Научная статья на тему 'Рекомендации по созданию систем менеджмента качества в образовательных учреждениях'

Рекомендации по созданию систем менеджмента качества в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2440
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Граб В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекомендации по созданию систем менеджмента качества в образовательных учреждениях»

Граб В.П. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1. Необходимость создания СМК в образовательных учреждениях[1]

Повышение качества образовательных услуг вузов необходимо рассматривать как стратегическую цель в рамках государственных задач, и как средство обеспечения жизнедеятельности, развития и процветания вуза в рамках задач самого вуза. Сегодня вуз должен признать свое положение как «субъект рынка» и, следовательно, признать, что все закономерности рыночной экономики, закономерности борьбы за выживание и «естественный отбор» действуют и на рынке образовательных услуг.

Т.О. вузы обязаны доказывать свою состоятельность, способность предложить высококачественные учебные программы, способность удовлетворить студентов, рынок труда и общество в целом.

Одним из всемирно признанных инструментов подтверждения того, что управлению качеством в организации уделяется пристальное внимание, является внедрение стандартов системы менеджмента качества.

Наличие системы менеджмента качества (СМК) является одним из необходимых условий подтверждения любым российским вузом своего статуса. Вузы, находящиеся в условиях жесткой конкуренции, испытывают потребность в разработке таких систем, получении результативности и эффективности от их внедрения.

Одним из распространенных международных средств подтверждения качества образования является наличие сертифицированной системы менеджмента качества.

В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010» решение задач повышения качества образования заявлено как приоритетное, так же в требованиях Минобразования России при государственной аккредитации Вузов значится наличие вузовской системы качества.

Поэтому специалисты высшей школы все чаще пытаются применить своих вузах модели менеджмента качества, проявившие свои достоинства и универсальность в сфере экономики. Речь идет о применении требований международных стандартов ИСО серии 9000.

Наличие сертифицированной СМК - гарантия качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей. Сертификация СМК ВУЗа дает ряд преимуществ перед другими вузами. Так, у обладателя сертификата системы менеджмента качества серии ИСО 9000 повышается имидж вуза, уровень управления качеством образования, а так же шансы на победу в конкурсах, грантах и при заключении договоров и контрактов, повышается доверие со стороны инвестиционных компаний, возможно увеличение притока инвестиций.

2.Система качества вуза

Система качества вуза охватывает следующие сферы его деятельности: Педагогическую, Научную,

Административную, Хозяйственную. Указанные сферы деятельности взаимосвязаны между собой и в большинстве случаев пересекаются.

СМК должна охватывать основные направлениями деятельности Образовательного учреждения (ОУ) , которыми являются:

-удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;

-реализация образовательных программ довузовского, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям);

-развитие науки посредством выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

-подготовка, переподготовка, профессиональная переподготовка и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников по лицензированным образовательным программам;

-формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

-сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; -распространение научно-технических и гуманитарных знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;

-улучшение подготовки школьников и абитуриентов в области физики, математики, химии, информатики, экономики, и лингвистики и т.д., проведение профориентационной работы;

- ведение образовательной деятельности в соответствии с Лицензией и т.д.

Одной из приоритетных задач модернизации и развития высшего профессионального образования на современном этапе является обеспечение качества профессионального образования, удовлетворяющего общество, работодателей и выпускников. В системе образования РФ осуществлен переход к комплексной оценке деятельности вузов на базе утвержденного перечня показателей аккредитации, включающего, в частности, и показатель- «Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования» (приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1938 от 30.09.2005 г.) По существу оценка этого показателя должна базироваться на анализе наличия и эффективности системы обеспечения качества образования, что напрямую обязывает образовательные учреждения приступить к созданию такой системы, далее называемой системой менеджмента качества (СМК) образовательного учреждения (ОУ).

