УДК 377.5
Статья поступила в редакцию 09.09.2017
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СИСТЕМЫ СПО СРЕДСТВАМИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
© 2017
Драницына Елена Геннадьевна, преподаватель, аспирант кафедры педагогики и педагогического и социального образования
Нижневартовский государственный университет (г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Российская Федерация)
Аннотация. В статье обоснована актуальность проблем формирования умений и навыков самостоятельной деятельности студентов системы СПО в условиях реализации модульной технологии обучения. Раскрыта сущность модульной технологии обучения, определено функциональное значение модуля в формировании условий, отвечающих современным требованиям профессиональной подготовки. Также в статье приведена классификация видов самостоятельной образовательной деятельности студентов в условиях реализации модульной технологии обучения. Выявлены и раскрыты условия успешного формирования умений и навыков самостоятельной деятельности студентов в контексте использования в образовательном процессе модульной технологии обучения, к которым автор относит следующие: педагогическое планирование, формирование и совершенствование потребностно-мотивационной сферы студентов и их познавательного интереса, консультирование и координацию образовательного процесса, методическое обеспечение, а также формирование умений использования информационно-образовательной среды.
Ключевые слова: студенты; система СПО; модульная технология; самостоятельная деятельность; условия формирования умений самостоятельной работы; виды самостоятельной деятельности в условиях реализации модульной технологии обучения.
В контексте современной образовательной парадигмы на настоящем этапе развития отечественной системы образования (в том числе и системы СПО) наблюдается тенденция ухода от приобретения репродуктивного знания, которую заменяет вектор самообразования при умелом управлении внутри педагогической системы на основе эффективных обучающих технологий. Становятся все более востребованными технологии приобретения нового знания студентами через самореализацию и творческих опыт, в ходе которых личность самоактуализируется и саморганизовывается [1; 2].
Умения и навыки самостоятельного получения знаний квалифицируются в настоящее время как одна из важнейших и ценных областей профессиональных компетенций будущих специалистов. Данный результат достигается лишь в процессе таких педагогических технологий, которые способствуют формированию у студентов навыков продуктивной самостоятельной деятельности и самообразования.
Среди педагогических технологий, способных педагогически, методологически и организационно удовлетворить решению данных проблем правомерно признана технология модульного обучения. Модульное обучение содержит идею самообразования, регулируемого с помощью управленческих функций преподавателя, которые обеспечивают следующие функциональные условия: осуществление формирования необходимой мотивации студентов, организация и координация процесса, консультирование и контроль [3].
Без соблюдения данных условий самостоятельная деятельность студентов теряет свою эффективность.
Модульная технология является на сегодняшний день наиболее прогрессивной педагогической технологией. В отличие от ранее используемого традиционного подхода, ориентированного на передачу и усвоение знаний, модульная технология обучения имеет своей целью осуществление направленности на достижение определенной профессиональной
компетентности. Использование модульной технологии на этапе профессионального образования в системе СПО признается одним из наиболее эффективных способов реализации основных требований к системе образования.
Сущность модульной технологии обучения исходит из этимологии самого понятия, структурную основу которого составляет образовательный модуль и модульная образовательная программа, которые положены в основу образовательного процесса студентов СПО. Под образовательным модулем следует понимать определенный блок обучающей информации, заключающий в себе логически структурированную и самостоятельную единицу учебного материала, а также целевую методологическую основу и методическое руководство, в результате чего становится возможным эффективность и продуктивность достижения педагогических целей и задач. Функциональное значение образовательного модуля заключается в формировании тех условий, в контексте которых будет обеспечено освоение студентами необходимых знаний, умений и навыков, достижение необходимой степени сформированности профессионально важных личностных качеств и характерологических свойств, а также обеспечение должного уровня сформированности профессиональных компетенций, отвечающих современным требованиям успешной подготовки к осуществлению профессиональной деятельности в условиях современного социума [2; 4; 5].
