восприятие теми эмоционально-ценностными познаниями, которые идут и могут идти именно только от искусства, в отличие, например, от прямого познания природных ландшафтов.
Основная миссия искусства состоит в том, чтобы как можно больше явлений, участвующих в жизни, превратить в такие, которые бы сигнализировали о каких-то смыслах. Это бы посто-
янно способствовало одухотворению жизни, восприятию ее явлений не в их оголенном значении, а во всем богатстве и нюансировке переживаний, свойственных человеку высокого культурного развития.
Примечания:
1. Филипьев Ю. Кто и как познает искусство. - М., 1972.
2. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.
0 X Г □ I..п
о
о
-чо
о
172
ART PEDAGOGICS IN PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS
Katrenko Marina Vasilevna, Associate Professor, Chair of Humanitarian, Social and Economic Disciplines, Belgorod University of Cooperation, Economy and Right,
Stavropol Institute Cooperations (branch), Stavropol E-mail: mkatrenko69@bk.ru
The new progressive forms of the increase motor activity of students in the non-physical training institute. The practical use of the artpedagogical means on the physical training lesson.
Keywords: physical training; impellent activity; integration of art and physical exercises; art pedagogics; creative thinking; physical training of the person; self-actualization; self-improvement.
УДК 37.037.1
© Катренко М.В., 2011
АРТПЕДАГОГИКА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
Новые прогрессивные формы повышения двигательной активности студентов не физкультурных вузов. Практическое использование артпедагогических средств на занятии по физической культуре.
Ключевые слова: физическое воспитание; двигательная активность; интеграция искусства и физических упражнений; артпеда-гогика; творческое мышление; физическая культура личности; самоактуализация; самосовершенствование.
КАТРЕНКО Марина Васильевна,
доцент, кафедра Гуманитарных и социальноэкономических дисциплин, Белгородский университет кооперации, экономики и права, Ставропольский институт кооперации (филиал), Ставрополь mkatrenko69@bk.ru
В системе высшего образования России происходят глубокие перемены, требующие реорганизации педагогических технологий развивающих духовное и физическое состояние студентов. Поиск новых приоритетов поверг возникновение противоречий между обществом, нуждающимся в гармонично развитых специалистах и условиями, обеспечивающими этот процесс в недостаточной степени. Попытки отдельных ученых преобразовать педагогическую систему привели лишь к частичной её адаптации к инновациям. Анализируя научные разработки В.К. Бальсевича, Н.Н. Зволинской, В.А. Магина, В.И. Маслова, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и др., можно констатировать, что: "Больше и чаще всего образованию ставится в вину, что оно отстает и не следует за тенденциями в обществе, оно закрыто, инертно и неэффективно и что работает оно со старой технологией. Выход из такого состояния можно найти только в нововведениях" [1].
Повышенный интерес к изучению данной проблемы прослеживается в работах ведущих специалистов в области физической культуры и спорта: В.К. Бальсевича, М.Я. Виленского, В.Н. Курыся, В.И. Ильинича, Л.И. Лубышевой, В.И. Ляха, В.П. Лукьяненко, Л.П. Матвеева, Г.М. Соловьева, В.И. Столярова, В.С. Якимови-ча и др. Ученые поднимают вопрос о необходимости совершенствования и существенной перестройки всей системы физического воспитания, в частности внесение прогрессивных разработок в занятия по физической культуре в вузе.
Одной из форм нового видения сущности в данном направлении является соединение физической культуры с искусством. На совре-
менном этапе развития общества интеграцию физических упражнений и искусства рассматривает наука артпедагогика, которой принадлежит ведущая роль в развитии человека, в том числе и физического.
Артпедагогика как сфера научного знания формируется на стыке педагогики, искусства и арт-терапии. В области физической культуры и спорта, "...артпедагогика интегрирует физические упражнения с искусством, оказывая комплексное воздействие на мотивационную, креативную и физическую стороны человека, развивая его посредством творческой, эстетико-художественной и учебно-познавательной деятельности, через мотивы, воображение, импровизацию, интегрированные знания, умения, навыки" [4].
