8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 дек. 2009 г. № 781) : [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/97449/.
УДК 377+371 М. Л. Ривкина, преподаватель Южно-
Уральского многопрофильного колледжа (ЮУМК), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ СОВРЕМЕННОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, В ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЕ PROCOLLEDGE С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ТЕХНОЛОГИЙ E-LEARNING
E-leaming — система электронного обучения, использующая новейшие электронные технологии. E-leaming сегодня — простой способ получить дополнительные знания, научиться самостоятельной работе. В статье рассматриваются возможности, предоставляемые виртуальной обучающей средой в учебном портале ProColledge с помощью технологии E-leaming, которые позволяют сделать образовательный процесс удобным, комфортным, индивидуальным и интерактивным.
Ключевые слова: E-leaming, ключевые компетенции, ProColledge, электронный учебник.
E-learning (сокр. от англ. Electronic Learning) — система электронного обучения, синоним таких терминов, как «электронное обучение», «дистанционное обучение», «обучение с применением компьютеров», «сетевое обучение», «виртуальное обучение», «обучение при помощи информационных, электронных технологий» [1].
Существует определение, которое дали этому термину специалисты ЮНЕСКО: E-learning — система обучения с помощью Интернета и мультимедиа [1].
Современные студенты — в основном «сетевое» поколение, для которого электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются студентами; приобретенные знания, умения, навыки пригодятся им в самосовершенствовании и карьерном росте. Информационные коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом. Широкий спектр возможностей обучения с помощью E-learning позволяет выбирать метод с учетом индивидуальных требований и предпочтений студента:
1) удобное время и место обучения;
2) прочное усвоение знаний;
3) постоянный контакт с преподавателем;
4) индивидуальный график обучения.
И еще очень важно отметить, что Е-1еагтщ не исключает общение с преподавателем лицом к лицу.
Основная цель использования возможностей обучения с помощью E-learning — качественное изменение процесса обучения и повышение образовательных результатов студентов за счет эффективного встраивания Е-1еагтщ в образовательный процесс.
Актуальность использования возможностей обучения с помощью E-learning определяется требованием к повышению эффективности учебного процесса в учебном заведении.
Традиционная система образования с ее знаниевым характером неспособна обеспечить достижение целей, обусловленных социальным заказом общества на современном этапе его развития. Данный факт явился причиной перехода от традиционной к личностно-ориентирован-ной парадигме образования, стратегическими направлениями которой являются интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в самостоятельную целесообразную жизнедеятельность.
Переход от знаниево-просветительской парадигмы «человека знающего», господствовавшей
Инновационное развитие профессионального образования
в образовании на протяжении нескольких веков, к новой личностной парадигме «человека, подготовленного к жизнедеятельности» — ведущая тенденция современного образования. Непростой процесс постепенных изменений в образовании (цели, содержание, направленность) ориентирован на обеспечение более полного, личностно и социально интегрированного результата, что предполагает свободное развитие человека, наличие у него таких качеств, как творческая инициатива и самообучаемость.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг. зафиксировано положение о том, что образование должно формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования [2].
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющие образования позволяет решать проблему, типичную для российского образования, когда обучаемые могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Ключевые компетенции, определяющие современное качество образования, реализуются в результате использования возможностей обучения с помощью E-learning, что дает возможность выделить следующие основные направления реорганизации системы образования:
1) интеграция новых информационных технологий в учебный процесс;
2) выделение принципа самостоятельной активности студента в качестве ведущего принципа обучения.
В настоящее время роль самостоятельной работы студента настолько возросла, что ее приходится специально планировать, создавать для нее специальные формы, методы и использовать технические ресурсы [3].
Целесообразность использования технологий Е-1еагтщ в качестве дополнительного ресурса в организации самостоятельной работы студентов продиктована следующими факторами:
1) повышение эффективности усвоения учебного материала за счет самостоятельной деятельности;
2) интенсификация учебного процесса;
3) автоматизация процесса контроля знаний;
4) улучшение наглядности изучаемого материала;
5) увеличение количества предлагаемой учебной информации.