Необходимость внедрения модульного подхода в систему профессионального образования объясняется сокращением аудиторной нагрузки в контексте глобальных информационных трансформаций, напрямую затрагивающих систему образования и тенденциями личностно-ориентированного и компе-тентностного подходов к процессу профессиональной подготовки, которая направлена сегодня на формирование компетенций будущего специалиста, обеспечивающих постоянный профессиональный рост и
совершенствование [6]. Формирование этих компетенций возможно лишь благодаря приобретению студентами устойчивого навыка самоорганизации, самообразования и самостоятельной продуктивной деятельности.
Исходя из этого, можем отметить, что сущность модульной технологии обучения заключается в том, чтобы студент имел возможность индивидуально самостоятельно работать с учебной программой, которая дополнена рядом функциональных компонентов, среди которых целевой план учебных действий студента, банк необходимой для самообучения информации, а также методическое сопровождение поставленных дидактических целей и задач.
Данная ситуация предполагает наличие в процессе образовательной деятельности необходимых условий, которые бы обеспечивали успешность формирования навыков эффективной и продуктивной самостоятельной работы студентов СПО. Эти условия необходимо рассматривать в основном в плоскости обеспечения гибкости содержания процесса обучения, учета индивидуальных потребностей личности, а также базового уровня подготовки студентов и степени сформированности профессионально важных качеств, свойств и характерологических особенностей.
Как мы уже изложили выше, видим, что модульная технология функционирует как система, обеспечивающая структурированное расположение содержания учебного материала, которым должен овладеть студент в рамках конкретной дисциплины или образовательного модуля, содержащего тематические блоки. Образовательные модули можно структурировать. Так, например, общие модули можно разбить на частные. Данная функциональная операция может быть проделана так, что общий образовательный модуль может включать в себя модули различного объема, вложенные друг в друга. Причем диапазон объема может варьироваться вплоть до разбиения структуры до базовых понятий.
Место самостоятельной работы студентов СПО сосредоточено здесь в двух компонентах:
- инвариантном, наполнение которого составляет аудиторная и внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов;
- вариативном, включающем внеаудиторную самостоятельную работу.
Освоение материала, предусмотренного вариативным компонентом, объем самостоятельно полученных знаний и степень их усвоения зависят от подготовки студента, сформированности его потреб-ностно-мотивационной сферы к самообразованию и совершенствованию и управленческой функции педагога в образовательном процессе, включающем использование модульной технологии обучения.
Рассматривая самостоятельную деятельность студента при использовании в образовательном процессе модульной технологии, считаем необходимым рассмотреть виды самой самостоятельной познавательной деятельности, в основу которых положены критерии целеполагания и планирования. Так, можно выделить такие ее виды, как:
- определение целей и планирование деятельности под руководством педагога;
- постановка цели с помощью преподавателя и планирование работы самостоятельно;
- при освоении задания, определенного преподавателем, планирование и постановка целей осуществляется студентом самостоятельно;
- полностью автономная самостоятельная деятельность студента [5; 7].
Данная классификация отражает постепенное совершенствование умений и навыков ведения самостоятельной работы студентов, обучающихся по образовательным программам СПО. Тем не менее использование модульной технологии обучения повышает требования и к самому преподавателю, так как помимо функций информирования и контроля педагог выполняет еще и такие функции, как консультативная и координационная. Исходя их этих условий руководящая роль педагога при модульном обучении сохраняется.
