Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Дата публикации: 1.05.2018
№ 2 (32). С. 25-29. _ Л —
УДК 378.147 Е. А. Серегина
Технология дистанционного обучения как способ получения высшего образования в России
В данной статье анализируются современные возможности и перспективы в области получения высшего образования на базе дистанционного обучения в целом и по лингвистическим направлениям в частности. Описываются факторы практической реализации дистанционного обучения в системе высшего образования. Приводится список вузов России, позволяющих получить диплом государственного образца дистанционно. А также рассмотрены положительные и отрицательные стороны внедрения дистанционного обучения в вуз.
Ключевые слова: высшее образование, дистанционное обучение, ИКТ, иностранные языки, инновации в обучении, интерактивная среда обучения
Perspectives of Science & Education. 2018. 2 (32)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-02/ Accepted: 1 April 2018 Published: 1 May 2018 No. 2 (32). pp. 25-29.
E. A. Seregina
The Technology of Distance Learning as a Way of Obtaining Higher Education in Russia
This article analyzes modern opportunities and prospects in the field of higher education on the basis of distance learning in general and linguistic majors in particular. The factors of practical realization of distance learning in the system of higher education are described. A list of Russian universities which allows obtaining a state diploma remotely is given. Also, positive and negative aspects of the implementation of distance learning into the university were mentioned.
Keywords: higher education, distance learning, ICT, foreign languages, innovations in teaching, interactive learning environment
/ / е заметить нахлынувшие измене/ / ния и прогресс в социальной, куль___' V турной, экономической и политической сферах нашей жизни невозможно. Так и система высшего образования встала на путь фундаментальных обновлений и перемен.
С развитием новых информационных и телекоммуникационных технологий высшая школа получила неограниченные возможности для реализации одного из ключевых направлений основных образовательных программ ЮНЕСКО «Образование без границ», «Образование через всю жизнь».
Научно-технические достижения привели к созданию такого важнейшего механизма, способствующего адаптации социума к новым
рыночным условиям, как «дистанционное обучение». Рост цен на образовательные услуги в результате увеличения числа студентов ограничил возможность многих желающих получить качественные образовательные услуги в системе высшего образования. Система дистанционного обучения, несомненно, позволила решить и данную проблему, удовлетворив спрос на образование и позволив учесть аспекты непрерывного образования в нашей стране.
Дистанционное обучение осуществляет учебно-воспитательную деятельность между учащимся и преподавателем, находящимся в разных местоположениях, используя коммуникационные технологии и услуги электронной почты. Связь между учебной организацией и учащимся реализуется двумя способами: односторонним
и двусторонним. В первом случае студент взаимодействует с готовыми учебными материалами, подготовленными организацией заранее; во втором случае студент напрямую связывается с образовательной организацией (ее представителем). Таким образом, дистанционное образование - это модель, которая стирает временные и пространственные барьеры, а также значительно уменьшает стоимость обучающих материалов и оборудования, избавляя учащихся от дорогостоящих вложений.
Теорией и практикой дистанционного обучения занимаются многие отечественные ученые, внесшие значительный вклад в разработку научных исследований и продвижение идей дистанционного обучения в образовательную сферу. Среди них: С.В. Титова, А.Я. Савельев, В.А. Садовничий, В.П. Меркулов, О.П. Молчанова, А.Д. Гарцов, Д.А. Богданова, К.С. Итинсон, В.В. Ижванов, А.В. Хуторской, А.Н. Тихонов, В.И. Солдаткин, А.А. Поляков, Д.Э. Колосов, В.М. Матюхин, Ю.Н. Попов, И.В. Роберт, Ю.Б. Рубин, Ю.Н. Самолаев, В.А. Мордвинов, М.И. Нежурина, С.А. Щенников, А.А. Федосеев, А.В. Хорошилов и многие другие [14; 8].
Из западных специалистов можно выделить следующих специалистов: М. Мур (M. Moore), О. Петерс (O. Peters), Д. Сьюарт (D. Sewart), Дж.Р.Вердвин (J.R. Verduin), Т.А. Кларк (T.A. Clark), Ф. Саба (F. Saba), Б. Холмберг (B. Holmberg) и др.
Удаленное электронное обучение в вузах становится неотъемлемой составляющей процесса обучения. Современные ученые-лингвисты и педагоги обратили свое внимание на преимущества такого обучения, в связи с этим «электронная лингводидактика» была выделена в отдельную дисциплину, изучающую «закономерности, основные компоненты содержания и организации процесса усвоения нового языка и формирования коммуникативно-речевой компетенции с помощью электронных (цифровых) средств» [7].
