381.1.147.004.12.662(470.62X09)
ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯВЫСОКОГО КА ЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В КУБГТУ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
И.И. БУРЯК, Ж.В. КРАВЦОВА, М.А. ЛАВРЕНТЬЕВА
Кубанский государственный технологический университет
В Кубанском государственном технологическом университете обеспечение качества подготовки специалистов традиционно было и остается приоритетной задачей, успешно реализуемой на протяжении всей истории вуза (образован в 1918 г. как Северо-Кавказский политехнический институт). На основе обеспечения высокого качества образования вуз выполнил историческую миссию - сформировал кадровый научно-технический потенциал экономики Краснодарского края. Кубанский государственный технологический университет оказал также решающее влияние на становление инженерных кадров аграрно-промышленного комплекса СССР и России, в особенности по специальностям пищевкусового направления, по которым не велась подготовка инженеров-технологов другими вузами страны (технология табака, кофе, чая, производство эфирных масел, синтетических душистых веществ и парфюмерно-косметических изделий) или же подготовка в них не обеспечивала в полной мере потребности производства (технология сахаристых веществ, хранения и переработка зерна, виноделия и бродильного производства).
И сегодня КубГТУ сохранил достигнутые рубежи. В университете ведется подготовка инженеров-технологов по 13 специальностям, многие из которых признаны Учебно-методическим объединением по технологии продуктов питания головными в РФ по своим направлениям. Успешно осуществляется высококачественная подготовка специалистов и по другим инженерно-техническим, экономическим и социально-гуманитарным специальностям (всего 69 специальностей). Многие из них являются лидерами рейтинга Министерства образования и науки РФ. Половина специальностей - лидеры в Южном федеральном округе [1].
Основой успехов КубГТУ стало осознание руководством и всем коллективом университета необходимости системного подхода к проблеме качества обучения, в результате чего была разработана и реализована внутривузовская система обеспечения качества подготовки специалистов. На рубеже ХХ-ХХІ веков в вузе накоплен многогранный опыт создания и внедрения системы обеспечения качества образования специалистов, имеющей существенное научное и практическое значение [2-4].
В нашей стране в связи с переходом к рыночным отношениям проблема качества подготовки кадров с высшим образованием стала весьма острой. Большинство вузов РФ, подобно промышленным предприятиям, вступили на путь конкурентной борьбы. Вузы предприняли значительные усилия с целью адаптации к изменившейся социально-экономической и политической структуре государства и общества. Многие из них, особенно на первом этапе, делали это с оглядкой на Минобразование, ожидая от него готовых рецептов. Однако деятельность министерства не всегда была последовательной. Под давлением Правительства РФ оно инициировало некоторые «реформаторские» идеи, направленные на расшатывание системы высшей школы - снижение объемов финансирования, приватизация вузов и т. п.
В новых условиях качество образования становится главным фактором, обеспечивающим конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг, а его выпускников - на рынке труда. Существенное повышение роли высокого качества подготовки специалистов обусловлено, на наш взгляд, следующими факторами:
упразднением системы государственного распреде -ления выпускников;
отсутствием специалистов, способных работать в условиях рыночных отношений, при количественной избыточности на рынке труда специалистов, подготовленных в советский период;
несформированностью спроса на специалистов со стороны потребителей;
снижением мотивации к овладению техническими знаниями и приобретению инженерной профессии;
сокращением госбюджетного финансирования об -разовательной и научной деятельности; признанием автономии вузов и др.
Многие вузы, отказавшись от стереотипов прошлого , активно реагируют на перечисленные внешние факторы. Важную роль в консолидации усилий вузов сыграла созидающая позиция Российского союза ректоров (РСР). Принимая коллегиальные решения, созвучные требованиям общества, РСР влиял на позицию Президента, Правительства и Минобразования РФ, нивелируя тем самым разрушительные тенденции в высшей школе. Стержнем многих решений РСР была и остается ориентация на высокое качество образования специалистов как главное условие развития отечественной высшей профессиональной школы и гармоничного
вхождения ее в мировое образовательное пространство.
Произошла перестройка и в государственной политике в области образования. В 1999-2000 гг. Правительство РФ в целях стимулирования развития высшего профессионального образования объявило конкурс среди вузов на соискание премии в области качества. Однако конкурс не имел успеха. Условия участия в нем были громоздки. Оформление документов и самооценка вуза требовали больших усилий и времени, отвлека -ли от решения множества злободневных и важных вопросов образования и воспитания студентов. Поэтому активность вузов была низкой: в конкурсах в указанные годы участвовали лишь два вуза. Они же и стали победителями конкурса и обладателями Премии Правительства РФ, в том числе Московский государственный институт (технологический университет) стали и сплавов (МИСиС).
