Е.Б. ГАФФОРОВА,
Е.В. ВИНОРАДОВА
Планирование в системе менеджмента качества высшего учебного заведения
Рассматривается планирование качества образовательных услуг. Предлагаются рекомендации по осуществлению стратегического, тактического и оперативного этапов планирования деятельности вуза.
Как известно, наличие внутривузовской системы контроля качества является критерием государственной аккредитации вуза. Однако до сих пор нет однозначного взгляда на состав объектов, охватываемых данной системой. Поскольку указанный критерий входит в состав показателя «Качество подготовки специалистов», то можно предположить ограниченность действия системы в рамках такого объекта, как уровень подготовки (знаний и умений) студентов. Поэтому когда речь заходит о системе управления (менеджмента) качеством образования в вузе, то при этом выдается некий набор форм и методов организации, проведения и использования результатов проверки знаний студентов. Указанный подход демонстрирует действующую в настоящее время систему управления вузами (на федеральном и региональном уровнях, а также на уровне самого вуза), ориентированную в большей степени на контроль, посредством которого можно судить о состоянии управляемого объекта и принимать соответствующие решения.
Между тем передовые вузы страны рассматривают проблему шире и занимаются разработкой и внедрением не просто систем контроля, а отвечающих современным требованиям систем менеджмента качества (СМК). В Тихоокеанском государственном экономическом университете (ТГЭУ) СМК создается на основе требований международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г., которые, в сравнении с другими различными моделями, получили достаточно широкое распространение в системе высшего образования России. Однако на сегодняшний день все большую актуальность приобретает вопрос о том, каково влияние таких СМК на качество подготовки специалистов и другие значимые для вуза показатели результатов его деятельности.
Современный подход к рассмотрению качества как степени сбалансированного соответствия характеристик объекта многообразным требованиям ставит перед высшими учебными заведениями ряд вопросов о взаимосвязи основных процессов деятельности и их результатов с тре-
бованиями всех заинтересованных сторон. В частности, при создании СМК в первую очередь должны быть определены все заинтересованные в деятельности вуза стороны. Как известно, к ним относятся государство, работодатели, студенты и их родители, а также сами работники вузов. Идентификация разнообразных требований рассматриваемых сторон составляет основу для создания СМК, направленной на выполнение этих требований. Для работодателей такие требования прежде всего касаются качества знаний и умений, полученных выпускниками, для студентов (и их родителей) наряду с этим немаловажное значение имеют условия предоставления образовательных услуг. Государство в равной степени предъявляет требования к качеству подготовленных специалистов, условиям его обеспечения (материально-технической и учебно-методической базе, социальным условиям и т.п.), к уровню научных исследований и их прикладному значению, а также к качеству основного потенциала вуза - профессорско-преподавательского состава.
С позиций сегодняшних представлений успех СМК в любой организации предопределяется участием высшего руководства в процессах ее внедрения и поддержания функционирования. Для обеспечения этого участия необходимо, чтобы цели создания СМК соответствовали целям существования и развития организации в целом, достижение которых является предметом особого внимания руководителя - ректора вуза.
Миссией высших учебных заведений, бесспорно, является выпуск качественных специалистов, отвечающих потребностям государства, общества и рынка труда. В такой ситуации основной целью системы менеджмента качества должно стать обеспечение адекватных общественным потребностям профиля и уровня подготовки специалистов с высшим образованием. Обозначенная общая цель СМК, соответствующая миссии вуза, связана с достижением определенных результатов при осуществлении целого ряда процессов: образовательного, научно-исследовательского, учебно-методического. Последние, в свою очередь, поддерживаются вспомогательными процессами: материально-технического, финансового и социального обеспечения, подготовки кадров высшей квалификации и осуществления сотрудничества с внешними сторонами, в том числе международного. Таким образом, с позиции требований международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. объектом управления в СМК становится не только качество основного результата деятельности вуза (образовательной услуги), но и качество его деятельности в целом.
В связи с этим основные цели образовательного учреждения в области качества (на достижение которых ориентировано функционирование СМК) должны характеризовать различные составляющие качества деятельности вуза. Необходимо, чтобы для этих целей были выбраны количественные и качественные индикаторы, а также существовал механизм их детализации для каждого уровня, объекта и субъекта управления.
Планирование является наиболее ответственным процессом управления, в том числе и при функционировании СМК. Планирование качества деятельности вуза представляет собой действия не только по установлению целей, но и по определению необходимых операционных процессов и соответствующих ресурсов для достижения этих целей.
Планирование качества деятельности вуза можно разделить на три этапа: стратегическое, тактическое и оперативное. При реализации процессного подхода к планированию качества деятельности вуза в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. (принцип ориентации на процессы) эти этапы должны быть взаимосвязаны (рис. 1).
Входными элементами процесса стратегического планирования являются информация об окружающей среде, требованиях потребителей и других заинтересованных сторон. Форма выражения этих требований, как известно, различна и во многом обусловливает степень обязательности их рассмотрения при планировании и осуществлении деятельности вуза.
