УДК 373.1
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАТЕЛЯ
© 2016
Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет (664011, Россия, Иркутск, улица Нижняя набережная, д.6, e-mail: [email protected]) Грязнова Жанна Александровна, руководитель МБДОУ детский сад № 138 (664031, Россия, Иркутск, улица Советская, д.72а, e-mail: [email protected])
Аннотация. Гендерная теория открывает новые возможности для познания и необходима для более глубокого и многогранного понимания процесса формирования гендерной компетентности современного педагога организации дошкольного образования. Анализ теоретических исследований по данной проблеме позволил сформулировать теоретический конструкт дефиниции - гендерная компетентность воспитателя, которую авторы понимают на основе концепции профессионального развития педагога в аспекте гендерной культуры С.В. Рожковой и В.В. Мошненко, как сформированность знаний о гендерных особенностях субъектов и объектов образовательного процесса и прочих аспектах гендерной педагогики и психологии. В статье раскрыто содержание и этапность реализации комплекса педагогических условий формирования гендерной компетентности педагога на основе интеграции гендерных и психолого-педагогических знаний в рамках традиционных и инновационных форм методической работы с педагогическими кадрами; учета гендерных особенностей воспитателей при организации процесса методического сопровождения развития данного вида компетентности, формирования у педагогов осознания собственной гендерной роли и индивидуального гендерного стиля поведения в рамках педагогической деятельности; разработки процессуально-технологической составляющей реализации тендерного подхода в практике деятельности методической службы ДОО с применением интерактивных форм работы с педагогическим коллективом ДОО; организацию мониторинга гендерной компетентности воспитателей как компонента профессиональной компетентности современного педагога.
Ключевые слова: гендерная теория, гендерная компетентность педагога, когнитивный компонент гендерной компетентности, операционально-технологический компонент компетентности, организация дошкольного образования, методическая работа.
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF GENDER COMPETENCE FORMATION OF A MODERN KINDERGARTEN TEACHER
© 2016
Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Candidate of Pedagogical l Sciences, Assistant Professor of the Department of Preschool Education Pedagogics and Psychology Irkutsk State University (664011, Russia, Irkutsk, Lower Quay Street, 6, e-mail: [email protected]) Gryaznova Zhanna Alexsandrovna, Head Irkutsk kindergarten №138 (664031, Russia, Irkutsk, st. Sovetskaya, 72a, e-mail: [email protected])
Abstract. Gender theory opens new possibilities and necessary for deeper and more multifaceted understanding of the formation process of a modern preschool education teachers' gender competence. Analysis of theoretical research on the subject allowed formulating theoretical construct definition - teacher's gender competence. There is regarded in the concept of professional development of teachers in the aspect of gender culture by S. Rozhkova and V. Moshnenko as completed of knowledge about gender specifics of subjects and objects of the educational process and other aspects of gender pedagogics and psychology. The article reveals the content and stages of realization of a set of pedagogical conditions of teacher's gender competence formation based on the integration of gender, psychological and pedagogical knowledge in traditional and innovative forms of methodical work with teaching staff; consideration of teachers gender characteristics in organizing the process of methodical support of development of this type of competence, the formation of the teachers awareness of their own gender roles and individual gender behavior in educational activity; development of process and technological component of gender approach realization in the practice of kindergarten methodical service activities using interactive forms of training teaching staff of a kindergarten; organization of monitoring of gender competence of educators as a component of professional competence of a modern kindergarten teacher.
Keywords: gender theory, gender competence of kindergarten teacher, the cognitive component of gender competence, operational and technological competence of the component, the organization of pre-school education, methodical work.
В связи с ориентацией современного высшего педагогического образования на гуманистическую парадигму, характерной особенностью которой является учет индивидуальных и гендерных особенностей обучающихся на пути их самореализации, особую актуальность приобретает вопрос о способах и методах формирования гендерной компетентности педагога на этапе его профессиональной самореализации. Проблема заключается в том, что сегодня лишь малая часть педагогов знают и могут на практике применить технологии, способствующие целенаправленному процессу формирования гендерной принадлежности ребенка дошкольного возраста. Основная часть воспитателей не имеют четкого представления об особенностях становления, структуре, функциях, критериях формирования гендерной идентичности дошкольников. Потребность в развитии гендерной компетентности педагогов ставит вопросы и
поднимает новые проблемы перед наукой и практикой, в частности, делает актуальным предмет настоящего исследования.
