ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ Finance, Money Circulation and Credit
В.В. Антропов РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ РАЗВИТИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ
V.V. Antropov
Regional Development Banks in Russia's Economic Strategy
В последние годы все большую значимость в системе международных кредитно-финансовых организаций и глобальном распределении инвестиционных ресурсов приобретают региональные банки развития (РБР), создаваемые для реализации проектов социально-экономического развития развивающихся стран. Сотрудничество с этими институтами имеет стратегическое значение для нашей страны. Однако в отечественной научной экономической литературе проблемы перспективных отношений России с региональными банками развития не были глубоко изучены. Вопросы институциональных особенностей РБР разрабатывались преимущественно в в работах зарубежных ученых1. В связи с этим представляется актуальным исследование деятельности региональных банков развития и определение перспектив сотрудничества с ними России.
В системе международных финансовых организаций региональные банки развития являются крупнейшим по объему агрегированных ресурсов сегментом международных организаций. В настоящее время они являются основным источником финансирования проектов экономического и социального развития развивающихся стран в форме кредитов и грантов. На сегодняшний день наиболее значимыми являются четыре крупнейших банка развития - Межамериканский банк развития (МАБР), Азиатский банк развития (АзБР), Африканский банк развития (АфБР) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Несмотря на закрепленную в названии банков принадлежность к одному региону, РБР объединяют в качестве стран-доноров и стран-заемщиц государства, представляющие различные регионы. Однако, за исключением Европейского банка реконструкции и развития, все РБР финансируют только государства своего региона. Банки развития предназначены для выполнения задач, которые не могут реализовать коммерческие банки, поэтому их функции имеют существенные отличия от функций, выполняемых коммерческими банками. Поскольку РБР создавались для реализации цели содействия экономическому и социальному развитию региональных стран-членов, направления деятельности и функции РБР подчинены реализации этой цели.
Под влиянием глобализации важной функцией РБР стало фи-
нансирование международных общественных благ таких, как сдерживание распространения инфекционных заболеваний и смягчение последствий изменения климата2. Выделяемые на реализацию этой функции средства могут обеспечить создание и эффективное использование международных общественных благ, например, через совершенствование систем здравоохранения с целью нераспространения инфекционных заболеваний. Аккумулирование необходимых для этого средств может осуществляться за счет средств РБР или специальных доверительных фондов, ресурсы которых могут направляться на выполнение указанных задач.
Важным аспектом деятельности региональных банков развития является финансирование долгосрочных инвестиций в целях поддержки структурных преобразований в рамках национальных стратегий развития. Это особенно актуально в случаях, когда правительства ограничены в ресурсах. РБР могут осуществлять кредитование таких сфер экономик развивающихся стран, как промышленность, торговля, транспорт, государственное управление, сельское хозяйство, энергетика, сфера малого предпринимательства и др. Доля ресурсов, направляемых на финансирование конкретного сектора зависит от специфики региона и его потребностей (таблица).
Таблица
Распределение кредитов региональных банков развития по отраслям
экономики в 2016 г., млн. долл. США3
Отрасль экономики МАБР Доля, % АзБР Доля, % АфБР Доля, %
Сельское хозяйство 353 3 1 048 6 745 9
Энергетика 548 6 4542 26 1291 16
Транспорт 1392 15 3843 22 267 3
Финансы 1650 18 1921 11 163 2
.Здравоохранение 341 4 174 1 22 0,2
Образование 511 5 873 5 45 05
В первые десятилетия существования РБР их приоритетной функцией было кредитование проектов развития инфраструктуры и национального производства, на которые выделялось до 80% выделяемых банками средств. Эта совпало с периодом индустриализации и стратегией импортозамещения развивающихся региональных стран при активном государственном регулировании. Однако в последние годы кредитование национального производства сокращается в процентном отношении к общему портфелю РБР. Это обусловлено уменьшением производственного сектора в экономиках
развивающихся стран, которое сопровождается расширением сферы обращения и услуг, а также структурными изменениями в мировом хозяйстве, связанными с ростом экономик Китая и Индии и перераспределением производственных сил в их пользу.
