление воз-
можных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие [6].
Во-вторых, социализация - процесс непрерывный, так как человек постоянно находится во взаимодействии с социумом, в то время как воспитание - процесс дискретный (прерывный): будучи планомерным, он осуществляется в определённых институтах, т. е. ограничен определённым местом и временем.
Но при всём принципиальном различии этих двух процессов, социализация личности ребёнка есть все-таки результат реального взаимодействия воспитательных институтов и среды.
Социализация тесно связана с индивидуализацией.
Развитие личности есть единый процесс социализации, когда ребёнок осваивает социальный опыт, и индивидуализации, когда он выбирает собственную позицию, противопоставляет себя другим, проявляет самостоятельность путем установления все более широких отношений, где он проверяет себя. Социализация и индивидуализация предполагают друг друга. Индивидуализация есть неизбежный результат (оборотная сторона) процесса социализации и, наоборот, дальнейшее развитие личности индивида возможно только через социализацию, так как лишь на ее основе могут строиться индивидуальные формы поведения.
Личность ребёнка, постоянно взаимодействуя с социальной средой, развивается. Среда воздействует на ребёнка, способствует его формированию как личности. Действуя в социальной среде ребёнок создает эту среду, придает ей определенное социальное качество через отношения с другими личностями и участие в деятельности различных общностей. Общественная среда как совокупность природных и социальных условий, в которых протекает развитие и деятельность человеческого общества, выступает по отношению к ребёнку как необходимое условие его становления и развития, определяющее характер жизнедеятельности индивида. В процессе приобретения и усвоения социального опыта человечества личность включается в процесс общения и отношений с окружающими людьми, явлениями, развивает определенную социальную деятельность.
В социальную среду входят все социальные условия и ситуации, вещи и особенности социального окружения, сфера общения, условия места и времени и т. п. Поэтому, рассматривая социальную среду как фактор развития и формирования личности, важно учитывать не только характер социально-экономических отношений, форм собственности в обществе и другие основные компоненты среды, но и элементы той ее части, с которой личность взаимодействует непосредственно и которая выступает собственно средой его развития. Такое окружение, являющееся неповторимым и свойственным только каждой отдельно взятой личности, и есть микросреда.
Индивидуальная неповторимость каждой личности в значительной степени есть результат воздействия на нее микросреды. Под микросредой отечественные философы понимают «объективную реальность, представляющую собой совокупность материальных, политических, идеологических и социально-психологических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе его жизни и практической деятельности. В узком смысле микросреда - это ближайшее окружение человека в данный момент» [7, с. 124] Мы разделяем позицию Б.Ф Ломова в определении микросреды.
Специфика микросреды состоит в том, что она опосредует, «ретранслирует» воздействие макросреды на личность и проявляет относительную самостоятельность, а иногда даже может изолироваться от общих условий, насколько это возможно (например, в старообрядческих семьях, сектах и т. п.). Любой элемент среды по-разному воздействует на ребёнка в зависимости от того, на какой ступени возрастного развития он находится. Каждый из этих элементов несет в себе общие, особенные и единичные признаки; в разной степени в них выделяются типичные для данного общества социальные отношения. В них могут сочетаться и противоречивые элементы, рожденные различными социальными условиями. Различием между социальной средой и «средой личности» объясняются вариации как в психическом складе личности, так и в содержании ее взглядов, убеждений, а их общностью и родством - типические личностные свойства [8].
Микросреду личности младшего школьника составляют семья, школьный коллектив, разнообразные общности людей, в рамках которых дети постоянно общаются друг с другом, приобретают жизненный опыт, осмысливают окружающую их жизнь.
Микросреда оказывает влияние на весь образ жизни ребёнка, активно формирует его отношение к знаниям, труду, базовым ценностям. В процессе социализации он приобретает качества,
необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальными ролями, т. е. происходит социальное развитие индивида, в котором он сам выступает активным субъектом.
Ребёнок младшего школьного возраста испытывает весь комплекс воздействий микросоциума: направленное и ненаправленное, прямое и косвенное. Направленное воздействие педагогов и родителей на сознание, волю, эмоции ребёнка, организацию его деятельности и общения в интересах развития личности мы рассматриваем как воспитательное воздействие, а его результат как воспитательное влияние. Кроме прямых и целенаправленных воздействий ребёнок испытывает массу косвенных и стихийных, связанных с различными социокультурными и психолого-педагогическими факторами микросреды. Среди них имеются не только положительные, но и отрицательные воздействия и влияния.
Итак, в реальной жизни процессы социализации, воспитания и развития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. В целостном процессе формирования личности происходит вза-
Библиографический список
имное усиление или ослабление этих компонентов. В ходе социализации личность испытывает как стихийное разнонаправленное влияние среды, так и целенаправленное влияние в процессе обучения и воспитания.