Наиболее инновационный и перспективный для педагогики - интегративно-развивающий подход, рассматривающий понятие профессиональной компетентности в виде системной целостности взаимосвязанных вышеуказанных компонентов[6].
Профессиональная компетентность применительно к педагогам дошкольного образования рассматривается в разных аспектах - в качестве необходимого критерия аттестации педагогов; цели и результата профессионального образования; условия эффективной профессиональной деятельности и т.д. Но, несмотря на множество подходов к понятию профессиональной компетентности, все исследователи исходят из базового термина «компетентность», как некоего подтвержденного права
принадлежности к определенной профессиональной группе, как знаний и опыт в конкретной сфере деятельности, которыми владеет специалист.
Характер профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования многогранен, требует совокупности знаний, умений, навыков и качеств, объединяемых в современной педагогической литературе понятием профессиональной компетентности. Исходя из анализа различных определений указанного понятия, с учетом специфики деятельности педагога ДОО, мы можем определить профессиональную компетентность воспитателя дошкольного общеобразовательного учреждения как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, которая определяется требованиями должности и базируется на фундаментальном научном образовании, а также эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность педагога ДОО, таким образом, включает в себя обладание профессионально-значимыми установками и личностными качествами, владение теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.
В качестве важного компонента профессиональной компетентности педагога сферы дошкольного образования выступает сегодня гендерная компетентность. Сущность концептуальных требований к гендерной компетентности педагога ДОО сводится к расширению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения эффективности профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.
Е. Н. Каменская дает определение гендерной компетентности педагога как «умения интегрировать имеющиеся психологические, педагогические знания о сущности гендерного подхода в образовании и умение реа-лизовывать гендерную стратегию в организации педагогического процесса ДОУ с целью решения практических задач обучения, воспитания, обеспечивающее высокий уровень профессионального тендерного самопознания» [3].
По мнению С.В. Рожковой и В.В. Мошненко, гендер-ная компетентность предполагает сформированность у преподавателя понимания статуса и предназначения мужчин и женщин в обществе, их функций и взаимоотношений, способность к критическому анализу собственной деятельности как представителя определенного гендера, а также сформированность знаний о гендер-ных особенностях субъектов и объектов образовательного процесса и прочих аспектах гендерной педагогики и психологии [4].
Специальному рассмотрению данного вопроса посвящены работы Т.Н. Дороновой, И.А. Загайнова, которые считают гендерную компетентность одной из базовых компетенций педагога. Гендерная компетентность представлена совокупностью усвоенных индивидом знаний о сущности гендера, гендерного подхода в образовании, умений осуществлять гендерную стратегию в организации социально-педагогической работы и наличием опыта использования гендерных знаний и умений в качестве основы технологий в условиях образовательного учреждения [1].
Исследователи Зайцева О.Ю., Шинкарёва Н.А. ген-дерную компетентность понимают, как профессионально-значимую позиция воспитателя, ориентированную на эгалитарные ценности, моделирование образовательной среды, формирующей социальные аспекты пола (ген-дерные роли, гендерные отношения, гендерные стереотипы). В рамках данного исследования авторы предприняли попытку исследования уровня гендерной компетентности педагогов организаций дошкольного образования на основе метода самоэкспертизы. Результаты исследования показали наличие взаимосвязи данного вида компетентности с педагогическим стажем. Оказалось, что педагоги со стажем более 20 лет и в границах от 5 до 10 лет педагогического стажа характеризуются продук-
тивным уровнем гендерной компетентности (при значении рейтинга > 2,6), данная группа педагогов демонстрировала достаточное проявление профессиональных компетенций, реализовывала вариативное содержание образовательного взаимодействия в личностно-ориенти-рованной парадигме. Педагоги со стажем от 11 до 20 лет отнесены данными исследователями к репродуктивному уровню гендерной компетентности (при значении рейтинга > 2) , что характеризовалось ситуативными проявлениями гендерно-ориентированной направленности в общении и взаимодействии с обучающимися [2].
Совокупный анализ работ в этой области позволяет констатировать тот факт, что ряд ученых трактуют ген-дерную компетентность как интегративное образование профессионала, включающее ряд компонентов, которые, в свою очередь, представляют собой определенный свод знаний и умений, опыта гендерно-ориентирован-ной педагогической деятельности.