Отношение к системному подходу в организации управления качеством образования в корне изменилось, когда Министерство образования России активно включилось в борьбу за подготовку в вузах специалистов требуемого уровня качества и приказом № 839 от 22.03.2000 г. объявило об организации конкурса «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». В основу модели конкурса была положена концепция модели Премии Правительства РФ в области качества. В целях координации был создан Совет конкурса, утвержденный Министерством образования России. Базовым вузом закономерно был определен МИСиС.
Задача конкурса - повернуть внимание вузов в направлении организации самооценки своей деятельности с использованием критериев, отражающих современные подходы к управлению вузами на основе повышения качества работы. Старт конкурсу был дан в мае 2000 г. и до 31 августа было подано 117 заявок от вузов страны. Однако на конкурс было представлено только 25 отчетов вузов-конкурсантов. По итогам конкурса 5 вузов были объявлены лауреатами и им были вручены специальные призы. В соответствии с приказом Минобразования России № 3222 от 09.11.2001 г. конкурс стал проводиться ежегодно. Активность конкурсантов возрастала от конкурса к конкурсу [5].
КубГТУ стал одним из первых вузов России, наряду с МИСиС, Санкт-Петербургским государственным электроте хниче ским у ниверс итетом, Томс ким го судар-ственным политехническим институтом, и первым в Краснодарском крае, где была сделана ставка на существенное повышение качества подготовки специалистов. В университете начался процесс разработки новой системы развития вуза. Были приняты Комплексная программа развития вуза (1998-2002 гг.) и Комплексная система повышения эффективности и качества работы вуза. На основе мониторинга указанных документов уже в новом столетии была пересмотрена Стратегия развития и утверждена Концепция развития
вуза, главным стержнем которой является борьба за качество образования.
В КубГТУ была разработана реальная и эффективная система обеспечения качества образования, ориентированная на модель международных стандартов (МС) ИСО серии 9000 версии 2000. Эти стандарты были разработаны для того, чтобы помочь организаторам производства продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей. В последнее время стало возможным применение МС ИСО серии 9000 не только на промышленных предприятиях, но и в образовательных организациях. Инициатор новых подходов к качеству образования ректор университета профессор А.А. Петрик, раскрывая мотивацию выбора, подчеркивал, что «краеугольным камнем в достижении качества образования стало осознание руководством необходимости разработки модели «совершенствования в бизнесе», призванной реализовать способности вуза к совершенствованию своей деятельности по всем направлениям...» [4].
Версия стандарта ИСО 9000 трактует систему качества в вузах как систему менеджмента качества (СМК), которая состоит из трех подсистем: управления качеством, обеспечения качества и подтверждения качества.
В 2001 г КубГТУ на основе новых подходов и критериев оценки вузов, определенных международными стандартами, осуществил самооценку своей деятельности с учетом опыта проведения конкурса вузов в области качества и прошел процедуру комплексной оценки. На заседании Коллегии Минобразования России в числе первых вузов страны он был аттестован и аккредитован на очередной пятилетний срок. При этом государственный аккредитационный статус по виду «университет» составил 0,99. В числе первых 22 вузов России, первому и единственному на Кубани КубГТУ присвоен статус: «Федеральная экспериментальная площадка - Университетский комплекс» по отработке, созданию и функционированию независимой оценки качества образования [6].
В 2001 г в вузе были сформированы основные эле -менты СМК. Разработанная система - это совокупность всех аспектов и критериев, влияющих на качество подготовки специалистов: определение стратегии вуза, уровень организации научно-исследовательской работы студентов, работа с персоналом, управление материальными и финансовыми ресурсами, взаимодействие с партнерами и заинтересованными сторонами, выработка и управление системой качества образования, удовлетворение рынка труда качеством подготовки специалистов, удовлетворенность преподавателей и студентов, соответствие качества подготовки обучающихся и специалистов требованиям государственных образовательных стандартов, влияние вуза на общество, результаты работы вуза и др. [7].
Процесс формирования в КубГТУ системного подхода к качеству работы был длительным. Университет
прошел через несколько временных и организационных этапов создания СМК: постановка цели; мотивация и обучение персонала; выявление потенциала для улучшения деятельности вуза;
оптимизация процессов, организаторской структуры;
создание модели системы;
внедрение оптимальных процессов планирования, управления, ресурсного обеспечения, оценки, анализа и улучшения;
документообеспечение; внутренний и внешний аудит; постоянное совершенствование системы качества. Система обеспечения качества образования Куб-ГТУ предусматривает выделение трех уровней управления качеством подготовки специалистов: стратегического, тактического и оперативного.
