А.И.Ракитов
ПЕРСПЕКТИВА СОЗДАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ*
«Исследовательский университет» для всех нас понятие совсем не новое. Еще в 1996 г. вопрос об исследовательских университетах (ИУ) обсуждался на коллегии Министерства высшего образования, а некоторое время спустя ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана И.Б.Федоров и группа его соавторов получили государственную премию «За разработку научных основ университетского технического образования и их реализацию в высших учебных заведениях». В центре этой концепции находилась идея ИУ как новой и наиболее современной формы высшего профессионального образования. Тогда она не получила необходимой поддержки. За прошедшие восемь с лишним лет в мире многое изменилось. ИУ стали насущной необходимостью для России и переросли границу чисто образовательной проблемы, встав в один ряд с задачами интенсивного инновационного социально-экономического развития.
Постановка задачи
В апреле 2004 г. в Москве состоялась российско-американская конференция, посвященная перспективе создания и развития ИУ в России. Она проводилась под эгидой Министерства образования и науки
* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 04-06-80252).
РФ и Американского фонда гражданских исследований и развития. Открывая конференцию, министр А.А.Фурсенко еще раз подчеркнул, что «нам не обойтись без интеграции науки и образования». По мнению же посла США в России Александра Вершбоу, в ближайшие годы экономический рост США примерно на 50% будет обеспечиваться за счет научных открытий [1]. Если учесть, что во всех развитых странах основными генераторами научных знаний являются ИУ, то становится вполне понятным, что и нам стоит вернуться к вопросу их создания, но уже с других позиций, начать от другой точки отсчета. Для этого придется напомнить о нескольких обстоятельствах.
Первое заключается в том, что страны, лидирующие в социально-экономическом, культурно-цивилизационном и военно-политическом отношении, быстро вступают в стадию, которую называют «общество, основанное на знаниях». Знания становятся главным импульсом развития материального производства и сферы услуг, ими определяется уровень национального здравоохранения, жизнеспособности гражданского общества, его безопасность и обороноспособность. Между лидирующими странами и остальным миром разрыв, к сожалению, все более увеличивается, и это касается всех сторон общественной и личной жизни. Научные знания составляют основу современной технологии, генной инженерии, фармакологии, медицины, военной техники, политики, социально-правовых отношений и т.д. Они обладают удивительной тенденцией к сверхускоренному нарастанию, усложнению и диверсификации. Несмотря на поразительные достижения искусственного интеллекта, научные знания вырабатываются человеческим интеллектом, прошедшим через школу и высшее университетское образование. На вершине современной образовательной системы находятся ИУ. Нашей стране следует обратить на это особое внимание.
Второе обстоятельство, которое нужно учесть, это изменения в самой России. В середине 90-х годов и особенно после дефолта 1998 г. вопрос о создании полноценных отечественных ИУ можно было обсуждать, но нельзя было решить. Теперь ситуация изменилась. Президентство В.В.Путина ознаменовалось социально-экономической стабилизацией, устойчивым ростом ВВП, снижением уровня криминальности в стране, сплочением гражданского общества. Начавшийся подъем в ресурсодобывающей, обрабатывающей промышленности и сфере услуг показывает, что мы находимся в той точке, когда стоит вернуться к проблеме ИУ, если не хотим безнадежно отстать и лишить себя возможно-
сти «вскочить в последний вагон уходящего поезда» всемирно -исторического прогресса, двигающегося в сторону общества, основанного на знаниях. Такие знания создаются, в первую очередь, научными кадрами. К сожалению, с научно-интеллектуальным потенциалом страны у нас не все обстоит благополучно. Этот потенциал, или, как часто говорят, человеческий капитал, производят высшие учебные заведения, а его элитную часть - ИУ. Вот почему вопрос об ИУ становится стратегическим и превращается в проблему номер один - проблему развития науки России, которая должна превратить страну в современное общество, основанное на знаниях. Решать ее мы можем только вместе с такими мощными системами-производителями знаний, как РАН и другие государственные академии, а также отраслевые научные институты, центры, КБ и ГИПРы. Сейчас, после создания единого Министерства науки и образования РФ, условия для такого интеграционного подхода чрезвычайно подходящие. Недаром назначенный министр науки и образования А.А.Фурсенко в своем первом общественном выступлении сказал: «Построение экономики знаний, без которой Россия не сможет занять достойное место в современном мире, зависит от работы не только науки, но и системы образования. Не случайно давно говорят о необходимости интеграции двух этих систем. Пора добиться этой интеграции» [4].
Полезно напомнить, что идея ИУ для России не нова. В знаменитом указе Петра I от 1724 г. о создании Петербургской академии наук каждому господину-академику вменялось в обязанность иметь ученика, т.е. студента или аспиранта. Эта традиция развивалась и дальше. В канун революции 1917 г. из 26 академиков Российской императорской академии наук 16 были профессорами высших учебных заведений. В годы советской власти для решения сверхсрочных проблем индустриализации и повышения обороноспособности была выработана стратегия разделения академических институтов, осуществлявших фундаментальные исследования, и высших учебных заведений, готовивших специалистов-«прикладников» - инженеров, врачей, учителей, агрономов и т.д. - для народного хозяйства. За последние десять лет недостатки этого ведомственного разграничения стали совершенно очевидными, и поэтому была реализована государственная реформа, в результате которой было создано Министерство образования и науки РФ. При участии РАН был предпринят ряд шагов для интеграции фундаментальной науки и высшего образования. Были приняты соответствующие указы президента, прове-
дены совещания, осуществлены определенные меры, но сегодня всего этого недостаточно.
Следует иметь в виду, что в течение ближайших 10-15 лет в силу естественной убыли и потери трудоспособности мы можем лишиться 4060% нашего интеллектуального потенциала, работающего в академических и отраслевых НИИ, а также в университетах, и на восстановление утерянного, не говоря уже о наращивании нового человеческого капитала, нам придется потратить еще 10-15 лет. Процесс отставания станет необратимым. К тому же обретает особую важность мощный экономический фактор. Некоторые страны (Австралия, Гонконг, Сингапур, Новая Зеландия), осознавшие решающую роль университетов, прежде всего исследовательских, приглашают профессоров на постоянную работу из США и Европы, предлагая им существенно большую зарплату и значительно лучшие условия для исследовательской работы и быта. Такой профессор получает от 120 тыс. до 150 тыс. долл. в год, и эти суммы имеют тенденцию к росту. Что же касается российской профессуры, то, несмотря на различные виды совместительства или дополнительные доходы от хозрасчетных работ, не всегда совместимых с научными исследованиями, средняя профессорская зарплата составляет около 6000 руб. в месяц и при всех «накрутках» не более 80-90 тыс. руб. в год. Это примерно в 40-50 раз меньше того, что получают профессора, приглашаемые в Австралию, Гонконг, Новую Зеландию и Сингапур. Если мы не создадим ИУ высшего класса, которые станут не только инкубаторами нашей научной элиты, но и подготовят молодую профессуру, умеющую по-новому преподавать на основе проводимых научных исследований, то через 10—15 лет мы рискуем остаться без современной профессуры, а следовательно, без серьезных ученых, и нам придется надолго распроститься с обществом, основанным на знаниях. Этот вывод подтверждает анализ всей современной ситуации.
