МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
4. Вейзе А.А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста: Учеб. Пособие.-М.: Высш.шк.,1985.-127с.
© Бельдинская В.П., Литвинцев В.Л., Байдаева Н.Л., 2016 год.
УДК 378
А.З. Варисов
к.ф.-м.н., доцент
Т.А.Черникова
к.пед.н., доцент Бирский филиал БашГУ г.Бирск, Российская Федерация
РОЛЬ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Курсы по выбору имеют особое значение в профессиональной подготовке, так как позволяют учитывать современные требования и потребности общества и школы. В подготовке бакалавров направления «Педагогическое образование» необходимо формировать компетенции, ориентированные на реализацию информационно-коммуникационных технологий. Специальные курсы по выбору позволяют углубить и расширить подготовку студентов по их применению. Для подготовки будущих учителей физики предлагается включить в учебный план курсы по выбору, которые позволяют сформировать компетенции компьютерного моделирования физических явлений и процессов.
Ключевые слова
Курсы по выбору, информационно-коммуникационные технологии, профессиональная подготовка
бакалавров педагогического образования.
Современная подготовка бакалавров педагогического образования предусматривает изучение курсов по выбору. Отличием их от обязательных дисциплин является более углубленное и расширенное изучение учебного материала. Они направлены на совершенствование и развитие профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков. Такие курсы ориентированы на более детальное изучение студентами одного из разделов науки, что способствует формированию научно-исследовательских интересов, более осознанному усвоению базовых дисциплин, становлению будущей профессиональной деятельности.
При разработке курсов по выбору необходимо предусматривать освоение студентами инновационных подходов к обучению. В связи с переходом школы на ФГОС, её основополагающим элементом становится информационно-образовательная среда, которая предполагает использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Поэтому бакалавров педагогического образования необходимо подготовить к их реализации.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Их реализация способствует повышению эффективности и интенсификации процессов обучения и самообразования.
Подготовка будущих педагогов - бакалавров осуществляется на основе ФГОС ВО по направлению 44.03.01 Педагогическое образование [3]. Анализ данного документа с позиции требований к информационно-коммуникационным компетенциям показывает, что только в списке общекультурных компетенций встречается формулировка, частично отражающая их - способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
пространстве (ОК-3). Однако стандарт предполагает возможность вузу самому дополнять список компетенций, для формирования которых можно использовать курсы по выбору.
В профессиональном стандарте педагога [2] также выделены функции, трудовые действия и умения педагога, предполагающие реализацию ИКТ. Их перечень поможет разработчикам курсов по выбору в процессе выделения специальных компетенций.
Однако, выделение ИКТ как элементов всех перечисленных выше стандартов, не позволяет считать, что проблема внедрения их в практику общеобразовательной школы решена. Как показывает практика школьного обучения, достаточное количество учителей продолжают сохранять инертность в применении ИКТ на уроках. Нередко использование их носит спонтанный и бессистемный характер. Существуют проблемы и в подготовке студентов к реализации данного вида технологий.
Чернобай Е.В., анализируя теорию и практику подготовки будущих учителей-предметников в ВУЗе выделяет существенные пробелы в содержании методической составляющей: преобладание традиционной системы подготовки; формирование навыков использования ИКТ вне контекста будущей профессиональной деятельности и учета профессиональных потребностей; «пользовательская» направленность процесса подготовки к использованию средств ИКТ в обучении, не основанная на методологии и психолого-педагогических основах педагогического процесса; быстроизменяющаяся обстановка в школьном образовании и отсутствие подхода в подготовке будущих учителей-предметников в использовании средств ИКТ с учетом новых направлений [4].
Нередко студенты переносят опыт собственного участия в различных видах учебной деятельности в будущую педагогическую деятельность. В высшей школе пока наибольшее распространение получили лекции-презентации, семинары с подготовленными студентами презентациями, которые, сводятся к представлению текста, схем и таблиц. Посещение занятий преподавателей вуза, беседы с коллегами показывают, что, к сожалению, в профессиональном образовании пока не сложилась целостная система включения ИКТ в образовательный процесс. Выделенные проблемы подготовки студентов требуют проектирования учебных планов, программ дисциплин с учетом нового контекста образования.
В процессе подготовки будущих учителей физики формирование компетенций, ориентированных на применение ИКТ имеет важное значение. Это связано с усилением внимания государства к инженерно-техническому образованию, развитию технопарков. Мотивировать учащихся на получение профессионального образования данной направленности необходимо ещё в школе. Для этого школьные кабинеты физики должны быть оснащены оборудованием, которое в полной мере сможет обеспечить доступ педагогов и учащихся к электронным образовательным ресурсам: компьютеры для педагога и учащихся, объединенные в сеть с доступом в Интернет, интерактивная доска и соответствующее программное обеспечение, цифровые лаборатории.
