Научная статья на тему 'Реализация гуманитарной технологии в процессе развития профессиональной компетентности воспитателей в формировании представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников'

Реализация гуманитарной технологии в процессе развития профессиональной компетентности воспитателей в формировании представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Наталия Витальевна, Разумовская Дарья Дмитриевна

В статье рассматривается понятие профессиональной компетентности воспитателя в формировании представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников, определена сущность, структура данного понятия, обоснована причинно-следственная связь между эффективностью развития профессиональной компетентности воспитателя в данной области педагогической деятельности и реализацией гуманитарной технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Наталия Витальевна, Разумовская Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация гуманитарной технологии в процессе развития профессиональной компетентности воспитателей в формировании представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников»

возможностях, целенаправленности при достижении результата.

К положительным результатам коррекционного воздействия театрализованной деятельности можно отнести развитие коммуникативных умений детей, совершенствование навыков общения со зрителями. У воспитанников развивались уверенность в своих возможностях, целенаправленность при достижении результата. Улучшалась адаптация к школьным условиям, изменялись взаимоотношения со сверстниками. Сокращалась потреб-

ность в медицинской коррекции эмоционально-поведенческой сферы, личностных расстройств. Уменьшалась потребность в помещении в лечебные учреждения по психиатрическим показаниям.

Таким образом, можно заключить, что участие воспитанников в различных видах театрализованной деятельности способствует динамике психических процессов, формированию положительных личностных качеств, нравственных установок и социально значимого поведения.

Евтушенко Елена Александровна - соискатель кафедры олигофренопедагогики Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

Тел.: 8(495) 397-08-32; 8-903-511-03-90; e-mail: [email protected]

Yevtushenko Helen - Postgraduate student, Department of Oligophrenic Pedagogy, Moscow State University of Humanities named after M.A. Sholohov.

Tel.: 8(495) 397-08-32; 8-903-511-03-90; e-mail: [email protected]

УДК 373.2.016

Н.В. Иванова, Д.Д. Разумовская

РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

N.V. Ivanova, D.D. Razumovskaja

REALIZATION OF HUMANITARIAN TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF TUTORS' PROFESSIONAL COMPETENCE OF IN FORMING SENIOR PRESCHOOL CHILDREN'S IDEAS ABOUT HEALTHY LIFESTYLE

В статье рассматривается понятие профессиональной компетентности воспитателя в формировании представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников, определена сущность, структура данного понятия, обоснована причинно-следственная связь между эффективностью развития профессиональной компетентности воспитателя в данной области педагогической деятельности и реализацией гуманитарной технологии.

Профессиональная компетентность, формирование, здоровый образ жизни, гуманитарная технология.

The paper considers the notion of teacher's professional competence in forming senior preschoolers' idea about healthy lifestyle, describes the essence of this notion and its structure, substantiates cause-effect relation between the effectiveness of teacher's professional competence development in this area of pedagogical activity and realization of humanitarian technologies

Рrofessional competence, development, healthy lifestyle, humanitarian technology.

В связи с интеграцией России в мировое научно-образовательное сообщество повышаются требования к качеству образовательных услуг, которые предполагают высокий уровень развития профессиональной компетентности воспитателя, реализующего на практике обновление содержания дошкольного образования.

Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечено, что происходящие в обществе социально-экономические преобразования диктуют необходимость решения первоочередных задач, одной из которых является «... достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» [2, с. 5]. Одним из ведущих условий, обеспечивающих качество образования, является развитие профессиональной компетентности педагогов.

Проанализировав работы отечественных и зарубежных исследователей (В.А. Адольф, Л.И. Ан-цыферова, Ю.В. Варданян, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Н.В. Матяш, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Е.И. Огарева, Л.А. Петровская, В.А. Сластенин, Д. Хаймс и др.) по проблеме развития профессиональной компетентности педагога, мы пришли к выводу, что профессиональную компетентность воспитателя в области формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников необходимо рассматривать с позиции системного подхода. Системный подход (Ю.В. Варданян, Н.Е. Костылева и др.) как общенаучное методологическое направление позволяет разрабатывать методы и способы теоретического исследования профессиональной компетентности педагога как сложноорганизованной системы. Данный подход может выступать также и как исходный принцип развития профессиональной компетентности педагога, который обусловливает как внутреннее единство ее компонентов, так прямую и обратную связь, обеспечивающую это единство.

Профессиональную компетентность воспитателя в формировании представлений о здоровом образе жизни у дошкольников можно определить как сложное индивидуально-психологическое образование, обусловленное ценностным отношением к своему здоровью, включающее в себя теоретические знания, практические умения и навыки, интегрированные в опыте практической деятель-

ности, а также профессионально значимые качества личности, определяющие готовность педагога к непрерывному самообразованию, саморазвитию с целью эффективного выполнения профессиональной деятельности в области формирования представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников. При этом под ценностным отношением к своему здоровью понимается устойчивое личностное принятие здорового образа жизни как социального явления на основе осознания его ценности и практической значимости.