Ситуация в научной сфере высшего образования России
XXI век - век образования. Это считается аксиомой. Принято говорить, что в наши дни необходимо создать единое глобальное образовательное пространство. Красивая фраза, но на деле это миф. О каком едином глобальном образовательном пространстве можно говорить, если в Эфиопии на одного учащегося в среднем приходится около 50 долл., а в Швеции 7,5 тыс. долл. в год? В России дело не так безнадежно, как в
слаборазвитых странах, и мы гораздо ближе к государствам с развитой системой народного образования и высшей школы. Несмотря на все катаклизмы прошедшего десятилетия, мы обладаем отлаженной системой среднего и высшего профессионального образования, профессорско-преподавательским корпусом достаточно высокого уровня и государственной поддержкой, хотя и минимальной. Поэтому у нас есть шанс решить проблему образования так, как этого потребует новое столетие.
Гигантская конкурентоспособность, финансовая и военная мощь делают США единственной супердержавой. В значительной степени они обязаны таким положением развитию образования и науки. По данным академика В.Л.Макарова, 90% трудозанятых в США имеют высшее образование, включая окончивших неуниверситетские колледжи, а полное высшее университетское образование имеют 60% [5, 6]. США затрачивают на науку и особенно фундаментальные исследования, проводимые в университетах, больше, чем Япония и любая европейская страна.
В самом конце XX в. в сфере науки США было занято свыше 12 млн. человек. Из них более полумиллиона - доктора наук. США не только привлекали к своим научным исследованиям зарубежных ученых, но и готовили кадры для других стран. И при этом главную роль в фундаментальных и прикладных исследованиях играли известные на весь мир ИУ, которых в США в конце предыдущего столетия было 104. Это крайне важный показатель.
Посмотрим теперь, что происходит в России. По числу исследователей страна занимает 12-е место в мире. До конца 80-х годов СССР был второй научной державой мира, но в результате его распада и непродуманных реформ, хронического недофинансирования науки и системы высшего образования в середине 90-х годов положение резко ухудшилось. Вдвое сократилось число научных сотрудников, которое сейчас составляет около 870 тыс. человек. Ухудшились возрастные показатели профессорско-преподавательского состава. Однако за последние четыре года в стране произошла социально-экономическая стабилизация, наметился устойчивый рост экономики. И это позитивно сказалось на положении науки и вузов страны. С 1991 по 2004 г. число лиц с высшим образованием на 1000 человек выросло со 113 до 160. Одновременно растет спрос на специалистов с высшим и поствузовским образованием. Особенно остро он ощущается в академической, отраслевой науке и в самих вузах. Нам крайне необходима радикальная модернизация научно-
кадрового потенциала страны, приток молодых, компетентных, творчески ориентированных ученых и преподавателей, способных готовить элитных специалистов для самой науки, высшей школы, реальной экономики, государственной службы и социальной сферы. От них зависит и конкурентоспособность нашей продукции, и создание новых высоких технологий, наукоемких товаров и услуг.
Президент В.В.Путин, выступая в феврале 2004 г. в Институте биоорганической химии, отметил, что за последние четыре года государственные ассигнования на науку увеличились более чем в 2,5, а на образование - более чем в 3 раза [7]. Но все же их совершенно недостаточно для того, чтобы выйти на уровень лидирующих промышленно развитых стран. В среднем страны ЕС тратят на образование и подготовку кадров 5% ВВП. Эта цифра близка к расходам на образование в США и превышает уровень, достигнутый в Японии (3,5% ВВП). Мы пока тратим немногим более 1,5% ВВП.
Во время Лиссабонской и Барселонской встреч лидеры объединенной Европы поставили перед собой сверхамбициозную цель - догнать в экономическом отношении США. И начали они с ускоренного развития науки и высшего образования. Об этом свидетельствует Шестая рамочная программа ЕС на 2002-2006 гг.1 Нам надо двигаться в том же направлении. Разумеется, мы надеемся, что четырехлетнее президентство В.В.Путина ознаменуется значительным усилением бюджетной поддержки науки и образования, особенно высшего. Но рассчитывать только на это нельзя. Необходимо использовать внутренние ресурсы и реализовать незадействованные возможности. Первый из этих ресурсов - новые формы интеграции и более тесная взаимосвязь с РАН и другими государственными академиями. Второй - более тесное взаимодействие и поддержка ведущих вузов реальной экономикой. Третий - усиление связей с отраслевой наукой. И наконец, четвертый - создание новых организационных форм, выделение из общей массы вузов ведущих ИУ, которые в стратегическом и оперативном взаимодействии с РАН могли бы решить четыре задачи.
1. Поднять фундаментальные и прикладные исследования до уровня самых высоких мировых стандартов.
1 The Sixth Framework Programme of the European Community for research technological development and demonstration activities, contributing to the European Research Area and to innovation (2002—2006).
2. Подготовить элитные кадры как для фундаментальных академических исследований, так и других сфер деятельности.
3. Подготовить первоклассную молодую смену нашей уважаемой, но довольно пожилой профессуре (не забывайте, что средний возраст вузовского профессора равняется 60 годам).
4. Наладить внедрение научных достижений в систему производства и услуг.
При этом новое поколение университетских профессоров должно отличаться, прежде всего, новым подходом к преподаванию, ибо им предстоит учить не статистиков науки, а лидеров научных исследований, способных привлекать к своей работе студентов, магистрантов и аспирантов. Именно тогда в союзе с научными работниками РАН они сумеют заложить прочный фундамент общества, основанного на знаниях.
Все эти задачи могут быть решены только при условии, что ИУ будут эффективно работать. Мировой и отечественный опыт показывает, что именно здесь находится центр тяжести.
Замечу, что третья и четвертая из указанных задач являются наиболее трудными. Член Королевского общества Англии сэр Аарон Клюг в докладе, посвященном деятельности комиссии лорда Дииринга по реформированию британских вузов, специально отмечал, что английские ученые (по крайней мере, в области биофизики, биохимии и биотехнологии), не уступая своим заокеанским коллегам по научным результатам, значительно отстают от них в производственной реализации создаваемых ими препаратов и медикаментозных средств. Такая ситуация характерна и для нашей науки, и она должна найти свое решение в подготовке элитных специалистов ИУ России.
В недавно проведенном опросе детей школьного возраста 32 наиболее развитых стран по поводу понимания ими письменных текстов наши школьники заняли только 27-е место. Это свидетельствует о том, что при дефиците абитуриентов, с которым мы столкнемся через несколько лет, когда университетских вакансий будет больше, чем поступающих в вузы, отбор способных школьников, особенно в ИУ, станет серьезной проблемой, и еще сложнее будет ситуация с подготовкой элитных ученых и преподавателей-исследователей. Из-за низкой оплаты труда преподавателей и профессоров многие из них вынуждены совместительствовать в других учреждениях (иногда в нескольких). Естественно, они не успевают готовиться к оригинальным лекциям, заниматься
научными исследованиями и готовить современные спецкурсы с учетом достижений мировой науки. Этому также содействует общее постарение преподавательского корпуса вузов. Известно, что средний возраст вузовских преподавателей 49 лет, возраст кандидатов наук больше 50, а докторов - больше 60 лет. Хотя таланты не стареют, недостаток «свежей крови» отрицательно сказывается на качестве преподавания. Из-за низкой оплаты, отсутствия современной аппаратуры, срок эксплуатации которой зачастую составляет 20-30 лет, и общей невостребованности науки молодежь неохотно идет на преподавательскую работу, а выпускники аспирантуры и докторантуры часто уходят в коммерческий сектор на более высокие ставки. Это, конечно, естественно и даже неплохо, ибо исследователи сейчас нужны во всех сферах деятельности. Но научно-кадровый потенциал вузов, РАН и других государственных академий от этого сильно проигрывает.