3.Организация работ по внедрению СМК

Учитывая то, что создание системы обеспечения качества образования является ключевой сферой компетентности высшего руководства вуза, должно быть принято стратегическое решение о начале работ по созданию системы менеджмента качества. С этой целью необходимо разработать и принять ученым советом Концепцию построения системы менеджмента качества образовательной деятельности (СМК ОД).

В соответствии с принятой концепцией необходимо разработать внутривузовскую программу разработки и внедрения СМК ОД. В рамках этой программы на первом этапе приказом ректора создается Совет по качеству, разрабатываются и принимаются ученым советом политика и цели в области качества, назначается представитель руководства по качеству (ПРК), создаются такое подразделение, как: «Служба качества» (СК) или другие подразделения, действующие в соответствии с утвержденными положениями. Советом по качеству разрабатывается проект организационной структуры системы менеджмента качества и план мероприятий по разработке и внедрению СМК вуза.

В план стратегического развития ОУ включают, например:

совершенствование многоуровневого образования, обеспечивающего высокое качество подготовки и востребованность специалистов;

модернизацию содержания образовательного процесса, учитывающего новейшие достижения науки, техники и технологий;

формирование требований к содержанию и оценке качества образовательных программ; развитие на основе взаимодействии и стратегического партнерства с потребителем системы подготовки по заказам промышленных предприятий, учреждений, и организаций;

повышение качества и эффективности подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре по актуальным научным направлениям, организацию совместной со стратегическими партнерами деятельности аспирантуры, докторантуры и специализированных советов по защитам диссертаций;

разработку, внедрение и использование современных педагогических и информационных технологий в образовательный процесс;

расширение сферы и спектра услуг дополнительного образования и модернизацию системы повышения квалификации и переподготовки работников промышленности, образования, науки, культуры и государственной службы;

расширение сферы информационного обеспечения учебной деятельности;

повышения качества учебно-методического, материально- технического, информационного и кадрового обеспечения образовательного процесса и т.п.

Применительно к сфере высшего образования качество результатов образовательной деятельности определяется качеством знаний, навыков и умений выпускников вузов, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности. Понятно, что высокое качество результатов может быть достигнуто только при хорошем качестве образовательного процесса, которое определяется с одной стороны его содержанием, а с другой - его обеспеченностью материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами. В то же время высокое качество образовательного процесса может быть обеспечено только при качественном функционировании всей системы вуза, включая качество менеджмента на всех уровнях управления и качество организации вспомогательных процессов.

Исходя из вышеизложенного, при создании СМК ВУЗа необходимо учитывать общие требования, предъявляемые к СМК организаций:

- СМК - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов, обеспечивающих руководство организацией и управление ее процессами от разработки политики и целей в области качества до достижения этих целей.

- СМК имеет следующее назначение:

Демонстрация способности оказывать образовательные услуги, отвечающие требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям законодательства РФ;

Повышение удовлетворенности потребителей посредством результативного применения СМК в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001 [2], включая процессы постоянного ее улучшения;

Определение и удовлетворение потребностей и ожиданий своих потребителей и других заинтересованных сторон (работников предприятия, поставщиков), обеспечение преимуществ в конкурентной борьбе;

Создание необходимых условий для гарантированного выполнения требований потребителей к качеству образовательной услуги.

Разработка и функционирование СМК базируются на принципах, установленных ГОСТ Р ИСО 9000. ГОСТ Р 52614.2006.» СМК. Руководящие указания по применению ГОСТР ИСО 9001 в сфере образования» помогает сопоставить положения стандартов ИСО по СМК с педагогической практикой. [3]

Принципы, применяемые при разработке СМК ВУЗов (в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001):

1. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. Вузы зависят от своих потребителей, в качестве которых мы признаем государство в лице Министерства образования РФ, работодателей (предприятия и организации, принимающие на работу наших выпускников), студентов и их семьи, общество в целом и другие заинтересованные стороны. Мы должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и соответствовать их ожиданиям.