Соответственно, профессиональная компетентность педагога в области формирования представлений о здоровом образе жизни будет иметь структуру, состоящую из трех взаимосвязанных компонентов: мотивационно-личностного, содержательного и профессионально-деятельностного. Мотивационно-личностный компонент включает в себя комплекс мотивов и профессионально-личностных качеств педагога как основу ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. В содержательный компонент входит осознанная система знаний педагога о здоровье детей дошкольного возраста, способах его сохранения и укрепления. Профессионально-деятель-ностный компонент содержит умения, навыки и индивидуальные способы самостоятельного и эффективного осуществления профессиональной деятельности в области формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.

Важно учитывать, что основой профессиональной компетентности педагога в области формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников является содержательный компонент, а мотивационно-личностный определяет развитие профессиональной компетентности педагога в этой области. Проанализируем результаты констатирующего эксперимента, проведенного на базе дошкольных учреждений города Череповца, в котором приняло участие 254 воспитателя (табл. 1).

Полученные результаты показывают, что у 50 % педагогов выявлен низкий уровень развития мотивационно-личностного компонента. Уровень развития содержательного и профессионально-деятельностного компонента у 57 % и 54 % педагогов соответственно находится на среднем уровне. Таким образом, диагностируется низкий уровень выраженности мотивационно-личностно-го компонента.

Таблица 1

Уровни развития основных компонентов профессиональной компетентности воспитателей в формировании представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников

Компоненты профессиональной компетентности воспитателей Уровни развития профессиональной компетентности воспитателей

низкий средний высокий

абс. % абс. % абс. %

Мотивационно-личностный 127 50 101 39,8 26 10,2

Содержательный 74 29,1 145 57 35 13,9

Профессионально-деятельностный 66 26 137 54 51 20

Следовательно, профессиональная компетентность воспитателя в формировании представлений о здоровом образе жизни требует эффективного развития структурных компонентов в реальной педагогической деятельности.

Решение проблемы развития профессиональной компетентности воспитателя в формировании представлений о здоровом образе жизни может быть решено через реализацию гуманитарной технологии, так как она изначально проективна по своей природе и содержит прогностическое знание о будущем состоянии результата, на достижение которого она направлена.

В настоящее время педагогическая общественность испытывает острую потребность в гуманитарных технологиях, что связано со стремительными изменениями, происходящими в обществе, точно охарактеризованными Е.И. Князевой и С.П. Курдюмовым следующим образом: «В особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком огромного груза ответственности за судьбу всей социальной системы, всего общества» [1, с. 5]. Именно вовлеченность педагога в процесс принятия решения, по мнению П.Г. Щедровицко-го, является единственным способом эффективного влияния на человека, так как сегодня люди слишком сложны, слишком информированы,

чтобы руководствоваться простыми мотивами в принятии решений.

Гуманитарная технология рассматривается нами как разновидность социальных технологий, основанных на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности.

Представим гуманитарную технологию, целью которой является развитие профессиональной компетентности педагогов в формировании представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Данная технология включает в себя три модуля: подготовительный, основной и заключительный. При этом в каждом модуле имеются уровни: в первом - адаптационный и диагностический; во втором - ценностно-ориентировочный, професси-онально-деятельностный; в третьем - творческий и презентационный (табл. 2).

Основной целью адаптационного уровня является психологическая поддержка воспитателя в профессиональной деятельности. Ведущей формой работы является обсуждение затруднений, встречающихся в профессиональной деятельности в условиях группы, анализ педагогических ситуаций.

Анализ структурных компонентов профессиональной компетентности воспитателя, профессионально-личностных особенностей осуществляется на диагностическом уровне посредством наблюдения с последующим анализом педагогической деятельности, анкетированием, диагностикой сформированности у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни и др.

Ведущая цель ценностно-ориентировочного уровня заключается в ориентации педагога на ценностные установки, мотивы педагогической деятельности, связанные с формированием профессионально-значимых качеств личности. В работе с воспитателями используются технологии модульного обучения, педагогического сопровождения, ролевой тренинг, мозговой штурм.

Профессионально-деятельностный уровень предполагает овладение воспитателем объективно необходимыми умениями на основе анализа и осмысления сложившейся педагогической ситуации. Педагоги расширяют профессиональные знания и умения в области формирования у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни. В работе с воспитателями реализуются следующие технологии: организация взаимодей-

Таблица 2

Структура гуманитарной технологии развития профессиональной компетентности воспитателей в формировании представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников

Название модуля Уровни модулей Примерный перечень гуманитарных технологий

1. Подготовительный 1. Адаптационный Оформление портфолио, обсуждение затруднений в условиях группы, анализ педагогических ситуаций

2. Диагностический Наблюдение, анкетирование, диагностика. Построение плана самообразования, обоснование индивидуального маршрута развития профессиональной компетентности воспитателя в формировании представлений о здоровом образе жизни