Эффективность деятельности по формированию умений самостоятельной работы студентов, а также успешная реализация модульной технологии обучения в системе СПО предполагает наличие следующих необходимых условий:
- педагогическое планирование, в основу которого положен принцип предотвращения учебной перегрузки при сохранении объема, предусмотренного учебным планом; педагогическое планирование предполагает взаимодействие субъектов процесса на основе личностно-ориентированного и компетентност-ного подходов, реализующихся в контексте педагогики сотрудничества и личностного саморазвития через самостоятельно приобретаемый опыт и знания; педагогическое планирование в процессе применения модульной технологии обучения предполагает также и структурирование содержание необходимого материала в так называемые функциональные узлы или законченные блоки информации; роль и значимость самостоятельной работы обучающихся определяются здесь формируемыми компетенциями определения последовательности собственной деятельности, пониманию цели и видению собственных задач;
- формирование и совершенствование потреб-ностно-мотивационной сферы студентов; в основе обеспечения данного условия лежат принципы организации субъект-субъектной деятельности обучающихся, в ходе которой учитываются механизмы дифференцированной или индивидуальной регуляции процесса, подкрепленные реализацией рейтингового компонента в деятельности, то есть данные аспекты позволяют студентам осуществить выбор индивидуального образовательного маршрута, поэтапная структура которого позволит им перейти на более высокий уровень сформированности необходимых компетенций (общекультурных, профессиональных, коммуникативных, поисково-исследовательских и т.д.); для совершенствования самостоятельной образовательной деятельности обучающихся наиболее важными признаются задания, способствующие формированию поисково-исследовательских и профессиональных компетенций, а также направленных на повышение продуктивности самостоятельной деятельности в процессе проявления творческой активности;
- консультирование и координация, предполагающие корректирующую и направляющую функцию
всех
преподавателя; консультирование преподавателем формирует такую личностную сферу студента, в которой при должном уровне мотивации происходит устранение трудностей в самостоятельном решении образовательных задач путем активации «зоны ближайшего профессионального развития», сопряженной с имеющимся опытом [8];
- методическое обеспечение, отражающее сопровождение практически всех видов деятельности; методическое сопровождение реализации модульной технологии предполагает интеграцию данных видов деятельности в процессе осуществления студентом самостоятельной работы;
- формирование банка заданий; данное условие вытекает из сущности модульной технологии, которая ориентирует преподавателя и студента на учет в ходе самостоятельной деятельности базовых знаний и имеющегося уровня подготовки по конкретной дисциплине; в связи с этим построение образовательного модуля предполагает создание интерактивной системы заданий разного уровня, выполняя которые студент приобретает не только необходимые знания, но и формирует у себя качества, обеспечивающие поиск эффективных путей решения проблем и развития познавательной активности. В контексте данного условия модульная технология обучения предполагает наличие следующих компонентов:
• разработка контрольно-оценочных мероприятий в процессе изучения дисциплин, отведенных этапу фундаментальной подготовки в соответствии с направлением, специализацией;
• разработка контрольно-оценочной базы материалов для оценки образовательных результатов по конкретным частным или общим модулям;
• разработка методических материалов, обеспечивающих процесс процедуры оценивания результатов
самостоятельной деятельности студентов на этапах проверки образовательных результатов;
• разработка технологий и методологии обработки результатов контрольно-оценочных мероприятий
[9; 10].
- целенаправленное формирование умений студентов использования информационно-образовательной среды; очень значимая роль при использовании модульной технологии отводится условиям создания и функционирования информационной среды и эффективности методов овладения работы с ней студентами. Это обеспечивает реализацию условия учета различных уровней сложностей содержания образовательных программ, активизирует процесс обучения в учебное и внеучебное время, а также позволяет исключить субъективность в процессе оценивания образовательного результата.
Таким образом, можем отметить, что модульная структура (см. рис. 1 ) построения процесса изучения какого-либо курса в процессе самостоятельной деятельности по образовательным программа СПО позволяет достичь максимального использования студентами межпредметных связей и реализации условия построения процесса обучения на основе методик и технологических приемов, направленных на активное усвоение субъектами образовательного процесса передаваемой различными способами информации.
Реализация модульной технологии в самостоятельной работе студентов должна включать теоретический и практический модули. В связи с этим становится важным вопрос, касающийся не только освоения студентами формально-знаниевого компонента содержания образовательной программы, но в большей степени выявления тех их способностей, которые позволяют использовать освоенный материал для решения задач и ситуаций практического модуля.
