В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА
УДК 796:378
Н.П. Олесов
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ЯКУТИИ
На основе анализа концептуальных положений ведущих российских и региональных ученых, автор исследует процесс формирования здоровьеориентированной направленности личности будущего специалиста в условиях Якутского государственного инженерно-технического института.
В работах отечественных исследователей (В.К. Бальсевич, Э.Н. Вайнер, П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, С.С. Коровин, Л.И. Лубышева, А.В. Родионов, В.И. Столяров, С.Г. Сериков) подчеркивается необходимость реализации ценностей физической культуры в процессе укрепления и сбережения здоровья учащейся молодежи, совершенствования ее физического, психического и социального благополучия. Физическая работоспособность, высокий уровень двигательной активности, здоровьеориентирован-ная направленность личности студентов, сформированные в процессе физического воспитания в условиях регионального технического вуза, выступают условиями и базисом профессиональной самореализации будущих инженерно-технических кадров Республики Саха (Якутия).
Российскими (В.В. Колбанов, Ю.П. Лисицин, В.П. Петленко, Е.В. Ткаченко и др.) и якутскими учеными (У А. Винокурова, Л.В. Куйда, П.Г. Петрова, З.Н. Оегостурова) фиксируется неуклонное ухудшение здоровья учащейся молодежи РФ и РС(Я) в течение двух последних десятилетий, обусловленное и воздействием такого фактора, как стихийный, эпизодический характер работы по сохранению и укреплению здоровья учащейся молодежи и студентов. В современной теории и практике вузовского физического воспитания приоритет по-прежнему отдается формированию только лишь двигательных компонентов, физических качеств обучаемых [1, с. 9]. Вместе с тем, в ряду основных характеристик молодого специалиста, позволяющих судить о сформированности его личности как будущего профессионала, находятся и культура здоровья, мотивы и ценности здорового образа жизни, уровень здоровьеори-ентированной направленности личности.
Таким образом, от того, насколько эффективно удается коллективу преподавателей кафедры физического воспитания в стенах регионального технического вуза сформировать и закрепить
у студентов направленность на здоровьесохране-ние личности, сформировать двигательную культуру, потребность в ведении здорового образа жизни зависит в последующем образ жизни выпускника, состояние его здоровья, и, как следствие, его благополучие и конкурентоспособность на региональном рынке труда [2, с. 72].
М.Р. Валетов, М.Я. Виленский, Д.Е. Глушко трактуют понятие «здоровьеориентированная направленность личности» как совокупность доминирующих мотивов, ценностных ориентаций, значимых интересов, установок и отношений молодого человека, ориентирующая его на постоянное сознательное осуществление здоровь-есберегающей и здоровьетворческой деятельности» [3, с. 24]. Здоровьеориентированная направленность личности студента тесно связана:
- с валеологической культурой, к которой исследователи (В.К. Бальсевич, В.С. Библер, Г. А. Праздников, М.Я. Виленский, Е.Г. Новолод-ская и др.) относят систему валеологических знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается отношение к развитию, сохранению и укреплению своего здоровья, здоровья окружающих людей и природной среды;
- со здоровьесохраняющим поведением, характеризуемым специалистами (Д.Е. Глушко, Т.Ф. Орехова, Е.В. Ткаченко) как поведение, при котором действия человека как структурные единицы, элементы его жизнедеятельности, обеспечивают сохранение, поддержание, укрепление и наращивание собственного здоровья и здоровья непосредственного окружения.
Превращение курса физической культуры в техническом вузе в школу формирования культуры здорового образа жизни, включая двигательную культуру, является предметом диссертационного исследования автора. Так, анализируя концептуальные положения ведущих российских и региональных специалистов, автор доказывает, что здоровьеориентированная направленность
410
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
© Н.П. Олесов, 2009
Формирование здоровьеориентированной направленности личности у студентов технического вуза..
