Научная статья на тему 'Формирование здоровьеориентированной направленности личности у студентов технического вуза Якутии'

Формирование здоровьеориентированной направленности личности у студентов технического вуза Якутии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олесов Николай Петрович

На основе анализа концептуальных положений ведущих российских и региональных ученых, автор исследует процесс формирования здоровьеориентированной направленности личности будущего специалиста в условиях Якутского государственного инженерно-технического института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование здоровьеориентированной направленности личности у студентов технического вуза Якутии»

УДК 796:378

Н. П. Олесов

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ЯКУТИИ

В работах отечественных исследователей (В. К. Бальсевич,

Э. Н. Вайнер, П, А. Виноградов, В. И. Жолдак, С. С. Коровин, Л. И. Лубышева, А. В. Родионов, В. И. Столяров, С. Г.'Сериков) подчеркивается необходимость реализации ценностей физической культуры в процессе укрепления и сбережения здоровья учащейся молодежи, совершенствования ее физического, психического и социального благополучия. Физическая работоспособность, высокий уровень двигательной активности, здоровьеориентированная направленность личности студентов, сформированные в процессе физического воспитания в условиях регионального технического вуза, выступают условиями и базисом профессиональной самореализации будущих инженерно-технических кадров Республики Саха (Якутия).

Российскими (В. В. Колбанов, Ю, П. Лисицин, В. П. Петленко, Е. В. Ткаченко и др.) и якутскими учеными (У. А. Винокурова, Л. В. Куйда, П. Г. Петрова, 3. Н. Оегостурова) фиксируется неуклонное ухудшение здоровья учащейся молодежи РФ и РС(Я) в течение двух последних десятилетий, обусловленное и воздействием такого фактора, как стихийный, эпизодический характер работы по сохранению и укреплению здоровья учащейся молодежи и студентов. В .современной теории и практике вузовского физического воспитания приоритет по-прежнему отдается формированию только лишь двигательных компонентов, физических качеств обучаемых [1, с. 9]. Вместе с тем, в ряду основных характеристик молодого специалиста, позволяющих судить о сформированности его личности как будущего профессионала, находятся и культура здоровья, мотивы и ценности здорового образа жизни, уровень здоровьеориентированной направленности личности.

Таким образом, от того, насколько эффективно удается коллективу преподавателей кафедры физического воспитания в стенах регионального технического вуза сформировать и закрепить у студентов направленность на здоровьесохранение личности, сформировать двигательную культуру, потребность в ведении здорового образа жизни зависит в последующем образ жизни выпускника, состояние его здоровья, и, - как следствие, - его благополучие и конкурентоспособность на региональном рынке труда. [2, с. 72],

М. Р. Валетов, М. Я. Виленский, Д. Е. Глушко трактуют дефиницию «здоровьеориентированная направленность личности» как совокупность доминирующих мотивов, ценностных ориентаций, значимых интересов, уста-

новок и отношений молодого человека, ориентирующая его на постоянное сознательное осуществление здоровьесберегающей и здоровьетворческой деятельности» [3, с. 24]. Здоровьеориентированная направленность личности студента тесно связана: .

— с валеологической культурой, к которой исследователи

(В. К. Бальсевич, В. С. Библер, Г. А. Праздников, М. Я. Виленский, Е. Г. Новолодская и др.) относят систему валеологических знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается отношение к развитию, сохранению и укреплению своего здоровья, здоровья окружающих людей и природной среды; .

- со здоровьесохраняющим поведением, характеризуемым специалистами (Д. Е. Глушко, Т. Ф. Орехова, Е. В. Ткаченко) как поведение, при котором действия человека как структурные единицы, элементы его жизнедеятельности, обеспечивают сохранение, поддержание, укрепление и наращивание собственного здоровья и здоровья непосредственного окружения.

Превращение курса физической культуры в техническом вузе в школу формирования культуры здорового образа жизни, включая двигательную культуру, является предметом диссертационного исследования автора. Так, анализируя концептуальные положения ведущих российских и региональных специалистов, автор доказывает, что здоровьеориентированная направленность личности студента ЯГИТИ представляет собой не только систему общих суждений, знаний о здоровье и путях его укрепления, но является продуктом индивидуального опыта, особым механизмом саморазвития и самореализации личности. Построение занятий физической культурой с опорой на предшествующий и настоящий эмоциональный, эстетический, физический и нравственный опыт студента, с учетом спортивных интересов учащейся молодежи и этнокультурных традиций народа Саха выступает как эффективный механизм формирования здоровье ориентированной направленности личности будущего инженера.

На основе разработанной модели формирования здоровье ориентированной направленности личности будущих инженерно-технических специалистов в образовательном процессе регионального вуза (рисунок) спроектирована и внедрена комплексная целевая программа формирования двигательной активности будущих инженеров на весь период обучения в процессе освоения основных и элективных физкультурно-спортивных дисциплин.

Автор разделяет мнение М. Я. Виленского, С. С. Пономарчука, И. И. Портнягина, что в условиях высшего учебного заведения занятия по физическому воспитанию, при условии разработанности теоретических, технологических и методических аспектов данного процесса, обеспечивают студентов необходимым материалом для сознательного и целенаправленного принятия принципов здорового образа жизни, а преподаватель физического воспитания способен обеспечить спортивно-педагогическую под-

держку б выборе конкретного варианта занятий для сохранения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия [4, с. 8].

