Научная статья на тему 'Перспективы развития дистанционного образования. Преимущества и недостатки'

Перспективы развития дистанционного образования. Преимущества и недостатки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5837
853
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ / НЕДОСТАТКИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блоховцова Г. Г., Волохатых А. С.

В статье рассматриваются перспективы дистанционного обучения, а также его преимущества и недостатки. Показано, что онлайн-образование имеет как плюсы, так и минусы. Гибкость и доступность, индивидуальный подход и экономичность являются главными достоинствами дистанционного обучения. Но некорректное использование информационных технологий, отсутствие социального взаимодействия и недостаток надлежащей квалификации у пользователя делают дистанционное обучение не идеальной образовательной системой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития дистанционного образования. Преимущества и недостатки»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 378.147

Г. Г. Блоховцова

к.филос.н., доцент кафедры педагогики и психологии Кубанский государственный аграрный университет

А. С. Волохатых магистрант экономического факультета Кубанский государственный аграрный университет г. Краснодар, Российская Федерация

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Аннотация

В статье рассматриваются перспективы дистанционного обучения, а также его преимущества и недостатки. Показано, что онлайн-образование имеет как плюсы, так и минусы. Гибкость и доступность, индивидуальный подход и экономичность являются главными достоинствами дистанционного обучения. Но некорректное использование информационных технологий, отсутствие социального взаимодействия и недостаток надлежащей квалификации у пользователя делают дистанционное обучение не идеальной образовательной системой.

Ключевые слова

Дистанционное обучение, онлайн-образование, перспективы развития дистанционного образования, преимущества онлайн-обучения, недостатки онлайн-обучения.

Формирование инновационной экономики, потребность в быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира требует модернизации системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости [1].

Стратегической целью в области образования во всем мире сегодня является повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина.

Одним из вариантов совершенствования системы заочного образования является внедрение системы дистанционного обучения. Дистанционное образование - это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям, появившимся в результате информационной революции и на основе идеи открытого образования.

История дистанционного обучения берет свое начало в середине 1800-х годов во время аграрной эпохи. Дистанционное обучение появилось из необходимости в образовании географически удаленному населению от университетов, первое дистанционное обучение было в форме заочного обучения. Другие, более продвинутые формы не появлялись до начала индустриализации в 1920-е годы. Развитие новых технологий в течение этого периода с конца 1920-х до 1970-х растет за счет использования радио и телевидения. К 1970 году мир начал сосредотачиваться на мощности компьютера и дистанционное обучение перешло в виртуальную форму [6].

В последние годы правительства многих стран объявили развитие дистанционного образования приоритетным направлением и регулярно выделяют на его развитие значительную часть бюджета. В США в настоящий момент более 300 университетов предлагают дистанционное обучение. По данным опросов 57% американских преподавателей считают, что результаты дистанционного образования не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий. 33,3% опрошенных рассчитывают, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения даже превзойдут результаты классического обучения.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Система дистанционного образования дает равные возможности школьникам, студентам, людям с ослабленным здоровьем, инвалидам, безработным, гражданским и военным специалистам в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Особенно это важно для людей с ограниченными физическими возможностями, которые в основном лишены возможности получить специальное образование [5].

Растущая конкуренция на рынке труда обусловлена не только демографическим фактором, но и стремительно растущей тенденцией замены людей на производстве робототехникой. Поэтому сегодня недостаточно просто закончить вуз и получить профессию, нужно постоянно совершенствоваться и повышать свою квалификацию [2]. В этом и помогает дистанционное образование - образование будущего.

Перспективы развития дистанционного образования объясняются многими ее преимуществами перед другими формами образования. Самые существенные - гибкость и доступность. Люди могут обучаться по выбранной ими программе, не покидая свой дом или место работы, находясь практически в любой точке земного шара, где есть доступ в Интернет.

Все, что необходимо для дистанционного обучения - это компьютер с доступом в сеть Интернет. Учебные материалы, лекции и задания отправляются обучающемуся в электронном виде. Кроме того, имеется возможность напрямую, индивидуально общаться с вашим лектором с помощью электронной почты или через Skype.

Обучение онлайн существенно сокращает финансовые затраты как самих студентов, так и университетов: транспортные расходы, проживание, питание, учебники, канцтовары, печать и пр.

