Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ПРОЛОНГИРОВАННЫЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ / PROLONGED DIFFERENTIATED TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сытина Надежда Степановна, Гусейнова Елена Лазаревна

Введение федерального государственного образовательного стандарта потребовало от высших технических заведений разработки новых программ по развитию компетенций студентов. Основой статьи являются результаты диссертационного исследования по развитию профессиональных компетенций студентов в самостоятельной работе на примере изучения технической дисциплины. Рассматриваются перспективы более широкого применения программы развития компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сытина Надежда Степановна, Гусейнова Елена Лазаревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF IMPLEMENTATION OF THE PROGRAM OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF TECHNICAL HIGHER EDUCATION IN INDEPENDENT WORK

The introduction of the federal state educational standard required from higher technical institutions the development of new programs to develop the competencies of students. The basis of the article is the results of a thesis on the development of professional competencies of students in independent work on the example of studying technical discipline. Prospects for a wider application of the competence development program are considered.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»

Н.С. Сытина, Е.Л. Гусейнова

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Ключевые слова: профессиональные компетенции, самостоятельная работа студентов, пролонгированные дифференцированные задания.

Аннотация: Введение федерального государственного образовательного стандарта потребовало от высших технических заведений разработки новых программ по развитию компетенций студентов. Основой статьи являются результаты диссертационного исследования по развитию профессиональных компетенций студентов в самостоятельной работе на примере изучения технической дисциплины. Рассматриваются перспективы более широкого применения программы развития компетенций. ао1: 10.21510/1817-3292-2017-6-71 -76

Современные условия развития общества диктуют новые требования к образовательной системе нашей страны, в том числе, к подготовке выпускников высшей технической школы. Сегодня основным направлением в развитии образовательной системы является максимальная индивидуализация обучения, разработка индивидуальных образовательных траекторий, которые учитывают личностные и когнитивные особенности обучающихся, их жизненные цели и смыслы. Система высшего образования становится все более инновационной, ориентируясь на выпуск высококвалифицированных специалистов, обладающих универсальными способностями, широким спектром социально-профессиональных действий, готовых к индивидуальной производственной инновационной деятельности, способных работать в постоянно изменяющихся условиях, генерировать и внедрять новые идеи в производство. Требования современного производства к образованию обусловлены актуальной экономической ситуацией [2].

Повышению качества российского инженерного образования и обеспечения конкурентоспособности и признания российских выпускников высших учебных заведений на международном уровне способствует введение государственных образовательных стандартов, которые отражают современные научные достижения. Синтез гуманитарного и естественнонаучного типов мышления, рационального научного познания и культурного контекста является основой новой научной парадигмы. Основой реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) выступает компетентностный подход, который и обусловливает набор компетентностей и компетенций, представляющих совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности.

Филиалом Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ) в городе Октябрьском реализуется программа развития профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплины «Гидравлика и нефтегазовая гидромеханика» направления подготовки «Нефтегазовое дело» [4].Компетенция в программе представлена как способность применять знания и умения для успешной деятельности в определенной области, выполнять трудовые функции, а также как соответствие специалиста требованиям, предъявляемым к определенной должности. Понятие «профессиональная компетенция» предоставляет возможность овладевания новыми знаниями, навыками, умениями, способностями; эффективного использования способностей в ходе профессиональной деятельности; интеграции в области знаний, умений и навыков; наличие личностных качеств. Анализируя результаты работы в филиале УГНТУ в городе Октябрьском, можно сделать вывод, что проведенная работа по развитию профессиональных компетенций студентов технического вуза на примере изучения технической дисциплины оказала влияние на эффективность процесса формирования компетентностного специалиста, готового к деятельности в условиях профессиональной сферы.

