Научная статья на тему 'Некоторые проблемы подготовки бакалавров профессионально-педагогического обучения в вузе к организации учебно-профессиональной деятельности'

Некоторые проблемы подготовки бакалавров профессионально-педагогического обучения в вузе к организации учебно-профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EDUCATIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Секерина И. И.

В статье рассмотрены основные особенности подготовки бакалавров профессионального обучения в вузе к организации учебно-профессиональной деятельности. Раскрываются понятия учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, дается характеристика данных видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Секерина И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF VOCATIONAL AND EDUCATIONAL TRAINING OF BACHELORS IN INSTITUTIONS TO ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY

The main features of the professional bachelor training at the institution in organizing educational and professional activity are described in this article. The concepts of educational, vocational and professional activity and a characteristics of this activity are given.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы подготовки бакалавров профессионально-педагогического обучения в вузе к организации учебно-профессиональной деятельности»

4) с проблемами качества образования: повышением требований к уровню профессионализма преподавателей; изменением ожиданий, возлагаемых на образование; расширением образовательных возможностей личности и т. д. [2].

Профессиональная мобильность имеет междисциплинарное содержание и раскрывается в контексте личностно-деятельностного, сис-темно-синергетического, событийного и компе-тентностного подходов.

Методологический анализ привел к выделению трех взаимосвязанных сущностей профессиональной мобильности, которая определяется как:

- качество личности, обеспечивающее внутренний механизм ее развития;

- деятельность человека, детерминированная меняющими среду событиями, результатом

Библиографический список

которой выступает самореализация личности в профессии и жизни;

- процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды.

В этой связи профессиональную мобильность следует изучать на уровне личностных качеств (адаптивность, коммуникативность, самостоятельность, приспособляемость, целеустремленность, ценностные ориентации и установки, социальное развитие, критическое мышление, способность к самопознанию, саморазвитию, самообразованию, социальная подвижность); на уровне характеристик деятельности (рефлексивность, креативность, прогнозирование, целеполагание, гибкость, пластичность); на уровне процессов преобразования собственной личности, деятельности, окружающей среды.

1. Горюнова, Л. В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста [Текст] / Л. В. Горюнова // Вестник Ростовского государственного педагогического университета. — 2009. — № 35.

2. Кочеткова, А. С. Формирование человеческого капитала (системно-концептуальный подход) [Текст] / А. С. Кочеткова // Alma mater : Вестник высшей школы. — 2004. — № 11. — С. 17-21.

3. Леонтьев, А. Н. Избранные педагогические произведения [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : Педагогика, 1983. — С. 33.

4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2000. — 720 с.

5. Соколова, М. Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / М. Л. Соколова. — Архангельск, 2001. — 202 с.

УДК 378 И. И. Секерина, аспирант Челябинской госу-

дарственной агроинженерной академии (ЧГАА), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены основные особенности подготовки бакалавров профессионального обучения в вузе к организации учебно-профессиональной деятельности. Раскрываются понятия учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, дается характеристика данных видов деятельности.

Ключевые слова: учебная деятельность, профессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, организация учебно-профессиональной деятельности.

Современная тенденция развития професси- ленное знание дисциплин и правильное выпол-онально-педагогического образования связана нение заданий, но и на качественное преобразо-с ориентацией выпускников не просто на углуб- вание учебно-профессиональной деятельности

в профессиональную, что будет способствовать быстрой профессиональной адаптации. Как известно, учебно-профессиональная деятельность, занимая промежуточное положение между учебным и профессиональным видами деятельности, следовательно, имея сходные с ними черты, все же выступает как самостоятельный вид деятельности, обладающий присущими только ей характеристиками, и играет ведущую роль в студенческом возрасте. При этом в соответствии с современными условиями особое место отводится развитию самостоятельности.

Исследование проблемы подготовки бакалавров профессионального обучения к самостоятельной организации учебно-профессиональной деятельности требует изучения современных трактовок понятий «учебная деятельность», «учебно-профессиональная деятельность», «профессиональная деятельность». С этой целью нами был проведен понятийно-терминологический анализ, позволяющий сформулировать определение данных понятий.

