МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х
Все это формирует востребованное представление о себе, как профессионале; способствует качественному сочетанию задач, средств и способов педагогической деятельности; повышает креативность воспитателя.
Педагог-воспитатель - это интеллигентная личность, духовно богатая, гуманная, граждански активная личность, способная к самосовершенствованию и творчеству. Список использованной литературы:
1. Блонский П.П, Курс педагогики. Изд.2-е, испр. М., 1918., с.2
2. Фридман С.М. Проблема педагогического труда. - М., - Л., 1929
3. Кан-Калик В.А. Основы профессионального педагогического общения. М., Педагогика, 1987. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.Педагогика. - М., 2003.
Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. - М.; Ставрополь, 1991.
© Звезда Л.М., Тарасенко Т.В., 2016
УДК 378:004.9
Исаева Рапия Уркасымовна
к.п.н.,
Кыргызский национальный университет Ж. Баласагына,
Кыргызская Республика, e-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ПРИМЕНЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Цель статьи - разработка рекомендаций по совершенствования подготовки будущих учителей в нашей Республике Кыргызстан. Статья посвящена профессиональной подготовке будущего учителя физики в области проектирования дидактических материалов с использованием информационных компьютерных технологий для мотивации получения и повышения знаний учащихся. Обсуждается личные опыты решения проблемы формирования профессионально-методических компетенций у
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
будущих учителей по применению инновационных методов и форм обучения в реальном учебном процессе.
Ключевые слова
инновация, подготовка студентов, инновационные, информационные компьютерные технологии,
электронные обучающие ресурсы.
Isayev stitution treatment Urkasymovna,
Ph.D.,
KNU. Balasagyn, Kyrgyz Republic,720033, st. Abdymomunova 328,
e-mail: [email protected]
THE USE OF INNOVATIVE LEARNING APPROACHES IN PREPARING FUTURE TEACHERS OF PHYSICS
The purpose of the article - to develop recommendations for improving the training of future teachers of physics in our country. The article is devoted to the training of future teachers of physics in the design of teaching materials using information computer technology to produce motivation and improve students' knowledge. We discuss the experience in solving problems of formation of professional-methodical competence of future teachers on the use of innovative methods and forms of training in real educational process.
Keywords:
innovation, training of students, innovation, information and computer technologies, e-learning resources.
Современная школа требует специалистов, призванных работать в меняющихся условиях нашего общества. Это связано и с изменением объёма учебного времени, отводимого на изучение многих учебных дисциплин, реализацией курса на введение профильного обучения в современной школе, регионально-национальными особенностями и т.д.
В этой связи в подготовке будущих учителей на факультете физики и электроники Кыргызского национального университета им.Ж.Баласагына Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 510400 Физика предусматривает спецкурсов ориентирующих будущих учителей на знакомство и освоение инновационных подходов к обучению физике. В рамках традиционных курсов также заложен резерв на проведение такой работы со студентами.
Знакомство будущих учителей физики с инновационными технологиями в области образования осуществляется через:
- содержание лекционно-практического материала традиционных методических курсов (теория и методика обучения физике, практикум по решению физических задач) с использованием инновационных идей и подходов;
- методические курсы «Инновационные методы и формы обучения физике», «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности», «Технология применения технических средств обучения», «Технология проведения физического эксперимента»;
- чтение лекций в рамках курсов по выбору, специализаций;
- проведение учебно-методических тренингов и деловых игр, ориентированных на освоение как отдельных элементов инновационных технологий в обучении, так и в комплексе;
- написание и защиту докладов, рефератов на учебных занятиях; курсовых, дипломных работ;
- работу проблемных групп, семинаров кафедры, выступления студентов на конференциях по НИРСу вуза, региональных и республиканских студенческих конференциях;
- знакомство с разнообразными компакт-дисками, видеофрагментами, предлагаемыми для использования на уроках физики;
- выпуск стенгазет, подготовку реферативных электронных материалов по проблемам инновационных технологий в образовании;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
- создание цифровых образовательных ресурсов для занятий по физике;
- педагогическую практику студентов 3-4 курсов;
- встречи с интересными педагогами-исследователями, учеными.
На лекциях по технологии обучения физики рассматривается отдельный блок вопросов -современные подходы к обучению физике. При раскрытии методики изучения частных вопросов школьного курса физики мы показываем не только традиционные подходы, но и инновационные методики, реализуемые передовыми учителями республики. В частности, в своих лекциях освещаем опыт инновационного преподавания вопросов курса физики по различным технологиям [1, с.6].
