УДК 378. 373.29 doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-4-64-71
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Петрова Ирина Игоревна
Детский сад № 12 «Звездный»,
Россия, г. Тамбов e-mail: [email protected]
В статье рассматривается программа формирования компетенций у будущих бакалавров дошкольного образования, необходимых для эффективной профессиональной деятельности в области развития интеллектуальных возможностей дошкольников. Выявлены компоненты (ценностный, когнитивный и деятельностный) компетенций и этапы их формирования у студентов - будущих бакалавров дошкольного образования. Разработана программа формирования выделенных компетенций с указанием конкретных задач, форм, методов и результатов.
Ключевые слова: будущие бакалавры дошкольного образования, совокупность компетенций, компоненты компетенций, программа обучения, этапы формирования
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования разработаны на основе компетентностного подхода, который ориентирован на подготовку будущих педагогов дошкольного образования, способных успешно решать вариативные профессиональные задачи. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основных образовательных программ, у выпускника направления подготовки «Педагогическое образование» должны быть сформированы три группы компетенций: общепрофессиональные, общекультурные и профессиональные.
Под профессиональной компетентностью педагога дошкольного образования мы понимаем интегральную характеристику, определяющую его способность решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально-педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Особенность компетентности заключается в том, что она может проявляться только при условии личностной заинтересованности в определенном виде деятельности. Как правило, компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее. Можно утверждать, что компетентный специалист предвидит изменения, ориентирован на стабильное самостоятельное образование.
Компетентностный подход ФГОС предполагает изменение взаимодействия студента, преподавателя и работодателей [1].
Для эффективного развития интеллекта дошкольников старшего возраста, студенты -будущие бакалавры дошкольного образования должны быть подготовлены к этому и обладать совокупностью общепрофессиональных компетенций: ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-7. Подробное обоснование выбора именно этих компетенций для формирования готовности будущего воспитателя ДОУ к интеллектуальному развитию дошкольников было рассмотрено нами ранее [2]. Для формирования данных компетенций мы разработали программу, которая была реализована в Тамбовском государственном университете имени Г. Р. Державина со студентами 2 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование». Рассмотрим, как практически осуществлялось формирование вышеуказанных компетенций.
ОПК-2 - способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся. В структуре данной компетенции можно выделить: знаниевый компонент - овладение знаниями о социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обу-
чающихся, о сущности и разновидностях особых образовательных потребностей; ценностный компонент - это осознание как ценности права детей на равный доступ к образованию и на получение образования в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей обучающихся; деятельностный компонент данной компетенции предполагает приобретение опыта педагогической деятельности с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.
Основная задача, решаемая при формирования данной компетенции при освоении ОПОП ВО - формирование у будущих воспитателей ДОУ готовности к применению дифференцированного подхода к обучению, воспитанию, развитию обучающихся с учетом их социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей [3].
Формирование компетенции ОПК-2 происходит в 3 этапа. На первом этапе студент приобретает знания о социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся, о сущности и разновидностях особых образовательных потребностей; овладевает методиками изучения индивидуальных особенностей обучающихся. В результате реализации первого этапа студент должен обладать научно обоснованными представлениями о возрастных и индивидуальных особенностях обучающихся, т. е. у него должен быть на определенном уровне сформирован когнитивный компонент данной компетенции.
На втором этапе студент овладевает методами и технологиями обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся. В результате достижения второго этапа студент должен быть способен проектировать вышеуказанные педагогические действия, т. е. реализовывать умения деятельностного компонента.
На третьем этапе студент приобретает опыт педагогической деятельности с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся. В результате достижения третьего этапа студент должен быть способен самостоя-
тельно в условиях профессиональной деятельности вышеуказанные процессы. Но это возможно только при наличии сформированности ценностного компонента, связанного с признанием права каждого ребенка на получение образования и воспитания в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей обучающихся.
Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВО: лекции, практические занятия; выполнение письменных работ (доклады, рефераты, самостоятельные работы); учебно-исследовательская и научно-исследовательская работы; интерактивные формы работы (беседы, дискуссии, работы в малых группах и др.); выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ. Для выявления уровня подготовки и сформированно-сти компетенции используются как тестовые, так и практические задания.
Сформированность компетенции ОПК-2 у будущих бакалавров дошкольного образования способствует эффективному использованию ими системы развивающих игр, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. С помощью развивающих игр на логику, пространственное воображение, внимание, мышление у дошкольников формируются мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование. У них укрепляется интерес к играм, требующих умственного напряжения, интеллектуального усилия, растет желание и потребность узнавать новое.
ОПК-5 предполагает владение основами профессиональной этики и речевой культуры. Речевая культура педагога - это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем речевой культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.
Формирование данной компетенции необходимо для общепрофессиональной подготовки бакалавра в части формирования системных знаний для решения профессиональных задач в педагогической деятельности. Значимость компетенции определяется необходимостью владения речевыми умениями на уровне, по-
зволяющем оперировать видами речевой деятельности для успешной реализации межкультурной коммуникации. Профессиональная культура речи педагога включает в себя целый ряд составляющих:
а) владение этическими нормами педагогического общения;
б) потребность проектировать и осуществлять свое речевое поведение, соотнося его с задачами педагогической деятельности;
в) умение осуществлять риторический анализ педагогического дискурса с целью коррекции коммуникативного поведения (в том числе собственного);
г) владение техникой устной речи и основами выразительного чтения;
д) способность строить педагогическое общение с учетом законов общей риторики;
е) владение устными и письменными жанрами педагогического дискурса.
Знаниевый компонент компетенции включает сведения о функциях и компонентах профессиональной речевой культуры, о законах и принципах эффективной коммуникации, об основных жанрах педагогической речи. Ценностный компонент ОПК-5 - это осознание коммуникативной деятельности педагога как зоны повышенной профессиональной ответственности. Деятельностный компонент данной компетенции предполагает приобретение опыта анализа педагогического дискурса с позиции требований профессиональной речевой культуры; опыта педагогического общения и составления текстов профессионально значимых жанров.
Основная задача, решаемая при формировании данной компетенции при освоении ОПОП ВО - формирование способности соблюдать этические нормы, адекватно использовать речевые средства русского языка в соответствии с целями и задачами профессиональной коммуникации.
Формирование компетенции ОПК-5 происходит в 3 этапа: На первом этапе студент приобретает знания о профессиональной этике, о функциях и компонентах профессиональной речевой культуры, о законах и принципах эффективной коммуникации, об основных жанрах педагогической речи, вырабатывает способность к анализу педагогического дискурса, овладевает основами профессиональных речевых умений. В результате достижения первого этапа студент должен владеть базовыми знаниями и умениями в области профессиональной этики и речевой культуры.
На втором этапе студент совершенствует профессиональные речевые умения, овладевает жанрами педагогической речи, приобретает первый опыт педагогической коммуникации. В результате достижения второго этапа студент должен владеть основными жанрами педагогической речи. На третьем этапе студент обогащает опыт педагогической коммуникации, совершенствует навык составления и редактирования текстов профессионально значимых жанров, получает возможность овладевать основами вербальной составляющей педагогического мастерства. В результате достижения третьего этапа студент должен быть способен самостоятельно при осуществлении профессиональной деятельности демонстрировать владение основами профессиональной этики и речевой культуры.
Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО: дискуссии, ролевые игры, выполнение письменных работ (изложение, эссе, доклады, сообщения, рефераты), выполнение разноуровневых упражнений репродуктивного, реконструктивного и творческого характера, метод проектов (личностные, групповые, исследовательские, информационные) и представление результатов, выполнение курсовых работ, ВКР. Для выявления уровня подготовки и сформированности компетенции используются тестовые и практические задания.