Учитель физики должен владеть ИКТ и на уровне моделирования физических явлений и процессов. Это особенно актуально в работе с одаренными учащимися, ориентированными на углубленное изучение дисциплин естественно-математического профиля. Для подготовки будущих учителей физики к компьютерному моделированию физических явлений и процессов предлагается включить в учебный план курсы по выбору: «Моделирование квантовомеханических явлений», «Моделирование стохастических систем».
В данных курсах обеспечивается преемственность с курсами общей, экспериментальной и теоретической физики. В то же время они тесно связан с курсами теории вероятностей и математической статистики, информатики и программирования. Изучение данных курсов по выбору призвано не только продемонстрировать роль численных методов при решении квантовомеханических и статистических задач с применением информационных и компьютерных технологий, но и помочь будущему учителю физики освоить эти методы и вместе с ними методологию компьютерного моделирования в физике. На примере одного из курсов рассмотрим цель, специальные компетенции, знания, умения, навыки.
Цель дисциплины «Моделирование квантовомеханических явлений» - ознакомить будущего учителя
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
физики с методикой построения моделей и алгоритмов в задачах, связанных с анализом квантовых систем, с приближёнными методами решения квантовомеханических задач и подготовить его к использованию компьютера, математических пакетов прикладных программ и компьютерных технологий в моделировании квантовых явлений и процессов, в постановке численного эксперимента.
Требования к результатам изучения курса дополнены специальными компетенциями, не представленными в ФГОС ВО: владеет системой знаний о концептуальных и теоретических основах физики, ее места в общей системе наук (СК-1); владеет системой знаний о фундаментальных физических законах и теориях, физической сущности явлений и процессов в природе и технике (СК-2); владеет навыками организации и постановки физического эксперимента (лабораторного, демонстрационного, компьютерного) (СК-3); владеет методами теоретического анализа результатов наблюдений и экспериментов, приемами компьютерного моделирования (СК-4).
В результате освоения курса студент должен:
- знать основные численные методы анализа и обработки данных; источники погрешностей и их классификацию; модели объектов и явлений, применяемые в квантовой физике; приближённые методы решения квантовомеханических задач; языки программирования и математические пакеты, используемые для решения физических задач;
- уметь моделировать квантовые объекты и явления, проводить численные расчеты характеризующих их величин; решать задачи квантовой физики на компьютере; представлять различными способами информацию о свойствах и поведении квантовых систем;
- владеть методологией, выражаемой триадой: «модель - алгоритм - программа»; математическими методами, используемыми в квантовой физике; техникой применения численных методов и компьютерного моделирования; физическим научным языком, научной терминологией физики.
В ходе выполнения практических заданий на лабораторно-практических занятиях студенты на практике осваивают методику включения ИКТ в учебный процесс, создают иллюстративные материалы к факультативным занятиям по курсу физики. По мнению студентов это позволило им более уверенно применять средства ИКТ на уроках физики в период педагогической практики.
Более полная и всесторонняя подготовка возможна в условиях активного внедрения системных курсов по выбору [1]. Поэтому представленные выше курсы могут быть дополнены другими.
Таким образом, курсы по выбору позволяют учитывать современные требования опережающего профессионального образования с учётом изменяющихся потребностей общества и школы. Разработанные и внедренные в учебный процесс представленные в статье курсы по выбору, позволяют повысить уровень подготовки будущих учителей физики к применению ИКТ в учебный процесс школы.
Список использованной литературы:
1. Артюхин О.И. Система дисциплин курсов по выбору при подготовке бакалавров направления «Педагогическое образование» // Фундаментальные исследования. -№ 9. - 2012. - С. 842-846; URL: http://www.fundamental-research.ru/m/artide/view?id=30408 (дата обращения: 25.02.2016).
2. Профессиональный стандарт педагога (утвержден Приказом Минтруда и социальной защиты РФ 18.10.2013 № 544н); URL: http://www.rosmintrud.ru /docs/mintrud/orders/129/PS_pedagog.doc (дата обращения: 25.02.2016).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению 44.03.01 Педагогическое образование (утвержден Приказом Минобрнауки России 4.12.2015 № 1426); URL: http://http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf (дата обращения: 25.02.2016).
4. Чернобай Е.В. Готовность современного учителя к работе в новой информационно-образовательной среде: анализ ситуации и перспективы развития // Мир науки, культуры, образования. - № 3 (22). - 2010. - С. 220-223.
© Варисов А.З., Черникова Т.А., 2016