Научная статья на тему 'Перспективный подход к формированию двигательной культуры студентов технического вуза'

Перспективный подход к формированию двигательной культуры студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ДВИЖЕНИЯ / PHYSICAL TRAINING / MOTOR HABIT / MOVING SKILLS AND HABIT / NATIONAL KINDS OF SPORT AND MOVING GAMES / PHYSICAL IMPROVEMENT / THE LEVELS OF MOTOR HABIT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олесов Н. П.

Приводятся результаты исследования возможностей формирования двигательной культуры у студентов Якутского государственного инженерно-технического института с учетом национально-региональных особенностей и курсов по выбору. Проведенное исследование и полученные экспериментальным путем данные подтверждают эффективность разработанной методики формирования двигательной культуры будущих инженеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspective approach to formation of motor habit of students of technical institution

The results of researching the possibilities of formation of motor habit of the students of Yakutsk State engineering and technical institute are given with a glance to national and regional peculiarities and course election. The research and experimentally received data confrm effciency of the worked out methodology of formation of motor habit of the future engineers.

Текст научной работы на тему «Перспективный подход к формированию двигательной культуры студентов технического вуза»

УДК 796:378

Н.П. Олесов

перспективный Подход к формированию двигательной культуры студентов технического вуза

Приводятся результаты исследования возможностей формирования двигательной культуры у студентов Якутского государственного инженерно-технического института с учетом национально-региональных особенностей и курсов по выбору. Проведенное исследование и полученные экспериментальным путем данные подтверждают эффективность разработанной методики формирования двигательной культуры будущих инженеров.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательная культура, двигательные умения и навыки, национальные виды спорта и подвижные игры, физическое совершенствование, уровни развития культуры движения.

В контексте обшей культуры современного общества двигательная культура рассматривается как одна из приоритетных сфер социокультурной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики [1]. Тесную связь двигательной культуры с общей культурой общества отмечают такие отечественные и зарубежные специалисты, как В.К. Бальсевич [2], С.Ю. Власенко, С.С. Добровольский [3], Э. Майнберг[4].

В.К. Бальсевич [2], и Л.И. Лубышева [5], характеризуют культуру движения как триединство следующих компонентов: аксиологического (касающегося

ценностно-ориентационной сферы, включая ценностнонравственные, ценностно-эстетические и т.п. ее компоненты), образовательного (связанного с уровнем ее знаний, умений и навыков), потребностного (отражающего состояние иерархии мотивационно-потребностной сферы) - применительно к приобретению, ведению и совершенствованию физически культурного, оправданного образа жизни. В качестве рабочей гипотезы для данной статьи мы пользовались определением М.Я. Виленского, который характеризует двигательную культуру личности как «интегральное качество, соединяющее в себе не только саму по себе двигательную и художественную технику исполнения, но и широкую гуманистическую культуру личности» [1, с. 10]. Поэтому двигательная деятельность, составляющая непосредственное содержание культуры движения, рассматривалась нами как сложная структурная система, включающая в себя информационный, операциональный, мотивационный и личностнокреативный компоненты.

Несформированность двигательной культуры становится значимой приметой современного общества: гиподинамия, избыточный вес, ориентация на пассивные виды досуга и рекреации. Увлечение городских и сельских школ РФ и РС (Я) интеллектуальной составляющей

ОЛЕСОВ Николай Петрович - ст. преподаватель Якутского государственного инженерно-технического института.

E-mail: yseti_kfv @mail. ru

образовательного процесса повлияло на качество физической подготовленности выпускников и, как следствие,

- обеспечило снижение посещаемости занятий физической культурой в основной группе, спортивных секциях, падение интереса к двигательной активности у студентов высших и средних учебных заведений и учащихся системы НПО.

Теоретические основы обучения двигательным действиям нашли отражение в трудах исследователей В.В. Анцыперова [7], П.Ф. Лесгафта [8] , Г.Г. Наталова [9]; вопросы о взаимосвязи и взаимозависимости занятий физической культурой и умственной работоспособностью, качеством учебы студентов разрабатывались

В.Д. Даршинорбоевым [10], И.И. Переверзиным [11], И.И. Портнягиным [12].

Анализ теории и практики по проблеме исследования позволяет заключить, что высокий уровень двигательной культуры выпускников учебных заведений, освоенный в ходе физического воспитания, станет основой социальной и трудовой активности будущих специалистов.

