Дунилова Р. А.
зам. директора по УВР педагог-психолог МАОУ Тисульская СОШ № 1 пгт. Тисуль, Кемеровская область, Бобрикова Л. Г. педагог-психолог МАОУ Тисульская СОШ № 1
пгт. Тисуль, Кемеровская область ^ ^
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Л___г
Аннотация. В статье авторами рассматривается планирование работы по формированию универсальных учебных действий у учащихся, предусматриваемых ФГОС.
Ключевые слова: ФГОС, универсальные учебные действия, преемственность, технологии, урочная и внеурочная деятельность.
Важным условием достижения планируемых результатов в развитии универсальных учебных действий у учащихся, предусматриваемых ФГОС, является соблюдение преемственности программы развития УУД при переходе от начального к основному общему образованию [1,2,3,4,8,9]. В связи с этим становится актуальной разработка технологии включения развивающих задач как в урочную, так и внеурочную деятельность обучающихся [10].
В журнале «Эксперимент и инновации в школе» № 3, 2013 в статье «Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты» (с. 5-10) представлен план проведения диагностики уровня развития у обучающихся УУД [5,6,7].
Предлагаемые материалы являются продолжением работы в данном направлении. При разработке плана проведения диагностических и развивающих занятий для учащихся 5-9 классов мы ориентировались на пособие для учителя «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» под ред. А. Г. Асмолова. В работе даны описания основных видов универсальных учебных действий и путей их формирования с учетом возрастных особенностей учащихся 5-9 классов, а также представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку УУД [6,7].
План формирования и оценки УУД в общем объеме 101 ч. составлен на основе классификации диагностических методик с учетом возраста, вида УУД, учебного предмета (табл. 1).
Таблица 1
План формирования и оценки УУД у учащихся среднего звена 5 класс
Кол-во часов Предмет Вид УУД Диагностическая методика Диагностическая методика
1 Литература Коммуникативные «Кто прав?» в парах, группах
1 История Коммуникативные «Общее мнение» в группах по 4 чел.
1 История Коммуникативные «Совместное рисование» в группах по 4 чел.
1 Литература Познавательные «Составление слов из элементов по правилу» в группах по 4 чел.
3 Занятие с психологом Личностные Самоанализ. Кто Я? Какой Я? Упражнение «Горячий стул» 3 группы
1 Занятие с психологом Личностные Моя Вселенная фронтально
Кол-во часов Предмет Вид УУД Диагностическая методика Диагностическая методика
1 Литература Личностные Моральные дилеммы: № 3 в группах по 3 чел.
1 Литература Личностные Моральные дилеммы: № 5 в группах по 3 чел.
2 История Личностные Социальная реклама в группах
2 Кл. ч Личностные Кодекс моральных норм в группах
2 Математика Регулятивные Оцениваем свою работу индивидуально/ в парах
2 Русский язык Регулятивные Оцениваем свою работу индивидуально/ в парах
Итого: 18 ч.
6 класс
Кол-во часов Предмет Вид УУД Диагностическая методика Вид работы
1 Пед. Доп. Обр. Коммуникативные «Дискуссия» фронтально
2 Биология Коммуникативные «Совместное рисование» в группах по 4 чел.
2 Математика Познавательные «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач» в группах по 4 чел.
1 Математика Познавательные «Найти правило» в группах по 4 чел.
1 География Познавательные «Выбор транспорта» в группах по 4 чел.
3 География Познавательные «Жильцы твоего дома»/сравнить по классам в группах по 4 чел.
2 Занятие с психологом Личностные Чемодан 2 группы
1 Классный час Личностные Рефлексивная самооценка учебной деятельности фронтально
1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 4 в группах по 3 чел.
1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 7 в группах по 3 чел.
1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 12 в группах по 3 чел.
1 Кл. ч Личностные Кодекс моральных норм индивидуально/в группах
2 Кл. ч Регулятивные Общее планирование времени. Планируем свой день фронтально/ индивидуально
2 Кл. ч Регулятивные Планируем неделю! фронтально/ индивидуально
3 География Биология Литература Регулятивные Планирование учебной работы фронтально/ индивидуально
1 Математика Регулятивные Критерии оценки индивидуально/ в группах по 4 чел.
1 Русский язык Регулятивные Критерии оценки индивидуально/ в группах по 4 чел.
2 Математика Регулятивные Учебные цели индивидуально
2 Русский язык Регулятивные Учебные цели индивидуально
Итого: 30 ч.
7 класс
Кол-во часов Предмет Вид УУД Диагностическая методика Вид работы
1 Педагог доп. Обр. Коммуникативные «Дискуссия». Хорошему или плохому учит нас наше телевидение? фронтально
1 Литература Коммуникативные «Совместное рисование» в группах по 4 чел.
2 Математика Коммуникативные «Компьютерная презентация» 4 группы
1 Литература Познавательные «Работа с метафорами» в группах по 4 чел.
1 Литература Познавательные «Робинзон и Айртон» в группах по 4 чел.
2 История/ обществознание Познавательные «Любимые передачи» в группах по 4 чел.