Необходимо отметить такую важную функцию региональных банков развития, как осуществление антициклического финансирования во время финансово-экономических кризисов. Эта функция появилась в 1970-х гг. в связи с изменениями экономической политики развивающихся стран и необходимостью проведения стабилизационных программ, направленных на урегулирование платежных балансов и сокращение бюджетных дефицитов. Примером положительного влияния РБР в этой сфере может служить их позитивная антициклическая роль во время глобального кризиса 2008/2009гг., которая проявилась в увеличении их кредитных обязательств в развивающихся странах на 72% при резком сокращении частных инвестиций в эти государства4. Это обстоятельство позволило сохранить уровень инвестиций в развивающихся странах, в том числе в социальные секторы, на достаточном уровне и способствовало поддержанию долгосрочных инвестиций в инфраструктуру5.
Региональные банки развития содействуют развитию финансовых рынков и диверсификации финансового сектора. К инструментам такой деятельности РБР относятся займы в местной валюте и гарантии для частных кредиторов. Такие кредиты помогают развивать внутренние (в местной валюте) рынки облигаций, обеспечивающие более стабильный источник финансирования экономик. Помимо снижения зависимости от иностранных займов, развитие рынков облигаций в местных валютах открывает возможности для национальных институциональных инвесторов финансировать свои собственные обязательства с помощью долгосрочных активов с фиксированным доходом.
Рассматривая роль РБР в развитии экономик развивающихся стран, необходимо отметить их взаимодействие с другими международными финансово-кредитными институтами - МВФ, Всемирным банком (ВБ) и частными кредитно-финансовыми организациями. В этой системе региональные банки развития функционируют как координаторы и в то же время часть своеобразной международной неформальной системы, в основе которой лежат институты мирового, регионального и местного уровней. С точки зрения направления деятельности, Всемирный банк и РБР имеют немного отличий: так же, как и ВБ, РБР занимаются финансированием социального сектора, макроэкономической политики, реформ в сфере государственного управления и мер по борьбе с бедностью. Однако в отличие от Всемирного банка, РБР предъявляют более мягкие условия при выдаче своих кредитов. Считая, что программы развития должны составляться для каждой страны отдельно в соответствии со структурой ее экономики, региональные банки разрабатывали альтернативные
Вашингтонскому консенсусу региональные концепции. Получение страной-заемщицей кредита в РБР в то же время предоставляет должнику доступ к финансированию коммерческих банков. Инструментом регулирования такого доступа может служить пример совместного финансирования или синдицированного кредитования региональными банками проектов развивающихся стран, которые они осуществляют с частными банками и инвесторами. Участие регионального банка в совместном проекте оценивается частными инвесторами как гарантия кредитоспособности должника. Этому также способствует предоставление гарантий по обязательствам частных инвесторов, которые может предоставить региональный банк развития.
Неудовлетворенность потребностей латиноамериканских стран в финансовых ресурсах для социально-экономического развития стала причиной создания в 1959 г. одного из первых региональных банков развития - Межамериканского банка развития, или Группы Межамериканского банка развития. В состав Группы входят Межамериканский банк развития, Межамериканская инвестиционная корпорация (МИК) и Многосторонний инвестиционный фонд (МИФ). Первоначально МАБР сосредоточил свое внимание на финансировании социальных программ и сокращении масштабов нищеты6. В 1970-х годах он перешел к финансированию инфраструктурных проектов по примеру Всемирного банка7. Сегодня МАБР является крупнейшим источником многостороннего финансирования экономического, социального и институционального развития в Латинской Америке и Карибском бассейне. Цель МИК заключается в содействии экономическому развитию Латинской Америки и Карибского бассейна путем поддержки развития частных и государственных предприятий посредством финансирования в форме займов и инвестиций в акционерный капитал, а также предоставления гарантий. МИФ является "инновационной лабораторией" группы МАБР, которая занимается разработкой новых моделей привлечения инвестиций и стимулирования частного сектора в целях решения проблем экономического развития в Латинской Америке и Карибском бассейне. На цели содействия социально-экономическому развитию стран региона в 2016 г. Банк одобрил 86 гарантированных государствами кредитов на общую сумму 9,3 млрд. долл. США. Программа кредитования включала в себя 72 инвестиционных проекта на 6 млрд. долл. и 14 займов под конкретные проекты на 3,3 млрд. долл.8. Как и в случае кредитов Всемирного банка, кредиты Межамериканского банка развития включают условия, призванные обеспечить их эффективное использование. Однако по сравнению с заемщиками Всемирного банка, заемщики МАБР, как правило, имеют больший контроль над кредитными условиями банка, тем самым кредиты последнего кредиты более точно отражают потребности стран-заемщиц6. Основными получателями кредитов МАБР в 2016 г. ста-
ли три наиболее крупные страны региона - Бразилия, Аргентина и Мексика. Банк предоставляет кредиты двух видов: на рыночных условиях, которые должны быть погашены долларами (на срок от 15 до 25 лет) и на льготных условиях (на срок до 40 лет) под невысокий процент из средств Многостороннего инвестиционного фонда, которые погашаются не в долларах, а в местной валюте. Что касается секторального распределения ресурсов, то в 2016 г. МАБР было выделено 35% средств на институциональную поддержку развития, 40% - на финансирование проектов в сфере инфраструктуры и экологической сферы, 24% - на программы социального сектора и 1% - поддержку программ интеграции и торговли.