Вместе с тем успехи программ подготовки высококвалифицированных спортсменов, значительное количество талантливой в спортивном плане учащейся молодежи, сложившаяся система поощрений закрепляют у преподавателей физического воспитания и тренеров региона ориентацию на работу, в первую очередь, с перспективными спортсменами, которых выдвигают для улучшения спортивных достижений. Для большинства первокурсников, настроенных на профессиональную карьеру в инженерно-технических областях, формирование двигательной культуры, потребности в физическом совершенствовании и двигательной активности не является приоритетной целью [13].

В рамках парадигмы высшей профессиональной школы освоение двигательной деятельности в процессе физкультурного образования трактуется как результат методически отработанных образцов и средств (физических упражнений, двигательных действий, отдельных движений и др.). «Производство» двигательной деятельности в Якутском государственном инженерно-техническом институте выступает как составляющая технологии про-

фессионального образования, где развертывание от семестра к семестру процесса «производства» обуславливает структурное усложнение системы двигательной деятельности за счет включения ряда компонентов:

• операционального (связанного с освоением двигательного опыта);

• когнитивного (включающего познавательные процессы);

• личностного (включающего эмоциональномотивационные детерминанты, разновидности образцов «я», рефлексию и осознание собственного развития).

Превращение курса физической культуры в техническом вузе в школу формирования культуры здорового образа жизни, включая двигательную культуру, является первоочередной задачей в воспитании студентов. В ходе спортивно-педагогического эксперимента 2004-2007 гг была разработана и частично апробирована комплексная целевая программа формирования двигательной культуры будущих инженеров.

Методическая подготовка студентов представляет собой единую систему и складывается из чтения лекционного курса, проведения семинарских, обзорнометодических и практических занятий, а также самостоятельной работы, включающих:

• освоение национальных видов спорта и игр народов, населяющих территорию РС (Я);

• осознание будущими специалистами ценности физической подготовки для будущей карьеры через овладение двигательной культурой и конкретными методиками здоровьесбережения;

• учет индивидуальности каждого студента, его мотивов, интересов и потребностей в развитии двигательной культуры и физическом совершенствовании личности.

Результаты анкетирования (сентябрь 2006, 2007 гг.) 204 юношей - студентов 1-2 курсов - выявили, что в студенческом социуме из видов спорта наибольшей популярностью пользуются игровые виды спорта (минифутбол, волейбол, баскетбол), борьба, бокс. В последние два учебных года (2006/2007 и 2007/2008) учебные группы, занимающиеся по модульно-блочной системе, комплектуются на основании спортивно-педагогического тестирования по спортивным интересам, оптимально учитывающим пожелания студентов и предложения преподавателя.

Методика организации занятий по формированию двигательной культуры с учетом спортивных интересов студентов и применением национальных и народных видов спорта определяется содержанием 4-х ее основных модулей:

1. Проведение предварительного педагогического комплектования групп по спортивным интересам;

2. Комплектование групп по спортивным интересам;

3. Построение системы упражнений на основе учета спортивных интересов студентов и национальнорегиональных факторов;

4. Проведение учебно-тренировочных занятий.

Так, сентябре-октябре все группы занимаются на спортивной площадке ЯГИТИ кроссовой и общефизической подготовкой по базовой программе. Со второй декады октября студенты переходят к занятиям по избранным видам спорта в специализированных секциях, а в апреле-мае выходят из залов на спортивную площадку для занятий легкоатлетической и общефизической подготовкой.

Кроме развития физических и функциональных способностей, применение на практических занятиях национальных видов спорта (прыжки, борьба «хапсагай», перетягивание палки) и игр позволяет эффективно развивать такие качества, как быстроту, ловкость, координацию движений, чувство товарищества, взаимовыручку и коллективизм. Включение национальных подвижных игр на заключительном этапе занятия обеспечивает психоэмоциональную разгрузку после выполнения объемной физической работы и готовит организм каждого занимающегося к следующему занятию [14].

Формирование двигательной культуры будущих инженеров представляет собой непрерывный процесс, осуществляющийся в рамках целостной системы физического воспитания в ЯГИТИ, а его реализация основана на здоровьесберегающих и продуктивных педагогических технологиях. Система обучения будущих инженеров двигательной культуре на начальном этапе вузовского процесса физического воспитания представляет единство трех относительно самостоятельных подсистем:

• обучение двигательным умениям;

• формирование двигательных навыков;

• совершенствование выполнения двигательных действий на уровне соревнований между группами и во внеучебной деятельности (секции).

В процессе освоения комплекса движений последовательно решаются задачи перевода двигательных умений в автоматизированные действия в стандартных условиях, затем реализация двигательных действий в нестандартных условиях (профессиональная деятельность) и в условиях соревнований. Совершенствование двигательных действий на практике определяется по разработанным уровням усвоения культуры движения (табл.), результатам текущих и контрольных тестов, успехам в соревновательной и профессиональной деятельности.

