и знания находят отражение в монографиях, научных статьях, учебных пособиях. За последние пять лет издано семь монографий и пять учебных пособий, из них три с грифом Минобразования. В 2004 г. при кафедре совместно с комитетом по торговле и защите прав потребителей администрации края организован консультационно-тренинговый центр по продажам, экспертизе и качеству товаров.
Отмечая сорокалетний юбилей и подводя итоги, кафедра товароведения и экспертизы непродовольственных товаров гордится своими выпускниками, специалистами и руководителями торговых и промышленных предприятий Сибири, Хабаровского и Приморского краев, Сахалина и Камчатки. Среди них Г.А. Шкаргулов - зам. генерального директора по перспективному развитию ОАО «АЭСК» (1968 г.), О.Ф. Лифаненкова - директор фирмы «Экспертиза» ТПП (1971 г.), С.Н. Поддубный - генеральный директор ЗАО «Тихоокеанская торгово-промышленная компания», Ю.И. Старостин - генеральный директор ВАО «Промтовары», М.Ю. Симакина - председатель комитета по торговле и защите прав потребителей, Т.Ф. Тихомирова - начальник торгового отдела ОАО «Торговый дом Владивостокский ГУМ», Б.Н. Мушта - главный государственный таможенный инспектор, советник гос. службы и многие другие. Кафедрой подготовлены кадры для различных учебных заведений: Ю.Т. Платов - доктор технических наук, профессор Российской экономической академии им. В.Г. Плеханова (г. Москва); Р.А. Прасол - кандидат технических наук, доцент, преподаватель университета г. Ниигата, Н.Н. Алексеева (Чуканова) - кандидат технических наук, профессор Владивостокского филиала Российской таможенной академии; Л.Д. Трунова - директор Владивостокского кооперативного гуманитарно-коммерческого техникума; Т.С. Бойко - кандидат технических наук, доцент, декан Хабаровской государственной академии экономики и права; и др.
Высокий творческий потенциал кафедры направлен на дальнейшее процветание и повышение престижа вуза.
Л.А. Серебрякова
Кафедра маркетинга: первые шаги и перспективы
Кафедра маркетинга - одна из самых молодых выпускающих кафедр университета. Она создана по решению Ученого совета в июне 2000 г. Фундамент новой кафедры был заложен кафедрой экономики и управле-
ния на предприятии, которая, предвидя в будущем потребность формирующейся рыночной экономики в России в специалистах нового типа, в 1993 г. открыла специализацию «Маркетинг».
Набравшись опыта, подготовив методическую и научную базу, тщательно изучив потребность предприятий Дальневосточного региона в маркетологах, кафедра экономики и управления на предприятии в 1996 г. открыла специальность «Маркетинг», которая годом раньше была введена в классификатор специальностей высшего профессионального образования в России.
Для того чтобы осуществлять подготовку маркетологов в соответствии с международными стандартами и требованиями российских потребителей, академия в 1995 г. стала членом Российской ассоциации маркетинга (РАМ), которая поддерживает связь с ассоциациями маркетинга различных стран мира. В 1997 г. ДВГАЭУ вошла в Российскую маркетинговую систему, созданную РАМ, и получила возможность пользоваться ее богатыми информационными ресурсами, участвовать в научных исследованиях, семинарах, международных и всероссийских научно-практических конференциях по маркетингу, стажировках за рубежом, организуемых РАМ.
В эти годы формируются основные направления научных исследований будущей кафедры маркетинга, заключаются договора с предприятиями Приморского края (ОАО «Владхлеб», ОАО ВМК, ОАО «Приморский сахар») на проведение маркетинговых исследований отраслевых рынков, разработку программ продвижения стратегий маркетинга.
В год создания на кафедре маркетинга работало 6 преподавателей, в основном «выходцев» с кафедры экономики и управления на предприятии: и.о. профессора, к.э.н. А.Д. Ливандовская, и.о. профессора, к.э.н. Е.С. Медведева, доцент, к.э.н. Н.И. Протопопова, доцент, к.э.н. В.Г. Степанов, и.о. доцента, к.э.н. Г.А. Богданович, ассистент Е.А. Глотова. Выпускники специализации «Маркетинг» Р.А. Кондратов, М.Г. Шпигунов, М.О. Траценко, Л.К. Строкач обучались в дневной аспирантуре ДВГАЭУ и также входили в состав сотрудников кафедры. С момента создания кафедры и по апрель 2003 г. обязанности заведующей кафедрой исполняла А.Д. Ливандовская - выпускница Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, имеющая большой опыт педагогической работы и заведования кафедрой (с 1984 по 1996 г. заведовала кафедрой экономики и управления на предприятии). В 2001 г. А.Д. Ливандовская получила ученое звание профессора. За добросовестный труд, успехи в научной и методической работе А.Д. Ливандовская награждена премией губернатора и нагрудным знаком «Почетный работник высшего образования РФ».
Большой вклад в становление кафедры и специальности «Маркетинг» внесла Е.С. Медведева, разработавшая основные дисциплины, издавшая два учебных пособия с грифом Министерства образования. Евгения Степановна уделяла студентам много сил и времени, погружая будущих маркетологов в специфику их профессиональной деятельности.
