В ходе практической деятельности автором установлено, что при стимулировании самостоятельной работы ребенка:
a) знания становятся для него личностно-значи-мыми, а, следовательно, более прочными;
b) ребенок становится более самостоятельным, трудолюбивым, творческим.
Концептуальная идея заключается в том, что индивидуализация может рассматриваться как:
1) стратегия процесса обучения;
2) необходимый фактор формирования индивидуальности;
3) интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности;
4) учение в индивидуальном стиле и темпе;
5) формирование социально-успешной личности потому, что индивидуализация определяется как «...организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению»: («Педагогическая энциклопедия»)
Актуальность проблемы можно объяснить двумя запросами:
1. Запрос государства, сформулированный в концепции модернизации на личность:
1) социально - адаптированную;
2) с правом делать выбор;
3) социально-успешную
2. Профессионально-личностный запрос.
Идея индивидуализации не нова; требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения - очень давняя традиция. Например, И.Э.Унт, долгое время занимающаяся проблемами индивидуализации и дифференциации обучения, использует понятие «индивидуализация» в таком значении: «Индивидуализация - это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются». Это понятие она рассматривает в широком смысле, которое означает учет индивидуальных особенностей в современных условиях, главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома, т.е. во всем их объеме в системе обучения в целом.
Шадриков В.Д. рассматривает индивидуализацию через картину усложняющихся задач, мотивированием самого процесса учения, а также, предоставить возможность ученику работать на том уровне, который для него сегодня возможен и доступен.
Новизна данной идеи имеет место применительно:
1) к классу;
2) к предмету, т.к. создан пакет индивидуализированных заданий для развития математических способностей у детей
Методическая идея заключается в том, что использование индивидуализированных заданий есть проявление дифференциации в обучении, ориентации на личность учащегося, на самостоятельную работу ученика. Самостоятельная работа активизирует учащихся, как своим организационным устройством, так и содержанием заданий.
Самостоятельная работа позволяет работать в индивидуальном стиле и темпе. Для фронтальной работы характерен одинаковый темп, при котором трудно активизировать всех учеников: для одних предложенный темп слишком быстрый, для других, наоборот, чересчур медленный. В условиях самостоятельной работы ученик может заниматься в индивидуальном стиле, темпе, может вникнуть в то, что ему не ясно, выполнять задание соответственно своим умениям и навыкам. Самостоятельная работа активизирует учащихся в том смысле, что все ученики, даже более пассивные и ленивые, должны выполнить задание сами, не дожидаясь, пока кто-то другой его выполнит, это нередко происходит при фронтальной работе. Перечисленные факторы (индивидуальный темп и стиль) представляют собой переходную ступень к индивидуализации учебной работы. Широкие возможности для индивидуализации обучения представляет индивидуальная самостоятельная работа ещё и потому, что индивидуализированные задания, предлагаемые учащимся, лишь условно отличаются от обычных. Задание становится индивидуализированным в том случае, когда оно предназначено не всему классу, а только отдельным ученикам, соответственно их индивидуальным особенностям и способностям, уровню знаний, умений и навыков, типу восприятия.
Основное содержание преобразования педагогического взаимодействия - это изменение содержания педагогического взаимодействия. Если педагогическое взаимодействие носит конкретный личностно-значимый характер, то в процессе такой деятельности ученик чувствует свою значимость и становится субъектом образовательного процесса, т.е между учителем и учеником возникает взаимодействие - двунаправленный процесс.
Выделяю следующие этапы работы:
I. Подготовительный
II. Деятельностный
III. Оценочно-прогностический
Необходимые условия для реализации проекта заложены:
1. В самой традиционной системе и потребности выхода из неё, изменения её основных положений;
П одготов ите л ьн ы й Деятельностный Оценоч но-п рогностически й
1. Психолого-педагогический коллектив. 2. Наблюдение за учащимися и их деятельностью 3. Беседы с родителями и изучение семей учащихся и их запросы. 4. Подбор диагностического инструментария. 5. Изучение документации: тетради, журнал, почерк и т.д. 1. Подбор уровня инд.заданий по матем.и его апробация. 2. Разработка индивидуальн. учебного маршрута уч-ся на фиксированный период времен и (тема, раздел) и подбор под данный маршрут индивидуальн. заданий. 3. Мониторинг прохождения учебного маршрута. 4. Выход на другие области (русский язык, чтение, природоведение ит.д.) 1. Успешность учащихся • Социальная • Педагогическая • Личностная 2. Успешность подобранных индивид, задач 3. Сравнительный анализ исходного и достигнутого уровней 4. Выработка рекомендаций для учителей основной школы по каждому ученику
2, В желании и возможности учителя при подготовке к уроку;
3. В понимании со стороны родителей Результат работы может быть как формальным и
неформальным.