В первую очередь мы обратились к рассмотрению психологических основ организации деятельности. Деятельность каждого отдельного человека зависит от его места в обществе, от того, как она складывается в неповторимых обстоятельствах [1]. Общеизвестно, что деятельность человека имеет четко определенную структуру: потребность — цель — мотив — деятельность по достижению цели — сравнение с целью через удовлетворение потребности (если деятельность соответствовала цели). Исходя из данной аналогии, учебная деятельность также должна удовлетворять конкретную потребность — познавательную. Если индивид осознает познавательную потребность, то деятельность по ее удовлетворению будет учебной.

В настоящее время в науке существуют различные трактовки понятия «учебная деятельность». Д. Б. Эльконин и В. В. Давыдов дают следующее определение: «это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия» [2].

Также существует мнение о том, что под учебной деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой ведущим выступает познавательный интерес или психическое развитие индивида. Основными целями такой деятельности являются: учебные цели, способ выполнения, контроля и оценивания.

Встречается определение учебной деятельности как процесса, в результате которого человек целеустремленно добывает новые или изменяет имеющиеся у него знания, умения, навыки, совершенствует и развивает свои способности.

В рамках нашего исследования наиболее применимо определение И. А. Зимней, которая рассматривает учебную деятельность как «деятельность по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач посредством учебных действий» [3].

Данное определение позволяет не только ориентировать процесс обучения студента (саморазвитие, самоорганизация, самоанализ), но и указывает пути решения этих задач. Для дальнейшего исследования мы будем ориентироваться на такое понимание учебной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что учебная деятельность есть, прежде всего, такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом субъекте, т. е. деятельность по самоизменению обучающегося [2].

Что касается учебного процесса в вузе, то он складывается из различных видов и форм учебной работы, включая самостоятельную деятельность студентов. Особенность здесь заключается в том, что в основе учебной работы лежат теоретические и практические занятия, органически взаимосвязанные между собой.

Немаловажен тот факт, что знания, умения, навыки студенты получают не только в образовательном учреждении в результате учебной деятельности, но и при самостоятельном чтении книг, журналов, из СМИ, при просмотре фильмов и посещении театров. В этом плане преподавателям необходимо учитывать, какие знания, в каких условиях должны усваиваться именно в вузе на занятиях под руководством педагога, организующего учебную деятельность.

Таким образом, учебная деятельность ориентирована на усвоение научной информации и приобретение практического опыта, которые имеют профессиональную направленность, т. е. рассматривается как подготовка к будущей профессиональной деятельности, к выполнению важных социальных функций, как овладение необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, развитие личности специалиста.

Что же касается другого вида деятельности — профессиональной, то, по мнению Э. Ф. Зеера, это социально значимая деятельность, выполнение которой требует наличия специальных знаний, умений и навыков, а также профес-

сионально обусловленных качеств личности. В зависимости от содержания труда (предмета, цели, средств, способов и условий) различают виды профессиональной деятельности. Соотнесение этих видов с требованиями, предъявляемыми к человеку, образует профессию [1]. Также для нашего исследования имеет значение тот факт, что не каждая профессиональная деятельность развивает личность. Существует и такой труд, который не обогащает личность, а наоборот, деформирует ее. Многое также зависит от отношения к профессиональному труду. Выполняя ту или иную работу, определенным образом относясь к ней, личность воспроизводит в себе новые свойства и качества. В процессе профессионального становления они объединяются с уже имеющимися свойствами, а также между собой, образуя комплексы качеств.

Для нашего исследования немаловажным является то, что бакалавр профессионального обучения должен обладать способностью выстраивать и развивать свою профессиональную деятельность на всех ее этапах (анализа, прогнозирования, планирования, принятия решений, осуществления контроля, коррекции и оценивания). Этот опыт приобретается в рамках учебно-профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе.

Существуют различные определения понятия «учебно-профессиональная деятельность». Для нашего исследования наиболее приемлемым является понятие, предложенное исследователем С. Р. Зениной: «учебно-профессиональная деятельность — это специфический вид деятельности, направленный на освоение знаний, умений и навыков, являющихся средствами будущей профессиональной деятельности, в процессе которой происходит развитие необходимых профессионально-личностных качеств и компетенций» [4]. Этот вид деятельности характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью и осознанностью. Кроме того, существует возможность выделить цель учебно-профессиональной деятельности — общее и профессиональное развитие личности, трансформация учебной деятельности в профессиональную. Данный вид деятельности осуществляется, как правило, через решение ряда педагогических задач, связанных с будущей профессией.