Поскольку требования государства выражены в виде нормативных показателей соответствующего органа исполнительной власти (Министерства образования и науки РФ) по отношению к объекту управления в вузе - качеству подготовки специалистов и процессам его обеспечения, -и их выполнение является основой существования вуза (его лицензирования, аттестации, аккредитации), то эти требования имеют значительный вес в общем объеме входящей информации для стратегического планирования.
Выходом процесса стратегического планирования качества деятельности вуза является стратегический план (стратегии развития). Данный документ является основой для установления целей и планов более низкого уровня.
По такому же принципу должно осуществляться тактическое и оперативное планирование в разрезе направлений деятельности вуза и его подразделений (рис.1), где в качестве входных элементов рассматриваются выходные данные предыдущего этапа планирования. Выходом процесса поэтапного планирования на первичном уровне управления являются планы структурных подразделений.
Наряду с определением входа и выхода процесса планирования необходимо ввести понятия руководителя и исполнителя этого процесса. Руководителем процесса стратегического планирования качества выступает ректор вуза, обеспечивающий совместную деятельность проректоров по направлениям; проректоры в данном случае являются руководителями процесса тактического планирования качества. Ректор координирует деятельность исполнителей на основе положений Законов РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», нормативных документов Минобразования РФ (Минобрнауки РФ). При планировании на более низком уровне соответственно проректоры выступают руководителями процессов, а лица, возглавляющие структурные подразделения, - его исполнителями.
Согласно предлагаемой схеме (рис. 2) планирование начинается с руководства (ректората), которое определяет ориентиры, цели, к которым должны стремиться подразделения и отдельные исполнители. Желательно, чтобы цели руководства были преобразованы в конкретный план действий для организации в целом.
Положения законов
ректора
Инструкции, приказы Минобразования
потребителей
Требования заинтересованных сторон
Тактические планы по направлениям деятельности университета
Персонал
Инструкции, приказы
Минобразования
Оперативное
планирование
і к і к і к і к і к
Информационное Персонал
обеспечение
Информационное
Персонал обеспечение
Планы работы подразделений |
университета
Индивидуальные
планы преподавателей
Информационное
обеспечение
Рис. 1. Схема процесса планирования качества деятельности университета
Г
о
О
Л
и к о я о «в £ § § & Ё § о§ 2
Н 5
св ц-
л э
о К С 2
О 5
(
V
Миссия
университета
Политика
Приоритетная
цель
Стратегический план (стратегия) развития вуза
г
л
X
г
Планы развития по направлениям детельности
£
ЗЕ
Планы сруктурных подразделений по направлениям детельности
Ректор
Проректоры по направлениям
Руководители подразделений (на уровне вуза)
Директора
институтов
Руководители подразделений (на уровне института)
Заведующие
кафедрами
Преподаватели
Рис. 2. Структура планов и ответственности при выполнении процессов планирования деятельности университета
На основе документов, разработанных в результате стратегического планирования качества деятельности вуза, осуществляется процесс тактического планирования.
Тактическое планирование представляет собой определение действий по достижению целей, соответствующих миссии университета и установленных в его стратегии (плане). Выходом процесса является комплекс тактических планов по направлениям деятельности вуза, которые разрабатываются проректорами по направлениям.
На основе тактических планов руководители имеющихся подразделений (как на уровне вуза, так и на уровне института) составляют оперативные планы работы на год. Ежегодные планы содержат более детализированные и конкретизированные показатели, которые должны быть достигнуты; кроме того, перед подразделением ставятся задачи, посредством которых достигаются цели, определенные в стратегии развития вуза.
Планы работы кафедр и других научно-методических и вспомогательных структурных подразделений, курируемых проректорами или директорами институтов, формируются согласно планам вышестоящих уровней и определяют этапы работ, необходимые ресурсы, критерии оценки выполнения плана и время исполнения. В свою очередь планы работы кафедр являются основой индивидуального плана преподавателя. Таким образом, подразделения переводят общие цели и политику вуза в конкретные цели, планы действий и критерии оценки своей деятельности.
Для реализации предложенного механизма необходимо встречное обсуждение формулируемых целей и разрабатываемых планов «сверху вниз» и «снизу вверх». Так как получение информации о требованиях внешних по отношению к вузу заинтересованных сторон в большей степени является обязанностью высшего руководства, то именно ему должен принадлежать приоритет в постановке целей вуза. Обсуждение выдвинутых руководством целей в коллективах должно способствовать оценке возможности их достижения с учетом имеющегося потенциала и корректировке предлагаемых целей.
Применение «процессного» подхода к разработке и составлению планов качества деятельности обязывает исполнителя процесса своевременно выявлять требования потребителей результата процесса и в соответствии с этими требованиями разрабатывать (корректировать) миссию, стратегию, планы работы соответствующих подразделений университета.
Реализацию процессов планирования в СМК вуза более подробно можно рассмотреть на примере выполнения одной группы требований, носителями которой является государство в лице Минобрнауки РФ. Указанные требования сформулированы в документах по комплексной проверке вузов, включающей процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации.