2. ЛИДЕРСТВО РУКОВОДСТВА И ВОВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА. Руководство обеспечивает единство цели и направления деятельности организации. Ему следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой сотрудники могут быть полностью вовлечены в достижение поставленных целей и решение задач организации в области качества.

3. ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД. Желаемый результат достигается эффективнее, если различными видами деятельности и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Это приводит к необходимости инвентаризации всех жизненно важных процессов вуза, определению ответственных за такие процессы и документальной регламентации последних.

4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействующей результативности и эффективности организации для достижения ее целей.

5. ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ. Постоянное улучшение деятельности вуза в целом следует рассматривать как его неизменную цель.

6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ, ОСНОВАННОЕ НА ФАКТАХ И ДАННЫХ. Эффективные решения основываются на анализе фактов, данных и информации, что предполагает построение действенной системы сбора и анализа информации обо всех аспектах деятельности вуза и о его взаимоотношениях с «внешней средой». Такая информация должна включать все установленные и «измеряемые» показатели качества всех рабочих процессов и результатов деятельности вуза и анализироваться на степень достижения целей, определенных в стратегическом плане его развития.

7. ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПАРТНЕРАМИ (поставщиками). Вуз и его партнеры взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. В качестве таких партнеров могут рассматриваться:

- школы, лицеи и другие учреждения общего среднего образования, выпускники которых собираются поступать в вуз;

- промышленные предприятия и организации, в которых работают или будут работать выпускники вуза. К этим стратегическим партнерам в первую очередь относятся те, с которыми вуз связан партнерскими отношениями (включая договоры о сотрудничестве и целевой подготовке специалистов, сотрудничество в области научных исследований и разработок, спонсорскую помощь и т. д.);

- Министерство образования РФ, администрации краев, областей и городов, общественные организации и организации, которые по каким-либо другим причинам заинтересованы в сотрудничестве с вузом и являются партнерами вуза;

- другие вузы России, заинтересованные в сотрудничестве с вузом;

- любые поставщики продукции и услуг, необходимых для вуза.

Внедрение СМК в образовательном учреждении позволит:

• Сплотить сотрудников в команду единомышленников, способных эффективно решать поставленные задачи в интересах всего коллектива.

• Способствовать созданию условий для подготовки высококвалифицированных специалистов.

• Постоянно повышать квалификацию профессорско-преподавательского состава.

• Позитивно решать экономические проблемы в образовании.

• Обслуживающему персоналу качественно выполнять свои обязанности.

Задачи внедрения принципов СМК.

Высшее руководство ОУ, внедряющее принципы СМК, решает следующие задачи:

1. Принять ответственное решение о проведении работ по внедрению СМК.

2. Создать Совет по качеству, который должен возглавить руководитель вуза, и назначить должностных лиц, ответственных за качество в ОУ и каждом его подразделении.

3. Разработать стратегию СМК, т.е. определить политику, цели и задачи учреждения, показатели оценки качества. Определить преимущества, которые получит вуз.

4. Определить и документировать все процессы, происходящие в вузе

5. При необходимости привести в соответствие права, обязанности и ответственность каждого сотрудника вуза, исходя из разработанных нормативно-правовых документов, и информировать сотрудников об этом.

6. Выработать и внедрить в вузе формы и методы контроля и отчётности.

7. Разработать Руководство по качеству, методические рекомендации по всем процессам организации, рабочие инструкции для каждого работника учреждения вплоть до обслуживающего персонала.

8. При необходимости реорганизовать структуру управления вуза с целью удаления всех барьеров между подразделениями в деятельности, относящейся к вопросам качества.

9. Сформировать рабочие группы для разработки необходимой документации и внедрения их в подразделениях для улучшения процессов деятельности.

10. Постоянно информировать сотрудников коллектива о внедрении в вузе СМК и о преимуществах, которые будут получены в результате этой деятельности.

