Научная статья на тему 'Кафедре маркетинга ТГЭУ 5 лет'

Кафедре маркетинга ТГЭУ 5 лет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедре маркетинга ТГЭУ 5 лет»

Поздравляем юбиляра

А.Д. ЛИВАНДОВСКАЯ

Кафедре маркетинга ТГЭУ 5 лет

В июне 2005 г. кафедре маркетинга исполняется пять лет. Период становления пройден. Кафедра заняла достойное место среди выпускающих кафедр Экономического института ТГЭУ. Настало время подвести итоги работы за пять лет, разработать стратегию развития на последующие годы.

Созданию кафедры маркетинга ТГЭУ предшествовала большая работа. Ее фундамент закладывался на кафедре экономики и управления на предприятии, открывшей в 1993 г. специализацию «Маркетинг» на специальности «Экономика и управление на предприятии», когда новая для России специальность «Маркетинг» еще не была введена Министерством образования в классификатор специальностей высшего и профессионального образования России.

В 1995 г. Дальневосточный коммерческий институт (ДВКИ, ныне ТГЭУ) стал членом Российской ассоциации маркетинга (РАМ), а в 1996 г. вошел в Общероссийскую маркетинговую систему и получил доступ к ее информационным ресурсам. Он был тогда единственным вузом Дальневосточного региона, ставшим членом РАМ.

У истоков кафедры маркетинга ТГЭУ стояли профессора А.Д. Ли-вандовская и Е.С. Медведева. Именно по их инициативе была открыта специализация «Маркетинг», а в 1996 г. подготовлена профессиональнообразовательная программа по специальности «Маркетинг» и необходимые документы для ее открытия. Приказом Министерства высшего профессионального образования Российской Федерации в июле 1996 г. в ДВКИ была открыта специальность «Маркетинг» и получена лицензия на подготовку специалистов. В 1997 г. проведен первый набор студентов на эту специальность дневной и заочной формам обучения, а в 1998 г. состоялся первый выпуск маркетологов на Дальнем Востоке. С открытием специальности «Маркетинг» одноименная специализация на специальности «Экономика и управление на предприятии» была закрыта, последний выпуск по этой специализации был сделан в 2000 г., в год открытия кафедры маркетинга.

Пять выпускников специализации «Маркетинг» в 1998-2001 гг. поступили в аспирантуру при Дальневосточной государственной академии экономики и управления (ныне ТГЭУ), двое из них (Р.А. Кондратов, Е.В. Борисюк) защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: маркетинг». Завершает работу над диссертацией

Л.К. Строкач (Л.К. Каурова). М.Г. Шпигунов совместно со М.Г. Шпигу-новой (М.Г. Траценко) открыли успешно функционирующее в настоящее время маркетинговое агентство «Маркус».

Основной костяк профессорско-преподавательского состава кафедры маркетинга в 2000 г. образовали преподаватели кафедры экономики и управления на предприятии: профессор, к.э.н. А.Д. Ливандовская, доцент, к.э.н. Е.С. Медведева, ассистент Е.А. Глотова, аспиранты М.Г. Шпигунов, М.Г. Траценко, Л.К. Строкач. К работе на кафедре были привлечены к.э.н., и.о. доцента кафедры экономической теории Н.И. Протопопова, проректор по общим вопросам, к.э.н. Г.А. Богданович, доцент ВГУЭС к.э.н. В.Г. Степанов. Возглавила кафедру А.Д. Ливандовская, имеющая большой опыт заведования кафедрой.

