Научная статья на тему 'Подготовка будущих бакалавров профессионального обучения к визуализации учебного материала'

Подготовка будущих бакалавров профессионального обучения к визуализации учебного материала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СТРУКТУРИЗАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / DESIGN / STRUCTURING / TRAINING MATERIAL / VISUALIZATION / AND TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парская Н. В., Мишина Д. Д.

В статье рассмотрены вопросы структуризации учебного материала для подготовки будущих бакалавров профессионального обучения в вузе. Кратко описаны результаты основных исследований в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парская Н. В., Мишина Д. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION FUTURE BACHELORS OF VOCATIONAL TRAINING TO VISUALIZATION OF EDUCATIONAL MATERIAL

The paper deals with the structuring of the training material for the preparation of future bachelors vocational training in high school. The results of basic research in this area are described briefly.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих бакалавров профессионального обучения к визуализации учебного материала»

сти базы проведения практик и вуза для формирования соответствующих компетенций у студентов. Учебные задания для студентов должны

Библиографический список

соответствовать перечню компетенций, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 дек. 2009 г. № 781) : [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/97449/.

2. Положение «Система менеджмента качества». Положение о практике студентов ЧГАА-П-12-27/02-13. Версия 02 [Текст]. — Челябинск, 2013. — 13 с.

3. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/.

УДК 378 Н. В. Парская, зав. кафедрой Челябинской

государственной агроинженерной академии (ЧГАА), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected] Д. Д. Мишина, ассистент кафедры ЧГАА, аспирант, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ К ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В статье рассмотрены вопросы структуризации учебного материала для подготовки будущих бакалавров профессионального обучения в вузе. Кратко описаны результаты основных исследований в данной области.

Ключевые слова: проектирование, структуризация, учебный материал, визуализация, педагог профессионального обучения.

Как известно, в современных условиях развития общества выпускникам высших учебных заведений предстоит овладеть большим объемом разноплановых знаний и реализовать их в конкретной области профессиональной деятельности. Однако существующие подходы к подготовке специалистов в вузах в недостаточной мере соответствуют предъявляемым требованиям. Речь идет о проблеме эффективного проектирования и структуризации преподавателями учебного материала как основы формирования профессиональных компетенций выпускников.

В педагогической теории и практике достаточно большое внимание уделяется вопросам проектирования и структуризации учебного материала педагогом профессионального обучения. Различные аспекты проектировочной деятельности освещены в трудах таких ученых, как В. С. Безрукова, В. П. Беспалько, М. В. Кларин,

В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина и др. Основное внимание данных ученых уделено проектированию учебного материала в предметной области, логическому содержанию и представлению эмпирических и теоретических знаний. Вместе с тем недостаточно освещены вопросы, связанные с проектированием учебного материала средствами визуализации [1; 2; 3; 4].

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показали, что в современных условиях развития информационных технологий преподаватели имеют возможность представить учебный материал разнообразными средствами визуализации [5]. Однако, как показывает практика, преподаватели профессиональных образовательных учреждений испытывают затруднения в изготовлении и применении наглядных пособий и презентаций. Это связано с тем, что в процессе обучения в вузе у студен-

Инновационное развитие профессионального образования

тов в недостаточной мере формируются умения и навыки в области проектировочной деятельности.

Поэтому не случайно актуальной становится проблема целенаправленной подготовки бакалавров профессионального обучения к образовательно-проектировочной деятельности, в частности к проектированию и оснащению образовательно-пространственной среды для теоретического и практического обучения.

Как показали результаты нашего констатирующего эксперимента, многие преподаватели вуза при изготовлении и использовании визуальных средств обучения не в полной мере ориентируются на целостность учебного материала, нарушается некоторая логическая последовательность.

Один из подходов к устранению данного недостатка мы видим в том, что визуальные средства обучения необходимо проектировать, ориентируясь на структуру знаний по изучаемой дисциплине. При этом учитывается, что образовательные программы ориентированы на профессионально обусловленную структуру деятельности. Как известно, компонентами такой структуры являются:

1) виды деятельности и ситуации;

2) типовые профессиональные функции и задачи;

3) профессиональные действия, умения, навыки.

Кроме того, особую значимость приобретает грамотная структуризация преподавателями учебного материала:

1) структурирование учебного текста;

2) выделение учебного модуля, глав, параграфов, тем и т. д.

Библиографический список

При этом необходимо учитывать, что одним из важных этапов осмысления знаний студентами следует рассматривать структуризацию знаний. При изготовлении преподавателями наглядных средств для обучающихся следует предоставить им возможность классифицировать виды получаемых знаний, выделить в них отдельные понятия и определения, представить их обобщенно, раскрывая основные закономерности, законы. И не случайно ученые подчеркивают, что результатом прочного усвоения знаний является образование устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность [5; 6].