Микросреда не всегда действует на личность положительно. Имеют место и отрицательные ее влияния как прямые (образцы асоциального поведения, антисоциальной ориентации и убеждения, нормы и ценности), так и косвенные (социально-психологического и психолого-педагогического характера), требующие создания воспитательной среды. Негативные влияния микросреды могут усиливаться индивидуальными особенностями детей [8].
Младший школьник очень чувствителен к влиянию микросреды, «впитывает» в себя и положительное, и отрицательное. Поэтому необходимо всесторонне изучать микросреду младшего школьника, выявляя негативно действующие факторы, искать пути компенсации негативных влияний микросреды, гармонируя, тем самым, отношения ребёнка с окружающим его социумом.
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября_2009 г. № 373._
3. Выготский Л.С. Собр. сочинений: в 6 томах. Под редакцией А.М. Матюшкина. Москва: Педагогика, 1983; Т. 1.
4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Изд. 2-е, перераб. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2009.
5. Крылова Н.Б. Взаимодействие детей и взрослых: позиция понимающей педагогики: Воспитательная система как социокультурный феномен: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей международной научно-практической конференции. Москва, 5-6 октября 2010 года. Москва: Институт теории и истории педагогики РАО, 2010.
6. Вебер М. Основные социологические понятия. Теоретическая социология: Антология: в 2 ч. Пер. с англ., фр., нем., ит. Составление и общая редакция С.П. Баньковской. Москва: Книжный дом «Университет», 2002; Ч. 1.
7. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Москва: Издательство МГУ, 1976.
8. Компенсация негативных влияний микросреды на младших школьников: методическое пособие. Автор-составитель Т. В. Богуцкая. Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2003.
References
1. Strategiya razvitiya vospitaniya v RossiJskoJ Federacii na period do 2025 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2015 g. N 996-r.
2. Federal'nyJgosudarstvennyJ obrazovatel'nyJ standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 6 oktyabrya_2009 g. № 373._
3. Vygotskij L.S. Sobr. sochineniJ: v 6 tomah. Pod redakciej A.M. Matyushkina. Moskva: Pedagogika, 1983; T. 1.
4. Mudrik A.V. Vvedenie vsocial'nuyupedagogiku. Izd. 2-e, pererab. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2009.
5. Krylova N.B. Vzaimodejstvie detej i vzroslyh: poziciya ponimayuschej pedagogiki: Vospitatel'naya sistema kak sociokul'turnyJ fenomen: proshloe, nastoyaschee, buduschee: sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 5-6 oktyabrya 2010 goda. Moskva: Institut teorii i istorii pedagogiki RAO, 2010.
6. Veber M. Osnovnye sociologicheskie ponyatiya. Teoreticheskaya sociologiya: Antologiya: v 2 ch. Per. s angl., fr., nem., it. Sostavlenie i obschaya redakciya S.P. Ban'kovskoj. Moskva: Knizhnyj dom «Universitet», 2002; Ch. 1.
7. Lomov B.F. Obschenie i social'naya regulyaciya povedeniya individa. Psihologicheskie problemy social'noJ regulyaciipovedeniya. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1976.
8. Kompensaciya negativnyh vliyaniJ mikrosredy na mladshih shkol'nikov metodicheskoe posobie. Avtor-sostavitel' T. V. Boguckaya. Barnaul: Barnaul'skij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2003.
Статья поступила в редакцию 4.07.16
УДК 378
Zolotukhina I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Dedlovskaya M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Povolzhskaya State Academy of Physical Education, Sports and Tourism (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
IMPROVEMENT OF QUALITY OF TRAINING IN PHYSICAL EDUCATION THROUGH INTRODUCTION OF NEW FORMS OF LESSONS IN THE DISCIPLINE OF APPLIED PHYSICAL EDUCATION. The article reviews a problem of improvement of quality of training through introduction of new forms of lessons in the discipline of Applied Physical Education. The object of the article is the research on the most interesting for students' sets of exercises that can improve attendance, effort and interest in applied physical education. In the article there is a brief description and substantiation of following forms of physical exercises, which were used during the pedagogical experiment: step aerobics, kick aerobics, callanetics, stretching, golden exercises of Kifuta. The experimental facilities are based on introduction of new forms of physical exercises' organization, parallel to traditional sports and physical games, into the teaching process of applied physical education. For making a qualitative-quantitative analysis of experimental work's results the authors create a system of criteria that considers the evaluation of late changes, which are based on the dynamics of students' interest in physical education, the number of students who attend sports clubs, the average mark of progress in the subject and the attendance of lessons. The presented material allows making a conclusion about a positive effect on the quality of training in physical education through introduction of new forms of lessons' organization into the discipline.
Key words: physical education, applied physical education, fitness, step aerobics, kick aerobics, callanetics, stretching.
И.А. Золотухина, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
М.В. Дедловская, канд. пед. наук, ст. преп., Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Казань, E-mail: [email protected]