МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х
Список использованной литературы:
1. Активные формы и методы обучения. /Составитель Мабетакунов Э., -Бишкек: ИИМОП КНУ им. Ж.Баласагына, 2007
2. Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., Гомулина Н. Н. Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии// Первое сентября. Физика. 1999. № 20. С. 3.
3. Бутиков Е. И. Лаборатория компьютерного моделирования// Компьютерные инструменты в образовании. 1999. № 5. С .24 - 42.
4. Гомулина Н. Н. Компьютерные обучающие и демонстрационные программы// Первое сентября. Физика. 1999. № 12.
5. Исаева Р.У. Студенттерди физиканы окутууда инновациялык методдорду колдонууга даярдоо. Вестник КНУ им.Ж.Баласагына, Серия Естественно-технические науки, Бишкек, 2013, Стр. 321-325
6. Кавтрев А. Ф. Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0». - М.: ООО «Физикон», 2000. [Адрес www.college.ru/booklet/1st.html]
7. Чирцов А. С. Информационные технологии в обучении физике// Компьютерные инструменты в образовании. 1999. № 2. С. 3 - 12.
© Исаева Р. У., 2016
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Мукимов Ваниль Рафкатович канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ФУНКЦИЙ В СРЕДЕ
ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ
Аннотация
Изложена дидактическая эффективность использования электронных таблиц при изучении старшеклассниками средних общеобразовательных школ и младшекурсниками высших учебных заведений элементарных функций на занятиях по математике, физике, информатике и химии.
Ключевые слова Элементарная функция, электронная таблица, наглядность обучения
Одной из фундаментальных составляющих математической культуры современного молодого человека является его знания, умения и навыки по применению элементарных степенных, показательных, логарифмических и тригонометрических функций при информационном моделировании объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности [1].
Для повышения уровня выделенной составляющей математической культуры старшеклассников средних общеобразовательных школ и младшекурсников высших учебных заведений нами с конца двадцатого века на занятиях по математике, физике, информатике и химии [2] систематически и регулярно использовались электронные таблицы для наглядного представления на экране видеомонитора персонального компьютера графиков элементарных функций: 1) константа; 2) корень n - ой степени; 3)
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
степенная функция; 4) показательная функция; 5) логарифмическая функция; 6) тригонометрические функции; 7) обратные тригонометрические функции.
При компьютерном построении графика элементарной функции нами с учащимися выбирался режим точечной диаграммы, позволяющий задать и аргумент и функцию в явном виде посредством ссылки на соответствующую группу ячеек электронной таблицы.
Основной положительный дидактический эффект при компьютерном построении в среде электронной таблицы графика элементарной функции заключался в возникновении познавательного интереса у каждого учащегося к изучаемому материалу вне зависимости от уровня академической успеваемости старшеклассника или студента.
В этой связи всем классом или всей группой учащихся удается, благодаря соблюдению требований дидактического принципа наглядности обучения, успешно реализовать нижеследующий алгоритм исследования элементарных функций с пунктами - действиями:
1) выделить область определения элементарной функции;
2) оценить поведение функции на границах области определения;
3) определить четность - нечетность функции;
4) найти область значений элементарной функции;
5) осуществить поиск промежутков возрастания и убывания функции;
6) обнаружить точки экстремума функции;
7) исследовать функцию на выпуклость и на наличие точек перегиба;
8) построить при наличии наклонные и горизонтальные асимптоты;
9) дать характеристику особым точкам элементарной функции.
Прочное освоение старшеклассниками и студентам пунктов - действий выделенного алгоритма исследования элементарных функций позволяет им относительно быстро и качественно построить информационные модели физических и химических процессов и явлений на основе полученных теоретически или экспериментально зависимостей одних величин от других.
При изучении колебательных и волновых процессов курса физики, приобретенные на основе компьютерного построения графиков элементарных функций старшеклассниками и студентами знания об области определения, значений, периоде, нулях, максимуме, минимуме, нечетности, убывании и возрастании функции синус, позволяют им успешно ставить и решать учебные задачи по теме «Колебания и волны», соблюдая требования всех этапов математического моделирования природной или технологической действительности [3].
На занятиях по математике и информатике, полученные учащимися посредством компьютерного построения графиков элементарных функций при решении задач по физике и химии знания, умения и навыки в области новых информационных технологий, служат дополнительным аргументом для соответствующих обобщающих умозаключений со стороны учителя или преподавателя.
Выводом, следующим из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, является положение о том, что систематическое и регулярное использование электронных таблиц при построение графиков элементарных функций, входящих в модели и алгоритмы решения задач математики, физики, информатики и химии, приводит к повышению качества обучения старшеклассников и студентов.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
3. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
© Каримов М.Ф., Мукимов В.Р.2016