В курсах «Инновационные методы и формы обучения физике», «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности», «Технология применения технических средств обучения», «Технология проведения физического эксперимента» не только раскрываются теоретические основы, но и показываются практические применения высказываемых идей на материалах изучения школьного курса физики и собственно читаемых курсов, поскольку для этого в ходе чтения лекций активно применяется компьютер и мультимедийный проектор.
На практических занятиях студенты осваивают приемы работы с цифровой фото- и видеокамерами, способами обработки полученных видеоматериалов. Большую помощь в реализации преобразования этих материалов в физические задачи оказывает программа «1С-измеритель». С её помощью имеется возможность измерения линейных и угловых величин по цифровым фото и видеоматериалам. На базе полученных данных студенты учатся составлять оригинальные физические задачи.
Одним из важных направлений мы считаем обучение будущих учителей методике съемок видеоэкспериментов, редко показываемых в школьных условиях. Отснятый видеоматериал затем обсуждается на практических занятиях по методике преподавания физике, спецкурса «Технология проведения физического эксперимента». При этом студенты часто предлагают использовать их не только как иллюстративный материал, но и как источник для создания задач. Одновременно будет происходить знакомство школьников с научными методами познания.
Другим направлением этой работы является обучение студентов разработке модельных опытов, компьютерных анимаций в 3D Max, Macromedia Flesh. Проанализировав с точки зрения требований методики обучения физике, методики и техники демонстрационного эксперимента соответствующие разделы школьного курса физики, будущие учителя физики выделяют объекты для моделирования и анимирования. При этом на первое место при выборе тематики выдвигаются методические требования, а не внешняя яркость и занимательность. С учетом выделенных требований составляется и обсуждается сценарий и только затем выполняется моделирование и анимация. Полученные результаты представляются на суд однокурсников.
В ходе выполнения практических заданий на лабораторно-практических занятиях студенты на практике осваивают методику включения новой аппаратуры в учебный процесс, создают тестирующие и иллюстративные материалы к урокам и факультативным занятиям по курсам физики [3, с.25].
В рамках чтения лекций и проведение практических занятий курсов по выбору, специализаций по кафедре будущие учителя знакомятся с современным состоянием преподавания физики в республике и мире, с новыми подходами, разрабатываемыми различными научными и учительскими коллективами. Так, на занятиях обсуждаются актуальные проблемы теории и методики обучения физике в современных условиях, инновационные формы в обучении физике, проблемы реализации профилизации школ, методика применения современного программного обеспечения в работе учителя физики, методика организации внеклассной работы по физике в современной школе.
У студентов имеется возможность знакомится со многими новыми книгами, только что вышедшими из печати. В кабинете современных технологий обучения физике имеется постоянно действующая выставка новых книг из библиотек преподавателей кафедры.
Отдельным её разделом является электронные образовательные ресурсы по физике и астрономии. Студенты могут не только увидеть эти компакт-диски, они имеют возможность поработать с ними во
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
внеурочное время. В ряде случаев скачать для своих методических библиотек демо-версии или бесплатно распространяемые программы.
На практике осваивать теоретические знания по инновационным технологиям и методикам позволяют систематически проводимые учебно-методические тренинги, деловые игры. Они проводятся на каждом курсе не реже одного раза в семестр. Тематика их самая разнообразная (новые формы в обучение физике; урок физики в современной школе; новые подходы к организации внеклассной работы по физике и др.). В качестве обязательного компонента в требования по этой форме работы включается показ различных инновационных форм, методов, средств, способов организации деятельности школьников [5, с. 322] .
В связи с тем, что количество практических занятий по основным методическим дисциплинам ограничено, мы активно используем написание студентами докладов, рефератов по проблемам инновационных методик, описанию учительского опыта реализации таких методик в практике обучения физике. С этими докладами студенты знакомят однокурсников на семинарских занятиях, доклады и рефераты выставляются и на стенде кабинетов методики преподавания физики и современных технологий обучения физике [4, с. 36].
На кафедре работает под руководством преподавателей несколько групп студентов, занимающихся научно-исследовательской и учебно-исследовательской работой по различным направлениям технологии обучения физике. В рамках их деятельности студенты пишут курсовые и дипломные работы, готовят тезисы и статьи для участия в конференциях по НИРСу университета, межвузовских и республиканских конференций.