1.Анализ потребностей рынка образовательных услуг , рынка рабочей силы и других заинтересованных сторон. Формулировка миссии, видения, стратегии, политики, целей и задач вуза в области качества

*

2. Проецирование стратегии и политики в области качества на все уровни управления и на структурные подразделения ОУ

*

3. Формирование организационной структуры СМК и обучение персонала

*

4. Самооценка вуза (обследование рабочих процессов) и анализ существующей организации

*

5. Определение и описание рабочих процессов, упорядочение существующей документации

*

6. Разработка документации СМК по ГОСТ Р ИСО 9001 (рабочие инструкции, документируемые процедуры, Руководство по качеству)

*

7. Разработка системы измерения основных показателей и характеристик рабочих процессов

*

8. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий

*

9. Проведение внутренних аудитов

I*

10. Непрерывное улучшение СМК вуза и всех рабочих процессов (цикл PDCA)

Укрупненный алгоритм проведения работ по внедрению СМК в ОУ

Важной составляющей внедрения системы менеджмента качества в вузе является разработка и внедрение в практику вуза группы внутренних стандартов качества.

Стандарт ИСО 9001в п. 4.2.1 устанавливает обязательность следующей документации: Документированная политика в области качества.

Документированные цели в области качества.

Руководство по качеству.

6 документированных процедур: управление документацией; управление записями о качестве; внутренние аудиты; управление несоответствующей продукцией; корректирующие действия; предупреждающие действия.

Документы, необходимые организации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечень разрабатываемых в вузе документов системы качества (основные документы):

1). Политика в области качества;

2). Миссия;

3). Организационная структура;

4). Функциональная модель и функциональная схема процессов ОД вуза;

5). Полный реестр видов деятельности и процессов

6). Спецификации процессов верхнего уровня:

«Маркетинг образовательной деятельности»;

«Проектирование и разработка основного образовательного процесса»;

«Довузовская подготовка»;

«Реализация основных образовательных программ»;

«Формирование и управление инфраструктурой и производственной средой университета»;

«Обеспечение безопасности жизнедеятельности»;

«Кадровое обеспечение образовательной деятельности».

7). Документированные процедуры системы качества ООД в соответствии с таблицей 1:

8). Обязательные документированные процедуры (6 процедур).

Процессы СМК д.б.квалифицированы по разделам ГОСТ Р ИСО 9001, включая:

процессы управления СМК, которые документально устанавливают требования по управлению деятельностью;

процессы в ответственности руководства, которые реализуют персональные обязательства руководства по результативному выполнению деятельности;

процессы жизненного цикла образовательной услуги (ЖЦОУ), которые являются основными процессами, добавляющими ее стоимость;

процессы ресурсной поддержки, которые обеспечивают ресурсами процессы всех видов; процессы измерения, анализа и улучшения - которые реализуют цикл управления по несоответствиям и инициацию улучшений в процессах всех видов.

Рекомендуемый перечень документированных процессов СМК в соответствии с разделами ГОСТ Р ИСО 9001 по основным направлениям деятельности образовательного учреждения обеспечивающий результативное ее функционирование представлен в Таблице 1.

Таблица 1 Рекомендуемый перечень документированных процедур (ДП), и внутривузовских нормативно-правовых документов (НД) СМК ОД

Код. обозн. | Наименование процедуры

Основной образовательный процесс

Проектирование и разработка основного образовательного процесса

СМК-ДП Формирование плана приема в соответствии перечнем реализуемых в ВУЗе образовательных программ

СМК-ДП Разработка новых учебных планов

СМК-ДП Разработка (корректировка) учебно - методических комплексов по дисциплинам специальностей и направлениям подготовки

СМК-ДП Разработка новых рабочих программ

Формирование образовательной среды

СМК-ДП Материально - техническое обеспечение учебного процесса

СМК-ДП Программное и информационное обеспечение учебного процесса. Обеспечение учебного процесса ЭУМК

СМК-ДП Кадровое обеспечение учебного процесса.

