Научная статья на тему 'PEШEНИЯ ЗAДAЧИ ПО OПТИМИЗAЦИИ OБЪЁМA OБOPOТНOГO ФOНДA ЗAПAСНЫХ ЧAСТEЙ В AВТOСEPВИСНЫХ ПPEДПPИЯТИЯХ'

PEШEНИЯ ЗAДAЧИ ПО OПТИМИЗAЦИИ OБЪЁМA OБOPOТНOГO ФOНДA ЗAПAСНЫХ ЧAСТEЙ В AВТOСEPВИСНЫХ ПPEДПPИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технический сервис / ремонт автомобилей / автосервисные услуги / коэффициент технической готовности / транспортные средства / система технической эксплуатации / зaпaсные чaсти / оборотный фонд / оптимизация / материально-техническое обеспечение / коэффициент планируемого использования / составные части / детали / надёжность / безотказность / безопасность / нoмeнклaтуpa зaпaсных чaстeй / oдинoчный зaпaс / гpуппoвoй зaпaс / систeмa упpaвлeния зaпaсaми. / technical service / car repair / car service services / coefficient of technical readiness / vehicles / technical operation system / spare parts / working capital / optimization / logistics / coefficient of planned use / components / parts / reliability / reliability / safety / nomenclature of spare parts / single stock / group stock / inventory management system.

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Полвонов А. С.

В данной статье рассмотрены теоретические основы решения задачи оптимизации объёма оборотного фонда запчастей и определение вариантов организации системы материально-техническое обеспечение (МТO) на предприятиях автосервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solutions to the problem of optimizing the volume of the working capital of spare parts in car service enterprises

This article discusses the theoretical foundations of solving the problem of optimizing the volume of the working capital of spare parts and determining options for organizing the logistics support system (LSS) at car service enterprises.

Текст научной работы на тему «PEШEНИЯ ЗAДAЧИ ПО OПТИМИЗAЦИИ OБЪЁМA OБOPOТНOГO ФOНДA ЗAПAСНЫХ ЧAСТEЙ В AВТOСEPВИСНЫХ ПPEДПPИЯТИЯХ»

AVTOMOBIL VA QISHLOQXOJALIKMASHINALARI

УДК 629.113

РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ОБЪЁМА ОБОРОТНОГО ФОНДА ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ В АВТОСЕРВИСНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Полвонов А.С НамИСИ, т.ф.н. доцент, [email protected]

Аннотация. В данной статье рассмотрены теоретические основы решения задачи оптимизации объёма оборотного фонда запчастей и определение вариантов организации системы материально-техническое обеспечение (МТО) на предприятиях автосервиса.

Annotatsiya. Ushbu maqolada avtoservis korxonalarida ehtiyot qismlarning aylanma fondi hajmini optimallashtirish muammosini hal qilishning nazariy asoslari va material-texnika ta'minoti (MTT) tizimini tashkil etish variantlarini aniqlash ko'rib chiqiladi.

Abstract. This article discusses the theoretical foundations of solving the problem of optimizing the volume of the working capital of spare parts and determining options for organizing the logistics support system (LSS) at car service enterprises.

Ключевые слова: технический сервис, ремонт автомобилей, автосервисные услуги, коэффициент технической готовности, транспортные средства, система технической эксплуатации, запасные части, оборотный фонд, оптимизация, материально-техническое обеспечение, коэффициент планируемого использования, составные части, детали, надёжность, безотказность, безопасность, номенклатура запасных частей, одиночный запас, групповой запас, система управления запасами.

Kalit so'zlar: texnik xizmat ^rsatish, avtomobillarni ta'mirlash, avtoservis xizmatlari, texnik tayyorgarlik koeffitsienti, transport vositalari, texnik ekspluatatsiya tizimi, ehtiyot qismlar, aylanma fond, optimallashtirish, material-texnika ta'minoti, rejali foydalanish koeffitsienti, butlovchi qismlar, detallar, ishonchlilik, buzilmasdan ishlash, xavfsizlik, ehtiyot qismlar nomenklaturasi, yagona zaxira, guruhli zaxira, zaxiralarni boshqarish tizimi.

