ф
Школа и ФГОС второго поколения
J
Л
Дунилова Раиса Александровна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе психолог МОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Тисуль, Тисульский район, Кемеровская область [email protected], Бобрикова Лидия Геннадьевна педагог-психолог МОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1 п.г.т. Тисуль, Тисульский район, Кемеровская область
РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС К ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования предполагает овладение обучающимися универсальными учебными действиями. Предлагаем программу диагностики уровня развития универсальных учебных действий обучающихся 1-4 классов и алгоритм Ф её реализации.
Ключевые слова: результаты формирования универсальных учебных действий (УУД), программа диагностики УУД, алгоритм реализации программы диагностики уровня развития УУД.
Федеральными государственными образовательными стандартами определён перечень требований к результатам формирования универсальных учебных действий, которые отражены в критериях оценивания личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД младших школьников. В качестве руководства по организации работы в этом направлении предлагается пособие «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли» под редакцией А. Г. Асмолова [1]. В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы, описаны основные типы задач для оценки сформированности УУД.
Анализ методик, представленных в пособии, с позиции цели, оцениваемого УУД, возраста и метода оценивания (индивидуально или фронтально) позволил разработать программу диагностики уровня развития УУД у обучающихся 1-4 классов (табл. 1-4). При разработке программы диагностики мы ориентировались на то, чтобы программа отвечала требованиям оптимальности с точки зрения временных затрат, а кроме того, давала возможность организации мониторинга: определять динамическую картину развития обучаю-
щихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.
Анализ содержания диагностических методик, представленных в пособии [1], позволил также выделить из них такие, в которых заложен высокий воспитательный и развивающий потенциал (например, задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи, на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы и другие задания из раздела «Личностные УУД»). Имеются и другие подходы [2, 3, 4, 5, 6 и др.]. В нашей программе этот вид работы обозначен как «воспитательно-диагностическое занятие в группах». На таком занятии учитель предлагает ситуацию (текст представлен в методике) и вопросы по содержанию ситуации, которые необходимо обсудить в группах. Затем проводится общее обсуждение мнений, формируется отношение к проблеме. В процессе такой работы у обучающихся также развиваются коммуникативные навыки.
Ещё один вид работы - «обучающе-диагностическое занятие» выделен нами на основании анализа содержания диагностической методики «Моделирование». Эти занятия проводятся в группах с целью формирования универсальных учебных действий:
- кодирование/замещение;
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
5
Ф
$
Школа и ФГОС второго поколения
- декодирование/считывание информации;
- умение использовать наглядные модели;
- умение строить схемы, модели.
Также в программу диагностики уровня развития УУД обучающихся 1-го класса включена часть методик диагностического комплекса Л. А. Ясюковой [7]: тест Тулуз-Пьерона, гештальт-тест Бендер, рисунок дерева, матрицы Равена (серии А, В), «Отношение к школе» (метод цветовых выборов Л. А. Ясюковой). В программу диагностики УУД обучающихся 3-го класса включены методики комплекса «Диагностика готовности к переходу в среднее звено» [8], позволяющие оценить уровень интеллектуального и личностного развития каждого обучающегося, определить перечень необходимых мер для профилактики проблем обучения в среднем звене. Многолетний опыт использования методик этих диагностических комплексов показал высокую информативность получаемых результатов и эффективность развивающей и коррекционной работы, построенной на их основании.
Важным результатом в личностном развитии младшего школьника по праву можно считать успешность процесса социализации. В связи с этим в программу диагностики УУД включена методика «Социометрия», позволяющая проследить процесс развития ученического коллектива с 1-го по 4-й класс и динамику социометрического статуса каждого обучающегося.
Программа диагностики УУД предполагает также ежегодное проведение исследования «Отношение к школе» (метод цветовых выборов Л. А. Ясюковой). Диагностика проводится с целью выявления динамики
субъективного отношения к учебным предметам, учебным ситуациям (ответ у доски, выполнение контрольной работы и др.- начиная со 2-го класса), что имеет большое значение в получении дополнительной информации по оценке учебной мотивации школьников.
С целью выявления динамики сформированности «Я-концепции» и отношения к себе используется методика «Кто я?» (модификация М. Куна). Диагностика по данной методике проводится дважды: во 2-м и 4-м классах. Результаты диагностики по этой методике служат своеобразным индикатором эффективности системы воспитательной работы, реализуемой в школе.