Годы становления были нелегкими, приходилось разрабатывать новые дисциплины, создавать их методическое обеспечение, разрабатывать учебно-методический комплекс специальности в целом. В связи с отъездом в Москву к.э.н. Н.И. Протопоповой кафедра испытывала дефицит преподавательских кадров. Выручали аспиранты: они не только проводили практические занятия, но и разрабатывали и читали лекции по маркетингу на предприятиях малого и среднего бизнеса, международному, социально-этическому маркетингу. Учебная нагрузка на кафедру росла, увеличивался контингент студентов, необходимо было осваивать дисциплины специализаций: «Торговый маркетинг», «Маркетинговое планирование в торговых предприятиях», требовались новые преподавательские кадры. Кафедра уделяет большое внимание привлечению квалифицированных специалистов, имеющих опыт практической работы маркетолога. В феврале 2001 г. на кафедру маркетинга пришла Е.В. Борисюк (ныне Е.В. Носкова), работавшая в то время маркетологом ООО «Интеллект-Сервис», в сентябре 2001 г. - Е.А. Тюрина, окончившая аспирантуру ДВГАЭУ в 1998 г., «Маркетинговое планирование на торговых предприятиях» в 2001 г. вел на условиях почасовой оплаты выпускник специализации «Маркетинг» 1999 г. П. Госков, работавший маркетологом в ООО «Дальстар», в 2002 г. - Е. Оводенко, выпускница 2002 г., работавшая маркетологом в ООО «Оникс». Помогали вести учебный процесс ст. преподаватели кафедры менеджмента Т. А. Никулина, В.В. Пилипчук, ст. преподаватель кафедры маркетинга Дальрыбвтуза Н.М. Шаляпина.

За добросовестный труд, успехи в научной и методической работе профессора кафедры маркетинга А.Д. Ливандовская и Е.С. Медведева награждены нагрудными знаками «Почетный работник высшего образования РФ».

Много внимания уделялось внедрению активных методов обучения, развивающих самостоятельность и творческую активность студентов, а также изданию учебных пособий. В 2000 г. на кафедре были выпущены следующие пособия: «Маркетинг: краткий курс» (автор Е.С. Медведева), получившее гриф Минобразования и награжденное дипломом в номинации «Учебное пособие» конкурса «Лучшая вузовская книга» на выставке «Печатный двор - 2000»; «Компьютерные модели управления запасами товаров, сырья, комплектующих деталей» (авторы А.Д. Ливандовская, Л.Г. Воробьева), подготовленное в форме обучающей программы-тренажера, реализующее информационные технологии обучения.

Понимая, что без научных исследований трудно подготовить мар-кетолога-профессионала, в 2000-2003 гг. кафедра заключает с холдинговой компанией ОАО «Владхлеб» договоры на проведение научных исследований рынка хлеба, хлебобулочных и мучнистых кондитерских изделий г. Владивостока, рынка замороженных изделий из слоеного теста, рынка хлеба и хлебобулочных изделий Приморского края. К полевым исследованиям в рамках этих тем широко привлекались студенты 3-5-х курсов специальности «Маркетинг». В 2002 г. кафедра маркетинга по разработанным ею технологиям проводила исследование потребителей в рамках ежегодно проводимого интернет-конкурса «Торговая марка года» по номинации «Народная марка». В нем принимали участие не только студенты-маркетологи, но и студенты-товароведы, коммерсанты. За разработку новой технологии исследования популярности торговых марок кафедра была награждена дипломом.

Совместно с аспирантами (7 человек) кафедра проводит инициативные научные исследования по

- разработке маркетинговых информационных систем для предприятий связи (Р.А. Кондратов),

- методическому обеспечению разработки программ продвижения продукции предприятий информационного бизнеса (М.Г. Траценко),

- совершенствованию методов оценки конкурентоспособности предприятий рыбной промышленности (Л.К. Строкач),

- использованию маркетинговых технологий во внешнеэкономической деятельности российских предприятий (М.Г. Шпигунов),

- совершенствованию регулирования интеграции экономики Приморского края в АТР (Е.А. Тюрина),

- совершенствованию методов оценки эффективности рекламной деятельности фармацевтических предприятий (Е.А. Носкова),

- исследованию оценки конкурентоспособности предприятий розничной торговли (Е.А. Глотова),

- исследованию эффективности малого бизнеса и путей ее повышения в Приморском крае (Л.В. Переверзева).

В 2001 г. при непосредственном участии кафедры маркетинга была проведена конференция молодых ученых по проблемам маркетинга в Дальневосточном регионе, в 2003 г. проведено заседание секции «Роль маркетинга в обеспечении экономического роста региона» в рамках всероссийской конференции «Ресурсно-промышленный потенциал и проблемы обеспечения экономического роста».