Процесс структуризации содержания учебного материала для бакалавров профессионального обучения мы представляем как разработку структуры знаний о выполнении всех видов профессионально-педагогической деятельности на основе соблюдения логической последовательности изучаемых понятий, категорий, способов деятельности.

В нашем исследовании структуризация знаний по дисциплинам общепрофессионального цикла будет осуществлена поэтапно:

1) знания относительно области деятельности педагога в профессиональных образовательных учреждениях;

2) знания, необходимые для выполнения педагогических действий по алгоритму;

3) знания, необходимые для выполнения действий в нестандартных ситуациях;

4) знания, необходимые для инновационной деятельности.

Такой подход, на наш взгляд, позволит преподавателям грамотно проектировать учебный материал, в том числе материал для визуального представления.

1. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход [Текст] / А. А. Вербицкий. — М. : Высш. шк., 1991. — 207 с.

2. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю. К. Бабанский. — М. : Педагогика, 1989. — 558 с.

3. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика [Текст] / С. Я. Батышев. — М. : 1997. — 122 с.

4. Краевский, В. В. Методология педагогики [Текст] / В. В. Краевский. — Чебоксары : Изд-во Чувашского ун-та, 2001. — 243 с.

5. Булынский, Н. Н. Проблемы структуризации содержания педагогического компонента профессионально-педагогического образования [Текст] / Н. Н. Булынский // Профессиональное образование : проблемы, поиски, решения : сб. материалов науч.-исслед. лаборатории РАО «Управление качеством профессионального образования». Ч. 2 ; отв. ред. С. Е. Матушкин. — Челябинск : Энциклопедия, 2009. — 148 с.

6. Матушкин, С. Е. Избранные педагогические сочинения [Текст] / С. Е. Матушкин. — Челябинск : ЧелГУ, ЮУНОИ РАО, 2006. — 395 с.

7. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 дек. 2009 г. № 781) : [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/ ргоЬийз/1ро/рг1те/Ьос/97449/.

УДК 377+371 М. Л. Ривкина, преподаватель Южно-

Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СОВРЕМЕННОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, В ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЕ PROCOLLEDGE С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ E-LEARNING

E-leaming — система электронного обучения, использующая новейшие электронные технологии. E-leaming сегодня — простой способ получить дополнительные знания, научиться самостоятельной работе. В статье рассматриваются возможности, предоставляемые виртуальной обучающей средой в учебном портале ProColledge с помощью технологии E-leaming, которые позволяют сделать образовательный процесс удобным, комфортным, индивидуальным и интерактивным.

Ключевые слова: E-leaming, ключевые компетенции, ProColledge, электронный учебник.

E-learning (сокр. от англ. Electronic Learning) — система электронного обучения, синоним таких терминов, как «электронное обучение», «дистанционное обучение», «обучение с применением компьютеров», «сетевое обучение», «виртуальное обучение», «обучение при помощи информационных, электронных технологий» [1].

Существует определение, которое дали этому термину специалисты ЮНЕСКО: E-learning — система обучения с помощью Интернета и мультимедиа [1].

Современные студенты — в основном «сетевое» поколение, для которого электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются студентами; приобретенные знания, умения, навыки пригодятся им в самосовершенствовании и карьерном росте. Информационные коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом. Широкий спектр возможностей обучения с помощью E-learning позволяет выбирать метод с учетом индивидуальных требований и предпочтений студента:

1) удобное время и место обучения;

2) прочное усвоение знаний;

3) постоянный контакт с преподавателем;

4) индивидуальный график обучения.

И еще очень важно отметить, что Е-1еагтщ не исключает общение с преподавателем лицом к лицу.

Основная цель использования возможностей обучения с помощью E-learning — качественное изменение процесса обучения и повышение образовательных результатов студентов за счет эффективного встраивания Е-1еагтщ в образовательный процесс.

Актуальность использования возможностей обучения с помощью E-learning определяется требованием к повышению эффективности учебного процесса в учебном заведении.

Традиционная система образования с ее знаниевым характером неспособна обеспечить достижение целей, обусловленных социальным заказом общества на современном этапе его развития. Данный факт явился причиной перехода от традиционной к личностно-ориентирован-ной парадигме образования, стратегическими направлениями которой являются интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в самостоятельную целесообразную жизнедеятельность.

Переход от знаниево-просветительской парадигмы «человека знающего», господствовавшей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.