Несмотря на то, что объем внешней торговли России со странами Латинской Америки намного уступает объему торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, вступление России в Межамериканский банк развития способствовало бы стимулированию экономического сотрудничества российского бизнеса с компаниями государств-заемщиков МАБР В настоящее время ведущим торговым партнером России в этом регионе является Бразилия, российский экспорт в которую в 2016 г. составил почти 1,7 млрд. долл.10. Меньший товарооборот у России с другими ведущими странами региона. Так, несмотря на то, что с Аргентиной Россия имеет достаточно длительный опыт сотрудничества и между нашими странами заключен ряд межправительственных торгово-экономических соглашений, объем российского экспорта в эту страну более чем в три раза меньше, чем в Бразилию. Однако в связи с тем, что конкуренция со стороны местных производителей в отношении российских экспортных позиций меньше, чем в Бразилии, Аргентина в перспективе может выйти на более высокий уровень внешнеторгового сотрудничества с Россией, чем Бразилия. Остальные страны-заемщицы МАБР занимают достаточно скромное место в общем объеме российского экспорта, однако в то же время являются наиболее крупными получателями кредитов банка. Так, крупнейшими получателями кредитов МАБР в 2016 г. стали Мексика (1,9 млрд. долл.), Панама (1,1 млрд. долл.), Колумбия (969 млн. долл.), Перу (595 млн. долл.)11. Вступление России в МАБР может способствовать закреплению российских компаний в тех отраслях экономик этих стран, которые кредитуются Межамериканским банком развития.
Пример создания МАБР способствовал созданию Азиатского и Африканского банков развития. В 1966 г. в результате переговоров, проводившихся в рамках Экономической комиссии ООН для стран Азии и Дальнего Востока был создан Азиатский банк развития, или Группа Азиатского банка развития. В состав Группы входят Азиатский банк развития, ряд специальных и трастовых фондов (более 60), крупнейшими из которых являются Азиатский фонд развития и Инфраструктурный фонд АСЕАН. Азиатский банк развития является крупнейшим источником многосторонних займов в регионе по-
сле Группы Всемирного банка. Первоначально АзБР финансировал проекты в области продовольствия и развития сельских районов, однако впоследствии диверсифицировал свою деятельность, включив в нее образование, здравоохранение и развитие инфраструктуры12. В 2016 г. Банком было выдано 12,26 млрд. долл. США в виде кредитов и грантов13. Основное направление деятельности АзБР - поддержка социально-экономических преобразований в странах региона, оказание помощи развивающимся странам-членам в сокращении масштабов нищеты и повышении качества жизни их населения путем кредитования региональных и национальных проектов. В отличие от Межамериканского банка развития, АзБР формирует свои ресурсы не только за счет подписки на свои акции, но и успешно использует для формирования своего портфеля облигационные займы, которые он размещает на мировых рынках капитала.
Распределение кредитов АзБР не носит прямой зависимости от располагаемого страной числа голосов. Основными заемщиками в 2016 г., получившими более 10% выдаваемых кредитов стали две страны - Индия (17%) и Китай (12%). Что же касается секторального распределения ресурсов, то выделенные в 2016 г. АзБР средства распределились следующим образом: энергетика (26%), транспорт (22%), государственное управление (13%), финансы (11%), сельское хозяйство (6%)14.
