Научная статья на тему 'Перспективы отношений России с международными экономическими и финансовыми организациями'

Перспективы отношений России с международными экономическими и финансовыми организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2330
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД / ГРУППА ВСЕМИРНОГО БАНКА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ / КРЕДИТ / ЗАЕМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочановская Ольга Михайловна, Карпова Елена Николаевна

Международные экономические и финансовые организации составляют одно из важнейших звеньев международной финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой. В настоящее время Россия член различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, она развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе. Государственная политика сотрудничества России с международными финансовыми организациями на современном этапе должна быть ориентирована на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в этих организациях, поскольку сотрудничество с ними заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, а представляет собой комплекс взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы отношений России с международными экономическими и финансовыми организациями»

О.М. Кочановская, Е.Н. Карпова

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ И ФИНАНСОВЫМИ

ОРГАНИЗАЦИЯМИ Аннотация

Международные экономические и финансовые организации составляют одно из важнейших звеньев международной финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой. В настоящее время Россия - член различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, она развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе. Государственная политика сотрудничества России с международными финансовыми организациями на современном этапе должна быть ориентирована на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в этих организациях, поскольку сотрудничество с ними заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, а представляет собой комплекс взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике.

Annotation

The international economic and financial organizations represent one of most important links of the international financial system and are a main source of necessary financial resources for countries of developed and transition economy. At present Russia is a member of various international monetary-credit and financial organizations and develops on treaty basis cooperation with some of them. Russia’s state policy of cooperation with international financial organizations at present stage is to be directed at efficient use of possibilities and advantages which a membership in those organizations gives, so far as cooperation with them comprises not only receiving loans for financing some programs and projects of local significance but represents a complex interactive functions, aiming at realization of national interests in world economy ad policy.

2009 №1

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

Ключевые слова

Международные финансовые организации, сотрудничество, Международный валютный фонд, группа Всемирного банка, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития, кредит, заем, государственная политика.

Key words

International financial organizations, co-operation, International monetary fund, World Bank, International bank of reconstruction and development, European bank of reconstruction and development, credit, loan, state policy.

В условиях возросшей взаимозависимости практически все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-финансовыми организация-

ми, которые составляют одно из важнейших звеньев международной финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой.

Одни государства используют эти организации в качестве проводников своей стратегической экономической политики, другие находят интерес в своем участии в них в качестве доноров, а третьи - реципиенты - сотрудничают с ними в целях привлечения льготных кредитов для инвестиционных проектов и решения проблем дефицитного бюджетного финансирования. Четвертые, что хуже всего, уже не могут существовать без их помощи и находятся в долговой зависимости от них.

Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка - Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала: Международная ассоциация развития (МАР), Международная фи-

нансовая корпорация (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), а также неправительственные организации: Парижский и Лондонский клубы.

Международные экономические и валютно-финансовые организации занимают важное место в системе международных экономических отношений, а также оказывают существенное влияние на развитие экономики России. В настоящее время Российская Федерация является членом различных международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе.

История сотрудничества России с международными финансовыми организациями начинается с мая 1992 года, когда она вступила в Международный валютный фонд (МВФ). Сотрудничество России с МВФ можно разделить на два этапа: первый - до финансового кризиса 1998 года и второй - после финансового кризиса [1].

В январе 1992 года Правительство России официально обратилось в МВФ за финансовой помощью в размере 6 млрд. дол. США для создания фонда стабилизации. Первое соглашение о помощи было подписано М.Камдессю и Е.Гайдаром в начале июля 1992 года. 5 августа был предоставлен первый транш 1 млрд. дол. США, который использовался для пополнения валютных резервов, осуще-

28б

ствления платежей по внешнему долгу и интервенции на валютном рынке. Однако последующие транши резервного кредита Россия в 1992 году не получила. Не были выделены и средства (6 млрд. дол. США), предназначенные для фонда стабилизации рубля. МВФ объяснил отказ тем, что российское правительство уклонилось от выполнения согласованной с ним стабилизационной программы, объем ВВП уменьшился на 14,5%, дефицит федерального бюджета, вместо запланированного уровня в 5% ВВП, достиг (по методологии МВФ) 22,4%, а инфляция составила в среднем 20,5% в месяц.

