Обсуждаем ФГОС второго поколения
- Поиск общего языка.
В связи с этим необходимо повышение квалификации учителя как классного руководителя.
Все это ложится на плечи руководителей, т. к объединить коллектив, верно, поставить новые цели, организовать новые творческие объединения, определить потенциал каждого члена коллектива и коллектива как единого организма, отследить, проанализировать и дать точные ориентиры по совершенствованию обязана администрация школы, которая также должна пройти систему подготовки и повышения своей управленческой квалификации.
Рисков при введении ФГОС много, но все они сводятся к одному - неготовности педагогического сообщества к кардинальной смене образовательной парадигмы. Минимизировать риск возможно путем обязательного повышения педагогической компетенции педагогов, психологов, руководителей [7, 8, 9].
Литература
1. Дудина М.Н. Новая образовательная парадигма: вопросы содержания образования. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №3.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №2.
3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] : проект / Рос. акад. образования ; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 35с. - (Стандарты второго поколения).
4. Кудрикова Д.Н., Узянова И.М. Психологическое сопровождение реализации введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №3.
5. Кузнецов А.А. Новый стандарт - это общественный договор // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №1.
6. Новиков А.М. Что такое воспитание? // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. - №2.
7. Сиденко А.С. О модели внутрифирменного повышения квалификации по подготовке школ к реализации ФГОС второго поколения. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №4.
8. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - №4.
9. Сиденко Е.А., Хачатрян Н.Л. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к практике // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №1.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48с.
J
Л
Сальникова Светлана Витальевна Ткаченко Марина Олеговна
учителя начальных классов МБОУ Гимназия № 86 г. Нижний Тагил [email protected] [email protected]
УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ: СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА
_____________________________________________________________С
Аннотация: В работе раскрывается значение и необходимость формирования универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе, представлены методики стартовой диагностики и критерии оценивания уровня сформированности УУД у первоклассников.
Ключевые слова: диагностика, методика, универсальные учебные действия - личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, критерии оценивания, уровни развития.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями. Непрерывное обра-
зование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Таким образом, очевидно, что начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной,
16
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
Обсуждаем ФГОС второго поколения
интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе является фундаментом всего последующего обучения.
В Концепции Фундаментального ядра содержания общего образования, отмечено, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей. Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные, включая саморегуляцию; 3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
На основании вышеизложенного, в МБОУ гимназии № 86 г. Нижний Тагил в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных школ Уральского региона [1, 2, 3] совместно с образовательными учреждениями городов Екатеринбурга, Перми, Оренбурга, Тюмени и других территорий Большого Урала, ведется системная работа по формированию у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые создают воз-
можность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей. Под инновационно-активным образовательным учреждением (ОУ) сети понимается «... ОУ, активно осваивающая новые технологии образовательной, социокультурной, финансово-экономической, управленческой деятельности с целью достижения нового качества образования, обеспечения доступности качественного образования, эффективного использования ресурсов образовательного учреждения «здесь и сейчас» [1, С. 34]. Создаваемая открытая сетевая образовательная система включает совокупность взаимосвязанных образовательных элементов, состоящих в активном взаимодействии с социальными подсистемами и друг другом через разные виды ресурсов. В подобных системах «... сетевое взаимодействие направлено на поддержку устойчивого саморазвития каждого ОУ, программирование деятельности участников инновационного проекта в условиях дефицита ресурсов; определение пути перехода от ресурсно-затратных программ к ресурсно-формирующим программам развития образовательных учреждений» [2, С. 38].
Опыт работы в начальной школе показывает, что моделирование уроков по формированию УУД - дело непростое [4, 5, 6, 7, 8]. Прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо выявить стартовый уровень сформированности УУД у школьников. В этих целях, в рамках работы сети инновационноактивных ОУ Уральского региона была разработана модель организации процесса стартовой диагностики определения уровня сформированности УУД у первоклассников,
Назначение диагностических методик:
• обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности;
• выявить индивидуальные различия между детьми.
Методики позволяют учителю правильно выстраивать образовательную программу класса, а также индивидуальную образовательную программу каждого ребенка. Каждая методика сопровождается описанием назначения задания, подробной инструкцией его проведения и уровневой оценкой результата его выполнения.