В соответствии с действующим Приказом Минобразования России (№ 1965 от 29.06.2000) 11 показателей государственной аккредитации отнесены к двум группам (определяющие аккредитационный статус по типу «высшее учебное заведение» и используемые для определения вида вуза: институт, академия, университет). Показатели второй группы имеют количественное нормативное значение, а показатели первой группы оцениваются на основе результатов проверки выполнения требований при лицензировании и аттестации.
При постановке руководством вуза одной из целей, направленных на поддержание статуса и изменение (сохранение) вида вуза, необходимо представить указанную цель в виде комплекса показателей, составленных на основе требований нормативных документов. Следует отметить, что эти требования должны быть не просто воспроизведены, а соотнесены с поставленными вузом стратегическими и тактическими целями.
Стратегические цели могут разрабатываться на период между комплексными проверками (5 лет) и учитывать замечания и рекомендации аттестационной комиссии, а также видение руководства вуза в условиях усиливающейся конкуренции, характерных для нынешнего состояния рынка образовательных услуг. Тактические цели (в разрезе отдельных направлений деятельности) будут отражать последовательность достижения стратегической цели в планируемый период.
Поскольку показатели государственной аккредитации рассматриваются в целом для вуза, показатели лицензирования и аттестации - в разрезе отдельных направлений (специальностей) подготовки специалистов, а управление вузом осуществляется, как правило, в рамках иерархической организационной структуры (по институтам и кафедрам), то перед руководством вуза стоит задача декомпозиции сформулированных целей по уровням управления. Иными словами, для каждого структурного подразделения (института, кафедры) должна быть обозначена конкретная цель, связанная со стратегической и тактической целью вуза в целом, учитывающая особенности (сильные и слабые стороны) данного структурного подразделения и результаты предыдущей комплексной проверки специальности в разрезе отдельных кафедр и институтов.
Указанный механизм достаточно просто реализовать в отношении целей, соответствующих количественным показателям деятельности вуза. Данные показатели будут являться «предметом управления» в структуре внутривузовской системы менеджмента качества и направлены на выполнение требований государства в отношении качества образовательных услуг и подготовки специалистов.
При составлении стратегических и тактических планов подразделений целесообразна систематизация всех показателей, регламентированных нормативными документами, по основным составляющим качества образования, т.е. их отнесение к объекту (студенту), субъекту (преподавателю), процессу и условиям оказания образовательных услуг.
По существующему в вузе порядку действия, направленные на достижение цели, должны отражаться в традиционных планах основных подразделений (кафедр), и иметь структуру, соответствующую поставленным целям. Планы подразделений по достижению количественных целей, в совокупности составляющие базу данных вуза по нормативным показателям Минобрнауки РФ, служат источником объективной унифицированной информации для руководства любого уровня управления. Такая информация необходима для осуществления текущего контроля и корректировки планов на следующий период, а также стратегического плана в целом с учетом меняющихся внутренних или внешних
условий, в том числе при изменении нормативных значений показателей аккредитации.
Необходимо, чтобы планы кафедр по достижению целей стали в свою очередь основой для составления индивидуальных планов работы преподавателей. Однако следует учитывать, что цели и индикаторы их достижения не всегда будут прямо проецироваться на деятельность отдельного преподавателя, поэтому в индивидуальных планах необходимо соблюсти разумный баланс планируемых количественных показателей и характеристик деятельности преподавателя, способствующих достижению коллективных целей кафедры или вуза в целом.
Аналогичная процедура может быть применена и при достижении других целей, поставленных вузом и направленных на выполнение разнообразных требований заинтересованных сторон.
С учетом требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 о необходимости измерений и мониторинга всех процессов СМК, в том числе и процессов управления, выходы процесса планирования (планы всех уровней) следует проанализировать по отношению к входам (целям и требованиям) и установить их соответствие. Критериями оценки планов со стороны руководителей процессов, а также их координаторов могут служить
• соответствие целей и задач планов стратегическим и тактическим целям деятельности университета;
• соответствие содержания планов и их структуры требованиям, установленным Минобрнауки России и другими заинтересованными сторонами;
• степень полноты планов по содержанию их разделов и перечню мероприятий, направленных на решение перспективных задач;
• степень направленности планов на достижение показателей качества, заложенных в нормативных документах Минобрнауки России;
• уровень творческого подхода в планировании мероприятий, направленных на решение поставленных задач (для структурных подразделений).
На основе данных критериев дается общая объективная оценка плана:
1. Соответствует: положительный результат по всем критериям.
2. Соответствует в основном: частичное соответствие по всем критериям.
3. Не соответствует: полное несоответствие по всем критериям.
Предложенный подход к планированию в СМК и деятельности вуза в целом полностью согласуется с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 г. к системам менеджмента качества, построенными на основе принципов всеобщего менеджмента качества. В данном случае реализуются такие принципы, как системный подход и участие всего персонала в работах по обеспечению качества, постоянные улучшения в системе и использование объективной информации (фактов) для принятия управленческих решений.
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 24 с.
2. Данилов И.П. Процессный подход в высшем образовании / И.П. Данилов, Р.В. Сюров // Качество, инновации, образование. 2002. №3. С. 39-41.
© Гаффорова Е.Б., Виноградова Е.В., 2005 г.