И все же наше положение не так печально, как кажется, потому что мы еще обладаем значительными ресурсами для радикальной модернизации научно-кадрового и педагогического потенциала и подготовки элитных исследователей для вузовской и академической системы. Давайте подумаем, какие нам нужны первоочередные шаги, чтобы в максимально сжатые сроки выправить положение. Для начала следует оценить ресурсы, которыми мы располагаем.
В 2003 г. число лиц с законченным высшим образованием (не считая выпускников техникумов, т.е. неуниверситетских колледжей, дающих, по американскому стандарту, высшее неуниверситетское образование) составляло 18,5 на 1000 человек. В том же году общее количество лиц с послеуниверситетским образованием (тех, кого по-английски называют postgraduate) составляло 369 тыс. человек.
Известно, что в советское время в силу необходимости форсировать индустриализацию и обеспечить ее кадрами высшей квалификации, учеными-исследователями и преподавателями произошло довольно жесткое разделение между академической наукой (АН СССР и отраслевые государственные академии), вузовской наукой и профессорско-преподавательским корпусом, а также так называемой отраслевой и заводской наукой (включая НИИ, КБ и ГИПРы оборонного значения). В наше время сохраняется и развивается теснейшее взаимодействие лучших институтов РАН с ведущими высшими учебными заведениями стра-
ны. Более 100 членов РАН имеют постоянное место работы в различных учебных институтах и университетах и около 700 ведут преподавательскую и научную работу в вузах по совместительству. В 110 научных учреждениях РАН работает более 150 базовых кафедр 40 ведущих вузов страны, что позволяет приобщить к научным исследованиям студентов и аспирантов. В вузах, колледжах, лицеях читают лекции и ведут практические занятия более 6000 сотрудников РАН - докторов и кандидатов наук. Силами академии и вузов создается единая система образования - «школа-институт-аспирантура-докторантура», которая позволяет выявлять, отбирать, целенаправленно готовить к научной работе способных молодых людей1.
А вот как выглядит наша система высшего образования. В соответствии со статистическим справочником 2002 г. «Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации» в России имелся 621 государственный вуз и 387 негосударственных. При этом государственные вузы распределялись по основным отраслям следующим образом: промышленность - 146, строительство - 21, транспорт - 25, связь - 5, сельское хозяйство - 59, экономика - 66, право - 12, здравоохранение - 47, физическая культура и спорт - 13, просвещение - 173, искусство - 54. Заметим, что в этой классификации нет места классическим университетам. О них почему-то забыли. Общее число студентов по всем регионам в государственных вузах составляло 4797,4 тыс., в негосударственных - 629,5 тыс. человек, т.е. всего почти 5,5 млн. Что касается профессорско-преподавательского корпуса в 2002 г., в государственных вузах было 29,7 тыс. докторов и 128,5 тыс. кандидатов наук, в негосударственных вузах - 6,2 тыс. докторов и 20,9 тыс. кандидатов.
Если учесть, что за последние годы прием и выпуск из аспирантуры, а также число защит кандидатских и докторских диссертаций непрерывно возрастает, то мы можем сказать, что у нас есть достаточно оснований для сдержанного оптимизма, несмотря на все трудности и перипетии последнего десятилетия XX в. Однако этот оптимизм будет оправдан, только если высшая школа России будет работать рука об руку с РАН и другими государственными академиями, если их научные и образовательные цели будут направлены на решение задач, очерченных президентом РФ в выступлении перед доверенными лицами 12 февраля 2004 г. Но для этого нам необходимо сформулировать первую системообразующую идею, которая поможет в максимально сжатые сроки решить
1 Шр://«'«'«'. ras.ru.
задачу радикальной модернизации научно-интеллектуального потенциала российской науки и высшей школы в интересах повышения конкурентоспособности товаров и услуг, безопасности, обороноспособности, благосостояния граждан и социально-экономической стабильности. Для этого нам необходимо четко уяснить, что высшие учебные заведения России выпускают специалистов разного качества. Есть вузы, которые по своему исследовательскому уровню не уступают лучшим зарубежным университетам, а есть такие, которые вообще не ведут исследовательской работы и, следовательно, их профессорско-преподавательский корпус не в состоянии обеспечить современное образование, которое в принципе невозможно, если процесс обучения студентов не опирается на научные исследования. Проще всего эту мысль проиллюстрировать на материале вузов, подведомственных Агентству образования Министерства образования и науки РФ.
В 2002 г. в ведении Министерства образования РФ находилось 324 вуза, которые распределялись по основным народно-хозяйственным отраслям деятельности следующим образом: 83 - естественнонаучные и гуманитарные, 142 - технические, 20 - финансово-экономические, 72 - педагогические, 7 - культуры и искусства. При этом 20 вузов вообще не выполняли никакой научно-исследовательской работы, а в остальных она выполнялась неравномерно. Некоторые из них делали довольно значительный вклад в науку, другие, напротив, не могли похвастаться серьезными результатами. При этом следует отметить, что вузы, успешно выполнявшие НИР и проводившие фундаментальные исследования, одновременно получали и больше негосударственных заказов и грантов различных поддерживающих науку фондов. Финансовые средства на НИР поступали из различных источников в следующих размерах: всего - 8 689 262,8 тыс. руб., из них Минобразования - 1 783 684,7 тыс. руб., Минпромнауки - 317 602,8 тыс., другие министерства и ведомства - 283 866,0 тыс., РФФИ и РГНФ - 290 217,5 тыс., субъекты Федерации и местные бюджеты - 209 148,6 тыс., заказчики по хоздоговорам - 4 678 482,0 тыс., зарубежные контракты и гранты - 808 758,3 тыс., другие источники - 317 502,9 тыс. руб.
На первый взгляд, эти данные малоинформативны, но проведенный нами анализ показывает, что за прошедшее десятилетие резко увеличился объем хозрасчетных работ, а также поступления от зарубежных заказчиков, министерств и ведомств, и большинство из них приходится, как правило, на вузы, в которых научные исследования занимали достойное место и которые имеют все основания претендовать на звание
ИУ. Мы недостаточно богаты, чтобы равномерно распределять крайне ограниченные средства как по вузам, ведущим современные НИР, так и по вузам, выполняющим НИР на невысоком уровне и в недостаточном объеме, к тому же концентрация средств в ведущих вузах со временем позволит подтянуть и остальные вузы России до уровня, когда основным источником их существования станут не полученные из бюджета, а заработанные в результате выполнения НИР средства. Здесь я подхожу к главному: наука не просто интересна, она не просто удовлетворяет нашу любознательность, она социально, экономически и политически выгодна. Но, пожалуй, самым важным источником финансирования вузовских НИР, прикладных исследований и разработок, по результатам анализа, стали поступления от хоздоговорных работ и иностранных заказчиков. Это говорит о том, что наши вузы двигаются в правильном направлении и что лучшие и наиболее продвинутые из них имеют полное право претендовать на статус ИУ. У нас есть для этого достаточное количество высококвалифицированных докторов и кандидатов наук, есть тесные связи с РАН, обеспечивающей высокий уровень фундаментальных исследований, и быстро развивающиеся контакты с реальной экономикой, нуждающейся в исследованиях и разработках, осуществляемых в ведущих ИУ. Теперь нам следует задуматься над тем, каковы критерии, позволяющее статуировать тот или иной вуз в качестве исследовательского университета. При этом не следует упускать из виду, что это не узкая ведомственная проблема Министерства образования и науки РФ, а вопрос, имеющий значение для всей России.