Фронтальное и индивидуальное изучение детей осуществляется на второй-третьей неделе октября, когда учитель уже имеет некоторое представление о своих учениках.
Выбранные авторами диагностические методики позволяют:
• установить уровень сформированности личностных УУД (самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация)
• установить уровень владения регулятивными УУД (целеполагание, планирование деятельности, выполнение деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтроль и в слу-
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
17
Обсуждаем ФГОС второго поколения
Таблица 1
Диагностические методики определения уровня сформированности УУД у первоклассников
УУД (приоритетные виды действий для детей 6,5-7 лет) Диагностические методики Краткое описание
Личностные: - самоопределение; - смыслообразование; - морально-этическая ориентация Беседа о школе (модифицированная методика Т. А. Нежновой, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина) Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка» Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже, 2006) - выявление сформированности внутренней позиции школьника - выявление мотивации учения - выявления развития действия смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка - ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка поступков
Регулятивные: - выполнение деятельности в соответствии с поставленной целью; - контроль; - самооценка Рисование бабочки по образцу - выявление умения принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
Познавательные: - общеучебные; - знаково-символические; - логические; - постановка и решение проблемы Задания, направленные на оценивание знаково-символических умений Задания, направленные на оценивание логических УУД выявление развития познавательных (общеучебных, знаково-символических, логических) учебных действий, постановка и решение проблемы.
Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества; - разрешение конфликта; - управление поведением партнера; - умение выражать свои мысли Рукавички (Г. А. Цукерман) наблюдение за взаимодействием учащихся по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
чае необходимости коррекции сделанного, самооценка)
• выявить уровень развития познавательных УУД (общеучебные - умение самостоятельно определять познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, знаково-символические - умение моделировать и преобразовывать модель, логические - владение мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, обобщение, способность к использованию знаний и умений в новых ситуациях
• определить уровень развития коммуникативных УУД (планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликта, управление поведением партнера, умение выражать свои мысли).
Диагностические методики определения уровня сформированности УУД у первоклассников представлены в табл.1.
Каждая методика сопровождается электронной таблицей, в которую заносятся данные, полученные
в ходе диагностики. Личностные УУД - неперсонифицированные, поэтому оценивается результат в целом по классу для определения дальнейшего направления деятельности педагога. Составляя стартовую диагностику уровня сформированности УУД у первоклассников авторы использовали собственный диагностический материал и типовые задания из пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А. Г. Ас-молова.
Личностные учебные действия
Задание 1 Беседа о школе
(модифицированная методика Т А. Нежновой,
А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина).
Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника - выявление мотивации учения
18
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
Обсуждаем ФГОС второго поколения
Оцениваемые УУД: действия, направленные
на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 6,5-7 лет
Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.
Метод оценивания: беседа
Вопросы беседы:
1. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3. Представь себе, что, что мама тебе говорит: « Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год?» Что ты ответишь маме?
4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой «хороший ученик»? Что ты ему ответишь?
5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься?
6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе - каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание - там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает... Отгадай, о чем он тебя спрашивает?
8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь - шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?»
Ключ.
Все ответы кодируются буквой А или Б.
А - балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,
Б - балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.
1. А - Да, Б - не знаю, нет.
2. А - называет школьные предметы, уроки;
Б - перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)
3. А - нет, не хочу.
Б - хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)
4. А - указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;
Б - нет ответа или неадекватное объяснение;
5. А - нет;
Б - согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)
6. А - школа А,
Б - школа Б.
7. А - вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)
Б - вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)
8. А - выбор отметки,
Б - выбор игрушки, шоколадки.
Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:
положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;
проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний - отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер, 1988).
Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:
0 уровень - обязательно к вопросам 1,3, 5 - ответ Б, в целом преобладание ответов типа Б.
1 уровень - обязательно к вопросам 1, 3, 5 - ответ А, к вопросам 2, 6 - ответ Б. В целом равенство или преобладание ответов А.
2 уровень - к вопросам 1, 3, 5, 8 -ответ А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.