В июне 1993 года МВФ предложил России второй кредит в 3 млрд. дол. США в рамках только что созданного направления - «Помощь системным преобразованиям» (System Transformation Facility - STF). В отличие от других кредит STF, сопровождался менее жесткими условиями и требовал, чтобы страна-заемщица не вводила торговых ограничений. Однако 19 сентября 1993 года МВФ приостановил передачу денег России из-за того, что Правительство РФ не смогло сдержать инфляции и провести сокращение бюджетных затрат. В 1994 году были проведены переговоры с делегацией МВФ, в результате Россия получила второй транш кредита 1,5 млрд. дол. США в поддержку системных преобразований. После валютных потрясений осени 1994 года, кульминацией которых стал «черный вторник» (11 октября 1994 года), правительство взяло курс на подавление инфляции в качестве главной макроэкономической цели, что вызвало поддержку со стороны МВФ. Результатом этого стало предоставление в апреле 1995 года резервного стабилизационного кредита в 6,8 млрд. дол. США. Пакет соглашений с МВФ состоял не только из требования снизить инфляцию до 2% в месяц, но и дефицит государственного

бюджета до 8% от ВВП. Мониторинг должен был осуществляться каждый месяц (до этого проводился ежеквартально) специальной рабочей группой, состоявшей из представителей Министерства финансов, Центрального банка и экспертов МВФ.

С точки зрения внешних экономических показателей России 1997 год был самым удачным. В 1998 году экономическая ситуация в России резко ухудшилась в связи с падением на мировых рынках цен на энергоносители. В результате этого платежный баланс по счету текущих операций превратился в первом полугодии 1998 года из активного в пассивный с дефицитом в размере 5,1 млрд. дол. США. Для того чтобы добиться сбалансированности государственного бюджета и предотвратить девальвацию рубля, правительство разработало антикризисную программу и обратилось к МВФ за финансовой помощью. Договоренность с МВФ предусматривала предоставление кредита четырьмя траншами, однако первый предоставленный кредит уже не смог спасти положение, и 17 августа 1998 года в стране был объявлен дефолт.

После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 2005 году правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив 3,3 млрд. дол. США.

Основой сотрудничества России с региональными международными банками развития является ее членство в организациях системы Всемирного банка, в первую очередь в Международном банке реконструкции и развития (МБРР), куда она была принята в 1992 году. Опыт сотрудничества России с МБРР показывает эволюцию заимствований от полномасштабного финансирования программы социально-экономических реформ к поддержке точечных проектов, включая управление государственными финансами на федеральном и региональном уровне.

Рис. 1. Российская Федерация: кредитование со стороны МБРР в отраслевой разбивке с 1993 финансового года [2].

Взаимоотношения МБРР и России довольно часто осложнялись на стадии реализации и реструктуризации проектов. Как правило, осуществление проектов растягивалось на семь-восемь лет при заявленном среднем сроке в пять лет. Ни один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный соглашением

о займе. На практике каждый из них приходится продлевать один-четыре раза, причем срок каждого продления составляет от нескольких месяцев до двух-трех лет.

Несмотря на сокращение общего размера портфеля займов МБРР, сотрудничество с банком в целом способствовало ознакомлению с позитивным международным опытом в различных сферах, внедрению современных социальных, экономических и управленческих технологий, повышению профессионализма широкого круга российских специалистов в процессе совместной работы. Кроме того, без содействия банка прогресс в законодательных, институциональных и структурных реформах в стране потребовал бы гораздо более длительных сроков.

Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.

Стратегической целью сотрудничества России с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) является привлечение инвестиционных ресурсов для проектов на более приемлемых по сравнению с другими инвесторами условиях - с низкими процентными ставками, более длительным периодом возврата, в среднем 5-10 лет (коммерческие банки, как правило, выдают кредит сроком до 5 лет) [3].

