Научная статья на тему 'Роль тгэу в развитии экономического образования в регионе'

Роль тгэу в развитии экономического образования в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФУНДАМЕНТАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / REFORM OF ECONOMICS' EDUCATION / FUNDAMENTALS OF ECONOMICS' EDUCATION / ECONOMIC EDUCATION / METHODS OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES / INTERDISCIPLINARY THINKING / ECONOMIC THINKING / BUSINESS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белкин В. Г., Романова И. М., Ливандовская А. Д.

Рассматриваются основные направления реформирования экономического образования в Тихоокеанском государственном экономическом университете (ТГЭУ) одном из ведущих экономических университетов российского Дальнего Востока, их влияние на развитие экономического образования и формирование нового экономического мышления управленческих кадров региона, а также накопленный ТГЭУ опыт подготовки экономических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Looks at the basic directions of reform in economics' education at the Pacific State University of Economics (PSUE) one of the leading economic universities in the Russian Far East. It also deals with the university's influence on the development of education in economics and the formation of new economical thinking in managerial personnel within in the region; also in preparing economic specialists of PSUE.

Текст научной работы на тему «Роль тгэу в развитии экономического образования в регионе»

ТГЭУ 45 лет

В.Г. БЕЛКИН,

И.М. РОМАНОВА,

А.Д. ЛИВАНДОВСКАЯ

Роль ТГЭУ в развитии экономического образования в регионе

Рассматриваются основные направления реформирования экономического образования в Тихоокеанском государственном экономическом университете (ТГЭУ) - одном из ведущих экономических университетов российского Дальнего Востока, их влияние на развитие экономического образования и формирование нового экономического мышления управленческих кадров региона, а также накопленный ТГЭУ опыт подготовки экономических кадров.

Ключевые слова: экономическое образование, реформирование экономического образования, фундаментализация экономического образования, методика преподавания экономических дисциплин, междисциплинарное мышление, экономическое мышление, бизнес-образование.

The Role of PSUE in the Development of Economics Education within the Region. V.G. BELKIN, I.M. ROMANOVA, A.D. LIVANDOVSKAYA

Looks at the basic directions of reform in economics’ education at the Pacific State University of Economics (PSUE) - one of the leading economic universities in the Russian Far East. It also deals with the university’s influence on the development of education in economics and the formation of new economical thinking in managerial personnel within in the region; also in preparing economic specialists of PSUE.

Key Terms: economic education, reform of economics’ education, fundamentals of economics’ education, methods of teaching economic disciplines, interdisciplinary thinking, economic thinking, business education.

Образование - важнейший и сложнейший социально-экономический комплекс любого общества. Как отметил В.В. Путин в 2006 г.: «Мы хорошо знаем, уровень образования - это исходящая отправная точка экономического и научно-технического прогресса. Отставание в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности государства, на национальных перспективах»1. Оценивая итоги реформирования системы образования в России, он подчеркнул, что коренной модернизации в данной сфере не произошло. Эта оценка в полной мере относится к высшему образованию, особенно экономи-

1 Путин В.В. Итоги // Экономика и образование сегодня. 2006. № 10. С. 4-6.

ческому, которое в первую очередь, как по содержанию, так и по методике преподавания, нуждалось в перестройке, поскольку нарождающейся рыночной экономике России потребовались совершенно иное экономическое мышление, кадры с другим экономическим менталитетом, навыками и умениями.

В отличие от математического, естественно-научного, технического высшего образования экономическое базировалось на догматах только одной научной экономической школы - марксистской (трудовой теории стоимости) и по содержанию, формам организации и методике преподавания коренным образом отличалось от международных образцов. В связи с этим, если другие направления высшего образования в России нуждались в модернизации, то экономическое - в коренной перестройке, что поставило экономические вузы России, особенно находившиеся на начало реформ в отраслевом подчинении и готовившие кадры для конкретной отрасли региона, в особо трудные условия.