3 уровень - к вопросам 1,2, 3, 5, 6, 7, 8 - ответ А.
Ключ:
0 уровень - отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.
1 уровень - положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьноучебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2 уровень - возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.
3 уровень - сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
19
Обсуждаем ФГОС второго поколения
Задание 2
Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»
Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие - умение задавать вопрос.
Возраст: 6,5-7 лет.
Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.
Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Учитель выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, учитель задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»
Текст сказки.
Три калача и одна баранка.
Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел - ему все еще хотелось есть. Купил другой калач и съел - ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел - ему все еще хотелось есть.//Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.
Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:
- Экой я дурак! Что ж я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку.
(Учитель читает сказку до знака//, затем задает учащемуся вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»)
Критерии оценивания:
1. Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки.
2. Адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.
Уровни оценивания:
0 уровень: ребенок не хочет слушать сказку;
1 уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает вопросов;
2 уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;
3 уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.
Задание 3
Цель: Выявление морально-этической ориентации (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка поступков).
Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к моральным проблемам.
Возраст: 6,5-7 лет
Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.
Метод оценивания: беседа.
«Рассказы о Сереже и Пете»
Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и потянулся поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. 5 чашек разбилось.
Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Буфет был высоко, и он встал на стул. Но варенье оказалось слишком высоко и он не смог до него дотянуться. Пытаясь достать, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.
Вопросы для беседы:
1) . Кто из детей больше виноват? Выбери свой ответ:
- Сережа;
- Петя;
- Оба виноваты одинаково;
- Никто не виноват.
2) . Кто из детей заслуживает наказания? Почему?
Ключ к анализу:
0 уровень -Виноват Сережа, потому что разбил много чашек. Его надо наказать.
1 уровень - Никто не виноват (они случайно разбили чашки). Их не надо наказывать.
2 уровень - Оба виноваты одинаково. Их надо наказать.
3 уровень - Виноват Петя, потому что хотел взять варенье без разрешения. Его надо наказать.
Критерии оценивания и уровни морально-этической ориентации:
0 уровень - ответил правильно на один вопрос (без объяснения);
1 уровень - ответил на все вопросы, но не объяснил свой выбор;
2 уровень - ответил на все вопросы, но дал объяснение к одному заданию;
3 уровень - правильно ответил на поставленные вопросы и объяснил свой выбор.
Регулятивные учебные действия Рисование бабочки
Цел ь: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания рисования по образцу.
Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия - умение осуществлять пространственный анализ и синтез.
Возраст: 6,5-7 лет.
Форма: фронтальная работа
Задание: детям предлагается нарисовать фигуру (бабочку) по образцу, проверить и оценить выполненную работу.
20
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
Обсуждаем ФГОС второго поколения
Критерии оценивания и уровни развития регулятивных действий:
Функциональный анализ направлен на оценивание исполнительной, контрольной и оцениваемой части действия.
Исполнительная часть:
наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли с образцом):
0 уровень - не закончил выполнение задания;
1 уровень - отсутствует ориентация на образец;
2 уровень - соотнесение носит организованный характер, но линии неровные и границы линий соблюдаются плохо;
3 уровень - соотнесение носит организованный характер, линии достаточно ровные, в основном выдержаны границы каждой линии и рисунка в целом.
Контрольная часть:
1 уровень - средств контроля нет;
2 уровень - средства есть, но не эффективны;
3 уровень - средства есть, применяются адекватно.
Оцениваемая часть:
0 уровень - самооценка отсутствует;
1 уровень - оценка не соответствует выполненной работе;
2 уровень - оценка частично не соответствует выполненной работе;
3 уровень - адекватная оценка результата.
Коммуникативные учебные действия
Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: 6,5-7 лет
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т. е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.;
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
взаимопомощь по ходу рисования,
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
0 уровень - в узорах нет сходства; дети не пытаются договориться;
1 уровень - в узорах явно преобладают различия; дети не могут прийти к согласию, настаивают на своем;
2 уровень - сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3 уровень - рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Познавательные учебные действия
Цел ь; выявление развития познавательных (общеучебных, знаково-символических, логических) учебных действий, постановка и решение проблемы.