Портфель действующих займов России в ЕБРР на конец 2006 года составил 3,5 млрд. евро. С момента основания по апрель 2007 года банк участвовал в 529 проектах в России и инвестировал 8,2 млрд. евро: 75% его

финансирования было направлено в регионы, 25% - на реализацию проектов в Москве и Санкт-Петербурге. Участие ЕБРР в проектах стимулировало приток инвестиций из других источников в размере 15,2 млрд. евро, так как коммерческие инвесторы внимательно следят за работой ЕБРР в России и часто направляют свои средства в те же проекты, что и банк. Они уверены, что участие банка в тех или иных проектах указывает на их рентабельность и фактически гарантирует безопасность вложений. В первом квартале 2007 года ЕБРР подписал договоры на участие в 17 российских проектах на общую сумму 268 млн.

евро.

Объёмы и приоритеты государственных внешних заимствования в ЕБРР, отраслевая структура и типы займов определяются Программой сотрудничества, разрабатываемой Минфином и Минэкономразвития при подготовке федерального бюджета на очередной период. В «российском» портфеле банка государственный сектор занимает 19% от общего стоимостного объема, остальные вложения приходятся на частные компании. Структура операций ЕБРР в России на 2006 год по отраслям выглядят следующим образом (см. рис. 2):

Рис. 2. Количество проектов в России инвестируемых ЕБРР с 1991 по 2006 год [4].

В 2006 году ЕБРР принял новую стратегию, согласно которой к 2010 году финансирование проектов в России должно увеличиться на 1,6 млрд. евро, то есть доля России в кредитном портфеле ЕБРР должна вырасти до 41%, а инвестиции в новых странах-членах Евросоюза (ЕС) - сократиться с 45% до 6%. В соответствии с данной стратегией одним из приоритетных направлений банковского финансирования станет энергетика, объем инве-

стиций в которую должен возрасти за 2 года с 700 млн. евро до 1,5-2 млрд. евро, что составит 15-20% общего инвестиционного портфеля. Инвестиции будут направлены на покупку миноритарных пакетов акций ряда российских генерирующих компаний.

Другим приоритетным направлением станет участие банка в крупных инфраструктурных проектах России, среди которых строительство скоростной автомобильной магистрали «Мо-

сква - Санкт-Петербург», организация скоростного движения пассажирских поездов на участке «Санкт-Петербург

- Хельсинки», строительство платной автомобильной автодороги «Краснодар - Абинск - Кабардинка» и др. Общий объем вложений должен составить 3,6 млрд. евро.

Также будет увеличена доля операций ЕБРР в следующих отраслях:

• в муниципальной инфраструктуре (ЖКХ, городской транспорт, реконструкция жилищного фонда) - до 20-25%;

• в проектах сырьевого сектора (нефть, газ, горнорудная промышленность) - на 5-10%;

• в предоставлении прямых кредитов предприятиям (общего и специализированного промышленного профиля) - до 30-35%;

• в проектах по поддержке малых и средних предприятий (вложения в частные акционерные капиталы, предоставление оборотных средств и среднесрочных кредитов этим предприятиям) - на 10-15%;

• в проектах с банковскими и небанковскими структурами - на 1015%.

Наряду с проектами по предоставлению прямых кредитов и вложений в акционерный капитал предприятий ЕБРР имеет программы, направленные на расширение своего участия в региональных проектах. Более половины проектов из кредитного портфеля банка являются подпроектами российского Фонда поддержки малого бизнеса (РФМБ) и Программы региональных венчурных фондов.

Построение взаимоотношений России с Международными финансовыми организациями (МФО) определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-

первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничества и условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны, государство и заемщики, с другой,

- руководство и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получения прибыли.

Результаты взаимодействия России с МФО неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. В целом проведенный анализ позволяет выделить ряд проблем сложившегося сотрудничества России с МФО, которые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития.

Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использование кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов МФО со спецификой российских условий.