Формирование здоровьеориентированной направленности личности студентов ЯГИТИ представляет собой единую систему и складывается из чтения лекционного курса, проведения факультатива, семинарских, методических и практических занятий, самостоятельной работы, а также учебных практик, включающих освоение: - национальных и народных видов спорта и игр народов, населяющих Республику Саха (Якутия) - борьба «хап-сагай», перетягивание палки, национальные прыжки; - осознание будущими специалистами ценности здоровья и двигательной активности через овладение двигательной культурой и конкретными методиками здоровьесбережения [4, с. 9]; - выбор индивидуальной траектории освоения модели здорового образа жизни; - учет индивидуальности каждого студента, его мотивов, интересов и потребностей в физическом совершенствовании и здоровьесбереже-нии [5, с, 102]. ■

К достоинствам внедрения национальных видов спорта и подвижных национальных игр в процесс физического воспитания в ЯГИТИ относится: малый набор инвентаря и оборудования, высокая моторная плотность, эмоциональность, отсутствие жестких правил, наличие положительного опыта участия у студентов из сельских улусов РС(Я) (В. П. Кочнев, Д. Н. Платонов, И. И. Портнягин, В. С. Филин) [6, с. 75-76].

Посещение факультатива участниками экспериментальных групп по освоению одной из современных моделей здорового образа жизни в 2006/200?" учебных годах содействовало эффективному решению таких образ< -вательных задач, как: — формирование способности к самовыражению, саморазвитию с использованием оздоровительных технологий и занятий спортом; - умение работать с текстовой и визуальной информацией о здоровьеоздоровительных программах и методиках; — формирование умений и навыков коллективной деятельности в соответствии с принципами ЗОЖ; - осознание значительных возможностей в плане укрепления своего здоровья за счет использования средств любительского спорта.

Социальный заказ: воспитание физческн, и соцйаяшо и духовно здорового инженерно технического специалиста РС(Я)

Цель: личность студента ДГИТИ, обладающая высоким уровнем здоровьеорненткроввииой' направленности личности

Принципы: непрерывности; единства индивидуализации к дифференциации; валеологаческон рефлексии; аксиологической направленности физического воспитания

-------------------------------1------------------------------

Механизмы формирования здора в неориентированной направленности личности: рефлексия деятельности в процессе занятий; выработка студентом собственной стратегии ЗОЖ; выбор индивидуальных здоровьесберегвющнх комплексов; формирование двигательной культуры как основы будущей жизненной и профессиональной карьеры; учет индивидуальных вкусов и этнических предоочтежга в области

------------------------ ' 'I .....

ПсдйгогнческШ! условия: акцент по формированию основных, компонентов здоровьеориентрованной напраипениостн личности; актуализация рефлексии о кедао выявления путей саморазвития средствами физической культуры; обеспечение интеграции учебной я аттсучебипй деятельности

ЭТАПЫ

1 ~1 Повсдскческо-

т Двагносгическни Формирующий рюультарующнн

Критериально— оценочный блок

Мотивационный Ценностный Интеллектуальный Поведенческий

критерий критерий критерий критерий

Уровни: недостаточный допустимый ОШЗШЙЛЬНЫЙ

Результат: сформированность необходимого уровня здороеьеориентированаой направленности двчяости стуяейіга вуза

Модель формирования здоровьеориентированной направленности личности студента в образовательном процессе регионального технического вуза

В экспериментальных группах Якутского государственного инженернотехнического института в процессе физического воспитания студентов была достигнута интеграция различных форм учебной и внеучебной деятельности, физического воспитания и клубно - оздоровительной работы, спортивной тренировки, овладение практико ориентированным и методиками

здоровьесбережения. Как показывает анализ результатов опытно- экспериментальной работы в 2006-2008 учебных гг. (таблица) ускорился процесс формирования здоровьеориентированной направленности личности занимающихся, так как занятия по самостоятельно избранному виду спорта положительно отражаются на овладении более сложными и специальными умениями и навыками, культурой движения (67%), потребности использовать привитые и закрепленные во время учебы навыки здоровьесбережения (67%) в процессе учебной и будущей профессиональной деятельности, достигается полное взаимопонимание и единство целей деятельности студентов и преподавателя (75%).

Общая динамика процесса формирования здоровьеориентированной направленности личности студентов

Экс-

Конт- пери-

Уровни развития направленности рольная мен-

личности на ЗОЖ группа, % тальная группа, %

На начало эксперимента Оптимальный (высокий) Допустимый (средний) Недостаточный (низкий) 8 24 68 8 22 70

После пед, эксперимента Оптимальный (высокий) Допустимый (средний) Недостаточный (низкий) 10 32 58 48 43 9

Библиографический список

1. Бальсевич, В. К. Интеллектуальный вектор физической культуры челе века. [Текст] / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -1991,-№7.-С. 37-41.

2. Шкурко, Н. С. Эффективные методики формирования валеологической культуры учащихся: зарубежный и российский опыт [Текст] / Н. С. Шкурко, А. В. Сергеев. // Физическая культура и спорт: тенденции развития в условиях Азиатско-Тихоокеанского региона. - Якутск: ЯГУ, 2004, - С. 70-73.

3. Глушко, Д. Е. Залог величия человека -здоровье. [Текст]/ Д. Е. Глушко, Н, С. Сивцева, — Якутск:Сахаполиграфиздат, 2001. - 63 с.

4. Виленский, М. Я. Социально-педагогические детерминанты формирования здорового образа жизни [Текст] / М. Я, Виленский //Теория и практика физической культуры. - 19Й.-№ 9.~С. 9-11.

5. Лубышева, Л. И. Физкультурное воспитание в аспекте развития инновационных процессов. [Текст] / Л. И. Лубышева, — М.: РГАФК,1996. - 133 с,

6. Портнягин, И. И. Интеллектуальное развитие ш'кольника-спортсмена. [Текст] / И. И. Портнягин. - М: Академия, 1999. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.