Критерии отбора исследовательских университетов
Система ИУ возникала не одно десятилетие. Наиболее полного развития она достигла в США, Канаде и ряде европейских стран. Требования, предъявляемые к ИУ, более четко были сформулированы в университете Торонто, входящем в число лучших ИУ мира. Хотя не существует какого-либо международного общепризнанного документа, позволяющего статуировать тот или иной университет в качестве исследовательского, университет Торонто принял весьма амбициозное решение стать одним из ведущих мировых ИУ и, обобщив опыт лучших из них, опубликовал документ «Зеленый листок», который соответствует реальной практике ведущих ИУ мира. Поэтому здесь целесообразно привести
предлагаемые в нем характеристики, согласно которым университет может считаться исследовательским.
1. Академическая свобода. Все ИУ руководствуются принципом свободы академических исследований. Это означает полную свободу в постановке научных вопросов и идей, их обсуждения.
2. Академическая ответственность. В лучших ИУ академическая свобода всегда связана с академической ответственностью. Это определяет политику университетов и характеризует уровень преподавателей, входящих в их штат. Строгая методологичность и теоретическая обоснованность - обязательные условия представления открытий и теорий в академических беседах и публикациях.
3. Исследовательский опыт студентов. ИУ предполагают обязательное участие перспективных студентов в научных исследованиях.
4. Обучение студентов. ИУ готовят исследователей и профессо-риат следующего поколения. Они делают ставку на докторантов, а не на магистрантов и предлагают только такие программы, в которых количество и качество преподавательской помощи исследователям может гарантировать достижение результата. ИУ оказывают финансовую поддержку талантливым студентам и следят за их успехами.
5. Набор преподавательского состава. В ИУ осуществляется набор таких преподавателей, которые активно занимаются как исследованиями, так и преподаванием, что позволяет привносить результаты их исследований в аудиторию. Студенты, преподаватели и администрация понимают, что такая форма обучения наиболее целесообразна.
6. Программы усовершенствования преподавания. В ИУ существуют программы по совершенствованию методик преподавания научных дисциплин по соответствующим специальностям. Так, некоторые первоклассные университеты имеют медицинские школы, связанные с учебными больницами, технические школы и школы юриспруденции. Почти во всех университетах есть бизнес-школы.
7. Междисциплинарное обучение и исследования. ИУ стремятся к созданию и поддержке междисциплинарного обучения и исследований как для студентов, так и для преподавателей. Они активно занимаются устранением барьеров, мешающих осуществлению междисциплинарного сотрудничества.
8. Международные и межкультурные связи и состязательность. В ИУ преподаватели развивают контакты с международной сетью ученых. Использование телекоммуникационных сетей и Интернета позво-
ляет преподавателям и студентам изучать разносторонний международный опыт в рамках программ обучения, что способствует поддержке научных исследований, которые могли бы заинтересовать специалистов из других стран.
9. Отбор. ИУ инвестируют средства только в те академические и исследовательские программы, которые соответствуют следующим критериям: а) отвечают запросам общества и представляют большую научную ценность; б) имеют сильных и выдающихся лидеров, которые готовы упорно работать ради реализации программы и интеллектуальных достижений; в) имеют большое количество студентов, заинтересованных программой и собирающихся участвовать в ней; г) имеют профессионально составленный четкий бизнес-план, учитывающий все необходимые расходы и источники финансирования.
10. Академическая инфраструктура. ИУ обеспечивают такую инфраструктуру, которая позволяет преподавателям и студентам выполнять первоклассную работу. Они осознают важность снабжения библиотек и лабораторий всем необходимым1.
Разумеется, говоря о перспективах создания ИУ России, нужно в первую очередь учитывать наш исторический опыт и реально существующую ситуацию, о которой говорилось выше. В этом процессе важную роль должна сыграть РАН. Но прежде чем перейти к обсуждению этого вопроса, стоит, пожалуй, привести критерии исследовательского университета, сформулированные известным российским исследователем профессором Е.Водичевым, несколько лет проработавшим преподавателем в США и изучившим опыт ИУ. Он подчеркивает, что ИУ приобретают статус элитных, поскольку предоставляют выпускникам все возможности для занятия высших должностей в деловом, научном, политическом истеблишменте страны. Вот эти критерии:
- полифункциональность университета, или способность как генерировать, так и обеспечивать трансфер современного знания;
- сильная ориентация на научные исследования и разработки, прежде всего на фундаментальные исследования;
- наличие системы подготовки специалистов с ученой степенью, в том числе и при превышении числа магистрантов и докторантов над числом студентов, ориентированных на получение общего высшего образования;
1 www.utoronto.ca.
- ориентация на современные направления науки, высокие технологии и на инновационный сектор в экономике, науке и технике;
- широкий набор специальностей и специализаций, включая естественные, социальные и гуманитарные науки;
- высокий профессиональный уровень преподавателей, принятых на работу на основе конкурсов, в том числе и международных;
- наличие возможностей для приглашения ведущих специалистов из различных стран мира на временную работу;
- высокая степень информационной открытости и интеграция в международную систему науки и образования;
- восприимчивость к мировому опыту и гибкость в отношении новых направлений научных исследований и методологии преподавания;
- конкурсность и селективный подход при наборе студентов;
- формирование вокруг университета особой интеллектуальной
среды;
- наличие корпоративной этики, которая базируется на этносе науки, демократических ценностях и академических свободах;
- формирование вокруг университета специфического научно -технического и экономического пространства, часто заполняемого тех-нопарковыми структурами;
- стремление к лидерству внутри данного региона, страны и мирового научного и образовательного сообщества в целом [3].
Разумеется, и «Зеленый листок» университета Торонто, и критерии Водичева подлежат обсуждению, синтезу и адаптации к нашей реальности. Для того чтобы создать университеты, соответствующие этим критериям, нужны значительные финансовые затраты, особый человеческий капитал и хорошо проработанные нормативно-законодательные акты, без которых все обсуждение останется на уровне праздного разговора. Для этого следует, в первую очередь, создать особую государственную комиссию, возложив на нее обязанность в кратчайшие сроки выработать рекомендации и законодательные инициативы, а также систему продуманных организационных мероприятий, обеспечивающую успех с учетом того, что уже сделано и может быть сделано крупнейшими продвинутыми российскими университетами и научно-учебными центрами, созданными РАН, Министерством образования и науки. А сейчас следует рассмотреть несколько примеров деятельности наиболее известных ИУ, показывающих, как работают организационные и хозяйственные
механизмы, обеспечивающие высокие научные результаты и вместе с тем хозяйственную деятельность этих учебных заведений.
Исследовательские университеты в действии
Выше уже упоминались наиболее престижные и авторитетные ИУ США и Англии. Но подобные университеты есть и в других странах, например, «Эколь де намаль» - кузница лучших французских инженеров с блестящей математической подготовкой. Знакомство со знаменитыми ИУ мира даже в самых общих чертах весьма поучительно и позволяет сделать несколько чрезвычайно важных и полезных для нас выводов.