Именно таким вузом накануне экономической реформы в России и был Тихоокеанский государственный экономический университет (ТГЭУ), тогда Дальневосточный институт советской торговли (ДВИСТ), осуществлявший качественную подготовку экономистов, бухгалтеров, товароведов, технологов общественного питания для торговли и общественного питания Дальнего Востока по очной и заочной формам обучения, имевший учебно-консультационный пункт в г. Южно-Сахалинске. Ежегодный выпуск специалистов для торговли и общественного питания в то время составлял около 700 чел. Вуз имел хорошую репутацию в регионе. Конкурс при приеме на экономические специальности «Экономика торговли», «Бухгалтерский учет», «Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров» был очень высок.

В начале экономических реформ ДВИСТ преобразовался в Дальневосточный коммерческий институт (ДВКИ, 1992 г.) с целью уйти от отраслевой направленности, поскольку было понятно, что для экономики переходного периода, начавшегося формирования ее новых сфер (банковской, страхования, малого бизнеса), развития внешнеэкономической деятельности предприятий потребуются специалисты широкого экономического профиля, обладающие не только определенным профессиональным уровнем, но и компетенциями.

Спрос на экономическое образование в Дальневосточном регионе вырос не только среди выпускников школ и средних учебных заведений, поступающих в вузы, но и среди лиц, желающих приобрести такое образование как второе высшее. Кроме того, начал формироваться спрос на бизнес-образование (переподготовку экономических и управленческих кадров) организаций различных сфер

экономики. В связи с этим перед ректоратом встали вопросы: какие экономические специальности развивать; в каком направлении модернизировать содержание существующих; как сохранить качество подготовки экономических кадров, не потерять репутацию одного из ведущих вузов экономического образования на Дальнем Востоке России.

Для того чтобы выбрать стратегические ориентиры развития вуза в период экономических реформ в стране и на Дальнем Востоке, необходимо было оценить, какие экономисты, управленцы потребуются региональной экономике, в каком направлении будет развиваться высшее экономическое образование в России. Созданный в вузе Научно-исследовательский институт рынка сертификации и технологии производства товаров народного потребления получил от Министерства высшего образования РФ государственный заказ на проведение исследований по теме «Тенденции изменения потребности в кадрах высшей квалификации для Дальневосточного региона в сфере экономики, бизнеса и новых пищевых технологий при переходе к рыночным отношениям», в ходе которых на основе опроса ведущих специалистов банков, страховых компаний, торговых и промышленных предприятий Дальневосточного региона было определено: в каких новых специальностях возникнет необходимость на рынке труда в 1990-е гг. и первое десятилетие XXI в.; в каком количестве потребуются специалисты по традиционным для вуза и новым специальностям, что они должны знать и уметь.

Результаты этих исследований позволили руководству вуза выстроить научно обоснованную стратегию его развития на рубеже XX и XXI вв. - стратегию фундаментализации экономического образования, постепенного освоения новых специальностей, сохранения качества образования. Для реализации этой стратегии ТГЭУ располагал необходимыми материальными ресурсами: высоким уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава экономического профиля, учебно-лабораторной базой, научно-исследовательским институтом, долговременными связями с Институтом экономики ДВО РАН, РЭА им. Г.В. Плеханова, Санкт-Петербургским финансово-экономическим университетом и другими центральными экономическими вузами.

К началу реформирования высшего экономического образования в России и самого вуза по меркам Дальнего Востока он располагал профессорско-преподавательским составом высокой квалификации. Здесь работали 3 доктора экономических наук (профессора Д.К. Шевченко, А.Д. Нестеренко, Л.С. Пузыревский); 51 кандидат экономических наук (70 % из них имели ученое звание доцента). Все кандидаты экономических наук обучение закончили в аспирантуре ведущих центральных экономических вузов страны: МИНХа им. Г.В. Плеханова,

Ленинградского института советской торговли им Ф. Энгельса, Ленинградского финансово-экономического института им Н.А. Вознесенского. Эти вузы славились хорошими экономическими школами, высоким уровнем подготовки специалистов общеэкономического профиля, широким спектром экономических исследований как теоретико-методологического, так и прикладного характера, активным использованием в экономических исследованиях современного математического аппарата, позволяющего изучать как детерминированные, так и стохастические связи в экономике.