Учитывая усиление значимости стран Азии в мировой экономике и расширение торгово-экономических связей России с государствами этого региона, наибольшие возможности в плане реализации торговых поставок российскими компаниями могут сложиться в странах СНГ - Узбекистане, Киргизии, Азербайджане, Туркменистане - членах Азиатского банка развития, с которыми у России имеется многолетний опыт сотрудничества. Ещё в 2007 г. на встрече министров иностранных дел в Сеуле, посвященной диалогу о сотрудничестве в Азии, С.Лавров заявлял, что Москва планирует вступить в АзБР на правах регионального донора15. Потенциальное участие России в АзБР позволит укрепить и расширить торгово-экономические связи не только со странами СНГ-участниками АзБР, но и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, которые имеют высокий экономический потенциал и доля которых в общем объеме российского экспорта составляет 16,9%16. Динамичное развитие экономик стран АТР вызывает увеличение потребности этих стран в развитии энергетики, производственной инфраструктуры, энергетического и электротехнического оборудования. Это открывает перед российскими компаниями перспективы на участие в тендерах на поставку оборудования, необходимого для проектов, которые кредитуются АзБР.
За последнее десятилетие Африка добилась значительных экономических успехов, при этом реальный рост ВВП по странам Африки в среднем превышает 5%. Однако этот рост не привел к созданию
значительного количества официальных рабочих мест, что в свою очередь замедлило темпы сокращения масштабов нищеты и может угрожать политической и социальной стабильности, о чем свидетельствует волна протестов и восстаний в Северной Африке в конце 2011 г.17 Поэтому наиболее острыми проблемами, стоящими в настоящее время перед Африканским континентом, являются высокая безработица и нищета. Большинству стран в Африке не хватает ресурсов для решения проблемы безработицы и борьбы с бедностью. В результате большинство из них полагаются на финансовую и техническую поддержку двусторонних доноров и многосторонних кредитно-финансовых организаций для поддержки собственных проектов в области социального и экономического развития. Крупнейшей региональной финансово-кредитной организацией на африканском континенте, возглавляющей инициативы в области социально-экономического развития, является Африканский банк развития. Африканский банк развития, или группа Африканского банка развития, был создан в 1963 г. В состав Группы входят Африканский банк развития, Африканский фонд развития, Нигерийский трастовый фонд. Африканский фонд развития, подобно дочерней организации Всемирного банка - Международной ассоциации развития, предназначен для предоставления льготных кредитов беднейшим государствам-участникам. Нигерийский трастовый фонд был создан в 1976 г. по соглашению между АфБР и правительством Нигерии. Его цель заключается в содействии социально-экономическому развитию стран региона с низким уровнем дохода, для которых требуется льготное финансирование.
Главная цель группы АфБР заключается в стимулировании устойчивого экономического развития и социального прогресса в его региональных странах-членах, а также сокращении масштабов бедности. Сегодня Африка остается одним из немногих регионов, в котором размер дохода на душу населения сокращался за последние двадцать лет. И это при том, что население региона увеличивается в среднем на 2-3% в год, а количество жителей живущих в нищете продолжает расти. Сокращение масштабов бедности может быть достигнуто при стабильных темпах экономического роста, но решение этой задачи возможно за счет увеличения объема и производительности инвестиций, что сегодня осуществляется с помощью международных, региональных и субрегиональных финансовых организаций. На сегодняшний день кредитование африканских стран, помимо АфБР, осуществляют такие финансовые институты, как МВФ, Всемирный банк, Банк развития государств Центральной Африки и другие международные и субрегиональные финансовые организации. Важную кредитно-финансовую деятельность в регионе выполняет Всемирный банк. Так, в 2016 г. им было предоставлено 7,6 млрд. долл. США, из которых 874 млн. долл. были распределены через МБРР, а 6,8 млрд. долл. - через МАР18. Африканский банк раз-
вития предоставил в том же году 8,0 млрд. долл., из которых большую часть выделил АфБР (6,3 млрд. долл.), а остальная часть была распределена в качестве грантов через Африканский фонд развития и Нигерийский трастовый фонд19. Учитывая, что значительная часть региональных членов Банка некредитоспособны, в совокупном объеме предоставленных ресурсов значительную часть предоставляемых ресурсов составляют гранты. Это, безусловно, предполагает зависимость Банка от вкладов стран-доноров. Основная часть кредитов предоставляется странам Северной, Южной и Западной Африки. За весь период деятельности АзБР (с 1967 по 2016 гг.) основными получателями финансовых средств стали Марокко (6,3 млрд. долл.), Нигерия (6,4 млрд.долл), ЮАР (4,7 млрд.долл.) Тунис (6,3 млрд.долл)20.