Сформированность компетенции ОПК-5 у будущих бакалавров дошкольного образования позволит им эффективно развивать речь у дошкольников, учить их аргументировать свои высказывания, строить логичные умозаключения, обогащать и совершенствовать грамматическую правильность речи, развивать связную речь, воспитывать интерес к художественному слову. По мнению Л. С. Выготского, главный механизм интеллектуального развития ребенка связан с формированием в его сознании системы словесных значений, перестройка которой и характеризует направление роста интеллектуальных возможностей [4]. В свою очередь, на основе усвоения понятий осуществляется регуляция интеллектуальной деятельностью. Критерием развития интеллекта, по мнению ученого, выступает мера общности понятия: знание слова, обозначающего понятие, помогает ребенку оперировать этим понятием, т. е. мыслить. Таким образом, овладение ребенком
языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.
ОПК-6 - готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся. Занимаясь воспитанием и обучением мы не должны забывать о том, что самое важное - это здоровье наших обучаемых. Формирование данной компетенции является необходимой базой для овладения многими общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, так как способность обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся является необходимым условием успешной профессиональной деятельности педагога. Она формируется на протяжении всего периода обучения по программе бакалавриата и наиболее тесно связана с ОПК-2 (способность осуществлять обучение, воспитание, развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индии видуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся).
Владение данной компетенцией является одним из ключевых требований для успешной деятельности выпускника, связанной с осуществлением педагогической деятельности. ОПК-6 включает в себя две взаимосвязанные способности: а) способность оценивать образовательную среду с точки зрения соответствия требованиям безопасности и охраны здоровья обучающихся и б) способность организовывать учебно-воспитательный процесс с позиции здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности. Знаниевый компонент компетенции включает овладение знаниями об ана-томо-физиологических особенностях обучающихся, последствиях воздействия на них травмирующих, вредных и поражающих факторов образовательной среды, методах сохранения и укрепления их здоровья. Ценностный компонент ОПК-6 - это осознание охраны жизни и здоровья как приоритетной задачи деятельности педагога и образовательной организации. Деятельностный компонент данной компетенции предполагает приобретение студентом опыта организации учебно-воспитательного процесса с позиций здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности.
Основная задача, решаемая при формировании данной компетенции при освоении ОПОП ВО - формирование способности обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся, оказывать первую медицинскую помощь и организовывать действия окружающих в чрезвычайных ситуациях.
Формирование компетенции происходит в 3 этапа. На первом этапе студент приобретает систематические знания об особенностях мор-фофункционального развития обучающихся, о факторах, угрожающих их жизни и здоровью, о требованиях к образовательной среде с точки зрения здоровьесбережения и безопасности. В результате достижения первого этапа студент должен быть способен оценить образовательную среду и образовательный процесс с точки зрения соответствия требованиям безопасности жизнедеятельности и здоровьесбере-жения обучающихся. На втором этапе студент знакомится с системой работы ДОУ по охране жизни и здоровья обучающихся, овладевает технологиями организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающими охрану жизни и здоровья обучающихся. В результате достижения второго этапа студент должен быть способен проектировать педагогическую деятельность с позиций здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности. На третьем этапе студент приобретает опыт работы по охране жизни и здоровья обучающихся в ДОУ. В результате достижения третьего этапа студент должен быть способен самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность с учетом требований здоровьесбережения и безопасности.
Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВО: лекции, практические, лабораторные занятия; выполнение письменных работ (самостоятельные, контрольные, лабораторные работы); практика; самостоятельная работа студентов; интерактивные формы работы (беседы, дискуссии, работы в малых группах и др.); выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ. Для выявления уровня подготовки и сформи-рованности компетенции используются как теоретические, так и практические задания.
Сформированность компетенции ОПК-6 позволит студентам - будущим воспитателям осознать и реализовать тесную взаимосвязь между физической подготовкой и интеллектуальным развитием дошкольника: недостаток двигательной активности, слабость мышц, ограниченность двигательных умений и навыков ведут не только к потере ребенком физического здоровья, но и к невозможности полноценного формирования его интеллектуальной со-ставляющей[5].