Экономические кадры, способные совершенствоваться, неординарно мыслить, хорошо знавшие теорию и традиции русской экономической школы, имевшие большой опыт научных исследований в различных сферах экономики, явились главным богатством ТГЭУ в проведении намеченных им стратегических преобразований. Патриоты своего вуза, вкусившие всю прелесть научного творчества, они активно включились в самообразование, познавая не только теорию и практику рыночной экономики, но и пересматривая сложившуюся годами методику информационного (контактного) преподавания экономических дисциплин. Что касается методики преподавания, то и в этой области был накоплен определенный опыт. Начиная с 1979 г. вуз стал усиленно внедрять в учебный процесс разнообразные деловые игры, хозяйственные ситуации, «круглые столы», семинары-конференции и другие активные методы обучения, сквозное курсовое и дипломное проектирование, широко использовал в курсовых и дипломных работах, научных исследованиях экономико-математические методы и модели. Все это позволило коллективу за короткие 15 лет, невзирая на необходимость решения проблем «выживания», при остром дефиците бюджетного финансирования, превратить отраслевой экономический вуз в современный учебно-научно-производственный комплекс.

Реформирование экономического образования в ТГЭУ шло в русле общих тенденций развития этого образования в России. ТГЭУ взял на себя роль «локомотива» в совершенствовании экономического образования в Дальневосточном регионе. Надо отметить, что проблемы реформирования высшего экономического образования здесь усложнились вследствие постепенной изоляции региона от центра. Это привело к ослаблению долговременных связей, налаженных с ведущими экономическими вузами России, являющимися своеобразными анклавами реформирования экономического образования в стране. ТГЭУ пришлось самостоятельно, без поддержки министерства и центральных вузов, решать проблемы реформирования экономического образования, осуществлять подготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава. В 1993 г. открылась аспирантура по специальности 08.00.05 «Экономика и управление на-

родным хозяйством», затем по специальностям 08.00.13 «Математические методы и применение вычислительной техники в экономических исследованиях, управлении народным хозяйством и его отраслями» и 08.00.10 «Финансы и кредит». В 2000 г. по специальности 08.00.05 была открыта докторантура, Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, что позволило ТГЭУ решать не только собственную проблему подготовки научно-педагогических кадров, но и проблемы других вузов региона.

Для удовлетворения потребностей работодателей региона в бизнес-образовании в 1996 г. был организован и начал работу Институт повышения квалификации с факультетом повышения квалификации преподавателей, который сыграл большую роль в формировании нового экономического мышления специалистов в различных секторых региональной экономики. Факультет повышения квалификации профессорско-преподавательского состава сосредоточил свою деятельность в области методики преподавания, способствуя освоению преподавателями активных методов обучения, информационных образовательных технологий. Это позволило осуществлять переподготовку преподавателей не только собственного, но и других вузов региона.

Учитывая растущий спрос на экономическое образование в регионе, ТГЭУ первым среди экономических вузов Дальнего Востока открыл подготовку по ускоренным образовательным программам для лиц, желающих получить второе высшее (экономическое) образование на компенсационной основе. Кроме того, на условиях трехсторонних договоров вуз-студент-работодатель стали привлекать молодых людей на очную и заочную формы обучения. Это позволило вузу не только сохранить, но и значительно увеличить контингент студентов, в какой-то мере решить проблему финансирования модернизаций.

Введение заочной формы обучения по образовательной программе с сокращенным сроком обучения для лиц, желающих получить второе высшее образование, работающих на производстве и постоянно решающих на практике проблемы, возникающие в процессе перехода экономики своих предприятий на рыночные «рельсы», стало одновременно и хорошей школой для преподавателей прикладных экономических дисциплин. Аудитория коренным образом изменилась: из пассивных слушателей студенты превратились в активных, требующих, чтобы вуз давал те знания и навыки, которые будут востребованы реальной практикой. Это побудило преподавателей экономических дисциплин обновлять и пополнять свои знания, искать новые, соответствующие требованиям времени методы преподавания.