3 Занятие с психологом Личностные Самоанализ. Кто Я? Какой Я? Упражнение «Горячий стул» 3 группы
1 Занятие с психологом Личностные Моральные дилеммы, № 2 в группах
1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 8 в группах
1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 13 в группах
1 Кл. ч Личностные Моральный смысл в группах
1 Кл. ч Личностные Кодекс моральных норм в группах
1 Кл. ч. Регулятивные Еженедельник индивидуально
1 Ин. Яз. Регулятивные Критерии оценки индивидуально/ в группах по 4 чел.
1 Физика Регулятивные Критерии оценки индивидуально/ в группах по 4 чел.
2 Ин. Яз. Регулятивные Учебные цели индивидуально
2 Физика Регулятивные Учебные цели индивидуально
Итого: 23 ч.
8 класс
Кол-во часов Предмет Вид УУД Диагностическая методика Вид работы
1 Классный час Коммуникативные «Дискуссия». Правильно ли воспитывают нас наши родители? фронтально
2 Физика Коммуникативные «Компьютерная презентация» 2 группы
2 Литература Познавательные «Эмпирическое исследование» в группах по 4 чел.
4 Занятие с психологом Познавательные «Сказочные герои» в группах по 4 чел.
1 Занятие с психологом Личностные Моя Вселенная фронтально
1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 10 в группах
1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 14 в группах
2 Обществознание Личностные Социальная реклама в группах
1 Кл. ч Личностные Кодекс моральных норм в группах
1 Литература Регулятивные Учебные цели индивидуально
1 Обществознание Регулятивные Учебные цели индивидуально
1 Классный час Личностные Рефлексивная самооценка учебной деятельности фронтально
Итого: 18 ч.
9 класс
Кол-во часов Предмет Вид УУД Диагностическая методика Вид работы
1 История Коммуникативные Дискуссия. «Где лучше жить: у нас или за границей?» фронтально
1 Физика Коммуникативные «Совместное рисование» в группах по 4 чел.
1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 1 в группах
1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 6 в группах
1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 9 в группах
1 Обществознание Личностные Моральные дилеммы, № 11 в группах
1 Кл. час Личностные Моральный смысл в группах
2 Физика Химия Регулятивные Планирование учебной работы фронтально/ индивидуально
1 Кл. ч Личностные Кодекс моральных норм в группах
1 Физика Регулятивные Учебные цели индивидуально
1 Биология Регулятивные Учебные цели индивидуально
Итого: 12 ч.
Отдельным блоком выделен план формирования смыслового чтения на уроках естественно-математического и гуманитарного циклов в общем объеме 169 ч. (табл. 2).
Таблица 2
План формирования смыслового чтения
Класс Задание Предмет Периодичность Форма работы Общее кол-во заданий
5,6 Диалог с текстом Литература История Биология Физика Ин. яз. 1 раз в четверть в группах по 4 чел. 20
5,6 Учимся задавать вопросы Литература История Ин. яз. 2 раза в четверть в парах/в группах 24
5-8 Озаглавливание текста Литература История Биология География Физика Ин. яз. 1 раз в четверть индивидуально/в группах 24
5,6 Пословицы Литература История Ин. яз. 2 раза в год в группах 6
7 Эпиграф Литература История 2 раза в год индивидуально/в группах 6
5-9 Сочиняем сказку Литература по 2 задания в каждом классе (всего 10) в группах 10
6-9 Понимание научного текста История Биология География Физика Химия 1 раз в четв. индивидуально/в группах 20
Класс Задание Предмет Периодичность Форма работы Общее кол-во заданий
8,9 Приемы осмысления текста в ознакомительном чтении История Физика Химия ОБЖ Музыка 1 раз в четв. индивидуально/в парах 20
8,9 Постановка вопросов к тексту Литература История Биология География Физика Ин. яз. 1 раз в четв. индивидуально/в группах 24
6-8 Задания для освоения приемом логического запоминания информации, извлеченной из текстов Литература История Биология География Физика Химия Ин. яз. ОБЖ Музыка ИЗО Русский яз. 1 раз в год - по 5 предметов в соответствии с циклограммой индивидуально/в парах/в группах 15
Итого 169
Используя данный план, педагоги смогут провести выборку диагностических методик в соответствии со своим предметом, с учетом наличия или отсутствия классного руководства. Занятия могут проводиться как во внеурочное время, так и стать частью рабочей программы по предмету.
Литература
1. Асмолов А. Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе).// Образование и наука. 2013. № 8.С.3-15
2. Давыдова Н. Н., Смирных О. В. Универсальные учебные действия: управление формированием. // Народное образование. 2012. № 1. С. 167-175
3. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.// Образование и наука. № 1 (90). 2012. С. 56-65
4. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.
5. Сиденко Е. А. Основные затруднения учителей при переходе на ФГОС второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 2. С.4-7.
6. Терентьева С. Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития школы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 6.С. 24-26.
7. Ткаченко М. О., Сальникова С. В. Стартовая диагностика уровня сформированности УУД у первоклассников. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 6.С. 3-10.
8. Хан Е. Ю. Предпосылки и особенности введения ме-тапредметных технологий в образовательный процесс начальной школы // Образование и наука. 2013. № 2. С 97-84
9. Шамало Т. Н., Усольцев А. П. Диагностика развития субъектной активности школьников. // Образование и нау-ка.2010. № 6. С. 76-85
10. Шмигирилова И. Б. Проблемы реализации компетент-ностного подхода в школьном образовании. // Образование и наука. 2013. № 7. 38