Во-вторых, кредиты ведущих МФО при их сравнительно невысокой

договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационные услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательства и т.д.), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов МФО и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.

В-третьих, практическое значение участия России в межгосударственных банках (Международный банк экономического сотрудничества

(МБЭС), Международный инвестиционный банк (МИБ) и др.) для развития отечественной экономики не соответствует ее доле в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними.

Немаловажной причиной малой эффективности сотрудничества России с МФО являлось отсутствие обоснованной государственной политики в данной сфере. В различных ведомствах долгое время (до середины 2003 года) отсутствовал системный подход к вопросу об этом сотрудничестве. Под МФО понимались лишь ведущие валютно-кредитные и финансовые организации - МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, в то время как Россия была членом более десяти организаций, имеющих подобный статус. В отношениях сотрудничества России с МФО доминировала позиция страны-заемщика, рассчитывающей лишь на получение льготных кредитов и помощи. Кроме того, получение Россией займов часто не отвечало ее общеэкономическим целям. В результате заемные средства направлялись на финансирование большого числа не связанных между собой проектов.

В 2000-2007 годах финансовоэкономическая ситуация в России ста-

ла весьма благоприятной. Профицит государственного бюджета, рост золотовалютных резервов, приток инвестиций, значительное повышение кредитного рейтинга и улучшение условий привлечения займов на внешних и внутренних рынках привели к снижению привлекательности займов МФО как источников финансирования бюджетных расходов, связанных с реализацией проектов в социальной сфере и государственном управлении.

Анализ участия России в МФО позволяет сформулировать ряд выводов, которые могут стать полезными с точки зрения совершенствования отношений с ними:

• сотрудничество с МФО должно осуществляться на основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих его цели, способствовать реализации среднесрочных программ социально-экономического развития; при этом должен применяться системный подход, базирующийся на принципе максимального использования сравнительных преимуществ сотрудничества с каждой МФО в качестве ее члена или на договорной основе;

• фундаментом сотрудничества

должно стать четкое определение роли каждой из сторон и контроль за использованием заимствованных

средств, нужно разграничить ответственность и функции МФО и государственных ведомств, отвечающих за осуществление сотрудничества с ними от имени Российской Федерации;

• концепция сотрудничества должна быть ориентирована на сокращение неэффективно используемых займов, а заемные ресурсы - сконцентрированы на реализации крупных инвестиционных проектов общегосударственного значения;

• информация о характере и рамках соглашений о сотрудничестве должна быть доступной как для госу-

дарственных ведомств, так и для широкой общественности; министерства и ведомства РФ, отвечающие за то или иное направление сотрудничества, должны, например, размещать соответствующую информацию на своих веб-сайтах;

• государственная политика сотрудничества России с МФО на современном этапе должна быть ориентирована на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в МФО, ведь сотрудничество с ними заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, а представляет собой комплекс взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике.

Каждое из рассмотренных направлений сотрудничества России с МФО призвано содействовать решению актуальных социально-экономических задач, в частности, стимулировать развитие отечественного несырьевого экспорта. С учетом этого встает задача поиска новых направлений участия России в МФО, которые способствовали бы расширению экспорта промышленной продукции и наукоемких услуг. Поиск путей реше-

ния этих задач предопределяет необходимость формирования нового направления сотрудничества - по линии взаимодействия России с международными региональными банками развития: Азиатским, Африканским, Межамериканским.

Библиографический список

1 .www.imf.org - Официальный сайт Международного валютного фонда.

2.www.worldbank.org - Официальный сайт Всемирного банка.

3.www.ebrd.com - Официальный сайт Европейского банка реконструкции и развития.

4.www.cig-bc.ru - Официальный сайт консалтинговой компании CIG Business Consulting.

Bibliographical list

1. www.imf.org - The official web-site of International monetary fund.

2. www.worldbank.org - The official web-site of World Bank.

3. www.ebrd.com - The official web-site of European bank of reconstruction and development.

4. www.cig-bc.ru - The official web-site of consulting company CIG Business Consulting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.