В. В. Чеха
Платные образовательные услуги, оказываемые дошкольным образовательным учреждением: организационно-правовые вопросы
1 1 Чеха Вадим Витальевич - кандидат юридических наук, эксперт по вопросам образовательного законодательства, проректор по правовым вопросам и имущественным отношениям Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева.
1. Общие положения
Конституция РФ в п. 2 статьи 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Тем не менее, согласно п. 6 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» любое образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666 в п. 22 наделяет дошкольные образовательные учреждения правом на
Согласно п. 6 статьи 14 Закона РФ «Об образовании» любое образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
реализацию дополнительных образовательных программ и оказание дополнительных образовательных услуг за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).
Наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе в обязательном порядке указываются в уставе образовательного учреждения (пп. «ж» п. 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании»).
Таким образом, дошкольное образовательное учреждение (исполнитель) может оказывать платные образовательные услуги потребителям, в качестве которых в данном случае выступают родители обучающихся либо иные лица, заказывающие либо имеющие намерение заказать платные образовательные услуги для детей дошкольного возраста. При этом следует иметь в виду то, что платные образовательные услуги в сфере дошкольного образования могут также предоставляться гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, а также негосударственными образовательными организациями. При этом граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, могут предоставлять услуги потребителям непосредственно на территории дошкольного образовательного учреждения, находясь в договорных отношениях с образовательным учреждением (как правило, это договор аренды).
2. Виды и оплата образовательных услуг, оказываемых дошкольным образовательным учреждением
Примерный перечень платных образовательных услуг, оказываемых тем или иным образовательным учреждением содержится в п. 1 статьи 45 Закона РФ «Об образовании». К их числу относятся: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и образовательными стандартами.
Применительно к дошкольным образовательным учреждениям под дополнительными образовательными услугами могут пониматься специальные занятия с обучающимися, не финансируемые учредителем (например, занятия по ритмике, хореографии, народно-художественной культуре, хоровому пению, иностранному языку, плаванию и т. д.).
Ключевым признаком, позволяющим отделить платные услуги, предоставляемые дошкольным образовательным учреждением, от образовательных услуг, предоставляемых бесплатно, является дополнительный характер платных услуг. То есть платные услуги по своему содержанию должны отличаться от услуг, предоставляемых в рамках реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, финансируемой из бюджета соответствующего муниципального образования. Как правило, предоставление дополнительных образовательных услуг предполагает приглашение особого специалиста, обеспечивающего предоставление платных образовательных услуг. Услуги, оказываемые обучающимся за счет бюджетных средств учредителя, обычно предоставляются непосредственно воспитателями, помощниками воспитателей, находящимися в трудовых отношениях с ДОУ.
Согласно п. 18. Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (далее - правила) стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем. На практике такого
рода соглашение обычно выражается в том, что родители (законные представители) соглашаются с предложенной исполнителем ценой услуги. Тем не менее отказ родителей (законных представителей) от получения платных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении не может являться основанием для ущемления каких-либо прав на получение услуг за счет бюджета.
Кроме того, привлечение образовательным дошкольным учреждением дополнительных средств за счет предоставления платных образовательных услуг не является основанием для снижения финансирования за счет учредителя (п. 9 статьи 41 Закона РФ «Об образовании»).
При этом устанавливаемая учредителем родительская плата за содержание ребенка в образовательных учреждениях, предусмотренная статьей 52.1 Закона РФ «Об образовании», не является платой за оказание образовательной услуги. Целью родительской платы является компенсация установленных затрат на содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении (в частности, затрат на связь, транспорт, коммунальные платежи, содержание имущества и других), а не оплата предоставляемой образовательной услуги.
В связи с этим в отношении вышеуказанной родительской платы не может быть предоставлен социальный налоговый вычет, предусмотренный подп. 2 п. 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ.
