Мещеряков В.А., Т Мурашкина.И. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА В ПЕНЗЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Основные мировые тенденции в сфере гарантии качества образовательных услуг сводятся к следующему:
- разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования Европейских стран в рамках Болонского процесса;
- создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран;
- разработка и внедрение систем качества образовательных учреждений (ОУ) на базе различных моделей системы качества, включая модель международных стандартов ENQA, стандартов серии ISO 9000:2000, модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и другие национальные модели управления качеством в образовании;
- построение систем управления качеством образовательного процесса на принципах менеджмента качества, но без непосредственной привязки к каким-либо моделям;
- перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации в сторону внутренней самооценки ОУ на основе тех или иных моделей. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качества туда, где она должна быть - в ОУ, и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы.
Пензенский государственный университет при построение своей системы менеджмента качества (СМК) руководствовался основными принципами Европейских стандартов и директив по внутренней и внешней гарантии качества в высшем образовании, которые формулируются следующим образом:
- поставщики высшего образования несут основную ответственность за качество и его гарантию;
- интересы общества, касающиеся качества и стандартов высшего образования, должны быть защищены;
- качество академических программ для студентов должно улучшаться и развиваться;
- должны существовать действенные и эффективные организационные структуры, предоставляющие и поддерживающие академические программы;
- очень важна прозрачность и использование внешней экспертизы процессов гарантии качества;
- должно поощряться развитие культуры качества в ВУЗах;
- должны разрабатываться процессы, с помощью которых ВУЗы смогли бы продемонстрировать свою отчётность, включая отчётность за общественные и частные материальные инвестиции;
- гарантия качества с целью отчётности полностью равна по значимости гарантии качества с целью совершенствования учебного процесса;
- учебные заведения должны демонстрировать своё качество как внутри страны, так и на международной арене;
- используемые процессы не должны подавлять многообразие и новаторство.
Методическая база менеджмента качества в образовании включает в себя следующие модели:
- модель системы менеджмента качества по международному стандарту ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001);
- модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и ее модификации для высшего образования;
- модель премии Правительства РФ в области качества;
- модель премии конкурса Министерства образования РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» 2005 г.;
- модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды);
- модель Ассоциации университетов Нидерландов (VSNU) ;
- Бельгийско-нидерландская модель (HBO Expert Group) ;
- модель национальной американской премии по качеству «Baldrige National Quality Award» в области образования, 2005 год;
- модель эталонного тестирования для Австралийских университетов;
- стандарты и директивы к системам гарантии качества в высшем образовании на территории Европы.
В настоящее время большинство российских ВУЗов отдает предпочтение модели по ГОСТ Р ИСО 90012001. ПГУ также строит свою СМК в соответствии с этой моделью. При этом не исключается использование отдельных элементов других моделей, наиболее адекватно отражающих процессы, происходящие в университете.
Университетская система качества
1. Обеспечивает постоянный контроль качества обучения и управления им со стороны:
- администрации университета,
- руководства факультетов и учебных институтов,
- заведующих кафедрами и преподавателей,
- а также в известной степени со стороны учащихся
в целях:
а) совершенствования содержания образования,
б) улучшения организации обучения,
в) повышения эффективности всех процессов передачи и восприятия знаний.
Результат действия системы качества в университете - постоянное повышение уровня профессиональной подготовки выпускников.
2. Позволяет своевременно учитывать в программах обучения признанные достижения в фундаментальных и прикладных науках, технике и технологии.
3. Является необходимым условием международной аккредитации университета в рамках Болонского процесса.
4. Способствует прохождению процедур комплексной проверки университета Рособрнадзором.
Оценка наличия СМК в образовательном учреждении при проведении аттестационной экспертизы позволяет определить уровень зрелости системы качества образовательного учреждения. При этом учитывается:
1) результаты самооценки образовательного учреждения по "Модели совершенства деятельности в области менеджмента качества" и наличие плана по улучшению деятельности ОУ;
2) наличие СМК ВУЗа, построенной в соответствии с рекомендациями по построению типовой модели;
3) наличие сертифицированной независимым органом системы менеджмента качества вуза в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Сертификация осуществляется на добровольной основе;
4) наличие премий (лауреатов или дипломантов) по одному из конкурсов в области качества, например конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».