Исследовательские университеты США
Обзор наиболее известных ИУ начнем со Стэндфордского университета в Калифорнии, образующего интеллектуальный стержень Силиконовой долины, где развилась и выросла индустрия современных информационных технологий, оказывающая самое мощное влияние на все глобальные трансформации и приносящая огромные доходы Соединенным Штатам.
На сегодняшний день Стэндфордский университет имеет всемирно известных преподавателей и 14 тыс. студентов. Учиться там трудно, но выпускники университета входят в научно-техническую элиту страны. Стэндфордский университет частный. Он расположен в самом сердце Силиконовой долины и имеет все: самостоятельность, ресурсы, индивидуальность, высокоодаренных студентов, благодарных выпускников, знаменитых профессоров, многие из которых известны всему миру.
На территории университета расположен ускоритель частиц, где студенты получают возможность экспериментальной научной работы. О высоком уровне подготовки научных работников свидетельствует то, что выпускники университета имеют Пулитцеровские и Нобелевские премии, университет претендует на звание одного из лучших в мире.
Стоимость обучения в университете 27 тыс. долл. в год. Всех американских студентов можно разделить на такие категории: одаренные учатся в престижных университетах у хороших профессоров; менее одаренные посещают сотни маленьких колледжей с уровнем преподавания от плохого до среднего. Стэндфордский университет стоит особняком. В нем существует особый отдел, занимающийся поиском особо одаренных
студентов - будущей элиты Америки. Например, в 2002 г. на поступление в университет было подано 19 тыс. заявлений от абитуриентов, которые считались лучшими в своих школах, и в результате 17 тыс. заявок были отклонены. Время обучения в Стэндфордском университете короче, чем, например, в вузах Германии, поскольку учебный год делится на кварталы, а не на семестры, но каждый квартал по интенсивности обучения можно приравнять к семестру.
Об особенностях стратегии работы с персоналом говорит тот факт, что университет обеспечивает академический штат не только прекрасными условиями для научной работы, но также заботится об условиях жизни своих сотрудников, в особенности молодых и перспективных. Большинство преподавателей университета живут на территории кампуса в отдельных домах на одну семью. Цены на недвижимость в Силиконовой долине считаются одними из самых высоких в мире, и поэтому университет всячески помогает своим сотрудникам, предоставляя ипотечные кредиты и различные субсидии. Благодаря такой поддержке даже молодой профессор-ассистент может жить в доме стоимостью в 1 млн. долл. Университет не забывает своих выпускников, поддерживает с ними тесную связь, приглашая на свои семинары, дискуссии, вечера и встречи.
О высоких результатах научной подготовки выпускников университета свидетельствует, например, то, что вокруг кампуса основано уже более 350 технологических фирм, во главе которых стоят бывшие студенты университета. У.Хьюлитт и Д.Паккард также были когда-то учащимися университета. По мнению многих, без Стэндфордского университета не было бы и Силиконовой долины.
Посмотрим теперь на другой ИУ, знаменитый Массачусетский технологический институт (Massachusetts Institute of Technology) -МТИ. Стремление МТИ связать воедино процесс образования и поиска нового знания обеспечивает научные прорывы и технические достижения. О его успехе в организации и управлении научными исследованиями свидетельствует то, что ежегодный экономический эффект от использования изобретений и новых технологий, разработанных им, составляет 20 млрд. долл. По количеству патентов МТИ оставляет все остальные американские университеты позади. Ежегодно в течение последних пяти лет его Управление по технологическому лицензированию заключает от 50 до 75 лицензионных соглашений.
Результаты высокого качества подготовки проявляются в дальнейшей профессиональной деятельности выпускников университета. Если собрать 4000 компаний, основанных выпускниками института, в независимое государство, оно займет 24-е место в мире по уровню доходов. В этих фирмах работает более миллиона человек, а их годовой доход составляет 230 млрд. долл. Половину компаний выпускники основали в течение 15 лет после окончания университета. Большинство фирм -малые, но в 17 более чем по 10 тыс. сотрудников.
В МТИ практикуется совместное участие преподавателей и студентов в работе междисциплинарных центров, лабораторий и программ. В 2002-2003 гг. примерно 2800 исследователей сотрудничали с преподавательским составом и студентами по ряду проектов, спонсируемых правительством и различными фондами.
В составе МТИ Центр инжиниринга биотехнологического процесса, Институт Кембридж-МТИ, Центр археологических материалов, Центр биомедицинского инжиниринга, Центр онкологических исследований, Центр исследований в области экономики и управления, Центр координационной науки, Центр электронного бизнеса, Центр образовательных компьютерных инноваций, Центр изучения здоровья окружающей среды, Центр изучения информационных систем, Центр международных исследований, Центр исследований космоса, Центр клинических исследований, Лаборатория компьютерной науки и искусственного интеллекта, Центр технологических инноваций, Эджертон-центр, Спектроскопическая лаборатория Джорджа Рассела Гаррисона, Обсерватория, Институт нанотехнологий, Институт исследований труда и занято -сти, Лаборатория электромагнитных и электронных систем, Лаборатория энергии и окружающей среды, Лаборатория финансового инжиниринга, Лаборатория информационных систем, Лаборатория производства и продуктивности, Лаборатория ядерной науки, Макговерновский институт изучения мозга, Медиалаборатория, Лаборатория микросистемных технологий, Лаборатория ядерного реактора, Центр обучения и памяти, Программа по полимерной науке и технологии, Программа по фармацевтической индустрии, Исследовательская лаборатория по электронике, Сингапур-МТИ альянс1.
Первый вывод из ознакомления с деятельностью этих двух ИУ заключается в том, что они готовят специалистов высочайшего уровня,
1 web.mit.edu.
обеспечивающих мировое лидерство США в различных областях знаний. Второй - что они концентрируют в своих стенах лучших специалистов-исследователей и готовят им достойную смену. Третий - что их хозяйственная деятельность в высшей степени рентабельна и позволяет этим образовательным гигантам осуществлять самостоятельную научную политику, щедро финансируя наиболее перспективные исследования на всех фронтах науки.
Одной из наиболее характерных черт университетов США, особенно исследовательских, являются обширные земельные владения, которые у наиболее престижных университетов превратились в первоклассно оборудованные кампусы. Такой кампус обычно включает в себя сотни построек различного назначения: библиотеки, музеи, разнообразные лаборатории, обсерватории и т.д. Первоклассные ИУ имеют на территории также достаточно мощные ускорители частиц, ботанические сады и общежития для студентов.
Взаимодействие МТИс университетом Сингапура
Еще одно обстоятельство представляет для нас особый интерес: развитие ИУ в той или иной стране (регионе) происходит гораздо быстрее и с меньшими издержками, если опирается на опыт и поддержку какого-нибудь всемирно известного исследовательского университета. В качестве примера сошлемся на опыт уже упоминавшегося МТИ.