Компетенция ПК-1 ориентирована на формирование готовности реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов. ПК-1 связана со всеми общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, так как готовность к реализации образовательных программ по профилю подготовки в соответствии с требованиями образовательных стандартов предполагает формирование всего комплекса компетенций, предусмотренных ОПОП.
Знаниевый компонент компетенции включает знание студентами функций и содержания образовательных стандартов, овладение системой знаний и умений по предметам профильной подготовки в объеме, позволяющем ориентироваться в проблематике и методах соответствующих наук, видеть образовательный потенциал предметного знания, ориентироваться в альтернативных концепциях дошкольного математического, информатического, естественнонаучного образования. Ценностный компонент компетенции - это убежденность в том, что качественное образование невозможно без создания условий для развития личности, наличие мотивации к реализации системно-деятельностного подхода к организации учебного процесса; деятельностный компонент данной компетенции предполагает овладение системой методов, приемов, технологий преподавания, с одной стороны, соответствующих специфике преподаваемых предметов, а с другой, - диктуемых особенностями системно-деятельностного подхода к организации учебного процесса; приобретение опыта реализации образовательных программ по учебным предметам в условиях образовательной организации или в специально моделируемых ситуациях [6].
Основная задача, решаемая при формировании данной компетенции при освоении ОПОП ВО - формирование способности на основе образовательных стандартов реализо-вывать образовательную программу по учебному предмету: планировать этапы обучения, выстраивать различные типы занятий.
На первом этапе формировании данной компетенции студент приобретает знания о назначении, функциях, структуре и содержании образовательных стандартов, овладевает системой знаний и умений по предметам профильной подготовки. В результате достижения первого этапа студент должен обладать систе-
мой знаний, необходимых для реализации образовательных программ по предмету. На втором этапе студент овладевает методами и технологиями преподавания, учится соотносить содержание программ дошкольного образования с проблемами и достижениями профильных наук. В результате достижения второго этапа студент должен быть способен проектировать учебную деятельность по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов ДОУ. На третьем этапе студент приобретает опыт реализации образовательных программ по предметам в условиях ДОУ или в специально моделируемых ситуациях. В результате достижения третьего этапа студент должен быть способен самостоятельно в условиях профессиональной деятельности реализо-вывать образовательные программы по конкретному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВО: лекции, практические занятия; выполнение письменных работ (доклады, рефераты, самостоятельные, контрольные работы); учебно-исследовательская и научно-исследовательская работы; интерактивные формы работы (беседы, дискуссии, работы в малых группах и др.); выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ. Для выявления уровня подготовки и сформированности компетенции используются практические задания.
Сформированность ПК-1 у будущих бакалавров дошкольного образования способствует формированию основ информационной культуры дошкольника и повышению уровня его интеллектуального развития за счет четкого планирования этапов обучения и проведения методически грамотно подготовленных занятий различного типа.
Компетенция ПК-2 предусматривает формирование у студента способности использовать современные методы и технологии обучения и диагностики. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
ПК-2 связана с компетенцией ПК-1, так как овладение современными методами и тех-
нологиями образовательной деятельности является необходимым условием готовности осуществлять образовательную деятельность в соответствии с требованиями образовательных стандартов. В рамках данной ОПОП круг современных методов и технологий, которые подлежат освоению студентами, включает следующие: технология развития критического мышления, технология проектной деятельности, технологии интерактивного обучения, технологии электронного обучения (использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе), технологии дистанционного обучения, тестовые технологии.
Знаниевый компонент данной компетенции включает овладение знаниями о назначении и особенностях использования методов и технологий, соответствующих идеологии сис-темно-деятельностного подхода к организации образовательной деятельности. Ценностный компонент данной компетенции - это убежденность в том, что современные задачи образовательной деятельности требуют технологического обновления учреждения, более широкого применения методов и технологий, способствующих развитию личности обучающихся. Деятельностный компонент данной компетенции предполагает приобретение опыта использования современных методов и технологий обучения и диагностики; создания учебных ресурсов, соответствующих современным требованиям организации образовательного процесса в ДОУ.