2. Основной 1. Ценностно-ориентировочный Технологии модульного обучения, педагогического сопровождения. Ролевой тренинг, мозговой штурм

1. Профессионально-деятельностный Используются технологии организации взаимодействия воспитателей в групповой работе («модерации»), организации дискуссии, игрового обучения, проектной деятельности, анализа конкретной ситуации («кейсов»). Имитационная деловая игра, ситуационный тренинг. Технологии формирования основ профессиональной рефлексии

3. Заключительный 1. Творческий Технологии проектной деятельности, организации самостоятельной творческой педагогической деятельности воспитателей

2. Презентационный Технологии, направленные на социум, например публичный отчет

ствия воспитателей в групповой работе («модера-ции»), организация игрового обучения, проектной деятельности, анализа конкретной ситуации (использование «кейсов»), а также имитационная деловая игра с различными профессиональными позициями, ситуационный тренинг. При этом деловая игра наиболее результативна, т.к. в ней формируются умения принимать решения и организовывать их исполнение, а также создаются условия для оценки результатов своих действий на основе анализа и осмысления сложившейся педагогической ситуации.

Особое место в работе с воспитателями на данном уровне занимает формирование способности к рефлексии. При этом рефлексия становится механизмом, обеспечивающим оценку результативности деятельности и общения, формой контроля над своим поведением, выполняющим регулятивную и адаптивную функции.

Основными целями технологии формирования основ профессиональной рефлексии воспитателей являются:

1) включение механизма рефлексии в практическую деятельность воспитателя;

2) расширение содержания рефлексивной деятельности воспитателя, направленной на осознание себя как субъекта педагогической деятельности, осознание других участников педагогического процесса и осознание процесса и средств реализации педагогической ситуации.

Решение данных целей конкретизируется рядом задач:

- сформировать механизм рефлексии (рефлексивный акт);

- развить мотивацию к рефлексии собственной деятельности;

- расширить представления о содержании педагогического рефлексирования;

- оказать влияние на адекватность самооценки через получение разнообразной психологической информации о себе;

- обучить способам позитивного программирования собственных педагогических действий.

Использование механизмов педагогической

рефлексии в процессе развития профессиональной компетентности воспитателей в формировании представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников мы рассматриваем как необходимое условие.

На творческом уровне - реализуется самостоятельная деятельность воспитателя, в его опыте актуализируется самоанализ результативности педагогических действий. Основным средством решения профессиональных задач выступает проектная деятельность.

Основной целью презентационного уровня является обеспечение открытости дошкольного учреждения как для внешних, так и для внутренних потребителей деятельности организации через реализацию технологий, направленных на социум, имеющих стратегическое значение для развития всего ДОУ.

Открытость - комплексная характеристика, отражающая возможность дошкольного учреждения обеспечивать гибкость воспитательно-образовательного процесса в зависимости от социального заказа. При этом общественности должна быть представлена открытость всех компонентов деятельности дошкольного учреждения: образовательного, финансово-хозяйственного, инновационного и др. В основе этой информации лежат результаты самооценки результатов и условий деятельности дошкольного учреждения и предоставление этой оценки сообществу в виде публичного доклада.

Главной особенностью данной технологии по развитию профессиональной компетентности воспитателей в формировании представлений о здо-

ровом образе жизни у старших дошкольников является ее вариативность. Так, педагогический коллектив, в зависимости от результатов анализа имеющихся условий в ДОУ, может самостоятельно выбирать последовательность и количество модулей из «Примерного перечня гуманитарных технологий», отбирать технологии, наиболее эффективные в работе с воспитателями данного дошкольного учреждения. Кроме того, в случае необходимости при организации работы с модулем возможно изменение последовательности предлагаемых уровней или исключения из модуля одного из уровней (например, в первом модуле работа с воспитателями организуется не на адаптационном уровне, так как в ДОУ нет начинающих воспитателей, а на диагностическом).

Таким образом, реализация гуманитарной технологии является одним из средств развития профессиональной компетентности воспитателей в формировании представлений о здоровом образе жизни. Она дает возможность определить содержание и развивающий эффект творческой деятельности педагогов и тем самым повысить эффективность воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Князева, Е.И. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригоженым / Е.И. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С. 5.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002.

Иванова Наталия Витальевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета.

Тел.: 8(8202) 51-91-37; 8(8202) 50-68-47; +7-921-138-02-53.

Разумовская Дария Дмитриевна - аспирантка кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии Череповецкого государственного университета.

Ivanova, Natalia Vitalievna - Doctor of Science (Pedagogy), Professor, Department of Preschool Education, Institute of Pedagogy and Psychology, Cherepovets State University.

Те1: 8(8202) 51-91-37; 8(8202) 50-68-47; +7-921-138-02-53.

Razumovskaja, Dаria Dmitrievna - Postgraduate student, Department of Preschool Education, Institute of Pedagogy and Psychology, Cherepovets State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.