МТИ оказывает помощь в создании научно-исследовательских университетов, расположенных за тысячи километров от американского Кембриджа. Я специально хочу привлечь внимание к этому обстоятельству, потому что у многих ректоров отечественных университетов и других вузов порой возникают необоснованные опасения, что создание федеральных исследовательских университетов (ФИУ) навсегда оставит остальные российские университеты за чертой элитности, закроет им доступ к новейшим достижениям мировой науки, исследовательским методологиям и новым по форме и содержанию учебным процессам. Опыт МТИ не только опровергает подобные опасения, но и показывает путь подтягивания других университетов до уровня самых крупных ИУ мира. Но при этом надо подчеркнуть, что значительную роль в этом должно сыграть руководство соответствующих регионов, их предпринимательский и политический истеблишмент.
МТИ и два ведущих ИУ Сингапура объявили о намерении создать новую глобальную модель разработки систем дистанционного образова-
ния и исследований. Этот широкомасштабный эксперимент, будучи первым серьезным проектом сотрудничества в области обучения и исследований, может стать экспортируемой моделью дистанционного образования.
Две образовательные программы были предложены Национальным университетом Сингапура в июле 1999 г., третья -Наньянгским технологическим университетом. Альянс надеется, что в скором времени число образовательных программ достигнет пяти. Размер инвестирования в первый год его функционирования составил 18-20 млн. долл.
С момента объявления независимости в 1965 г. Сингапуру, будучи коммерческим узлом Юго-Восточной Азии, в относительно короткие сроки удалось привлечь такие мультинациональные компании, как «Моторола» и «Интел». Цель страны - обеспечение процветающей экономики путем поддержки передовых исследований и развития инноваций, а также привлечения студентов всего региона к образовательным программам с высоким уровнем технического обучения.
Сингапур стремится стать первым в мире «развитым островом», где последние достижения компьютерных технологий были бы поставлены на службу обществу. Через несколько лет IBM, «Виза», «Хьюлитт-Паккард» и «Майкрософт», имеющие представительства в Сингапуре, снабдят дома и офисы новейшим медиасервисом1.
Специально подчеркну, что, создавая альянс МТИ и двух сингапурских ИУ, авторы проекта рассматривали его как экспортируемую модель. Естественно, что в каждом конкретном случае нужно учитывать специфику страны, где подобная модель может быть имплантирована, но пренебрегать подобным образовательным экспериментом было бы непростительно.
Опыт взаимодействия МТИ с сингапурскими университетами дает повод подумать об альянсах или консорциумах в российских университетах (с юридическим или без юридического лица), которые могли бы объединить свои силы для проведения на высшем уровне современных научных исследований, создания суперкомпьютерных центров коллективного пользования, мощных кооперированных электронных библиотек, подготовки постдоков из всех университетов на базе ведущего исследовательского университета и непрерывной модернизации образовательных стандартов. Последние особенно важны, поскольку они утвер-
1 web.mit.edu.
ждаются обычно раз в 8-10 лет и, естественно, отстают от стремительных темпов развития современных научных исследований.
Университет Миссури-Коламбия и университет Беркли
Для нас также интересен опыт университета Миссури-Коламбия, который начал планировать свой кампус в 1980 г. и добился больших результатов, в отличие от кампусов других университетов, развивавшихся иногда на протяжении столетий.
Целью генерального плана кампуса университета Миссури-Коламбия является эффективное использование территории и зданий, с тем чтобы создать максимально благоприятную обстановку, которая была бы привлекательна для студентов и отвечала задачам обучения и исследований, поставленным университетом.
Сравнение с известным кампусом знаменитого Калифорнийского университета в Беркли позволит нам сделать некоторые полезные выводы относительно функции кампуса в жизни ИУ.
Кампус Беркли - пятое по величине учреждение в районе залива Сан-Франциско (район Залива) и третье в Восточном заливе, (восточная часть района Залива) предоставляющее выгодную работу клеркам, рабочим, специалистам в области торговли, менеджерам и представителям науки, гарантирующую независимость от экономических колебаний и спадов.
Университет Беркли: 1) предоставляет работу 13 500 рабочим и 9980 студентам; 2) выплачивает более 630 млн. долл. по платежным ведомостям ежегодно; 3) создает 17 500 дополнительных рабочих мест в районе Залива в области бизнеса и промышленности.
Исследования в Беркли. Сначала цифры: Беркли получает ежегодно более 450 млн. долл. на исследования. С 1995 г. субсидирование исследований возрастает на 9% в год. Доля правительственного финансирования составляет 68%. Теперь результаты: новые знания, новые рабочие места, новый бизнес. Благодаря своей политике университет способствует такому применению результатов исследований, которое было бы выгодно обществу, и обеспечивает своевременное снабжение коммерческого сектора новшествами. Такой вклад является благом для бизнеса района Залива.
Один пример: новый Центр исследований информационных технологий и интересов общества снабдил более 20 компаний 100 сотрудни-
ками университета и кампусов других университетов, с тем чтобы они помогли найти решения по проблемам энергетики, охраны здоровья, перевозкам и образованию. Потратив около 300 млн. долл. на поддержку промышленности штата, университет планирует покрыть расходы за годы, а не за десятилетия1.
Из сказанного следует, что университетский кампус включает в себя: 1) исследовательский комплекс, лаборатории, обсерватории, ускорители и другие установки, в том числе коллективного пользования; 2) жилищно-бытовой комплекс, систему бытового сервиса для студентов и преподавателей, в том числе места для проведения дискуссий, встреч и обсуждений в ночное время; 3) административно-хозяйственный комплекс; 4) спортивно-развлекательный комплекс; 5) производственный комплекс.
Таким образом, ИУ - это огромное хозяйство, вырастающее вокруг научных исследований самого разного уровня - от фундаментальных (basic research) до прикладных. Создание кампуса - чрезвычайно дорогостоящая вещь. Но она инвестиционно привлекательна и для правительства, и для штатов, и для бизнеса, и для общественных организаций. Выпускники университета создают вокруг него обширную зону высокотехнологичных, финансовых и бытовых производств, связывая, таким образом, жизнь университета с жизнью общества. На территории кампуса господствует дух исследовательского поиска, научного дискурса. Здесь постоянно идет непрерывный поиск новых форм преподавания и обучения, а сам учебный процесс с первого же дня носит исследовательский характер, умноженный на предприимчивость, поэтому затраты на создание университета и университетского кампуса относительно быстро окупаются. Последнее обстоятельство следует обязательно учитывать в качестве главного плюса ИУ, создание которых планируется и в России. Умение видеть прибыльные стороны элитного образования столь же характерно для выпускников университета, как умение заниматься компьютерным моделированием, трехмерным проектированием или переводом с различных иностранных языков по разным научным проблемам.
1 www.berkeley.edu.
Исследовательские университеты Великобритании
Посмотрим, как организована связь фундаментальных исследований с экономической практикой в самых знаменитых ИУ Кембридже и Оксфорде. Можно с уверенностью сказать, что их опыт был бы чрезвычайно полезен и его изучение помогло бы нам радикально реформировать и научно-образовательное законодательство, и организационные структуры.
Прославившийся своими фундаментальными исследованиями, Кембридж предоставляет широкий спектр услуг, курсы и программы, отвечающие требованиям и нуждам бизнес-профессионалов и организаций. Университет руководствуется принципом сотрудничества с индустрией и культурой предприятий.
Кембридж высоко ценится благодаря тому, что его исследования соотносятся с промышленностью. Спонсорские отношения перерастают в долгосрочное широкомасштабное сотрудничество. Продвижение и развитие таких отношений требует межведомственного развития и должного менеджмента, что является задачей номер один Управления по корпоративному сотрудничеству.