Социальный заказ: воспитание физически, социально и духовно здорового инженерно-технического специалиста РС(Я)
I =
Цель: личность студента ЯГИТИ, обладающая высоким уровнем здоровьеориентированной направленности _личности_
Принципы: непрерывности; единства индивидуализации и дифференциации; валеологической рефлексии; аксиологической направленности физического воспитания
Механизмы формирования здоровьеориентированной направленности личности: рефлексия деятельности в процессе занятий; выработка студентом собственной стратегии ЗОЖ; выбор индивидуальных здоровьесберегающих комплексов; формирование двигательной культуры как основы будущей жизненной и профессиональной карьеры; учет индивидуальных вкусов и этнических предпочтений в области
Педагогические условия: акцент по формированию основных компонентов
здоровьеориентированной направленности личности; актуализация рефлексии с целью выявления путей саморазвития средствами физической культуры; обеспечение интеграции учебной и внеучебной деятельности
Э Т А П Ы
Диагностический
Формирующий
Поведенческо-результирующий
Критериально - оценочный блок
Мотивационный критерий Ценностный критерий Интеллектуальный критерий Поведенческий критерий
1 1 1
Уровни: недостаточный допустимый оптимальный
Результат: сформированность необходимого уровня здоровьеориентированной направленности личности студента вуза
Рис. Модель формирования здоровьеориентированной направленности личности студента в образовательном процессе регионального технического вуза
личности студента ЯГИТИ представляет собой не только систему общих суждений, знаний о здоровье и путях его укрепления, но является продуктом индивидуального опыта, особым механизмом саморазвития и самореализации личности. Построение занятий физической культурой с опорой на предшествующий и настоящий эмо-
циональный, эстетический, физический и нравственный опыт студента, с учетом спортивных интересов учащейся молодежи и этнокультурных традиций народа Саха выступает как эффективный механизм формирования здоровьеориенти-рованной направленности личности будущего инженера.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
411
В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ВУЗА
Таблица
Общая динамика процесса формирования здоровьеориентированной направленности личности студентов
Уровни развития направленности Контрольная Экспериментальная
личности на ЗОЖ группа, % группа, %
На начало эксперимента Оптимальный (высокий) Допустимый (средний) Недостаточный (низкий) 8 24 68 8 22 70
После пед. эксперимента Оптимальный (высокий) Допустимый (средний) Недостаточный (низкий) 10 32 58 48 43 9
На основе разработанной модели формирования здоровьеориентированной направленности личности будущих инженерно-технических специалистов в образовательном процессе регионального вуза (рис.) спроектирована и внедрена комплексная целевая программа формирования двигательной активности будущих инженеров на весь период обучения в процессе освоения основных и элективных физкультурно-спортивных дисциплин.
Автор разделяет мнение М.Я. Виленского, С.С. Пономарчука, И.И. Портнягина, что в условиях высшего учебного заведения занятия по физическому воспитанию, при условии разработанности теоретических, технологических и методических аспектов данного процесса, обеспечивают студентов необходимым материалом для сознательного и целенаправленного принятия принципов здорового образа жизни, а преподаватель физического воспитания способен обеспечить спортивно-педагогическую поддержку в выборе конкретного варианта занятий для сохранения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия [4, с. 8].
Формирование здоровьеориентированной направленности личности студентов ЯГИТИ представляет собой единую систему и складывается из чтения лекционного курса, проведения факультатива, семинарских, методических и практических занятий, самостоятельной работы, а также учебных практик, включающих освоение: национальных и народных видов спорта и игр народов, населяющих Республику Саха (Якутия) - борьба «хапсагай», перетягивание палки, национальные прыжки; осознание будущими специалистами ценности здоровья и двигательной активности через овладение двигательной культурой и конкретными методиками здоровьесбережения [4, с. 9]; выбор индивидуальной траектории освоения мо-
дели здорового образа жизни; учет индивидуальности каждого студента, его мотивов, интересов и потребностей в физическом совершенствовании и здоровьесбережении [5, с. 102].
К достоинствам внедрения национальных видов спорта и подвижных национальных игр в процесс физического воспитания в ЯГИТИ относится: малый набор инвентаря и оборудования, высокая моторная плотность, эмоциональность, отсутствие жестких правил, наличие положительного опыта участия у студентов из сельских улусов РС(Я) (В.П. Кочнев, Д.Н. Платонов, И.И. Пор-тнягин, В.С. Филин) [6, с. 75-76].