Такая технология Е-1еагтщ, как электронный учебник (лекции, тесты, практические задания, тренажеры, практикумы по решению задач), позволяет в удобное для студента время отработать нужную тему в удобном для него темпе.
По моему мнению, технологии Е-1еагтщ и те возможности, которые предоставляет виртуальная обучающая среда в учебном портале ProColledge, позволяют сделать образовательный процесс:
1) удобным и комфортным с точки зрения создания условий для освоения материала;
2) персонализированным в плане выбора уровня сложности, времени и объема освоения учебного материала;
3) интерактивным, так как можно обучаться посредством синхронного и асинхронного взаимодействия с преподавателем и однокурсниками.
Таким образом, технологии Е-1еагтщ — это обучающая среда, с помощью которой можно:
1) индивидуализировать процесс обучения;
2) выбрать темп обучения (при восприятии информации);
3) организовать самостоятельное обучение посредством персонального компьютера, ноутбука, сотового телефона.
А увеличение объема самостоятельной работы студентов позволяет оптимизировать учебный процесс за счет информационных технологий.
В результате внедрения в Южно-Уральском многопрофильном колледже (на юридической площадке по финансово-экономическим специальностям) системы зачетных единиц ключевые компетенции, определяющие современное качество образования, реализуются в обучающей среде учебного портала ProColledge с помощью технологий E-learning.
Все это дает возможность реализовать следующие основные направления реорганизации системы образования:
1) интеграция новых информационных технологий в учебный процесс;
2) выделение принципа самостоятельной активности студента в качестве ведущего принципа обучения;
3) повышение объективности оценки текущей успеваемости;
4) повышение результатов итоговых контрольных мероприятий.
Таким образом, обучающая среда учебного портала ProColledge благодаря использованию возможностей и технологий E-learning сегодня стала главным инновационным инструментом в обучении. Среда учебного портала ProColledge является инициатором инновационного развития образовательных технологий в любом среднем специальном образовательном учреждении.
Библиографический список
Это магистральное направление развития, это нить, потянув за которую, можно вытащить всю систему образования на новый уровень развития.
Тема электронного обучения сегодня архиак-туальна. Информатизация образования — это наш реальный шанс выстроить новую прогрессивную модель отечественной системы образования.
1. ИКТ в образовании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: №р:/^сИоо18т^пууаки1 siteedit.sU/page11/1001/2.
2.Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ИНр://А р.крто.ги/А р/тЮ/13430.Мт1.
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : [федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ]. — Режим доступа: Ийр://минобрнауки.рф/документы/2974.
УДК 377+371 Ю. С. Сайфуллина, преп. Челябинского
механико-технологического техникума (ЧМТТ), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ИКТ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ В ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Компьютер как техническое средство обучения все более широко применяется в учебном процессе. Его применение повышает у обучающихся познавательную активность. Преподаватель должен владеть навыками работы на компьютере и уметь использовать компьютер как удобный инструмент в своей повседневной деятельности.
Ключевые слова: познавательная деятельность, активность, активизация, средства обучения, информационные технологии обучения.
В настоящее время введено понятие информационно-образовательной среды обучения, каковой, например, являются информационные ресурсы Интернета. Вряд ли Интернет можно назвать средством обучения. Это именно информационно-образовательная среда (в определенной своей части), в которой обучающийся и преподаватель могут найти необходимую для себя и полезную для целей образования информацию; они могут также, пользуясь услугами Интернета, решать дидактические задачи. В такой среде используются самые разные средства: вербальные (причем не только слово преподавателя), визуальные, мультимедийные. И хотя сам Интернет к средствам массовой информации пока не относится, однако его информационные ресурсы включают эти самые средства (например, электронные газеты, журналы, фильмы,
произведения искусства и пр.). К информационно-образовательной среде можно отнести, помимо Интернета, и средства массовой информации, в т. ч. электронные (телевидение, радио) [1].
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет) [2].
Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию у обучающихся индивидуальных способностей, присущего каждому человеку уникального сочетания