Очень важно, что в основу дистанционного образования положен модульный принцип. В отличие от поточного заочного обучения, когда все студенты обучаются по одной и той же программе, дистанционное образование - индивидуально, так как учебная программа составляется для каждого студента индивидуально и представляет собой последовательный набор курсов-модулей, отвечающий индивидуальным потребностям студента.

Даже самая хорошая система обучения не идеальна. В этом смысле, дистанционное обучение не является исключением из правила и имеет ряд проблемных моментов, например, некорректное использование информационных технологий, отсутствие социального взаимодействия. Однако эти недостатки не оказывают значимого влияния на качество и эффективность дистанционного обучения.

В отдельных случаях отсутствие у пользователя надлежащей квалификации в области компьютерных технологий может привести к снижению использования в полной мере потенциальных возможностей как обучающих, так и обучающихся. Но и эта проблема решаема посредством повышения квалификации в данной области знаний.

Многие фирмы и учреждения не признают онлайн-образования. Если собеседование по вакансии проходят два кандидата, один из которых учился в университете на очно-заочной форме обучения, а другой учился дистанционно, то во многих случаях предпочтение пока еще отдается претенденту, обучавшемуся по привычной для работодателя системе.

Одним из самых больших недостатков в онлайн-обучении является отсутствие социального взаимодействия, способствующего повышению эффективности процесса обучения. Эта проблема тоже решаема путем проведения вебинаров, семинаров, конференций, презентаций онлайн.

Без сомнения, дистанционное обучение не сможет стать полноценной заменой традиционному обучению. Оно не в состоянии создать студенческую атмосферу и заменить живое общение с преподавателем. Но оно действительно может стать наиболее перспективной формой заочного обучения, учитывая, что при возможно несколько больших начальных инвестициях, необходимых для развертывания вокруг студента разветвленной информационной среды, в будущем расходы с увеличением числа студента будут расти очень слабо, тогда как для традиционных форм они растут почти линейно.

Таким образом, дистанционное обучение в настоящее время является самой перспективной, быстрорастущей и достаточно эффективной системой образования.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х

Список использованной литературы:

1. Блоховцова Г.Г., Шахов Д.В. Формирование профессионально-личностных качеств магистранта в процессе обучения в магистратуре//В сборнике: ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. Сборник статей по материалам межвузовской научно-методической конференции, посвященной 85-летию образования кафедры иностранных языков Кубанского государственного аграрного университета. Министерство сельского хозяйства РФ; Кубанский государственный аграрный университет. ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет». 2016. С. 185-192.

2. Блоховцова Г.Г. Педагогическое творчество в сфере высшего образования//В сборнике: Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции. Ответственный за выпуск М. В. Шаталова. 2016. С. 317-319.

3. Гоник Г.Г. Участие студентов в научно-исследовательской работе как важное средство развития творческого интеллектуального потенциала/Г.Г. Гоник// В сборнике: Научные открытия 2016. XII Международная научно-практическая конференция. Научный центр «Олимп». 2016. С. 296-304.

4. Гоник Г.Г. Работа студенческого научного общества как необходимый элемент методической работы кафедры статистики и прикладной математики/Г.Г. Гоник// В сборнике: Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза. сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции. Ответственный за выпуск М. В. Шаталова . 2016. С. 163-165.

5. Даг, Валентин. Дистанционное обучение: преимущества, проблемы и возможности. Государственный университет западной Грузии [Электронный ресурс]. URL: http://bahri.edu.sd/cde/.

6. Нассе, Бижан. Краткая история дистанционного образования. Государственный университет Болла [Электронный ресурс]. URL: http://cms.bsu.edu.

© Блоховцова Г.Г., Волохатых А.С., 2016

УДК 377.5

Гринченко Наталья Александровна

канд.пед.наук, доцент ЕГУ им. И.А. Бунина, г.Елец, РФ e -mail: [email protected]

ПОКАЗАТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления образовательной деятельности по воспитанию культуры здоровья в средней школе. Предлагается общая модель создания стандарта показателей сформированности культуры здоровья для разных образовательных ступеней и разных педагогических систем.

Ключевые слова

Культура здоровья, обучение здоровью, показатели, воспитанность, стандарт.

Сегодня актуальность проблемы здоровьесбережения школьников не вызывает сомнений. Показатели культуры здоровья тесно связаны с определением целей и основного содержания образовательной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.