Keywords: technical service, car repair, car service services, coefficient of technical readiness, vehicles, technical operation system, spare parts, working capital, optimization, logistics, coefficient of planned use, components, parts, reliability, reliability, safety, nomenclature of spare parts, single stock, group stock, inventory management system.

В современных нормативных документах автосервисных предприятий введён показатель «Коэффициент технической готовности», который наилучшим образом характеризует уровень готовности комплекса «транспортных средств - система технической эксплуатации» и учитывает все виды простоев: связанные как с выполнением планового ТО, TP и непланового ТО, так и с ожиданием необходимых запчастей. Приближенную формулу для расчёта коэффициента технической готовности можно определить следующем образом:

КТГ = КППЗЧ ' КГБС ' КГСМТО, (1)

где Кппзч - коэффициент планируемого использования запасных частей;

Кгбс - коэффициент готовности ТС при бесконечной системе материально-технического обеспечение (МТО);

Кгсмто - коэффициент готовности системы МТО.

Коэффициент планируемого применения запасных частей отражает долю времени, в течение которого транспортное средство (ТС) не должно находиться на плановом ТО.

Одним из условий обеспечение заданного уровня готовности детали и узлов ТС является поддержание оптимального объёма оборотного фонда запасных частей. При этом

Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali 5-jild, 3-son, 2024 Maxsus son

A VTOMOBIL VA QISHLOQ XO'JALIKMASHINALARI особый интерес представляет установление зависимости между достигаемым значением коэффициента готовности в (данном случае Кгсмто) и объёмом фонда, т.е. его стоимостью запасных частей.

Исходными данными для расчёта значения Кгсмто являются:

- данные o составе транспортных средств;

-данные o надёжности составных частей (СЧ) транспортных средств (интенсивности отказов);

- данные о среднем времени поставки или ремонта СЧ;

- данные о начальном объёме запасных частей каждого типа;

- данные о модели стратегии запасами.

Теоретические основы оптимизации объёма запасов достаточно подробно рассмотрены в [5]. Так, в работе подробно рассмотрены вопросы расчёта коэффициента готовности системы МТО. Коэффициент готовности системы МТО Кгсмто рассчитывается как произведение

коэффициентов готовности для каждого типа деталей:

м

кгс = ^ KrcMTOi (2)

i=1

где M - число номенклатура запасных частей,

Кгсмто1 - коэффициент готовности системы МТО для деталей или узлов /-го типа (i =

1,...,M ).

Расчётные формулы для оценки коэффициента готовности системы МТО для деталей i-го типа Кгсмтоi зависят от принятой для данного типа деталей или узлов ТС модели управления запасами. Параметром любой модели управления запасами является начальный объем запасов Анач.-непл= (Ai,...,Am) ( Ai - величина начального

запаса деталей или узлов i-го типа, i = 1,...,M ).

Существует множество вариантов организации системы МТО. Среди них можно выделить следующие типовые случаи:

-одиночный запас (О) - предназначен для поставки или восстановления одного образца деталей или узлов и размещается вблизи автосервисного предприятия;

-групповой запас (Г) - обслуживает несколько образцов деталей или узлов, применяемых в одном автосервисных предприятий или территориально распределённых предприятий автосервиса на незначительное расстояние, так что время доставки запасных частей к каждому из образцов (деталей или узлов) остаётся приемлемым;

-двухуровневая система управления запасами (2У) - на первом (нижнем) уровне размещаются комплекты одиночного запаса (О), на втором (верхнем) уровне находятся групповые запасы, пополняемые из «условно неиссякаемого внешнего источника». Одиночные запасы могут пополняться либо за счёт групповых запасов либо из внешнего источника.