Таблица

Уровни усвоения культуры движения

Уровни усвоения Результаты теста «Итоговый контроль»

октябрь 2005 г. декабрь 2008 г.

экспер. гр. контр. гр. экспер. гр контр. гр.

3 уровень 4,9 % 5,9 % 49% 4%

2 уровень 26,5% 31,4% 51% 47%

1 уровень 68,6% 62,7% - 49%

Отнесенность студента к первому уровню развития двигательной культуры обусловлена низким уровнем сформированности двигательных умений и навыков, быстрой утомляемостью, пассивной позицией к занятиям спортом, слабой или нерегулярной двигательной активностью, низкой мотивацией на здоровый образ жизни. Второй уровень развития двигательной культуры характеризуется общей сформированностью двигательных умений и навыков, успешно выполняемых в условиях спортивного зала, наличием мотивации для занятий избранным видом спорта в условиях спортивной секции при спортивно-педагогической поддержке преподавателя, осознанием необходимости физической подготовки и ведения здорового образа жизни для будущей профессиональной карьеры. Третий уровень развития двигательной культуры -умение выполнять отработанные двигательные умения и навыки в профессиональной и спортивной деятельности, потребность в двигательной активности, способность показывать на соревнованиях и в экстремальных ситуациях стабильно высокую технику выполнения освоенных движений, готовность вести здоровый образ жизни.

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент в условиях ЯГИТИ в 2004-2007 гг. показал, что выполнение программы по видам спорта с учетом национально-региональных особенностей, эксклюзивных курсов по выбору и освоение комплекса способствуют формированию двигательной культуры будущих инженеров, повышает эффективность освоения двигательного действия в среднем на 20-22%.

Занятия по избранному самим студентом виду спорта в 2007/2008 учебном году посещались активнее, у каждого третьего студента улучшилась успеваемость не только по физической культуре, но и по другим дисциплинам, у каждого второго старшекурсника отмечен стойкий интерес к занятиям физической культурой и спортом, осознание значимости физической подготовленности и ведения здорового образа жизни для будущей профессиональной карьеры.

Литература

1. Виленский М.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни //Теория и практика физической культуры. - 1994. - № 9. - С. 9-11.

2. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека // Теория и практика физической культуры.

- 1991. - № 7. - С. 37-41.

3. Власенко С.Ю., Добровольский С.С. Социальный эффект занятий физкультурой и спортом // Олимпийский спорт и спорт для всех: материалы IX Международного конгресса. - Киев: Изд-во НУФВСУ «Олимпийская литература», 2005. - 580 с.

4. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта. -М.: Асиент-пресс, 1995. - 317 с.

5. Лубышева Л.И. Физкультурное воспитание в аспекте развития инновационных процессов. - М.: РГАФК, 1996. - 133 с.

6. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. - М.: Высшая школа, 1989. - 216 с.

7. Анцыперов В.В. Психолого-педагогические аспекты формирования двигательного навыка // Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - № 2. - С. 5-9.

8. Лесгафт П.Ф. Избранные труды.- М.: Физкультура и спорт, 1987. - 359 с.

9. Наталов Г.Г. Теория формирования культуры двигательной деятельности: сборник научных трудов Кубанской ГАФК.

- Краснодар: КубГАФК, 1994. - С. 81-87.

10. Дашинорбоев Д.Д. Физическая культура : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 229 с.

11. Переверзин И.И. Искусство спортивного менеджмента

- М.: Советский спорт, 2005. - 416 с.

12. Портнягин И.И. Интеллектуальное развитие школьника-спортсмена. - М.: Академия, 1999. - 96 с.

13. Кохан Т.А., Васканян Г.В. Совершенствование учебного процесса по физкультурному образованию студентов технического вуза // Физическая культура и спорт в жизни общества: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию УралГАФК. Ч. 2. - Челябинск: ГАФК, 2000. - С. 20-22.

14. Прокопенко В.И. Развитие этноспорта народов Севера в Российской Федерации // Физическая культура и спорт: тенденции развития в условиях Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы международной научно-практической конференции 26-27 июля 2004 года. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2004. -

С. 105-108.

N.P Olesov

Perspective approach to formation of motor habit of students of technical institution

The results of researching the possibilities of formation of motor habit of the students of Yakutsk State engineering and technical institute are given with a glance to national and regional peculiarities and course election. The research and experimentally received data confirm efficiency of the worked out methodology of formation of motor habit of the future engineers.

Key words: physical training, motor habit, moving skills and habit, national kinds of sport and moving games, physical improvement, the levels of motor habit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.