В результате работы комиссии по аккредитации принимается решение:
- О выполнении аккредитационного показателя.
- Об аттестации системы менеджмента качества ОУ и включении образовательного учреждения в реестр Рособрнадзора "Образовательные учреждения РФ, имеющие аттестованные системы качества".
Если в процессе аккредитации был установлен высокий уровень внедрения и развития СМК, то полномочным органом по аккредитации может быть принято решение об аттестации системы качества ВУЗа как лучшей в своем классе и рекомендации представления образовательному учреждению своего опыта «лучших практик» на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Основные этапы построения СМК ВУЗа приведены на рисунке 1 [7].
Отдельные этапы могут проходить параллельно. В ПГУ этапы 1 - 4 завершены. В частности в соответствии с приказом от 24.01.2006 №1/1 на основании решения Ученого совета университета от 22.12.2005 №4 для эффективного управления процессами университета создано структурное подразделение ПГУ -Управление системой качества. Структура управления системой менеджмента качества университета приведена на рисунке 2.
Определены функции отделов управления.
Функции отдела внутреннего аудита СМК следующие:
- формирование содержания программы внутренних аудитов на установленный период;
- разработка и реализация процедур аудитов;
- оценивание и анализ результативности программы аудитов;
- внесение изменений по улучшению программы внутренних аудитов;
- подготовка экспертов внутренних проверок (аудиторов).
__________________________________________
6. Определение и описание рабочих процессов, упорядочивание существующей документации
------ -11 "
7. Разработка документации системы качества ОУ (рабочие, документированные процедуры,
Руководство по качеству)
— л
8. Разработка системы измерения основных параметров
------ к Г
9. Разработка системы корректирующих и предупреждающих действий
— гг ~~
10. Проведение внутренних аудитов и самооценки вуза
------ Л '
11. Непрерывное улучшение всех рабочих процессов (цикл РБСА)
1. Анализ потребностей рынка образовательных услуг, рабочей силы и других заинтересованных сторон. Формулировка миссии (mission), видения
(vision), стратегии, политики и целей вуза в области качества целей и задач
it
2. Обучение высшего руководства и персонала, задействованного в процессе разработки СК ОУ
it
3. Проецирование политики и стратегии на все
уровни управления и структурные подразделения ОУ
4 L
4. Формирование организационной структуры системы качества и обучение персонала
л' -------------------
5. Самооценка вуза (обследование процессов) и анализ существующей документации
-----------—п—-------------------
Рисунок 1 - Основные этапы построения СМК вуза
Ректор
І
Первой проректор — представитель высшего руководства (ректората) по качеству
Координационный совет по качеству
Комиссия ученого совета
Комиссия методического совета
Комиссия научно-технического совета
Управление системой качества (УСК)
Отдел мониторинга процессов СМК
Отдел внутреннего аудита СМК
Отдел стандартизации и документации
Группа экспертов (аудиторов)
Уполномоченные по качеству в институтах, на факультетах, в филиалах
Уполномоченные по качеству на кафедрах, в подразделениях
- Главный консультант - научный руководитель проекта,
- консультанты
Функция отдела УМУ по мониторингу уровня подготовки студентов
Функция отдела УМУ (центра занятости) по мониторингу удовлетворенности потребителей
Институты (факультеты), филиалы, кафедры, реализующие основные процессы предоставления образовательных услуг
Управления, службы, подразделения, обеспечивающие основные процессы предоставления образовательных услуг
___________ - административные взаимосвязи;.........функциональные взаимосвязи
Рисунок 2 - Схема административных и функциональных взаимосвязей УСК с подразделениями университета (структура управления системой менеджмента качества университета)
Основные функции Управления системой качества
Функции отдела мониторинга процессов СМК следующие:
- планирование и применение процессов мониторинга, измерения, анализа и улучшения деятельности университета;
- определение процессов, необходимых для СМК, и их применения в университете;
- определение последовательности и взаимодействия этих процессов;
- установление методов получения и использования информации, полученной в процессе мониторинга процессов университета;
- определение критериев и методов, необходимых для обеспечения результативности процессов при их осуществлении и управлении;
- разработка показателей эффективности процессов СМК;
- централизованный мониторинг показателей и процессов качества,
