Научная статья на тему 'Первый в России конкурс выпускных квалификационных работ по специальности "Маркетинг"'

Первый в России конкурс выпускных квалификационных работ по специальности "Маркетинг" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый в России конкурс выпускных квалификационных работ по специальности "Маркетинг"»

Научная жизнь

А.Д. Ливандовская,

профессор кафедры маркетинга;

М.Г. Шпигунов,

ассистент кафедры маркетинга

ПЕРВЫЙ В РОССИИ КОНКУРС ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ "МАРКЕТИНГ"

Специальность "Маркетинг" - относительно новая в России. Она была введена в классификатор специальностей в 1995 г. Однако такие крупные экономические вузы, как Российская экономическая академия (РЭА) имени Г.В. Плеханова (г. Москва), начали осуществлять подготовку маркетологов, не дожидаясь, пока эта специальность будет узаконена.

Дальневосточная государственная академия экономики и управления (ДВГАЭУ) поддерживает тесные контакты со своей альма-матер -РЭА. В 1994 г. в рамках специальности "Экономика и управление на предприятии" в нашем вузе, одном из первых на Дальнем Востоке, была открыта специализация "Маркетинг". В 1998 г. первая группа дальневосточных маркетологов получила путевку в жизнь. С 1998 по 2002 г. в ДВГАЭУ подготовлено более 80 маркетологов, которые в настоящее время успешно реализуют себя в экономической науке, маркетинговом консалтинге, прикладном маркетинге.

В 1996 г. на базе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования первого поколения в академии были разработаны профессионально-образовательная программа, учебный план, и вуз получил лицензию Министерства образования РФ на подготовку специалистов высшей квалификации по этой специальности. В настоящее время в ДВГАЭУ по специальности "Маркетинг" обучается 232 студента по очной, заочной, заочно-ускоренной формам обучения и дистанционной технологии.

Накопив положительный опыт в области подготовки маркетологов, ДВГАЭУ в 2002 г. выступила с инициативой проведения Всероссийского конкурса выпускных квалификационных работ по специальности "Маркетинг" в рамках III тура Всероссийской студенческой олимпиады. Эта инициатива получила одобрение Министерства образования РФ и в декабре 2002 г. согласно приказу Минвуза конкурс выпускных квалификационных работ по специальности "Маркетинг" прошел во Владивостоке на базе кафедры маркетинга ДВГАЭУ. Ему предшествовала большая подготовительная работа. Был создан оргкомитет, разработано Положе-

ние о конкурсе, критерии оценки конкурсных работ, информационное письмо; создана экспертная комиссия в составе 8 человек из высококвалифицированных преподавателей кафедр маркетинга и менеджмента владивостокских вузов, осуществляющих подготовку специалистов в области маркетинга, изучен реестр вузов России, в которых открыта специальность "Маркетинг". Приглашения к участию в конкурсе были разосланы более чем в 100 вузов России.

На конкурс поступили работы от десяти вузов Хабаровска, Красноярска, Кургана, Саратова, Уфы, Владивостока, Читы, Иркутска. Из владивостокских вузов работы представили ДВГАЭУ, ДВГУ, Дальрыбвтуз, негосударственное образовательное учреждение Институт международного туризма.

Тематика поступивших на конкурс выпускных квалификационных работ актуальна и весьма разнообразна: изучение региональных товарных рынков, разработка маркетинговых программ новых товаров, стратегий маркетинга, программ продвижения, вопросы управления сбытом, каналы распределения, брэндинг. Все работы имеют практическую направленность, содержат конкретные рекомендации; многие из них имеют справки о внедрении.

Экспертная комиссия тщательно оценивала каждую работу, при этом учитывались следующие критерии: актуальность темы, соответствие содержания работы профилю подготовки и требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, научная новизна и практическая значимость, наличие собственных полевых исследований и их качество, оригинальность предложенных к разработке идей, оформление работы. Оргкомитет дополнительно ввел две номинации: "Лучшее маркетинговое исследование" и "Лучшее маркетинговое решение".

На заседании конкурсной комиссии были определены лучшие выпускные квалификационные работы. Ими стали:

- комплексная работа выпускниц ДВГАЭУ (г. Владивосток) С.В. Кулаковой и Н.Г. Винниковой на тему "Маркетинговое исследование рынка семян Приморского края" - 1 место;

- работа выпускницы Курганского государственного университета И.А. Монаховой на тему "Разработка маркетинговой программы вилочного погрузчика" - 2 место;

- работы выпускницы Дальневосточного государственного университета С.В. Назаровой на тему "Исследование товарного рынка (на примере рынка детских товаров Владивостока)" - 2 место;

- работа выпускницы Дальневосточной государственной академии экономики и управления Е.Кононенко на тему "Разработка маркетинговой стратегии розничной торговой фирмы" - 3 место;

- работа выпускницы кемеровского филиала института Российского торгово-экономического университета Т.И. Благодир на тему "Проблемы конкурентоспособности предприятия".

В номинации "Лучшее маркетинговое исследование" победителем была признана работа выпускниц ДВГАЭУ С. Кулаковой и Н. Виннико-вой, в номинации "Лучшее маркетинговое решение" - выпускницы Кур-

ганского государственного университета И.Монаховой. Обе работы имеют справки о внедрении.

Дипломами оргкомитета конкурса награждены:

- работа выпускницы Красноярского государственного университета Т.А. Губер на тему "Управление каналами распределения на примере ООО "Интеллект-Сервис-Сибирь";

- работа выпускницы НОУ Института международного туризма А. С. Гребневой на тему "Брэндинг как компонент рекламной стратегии с точки зрения потребителя".

На наш взгляд, хотя в конкурсе не приняли участие центральные вузы России (из Москвы, Санкт-Петербурга), он удался. Конкурс позволил оценить уровень выпускных квалификационных работ в вузах зоны Сибири, Урала, Дальнего Востока, выявить некоторые проблемы становления этой специальности, очень нужной и важной для вступившей в рынок экономики России.

В Министерстве образования по достоинству оценили уровень организации конкурса, проведенного на базе кафедры маркетинга ДВГАЭУ, и было принято решение в 2003 г. вновь провести этот конкурс на базе академии.

Кафедра маркетинга ДВГАЭУ приглашает к участию в конкурсе все вузы, осуществляющие выпуск студентов в 2003 г. по специальности "Маркетинг".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.