Поиском наиболее приемлемых путей реализации задуманного и ведением переговоров по исследовательским контрактам и правам на интеллектуальную собственность занимается Отделение по под-держке науки. Оно также помогает ученым получить финансирование, следит за распределением грантов.
Управление по передаче технологий, являясь частью Управления по корпоративному сотрудничеству, занимается коммерческими разработками и вопросами интеллектуальной собственности университета, патентно-лицензионной деятельностью компаний, а также предоставляет информацию об университетской политике относительно прав на интеллектуальную собственность.
Университет проводит несколько семинаров, охватывающих широкий круг тем и проблем. Служба занятости организует ярмарки вакансий для перспективных соискателей. Институт управления проводит лекции и симпозиумы, которые посвящены вопросам управления, а Промышленный институт имеет регулярную программу проведения конференций и семинаров, связанных с проблемами производства.
Центр связи с местной промышленностью - это форум, где ведется диалог между университетом и местным бизнесом. Конференции про-
водятся 5 раз в год по заявленным темам. Университет предлагает несколько программ повышения квалификации и образования, которые помогают различным организациям развить потенциал своих работников. Кембриджская промышленная программа проводит обучение по программе, которая специально составляется в соответствии с нуждами организации. Промышленный институт проводит курсы и семинары по широкому кругу вопросов менеджмента, технологий и производства. Институт управления - это бизнес-школа Кембриджского университета. Он предлагает множество курсов, которые демонстрируют лучшие менеджерские практики настоящего и будущего. Выпускники Кембриджа -высококлассные специалисты, ключ к успеху в бизнесе любой организации.
А вот как выглядит деятельность не менее знаменитого своими научными достижениями университета Оксфорд, который получил большую известность благодаря качеству и разнообразию своих исследований. Он имеет около 3000 членов академического персонала и 3000 аспирантов, работающих в области исследований. Последние данные Ассоциации, по оценкам исследований, показывают, что в Оксфорде проводится больше исследований мирового класса, чем в любом другом университете Британии. Позиция университета как воплощения академического идеала подкрепляется растущим развитием междисциплинарных исследовательских центров, многие из которых сотрудничают с зарубежными академическими и промышленными партнерами1.
В 2000-2001 гг. Оксфорд имел 142,2 млн. фунтов внешнего дохода на финансирование исследований. Университет также является мировым лидером в области коммерциализации результатов своих исследований. «Айзис инновэйшн», принадлежащая университету компания по трансферу технологий, созданная в 1998 г., преуспела в коммерческом использовании академических исследований и инноваций.
Исследовательские университеты Австралии
Еще один пример, имеющий прямое отношение к перспективам развития ИУ в России, мы находим в Австралии. Следует заметить, что за последние годы австралийское правительство и общественность уделяют развитию университетов и особенно университетским исследованиям суперприоритет-
1 www.ac.uk.
ное внимание, разрабатывая тщательно продуманвую научно -образовательную политику, ориентированную на реализацию как научной продукции университетов, так и знаний их выпускников в национальной экономике и социальной сфере.
Это хорошо иллюстрируется историей Мердокского университета (Перт, Западная Австралия), который был основан в 1973 г. К 2002 г. он вошел в список ведущих университетов Австралии1. В этом же году расходы на исследования, включая внутренние и внешние источники, превысили 50 млн. долл., а доход от проведения исследований повысился на 29%, обеспечив исследовательский фонд почти в 25 млн. долл. Благодаря высоким показателям за последние два года университет добился увеличения правительственного субсидирования.
Этот пример не стоило бы выделять в ряду подобных, если бы он не вызвал вполне определенной и чрезвычайно интересной реакции ряда австралийских университетов, также претендующих на роль исследовательских. Речь идет об исследовательском альянсе «Инновационные исследовательские университеты Австралии», созданном несколькими наиболее инновационными университетами, в который входят шесть университетов из пяти штатов, разделяющие стремление к инновациям и междисциплинарному сотрудничеству. Все шесть университетов были основаны в обстановке напряженного соревнования с одним или более авторитетными университетами, которые аккумулировали значительные ресурсы, бизнес и общественные активы. С тех пор они отличаются использованием инновационных подходов к обучению, исследованиям, усваивают альтернативные организационные структуры, коммерциализацию и осуществляют набор студентов с различными данными и происхождением, в отличие от практики авторитетных университетов.
Все шесть университетов уделяют особое внимание ориентации на обучение, сфокусированное на интересах студентов, особенно подчеркивают важность интеграции новых образовательных технологий и высококлассного преподавания. В наших условиях все это может казаться фантастикой. Но нужно трезво смотреть на вещи и видеть, в каком направлении они меняются. Консерваторам 20-30-х годов прошлого века сама мысль о создании новых учебных корпусов для тысячи советских вузов казалась фантастикой. Мы эту фантастику реализовали. Поэтому сейчас нужно твердо усвоить, что университетский кампус, особенно для
1 www.murdoch.edu.au.
исследовательского университета, не красивая игрушка, не элемент дополнительного комфорта, а жизненно важный элемент индустрии знаний, без которого ИУ не смогут выполнять свою главную функцию.
Университеты Китая
Стоит сказать несколько слов о Китае. В настоящее время эта гигантская страна демонстрирует не только поразительный темп экономического развития и рост ВВП (около 8-9% в год), но и волю к созданию собственной современной научной системы, включающей ИУ. «В конце 2000 г. завершилась первая стадия "Проекта 211", конечной целью которого является особое содействие 100 учреждениям высшего образования, включающее обеспечение пособиями и оборудованием высшего класса.
От общего количества всех средств вузы "Проекта 211" располагают 72% средств на исследования, 54 - приборного оборудования и 31% - библиотечных фондов; в этих вузах от общего числа студентов 84% обучаются в докторантуре, 69 - в магистратуре и 31% получают базовые знания.
По официальным данным, за 1998-2000 гг. в области образования Китай достиг больших успехов. К 2000 г. число студентов вузов составило 7,19 млн., аспирантов - 23 тыс. Прогресс в области высшего образования был прежде всего достигнут благодаря слиянию институтов, в результате которого были основаны большие университеты, располагающие более современной техникой и получающие большую финансовую поддержку. За последние несколько лет из 612 университетов и институтов таким образом было организовано 250 университетов нового уровня»1.
Хотя сам термин «исследовательский университет» китайскими специалистами употребляется весьма редко, речь, как мы видим, идет именно об университетах подобного рода, и это подтверждает общую глобальную тенденцию, которой не чужды и такие развитые страны, как Япония, Австралия, Новая Зеландия, не говоря уже о странах Старого Света, таких как Франция и Германия.
Краткие выводы. Следует учесть, что решающей стороной любого серьезного процесса является не форма, а содержание. Мы подошли к
1 China aktuell. - Hamburg, 2001. - N 2. - S.132-136.
пределу, когда в течение 10 - максимум 15 лет мы окажемся без высококачественной профессуры, способной готовить элитных исследователей. При этом единственным выходом останется импортировать по баснословным для нас ценам профессуру из высокоразвитых стран. И речь идет не только о заработной плате, которая в 30-50 раз превышает заработную плату наших первоклассных профессоров, но и о создании подходящих бытовых условий и научного оборудования, необходимого для настоящих исследований, а не для второсортного учебного тренинга. Разумеется, существующее положение не безвыходное. Но несколько «облегчающих» ситуацию обстоятельств можно указать сейчас, по свежим следам опыта сингапурских и австралийских университетов.