Интерес российских предприятий в развитии торговых и партнерских отношений со странами Африки закладывает фундамент для вступления России в Африканский банк развития. В отличие от развивающихся стран Южной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона, объем внешней торговли с африканскими странами чуть превышает 1 млрд. долл. Выход на африканские рынки для российских экспортёров товаров и услуг сопряжен с большим количеством рисков. Это связано с плохой информированностью об условиях функционирования местных рынков, отсутствием механизмов защиты своих интересов в конфликтных ситуациях. Самыми крупными торгово-экономическими партнерами России в Африке в 2016 г. были Алжир (3,9 млрд. долл.), Египет (3,7 млрд. долл.) и Марокко (725 млн. долл.)21. В перспективе африканский регион может предложить огромные возможности для российского бизнеса в таких областях, как производство сельскохозяйственной продукции, горнодобывающая промышленность, машиностроение, химическая промышленность и туризм. Однако пока Россия очень избирательно подходит к выбору торговых партнёров в Африке.
По сравнению с другими международными финансовыми организациями Европейский банк реконструкции и развития был создан намного позднее - в 1991 г., что позволило учесть достоинства и недостатки уже существующих международных кредитно-финансовых институтов. Банк был создан в целях содействия переходу стран Центральной и Восточной Европы к рыночной экономике, развития частной и предпринимательской инициативы. Со временем ЕБРР существенно расширил географию своей деятельности. Так, в 2006 г. он включил в состав стран своей операционной деятельности сначала Монголию, в 2008 г. Турцию, а в 2011 г. после волнений в странах Северной Африки, т.н. "арабской весны", распространил сферу своего влияния на Египет, Марокко, Иорданию и Тунис и Ливан. В настоящее время ЕБРР действует более чем в 30 странах от Центральной Европы до Центральной Азии и Южного и Восточного Средиземноморья. В отличие от других международ-
ных кредитно-финансовых организаций, таких как МВФ, Всемирный банк и МАБР, АзБР и АфБР, в учредительных документах ЕБРР подчеркивается политическая направленность его деятельности, подразумевающая оценку страны-заемщицы не только с экономической, но и с политической точки зрения, что предусматривает ее соответствие принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики22. Несмотря на то, что политические требования формально являются рекомендательными, по сути они имеют решающий характер при принятии решений о выделении кредитов. Таким образом, ЕБРР можно рассматривать как институт, сочетающий в себе признаки политической организации и регионального банка развития. К приоритетным направлениям деятельности ЕБРР относится развитие инфраструктуры, энергетика, создание и укрепление финансовых учреждений, улучшение окружающей среды, развитие частного сектора.
С момента своего создания банк профинансировал более 5200 проектов на сумму более 130 млрд. евро. В отличие от других РБР, не менее 60% своих ресурсов ЕБРР направляет в негосударственный сектор. Финансирование ЕБРР проектов частного сектора, как правило, колеблется от 3 до 250 млн. евро в виде кредитов или прямых инвестиций. Установленный минимум в 3 млн. евро связан неэффективностью работы для банка с небольшими проектами, финансирование которых осуществляется им не непосредственно, а через местные коммерческие кредитно-финансовые учреждения. Условия займов ЕБРР отличаются достаточной гибкостью и зависят от конкретного клиента, рисков и доходности проекта. Сроки проектных кредитов варьируют от одного года до пятнадцати лет. В отличие от других РБР, ЕБРР не субсидирует проекты и не предоставляет льготные кредиты, предоставляя их на основе фиксированных и плавающих ставок. Поскольку тип ставки непосредственно влияет на прибыльность, финансовая структура проекта обычно включает в себя как плавающие, так и фиксированные ставки по выдаваемым кредитам. Помимо кредитования, банк осуществляет инвестирование в акционерный капитал в форме подписки на миноритарные обычные или привилегированные акции, ожидая получения дохода от своих инвестиций в акционерный капитал. Поскольку ЕБРР имеет ограниченные капитальные ресурсы, он не осуществляет долгосрочных инвестиций в акционерный капитал и не приобретает контрольный пакет акций.
Наряду с другими региональными банками развития ЕБРР активно использует софинансирование, позволяющее вовлечь в проекты сторонних, преимущественно частных, инвесторов. Такая форма финансирования позволяет привлечь из внешних источников больший объем средств на финансируемые ЕБРР проекты. Так, в 2017 г. годовой общий объем привлеченных ЕБРР инвестиций составил 1054 млн. евро, из них частных - 669 млн. евро23. Потенци-
альными источниками привлеченных инвестиций могут выступать коммерческие банки и финансовые учреждения, экспортно-кредитные банки и агентства, а также государственные программы развития. Как правило, ЕБРР предоставляет кредиты или осуществляет подписку на акции в размере до 35% долгосрочных потребностей в капитале одного проекта или компании. Софинансирование является привлекательной формой инвестиционной деятельности как для ЕБРР, так и для частных инвесторов, поскольку позволяет последним переложить процедуру экспертизы инвестиционных проектов на банк развития. В то же время для многих заемщиков участие в коммерческом софинансировании открывает доступ к национальным и международным рынкам капитала.