Содержание как базовых, так и прикладных экономических дисциплин, методика их преподавания были существенно изменены. Де-

ловые игры, тренинги, хозяйственные ситуации, работа с программными продуктами стали обычным явлением в учебном процессе ТГЭУ на экономических специальностях. Начались разработка и внедрение компьютерных технологий: электронные учебники, презентации, различного рода обучающие и тестирующие компьютерные программы, работа с базой данных, программными продуктами, предназначенными для использования в определенной профессиональной среде. Не была забыта самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов, она приобрела лишь новые формы: подготовка рефератов, экономических эссе, реферирование экономических журналов, в том числе на иностранном языке; работа с базами статистических данных, компьютерными базами знаний на СО, а позднее в Интернете, информационными ресурсами центральных вузов благодаря использованию информационных технологий библиотекой вуза; проведение различного рода маркетинговых исследований; выполнение комплексных выпускных квалификационных работ по заявкам предприятий по наиболее актуальным прикладным проблемам рыночной экономики.

Перестроив содержание и методику преподавания прежних экономических дисциплин и освоив новые, ТГЭУ перешел к открытию новых специализаций как на традиционных, так и новых специальностях. Формировались те специализации, которые, по экспертным оценкам ведущих экономистов вуза и специалистов различных сфер экономии региона, будут востребованы рынком труда не только в ближайшем будущем, но и в более отдаленной перспективе. Появились специализации: «Внешнеэкономическая деятельность предприятий», на базе которой в последствии была открыта специальность «Мировая экономика»; «Управление предприятием» с последующим открытием специальности «Менеджмент»; «Маркетинг». Кроме того, при участии Приморского отделения Центробанка была основана специальность «Финансы и кредит» со специализациями «Банковское дело», «Страхование», а также специальности «Информационные системы в экономике» и «Государственное муниципальное управление». На специальности «Экономика и управление на предприятии» были организованы специализации «Стратегическое планирование», «Экономика и управление на предприятиях малого и среднего бизнеса», «Антикризисное управление», «Экономика недвижимости»; на специальности «Коммерция» (торговое дело) - специализации «Рекламное дело», «Бизнес-логистика». Специальность «Маркетинг», введенная в классификатор специальностей в 1995 г., включала следующие специализации: «Маркетинг в торговле», «Международный маркетинг», «Банковский маркетинг», «Маркетинг страховых услуг». ТГЭУ был единственным вузом Дальнего Востока, открывшим эту специальность в 1996 г. Таким образом, после тщательного изучения будущих

потребностей рынка труда в маркетологах на рубеже ХХ-XXI вв., были заложены основы маркетингового образования в регионе и обеспечен первыми российскими маркетологами региональный бизнес. Осуществляя подготовку экономических кадров по достаточно широкому кругу специальностей и специализаций, ТГЭУ (тогда еще ДВКИ) перерос статус коммерческого вуза и в 1996 г. был преобразован в Дальневосточную государственную академию экономики и управления (ДВГАЭУ).

В конце 1990-х гг. в ТГЭУ была проведена реорганизация его внутренней структуры - упразднены факультеты, перегруппированы их специальности и открыты следующие институты: Экономический, Управления, Товароведения и пищевых технологий, Международный институт финансов, кредита и банковского дела, Заочный институт. Преподавательский состав в эти годы пополнялся не только путем направления своих выпускников в собственную аспирантуру, но и посредством привлечения кадров из институтов ДВО РАН. В результате закрытия во Владивостоке в 1990-е гг. Института экономики ДВО РАН большинство его высококвалифицированных сотрудников пополнили профессорско-преподавательский состав ТГЭУ. Это во многом способствовало интеграции экономического образования и науки.