Проанализировав разные подходы к интерпретации предмета нашего исследования в структуре гендерной компетентности педагога организации дошкольного образования, опираясь на концепцию С.В. Рожковой и В.В. Мошненко, мы выделяем три компонента: мотивацион-но-ценностный, когнитивный и поведенческий (опера-ционально-технологический)[4,5].
Мотивационно-ценностный компонент предполагает наличие у педагога позитивной мотивации к применению гендерного подхода, осознание своей гендерной роли в рамках педагогической деятельности, принятие или отторжение гендерных стереотипов и гендерных норм как ориентиров в конструировании гендерного взаимодействия с детьми и коллегами.
Когнитивный компонент характеризуется наличием у педагога системы гендерных знаний и соотношением их с педагогической деятельностью. В составе когнитивного компонента выделяют систему усвоенных педагогом знаний о сущности гендера в психологии гендерных отношений, о гендерных особенностях субъектов образовательного процесса, представлений о том, каковы особенности гендерной социализации мальчиков и девочек, о половой дифференциации познавательных особенностей дошкольников, а также знаний о функциях и технологиях гендерной дифференциации, владение приемами гендерной схематизации и прогнозирования гендерного эффекта.
Наконец, поведенческий (операционально-технологический) компонент включает в себя систему практических умений и навыков педагога по применению гендер-ного подхода в своей работе, выражаясь в способности педагога применять компетенции в профессиональной деятельности при решении конкретных социально-педагогических задач.
В современных условиях можно определить основные пути развития гендерной компетентности педагога: работа в методических объединениях, творческих группах; исследовательская, экспериментальная деятельность; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; различные формы педагогической поддержки; активное участие в педагогических конкурсах; обобщение собственного педагогического опыта.
Кроме того, очень важен анализ собственного педагогического опыта, так как он активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в итоге чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность и повышение педагогом собственной профессиональной компетентности.
Обогащение теоретического потенциала педагогов дошкольного образования по вопросу формирования гендерных представлений дошкольников, развитие профессиональных компетенций происходит, прежде всего, посредством самообразования, ознакомления с теоретическими, научными и методическими разработками
современных педагогов и психологов по данной проблематике. Также целесообразно использование творческих наработок других педагогических коллективов и отдельных педагогов из опыта деятельности по гендер-ному воспитанию.
Методический кабинет ДОУ должен быть укомплектован дидактическими пособиями, методической литературой по гендерному, полоролевому воспитанию дошкольников; разработаны специальные картотеки и медиатеки по данному вопросу, представлены рекомендации, консультации и разработки для формирования педагогами гендерной компетентности у дошкольников.
В современных условиях развитие гендерной компетентности педагогов ДОО должно включать в себя использование активных и интерактивных методов и форм обучения, прежде всего, потому что гендерное знание затрагивает базовые ценности и предполагает личностное восприятие изучаемых проблем.
Кроме того, активные и интерактивные методы направлены на гуманизацию и демократизацию педагогического процесса, на расширение свободы отношений между участниками педагогического процесса и за его пределами. Оптимальный коммуникативный вариант в гендерном обучении - диалог, направленный на осмысление «себя в мире» и «мира вокруг себя». Реализация этих подходов осуществляется через обращение к мнению аудитории.
В психолого-педагогической литературе накоплен огромный арсенал интерактивных форм и методов обучения. Перечислим ниже основные из них.
Круглые столы, семинары-дискуссии представляют собой групповое обсуждение проблемы, это дает устремленность на поиск нового знания-ориентира для последующей самостоятельной деятельности. Цели проведения обсуждений в группе педагогов ДОО могут быть разные: овладение гендерными знаниями, диагностика гендерных представлений, сознание и преобразование гендерных установок и др. Такая форма работы способствует высокой вовлеченности обучаемых в постижение содержания изучаемого вопроса.
Семинар-практикум - одна из эффективных форм методической работы в детском саду, поскольку дает возможность более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепив теоретические материалы примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы. Возможные темы семинаров-практикумов по гендерному воспитанию:
- «Роль детского сада в гендерном воспитании детей дошкольного возраста»;
- «Учет предпочтений и интересов девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста при создании предметно-игровой среды в детском саду и семье»;
- «Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков младшего дошкольного возраста»;
- «Фольклор с акцентом на гендер»;
- «Организация сюжетно-ролевых игр».
- «Особенности готовности к школе мальчиков и девочек».