Программа рассчитана на различное количество часов: 34 ч. в 1-2 классах и 17 ч. в 3-4 классах. Целесообразность такого распределения часов объясняется тем, что в первые два года учителю необходимо собрать как можно больше информации о ребенке для обеспечения условий полноценного развития на основе выбора развивающих и коррекционных занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Структура программ в 3-м и 4-м классах не является равномерной по времени, в некоторые месяцы диагностическая работа не проводится. Это время отводится на реализацию развивающих и коррекционных программ с обучающимися в рамках интеллектуальных и воспитательных мероприятий, включенных в план работы классного руководителя.
Программой предусмотрена аналитическая деятельность по оценке результатов диагностики и разработка планов развития и коррекции универсальных учебных действий.
Таблица 1
Программа диагностики уровня развития УУД у обучающихся 1 класса
Месяц № недели месяца Вид УУД Кол-во часов Диагностическая методика Вид работы
сентябрь i Регулятивные 2 Тест Тулуз-Пьерона в группах
2
3 2 Гештальт-тест Бендер; Рисунок дерева фронтально
4
октябрь 1 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1
2 Регулятивные Познавательные 2 Матрицы Равена индивидуально
3
4 Личностные 2 «Незавершённая сказка» в группах по 3-4 чел.
5
ноябрь 2 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1
3 Познавательные 2 Кодирование (Д. Векслер) в группах по 4-5 чел.
4
декабрь 1 2 Построение числового эквивалента (Ж. Пиаже) индивидуально
2
3 Коммуникативные 1 «Рукавички» (Г. А. Цукерман) фронтально в парах
4 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1
6
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
$
$
Школа и ФГОС второго поколения
продолжение табл. 1
Месяц № недели месяца Вид УУД Кол-во часов Диагностическая методика Вид работы
январь 3 Познавательные 3 Проба на определение слов в предложении (Карпова С. И.) индивидуально
4
5
февраль 1 Личностные 1 «Отношение к школе» (метод цветовых выборов Л. А. Ясюковой)
2 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1
3 Коммуникативные 3 Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) в парах
4
март 1
2 Личностные 2 Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи индивидуально
3
4 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1
апрель 1 Личностные 1 Социометрия индивидуально
2 1 Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (вариант 1) в парах
3 2 Шкала выраженности учебнопознавательного интереса (Г. Ю. Ксензова) индивидуально
4
май 2 1 Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (Ж. Пиаже) воспитательнодиагностическое занятие в группах
3 Анализ результатов, планы развития и коррекции 2
4
Итого 34 ч
Программа диагностики уровня развития УУД у обучающихся 2 класса
Таблица 2
Месяц № недели месяца Вид УУД Кол-во часов Диагностическая методика Вид работы
сентябрь 1 Коммуникативные 2 Дорога к дому в парах
2
3 Познавательные 3 Диагностика универсальных действий общего приёма решения задач (А. Р Лурия) индивидуально
4
октябрь 1
2 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1
3 Личностные Коммуникативные 2 Задание на оценку усвоения нормы взаимопомощи воспитательнодиагностическое занятие,групповое
4
5 Познавательные 2 Моделирование обучающедиагностическое занятие,групповое
ноябрь 2
3 Личностные 2 Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже) воспитательнодиагностическое занятие,групповое
4
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
7
$
$
Школа и ФГОС второго поколения
продолжение табл. 2
Месяц № недели месяца Вид УУД Кол-во часов Диагностическая методика Вид работы
i
2 Коммуникативные 3 Кто прав? (Г. А. Цукерман) индивидуально
декабрь 3
4 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1
3 обучающедиагностическое занятие, групповое
январь 4 Познавательные 2 Моделирование
5 Методика «Отношение к учебным
1 Личностные 2 предметам, учебным ситуациям» (метод цветовых выборов Л. А. Ясюковой) индивидуально
февраль 2 Коммуникативные 1 Социометрия фронтально
3 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1
4 Диагностика универсальных действий
1 Познавательные 3 общего приёма решения задач
март 2 (А. Р Лурия) индивидуально
3 Личностные 2 Оцени поступок
1
апрель 2 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1
3 Методика «Нахождение схем к задачам» (А. И. Рябинкиной)
4 Познавательные 3 индивидуально
1
2 Личностные 1 Кто я? (модификация М. Куна) фронтально
май 3 Познавательные 1 Проба на внимание (П. Я. Гальперин)
4 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1
Итого 34 ч.