В связи с тем что многие предприятия Дальнего Востока России, утратив плановые межрегиональные связи, гарантировавшие им рынки сбыта, стали переключаться на местные и мировые рынки, им для определения того, что производить и кому поставлять произведенную продукцию, пришлось заказывать вузу маркетинговые исследования региональных и некоторых мировых товарных рынков, а также разработку бизнес-проектов, корпоративных стратегий, стратегий маркетинга и др. Учитывая растущий объем НИР по экономической проблематике не только за счет хоздоговоров, но также по темам, финансируемым из госбюджета, и по различного рода грантам, включая гранты международных организаций, Институт рынка, сертификации и технологии производства товаров народного потребления был преобразован в Институт экономических исследований и наукоемких технологий. В Экономическом институте были организованы и до настоящего времени функционируют Центр экономических исследований и консалтинга, Научно-практический центр кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Центр маркетинговых исследований; в Институте управления - Центр содействия деятельности муниципальных образований, Кадровое агентство, Центр общественного мнения населения Дальневосточного федерального округа. Кроме того, были созданы и действуют общеуниверситетские научные и научно-практические лаборатории: менеджмента и качества систем управления, модели-

рования социально-экономических процессов, интеграционных процессов в АТР, управления финансовыми потоками. Вышеперечисленные структуры в ТГЭУ работают в тесном контакте с администрациями г. Владивостока и Приморского края.

С 1999 г. на базе Центра экономических исследований проводится конкурс научно-исследовательских работ молодых ученых по экономическим проблемам, созываются научно-практические региональные конференции молодых ученых, региональные, всероссийские, международные конференции по широкому кругу проблем экономического роста Дальнего Востока, проблемам маркетинга и менеджмента, интеграции экономики региона в АТР.

ТГЭУ с 1996 г. выпускает научно-практический журнал «Вестник ТГЭУ», который пользуется большой популярностью не только у экономического сообщества региона, но и зарубежных коллег.

Перестроив содержание экономических дисциплин, освоив новые, преподавательский состав ТГЭУ начал подготовку и публикацию учебных пособий и учебников, монографий, сборников научных трудов. Только за 1995-2003 гг. было издано более 150 учебных пособий, учебников и монографий. Издательская деятельность ТГЭУ оказала большое влияние на развитие экономического образования в регионе.

Чтобы выжить в условиях бюджетного недофинансирования (финансирование составляло не более 30 % от потребности), непрофильные вузы региона начали открывать экономические специальности, спрос на которые носил массовый характер («Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Экономика и управление на предприятии», «Финансы и кредит», «Менеджмент», «Мировая экономика»), экономические кадры стали готовить и негосударственные вузы. Все они не имели соответствующего библиотечного фонда, опыта преподавания экономических дисциплин, научных исследований в этой области, а самое главное - квалифицированных преподавателей. ТГЭУ помог в какой-то мере решить эту проблему, не препятствуя своим профессорам и доцентам работать по совместительству в других вузах г. Владивостока. Они проектировали курсы экономических дисциплин, делились учебно-методическими материалами, методикой преподавания. Это позволило непрофильным и негосударственным вузам развивать экономическое образование. ТГЭУ в трудные времена, несмотря на зарождающуюся конкуренцию на рынке образовательных услуг, сыграл роль спонсора и опекуна, поделившись главным своим богатством - квалифицированными экономическими кадрами.

В 2001-2005 гг. ТГЭУ открывает новые экономические специальности: «Статистика», «Антикризисное управление», «Налоги и налогообложение».

Для того чтобы обеспечить возможность жителям отдаленных районов региона получать качественное высшее экономическое образование, вуз начинает развивать обучение студентов на основе дистанционной технологии, открывает при Институте заочного обучения Центр дистанционного обучения, создает и развивает сеть филиалов и представительств.

Понимая, что формирование компетенций будущего специалиста невозможно без учета междисциплинарных связей, с целью развития междисциплинарного мышления преподавателей ТГЭУ открывает Институт трансдисциплинарных исследований. Организованные этим институтом ежеквартальные научные семинары, где известные дальневосточные ученые по различным областям знаний естественно-научного и гуманитарного профиля читают доклады с последующим их обсуждением, содействуют повышению уровня общей научной культуры не только в ТГЭУ, но и других вузах региона, т. к. семинары открытые, их тематика рассылается всем вузам. Общая научная культура, как известно, способствует появлению новых идей, зачастую возникающих на стыке различных наук: экономики и социологии, экономики и математики, экономики и психологии, экономики и биотехнологии и т. д., что в свою очередь стимулирует расширение тематики экономических исследований, возникновение творческих меж-кафедральных коллективов, выполнение межкафедральных выпускных квалификационных работ.