71

ПеППГОГИЧеСНИЙ ЖИРНПЯ СПШМОРТОСТПНП N 6(73). Я017

пеппгогичесмнй журнпл апшнортостпнп ы 6(73). аоп вэзшаэ

Разработанная программа развития профессиональных компетенций является универсальной и может быть более широко использована в образовательном процессе средних профессиональных учебных заведений. Подготовка специалистов средних профессиональных образовательных заведений производится в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения включает квалификационные требования к специальности, регламентирует формы обучения, устанавливает сроки, отражает содержательную часть профессионального обучения, а также в результате освоения дисциплины предусматривает приобретение студентами не только знаний, и определенных умений, но и формирование у них профессиональных компетенций.

Формирование знаний в интеграции с профессиональными компетенциями и умениями является важной составляющей эффективной профессиональной подготовки специалистов среднего звена, поэтому вопросы, связанные с развитием компетенций в настоящее время являются ключевыми в СПО. Условия формирования общих компетенций разработаны в ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж». В ГБПОУ КО «Калужский коммунальный строительный техникум имени И.К. Ципулина» ключевыми вопросами при формировании общих и профессиональных компетенций студентов являются вопросы понимания компетенций и их оценивания [5]. Компетентностный подход в системе СПО акцентирует внимание на развитии способности применять знания на практике. При этом одним из важнейших решаемых вопросов в Камышловском техникуме промышленности и транспорта является вопрос, связанный с конкретизацией и декомпозицией профессиональных компетенций [6]. Возникает необходимость в конкретизации профессиональных компетенций, прописанных в стандарте, применительно к дисциплинам, изучаемым студентами. Наличие связи компетенций с содержанием обучения является обязательным условием конкретизации компетенций профессионала, при этом конкретизация включает владение знаниями в профессиональной области, знаниями, определяющими успешность ценностно-ориентационной деятельности и умениями [7]. Конкретизация профессиональных компетенций, определяемых образовательными стандартами нового поколения, может быть получена посредством выделения целей обучения, получаемых учащимся знаний и развиваемых умений. При этом должны быть выделены определенные навыки и опыт практической деятельности, разработана процедура оценивания степени достижения результата по каждой компетенции при изучении технической дисциплины.

Согласно программе, уровень развития профессиональных компетенций в системе СПО может быть определен с учетом когнитивного, операционно-действенного, мотивационно-ценностного и рефлексивно-оценочного критериев. Для мотивационно-ценностного критерия показателем развития является уровень интереса к выработанной профессии. Поскольку когнитивный критерий представляет совокупность предметных и надпредметных профессиональных знаний, умений, показателем его развития является уровень полученных знаний. Показателем развития операционно-действенного критерия является уровень самостоятельной познавательной деятельности студентов. Рефлексивно-оценочный критерий характеризуется степенью адекватной оценки результатов развития компетенций. Каждый критерий может быть представлен тремя показателями: низким, средним и высоким уровнем развития.

Программа развития профессиональных компетенций студентов реализуется на взаимосвязи основных принципов системного, компетентностного, личностно ориентированного и деятельностного подходов. Личностно ориентированный подход создает условия для становления студента как активного субъекта, способного в учебном

эжэжёже профессиональное ооразованис: прослемы, нпунп, практика

процессе и в будущей профессиональной деятельности реализовать свой способ жизнедеятельности и свою личную сущность. Личностно ориентированный подход реализуется в условиях самостоятельного определения и осознания средств и условий своей деятельности студентами, обеспечения их субъектной позиции в учебно-воспитательном процессе, построения системы отношений между преподавателем и студентами на основе открытости, доверия, диалога. Эффективность учебного процесса зависит от вовлечения студентов в активную учебную деятельность, поскольку личность развивается и проявляется в деятельности. Организуя деятельность студентов, преподаватель осуществляет развитие у студентов социального и профессионального опыта, развитие функций и способностей.