-многоуровневая система управления запасами (МУ)-является развитием двухуровневой системы. При этом, на каждом уровне могут быть использованы следующие стратегии пополнения запасов:

- стратегия периодического пополнения- запасы пополняются до начального уровня через фиксированные, заранее заданные промежутки времени;

-стратегия периодического пополнения с экстренными доставками - запасы поплняются до начального уровня через фиксированные, заранее заданные промежутки времени, кроме того могут проводиться экстренные доставки по определённому признаку при возникновении особых событий;

- стратегия непрерывного пополнения - после каждого уменьшения уровня запасов

Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali 5-jild, 3-son, 2024 Maxsus son

АГГОМОВ^ УА QISHLOQXOJALIKMASHINALARI

формируется заявка на пополнение;

- стратегия пополнения по уровню - заявка на пополнение запасов формируется при уменьшении количества запасных частей заданного типа до заданного уровня.

Рассмотрим более подробно систему групповых запасов со смешанной стратегией пополнения запасов:

-периодическое пополнение запасов для неремонтопригодных деталей;

- непрерывное пополнение для ремонтопригодных деталей.

С теми или иными оговорками, именно эта модель используется в большинстве автосервисных предприятиях.

Модель с непрерывным пополнением запасов. Эта модель подразумевает, что при отказе установленного на транспортное средства детали или узлы пополнение производится путём замены отказавшего деталей или узлов на работоспособное из оборотного фонда, после чего сразу же формируется заявка на пополнение комплекта. Модель чаще всего применяется для ремонтопригодных деталей в ситуации, когда у эксплуатирующей организации есть возможность сразу же отправлять неисправные детали в ремонт и получать их обратно (исправными) через известное среднее время ремонта. Для этой модели формула расчета коэффициента готовности системы МТО для деталей 1-го типа (Кгсмта ) выглядит следующим образом [2]:

(т .4^ • (т -Лг-т)

тг =1 \'пг ' )__пл

KrCMTOi 1 A +1 / л гпч

(4 +1)! £ ,

где т, - количество эксплуатируемых деталей или узлов 1-го типа;

Х, - интенсивность отказов деталей или узлов 1-го типа выраженная в календарном времени;

Т, - среднее время от момента формирования заявки на пополнение запасов до момента доставки, то есть среднее время ремонта (для ремонтируемых деталей или узлов) или среднее время поставки (для неремонтируемых деталей);

А, - начальный запас деталей или узлов 1-го типа. Модель с периодическим пополнением запасов. Эта модель подразумевает, что пополнение запасов производится через фиксированные промежутки времени. При этом пополнение осуществляется до начального (А,) уровня. Данная модель применяется в случаях, когда автосервисное предприятия находится в удалённом регионе, и транспортировка запасных частей осуществляется через заданные периоды времени. Для этой модели формула

расчета Кгсмта выглядит следующим

образом [2]:

КГСШ01=—£ (1 -£ ^^ ---), (4)

т 4г -т =о к=о к\

где Т, - периодичность пополнения запасов днталей и узлов.

Приведенные методики оценки уровня готовности можно использовать для расчета величины начальных запасов при заданных требованиях к готовности (обратная задача). Для её решения коэффициент готовности системы МТО запишем как функцию от величины начальных запасов Анач.-нет=(А\,...,Ам). Предположим, что требуется обеспечить значение коэффициента технической готовности не менее ц, то есть:

Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali 5-jild, 3-son, 2024 Maxsus son

https://mextex.uz/ g2

АГТОМОВК ГА QISHLOQX0JALIKMASHINALARI

КЭГ ~ КПП • КГБС • КГМТ01 (Анач-непл) — М (5)

Предположив, что коэффициент планируемого применения Кппзч и

коэффициент готовности при бесконечном объеме запасов Кгбс известны, это выражение можно записать в следующем виде:

КГСМТ01(Анач-непл) — ^ = У (6)