СМК-ДП Управление изменениями учебных планов

СМК-ДП Плановое и организационно-методическое обеспечение учебного процесса

Реализация основных образовательных программ

СМК-ДП Порядок организации и проведения практик студентов

СМК-ДП Промежуточная аттестация студентов

СМК-ДП Итоговая аттестация

СМК-ДП Оформление и выдача документов об образовании

СМК-ДП Мониторинг и контроль качества проведения учебного процесса

СМК-ДП Контроль освоения студентами образовательных программ

НД Сетевой график проведения итоговой аттестации

НД Положение об итоговой аттестации

НД Методические указания по содержанию и проведению ГЭ

НД Требования к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы, рекомендации по содержанию отзыва и рецензии

НД Методические указания по разработке учебных программ

НД. Методические указания к проведению теоретического обучения по различным видам занятий

НД Положение о практиках

НД Положение о промежуточной аттестации

НД Положение о текущем контроле

СМК-ДП Довузовская подготовка

СМК-ДП Планирование и организация довузовской подготовки

СМК-ДП Подготовка абитуриентов и учащихся старших классов на очных ППК, работающих на территории ОУ

СМК-ДП Подготовка абитуриентов и учащихся старших классов на очных ППК, работающих на территории ОУ

СМК-ДП Подготовка абитуриентов и учащихся старших классов на дистанционных ППК

СМК-ДП Подготовка учащихся старших классов в специализированных классах школ

СМК-ДП Подготовка абитуриентов (граждан РФ) на ПО

СМК-ДП Подготовка абитуриентов (иностранных граждан) на ПО

СМК-ДП Профориентационная работа на территории ОУ

СМК-ДП Профориентационная работа вне территории ОУ

СМК-ДП Рекламно-информационная деятельность

Прием абитуриентов на 1-й курс университета

Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми

СМК-ДП Воспитательная и внеучебная работа с обучаемыми в вузе

СМК-ДП Воспитательная и внеучебная деятельность в общежитиях

СМК-ДП Воспитательная и внеучебная деятельность

НД Разработка проектов положений о структурных подразделениях, ведущих воспитательную и внеучебную работу в вузе

НД Разработка проектов положений о структурных подразделениях, ведущих воспитательную и внеучебную работу

НД Разработка методических рекомендаций по организации и проведению внеучебных культурно-массовых и спортивных мероприятий

НД. Разработка проектов положений об органах студенческого самоуправления, участвующих в реализации воспитательной и внеучебной деятельности в вузе

НД Разработка методических рекомендаций по организации студенческого самоуправления в общежитиях

Процессы ресурсного обеспечения

Кадровое обеспечение образовательной деятельности

СМК-ДП Формирование штатного расписания

СМК-ДП Замещение должностей работников

СМК-ДП Повышение квалификации работников

СМК-ДП Подготовка резерва на замещение должностей ППС и руководящих должностей (зав. кафедрами, руководители аппарата управления и центральных подразделений, лабораторий, центров и др.).

НД Положения о формировании штатного расписания

НД Перечень требований к квалификации и специальной подготовке руководителей и персонала центральных подразделений.

НД Положение о ФПКП

НД Алгоритмы планирования повышения квалификации и переподготовки для руководителей и персонала центральных подразделений.

НД Принципы формирования кадрового резерва. Критерии оценки деятельности заведующего кафедрой по подготовке резерва на замещение должностей и руководящих должностей на кафедре.