Основная задача, решаемая при формировании данной компетенции при освоении ОПОП ВО - формирование у студентов способности использовать современные методы и технологии обучения и диагностики в соответствии с целями образования, возрастными и личностными особенностями обучающихся, имеющейся материально-технической базой.
На первом этапе формирования компетенции ПК-2 студент приобретает знания об особенностях методов и технологий, используемых современном ДОУ. В результате достижения первого этапа студент должен знать назначение и особенности использования современных методов и технологий обучения и диагностики. На втором этапе студент овладевает методами и технологиями, учится создавать учебные средства и ресурсы, соответствующие этим методам и технологиям. В результате достижения второго этапа студент должен быть способен при проектировании образова-
тельного процесса планировать использование современных методов и технологий обучения и диагностики. В результате достижения третьего этапа студент должен быть способен самостоятельно при осуществлении профессиональной деятельности использовать современные методы и технологии обучения и диагностики.
Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции при освоении ОПОП ВО: лекции, практические занятия, дискуссии, самостоятельная работа, творческие задания, тесты, научно-исследовательская работа, кейс-технология. Формирование компетенции осуществляется в процессе научно-исследовательской работы, при выполнении творческих заданий. Для выявления уровня подготовки и сформированности компетенции используются теоретические и практические задания.
Сформированность компетенции ПК-2 у будущих бакалавров дошкольного образования позволяет им применять современные вариативные образовательные технологии для обучения старших дошкольников и диагностические методики для выявления уровня их интеллектуального развития, являющегося основой для определения степени готовности дошкольников к обучению в школе.
ПК-7 предполагает способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности. Использование различных видов и форм творческих заданий позволит достичь определенного уровня в развитии интеллектуальных и творческих способностей, который окажется посильным каждому ребенку [7].
Знаниевый компонент компетенции включает овладение знаниями об активных методах и технологиях образовательной деятельности, обеспечивающих развитие у обучающихся творческих способностей, готовности к сотрудничеству, активности, инициативности и самостоятельности Ценностный компонент ПК-7 - это осознание как самостоятельной ценности активной позиции ученика, созидающего свою личность в образовательном процессе, деятельностный компонент данной компетенции предполагает приобретение опыта использования активных методов и технологий образовательной деятельности.
Основная задача, решаемая при формировании данной компетенции при освоении
ОПОП ВО - формирование способности организовать сотрудничество, поддерживать активность и инициативность обучающихся, развивать их творческие способности.
На первом этапе студент приобретает знания об активных методах и технологиях образовательной деятельности, обеспечивающих развитие у обучающихся творческих способностей, готовности к сотрудничеству, активности, инициативности и самостоятельности. В результате достижения первого этапа студент должен обладать теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для овладения компетенцией. На втором этапе студент овладевает формами, методами и технологиями образовательной деятельности, обеспечивающими развитие у обучающихся творческих способностей, готовности к сотрудничеству, активности, инициативности и самостоятельности. В результате достижения второго этапа студент должен быть способен проектировать и реализовывать педагогические действия с использованием активных форм, методов и технологий образовательной деятельности. В результате достижения третьего этапа студент должен быть способен самостоятельно при осуществлении профессиональной деятельности организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности.
Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции при освоении ОПОП ВО: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, интерактивные технологии: деловая и ролевая игра, кейс-технология. Формирование компетенции осуществляется в процессе научно-исследовательской работы, при выполнении творческих заданий. Для выявления уровня подготовки и сформированности компетенции используются теоретические и практические задания.
Сформированность компетенции ПК-7 у будущих бакалавров дошкольного образования способствует созданию ими вариативных условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, стимулирования активности, инициативности и самостоятельности дошкольников в процессе осуществления совместной деятельности и игрового взаимодействия.