Ведущая роль в объединении уровней управления в единый целенаправленный процесс обеспечения высокого качества подготовки выпускников и их конкурентоспособности на рынке труда принадлежит руководству вуза, которое предоставляет материально-технические, финансовые, кадровые, информационные, методические и идеологические ресурсы для осуществления образовательного процесса, определяет стратегию и цели, разрабатывает конкретные планы по обеспечению качества образования, контролирует их выполнение.
В числе приоритетных составляющих СМК в Куб-ГТУ определены информатизация, углубленное изучение иностранного (английского) языка, высококачественная экономическая подготовка [8].
Система обеспечения качества образования в Куб-ГТУ была в основном завершена в 2002 г. Однако ввиду сложности и длительности процедуры государственной сертификации администрацией университета принято решение не форсировать завершение полного пакета документов по версии 9000/2000 только ради получения сертификата. Создание СМК рассматривается как главный элемент совершенствования общего менеджмента вуза. На перспективу же ставится задача обеспечить получение отечественной, а затем и Европейской премии качества. Всего же за 2002-2005 гг. в России сертифицировали свои модели СМК только 46 высших учебных заведений [9]. Вместе с тем, следует отметить, что качество системы КубГТУ было высоким. Это нашло подтверждение в документах Всероссийской конференции «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов», организованной Минобразования России и Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России Минобразования РФ на базе КубГТУ 26-28 сентября 2002 г. Опыт организации качества подготовки специалистов в КубГТУ был впервые одобрен и распространен в системе высшей школы страны.
Первая апробация модели системы качества Куб-ГТУ была проведена в 2003 г. Итоги работы на основе соответствующих критериев были представлены на краевой конкурс, и вуз стал лауреатом Премии Администрации Краснодарского края в области качества, обойдя таких серьезных соперников как Южная телекоммуникационная компания и Краснодарское речное пароходство.
После победы в конкурсе стало очевидным, что университет наращивает потенциал качества и готов к новым достижениям. В вузе были созданы инициативная группа под руководством первого проректора профессора В.Г. Лобанова, комиссия ученого совета по менеджменту качества, институт уполномоченных по качеству (менеджеров качества). Была организована работа по обучению менеджеров и участников СМК, обеспечению их нормативной и методической литературой. В 2004 г. 26 членов ректората, в том числе один из авторов настоящей статьи, прошли обучение по программе «Менеджмент качества в вузе» на базе учебного центра при МИСиС, являющегося, как отмечалось выше, первооткрывателем СМК в системе Минобразования РФ, и получили сертификаты.
С 2003 г в КубГТУ стали ежегодно разрабатываться программы «Качество», охватывающие все направления и процессы деятельности вуза. Был определен главный центр по совершенствованию и внедрению СМК: отдел менеджмента качества и сертификации (ОМКиС). Основные задачи ОМКиС определены Положением и приказом ректора:
планирование СМК, разработка целевых программ «Качество» и основополагающих документов СМК; управление документацией СМК; проведение самооценок по критериям качества; подготовка к сертификации/регистрации СМК.
С 2004 г. перед ОМКиС поставлены новые задачи: постоянное улучшение СМК, непрерывное обучение персонала, внедрение передовых технологий менеджмента качества, расширение области применения СМК на другие виды деятельности
На решение конкретных задач повышения качества работы, совершенствование подготовки специалистов нацелены и другие подразделения университета. Так, отдел формирования образовательных программ и оценки учебного процесса при учебно-методическом управлении был преобразован в отдел аудита качества образования.
На основе рекомендаций Всероссийского научно-исследовательского института сертификации
(ВНИИС), прежде всего «Методики менеджмента процессов в системе качества», в рамках программы «Качество» в 2004-2005 гг., объявленных соответственно Годом качества и Годом качества и кадров, в КубГТУ был осуществлен широкий спектр мероприятий. Стало традицией посвящать Всемирному дню качества Неделю качества КубГТУ В эти дни проводится многоплановая работа, направленная на поиски методов и средств повышения эффективности учебного процес-
са, повышения конкурентоспособности выпускников вуза. К ней привлекаются партнеры в области научно-технического взаимодействия, представители предприятий-потребителей специалистов, выпускники прошлых лет. Благодаря проделываемой работе в Куб-ГТУ осуществляется постоянный контроль за степенью удовлетворения потребителей качеством подготовки выпускников вуза, за распределением молодых специалистов. Установлены взаимовыгодные двухсторонние отношения с предприятиями на производстве и на рынке труда.