В 2003 г. заключены договоры о творческом сотрудничестве с Приморской торгово-промышленной палатой, Институтом географии ДВО РАН.

Несмотря на молодость, кафедра открывает новые формы обучения, новые специализации. В 2001 г. при поддержке ученого совета был открыт прием на специальность «Маркетинг» по ускоренным образовательным программам для лиц, получающих второе высшее образование, а также закончивших колледжи. В 2002 г. был открыт прием на специальность «Маркетинг» по дистанционной технологии обучения и освоена новая специализация «Банковский маркетинг». Большую помощь для

этой специализации в обеспечении учебного процесса оказал д.э.н., профессор ДВГУ А.И. Фисенко, который разработал такие дисциплины, как «Банковский маркетинг», «Маркетинговое планирование в банках», тематику курсовых и выпускных квалификационных работ.

В 2002 г. кафедра сделала первый выпуск маркетологов по специализации «Маркетинг в торговле» дневной и заочной форм обучения в количестве 31 чел., в 2003-2004 гг. - еще 81, в т.ч. по специализации «Банковский маркетинг» - 6 чел. Выпускники работают маркетологами в различных сферах: розничной и оптовой торговле, банках, страховании, пищевой промышленности, отраслях связи и др.

Кафедра продолжала развиваться, пополняться новыми высококвалифицированными кадрами.

В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры сформирован. На кафедре работает 2 профессора, один из них имеет ученую степень д.э.н., 2 доцента, к.э.н., 1 ст. преподаватель, к.э.н., 3 старших преподавателя, завершающих работу над кандидатскими диссертациями.

Преподаватели кафедры постоянно повышают свою квалификацию на специализированных семинарах, факультетах повышения квалификации, в экономических школах, участвуют в различных конкурсах. На кафедре подготовлено и защищено 2 кандидатских диссертации (Р.А. Кондратов - 2003 г., Е.В. Носкова - 2004 г.). Завершают работу над кандидатскими диссертациями Е.А. Тюрина, Е.А. Глотова, Л.В. Переверзева, Л.Г. Строкач Работает над диссертацией Т.А. Никулина. Ведут научные исследования аспиранты кафедры 1-го года обучения. В. В. Ивин планирует в 2005 г. поступать в докторантуру ТГЭУ.

В 2003 г. при кафедре маркетинга открыт Центр маркетинговых исследований (директор В.В. Ивин), который в соответствии с утвержденным ученым советом положением проводит не только научные исследования в области маркетинга, но и оказывает консультационную помощь предприятиям по внедрению маркетинговых технологий, осуществляет подготовку и выпуск литературы по современным технологиям в управлении бизнесом, планирует проведение семинаров, круглых столов по операционному и стратегическому маркетингу для специалистов, открытие клуба профессиональных маркетологов. В 2004 г. Центр маркетинговых исследований провел исследование по 2-м хоздоговорным темам, выиграл грант администрации Приморского края (750 тыс. руб.) на создание центра по обучению маркетингу предпринимателей и специалистов малого и среднего бизнеса. В 2005 г. планируется издание 5 монографий и брошюр по различным направлениям управления современным бизнесом, проведение круглого стола по маркетингу в образовании, семинаров по совершенствованию рекламной деятельности фармацевтических предприятий.

В 2003 г. в рамках комплексной аттестации ДВГАЭУ специальность «Маркетинг» аттестована на последующие 5 лет экспертной комиссией Министерства образования и науки РФ.

За 5 лет существования кафедры освоены информационные технологии обучения, разработаны и внедрены в учебный процесс электрон-

ные учебники, обучающие программы, компьютерное тестирование, презентации, кейсы, деловые игры, метод модераций. Опубликовано 6 учебных пособий, из них 3 с грифом Минобразования. Опубликовано более 100 статей и тезисов докладов на международных, всероссийских, региональных и внтуривузовских конференциях.