Исходя из основных концептуальных положений, методологических подходов в программе сформированы организационно -педагогические условия развития профессиональных компетенций: создание субъект-субъектных отношений, использование дифференцированных пролонгированных заданий, проведение мониторинга образовательного процесса [3]. Специфика построения субъект-субъектных отношений состоит в том, что все участники процесса выступают как активные и свободные партнеры и ориентированы друг на друга в процессе совместной деятельности, имеют внутреннюю мотивацию. Развитие профессиональных компетенций в филиале УГНТУ ориентировано на субъект-субъектные отношения, представляющие деловые отношения равноправных партнеров в совместной деятельности, строящиеся на основе поддержки, доверия, сотрудничества. Студенты, являясь субъектами учебно-познавательной деятельности, имеют потенциал для поиска и принятия самостоятельных креативных решений, раскрывают свои творческие возможности. Целеполагание, активность, сознательность, самостоятельность, возможность производить выбор и нести за него ответственность, творческий потенциал характеризуют субъектность. Диалог является одним из наиболее эффективных способов субъект-субъектного взаимодействия, отражающим переход педагогического взаимодействия на личностный уровень. На эффективность формирования субъект-субъектных отношений оказывают влияние субъектные характеристики преподавателей: умение строить взаимоотношения на основе диалога, наличие профессионально-педагогических знаний и умений, наличие личностных качеств, ориентация на взаимопонимание и взаимодоверие. В филиале УГНТУ в г. Октябрьском уделяется внимание субъектным характеристикам преподавателей, ежегодно проводится анкетирование студентов на тему «Преподаватель глазами студентов».

Для развития профессиональных компетенций в программе широко представлены пролонгированные задания, профессиональные дифференцированные задания, носящие продолжительный характер, которые выполняются поэтапно, путем постепенного их усложнения в процессе изучения учебной дисциплины. Студенты самостоятельно выстраивают порядок выполнения заданий с постепенным их усложнением в процессе изучения учебной дисциплины от адаптивных к развивающим и созидательным.

Необходимым условием развития профессиональных компетенций является описанный в программе мониторинг учебного процесса, представляющий регулярную и систематизированную процедуру по накоплению, хранению, обработке и распространению информации об образовательной системе. Мониторинг позволяет своевременно отслеживать и корректировать образовательный процесс, который становится управляемым. Мониторинг способствует развитию у студентов привычки к систематическому выполнению заданий. В учебных группах проводится текущий и итоговый контроль. По дисциплине разработан «График самостоятельной работы студентов», в котором отражены основные «рабочие точки» дисциплины, по ним происходит начисление

пеппгогичесмнй журнпл апшнортостпнп ы 6(73). аоп вэзшаэ

баллов в рамках балльно-рейтинговой системы. Дополнительный мониторинг проводится во время лекционных, практических, лабораторных занятий.

Как отражено в программе, создание условий для формирования опыта самостоятельного решения задач будет способствовать развитию профессиональных компетенций студентов. Предлагается использовать дифференциальные задания пролонгированного действия. Дифференциация учебных заданий может выступать в различных формах, могут быть разработаны несколько вариантов заданий, которые отличаются уровнем сложности, способом проработки учебного материала и т. д. Степень самостоятельности индивидуальной работы также может иметь отличия. Применимы четыре уровня сложности заданий. К первому уровню сложности относятся задания, основой решения которых являются копирующие по заданному образцу действия. Данный уровень является подготовительным к последующей самостоятельной деятельности. Второй уровень составляют репродуктивные задания, обучающиеся воспроизводят признаки понятий, выполняют задания по заданному образцу, в основном не выходящие за пределы уровня памяти. Задания третьего уровня - продуктивные задания, требующие для решения задач использования ранее приобретенных знаний, решение выходит за пределы известных образцов. Последний уровень составляют задания, решение которых требует переноса знаний в совершенно новых для студентов ситуациях. Наименее подготовленные студенты получают систему заданий, содержащую в себе образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучаемого образца. Наиболее подготовленные студенты сами составляют план работы, подбирают материалы; работа может носить исследовательский характер. Дифференциальный подход дает возможность каждому студенту в силу своих способностей вырабатывать необходимые навыки и умения, опыт познавательной деятельности, формировать у себя потребности в самообразовании. В этом положительный эффект такой организации самостоятельной работы. Эффективность дифференцированного подхода требует от преподавателя изучения уровня развития внимания, мышления, памяти каждого учащегося, проведения диагностики уровня знаний и умений по дисциплине, что дает возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию. При использовании уровневой дифференциации проверки ЗУНов, создаются условия для развития потенциальных возможностей студентов, но более важным является то, что каждый студент получает право и возможность самостоятельно определять уровень сложности, выполняемых ими заданий. Обучение, построенное на основе комплекса или системы учебных задач, способствует формированию личностных качеств у субъектов обучения.