Современные достижения в области информационно-коммуникационных технологий вносят значительный вклад в методику обучения в высшем учебном заведении. Такие технологии включают в себя аппаратное (компьютеры) и программное обеспечение, а также электронные линии связи (телефонная линия, почта). Через эти обучающие технологии студенты, преподаватели и специалисты могут общаться, используя реальный голос (реальное общение) или с помощью текстовых документов, записей, рисунков.
Многие ученые образовательной области считают, что система образования 21го века будет в значительной степени базироваться на интерактивном дистанционном обучении.
Практическая реализация дистанционного обучения в системе высшего образования требует комплексного подхода, учета нормативно-правового, финансового, педагогического, организационного, психологического и других аспектов, создания компьютерной инфраструктуры, под-
готовка программного обеспечения для внедрения электронных образовательных платформ, а также обучение и переподготовка преподавателей [5].
Кроме того, большое внимание должно уделяться таким факторам, как:
- прибыльность и быстрая окупаемость материальных затрат на обучение;
- неограниченность набора студентов при минимальном составе штата;
- демократичность и вариативность;
- возможность получения диплома о высшем образовании столичного вуза;
- обеспечение навыков по использованию новейших информационных и телекоммуникационных технологий;
- доступность обучения людям с ограниченными физическими возможностями;
- возможность разработки индивидуального плана и др. [12].
Датой официального развития дистанционного обучения в России можно считать 30 мая 1997 года. Вышедший приказ № 1050 Минобразования России позволил проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования, а принятие Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. легализовало данный формат высшего образования. Также популяризации дистанционной формы обучения способствовало принятие статьи 16 Федерального закона об образовании в РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., давшей право на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [9].
Так, согласно Приказу Минобрнауки России от 23 марта 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» организации сами определяют порядок оказания учебно-методической помощи студентам, соотношение объема занятий.. При реализации образовательных программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [10].
Таким образом, с февраля 2012 года дистанционные образовательные технологии признаны официальной формой обучения, которая может использоваться для получения высшего образования. Все эти изменения полностью ле-
гитимировали дистанционное образование как форму обучения и приравняли диплом о высшем дистанционном образовании к дипломам, выдаваемым в рамках очной, заочной и вечерней форм обучения.
Самым сильным аргументом в пользу дистанционного образования является его способность обучать студентов, которые из-за расстояния, лимита по времени или финансовых ограничений не имеют доступа к получению высшего образования традиционным путем. В связи с этим и была разработана система дистанционного обучения для обеспечения равного доступа к образовательным услугам вузов, особенно тех, которые вынуждены работать с ограниченным учебным планом и штатом. Составным элементом учебного процесса становятся реализация групповых проектов в виртуальной среде, организация большей части самостоятельной работы дистанционно, на различных платформах. Такая трансформация подразумевает большую самостоятельность обучаемого и переход от заданий репродуктивного типа к индивидуализированному учебному процессу, характеризующемуся высоким уровнем мотивации [13, с. 52].
успех дистанционного обучения в развитии навыков по иностранному языку студентов зависит от способности учебной программы вуза обеспечивать языковое обучение в частном порядке. Это может быть обеспечено посредством двусторонней спутниковой связи, которая позволяет учителям общаться со студентами на интернет-сайтах и обеспечивать взаимодействие, необходимое для развития навыков второго языка [2, с. 43-50].
Технологии дистанционного обучения предоставляют множество новых возможностей для обучения иностранным языкам, которые позволяют расширить спектр учебных методик таким образом, что языковые лаборатории, телекоммуникации и компьютерные средства обучения дополнят традиционный класс. Необходимо рассмотреть все варианты дистанционного обучения, чтобы научиться различать их уровни и возможности, поскольку такая система может создать ограничения учебному процессу. Например, ранее упомянутый односторонний способ связи учебной организации с обучающимся, может быть подвергнуты критике из-за отсутствия непосредственного двустороннего взаимодействия преподавателя со студентом, что противоречит целям обучения иностранному языку. Однако, при правильной организации одностороннего подхода к дистанционному обучению цели будут достигнуты в полной мере. В такое обучение необходимо внедрить особые обучающие стратегии, которые условно замещают диалог учащихся и преподавателя и согласуются с автономией учащихся в процессе дистанционного обучения [1, с. 547-550].
Сейчас все больше людей проявляют повышенный интерес к дистанционному образованию, на что незамедлительно откликнулись учебные заведения всего мира. Крупнейшие и известнейшие университеты, в том числе и Лиги плюща, подготовили к реализации образовательные программы в виртуальном пространстве, дистанционная программа Лондонского университета также обеспечивает высокие стандарты обучения [4].