Таким образом, при условии сформиро-ванности данных компетенций у будущих ба-
калавров дошкольного образования, вероятность того, что развитие интеллектуальных способностей дошкольников старшего возраста будет происходить эффективно, грамотно и систематически, значительно возрастает. Окончательно эффективность разработанной программы можно будет проверить в процессе педагогической практики студентов в условиях
ДОУ.
Литература
1. Гончарова Е. В., Телегина И. С. Формирование профессиональной компетентности бакалавров педагогического образования в условиях реализации ФГОС ВО // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5.
2. Петрова И. И. Компетенции бакалавров дошкольного образования, необходимые для развития интеллектуальных способностей старших дошкольников // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 4. С. 69-74.
3. Борисов П. П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании 2003. № 1. С. 58-61.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999.
5. Стародубцева И. В. Изучение взаимосвязи интеллектуального развития и физического здоровья детей дошкольного возраста // Образование и наука. 2009. № 10(67). С. 113-118.
6. Щепотин А. Ф. Эффективная система методической работы с педагогическими кадрами // Профессиональное образование. 2012. № 8. С. 23-24.
7. Богусловская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дидактической игры. М., 1996.
References
1. Goncharova E. V., Telegina I. S. Formiro-vaniye professional'noj kompetentnosti bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyakh realizatsii FGOS VO [Formation of professional competence of bachelors of pedagogical education in the conditions of realization of FSEP HE] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. № 5.
2. Petrova I. I. Kompetentsii bakalavrov dosh-kol'nogo obrazovaniya, neobkhodimye dlya razvitiya intellektual'nykh sposobnostej starshikh doshkol'nikov [Competences of bachelors of preschool education necessary for development of mental abilities of the senior preschool children] // Psikhologo-pedago-gicheskij zhurnal Gaudeamus. 2016. T. 15. № 4. S. 6974.
3. Borisov P. P. Kompetentnostno-deyatel'-nostnyj podkhod i modernizatsiya soderzhaniya obshchego obrazovaniya [Competence-based and ac-
tivity approach and modernization of maintenance of the general education] // Standarty i monitoring v obrazovanii 2003. № 1. S. 58-61.
4. Vygotskij L. S. Myshleniye i rech' [Thinking and speech]. M., 1999.
5. Starodubtseva I. V. Izucheniye vzaimosvyazi intellektual'nogo razvitiya i fizicheskogo zdorov'ya detej doshkol'nogo vozrasta [Studying of interrelation of intellectual development and physical health of children of preschool age] // Obrazovaniye i nauka. 2009. № 10(67). S. 113-118.
6. Shchepotin A. F. Effektivnaya sistema metodicheskoj raboty s pedagogicheskimi kadrami [Effective system of methodical work with pedagogical staff] // Professional'noye obrazovaniye. 2012. № 8. S. 23-24.
7. Boguslovskaya Z. M. Psikhologicheskiye osobennosti poznavatel'noj deyatel'nosti detej starshego doshkol'nogo vozrasta v usloviyakh didakticheskoj igry [Psychological features of cognitive activity of children of the advanced preschool age in the conditions of a didactic game]. M., 1996.
* * *
THE PROGRAM OF FORMATION AT FUTURE BACHELORS OF PRESCHOOL EDUCATION OF THE COMPETENCES NECESSARY FOR DEVELOPMENT OF INTELLIGENCE OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
Petrova Irina Igorevna
Kindergarten № 12 «Zvezdny», Russia, Tambov e-mail: [email protected]
In article the author considered program of formation of competences at future bachelors of preschool education necessary for effective professional activity in development of intellectual opportunities of preschool children, revealed components (valuable, cognitive and activity) competences and stages of their formation at students - future bachelors of preschool education and developed the program of formation of the marked-out competences with the indication of specific objectives, forms, methods and results.
Key words: future bachelors of preschool education, set of competences, components of competences, program of training, formation stages
Об авторе:
Петрова Ирина Игоревна, воспитатель детского сада № 12 «Звездный», г. Тамбов About the author:
Petrova Irina Igorevna, Teacher of Kindergarten № 12 «Zvezdny», Tambov