В связи с вхождением России в Болонский процесс и утверждением на саммите Россия - ЕС 10 мая 2005 г. «дорожной карты» по общему пространству науки и образования значительно повышаются требования к конкурентоспособности вузов на мировом образовательном пространстве [10]. Главным условием в решении этой задачи остается повышение качества подготовки выпускников системы высшего профессионального образования На это нацеливает вузы Президент России В.В. Путин, обозначив достижение высокого качества образования «проблемой номер один» [11], а также Правительство РФ в принятой им «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» [12], Министерство образования и науки РФ. Большое значение имеет Декларация, принятая участниками встречи министров образования стран восьмерки, в которой заявлено о приверженности сотрудничеству на всех уровнях в сфере образования в XXI веке. Стержень сотрудничества и главное его направление - качество образования [13].
В современных условиях мировой и российской экономикой востребован творческий, инициативный, профессионально подготовленный специалист, способный принимать нестандартные решения и готовый к постоянному профессиональному росту на протяжении всей производственной деятельности, отвечающий требованиям научно-технического прогресса и рынка труда. Исходя из этого, в КубГТУ была выработана научно обоснованная «Политика руководства в области качества». Документ подписан ректором в феврале 2006 г., обсужден и принят на заседании ученого совета, обучающем семинаре руководителей всех подразделений.
Напряженные усилия коллектива университета в направлении повышения качества образования, улучшения формы и содержания управления процессом повышения качества подготовки специалистов принесли положительные результаты. Сегодня КубГТУ активно развивается и входит в число лидирующих вузов РФ, его специалисты активно востребованы производством (более 95% выпускников распределяются на предприятия и в организации Кубани), качество подготовки имеет высокую оценку работодателей.
Успехи КубГТУ в повышении качества образования вызвали широкий резонанс среди общественности и работодателей России и Кубани. Опыт деятельности университета, как отмечалось выше, был обобщен в
апреле 2004 г. на выездном заседании Минобразования РФ, проведенном в КубГТУ. Коллегия Минобразования обсудила вопрос «Создание системы контроля качества образования: проблемы, практика, перспективы», одобрила деятельность коллектива КубГТУ и определила университет как методологическую базу для повышения квалификации в области качества на республиканском и региональном уровнях.
Свидетельством государственного и общественного признания достижений КубГТУ в области разработки системы качества образования стало приглашение проректора по научной и международной деятельности профессора В.С. Симанкова для участия в разработке национального сетевого проекта «Разработка менеджмента качества вуза». Первый проректор В.Г. Лобанов и проректор по учебной работе А.И. Черных прошли подготовку и получили сертификаты федеральных экспертов по качеству образовательной деятельности учреждений высшего профессионального образования и включены в национальный реестр экспертов качества.
Опыт КубГТУ в области разработки методики и критериев оценки качества образования в свете Болонского процесса был представлен на Международной конференции 2-3 марта 2004 г. в Ростове-на-Дону «Реформы управления в высшем образовании: тенденции, проблемы и опыт», на которой с докладом выступил проректор по НиМД профессор В.С. Симанков.
На базе КубГТУ организован Научно-методиче -ский центр краевой программы «Качество», который возглавил первый проректор профессор В.Г. Лобанов. Он же принимает участие в работе Ассоциации технических университетов Северного Кавказа и занимается разработкой СМК вузов в многоуровневых университетских комплексах региона.
Руководители КубГТУ активно участвуют во всех значимых мероприятиях по проблемам качества, организуемых международными, российскими и краевыми организациями. Руководство университета не только обеспечивает разработку основных направлений реализации СМК на уровне поставленных целей и задач, но и творчески инициирует стратегические идеи развития вуза [2-4].
О высокой эффективности СМК КубГТУ свидетельствует общественное и государственное признание университета на международном, национальном и региональных уровнях.
Университет удостоен премии «Золотой слиток» за стремление к укреплению позиций на рынке, развитию кадрового и интеллектуального потенциала, установлению новых деловых связей (Высший Женевский Институт Бизнеса) и Золотой медали Ассоциации содействия промышленности (Франция).
В 2005 г. университет стал победителем конкурса «Золотая медаль "Европейское качество"» и вошел в число лучших вузов РФ, награжден дипломами в номинациях «Кафедра года» и «Учебник года». Ректор Куб-
ГТУ профессор А.А. Петрик стал победителем этого конкурса в номинации «Ректор 2005 года».