Формальный Неформальный
1.3УНы по нормативным критериям {нормы оценивания) 2. При выходе детей из начальной школы класс остается востребованным {высокий статус в педагогической среде и родителей) 1. Самостоятельность учащихся. 2. Способность класса работать в расширенном методическом арсенале: {групповая, работа в парах, индивидуальная, задания носящие опережающий и про-блемно-поисковый характер)
Условия успешности предложенного автором метода заложены в самой традиционной системе и потребности выхода из нее, изменения, ее основных положений, в желании и возможности учителя при подготовке к уроку, и, конечно, в понимании со стороны родителей, т.к. родители и учитель - это сотрудники, которые преследуют одну цель - развитие ребенка.
Литература
1. Аюбашева С.И., Давыдова H.H., Ивонин АО. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализиро-
ванных форм учебной деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2010. - №3
2. Блинкова Л.В., Гуринова Н.П. Основные аспекты планирования при работе на основе индивидуального учебного плана ученика. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №5.
3. Дюльдина С.Н., Мальцева Е.Ф., Гужева Н.В., Семенова Л.Ф. Проект Организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №3.
4. Евстифеева О.В. Программа эксперимента по теме: «Создание модели индивидуализированного образовательного процесса, основанного на преимуществах малокомплектной школы» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008. - №1.
5. Миронова Л. А., Козлова Т. И. Ш кола и н д и в и дуа л ь н о го в ы -бора - режим эксперимента // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №2.
6. Нечаева Ю.В. инновационные формы обучения как средство раскрытия индивидуальности школьника// Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - N26.
7. Свиридова Е.М. О механизме планирования и разработки индивидуальных заданий на основе учета данных индивидуальных особенностей личности ребенка // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008. - №1.
Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Мастер-класс дает возможность учителям увидеть на конкретных примерах, как можно формировать регулятивные и коммуникативные УУД на уроке русского языка в 3 классе. В статье рассматриваются вопросы: что означает термины «регулятивные универсальные учебные действия», «коммуникативные универсальные учебные действия», показываются типовые задания, нацеленные на развитие регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий
Шавалеева Гельшат Шакировна
МОУ «Аксубаевская средняя школа №2» учитель начальных классов пгт Аксубаево, РТ [email protected]
КАДЕТСКИЕ КЛАССЫ И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НИХ ДЕТЕЙ
Какой должна быть образовательная модель кадетского класса, чтобы сохранить здоровье детей?
Д
Ключевые слова: ФГОС, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, типовые задания, мастер-класс
Послушай - и ты узнаешь, Посмотри - и ты поймёшь, Сделай - и ты научишься.
Китайская пословица
I. Вступительное слово. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные
людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия».
Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность Регулятивные универсальные учебные действия Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми Коммуникативные УУД
Определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно) Составлять план действий по решению проблемы (задачи) Осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи Понимать другие позиции (взгляды, интересы) Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
Поэтому моя цель показать несколько типовых заданий, нацеленных на развитие регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий
II. Проведение мастер-класса
1 шаг: Презентация «Виды УУД».
Итак, мы на первом этапе: Послушай - и ты узнаешь.
1. Виды универсальных учебных действий
- Личностные
- Регулятивные
- Познавательные
- Коммуникативные
2 шаг: Фрагмент урока «Алгоритм разбора слов по составу».
Приведу примеры типовых заданий, которые я использую на уроке.
Посмотри - и ты поймёшь,
Сделай - и ты научишься.
3-й класс
Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу.
- Устройтесь, пожалуйста, удобнее и приготовьтесь не только слушать и слышать, но и быть активными участниками всего происходящего!
