Список использованной литературы:
1. Блоховцова Г.Г., Шахов Д.В. Формирование профессионально-личностных качеств магистранта в процессе обучения в магистратуре//В сборнике: ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. Сборник статей по материалам межвузовской научно-методической конференции, посвященной 85-летию образования кафедры иностранных языков Кубанского государственного аграрного университета. Министерство сельского хозяйства РФ; Кубанский государственный аграрный университет. ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет». 2016. С. 185-192.
2. Блоховцова Г.Г. Педагогическое творчество в сфере высшего образования//В сборнике: Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции. Ответственный за выпуск М. В. Шаталова. 2016. С. 317-319.
3. Гоник Г.Г. Участие студентов в научно-исследовательской работе как важное средство развития творческого интеллектуального потенциала/Г.Г. Гоник// В сборнике: Научные открытия 2016. XII Международная научно-практическая конференция. Научный центр «Олимп». 2016. С. 296-304.
4. Гоник Г.Г. Работа студенческого научного общества как необходимый элемент методической работы кафедры статистики и прикладной математики/Г.Г. Гоник// В сборнике: Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза. сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции. Ответственный за выпуск М. В. Шаталова . 2016. С. 163-165.
5. Даг, Валентин. Дистанционное обучение: преимущества, проблемы и возможности. Государственный университет западной Грузии [Электронный ресурс]. URL: http://bahri.edu.sd/cde/.
6. Нассе, Бижан. Краткая история дистанционного образования. Государственный университет Болла [Электронный ресурс]. URL: http://cms.bsu.edu.
© Блоховцова Г.Г., Волохатых А.С., 2016
УДК 377.5
Гринченко Наталья Александровна
канд.пед.наук, доцент ЕГУ им. И.А. Бунина, г.Елец, РФ e -mail: [email protected]
ПОКАЗАТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В статье рассматриваются основные направления образовательной деятельности по воспитанию культуры здоровья в средней школе. Предлагается общая модель создания стандарта показателей сформированности культуры здоровья для разных образовательных ступеней и разных педагогических систем.
Ключевые слова
Культура здоровья, обучение здоровью, показатели, воспитанность, стандарт.
Сегодня актуальность проблемы здоровьесбережения школьников не вызывает сомнений. Показатели культуры здоровья тесно связаны с определением целей и основного содержания образовательной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
деятельности по воспитанию обучающихся и являются своеобразным запланированным результатом в этой области.
Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке и его здоровье, интегральная отрасль знания, разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации к среде обитания (В. А. Скумин, 1995); комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления (А.Н.Разумов, 1996).
В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС 2) предлагается перечень направлений работы по воспитанию культуры здоровья на разных ступенях обучения.
«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» в начальной школе должна обеспечивать:
o «пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
o формирование установки на использование здорового питания;
o использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
o применение рекомендуемого врачами режима дня;
o формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
o становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;
o формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены» [16, с.27-28].
В основной школе здоровью школьника посвящены разделы в «Программе воспитания и социализации», которая предусматривает:
«осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
формирование установки на систематические занятия физкультурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;
осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;
формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;
овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе, на основе навыков личной гигиены;
формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний, убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;.
осознания обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_
безопасности, необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения» [17, с. 34-36].
Причём, воспитание культуры здоровья в программе основной школы рассматривается в тесной связи с духовно-нравственным развитием и воспитанием личности и её успешной социализацией.
«Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся» в средней (полной) школе во многом повторяет идеи программы для основной школы: в ней также говорится о взаимосвязях культуры здоровья с экологией, духовно-нравственным воспитанием, социализацией личности, системой ценностей личности. Программа также предусматривает:
«формирование осознанного отношения к выработке собственного уклада здорового образа жизни, включающего: ценность и взаимозависимость физического, психологического и социального здоровья и экологического состояния окружающей его среды, оптимальное сочетание труда и отдыха, режим дня, индивидуальный рацион здорового питания, оптимальный режим двигательной активности;
формирование устойчивой потребности к занятиям физическим трудом, физической культурой и спортом на протяжении всей жизни;
формирование устойчивой негативной позиции по отношению к сквернословию, табакокурению, употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;
формирование мотивации самостоятельно поддерживать и укреплять своё здоровье через осознание значимости профилактических мероприятий, использование технологий современных оздоровительных систем и навыков личной гигиены» [18, с.51-55].
Таким образом, во ФГОС 2 названы основные направления образовательной деятельности по воспитанию культуры здоровья у обучающихся, которые являются общим ориентиром при разработке программ на разных образовательных ступенях. Существует необходимость разработки стандартов в области культуры здоровья.
Что предлагает российская наука?
Неотъемлемая часть процесса формирования культуры здоровья, по мнению Н.К. Смирнова, -обучение здоровью. В процессе этого обучения должны быть сформированы:
• научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;
• отношение к здоровью как к ценности;
• целостное представление о человеке;
• навыки управления своим здоровьем;
• знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;
• навыки оказания первой медицинской помощи;
• культура межличностных отношений;
• навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях;
• стратегии и технологии саморазвития [15, c.46].