Большую помощь в формировании кадрового потенциала кафедры маркетинга оказало руководство академии. В 2001 г. кафедра пополни-
лась такими квалифицированными преподавателями, как Е.А. Тюрина, Е.В. Носкова (Борисюк) - выпускниками ДВГАЭУ. В 2003 г. на кафедру пришли доцент, к.т.н. И.А. Мохирева, доцент, к.э.н. В.В. Ивин. С мая 2003 г. кафедрой маркетинга заведует И.М. Смолейчук, защитившая в декабре 2003 г. докторскую диссертацию по организационно-экономическим основам повышения конкурентоспособности легкой промышленности Дальневосточного региона; в июне 2004 г. ей присуждена ученая степень доктора экономических наук. Человек молодой, инициативный, творческий, обладающий высокой работоспособностью, целеустремленный, предъявляющий высокие требования к себе, коллегам и студентам, она много сил отдает дальнейшему развитию кафедры. В настоящее время на кафедре работает один доктор экономических наук, один профессор, два доцента и четыре старших преподавателя.
На кафедре выполнена и защищена кандидатская диссертация Р.А. Кондратовым по специальности 080005 «Экономика и управление народным хозяйством: маркетинг».
Кафедра маркетинга еще очень молода, но за короткий период своего существования добилась определенных успехов. Улучшилась ее материально-техническая база - появилось компьютерное оборудование, копировальная техника, что позволяет проводить все виды занятий на высоком уровне, внедрять активные методы обучения.
Коллектив кафедры развивает творческое сотрудничество с различными организациями и научно-исследовательскими учреждениями. Заключены договора творческого сотрудничества с Приморской торгово-промышленной палатой, Тихоокеанским институтом географии ДВО РАН. На базе Приморской торгово-промышленной палаты студенты проходят практику, по ее заявкам выполняют выпускные квалификационные работы, проводят исследования лояльности приморских потребителей к торговым маркам, участвующим в ежегодном Интернет-конкурсе «Торговая марка года». Совместно с Тихоокеанским институтом географии проводятся научные исследования. Кафедра маркетинга ведет научно-исследовательскую работу как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими кафедрами академии по проблемам маркетинговых исследований отраслевых товарных рынков, поведения потребителей, применению маркетинга как концепции управления на российских предприятиях.
В 2000-2002 гг. академия проводила исследование по двум хоздоговорным темам с ОАО «Владхлеб». Для активизации научных исследований при кафедре маркетинга создан Центр маркетинговых исследований (директор В.В. Ивин), на базе которого в 2004 г. были выполнены две хоздоговорные работы. В дальнейшем Центр планирует не только проводить маркетинговые исследования в рамках хоздоговорных тем, но и участвовать в получении грантов, вести издательскую деятельность (публиковать конъюнктурные обзоры товарных рынков Приморского края, литературу по маркетингу для практических работников), а также проводить семинары по маркетинговой тематике для заинтересованных лиц.
Результаты научной работы кафедры находят отражение в опубликованных монографиях, научных статьях, учебных пособиях. Так, препо-
давателями кафедры опубликована монография (И.М. Смолейчук), 6 учебных пособий (А.Д. Ливандовская, И.М. Смолейчук, Е.С. Медведева, В.В. Ивин), два из которых имеют гриф Минобразования, 89 статей и тезисов.
Большое внимание уделяется научно-исследовательской работе студентов. Кафедра ежегодно проводит внутривузовские олимпиады по маркетингу, участвует во внутривузовских конкурсах научных студенческих работ, ежегодно проходит секция по маркетингу в рамках научной студенческой конференции. С 2002 г. на базе кафедры маркетинга ежегодно проводится (в рамках 3-го тура Всероссийской студенческой олимпиады) конкурс выпускных квалификационных работ по специальности «Маркетинг», в котором участвуют вузы не только Дальнего Востока, Сибири и Урала, но и центральных районов России. Три студента кафедры маркетинга стали победителями этого конкурса и награждены дипломами (Н. Винникова, С. Кулакова, В. Син). Научные работы студентов кафедры участвуют и во всероссийских конкурсах. Студенты кафедры принимают участие в городских конкурсах по разработке маркетинговых программ, бизнес-планов, программ продвижения и становятся их победителями. Формируются международные связи: в 2004 г. группа студентов специальности «Маркетинг» проходила практику в Китае на базе Хейлунцзянского Восточного института (г. Харбин).
Выпускники кафедры, как и она сама, молоды, но добились определенных успехов. Р.А. Кондратов возглавляет отдел маркетинга НТИ, М.Г. Шпигунов создал и возглавляет маркетинговое агентство «Маркус», И.А. Солдатова завершает обучение в аспирантуре, О. Лысак и О. Ва-сеева работают маркетологами в банке «Дальневосточное ОВК». За короткий период своей работы кафедра подготовила более 150 маркетологов, успешно работающих в различных отраслях экономики Приморья. Сделаны первые шаги, накоплен опыт, создана необходимая база - кафедра полна творческих сил и замыслов. Пожелаем ей успешного развития!
А.Д. Ливандовская
Кафедре мировой экономики - 14!
Специальность «Мировая экономика» является на сегодняшний день одной из самых востребованных среди блока экономических специальностей. И это не случайно. После перемены экономического пути развития России, обусловившей необходимость реализации новых подходов к развитию внешнеэкономических связей, появилась потребность в высококвалифицированных специалистах, хорошо разбирающихся в вопро-