НД Разработка предложений по дальнейшему улучшению СК в части кадрового обеспечения образовательной деятельности

Управление инфраструктурой и производственной средой

СМК-ДП Правовое, нормативное и финансовое обеспечение деятельности по управлению объектами недвижимости и земельными участками

СМК-ДП Правовое, нормативное и финансовое обеспечение содержания учебных помещений различного назначения

СМК-ДП Текущая эксплуатация учебных помещений различного назначения

СМК-ДП Текущая эксплуатация учебного оборудования

СМК-ДП Текущая эксплуатация инженерного оборудования обеспечивающего назначения

СМК-ДП Капитальный ремонт, модернизация, реконструкция учебных помещений различного назначения

СМК-ДП Капитальный ремонт и модернизация учебного оборудования

СМК-ДП Капитальный ремонт, модернизация, реконструкция инженерного оборудования обеспечивающего назначения

СМК-ДП Обеспечение образовательного учреждения расходуемыми ресурсами (в т.ч. энергетическими и коммунальными ресурсами)

СМК-ДП Обеспечение безопасной и комфортной производственной среды

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

СМК-ДП Общее планирование деятельности в области БЖД

СМК-ДП Обеспечение мероприятий в области БЖД для обучающихся

СМК-ДП Мероприятия в области БЖД для проживающих в общежитиях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СМК-ДП Мероприятия в области БЖД для работников ОУ

СМК-ДП Технологии мониторинга и аттестации рабочих и учебных мест

СМК-ДП Углубленное обучение в области БЖД отдельных групп персонала

СМК-ДП Обеспечение БЖД при организации питания и отдыха

СМК-ДП Планирование и обеспечение мероприятий БЖД на период ЧС

СМК-ДП Обеспечение БЖД путем подготовки инфраструктуры ВУЗа

СМК-ДП Финансовое обеспечение процессов БЖД

Маркетинг образовательной деятельности

Маркетинг образовательной деятельности

СМК-ДП Разработка стратегического плана маркетинга

СМК-ДП Проведение маркетинговых исследований

СМК-ДП Модернизация перечня и содержания ОП

СМК-ДП Реализация маркетинговых коммуникаций

СМК-ДП Контроль маркетинговой деятельности

Обеспечение реализации принципов процессного подхода и постоянного улучшения Для реализации принципа процессного подхода процессы СМК:

- д.б. обеспечены ресурсами и информацией, необходимыми для выполнения, мониторинга и управле-

ния процессами;

- имеют цели, измеримые показатели и критерии результативности, а также способы их оценки;

- прослеживаются мониторингом и оцениваются в соответствии с СТО....

- анализируются.

Для реализации принципа постоянного улучшения процессов в ОУ применяется методология их двухконтурного управления, которая включает:

РБСА цикл выполнения установленных требований и планов;

РБСА цикл управления требованиями.

Анализ в первом цикле управления реализует принцип постоянного улучшения посредством установления и повышения требований на процесс как в стандарте на процесс, так и в других нормативных документах, регламентирующих его.

Анализ во втором цикле управления реализует процессный подход по достижению показателей результативности, установленных стандартом на процесс или плановыми документами, посредством корректирующих и предупреждающих действий (управление по несоответствиям).

Требования к стандарту на процесс и процедура управления процессами д.б. установлены в нормативной документации (НД).

4.Создание систем менеджмента качеств организаций - разработчиков и изготовителей педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ

В Институте Информатизации образования Российской Академии образования (ИИО РАО) осуществляются работы по приведенной ниже тематике:

ПРОЕКТ 7.4. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ НА БАЗЕ ИКТ, ЕЁ ЭФФЕКТИВНОГО И БЕЗОПАСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТЕМА. Совершенствование способов и методов разработки и оценивания качества педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ

ЗАДАЧА на 2008 г: Разработка концепции по созданию систем менеджмента качества (СМК) в соот-

ветствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 90 0 0 для предприятий разработчиков и

изготовителей педагогической продукцию, как одного из основных средств, для обеспечения поставки качественной продукции потребителю.

Результаты исследования: «Рекомендации по созданию систем менеджмента качеств разработчикам и изготовителям педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ».