- «Формирование гендерной идентичности у старших дошкольников - как одно из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Семинар-тренинг - форма, позволяющая участникам за относительно короткий промежуток времени поработать со своими знаниями, поведенческими навыками и чувствами в воображаемом, идеальном и условно-заданном проблемном коммуникативном пространстве. Особенностью тренингов является «формообразование» личности, адекватное содержанию, требованиям профессиональной деятельности.
Особую роль в развитии гендерной компетентности педагога выполняют тренинги, на которых используются ролевые, позиционные, имитационные игры, игры-драматизации. Они воспроизводят педагогическую
действительность в условном моделированном виде и будучи наглядной опорой для представления, служат способом абстрагирования, возвышения над конкретностью, обобщения индивидуального тендерного опыта студента и выхода его на понятийный уровень профессионального мышления.
В ходе тренинга по развитию гендерной компетентности педагогов ДОО эффективным может быть применение метода «кейс-стади» (case-study), который представляет собой метод активного обучения на основе рассмотрения случаев и ситуаций. Его сущность состоит в том, что учебный материал подается обучающимся педагогам ДОО в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой исследовательской работы.
Кроме того, в процессе тренинговой работы с педагогами по развитию их гендерной компетентности целесообразно использовать работу с рисунком (на материале живописных портретов, на которых изображены мужчины и женщины, мальчики и девочки, обсуждаются проблемы влияния гендерных стереотипов), проводить гендерный анализ рекламных роликов кинофильмов, мультфильмов, средств массовой информации, книг, учебников и др. с целью выявления сексизма.
Итак, педагогические условия, способствующие развитию гендерной компетентности педагогов ДОО, включают в себя взаимосвязанные компоненты: целевой, содержательный, процессуальный.
Целевой компонент отражает планируемый результат, который должен быть достигнут педагогами. В рамках нашего исследования основной целью является овладение педагогами ДОО организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендер-ную идентичность.
Достижение цели формирования профессиональной гендерной компетентности педагогов основано на принципах гуманистической направленности, междисциплинарной интеграции содержания и технологий формирования гендерной компетентности педагога, соответствия технологий гендерного образования закономерностям профессионального становления личности; преемственности в содержании и методической поддержке в развитии гендерной компетентности педагогов ДОО.
Содержательный компонент развития гендерной компетентности педагогов ДОО построен на основе принципа интегративности, который предполагает сочетание региональной и местной системы развития ген-дерной компетентности, комплексное развитие мотива-ционно-ценностного, когнитивного и поведенческого (технологического) компонентов данного вида компетентности, интеграцию самообразования и профессионального образования, приводящих к целостному процессу поступательного развития личности педагога и ее профессионализма.
Процессуальный компонент рассматривается как специально организованный управляемый процесс построения системной методической работы по формированию гендерной компетентности педагогов дошкольного образования, он представлен организационно-педагогическими условиями построения методической работы дошкольного учреждения и формами методической работы в наибольшей степени, способствующих формированию компетентности в области гендерного воспитания, таких как: деловые и ролевые игры, педагогические советы, круглые столы, семинары-дискуссии, семинары-практикумы, семинары-тренинги, оснащение методического кабинета. При этом в основу положено использование активных и интерактивных методов обучения, которые, с одной стороны, способствуют активизации педагогов, а с другой - решают задачу подготовки педагогов к внедрению и реализации гендерного подхода в воспитательно- образовательный процесс дошкольного учреждения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Доронова, Т.Н. К вопросу о воспитании детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей / Т.Н. Доронова // Мир психологии. 2011. № 1. С. 162.
2. Зайцева, О.Ю. Аксиологические детерминанты гендерной компетентности воспитателя дошкольной образовательной организации / О.Ю. Зайцева, Н.А. Шинкарёва // Вестник бурятского государственного университета. - Серия. Педагогика. - 2016. - № 1.
3. Каменская, E.H. Гендерный подход в педагогике. / E.H. Каменская // Ростов-на-Дону: Изд-во РТУ, 2006. С.9
4. Мошненко, В. В. Гендерная компетенция педагога // Преподаватель высшей школы в XXI веке / В.
B. Мошненко, С. В. Рожкова. - Ростов-на-Дону, 2007.-
C.16.
5. Полякова, Т. В. Актуальность гендерного подхода в дошкольном образовании // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. Часть II. -Новосибирск: СибАК, 2012. - С.158.
6. Панфилова, А. П. Взаимодействие участников образовательного процесса / А. П. Панфилова, А. В. Долматов ; под ред. А. П. Панфиловой. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - С.86