Основными регионами-получателями ресурсов ЕБРР в 2017 г. были Южное и Восточное Средиземноморье (2,1 млрд. евро), Центральная Европа и государства Балтии (1,5 млрд. евро), Восточная Европа и Кавказ (1,8 млрд. евро), Юго-Восточная Европа (1,3 млрд. евро) (рисунок.1). Страновое распределение инвестиций ЕБРР также было неоднородным. Так, основным заемщиком ЕБРР до 2014 г. была Россия, общий объем ассигнований на которую в 2013 г. приходилось 1, 8 млрд. евро., а также в 2017 г. Украина (740 млн. евро), Польша (659 млн. евро), Казахстан (586 млн. Евро), Румыния (546 млн. евро) и Азербайджан (456 млн. евро). Что же касается секторального распределения ресурсов, то выделенные ЕБРР средства в 2017г. распределились следующим образом: финансовый сектор (33%), промышленность, торговля и АПК (26%), энергетика (23%)24.
Сотрудничество России с региональными банками развития берет свое начало в 1990-х гг. прошлого века. Наиболее успешным опытом такого рода было сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития, который тесно взаимодействовал с предприятиями различных форм собственности, предоставляя кредиты и осуществляя необходимое техническое содействие. Всё это закрепило за этим банком статус одного из основных международных финансовых инвесторов в России. До 2014 г. банк занимал ведущее положение среди других международных финансовых организаций в финансировании таких сфер, как корпоративное управление, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, муниципальное управление и др. Поэтому вплоть до 2014 г. отношения России и ЕБРР были хорошим примером эффективного сотрудничества, которое открыло для нашей страны доступ к другим внешним финансовым ресурсам институциональных и частных инвесторов, что создало благоприятные условия для осуществления инвестиций в отечественную экономику. Сотрудничество с ЕБРР позитивно сказалось на процессе обмена международным опытом и знаниями в различных сферах экономики, внедрению инновационных экономических и управленческих технологий и решений, а также повышению профессиональных компетенций широкого круга российских
специалистов.
В июле 2014 г. совет директоров Европейского банка реконструкции развития принял решение о прекращении любых новых операций ЕБРР в Российской Федерации, включившись в санкцион-ную войну с Россией в наиболее жёстком варианте. Была остановлена подготовка новых операций в России, отменено подписание уже одобренных Советом директоров проектов, прекращено сотрудничество с российскими инвесторами в других странах. При этом ЕБРР наложил ограничения на взаимодействие со всеми российскими контрагентами. По итогам 2016 г. российский портфель банка обеспечивал 29 % его операционной выручки, несмотря на то, что он составлял всего лишь 10% от его совокупного портфеля. В декабре 2016 г. Банком было принято решение о дальнейшем снижении портфеля России. На определённом этапе менеджмент Банка был близок к возобновлению нефинансового сотрудничества с Россией. Предполагалось налаживание сотрудничества с Россией в области государственно-частного партнерства, малого бизнеса, поддержки экспорта и в ряде других сфер. В конце 2017 г. Банк заявил, что с 2018 г. он намерен закрыть 5 региональных представительств на территории Российской Федерации, оставив офисы только в Москве и Санкт-Петербурге25.
До введения моратория на ведение операций с Россией, у ЕБРР был хороший портфель проектов, внимание в которых уделялось инфраструктурным операциям. По состоянию на конец 2009 г. доля операций, приходящаяся на инфраструктурный и энергетический секторы, составляла 42%. С 2005 по 2007 гг. кредитов кредитование банком корпоративного сектора достигло 753 млн. евро. Что касается региональной структуры операций, то ЕБРР предпочитал осуществлять инвестиционное финансирование регионов РФ с дефицитными бюджетами. Так, в период с 2005 г. по 2008 г. годовой объем операций за пределами Московского региона и Санкт-
Петербурга увеличился на 25,5 %26.