И. Андреева выделяет основные блоки знаний о здоровье:
1) болезни социальной обусловленности: ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм, употребление табака, венерические заболевания, туберкулёз;
2) хронические неинфекционные заболевания (ХНЗ), являющиеся следствием нарушений взаимодействия человека с окружающей средой и дефицита знаний о здоровье;
3) школьные болезни - нарушения осанки, нарушения зрения, болезни органов пищеварения, заболевания нервной системы;
4) факторы риска и патологические состояния:
• неправильное питание;
• ранняя беременность и роды;
• гиподинамия (уроки физкультуры лишь на 10-18% компенсируют дефицит
движений);
• заболевания как результат несчастных случаев;
• заболевания как последствия природных и техногенных катастроф [3, с.28-29].
Различают «показатели здоровья» и «показатели сформированности культуры здоровья». О.Д.
Григорьева и Ж.В. Тома понимают культуру здоровья как: 1) сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни; 2) наличие знаний о способах укрепления и сохранения здоровья; 3) осознание базовых ресурсов своего организма; 4) понятие всей полноты ответственности за состояние своего здоровья; 5) развитие навыков психофизической саморегуляции и самоконтроля; 6) отсутствие вредных привычек [5].
Н.Г. Гаркуша для оценки по критерию «воспитанность культуры здоровья школьников» предлагает исследовать показатели: осознание ценности здоровья, гармоничность образа жизни, владение культурными нормами, здоровьесозидающая деятельность [4, с.12-19].
Культура здоровья каждого человека, по А. Толоконину, формируется на основании следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого и коммуникативного. Когнитивный компонент это - информированность человека в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни; эмоциональный это - доминирующие эмоции и положительный эмоциональный настрой; волевой это -мотивация, самообладание, целеустремлённость; коммуникативный это - адекватность взаимодействия человека с другими людьми и окружающим миром [20].
При разработке стандартов мы предлагаем взять четырёх компонентную модель культуры здоровья по А. Толоконину с рассмотрением внутри каждого из компонентов разных направлений образовательной деятельности на разных ступенях. В самом общем виде показатели культуры здоровья могут выглядеть так:
Показатели культуры здоровья на начальной ступени
1. Когнитивный компонент:
• знания о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, нерациональное питание, табак, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания и др.);
• понятие о культуре общения;
• знание стратегий решения конфликтной ситуации.
2. Эмоциональный компонент:
• желание заботиться о своем здоровье;
• установка на использование здорового питания;
• потребность в занятиях физической культурой и спортом;
• готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
3. Волевой компонент:
• применение рекомендуемого врачами режима дня;
• становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, других веществ;
4. Коммуникативный компонент:
навыки и умения вступить в разговор, продолжить разговор, закончить разговор.
Степень сформированности каждого из компонентов культуры здоровья определяется по уровням: высокий, средний, низкий. Аналогичным образом составляются модели для основной и полной общеобразовательной школы.
Для грамотного составления стандарта показателей сформированности культуры здоровья требуется сотрудничество педагогов, психологов, медиков. Дальнейшими шагами будут: создание комплексных школьных образовательных программ культуры здоровья и методических систем, позволяющих использовать потенциал отдельных школьных учебных предметов.
Список использованной литературы 1. Андреева И. Здоровье человека в содержании образования //Педагогика.-2011.-№10.-С.27-33.
2. Гаркуша Н.С. Интегративная модель воспитания культуры здоровья российских школьников//Психология образования в поликультурном пространстве.-2015.-№30 (2).-С.12-19.
3. Григорьева О. Д., Тома Ж.В. Культура здоровья как приоритетная задача общественного развития молодежи /http://lib.sportedu.ru/Press/SP/2009N2/p63-67.htm
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии с современной школе.- М.: АПК и ПРО, 2002.-121 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 г., № 373/ http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г., № 1897/ http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект. Доработка 15 февраля 2011г. Школа/ http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100
8. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». №273-ФЗ от 20.12.2012//http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/
9. Толоконин А. Мировые оздоровительные технологии в восстановительной медицине/http://tolokonin.ru/library/my-monography/kultura-zdorovia/.
© Гринченко Н. А., 2016
ББК 78.3 УДК 02.027.5
Дубровина Елена Михайловна,
заведующая по работе с юношеством и молодежью
ЦРБ МБУК «ЦБС № 2» Губкинский городской округ Белгородской области
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Аннотация
В статье приводятся методы библиотечного педагогического воздействия, их краткая характеристика и критерии.
Ключевые слова
Юношеская библиотека, молодежь, воздействие, методы, профессионализ.
Стремительное развитие науки, техники, высоких технологий, а также нарастание общих для всего человечества глобальных проблем настоятельно требуют от людей и новых знаний, и высокого профессионализма, и, самое главное, ответственности за свои действия и наше общее будущее. [1, с.6]. Осознавая эти вызовы времени, специалисты библиотек стремятся строить библиотечное обслуживание молодежи в соответствии с современными требованиями. В последние годы деятельность юношеских библиотек отличает ориентация на программно-целевое планирование (переход от отдельных мероприятий к долгосрочным тематическим проектам, для реализации которых в качестве партнеров привлекаются различные организации и учреждения), на развитие инновационных библиотечных процессов и технологий, на создание особой интеллектуально-эмоциональной среды, привлекательной для молодежи. Библиотекарь строит диалог с молодежью на качественно новой основе, оказывая педагогическое