Вместе с реформированием экономического образования в ТГЭУ развивалась и студенческая наука. Несмотря на финансовые трудности, проводятся внутривузовские олимпиады по экономической теории, маркетингу, экономике, менеджменту в туризме, бухгалтерскому учету и аудиту и т. д., внутривузовские конкурсы научных студенческих работ, научные студенческие конференции по экономической теории, прикладной экономике и другим экономическим направлениям. Студенты участвуют в региональных олимпиадах по маркетингу, бухгалтерскому учету, статистике, информатике, в конкурсах бизнес-проектов, всероссийских конкурсах научных студенческих работ по прикладной экономике, маркетингу и коммерции (завоевывают призовые места, получают дипломы Министерства образования и науки РФ), международных, региональных и внутривузовских конференциях, привлекаются к выполнению хоздоговорных работ и научных исследований по грантам. С 2002 г. на базе ТГЭУ проводится третий тур Всероссийской олимпиады по экономической теории, менеджменту туризма и управлению каче-

ством, а также конкурс выпускных квалификационных работ по специальностям «Маркетинг», «Экономика и управление на предприятии». В период 2000-2006 гг. стратегическим ориентиром ТГЭУ стало повышение качества образования, которое соответствовало бы не только российским, но и международным стандартам. С этой целью ТГЭУ разработал и с 2006 г. внедряет систему управления качеством образования.

За годы реформирования в ТГЭУ обозначились основные научные школы по экономической проблематике, что позволило ему начать процесс постепенного отхода от одноуровневой системы подготовки экономических кадров и приступить к подготовке по двухуровневой системе по направлениям «Экономика», «Менеджмент» (бакалавриат, магистратура).

Проделанная вузом существенная работа в области реформирования подготовки экономических кадров, интеграции учебной, научной и производственной деятельности, внедрения в учебный процесс инновационных технологий дала возможность ему поменять статус академии на статус университета. Став университетом, он продолжил курс на интеграцию учебного процесса с научной и практической деятельностью, повышение качества образования.

В 2006 г. Центр маркетинговых исследований Экономического института стал публиковать результаты реализованных преподавателями кафедры маркетинга, ее аспирантами, магистрантами, студентами - выпускниками и стажерами - исследовательских проектов в области маркетинга в форме сборника статей «Маркетинговый взгляд (аналитические обзоры региональных рынков товаров и услуг)», предназначенного для бизнес-сообщества региона, практикующих маркетологов, маркетинговых агентств, торгово-промышленных палат. Этот ежегодный сборник получил достаточно высокую оценку тех, кому был адресован. Данное издание можно считать солидным вкладом ТГЭУ в формирование нового экономического мышления управленческих кадров региона и развитие экономического образования.

В 2008 г. ТГЭУ прошел Государственную аккредитацию и лицензирование специальностей и подтвердил свой статус университета. В настоящее время на экономических специальностях университета обучается более 4,5 тыс. студентов в головном вузе и 4,3 тыс. - в филиалах. Рейтинг выпускников экономического профиля ТГЭУ в регионе достаточно высок, все они трудоустраиваются и довольно быстро продвигаются по карьерной лестнице. В университете 12,5 % профессорско-преподавательского состава имеют ученую степень доктора наук, ученое звание профессора; 70,8 % - кандидатов наук, большинство из них носят ученое звание доцента.

Сегодня Тихоокеанский государственный экономический университет - крупный центр подготовки экономических кадров региона, флагман экономического образования на Дальнем Востоке, имеет хорошо развитую базу для экономических исследований, связи с университетами США, Японии, Республики Корея, Китая и Вьетнама, ведущими экономическими вузами России.

© Белкин В.Г., Романова И.М., Ливандовская А. Д., 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.