* * *
Несмотря на разницу, существующую между региональными банками развития, связанную с уровнем и особенностями социально-экономического развития стран, входящих в эти банки, необходимо отметить общие черты присущие им. Во-первых, РБР объединяют в качестве стран-доноров и стран-заемщиц государства представляющие различные регионы. Около трети членов банков РБР - экономически развитые страны. Во-вторых, эти банки созданы с целью привлечения ресурсов мирового рынка капитала и финансирования проектов экономического и социального развития развивающихся стран в форме займов и грантов. В-третьих, значительная часть ресурсов РБР формируется развитыми странами, что является инструментом продвижения внешнеэкономических интересов
стран-доноров в развивающихся странах. Это проявляется в том, что кредиты РБР выдаются зачастую в интересах крупнейших доноров этих банков, а средства специальных фондов, формируемых странами-донорами в рамках банков развития, расходуются с согласия правительств этих стран на покупку товаров национальных компаний этих государств. В-четвертых, РБР имеют схожие механизмы формирования ресурсов в специальные фонды и общую кредитную политику, во многом сходную с политикой Всемирного банка.
Участие России в деятельности региональных банков развития пока приносит незначительный экономический эффект для страны. Однако учитывая динамичное расширение торгово-экономических отношений России с развивающимися странами, такое сотрудничество будет способствовать увеличению отечественного экспорта в страны Азии, Африки и Латинской Америки и сможет заложить фундамент для укрепления долгосрочных дипломатических отношений с развивающимися странами. Вступление России в РБР может открыть перспективы использования механизмов этих международных кредитно-финансовых организаций для снятия ограничений по допуску российских компаний к участию в проектах, которые кредитуются РБР. Что касается возможности участия российских компаний в реализации таких проектов, то как представляется, это должно определяться и макроэкономическими показателями страны, и состоянием отношений с соответствующим региональным банком развития, и опытом экономического сотрудничества отечественных предприятий с кредитуемыми РБР развивающимися странами.
Наиболее приоритетным с точки зрения преимуществ, которые может реализовать Россия в странах Средней Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, можно рассматривать вступление в Азиатский банк развития как банк, объединяющий страны наиболее динамично развивающегося региона мира. Учитывая высокий экономический потенциал стран Латинской Америки и растущий товарооборот с этими странами, определенные перспективы открывает также и участие России в МАБР. Что касается Африканского банка развития, то вступление России в этот банк определяется перспективой укрепления позиций российских компаний на рынках традиционных торгово-экономических партнеров нашей страны, членов АфБР - Египтом, Алжиром, Марокко и Нигерией и выходом на новые рынки африканских стран южнее Сахары.
Позиция России в части сотрудничества с международными финансовыми организациями должна быть ориентирована на эффективное использование преимуществ, которые дает членство в этом сообществе. Сотрудничество предполагает не только выделение кредитов для финансирования проектов российских предприятий в странах-заемщицах, но и комплексное взаимодействие структур, которое ориентировано на достижение национальных интересов в мировой экономике и политике. В обозримом будущем сотрудничество
с региональными банками развития может стать более выгодным по сравнению с участием в МВФ или МБРР. По этой причине России необходимо выработать чёткое понимание своей позиции в деятельности этих организаций и построить такую систему сотрудничества с ними, которая способствовала бы реализации национальных интересов и соответствовала основным направлениям экономического развития страны.
Примечания Endnotes
1 Griffith-Jones S. Development Banks and their Key Roles. Berlin: Bread for the World - Protestant Development Service, 2016. P.12.
2 Buiter W., Fries S. What should the Multilateral Development Banks Do? London: European Bank for Reconstruction and Development // Working Paper No. 74. P.15.
3 African Development Bank Group. Annual Report 2016. P. 44; Inter-American Development Bank. Annual Report. 2016. P.6; Asian Development Bank. Annual Report 2016. P. 9.
4 Griffith-Jones S. Development banks and their key roles. Berlin: Bread for the World - Protestant Development Service, 2016. P. 12.
5 Griffith-Jones S. Global Governance and Growth for Human Development. New York: UNDP Human Development Report Office, 2016. P.8.
6 Bland Е., Kilby С. Informal Influence in the Inter-American Development Bank. Philadelphia: Villanova University, 2012. P.7.
7 Babb S. Behind the Development Banks. Chicago: The University of Chicago Press, 2009. P. 27.
8 Inter-American Development Bank. Annual Report, 2016. P. 5.
9 Birdsall N. Why it Matters Who Runs the IMF and the World Bank. London: Center for Global Development // Working Paper. 2003. No. 22. P. 22.
10 Торговля в России. 2017: Стат. сб./ Росстат. - M., 2017. C.150.