- Давайте мысленно перенесемся в мир своего детства и погрузимся в работу. Готовы?
1. Определение темы урока. Ситуация выбора. (Регулятивные УУД)
1) -Что можете сказать о слове "состав"?
О - [А1
С - ■ [С1
т - гп
А - [А1
В - [Ф] сос - тав
(6 букв, 6 звуков, 2 слога) 2) Работа со словарем.
- Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)
- Какие значения имеет слово "состав"? (состав вещества, офицерский состав, состав поезда)
- Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (состав слова)
- Нас, конечно, интересует состав слова. Это тема нашего урока.
Работа в парах. (Коммуникативные УУД).
- Расскажи соседу по парте, что такое окончание. (Изменяемая часть слова)
- А сосед расскажет тебе, что такое основа слова. (Основа - часть слова, которая остается если отделить окончание.)
- Если сомневаешься, посмотри на подсказку на экране.
- Расскажи соседу по парте, что такое приставка? (Часть основы, которая стоит перед корн
- А сосед расскажет тебе, что такое суффикс? (Часть основы, которая стоит после корня)_
- Что называют корнем слова? (Главная часть основы)
2. Постановка проблемы. Создания проблемной ситуации - столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием. (Регулятивные УУД).
подосиновики
подарки
- Незнайка решил, что в словах "подосиновики» и «подарки" одинаковая приставка под-
Поднимите руки, кто с ним согласен. А кто не согласен?
- Так с чего же все-таки нужно начинать находить части слова?
- Какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему? Я предлагаю вам установить порядок разбора слова по составу, т. е. вывести алгоритм.
3. Открытие нового знания.
Работа в группах. Коммуникативные и регулятивные УУД.
- Для этого поделимся на 3 команды. Каждая команда получает свое слово, думает, на листочке определяет и записывает свой порядок разбора слова по составу. Затем, выбираете 1 человека от команды, он на доске записывает свое слово и объясняет порядок разбора слова. Почему разбирать слово нужно именно так, а не иначе? Остальные слушают объяснение, согласны вы или нет, почему? 1 команда - подснежники, 2 команда - подсолнухи, 3 команда - посадка. Почему сначала находим окончание?
(Оно служит только для связи слов в предложении, смысл слова заключен в основе, а главное в основе -корень)
- Посмотрим, какой алгоритм разбора слова по составу, записан на экране. Прочтите, похоже на наш алгоритм.
Алгоритм разбора слова по составу.
1. Измени слово и выдели в нем окончание.
2. Выдели основу слова.
3. Подбери однокоренные слова и выдели корень.
4. Выдели приставку.
5. Выдели суффикс.
- Можно запомнить этот алгоритм, составив рифмовку.
Слово по составу верно разбирай:
Первым...,
На основу...,
Корень...,
Приставку и суффикс ....
- Этим алгоритмом пользуются все ученики во всех школах.
- Вернемся к нашим словам "подосиновики и подарки", и уже соблюдая порядок разбора слова по составу, выделите в нем все его части.
- С чего начнем?
- Как найдем окончание? (изменим слово)
- Что осталось? (основа)
- Как правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов) Приставка - перед корнем, суффикс - после корня.
VII. Итог урока.
Что мы открыли на уроке? Какое открытие сделали? (Алгоритм разбора состава слова)
4. Самооценка. Регулятивные УУД
1) Возьмите листочки, где находится вертикальная линия.
Поставьте на ней крестик:
- на самом верху, если вы все поняли и можете самостоятельно разбирать слова по составу;
- посередине, если поняли, но сомневаетесь в своих силах;
- внизу, если не поняли, как разобрать слово по составу.
Литература:
1. Асламазова З.С. Алгебра гармонии. Мастер-класс // Эксперимент и инновации в школе. 2008. - №2.
2. Блинкова Л.В. и др. Педагогическая мастерская гимназии. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №2.
3. Гришакина О.П. Мастер-класс «учитель и одаренные дети». // Эксперимент и инновации в школе. -2009. - №1.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТЕ-РО, 1996.
5. Планируемые результаты начального общего образования/ (Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120с. - (Стандарты второго поколения).
6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
7. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №4.
8. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. -2010.-№3.