Рисунок 1 - Модульная структура построения образовательного процесса
Значение модульных технологий в педагогической практике велико. Сущность модульной технологии при формировании у студентов навыков самостоятельной деятельности требует соблюдения особых условий, регулирующих принципов, а также продуктивного взаимодействия преподавателя и студента в процессе образовательной деятельности. В связи с вышеизложенным, перед преподавателями стоит задача формирования необходимой мотивации, а также координирования и управления процессом взаимодействия в ходе осуществления студентами самостоятельной деятельности работы. Соблюдение условий эффективности реализации модульной технологии позволяет студентам достичь поставленных познавательных и образовательных целей в процессе работы с модулем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гусейнова Е.Л. Формирование профессиональных компетенций в самостоятельной работе студентов технических вузов // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 44-48.
2. Мошкина Е.В., Смолянинова О.Г. Модульная технология обучения студентов-заочников в системе MOODLE // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 4. С. 39-52.
3. Гитман Е.К., Долматова Н.С. Модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции
студентов на основе блочно-модульной технологии // Фунд. исследования. 2014. № 12-4. С. 835-838.
4. Зеер Э.Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 176 с.
5. Сорокина Л.Л. Самостоятельная работа как фактор эффективной учебной деятельности студентов СПО // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 1 (13). С. 65-68.
6. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.
7. Шапкарина Е.И. Организация самостоятельной работы студентов в условиях модульного подхода к обучению (некоторые аспекты) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2011. № 614. С. 182-185.
8. Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. М.: РГАТиЗ, 2000. 260 с.
9. Карагулов Ш. Рейтинговый контроль знаний студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 25-1. С. 225-229.
10. Никишкин Н.В. Создание фонда оценочных средств как условие формирования компетенций культуры безопасности жизнедеятельности // Среднее профессиональное образование. 2013. № 5. С. 1-3.
INDEPENDENT ACTIVITY SKILLS DEVELOPMENT IN VOCATIONAL SCHOOLS BY MEANS OF MODULAR TECHNOLOGY TRAINING
© 2017
Dranitsyna Elena Gennadievna, lecturer, postgraduate student of Pedagogy, Teaching and Social Education Department
Nizhnevartovsk State University (Nizhnevartovsk, Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, Russian Federation)
Abstract. The paper proves the urgency of independent activity skills development in vocational schools by means of modular technology training. The essence of the modular training technology is revealed, the functional value of the module is determined in the formation of conditions that meet modern requirements of professional training. The paper also categorizes the types of independent educational activity of students in the context of the implementation of modular training technology. The author identifies conditions for the successful development of the skills and independent skills of students with the help of modular teaching technology in the educational process. They are the following: pedagogical planning, formation and improvement of students' need-motivational sphere and their cognitive interest, counseling and coordination of the educational process, methodical support, as well as development of skills that help to use information and educational environment.
Keywords: students; system of secondary vocational education; modular technology; independent activity; conditions for development of independent work skills; types of independent activity in context of modular technology of training.
УДК 58.006/374.71
Статья поступила в редакцию 14.09.2017
ПОСТОЯННЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ СУККУЛЕНТОВ БОТАНИЧЕСКОГО САДА ПЕТРА ВЕЛИКОГО КАК СРЕДСТВО БИОЛОГИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
© 2017
Калугин Юрий Гурьянович, научный сотрудник Мусинова Лариса Петровна, методист культурно-просветительского центра
Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация)
Аннотация. В статье описывается один из способов организации просветительской работы в Ботаническом саду Санкт-Петербурга. Авторами поднимается проблема актуализации экологических знаний у населения и сохранения биоразнообразия посредством досуговой деятельности. Дается анализ просветительской работы в российских ботанических садах и некоторых иностранных садах в настоящее время. Авторы вводят