Таблица 3
Программа диагностики уровня развития УУД у обучающихся 3 класса
Месяц № недели месяца Вид УУД Кол-во часов Диагностическая методика Вид работы
сентябрь 2 Познавательные 3 Методика «Нахождение схем к задачам» (А. И. Рябинкиной) в группах
3
4
октябрь 1 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1
2 Познавательные 2 Диагностика универсальных действий общего приёма решения задач (А. Р Лурия) индивидуально
3
ноябрь 2 2 Нахождение схем к задачам (А. Н. Рябинкина)
3
4 Личностные 1 Методика «Отношение к учебным предметам, учебным ситуациям» (метод цветовых выборов Л. А. Ясюковой) фронтально (проектор, экран)
8
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
$
$
Школа и ФГОС второго поколения
продолжение табл. 3
Месяц № недели месяца Вид УУД Кол-во часов Диагностическая методика Вид работы
декабрь i Анализ результатов, планы развития и коррекции i
март i Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные 5 Диагностика готовности к переходу в среднее звено в группах
2
3
апрель 1
2 Социометрия
3 Анализ результатов, планы развития и коррекции 2
4
Итого 17 ч
Таблица 4
Программа диагностики уровня развития УУД у обучающихся 4 класса
Месяц № недели месяца Вид УУД Кол-во часов Диагностическая методика Вид работы
сентябрь 2 Личностные 2 Моральная дилемма индивидуально
3
4 1 Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (вариант 2) фронтально
октябрь 1 1 Анкета «Оцени поступок» фронтально (проектор, экран)
2 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1
3 Познавательные 4 Моделирование обучающедиагностическое занятие,групповое
4
ноябрь 3
4
декабрь 1 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1
февраль 1 Личностные 1 Опросник мотивации в группах
2 1 Методика «Отношение к учебным предметам» (метод цветовых выборов Л. А. Ясюковой) фронтально (проектор, экран)
3 1 Социометрия фронтально
4 1 Кто я? (модификация М. Куна)
март 1 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1
апрель 2 Личностные 1 Рефлексивная самооценка учебной деятельности фронтально
3 Анализ результатов, планы развития и коррекции 1
Итого 17 ч
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
9
$
ф
Школа и ФГОС второго поколения
Программа была разработана в 2010 году в про- программы диагностики уровня развития УУД пред-цессе подготовки к переходу на ФГОС НОО, апробиру- ставлен в табл. 5. ется с 2011-2012 учебного года. Алгоритм реализации
Таблица 5
Алгоритм реализации программы диагностики уровня развития УУД
Мероприятия Ответственный Результат
1 - Подготовка диагностических комплектов для 1-4 классов. - Разработка форм учета результатов диагностики (таблицы Excel). Психолог - Наличие диагностических комплектов. - Наличие форм учета результатов диагностики.
2 Обучающие занятия для учителей (классных руководителей 1-4 классов) по работе с диагностическими комплектами Заместитель директора по УВР; Психолог Компетентность учителей по процедуре проведения диагностики и оценке уровня развития УУД
3 Проведение диагностических мероприятий Классные руководители Первичные данные диагностики (бланки ответов, результаты наблюдений)
4 Заполнение форм учета результатов диагностики Классные руководители Электронная база данных
5 Анализ результатов диагностики Психолог; Классные руководители Планы развития и коррекции
Ф
По результатам диагностики учитель заполняет формы учета, разработанные в формате таблиц Excel, в которых заложены функции подсчета среднего значения уровня сформированности видов УУД. Заполненные формы дают возможность провести анализ уровня развития УУД в целом по классу и индивидуально по каждому обучающемуся. На основании полученных данных учитель разрабатывает планы развития и коррекции.
На всех этапах реализации программы диагностики уровня развития УУД психолог оказывает необходимую помощь учителям в проведении диагностики, проводит консультации, дает рекомендации в процессе разработки планов развития и коррекции. Результатом такой работы является повышение психологической компетенции учителей в вопросах обучения и воспитания, что является необходимым условием в достижении новых результатов образования, предусмотренных стандартами нового поколения.
Литература
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. [Текст] / Под ред. А. Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с. (Пособие для учителя).
#
2. Егорова Л. Н. Модель дифференцированного контроля знаний учащихся. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 1.
3. Малышева Т. И. Контроль и оценка в учебной деятельности на уроках математики // Эксперимент и инновации в школе.- 2008.- № 3.
4. Рагозинникова Л. Н. Оценка качества образования глазами обучающихся, родителей и педагогов. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2012.- № 1.
5. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание. // Инновационные проекты и программы в образовании.-2010.- № 2
6. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010.- № 4.
7. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе [Текст] / Л. А. Ясюкова.- СПб.: ГП «ИМАТОН»,
1999.- 184 с.
8. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах [Текст] / Л. А. Ясюкова.- СПб.: ГП «ИМАТОН», 2001.- 192 с.
10
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
Ф