При соответствующей адаптации программа развития профессиональных компетенций в самостоятельной работе студентов может быть также широко использована в образовательном процессе высших технических учебных заведений. Развитие профессиональных компетенций, реализуемое на основе взаимосвязи принципов методологических подходов - системного, компетентностного, личностно ориентированного, деятельностного и предлагаемых организационно-педагогических условий может быть использовано при изучении студентами различных технических дисциплин.

Освоение профессии невозможно без получения студентами первоначальных профессиональных навыков. Подобные навыки по основным образовательным программам студенты получают во время прохождения учебных, производственных и преддипломных практик. Предложенная программа может быть применена для развития компетенций во время прохождения практик. В образовательных учреждениях высшего профессионального образования студенты выпускного курса выполняют итоговую аттестационную работу -

эжэжёже профессиональное ооразованис: прослемы, нпунп, практика

выпускную квалификационную работу (ВКР). Программа развития профессиональных компетенций студентов будет полезна при выполнении им ВКР.

В системе непрерывного многоуровневого образования выделяется процесс индивидуального выбора студентами содержания, уровня и пути получения профессионального образования, сопровождаемый целенаправленной педагогической поддержкой [1]. Данный процесс носит название индивидуальной образовательной траектории. Построение индивидуальной образовательной траектории позволяет будущим специалистам осуществлять выбор и нести личную ответственность за него, формировать установку на собственное развитие как специалиста [8]. Построению индивидуальной образовательной траектории будет способствовать предлагаемое в качестве одного из организационно-педагогических условий выполнение пролонгированных

дифференциальных заданий, предусматривающих постепенное их усложнение в процессе изучения учебной дисциплины. Студенты усваивают знания в процессе выполнения ими самостоятельной работы. Процесс познания представляет постепенный переход с одного познавательного уровня на другой, при этом каждому уровню соответствует определенная цель. Студентам предоставляется возможность самостоятельно выстраивать порядок выполнения пролонгированных дифференцированных заданий с постепенным их усложнением в процессе изучения учебной дисциплины от адаптивных к развивающим и созидательным. Применение заданий адаптивного типа в подготовке студентов позволяет готовить студентов к современным профессиональным, социоэкономическим и культурным реалиям. Задания развивающей направленности способствуют широкому развитию возможностей, способностей и творческого потенциала человека. При использовании заданий созидательной направленности студенты получают не только развитие особенностей и возможностей, но и их целенаправленное использование для преобразования и построения себя, собственного образования, карьеры, жизни.