Возможность комплексного использования артпедагогики в дошкольных и общеобразовательных учреждениях имеет наглядное отражение в разработках российских специалис-тов-практиков О.С. Булатова, С. Волошина, М.В. Гузева, Т.А. Добровольской, М.Л. Князева, Л.Н. Комиссарова, А.В. Крепицы, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, Н.М. Назарова, Е.В. Та-рановой, Н.Ю. Шумаковой и др. Вместе с тем, наши исследования свидетельствуют, что существующая система физического воспитания в высших учебных заведениях не предполагает использование артпедагогики в образовательно-воспитательном процессе студентов.
Обоснование значимости использования артпедагогики в физическом воспитании студентов явилось целью нашего исследования.
Данное исследование включало три взаимосвязанных этапа: теоретико-поисковый, опытноэкспериментальный и заключительно-обобща-ющий. Практические занятия по дисциплине "Физическая культура" проводились в соответствие с программным материалом для высших учебных заведений, на основе общих педагогических принципов воспитывающего и развивающего обучения.
На теоретико-поисковом этапе работы был проведен анализ состояния исследуемой проблемы и разработка практических занятий на основе артпедагогики, где учитывались следующие факторы: отношение студентов к физическим упражнениям; мотивы посещений и пропусков занятий; пути повышения интереса к занятиям физической культурой.
Анализ изучения вопроса показал, что студентов удовлетворенных занятиями физической культурой и испытывающих потребность в них менее половины опрошенных. При этом респонденты отмечают однообразность проведения занятий по физической культуре, вследствие чего, низкий уровень посещаемости и физической подготовленности студентов. У многих из них возникают трудности при сдаче контрольных нормативов в беге на длинные дистанции, подтягивании, приседании на одной ноге и т.д. Ин-
терес вызывает включение спортивных и подвижных игр, а также танцевальная аэробика, шейпинг, калланетика.
В контексте исследования были выделены средства артпедагогики наиболее гармонично развивающие духовное и физическое состоя- ^ ние студентов.
Этап опытно-экспериментальный работы конкретно определил, что доступными и приемле- *чО мыми средствами артпедагогики для включе- 3
ния в занятия по физической культуре в вузе ([) являются: музыка, изоискусство, хореография, литература (рис. 1). ^ _ г
Музыка - один из главных компонентов ар- 1^3 тпедагогики, на ее основе происходит интегра- ^ ция различных видов искусства и физической культуры в единое целое. Музыка не только
регулирует темп, ритм выполняемыхдвижений, |_____
но и придает определенный характер, эмоциональную окраску занятиям физическими упражнениями (комплексы общеразвивающих упражнений под музыкальное сопровождение,
зк
■
173
, Р=Т /'
спортивные эстафеты и подвижные игры с музыкальными заданиями, релаксирующая гим- |К^Т настика под шум леса, шелест листьев, звуки ““ прибрежной волны, капанье дождя и т.д.).
Изобразительное искусство способствует освоению ценностей физической культуры, через невербальную информацию, образное мышление, цветовое восприятие действительности (беговые эстафеты с рисованием и собиранием пазлов на спортивную тему, конструирование спортивной формы, подбор видеофильмов, фотографий, книг, художественных картин для составления кроссвордов и т.д.).
Танцевальное искусство позволяет сочетать двигательные компоненты искусства (хореографию) и физические упражнения, создавая танцевальные композиции на основе импровизации (танцевальные мини-этюды, арт-игры, упражнения-комбинации, упражнения танцевальной аэробики, танцевальные движения с образной визуализацией и т. д.).
Литературное творчество включает вербальные аспекты физкультурно-спортивной деятельности: подбор материала (фольклор, постулаты ученых, афоризмы и др.), сочинение стихов, текстов, лозунгов, кричалок, девизов на физкультурно-спортивную тематику.