Библиографический список

В рамках учебно-профессиональной деятельности складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

Значимым для нашего исследования является выделение некоторых особенностей учебной и учебно-профессиональной деятельности:

1) основу учебно-профессиональной деятельности составляет потребность в профессионально направленном учении, ориентированном на приобретение профессиональных знаний, навыков и умений;

2) учебно-профессиональная деятельность характеризуется появлением особого вида мотивов — профессиональных;

3) целью учебно-профессиональной деятельности является общее и профессиональное развитие личности, что подчеркивает ее внутреннюю направленность на субъекта деятельности;

4) предметом учебно-профессиональной деятельности является информация как некая знаковая система: личностный смысл активности студента состоит не в усвоении информации, а в формировании через нее целостной структуры профессиональной деятельности;

5) в учебно-профессиональной деятельности доминируют познавательные, преимущественно интеллектуальные действия; усвоенные студентами знания, умения и навыки в процессе обучения выступают не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средств деятельности профессиональной;

6) учебно-профессиональная деятельность характеризуется особым способом организации учебного процесса в профессиональном образовательном учреждении: становятся более разнообразными формы и методы преподавания, меняются формы отчетности обучающихся.

Именно эти особенности необходимо учитывать при подготовке бакалавров к организации учебно-профессиональной деятельности.

Мы считаем, что проблема подготовки бакалавров профессионального обучения к организации учебно-профессиональной деятельности в современных условиях развития профессиональногообразованияявляетсяактуальной и требует дальнейшей разработки.

1. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер. — М. : Академический проект ; Фонд «Мир», 2005. — 336 с.

2. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. — М. : Педагогика, 1989. — 554 с.

3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. — М. : Логос, 2001. — 360 с.

4. Зенина, С. Р. Психологические факторы становления учебно-профессиональной деятельности студентов вуза [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / С. Р. Зенина. — СПб., 2009. — 203 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр»)» : утв. 22 декабря 2009 г. № 781 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97449.

УДК 334 377

Е. А. Серебренникова, зам. директора по УМР Уральского государственного колледжа, г. Челябинск, e-mail: [email protected]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подготовка специалиста технического профиля с дополнительными интегративными профессиональными компетенциями, направленными на организацию и управление предпринимательской деятельностью в сфере получаемого базового технического образования, требует изменения подходов к процессу обучения. В статье рассматриваются методологические подходы, взаимосвязанные между собой, дополняющие друг друга и обеспечивающие эффективность процесса формирования компетенций предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: компетенции предпринимательской деятельности, социально-этическая экономика, системно-деятельностный подход, личностно-деятельностный подход, компетентностный подход, интегративный подход, аксиологический подход.

К началу XX в. большинство крупных мировых организаций сформировали собственную политику корпоративной социальной ответственности, определяемую как «достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах уважения к людям, сообществам, окружающей среде» [1, с. 40]. Ставя перед собой цель подготовки специалиста для современной рыночной экономики России, образовательное учреждение должно ориентироваться на эталон специалиста с заложенными нормами этической экономики.

Для построения модели формирования компетенций предпринимательской деятельности необходимо выдвинуть и проанализировать методологические подходы, которые лягут в основу процесса формирования данных компетенций у студентов среднего специального учебного заведения, обучающихся по специальностям технического профиля, обученных основам социально-этической экономики.

Формирование компетенций предпринимательской деятельности направлено на разреше-

ние выявленного в ходе исследования противоречия между объективной потребностью общества в молодых специалистах, способных инициативно, квалифицированно, творчески, ответственно заниматься предпринимательской деятельностью по направлению базовой специальности, и отсутствием достаточного количества выпускников средних специальных учебных заведений, обладающих необходимыми компетенциями. Подготовку предпринимателя целесообразно осуществлять в едином образовательном процессе путем интеграции содержания базового профессионального (технического) и дополнительного (предпринимательского) образования через содержание дисциплин и профессиональных модулей базовой профессиональной подготовки по направлению или специальности и дополнительной подготовки в области предпринимательства. Для обеспечения данного образовательного процесса применяются следующие методологические подходы: системно-деятельностный, личностно-деятельностный, компетен-тностный, интегративный, аксиологический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.