Вопрос создания систем менеджмента качества организаций, осуществляющих разработку и производство педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий, в первую очередь интересует высшие учебные заведения, т.к.:

- во первых ВУЗы являются основными разработчиками педагогической продукции, производство которой осуществляется на основе научных разработок, исследований и теоретических подходов, сформулированных потребностей в ее применении;

- во вторых необходимость использования педагогической продукции в учебном процессе требует

проведения определенных работ по выбору и применению только тех видов продукции, которая отвечает психолого-педагогическим, содержательно-методическим, дизайн-эргономическим, технико-

технологическим требованиям к продукции образовательного назначения;

- в третьих специфика деятельности образовательных учреждений обязывает их учитывать все аспекты процессного и системного подхода при оказании услуг, включая, как и перечисленные направления, так и организацию учебного процесса, подготовку преподавательского состава, обеспечение ВУЗа необходимыми методическими материалами и оборудованием и т.д.

Качество перечисленных процессов, которые должны функционировать взаимосвязано, ориентируясь на достижение общей цели - подготовки высококвалифицированного специалиста, связывают с наличием системы менеджмента качества (СМК).

В «Рекомендации по созданию систем менеджмента качеств педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ (разработчикам и изготовителям)», рассмотрены принципы создания СМК образовательных учреждений, базирующиеся на положениях и требованиях, сформулированных в международных стандартах серии 180 9000. Разработан проект основного документа СМК - стандарта образовательного

учреждения «Руководство по качеству» (РК). В проекте РК представлены все действующие в ОУ процессы, определена ответственность за выполнение процессов, порядок их взаимодействия, критерии результативности процессов, определены способы достижения запланированных результатов и т.п. Представлена рекомендуемая структура службы качества (Рис.1)

Ректор

I

Проректор по УР (ПРК)

I

ск

Ответственные за качество в подразделениях организации Подразделения организации

Рис.1 Схема организационной структуры службы качества в организации

Проект стандарта предназначен для использования в ВУЗах как основы для разработки «Руководство по качеству» организации и должен восприниматься специалистами с точки зрения его применения для

определения направленности проводимых работ с учетом специфики организации и действующих в ней

процессов.

Проект Руководства по качеству разработан в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2008 [4] и требованиями ГОСТ Р 52614.2, является системообразующим документом системы менеджмента качества ОУ.

Управление процессами и создание документированных процедур на процессы осуществляется в соот-

ветствии с представленными на рис.2 рекомендациями.

Проектиро ванне и разработка

Проектирование и/или разработка процессов должны учитывать характер желаемого результата и обеспечить сбалансирование соответствующих ресурсов, чтобы достичь целей и политики качества и удовлетворить нужды заинтересованных сторон.

Состав

TTDOTTeCCOR

основные процессы , определяющие техническую или технологическую сторону создания продукта н составляющие основу деятельности структурных

подразделений организации,

— “вспомогательные”, чьи выходные элементы обеспечивают ресурсы или являются входными элементами для “основных процессов”,

Элементы

процессов

Анализ

процессов

— отношение к различным видам деятельности в организации,

— этагаюсть процесса,

— протеканию процесса.

— контрольные операции,

— использование процедур обучения,

— технологическое и иное оборудованию,

— методическое обеспечение.

— информационное обеспечение,

— используемые материалы и другие ресурсам,_____________________________

оценка эффективности процессов и их влияющие на производственную

деятельность организации,

— оценка и минимизация затрат на поддержание процессов;

— идентификация возможностей повышения эффективности и продуктивности процессов:

— оценка воздействия процессов на окружающую среду;

— идентификация степени влияния персонала, участвующего в процессе для:

обеспечения здоровья и безопасности персонала:

— формирования необходимых навыков выполнения процесса,

— избежания конфликтов исполнителей, поддерживающих процессы со сложной структурой,

— учета входных данных анализа процессов,

— поощрения персонала.

Рис. 2.

Для создания процесса предпринимаются 7 шагов.