Результаты работы студентов также отражаются в выступлениях факультетских семинарах по теории и методике обучения физике, проводимых на базе факультета физики и электроники.
Одной из форм проверки готовности студентов к работе в роли учителя физики является педагогическая практика. В ходе её проведения студенты апробируют полученные в стенах университета теоретические и практические знания, умения и навыки.
Во многих отзывах из школ, гимназий отмечаются интересные уроки и внеурочные мероприятия инновационной направленности, вызвавшие интерес у учителей, администрации и школьников.
Итогом подготовки для будущих учителей являются государственные экзамены. Помимо ответа, в завершение ответа на вопрос билета, студенты на экзамене, в качестве иллюстрации к своим ответам показывали подготовленные в течение трех лет учебы электронные образовательные проекты, а также в ходе защиты квалификационных работ. Имеются в виду:
1. Электронные учебники, электронные учебные пособия, страницы сайтов для школьников и студентов педагогических вузов по отдельным вопросам, элективным курсам профильной подготовки;
2. Презентации к урокам по различным темам школьного курса физики в разных типах учебных заведений (электронные конспекты);
3. Учебные видеозаписи демонстраций, которые по ряду причин не могут показываться в школе, созданные на их основе физические задачи.
Выводы: Подводя итоги обсуждения, отметим следующее.
Знакомство будущих учителей физики с инновационной технологией в современной школе невозможно без опоры и взаимодействием со всеми дисциплинами психолого-педагогического цикла. Эта задача решается только комплексно.
Ограниченность строгими рамками учебного времени предполагает перенос упора в работе по ознакомлению с инновационными подходами в образовании на внеаудиторную работу, активное использование студентами электронных ресурсов в ходе самостоятельной работы.
Проверка освоения студентами всей совокупности инновационной деятельности осуществляется через разнообразные виды промежуточного и итогового контроля.
Главным итогом такой работы должна стать готовность будущего учителя к работе с использованием инновационных технологий, с одной стороны. С другой стороны, - сформированность потребности в постоянном профессиональном самосовершенствовании.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х
Список использованной литературы:
1. Активные формы и методы обучения. /Составитель Мабетакунов Э., -Бишкек: ИИМОП КНУ им. Ж.Баласагына, 2007
2. Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., Гомулина Н. Н. Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии// Первое сентября. Физика. 1999. № 20. С. 3.
3. Бутиков Е. И. Лаборатория компьютерного моделирования// Компьютерные инструменты в образовании. 1999. № 5. С .24 - 42.
4. Гомулина Н. Н. Компьютерные обучающие и демонстрационные программы// Первое сентября. Физика. 1999. № 12.
5. Исаева Р.У. Студенттерди физиканы окутууда инновациялык методдорду колдонууга даярдоо. Вестник КНУ им.Ж.Баласагына, Серия Естественно-технические науки, Бишкек, 2013, Стр. 321-325
6. Кавтрев А. Ф. Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0». - М.: ООО «Физикон», 2000. [Адрес www.college.ru/booklet/1st.html]
7. Чирцов А. С. Информационные технологии в обучении физике// Компьютерные инструменты в образовании. 1999. № 2. С. 3 - 12.
© Исаева Р. У., 2016
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Мукимов Ваниль Рафкатович канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ФУНКЦИЙ В СРЕДЕ
ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ
Аннотация
Изложена дидактическая эффективность использования электронных таблиц при изучении старшеклассниками средних общеобразовательных школ и младшекурсниками высших учебных заведений элементарных функций на занятиях по математике, физике, информатике и химии.
Ключевые слова
Элементарная функция, электронная таблица, наглядность обучения
Одной из фундаментальных составляющих математической культуры современного молодого человека является его знания, умения и навыки по применению элементарных степенных, показательных, логарифмических и тригонометрических функций при информационном моделировании объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности [1].
Для повышения уровня выделенной составляющей математической культуры старшеклассников средних общеобразовательных школ и младшекурсников высших учебных заведений нами с конца двадцатого века на занятиях по математике, физике, информатике и химии [2] систематически и регулярно использовались электронные таблицы для наглядного представления на экране видеомонитора персонального компьютера графиков элементарных функций: 1) константа; 2) корень n - ой степени; 3)