- мониторинг удовлетворенности потребителей: абитуриентов, студентов, слушателей, аспирантов,
докторантов; и заинтересованных сторон - родителей, организаций-потребителей выпускников, общества;
- мониторинг обеспеченности персонала информацией, касающейся СМК и ее эффективности (методы, мониторинг, анкетирование, регистрация);
- анализ требований и потребностей потребителей и заинтересованных сторон;
- разработка (подготовка) рекомендаций руководству университета по проведению мероприятий, необходимых для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов;
Функции отдела стандартизации и документации следующие:
- ведение и поддержание в рабочем состоянии документации СМК, включающей документально оформленные:
- политику в области качества образовательных услуг ПГУ;
- руководство по качеству (СТУ 151.0.10-2006 Система менеджмента качества. Руководство по каче-
ству;
- документированные процедуры СМК (СТУ на процессы по ГОСТ Р ИСО 9001-2001);
- стандарты университета (СТУ), необходимые для эффективного планирования, выполнения и управле-
ния процессами; положения о подразделениях; должностные инструкции (типовые и персональные) и другие инструкции;
- управление документацией с целью своевременного обеспечения пользователей согласованными и утвержденными полномочным персоналом, правильно оформленными и идентифицированными документами, организации доступа к документам, предотвращения непреднамеренного использования устаревших или утративших силу документов;
- разработка системы идентификации документов СМК;
- планирование разработки и пересмотра документации СМК, ее согласование и нормоконтроль;
- выпуск информационных бюллетеней по вопросам разработки, внедрения и результативности СМК;
- обучение документоведов по оформлению и ведению документации СМК.
Этапы 5-6 в ПГУ находятся в стадии завершения. Принята программа доработки документации СМК на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (этап с сентября 2005 по март 2006 года), результатом выполнения которой стали разработка и внедрение около 50 документов, основные из которых следующие:
СТУ 151.0.10-2005 СМК. Руководство по качеству
СТУ 151.1.13.6-2005 СМК. Предупреждающие действия
СТУ 151.1.13.1-2005 СМК. Внутренние аудиты
СТУ 151.1.13.5-2005 СМК. Корректирующие действия
СТУ 151.1.21-2005 СМК. Управление документацией. Записи
СТУ 151.0.12-2000 Стандарты университета. Основные положения
СТУ 151.0.13-2000 Стандарты университета. Общие требования к разработке и введению в действие И 151.1.30.03-2000 Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок разработки и требования к содержанию
И 151.1.32.01-2004 Индивидуальные планы преподавателей, годовые планы и отчеты кафедр. Порядок разработки, введения и утверждения
И 151.1.42.01-2004 Текущая аттестация студентов
Р 151.1.44.002-2005 Государственный экзамен по инженерным направлениям. Организация, порядок подготовки и проведения
СТУ 151.3.13.1-2005 Должностные инструкции заведующих кафедрами. Требования
На основании решения Ученого совета университета от 23 июня 2005 года и в соответствии с приказом от 09.09.2005 №564/О в университете ведется подготовка к сертификации системы менеджмента качества в системе сертификации ГОСТ Р, а также в международной сети по сертификации IQNet, EVROCERT и OQS(Австрия).
Определены направления подготовки, по которым будет проводиться сертификационный аудит в мае 2006 года:
- Информатика и вычислительная техника Код: 230000
- Металлургия, машиностроение и металлообработка, Код: 150000
- Приборостроение и оптотехника Код: 200000
- Транспортные средства Код: 190000
- Экономика и управление Код: 080000
- Электронная техника, радиотехника и связь Код: 210000.
Разработана программа разработки и внедрения средств информационной поддержки мониторинга и процессов университетов, приведенная в таблице 2.
В соответствии с распоряжением первого проректора от 26.01.2006 г. №12 проводится внутренний аудит подразделений университета (март-апрель 2006 г.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования, г. Болонья, 19 июня 1999 года.
2. Берлинская декларация министров стран участниц Болонского процесса, 19 сентября 2003 года.
3. European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA): Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Агеа.
4. Бергенская декларация министров стран участниц Болонского процесса, 20 мая 2005 года.
5. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2001.- 26 с.
6. Пузанков Д.В., Степанов С.А., Азарьева В.В., Соболев В.С., Степанов И.В., Ященко В.В. Типовая модель системы качества образовательного учреждения.- Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»