Шаг 1. Создать vision организации. Руководство должно понять, как оно видит дальнейшее развитие организации, сформулировать атрибуты процессов, связать стратегию фирмы с процессами, выделить ключевые и поддерживающие процессы (основные и опорные)

Шаг 2. Идентифицировать процессы по категориям:

- создать полный перечень функциональных действий , выполняемых функциональными подразделениями, начиная с выхода;

- составить цепочку ключевых процессов;

- составить цепочку поддерживающих процессов;

- составить общую цепь процессов.

Шаг 3. Добиться понимания процесса каждым сотрудником:

- участником какого процесса он является;

- каковы характеристики процесса;

- знание каких стандартов необходимо для выполнение своих задач.

Шаг 4. Создать сквозное межфункциональное использование и управление процессом:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- структура должны быть перестроена с иерархической на процессную;

- владельцы процессов должны создать свои команды.

Шаг 5. Провести аудит процессов. Суть аудита - предупреждающее действие - посмотреть, где может появиться слабое звено.

Шаг 6. Определить критерии результативности (эффективности) процессов.

Несогласованность действия сотрудников указывает на то, что процесс плохой.

Цель - оптимизация деятельности подразделений.

Шаг 7. Включить механизм непрерывного улучшения:

- методология и методы улучшения

Построение бизнес - процессов в организации целесообразно осуществлять с помощью методологий IDEFO, DFD и IDEF3 и программного продукта BPwin (Рис.З).

Рис.3

Основными целями, которые ставятся при описании процессов с помощью данных методологий, являются:

представление деятельности организации и принятых в нем технологий в виде иерархии диаграмм, обеспечивающих наглядность и полноту их отображения;

формирование на основании анализа предложений по реорганизации организационно-управленческой структуры;

упорядочивание информационных потоков (в том числе документооборота) внутри предприятия; выработка рекомендаций по построению рациональных технологий работы подразделений организации и его взаимодействию с внешним миром;

анализ требований и проектирование спецификаций корпоративных информационных систем.

Все перечисленные цели достигаются с помощью программного продукта компании Computer Associates — BPwin.

В BPwin применяются следующие методологий: IDEF0, DFD и IDEF3.

Описание действий (алгоритм) по управлению процессами можно представить следующим образом (Рис.4):

Описание процесса управления

Да

^^Окончание^

Наименование процесса Управляющая процедура Ответственный Соисполнитель Вход процесса Поставщик Выход процесса Потребитель (место хранения)

1 Планирование процесса

2 Обеспечение ресурсами и входной продукцией

3 Проверка качества входной продукции и ресурсов

4 Выполнение процесса (включая мониторинг процесса)

5 Проверка качества выходной продукции и анализ результативности процесса

6 Корректирующие действия

7 Поставка продукции

8 Оценка удовлетворенности потребителей и анализ эффективности процесса

9 Улучшения (включая выработку предупреждающих действий)

ЗАЧЕМ НУЖНО ВНЕДРЯТЬ СИСТЕМУ КАЧЕСТВА, СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ТРЕБОВАНИЯМ ИСО 9001 ?

1. Наличие сертифицированной системы менеджмента качества (СМК) - формальное требование при государственной аккредитации ВУЗа.

2. Единый во всем мире подход к признанию соответствия СМК требованиям ИСО 9001 создает преимущества для ВУЗов, заинтересованных в привлечении иностранных студентов или в установлении коммерческих связей с другими странами.

3. Наличие сертифицированной СМК - гарантия качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей.

4. Результативная и эффективная СМК - основа конкурентного преимущества ВУЗа.

Литература

1. Граб В.П.Система менеджмента качества в высших учебных заведениях Труды международного симпозиума «Надежность и качество», Пенза :ПГТУ, 2008 г., (стр.99-101).

2. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

3. ГОСТ Р 52614.2-2006 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования

4. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.