Посещение факультатива участниками экспериментальных групп по освоению одной из современных моделей здорового образа жизни в 2006/2008 учебных годах содействовало эффективному решению таких образовательных задач, как: формирование способности к самовыражению, саморазвитию с использованием оздоровительных технологий и занятий спортом; умение работать с текстовой и визуальной информацией о здоровьеоздоровительных программах и методиках; формирование умений и навыков коллективной деятельности в соответствии с принципами ЗОЖ; осознание значительных возможностей в плане укрепления своего здоровья за счет использования средств любительского спорта.
В экспериментальных группах Якутского государственного инженерно-технического института в процессе физического воспитания студентов была достигнута интеграция различных форм учебной и внеучебной деятельности, физического воспитания и клубно-оздоровительной работы, спортивной тренировки, овладение практи-коориентированными методиками здоровьесбе-режения. Как показывает анализ результатов опытно- экспериментальной работы в 2006/2008 учебных гг. ускорился процесс формирования
412
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
Педагогические условия формирования коммуникативной иноязычной компетенции специалистов..,
здоровьеориентированной направленности личности занимающихся, так как занятия по самостоятельно избранному виду спорта положительно отражаются на овладении более сложными и специальными умениями и навыками, культурой движения (67%), потребности использовать привитые и закрепленные во время учебы навыки здоровь-есбережения (67%) в процессе учебной и будущей профессиональной деятельности, достигается полное взаимопонимание и единство целей деятельности студентов и преподавателя (75%).
Библиографический список
1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. - 1991. - N°7. - С. 37-41.
2. Шкурко Н.С., Сергеев А.В. Эффективные методики формирования валеологической куль-
туры учащихся: зарубежный и российский опыт // Физическая культура и спорт: тенденции развития в условиях Азиатско-Тихоокеанского региона. - Якутск: ЯГУ, 2004. - С. 70-73.
3. Глушко Д.Е. Сивцева Н.С. Залог величия человека - здоровье. - Якутск: Сахаполиграфиз-дат, 2001. - 63 с.
4. ВиленскийМ.Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №>9. - С. 9-11.
5. ЛубышеваЛ.И. Физкультурное воспитание в аспекте развития инновационных процессов. -М.: РГАФК, 1996. - 133 с.
6. Портнягин И.И. Интеллектуальное развитие школьника-спортсмена. - М: Академия, 1999. - 96 с.
Е.А. Понкратова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере подготовки бакалавров искусств)
В статье обосновывается необходимость соблюдения некоторых психолого-педагогических условий, оказывающих позитивное воздействие на процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов сферы художественного образования.
Формирование коммуникативной иноязычной компетенции является главной целью иноязычного образования одного из направлений высшего профессионального образования: «художественное образование». Ориентированное на компетенции образование (competence-based education - СВЕ) формировалось в 70-х годах в Америке в контексте предложенного Н. Хомским в 1965 году понятия «компетенция» применительно к теории языка, трансформационной грамматике. И.А. Зимняя условно выделяет три этапа становления СВЕ-под-хода в образовании. Опуская первые два этапа, отметим, что третий этап характеризуется тем, что в документах, материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования (И.А. Зимняя).
Под иноязычной коммуникативной компетенцией специалистов сферы художественного обра-
зования мы понимаем способность к овладению способами решения коммуникативных задач в заданном контексте общения и осуществлению деятельности по достижению профессионально значимых для данных специалистов целей в области профессиональной коммуникации. Формирование коммуникативной иноязычной компетенции должно осуществляться при определенных психолого-педагогических условиях, в контексте которых осуществление данной задачи будет проходить с наиболее высокими результатами.
Одним из таких условий является развитие мотивации учащихся. Согласно Г.В. Роговой «качество выполнения деятельности и ее результат зависят прежде всего от побуждения и потребностей индивида». Мотивация является «запускным механизмом» (И.А. Зимняя) любого вида деятельности человека, в том числе и образовательной.
Однако практика педагогического профессионального образования свидетельствует о низком
© Е.А. Понкратова, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
413