3. Договор о предоставлении платных образовательных услуг дошкольным образовательным учреждением
В процессе правового регулирования отношений, связанных с предоставлением платных образовательных услуг дошкольными образовательными учреждениями, их участники наделяются соответствующими правами и обязанностями, которые предопределяют содержание их действий.
Платные образовательные услуги должны оказываться дошкольным образовательным учреждением на основе договора, заключаемого в письменной форме в двух экземплярах.
Согласно п. 14 правил указанный договор должен содержать следующие сведения:
а) наименование государственного или муниципального образовательного учреждения
(исполнителя) и место его нахождения (юридический адрес);
б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
в) сроки оказания образовательных услуг;
г) уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг, их стоимость и порядок оплаты;
д) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг;
е) должность, фамилия, имя, отчество лица, подписывающего договор от имени исполнителя, его подпись, а также подпись потребителя.
В договоре в максимально полной форме следует описать содержание предоставляемой услуги, то есть действия, которые исполнитель обязуется выполнить в отношении обучающегося, в том числе в части передачи ему информации, обеспечивающей развитие обучающегося, формирования у него каких-либо навыков, умений, коррекции недостатков и т. д.
При этом исполнитель обязан до заключения договора предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (п. 7 правил). Применительно к услугам в сфере дошкольного образования такого рода информация должна, на наш взгляд, содержать в том числе и цели, задачи проведения занятий с ребенком с учетом его возрастных, физических и психологических особенностей, а также описание предполагаемых результатов такого рода занятий для обучающегося.
В договоре необходимо указать, что предоставляемые образовательные услуги не должны нанести ущерб психическому и физическому здоровью обучающегося.
Важным элементом при оказании платных образовательных услуг в сфере дошкольного образования выступает вопрос о месте оказания данных услуг. Во-первых, место оказания данных услуг должно обеспечивать
безопасность для физического и психического здоровья обучающихся. Во-вторых, в договоре необходимо оговорить факт отсутствия (присутствия) родителей (законных представителей) во время занятий.
Безусловно, в договоре в максимально полной форме следует описать содержание предоставляемой услуги, то есть действия, которые исполнитель обязуется выполнить в отношении обучающегося, в том числе в части передачи ему информации, обеспечивающей развитие обучающегося, формирования у него каких-либо навыков, умений, коррекции недостатков и т. д. В качестве предполагаемых результатов предоставления услуги может выступать сохранение или изменение каких-либо качеств обучающегося, способствующих развитию последнего.
Примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 июля 2003 г. № 2994. Использование данной формы предполагает необходимость адаптации соответствующих положений к конкретным условиям того или иного дошкольного образовательного учреждения.
Среди основных обязанностей потребителя образовательных услуг, предоставляемых дошкольным образовательным учреждением, которые, на наш взгляд, целесообразно отразить в договоре, следует отметить:
• своевременное внесение платы, предусмотренной договором;
• предоставление необходимых для оказания образовательных услуг документов;
• предоставление необходимой информации, в том числе информации о психических и физических особенностях обучающихся, причинах отсутствия на занятиях;
• обеспечение посещения обучающимся занятий;
• обеспечение своевременного выявления заболеваний у обучающегося, способных создавать угрозу заражения иных обучающихся, работников исполнителя, принятие мер к устранению такого рода угрозы;
• обеспечение за свой счет обучающегося предметами, необходимыми для получения образовательных услуг (например, одеждой, необходимой для занятий по хореографии, музыкальными инструментами, необходимыми для занятия музыкой).
Договором могут быть предусмотрены также иные обязанности исполнителя.
В правилах закреплен достаточно обширный перечень обязанностей исполнителя. Среди них:
• доведение до потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) информации, содержащей наименование и место нахождения (адрес) исполнителя, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего, уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения, перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления, стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты (п. 8 правил);
• обязанность предоставления и сообщения по требованию потребителя устава учреждения, лицензии на оказание образовательных услуг, адреса и телефона учредителя, образцов договоров, в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг, образовательных программ, стоимости образовательных услуг, перечня категорий потребителей, имеющих право на получение льгот (п. 10 правил);
• обязанность заключить договор при наличии возможности оказать запрашиваемую потребителем образовательную услугу. При этом исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами (п. 13 правил);
• обязанность выдать потребителю документ, подтверждающий оплату образовательных услуг (п. 17 правил).