11 Inter-American Development Bank. Annual Report. 2016. P. 10.
12 Nehru V. The World Bank and the Asian Development Bank: Should Asia Have Both? Tokyo: Asian Development Bank Institute // ADBI Working. 2012. Paper 385. P.7.
13 Asian Development Bank. Annual Report. 2016. P.3.
14 Там же. P.9.
15 Интернет-сайт газеты «Коммерсант» [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/999856.
16 Торговля в России. 2017: Стат. сб./ Росстат. Mосква, 2017. C.150.
17 Simpasa М., Shimeles A., Salami A. Employment Effects of Multilateral Development Bank Support: The Case of the African Development Bank. Abidjan: African Development Bank // Working Paper Series № 221, April 2015. P.7.
18 The World Bank Annual Report. 2016. P.35.
19 African Development Bank Group. Annual Report. 2016. P.43.
20 Там же. P.46.
21 Торговля в России. 2017: Стат. сб./ Росстат. Москва, 2017. С.154.
22 Основные документы Европейского банка реконструкции и развития. Лондон: Европейский банк реконструкции и развития, 2013. С.10.
23 European Bank for Reconstruction and Development. Annual Review 2017. P. 4.
24 European Bank for Reconstruction and Development. Annual Review. 2017. P. 3-5.
25 Россия и Европейский банк реконструкции и развития [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/rossia-v-gruppe-20-rossia-i-specializirovannye-mezdunarodnye-ekonomiceskie-organizacii-mvf-vto-oesr-fseg-opek-i-dr-/-/asset_publisher/uFvfWVmCb4Rl/content/ id/2149170 .
26 European Bank for Reconstruction and Development. Annual Report 2009. P.13-19.
Авторы, аннотация, ключевые слова
Антропов Владислав Владимирович - докт. экон. наук, профессор департамента мировой экономики и мировых финансов ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», профессор кафедры экономической теории РГУ нефти и газа им.И.М. Губкина (Москва)
Предметом исследования статьи являются региональные банки развития. В работе рассматриваются особенности организации кре-дитно-инвестиционной деятельности региональных банков развития, проводится анализ осуществляемой ими инвестиционной политики по отраслям хозяйства стран-заемщиц. В статье дается оценка сегодняшнего состояния сотрудничества Российской Федерации с многосторонними банками развития и оцениваются перспективы его развития
Региональные банки развития, Европейский банк реконструкции и развития, Межамериканский банк развития, Африканский банк развития, Азиатский банк развития.
References
(Articles from Proceedings and Collections of Research Papers)
1. Buiter W., Fries S. What Should the Multilateral Development Banks Do? London: European Bank for Reconstruction and Development.
Working paper, no. 74, p. 26.
2. Birdsall N. Why it Matters Who Runs the IMF and the World Bank. London: Center for Global Development . Working Paper, no. 22, p. 30.
3. Nehru V. The World Bank and the Asian Development Bank: Should Asia Have Both? Tokyo: Asian Development Bank Institute. ADBI Working Paper. 2012. p. 19.
4. Simpasa M., Shimeles A., Salami A. Employment Effects of Multilateral Development Bank Support: The Case of the African Development Bank. Abidjan: African Development Bank. Workingpaper series, April 2015, no. 221, p. 9.
(Monographs)
5. Babb S. Behind the Development Banks. Chicago, 2009, 336 p.
6. Bland E., Kilby C. Informal Influence in the Inter-American Development Bank. Philadelphia, 2012, 33 p.
7. Griffith-Jones S. Development Banks and their Key Roles. Berlin, 2016, 19 p.
8. Griffith-Jones S. Global Governance and Growth for Human Development. New York, 2016, 18 p.
Authors, Abstract, Key words
Vladislav V.Antropov - Doctor of Economics, Professor, the World Economy and World Finance Department, Financial University, Moscow, Russia; Professor, the Economic Theory Department, the Gubkin Russian State University of Oil and Gas (Moscow, Russia)
e-mail: [email protected]
The subject of these article is regional development banks in the global financial system. The aim of this paper is to reveal the features of the regional development banks and the prospects of their cooperation with Russia. The paper deals with the features of the organization of credit and investment activities of regional development banks, the analysis of their investment policy in the sectors of the economy of the borrowing countries. The article assesses the current state of cooperation between the Russian Federation and regional development banks and assesses the prospects for its development.
Regional development banks, european bank for reconstruction and development, inter-american development bank, african development bank, asian development bank.