Пример использования британских и канадских технологий обучения на расстоянии показал положительную динамику в развитии данного метода обучения. Сегодня такая форма обучения практикуется во многих университетах мира, обеспечивая получение квалификационной подготовки продвинутого уровня. Национальная британская программа, созданная для преподавания французского языка по радио и телевидению, со временем расширила свои образовательные возможности, начав выпускать журнал, связанный с курсом. В Манитобе, Онтарио и Британской Колумбии была проведена канадская программа обучения английскому языку в качестве второго языка по телефону. Студенты работали по заданиям в учебнике, используя аудиокассеты. На определенных этапах преподаватель предоставлял студенту обратную связь по телефону. Телефонный разговор также давал отличную возможность попрактиковать разговорную речь. учитель записывал телефонный разговор и отправлял кассету студенту для прослушивания. Оценка программы в 1988 году показала, что и преподаватели, и студенты были удовлетворены программой и заметили положительную тенденцию в освоении иностранного языка [3, с. 73-87].
Однако возможность получения высшего образования по лингвистическим направлениям (перевод и переводоведение, иностранный язык и т.п.) дистанционно в вузах страны является крайней редкостью. Проанализировав дистанционные программы подготовки специалистов (бакалавров) в высших учебных заведениях, мы сделали выводы, что эти процессы запаздывают в силу традиционной государственной инертности и несвоевременной переработки образовательных стандартов.
Одним из пионеров в области дистанционного образования в России можно считать университет «Синергия», который разработал уникальную интерактивную обучающую платформу «Synergy online», благодаря которой, вуз дал возможность учиться из любой точки мира без временных рамок. управление процессом обучения происходит через «Личный кабинет» студента. В технические возможности также вошли видеолекции с преподавателями. По дистанционной методике успешно реализуется более 100 учебных программ. По завершении обучения студенты получают диплом государственного образца [11].
Также приведем несколько вузов, которые предоставляют возможность получить диплом о высшем образовании дистанционно по различным направлениям:
• Московский финансово-промышленный университет. Университет «Синергия»;
• Отделение дистанционного обучения при Московском экономическом институте и Московском институте психоанализа;
• Нижегородский университет государственный университет им. Н.И. Лобачевского;
• Московский университет имени С.Ю. Витте;
• Московский финансово-промышленный университет.
Несмотря на то, что дистанционное обучение набирает популярность, для того, чтобы добиться обеспечения развития высшего образования на базе такой технологии в России требуется совершенствование нормативно-правовой базы, внедрение компьютерных технологий и создание специальной интерактивной среды. Ведь грамотно разработанная методологическая и технологическая база дистанционного образования в высшем учебном заведении позволит не только открыть новые возможности для будущих студентов по всей России, но также и вывести российское образование за пределы страны.
Подводя итоги данного исследования, можно отметить как положительные, так и отрица-
тельные стороны внедрения дистанционного обучения в систему высшего образования, среди плюсов:
• Гибкость и масштабирование дистанционного обучения позволяет распространить учебные материалы среди неограниченного числа студентов, а также легко подстроиться под требования обучающихся;
• Экономическая эффективность дистанционной системы заключается в значительном уменьшении затрат на организацию образовательного процесса;
• Демократичность и уникальная доступность;
• Высокая мобильность обучающих программ.
Отрицательные стороны:
• Отсутствие социального взаимодействия (не создается так называемая «студенческая среда»);
• Вероятность отсутствия квалифицированной грамотности студента в области компьютерных технологий;
• Неприятие многими фирмами онлайн-об-разования [6].
Однако необходимо учесть, что успешность удаленного образования в первую очередь зависит от самого студента - от его целеустремленности, усидчивости и самодисциплины.
ЛИТЕРАТУРА
1. Davis J.N. Distance education and foreign language education: Towards a coherent approach. "Foreign Language Annals, (21)" 6. 1988. pp.547-550.
2. Kataoka H. Long-distance language learning: The second year of televised Japanese. "Journal of Educational Techniques and Technologies, (20)" 2. 1987. pp.43-50.
3. Selman M. Learning language at a distance. "TESL Talk, (15)" 3. 1988. pp.73-87.
4. University of London. [сайт]. URL:https://london.ac.uk/ways-study/distance-learning. (дата обращения: 1.04.2018)
5. Ахъядов Э. С. Перспективы и проблемы введения дистанционного высшего образования // Молодой ученый. 2015. № 20. С. 333-334. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/100/22606/ (дата обращения: 08.01.2018)
6. Блоховцова Г.Г., Волохатых А.С. Перспективы развития дистанционного образования. Преимущества и недостатки // Символ науки. 2016. №10-2. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-distantsionnogo-obrazovaniya-preimuschestva-i-nedostatki (дата обращения: 08.01.2018).