Помимо вышеуказанных обязанностей в договоре целесообразно, на наш взгляд, предусмотреть и иные обязанности исполнителя, к числу которых возможно отнести следующие:
• организация надлежащего исполнения услуг, предусмотренных договором;
• предоставление для проведения занятий помещения, соответствующего санитарным и гигиеническим требованиям, а также предоставление оснащения, соответствующего обязательным нормам и правилам, предъявляемым к образовательному процессу;
• обеспечение гарантий психического и физического здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
• обеспечение учета индивидуальных особенностей обучающегося при предоставлении услуг и уведомление потребителя о нецелесообразности оказания услуг вследствие индивидуальных особенностей обучающегося, делающих невозможным или педагогически нецелесообразным оказание данных услуг.
4. Защита прав потребителя при оказании платных образовательных услуг дошкольным образовательным учреждением
Предоставление платных образовательных услуг дошкольным образовательным учреждением должно предполагать ответственность всех участников данных отношений за исполнение обязательств, предусмотренных договором.
Согласно статье 1095 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, подлежит возмещению лицом, оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.
Потребитель платных образовательных услуг имеет право предъявить исполнителю претензии, связанные с недостатками оказанных образовательных услуг. Сделать это он может как по окончании срока оказания услуг, так и в процессе их оказания, вне зависимости от того, заключался ли договор в письменной форме или нет.
Требования, связанные с недостатками образовательных услуг, могут иметь главным образом имущественный характер и предполагать возмещение убытков потребителю
в полном объеме. Кроме того, договором может быть предусмотрено возмещение неустойки (штрафа, пени) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения (статья 330 Гражданского кодекса РФ).
Правила в п. 22 предусматривают, что при обнаружении недостатков оказанных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, потребитель вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме;
б) соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
Данные требования должны быть обращены непосредственно к исполнителю в письменной форме. При отказе исполнителя от удовлетворения требований потребитель в целях защиты своих прав может обратиться в различные органы.
В частности, в соответствии со ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребители имеют право обратиться в федеральные и территориальные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный контроль и надзор в области защиты прав потребителей. В настоящее время таковым органом выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). В целях реализации своих полномочий данная служба (в том числе в лице своих территориальных подразделений) обладает правом давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к ее компетенции, пресекать факты нарушения законодательства РФ в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Также потребитель платной образовательной услуги вправе обратиться с жалобой к учредителю дошкольного образовательного учреждения, в качестве которого, как правило,
Правила в п. 22 предусматривают, что при обнаружении недостатков оказанных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, потребитель вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме;
б) соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
выступает соответствующий орган местного самоуправления.
Основным способом защиты прав потребителей образовательных услуг выступает обращение в суд в соответствии со статьей 17 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Применительно к образовательным услугам наибольшую сложность представляет собой доказывание наличия причинно-следственной связи между предоставлением платных образовательных услуг и наступившими неблагоприятными последствиями. Например, ухудшение здоровья ребенка, наступившее после предоставления образовательных услуг, совершенно не обязательно должно быть следствием именно предоставления данных услуг. Наличие причинно-следственной связи необходимо подтвердить данными экспертизы, иными документами.
Следует также отметить то, что в случае неисполнения обязательств потребителем исполнитель также вправе потребовать возмещения убытков, а также уплаты неустойки (пени, штрафа) в случае, если она предусмотрена договором применительно к потребителю. То есть существует возможность предусмотреть в договоре также и ответственность потребителя перед исполнителем за неисполнение обязательств. ■