Много внимания кафедра уделяет научно-исследовательской работе студентов, понимая, что без нее трудно обеспечить высокий уровень подготовки маркетологов. С 2001 г. кафедра проводит внутривузовскую олимпиаду по маркетингу, с 2002 г. - ежегодный тур Всероссийской студенческой олимпиады в форме конкурса выпускных квалификационных работ. С 2002 по 2004 г. на этот конкурс было представлено 48 работ из 31 вуза и 26 городов России. Популярность этого конкурса растет. В 2002 г. его лауреатами стали выпускники 2002 г. С. Кулакова, Н. Винникова (1-е место), Е. Каноненко (3-е место), в 2003 г. В. Сим (2-е место), в 2004 г. Е. Чистякова (3-е место).

Студенты кафедры участвуют в ежегодных Всероссийских конкурсах научных студенческих работ в номинации «Маркетинг и реклама». В 2004 г. студентка заочного института И. Косова награждена медалью Министерства образования и науки РФ. Студенты кафедры маркетинга ежегодно занимают призовые места на внутривузовских конкурсах научных студенческих работ. Каждый раз в рамках Дня науки в ТГЭУ кафедра проводит заседание секции «Маркетинг в XXI веке», на котором студенты 2-5-го курсов выступают с научными докладами, участвуют в конкурсе «Самый умный маркетолог». Студенты кафедры также участвуют в городских конкурсах, которые проводят крупные компании г. Владивостока, и завоевывают на них призовые места (конкурс бизнес-планов, программ продвижения продукции Холдинговой компании ОАО «Владхлеб» и др.). Как уже отмечалось, студенты принимают участие и в разработке хоздоговорных тем кафедры, публикуют статьи и тезисы докладов совместно с преподавателями.

В последние годы кафедра активизировала работу в области международного сотрудничества. В рамках договоров, заключенных между ТГЭУ и Хейлунцзянским университетом, студенты 3, 4-го курсов специальности «Маркетинг» выезжают на международную производственную практику на торговые и промышленные предприятия г. Харбина (КНР).

За прошедшие пять лет кафедрой сделано немало, заложен прочный фундамент. Разработан перспективный план развития, в соответствии с которым предусмотрены подготовка маркетологов по таким специализациям, как «Международный маркетинг», «Маркетинг в страховании», открытие новой специализации «Интернет-маркетинг».

Кафедра считает возможным создание дальневосточной школы маркетинга для разработки наиболее перспективных направлений операционного, стратегического и международного маркетинга и привлечения в аспирантуру и докторантуру наиболее одаренных студентов, специали-стов-практиков, талантливых молодых ученых, защитивших кандидатские диссертации.

В планах кафедры маркетинга - подготовка и издание учебных пособий по маркетинговому планированию на торговых предприятиях, по-

ведению потребителей, информационным системам в маркетинге, математическому моделированию в принятии маркетинговых решений, маркетингу в розничной и оптовой торговле, а также монографий по результатам диссертационных исследований.

В рамках Центра маркетинговых исследований планируется значительное расширение тематики научных исследований, выполняемых по договорам с предприятиями различных отраслей экономики Приморского края, участие в конкурсах на получение грантов, проведение тематических семинаров и круглых столов по наиболее актуальным проблемам практического маркетинга, разработка и реализация программы повышения квалификации специалистов. В перспективах кафедры - создание электронных баз данных по состоянию, тенденциям развития и конъюнктуре региональных товарных рынков Приморского края.

Кафедра планирует расширить международные связи с университетами КНР, Японии, США по обмену преподавателями, проведению совместных научных исследований, направлять преподавателей на стажировку за рубеж, в том числе и через Российскую ассоциацию маркетинга.

Кафедра маркетинга молода (средний возраст преподавателей - 36 лет), обладает высоким творческим потенциалом, полна новых замыслов и идей. Возглавляет кафедру молодой доктор экономических наук И.М. Романова, имеющая высокий научный потенциал и хорошие организаторские способности.

Поздравляем кафедру маркетинга ТГЭУ с 5-летним юбилеем и пожелаем успехов в реализации намеченных планов.

© Ливандовская А. Д., 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.