7. Гарцов А.Д. Электронная лингводидактика в системе инновационного языкового образования : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / Гарцов Александр Дмитриевич; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. Москва, 2009. 398 с.
8. Итинсон К.С., Рубцова Е.В. Использование информационных технологий в процессе обучения иностранных студентов филологическим дисциплинам в вузе // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-25. С. 5666-5669.
9. Консультант Плюс. Компьютерная справочная правовая система [сайт]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения: 27.12.2017)
10. Министерство образования и науки Российской Федерации. Официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. [Электронный ресурс]. URL: https:// минобрнауки.рф/документы/11047 (Дата обращения: 27.12.2017)
11. Московский финансово-промышленный университет «Синергия». Официальный сайт университета [сайт]. URL: http:// synergy.ru/.(дата обращения: 1.04.2018)
12. Скибицкий Э.Г. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие / Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель. Новосибирск: НГАУ, 2008. 166 с.
13. Титова, С. В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика [Текст] = Digital technologies in language classroom: theory and practice: монография / Титова С. В. Москва : Эдитус, 2017. С. 52.
§4. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. 2002. № 36. С. 26-30.
REFERENCES
1. Davis J.N. Distance education and foreign language education: Towards a coherent approach. "Foreign Language Annals, (21)" 6. 1988. pp. 547-550.
2. Kataoka H. Long-distance language learning: The second year of televised Japanese. "Journal of Educational Techniques and Technologies, (20)" 2. 1987. pp.43-50.
3. Selman M. Learning language at a distance. "TESL Talk, (15)" 3. 1988. pp.73-87.
4. University of London. [site]. Available at: https: //london.ac.uk/ways-study/distance-learning. (accessed 4 January 2018)
5. Akhyadov E. S. Perspectives and problems of introduction of distance higher education. Young Scientist. 2015. No. 20. P. 333334. [Electronic resource]. Available at: https://moluch.ru/archive/100/22606/ (accessed 4 January 2018) (in Russian)
6. Blokhovtsova G.G., Volokhatykh A.S. Prospects for the development of distance education. Advantages and disadvantages. Symbol of science. 2016. no. 10-2. [Electronic resource]. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-distantsionnogo-obrazovaniya-preimuschestva-i-nedostatki (accessed 4 January 2018). (in Russian)
7. A.Gartsov. Electronic linguodidactics in the system of innovative language education: Diss Dr. Ped. Sciences: 13.00.02 / Garsov Alexander Dmitrievich. Moscow, 2009. 398 p. (in Russian)
8. Itinson K.S., Rubtsova E.V. Use of information technologies in the process of teaching foreign students to philological disciplines in the university. Fundamental research. 2015. no. 2-25. pp. 5666-5669. (in Russian)
9. Consultant Plus. Computer reference legal system [site]. Available at: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14 0174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (accessed 4 January 2018) (in Russian)
10. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Official site in the information and telecommunication network Internet. [Electronic resource]. Available at: https: // Ministry of Education and Science / documents / 11047 (accessed 4 January 2018) (in Russian)
11. Moscow Financial-Industrial University "Synergy". Official site of the university [site]. Available at: http://synergy.ru/. (accessed 4 January 2018) (in Russian)
12. Skibitsky E.G. Methodology of vocational training: Proc. allowance / E.G. Skibitsky, I.E. Tolstova, V.G. Shefel. Novosibirsk: NSAU, 2008. 166 p. (in Russian)
13. Titova S. V. Digital technologies in language classroom: theory and practice: monograph / Titova S. V. Moscow, Editus Publ., 2017. P. 52. (in Russian)
14. Khutorskoy A.V. Distance learning and its technologies. Computerra. 2002. no 36. pp. 26-30. (in Russian)
Информация об авторе Серегина Елена Александровна
(Россия, г. Комсомольск-на-Амуре) Ассистент кафедры межкультурных коммуникаций и переводоведения, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (г. Владивосток) Аспирант 3 курса Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета (г. Комсомольск-на-Амуре), кафедра педагогики
профессионального образования Направление подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки Направленность подготовки 13.00.08 Теория и методика профессионального образования E-mail: [email protected]
Information about the author
Elena A. Seregina
(Russia, Komsomolsk-on-Amur) Assistant of the Chair of Intercultural Communications
and Translation Studies Vladivostok State University of Economics and Service (Vladivostok)
3-year postgraduate student of the Amur Humanitarian and Pedagogical State University (Komsomolsk-on-Amur), Department of Pedagogy of Vocational Education Direction of training 44.06.01 Education and pedagogical sciences
Orientation of training 13.00.08 Theory and methods of vocational training E-mail: [email protected]