Средства артпедагогики в физическом воспитании студентов дают возможность расширять свои представления о двигательных возможностях организма, познавать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой и таким образом осуществлять практическую связь между умственным образованием и физическим воспитанием.
По мнению Л.Л. Раздрокиной: "...искусство всё переводит на бессознательный уровень, фантазия и чувства развиваются через символическое выражениехудожественныхформ, что
способствует при рассеянном внимании внутренней свободе и раскрепощению" [3].
с;
0 х г □ I..п
о
о
-чо
О
174
Рисунок 1 - Средства артпедагогики в физическом воспитании студентов
Организация артпедагогического процесса в физическом воспитании студентов осуществлялась в следующей последовательности:
1. Создание педагогических условий в физическом воспитании студентов, побуждающих личность к проявлению творческих способностей.
2. Интеграция средств физической культуры и искусства в художественно-творческой и двигательной деятельности.
3. Обеспечение знаниями в области артпедагогики и физической культуры для самоопределения и творческой самореализации личности.
4. Ориентация педагогического процесса в области физической культуры на индивидуализацию, дифференциацию и личностно-развивающее обучение.
5. Содействие гармоническому развитию в единстве духовного и телесного компонентов, формирование физической культуры личности студентов.
6. Творческая самореализация студентов в процессе физического воспитания на основе во-
ображения, гибкости мышления, оригинальности идей.
Последний, заключительно-обобщающий этап исследования, позволил сделать выводы о высокой эффективности включения средств артпедагогики в процесс физического воспитания студентов. Констатация анкетных данных проведенных на этом этапе свидетельствует, что использование артпедагогики в процессе занятий способствует повышению работоспособности (84,6%), улучшению эмоционального состояния (68%), физической формы (27%) и др. (мнение 56 респондентов).
Таким образом, представленные материалы подтверждают, что интеграция искусства и физических упражнений в процессе физического воспитания студентов способствует оздоровлению организма, развитию творческого мышления, формированию физической культуры личности; создает творческую атмосферу на занятиях, повышает эрудицию, интерес студентов к физкультурно-спортивной деятельности, модифицирует учебную информацию, стимулирует их познавательную и творческую активность; формирует предпосылки для самоактуализации и самосовершенствования студентов в образовательном процессе вуза.
Как заметил Герман Канн: "Учиться на прошлом может каждый, но сегодня этого уже мало. Сегодня нужно уметь учиться на будущем" [2].
Литература:
1. Ангеловски К.Учителя и инновации/ К. Ангеловски. — М.: Просвещение, 1991.- 156 с.
2. Высшее образование сегодня. - 2007. - № 6. - С. 36.
3. Раздрокина Л. Л. Танцуйте на здоровье! Танцевально - игровые тренинги / Л. Л. Раздрокина - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. - 157 с.
4. Шумакова Н. Ю. Артпедагогика: гуманизация образования в области физической культуры: монография / Н. Ю. Шумакова. - М.: Хлекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2010. - 308 с.
BREEDING PATRIOTISM AS ONE OF THE PRIORITIZED ASPECTS OF WORKING WITH YOUTH Kozyreva Inessa Valerievna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor,
Chair of Choral Conducting, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: inessa-1972@mail.ru
Romanova Natalya Georgievna, PhD of Art Criticism, Senior Professor,
Stavropol Regional College of Arts, Stavropol E-mail: ivnata@nm.ru
Gaponova Vera Mihaylovna, Senior Professor, Chair of Choral Conducting,
Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
Educating youth in modern Russian society is carried out under the conditions of economical and political reformation in the course of which the socio-cultural life of upcoming generation, principles of functioning of educational institutions, mass-media, children and youth organisations have drastically changed.
Keywords: patriotism; morality; responsibility; patriotic education; civic consciousness.