Высокая оценка качества работы университета дана министром сельского хозяйства РФ А.В. Гордеевым и Главой Администрации Краснодарского края А.Н. Ткачевым - выпускником КубГТУ - во время посещения ими университета 11 августа 2006 г. В своем выступлении губернатор края А.Н. Ткачев отметил: «Мы хотим видеть высокообразованных, профессиональных специалистов, людей, которые могут создавать конкурентный продукт...» [14].
Высшим достижением КубГТУ в области качества подготовки специалистов стала победа в 2005 г. в конкурсе Минобрнауки «Системы менеджмента качества высшего образования». Университету присвоено 1-е место и вручен специальный приз.
Убедительным свидетельством эффективности системы управления качеством образования в КубГТУ являются результаты его деятельности. В настоящее время в университетский комплекс входят 6 институтов, 4 филиала, 11 представительств в регионах, 13 колледжей, 3 лицея, около 40 научно-исследовательских, внедренческих и производственных предприятий. В университете работают свыше 1000 преподавателей, две трети из них имеют ученые степени и звания, и 2500 сотрудников. Количество студентов превышает 20 тысяч, аспирантов, докторантов и соискателей - 800.
В рейтинге вузов России, сформированном Минобразования РФ в 2005 г., среди 337 вузов КубГТУ занимает 72 место, среди 170 технических и технологических университетов - 35 место, среди 89 вузов ЮФО -16 место [15].
Большим успехом университета стала его государственная аттестация и аккредитация в октябре 2006 г. на очередной пятилетний срок.
Таким образом, в КубГТУ накоплен значительный опыт создания и реализации системы обеспечения качества образования и у правления этим проце ссом. Благодаря реализации системы менеджмента качества, созданной на протяжении ряда лет, университету удалось добиться высокого отечественного и европейского уровня качества образования выпускников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петрик А.А., Лобанов В.Г., Симанков В.С. Инноваци -онный потенциал КубГТУ и его востребованность в регионе // Вестн МГУ. Сер. 21. Государство и общество. - 2006. - № 2. - С. 91-98.
2. Петрик А.А., Лобанов В .Г., Симанков В.С. Разработка и оценка эффективности системы управления качеством универ -ситетского комплекса КубГТУ. - Краснодар, 2003.
3. Петрик А.А., Лобанов В.Г., Симанков В.С. Университетский комплекс КубГТУ: Опыт, проблемы, перспективы. - Крас -нодар, 2004.
4. Петрик А.А., Лобанов В.Г., Симанков В.С. Университетский комплекс КубГТУ: Инновации, качество, потребительский аспект. - Краснодар, 2006.
5. Итоги конкурса Минобразования России / В.П. Соловьев и др. // Внутривузовские системы обеспечения качества подготов -ки специалистов: Тез. докл. Всерос. конф. - Краснодар: КубГТУ, 2002. - С. 19-25.
6. Петрик А.А. Кубанский государственный технологический университет // Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов: Материалы Всерос. конф. - Краснодар, 2002. - С. 5.
7. Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений: Приказ Минобрнауки РФ от 30.09.2005, № 1938 // Официальные документы в образовании. - 2005. - № 31. - С. 84.
8. Петрик А.А., Лобанов В.Г. Управление качеством подготовки специалистов в Кубанском государственном технологиче -ском университете // Внутривузовские системы обеспечения качест -ва подготовки специалистов: Материалы Всерос. конф. - Краснодар, 2002. - С. 10-20.
9. Решение Совета по координации управления качеством высшего профессионального образования 21.12.2005 г. // Вестн. об -разования России. - 2006. - № 4. - С. 71.
10. План мероприятий по реализации Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ на 2005-2010 годы: Решение Коллегии Минобрнауки РФ от 16.02.04, № Пк-8 // Официальные документы в образовании. - 2004. - № 7. - С. 83-86.
11. Путин В.В. Проблема номер один - качество образования // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11. - С. 3.
12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г., № 1756- р // Бюл. Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. - 2002. - № 2.
13. Декларация участников совещания - министров образо -вания государств - членов группы восьми ЕС // Официальные доку -менты в образовании. - 2005. - № 21. - С. 17.
14. Министр оценил Политех // Аргументы и факты. - 2006. - № 34. - С. 7.
15. Итоги 2005-2006 учебного года: Информ. материалы. -Краснодар: КубГТУ, 2006. - С. 4.
Кафедра истории и социальных коммуникаций
Поступила 03.10.06 г.