Такой подход в обучении дает возможность студентам получить представление о собственном образовательном уровне, видеть уровень освоения деятельности (решена задача или нет), для того чтобы самостоятельно спланировать свое дальнейшее движение. Студенты выбирают темп самостоятельного индивидуального действия. Целенаправленно проектируемая деятельность по выбору дифференцированных пролонгированных заданий обеспечивает студентам становление позиции субъекта выбора, разработки и реализации собственной образовательной деятельности, при этом преподавателем осуществляется психолого-педагогическая поддержка его профессионального самоопределения самореализации будущего специалиста. Организуя самостоятельную деятельность по выбору пролонгированных заданий, студенты сталкиваются с необходимостью постоянно принимать решения, чередуя теоретический анализ и прогнозирование. При этом создаются условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения. Выстраивая пролонгированные дифференцированные задания и постепенно их усложняя в процессе изучения учебной дисциплины от адаптивных к развивающим и созидательным, студент формулирует осознанные пожелания к обучению, исходя из своих собственных интересов, на основе представлений об образовательных ресурсах учебного заведения, приобретает опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности за свое дальнейшее профессиональное образование.

Таким образом, программа развития профессиональных компетенций студентов в самостоятельной работе может быть широко использована в образовательном процессе среднего и высшего профессионального образования, при изучении различных технических дисциплин, прохождении практики, выполнении ВКР, для построения индивидуальной образовательной траектории. Реализация педагогических условий позволяет

пеппгогичесмнй журнпл спшнортостпнп н 6(73). аоп sissgss

преподавателю ставить и решать задачи, направленные на повышение уровня активности и самостоятельности студентов. При этом применение программы способствует развитию творческих способностей студентов, раскрытию их потенциальных ресурсов. Студенты получают возможность ознакомиться с личностными характеристиками, которые могут обеспечить им более высокую профессиональную подготовку. Также происходит расширение функций, выполняемых преподавателем. Изменяется роль преподавателя, и его профессиональные обязанности перестают ограничиваться лишь транслированием знаний, преподаватель начинает выступать как партнер образовательного процесса, консультант, направляющий и оценивающий деятельность студентов. Модель взаимоотношений между преподавателем и студентами, выступающими в качестве субъектов образовательного процесса, при которой обучение сводится к партнерству, в итоге способствует реализации компетентностного подхода, что позволяет повысить качество профессиональной подготовки студентов, как самого важного фактора подготовки конкурентноспособного специалиста.

1. Anvar N. Khuziakhmetov & Nadezhda S. Sytina. Educational Process Navigator as Means of Creation of Individual Educational Path of a Student. International Journal of Environmental and Science Education, v11 n9 pp. 22552264 2016.

2. Асадуллин, Р.М. Профессиональное образование и академическая наука: точки соприкосновения [Текст] / Р.М. Асадуллин // Педагогический журнал Башкортостана. - 2016. - № 3 (64).- С.7-12.

3. Гусейнова, Е.Л. Педагогические условия, способствующие развитию профессиональных компетенций в самостоятельной работе студентов [Текст] / Е.Л. Гусейнова // Педагогическое образование в России. - 2015. - №4.- С. 23-27.

4. Гусейнова, Е.Л. Развитие профессиональных компетенций студентов технического вуза в самостоятельной работе [Текст] / Е.Л. Гусейнова, Н.С. Сытина // Педагогический журнал Башкортостана. - 2015. - №4 (59).- С. 145-151.

5. Доклад «Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся, как условие подготовки конкурентоспособного выпускника в условиях реализации ФГОС СПО по ПМ.02 "Организация и выполнение работ по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления" специальности 08.02.08 "Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения"» [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://umk-spo.biz/articles/doklady/doklad-profkom.

6. Сидорова, Ю.В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждении среднего профессионального образования [Текст] / Ю.В. Сидорова // Педагогическое образование в России. - 2012. -№ 6. - С. 131-135.

7. Соколов, В.М. Профессиональная компетентность: иерархия описания уровней целей обучения по степени обобщенности, конкретности [Текст] / В.М. Соколов // Вестник Волжского государственного инженерно-педагогического университета. - 2008. - № 5 (6). - С. 50-62.

8. Сытина, Н.С. Формирование индивидуальной образовательной траектории студента как условие профессионального развития будущего педагога [Текст] / Н.С. Сытина // Педагогический журнал Башкортостана. -2012. - № 3 (40). - С.67-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.