Оцениваемые УУД: общеучебные - умение самостоятельно выделять познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию, знаково-символические - умение моделировать и преобразовывать модель, логические - анализировать, сравнивать, умение самостоятельно найти способ решения проблемы.
Возраст; 6.5-7 лет.
Форма; фронтальная работа
Задание 1
Догадайся и запиши слово, которое от тебя «спряталось»
(Детям предлагается, используя картинки и слова составить ключевое слово (буквенная модель), к полученному слову составить звуковую модель).
Составь звуковую модель полученного слова___
Эксперимент и инновации в школе 2012/2
21
Обсуждаем ФГОС второго поколения
Задание 2
Задания, направленные на выявление уровня развития логических учебных действий.
(Детям предлагается выполнить 5 математических заданий, направленных на выявление уровня развития логических учебных действий.)
1. Какой столбик «лишний». Обведи.
2. 5 2 8
1 6 4 9
2 7 6 10
3. Подчеркни примеры с ответом 5.
4+15+1 6-1 8-2
Найди сходство и различия. Запиши.
Сходство:
Различие:
4. Нарисуй три кружочка, раскрась их красным, желтым и зелёным карандашами так, чтобы зелёный кружок был перед красным, а красный кружок - между зелёным и желтым. * 1
5. Оля выше Веры, а Вера выше Наташи. Кто выше всех?_____________________________________
Критерии оценивания и уровни развития познавательных действий:
Функциональный анализ направлен на оценивание общеучебной, знаково-символической и логической части учебных действий.
Показатели уровня выполнения 1 задания:
0 уровень - не нашел «ключ» к поставленной задаче;
1 уровень - правильно найдено и записано ключевое слово, но оно не преобразовано в звуковую модель;
2 уровень - правильно найдено и записано ключевое слово, но составлена звуковая модель с ошибкой.
3 уровень - правильно найдено и записано ключевое слово, безошибочно составлена к нему звуковая модель.
Показатели уровня выполнения 2 задания:
Каждое задание оценивается от 0 до 2 баллов, затем баллы суммируются и по конечному результату определяется уровень развития логических учебных действий.
0 уровень - 1-3 балла
1 уровень - 4-6 баллов
2 уровень - 7-9 баллов
3 уровень - 10 баллов
Советуем повторить диагностические задания, чуть изменив их, в конце первого полугодия, затем в конце
учебного года. Сравнение полученных результатов покажет динамику продвижения учеников в обучении и развитии. Если эта динамика носит явно прогрессирующий характер, значит, для обучения и развития ребенка созданы вполне комфортные условия.
Данные диагностические методики позволили педагогам гимназии выявить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к учебной деятельности, увидеть индивидуальные различия между детьми, и, в соответствии с результатами диагностики, отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД. В ходе работы были разработаны и апробированы на практике критерии оценивания и определены уровни развития каждого вида УУД. Разработаны и апробированы таблицы анализа результатов диагностических методик как общих по классу, так и индивидуальных. С целью повышения психолого - педагогической компетентности в вопросах формирования и развития УУД родители первоклассников были ознакомлены с результатами диагностики начального уровня сфор-мированности УУД.
Литература
1. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образова-ния//Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 8 (76), с. 32-42
2. Давыдова Н. Н., Поляков Л. П. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособно-сти//Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 3, с. 37-41
3. Зворыгина Л. Ю, Давыдова Н. Н., Штейнберг О. Б. Организация мониторинга ключевых компетентностей в гимназии//Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 3, с. 47-53
4. Сиденко А. С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике.//Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 6.
5. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.//Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012 г, с. 56-64
6. Сиденко Е. А., Хачатрян Н. Л. Стандарты второго поколения в начальной школе: от понимания теории к прак-тике//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2010.-№ 1.
7. Сиденко Е. А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности//Эксперимент и инновации в школе. -2010.- № 3
8. Шамало Т. Н., Усольцев А. П. Диагностика развития субъектной активности школьников//Образование и наука. Известия УрО РАО № 6 (74), 2010 г, с. 76-84
22
Эксперимент и инновации в школе 2012/2