КППЗЧ ' КГБС

То есть требуется сформировать такой начальный запас, чтобы обеспечить значение коэффициента готовности системы МТО не меньшее, чем известная величина У. Поскольку эта задача имеет бесконечное число решений, так как обеспечить данный уровень готовности можно бесконечной комбинацией достаточно больших объёмов запасов, в качестве дополнительного условия примем, что начальный запас должен иметь минимальную стоимость приобретения. Тогда задачу определения количества начальных запасов можно представить как оптимизационную:

к

2 А ■ С, ^ тт ; КГСМТ0( Анач-непл ) — У> (7)

I=1

где Сг - стоимость деталей или узлов 1-го типа.

Эта задача решается с использованием метода покоординатного спуска и состоит из следующих шагов:

Шаг 0. Устанавливается начальный вектор параме^ов А^-ти, в котором запасы

деталей всех типов равны нулю: АН0Ч-непл) = (0,...0).

Рассчитывается величина Кгсмто ( Ан(оЧ - непл ,).

А,)(+])

Шаг 1+1. На 1+1 шаге рассматриваются вектора Анач - непл,, полученные путем

увеличения величины запасов у'-го типа на единицу. Количество таких векторов будет равно количеству типов деталей М.

Для каждого у'-го типа рассчитывается значение:

1п К ( А(0(+-/) - 1п К ( А(г)

11 К ГСМГ01( Анач.-непл 111К ГСМГ01( Анач.-непл

Л^.- =-, (8)

С

Ai+1)

Значение вектора нач—непл устанавливается равным значению вектора

А' *+J) • ЛАГ

Анач—непл с таким индексомj, для которого величина ANj максимальна.

После этого выполняется проверка условия Анач-непл — У. Если это условие

Ai+1)

выполняется, искомый вектор равен Анач—непл и алгоритм прекращает работу. В

противном случае осуществляется переход на шаг i+2.

Таким образом из вышеуказанного можно сделать вывод, что надо сформировать такой начальный запас, чтобы обеспечило значение коэффициента готовности системы МТО не меньше, чем известная величина У . Чтобы достичь начальный запас должен иметь минимальную стоимость приобретения.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины

Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali 5-jild, 3-son, 2024 Maxsus son https://mextex.uz/ g^

AVTOMOBIL VA QISHLOQXOJALIKMASHINALARI

и определения.

2. Черкесов Г.Н. «Оценка надежности систем с учетом ЗИП», СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 480с.

3. Шура-Бура А.Э., Топольский М.В. Методы организации, расчёта и оптимизации комплектов запасных элементов сложных систем. М.:3нание, 1981.

4. Sharipov K. A., Polvonov A., Abdusattorov N. Theoretical aspects of territorial location modeling of automobile service enterprises. The Seybold Report ISSN 1533-9211 Doi 10.5281/zenodo.6969377.

5. E.B. Судов, А.И. Левин, А.Н. Петров, А.В. Петров, Д.Н. Бороздин «Анализ логистической поддержки. Теория и практика», М.: ООО Издательство «Информ-Бюро», 2014. - 260с.

6. ГОСТ P 53392-2009. Интегрированная логистическая поддержка. Анализ логистической поддержки, М.:Стандартинформ, 2010.

7. Polvonov A.S., Abdusattorov N. A. Ways to improve car service enterprises. Global Symposium on Humanity and Scientific Advancements Hosted From Jacksonville Florida, USA https://conferencepublication.com May 30th 2022.

8. Polvonov A., Abdusattorov N. Problems of restoring the beds of main bearings and studying the deformation-strength properties of polyurethane adhesives. international journal of early childhood special education (int-jecse) doi:10.9756/intjecse/v14i7.50 issn: 1308-5581 vol 14, issue 07 2022.

Mexanika va Texnologiya ilmiy jurnali

5-jild, 3-son, 2024 Maxsus son

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.