Во-первых, даже создание десятка дорогостоящих ФИУ не решит проблему полностью, быстро, в одночасье. Поэтому полезно было бы формализовать процедуру создания университетских альянсов или консорциумов с образованием или без образования юридического лица, но работающих таким образом, чтобы миграция студентов, преподавателей и трансфер знаний были предельно облегчены и освобождены от бюрократических препон. Во-вторых, необходимо создать систему беспрепятственного трансфера знаний, по крайней мере внутри университетов, входящих в подобный альянс, как это, например, делают МТИ и сингапурские университеты. В-третьих, что, кстати, предельно удешевило бы процесс и повысило бы эффективность ФИУ, - создать в подобных консорциумах систему беспрепятственного доступа к учебно-исследовательским ресурсам для преподавателей, старшекурсников, магистрантов, аспирантов и докторантов. К таким ресурсам следовало бы, в первую очередь, отнести суперкомпьютерные центры с вычислительными мощностями более одного терафлопа, современные ускорители частиц, радиотелескопы, современные исследовательские электронные микроскопы, лазерные приборы и т.д. Уже реализация этих не очень сложных предложений могла бы дать большой эффект в подготовке специалистов для научных институтов, в том числе РАН, а также преподавателей с инновационной подготовкой для самих ФИУ и других вузов.
Разумеется, возникает еще целый ряд вопросов, например создание полноценных кампусов. Однако, как показывает приведенный выше опыт высокоразвитых университетов, затраты на такие кампусы достаточно быстро окупаются. Вопрос только в том, чтобы расчеты были произведены правильно, а выделенные средства использованы по назначению.
Исследовательские университеты, РАН, промышленность, бизнес, реальная экономика
Одна из самых старых легенд, имеющих серьезные основания в нашей действительности, заключается в том, что вузы занимаются только обучением и минимальным научным тренингом. Фундаментальные исследования проводит РАН, а прикладные выполняют отраслевые институты, КБ и ГИПРы. Эта советская схема в свое время себя оправдала, но реальность мирового научного развития показывает ее полную несостоятельность. Многочисленные указы, программы и федеральные целевые программы по интеграции науки и образования, принятые в нашей стране за последние 10-12 лет, как будто бы направлены на преодоление разрыва между фундаментальной наукой, в которой бесспорно лидирует РАН, высшим профессиональным образованием и сферой реальной экономики. Но между надеждами, пожеланиями, ожиданиями и реальностью, к сожалению, существует огромная разница. В силу неувязок в нашем законодательстве по вопросам науки и образования вузы не отнесены к числу научно-исследовательских учреждений, а приборный парк институтов РАН, хотя фактически и эпизодически используется для подготовки новых кадров, легально не предназначен для образовательных целей. Этим во многом объясняется постоянное понижение качества высшего профессионального образования, о котором столько писалось за последние десять лет, что повторяться не имеет смысла, хотя всего несколько лет назад наши публицисты с некоторым основанием кичились тем, что у нас «лучшая в мире» образовательная система.
Вряд ли сказанное нуждается в особых комментариях. Информация, содержащаяся в этом разделе, рассчитана на то, чтобы показать, что никаких формальных преград между фундаментальными исследованиями и их практическим выражением в современной науке не имеется. Более того, преодоление их весьма выгодно и прибыльно и для науки, и для экономики, и нам следует сделать решительный шаг в этом же направлении, изменив некоторые разделы законодательства, усовершенствовав стратегический менеджмент в сфере науки и образования и подняв на новый более высокий уровень взаимодействие между РАН и высшей школой, чему, как можно надеяться, будет содействовать создание Министерства образования и науки РФ.
Наши авторы часто сетуют на утечку умов, бегство молодежи из вузов. Это объясняется чаще всего отсутствием перспективы трудоустройства, низкой стипендией, микроскопической зарплатой преподавателей и ученых-исследователей и т.д. Все это верно, но следует отметить, что указанные негативные явления - результат общего отношения общества к науке, сложившегося в последние 15 лет. В развитых странах Запада и США даже в самые трудные времена, например, в период кризиса 1929-1930 гг., во время Второй мировой войны, в эпохи циклических спадов экономики, университеты, особенно исследовательские, почти не испытывали трудностей ни с оборудованием, ни с преподавательскими кадрами, ни с их оплатой. У нас все происходило наоборот. Но при этом мы забываем ту роль, которую играют университетские кампусы, делая жизнь студентов, преподавателей и ученых комфортабельной и привлекательной. Поэтому выпускники американских вузов, как правило, не рвут с ними на протяжении всей жизни и, достигнув высокого политического и экономического положения, оказывают максимально возможную помощь. Мы обращаем внимание на эту сторону дела не случайно, так как она вообще играет важную роль, плодотворно сказываясь на научных исследованиях, проводимых в университетах, и подготовке элитных преподавательских кадров, которые, переходя в другие университеты и учреждения, задают там определенный тон.
Наконец, отличительной чертой ИУ являются тесные неформальные отношения профессоров и студентов. Они складываются не только в лабораториях и учебных аудиториях, но и на семейном уровне, когда профессора приглашают студентов на чашечку кофе или семейный обед. Именно в такой непринужденной обстановке обсуждаются многие научные проблемы, курсовые или диссертационные работы, задумываются будущие научно-исследовательские проекты. У нас это, к сожалению, не принято, хотя над подобного рода традициями стоило бы серьезно задуматься. Впрочем, для этого требуются достаточно серьезные средства, которыми наше общество и государство, не задумываясь, обделили университетскую профессуру.
Здесь необходимо сказать следующее: ИУ США, Англии, Германии, Франции и других развитых стран имели долгую историю, им оказывалась большая финансовая поддержка со стороны спонсоров, государства и бизнеса. Мы не можем ждать, пока в течение столетий у нас осуществятся аналогичные процессы, поэтому целесообразно создать в рамках Министерства образования и науки РФ главное управление ИУ
для обобщения международного и отечественного опыта, концентрации средств и человеческих ресурсов в ведущих ИУ России для получения высоких научных результатов, укрепления союзов с научными организациями, особенно РАН, а также для связи ФИУ с крупными отечественными предприятиями и корпорациями, заинтересованными в проведении научных исследований, разработок и развитии на их основе инновационной экономики.
Роль государства и РАН в поддержке исследовательских университетов: Интеграция науки и образования
Размышляя над развитием ИУ в лидирующих странах, можно прийти к выводу, что оно происходит само собой, без вмешательства государства, на пресловутой «либеральной» основе. В действительности дело обстоит далеко не так. Демократические государства Запада, Япония и страны Азиатско-Тихоокеанского региона отдают себе полный отчет в том, что без поддержки государства ИУ как генераторы высшего интеллектуального капитала нации зачахнут. То, что в СССР была проведена мощная одноразовая бифуркация вузов и академических институтов, вызвано рядом обстоятельств: 1) надвигающейся войной и потребностью срочно подготовить гигантский инженерный корпус; 2) относительной отдаленностью академических исследований от повседневных проблем ВПК; 3) относительно низким общеобразовательным уровнем населения и необходимостью срочно начать массовую «выпечку» специалистов для народного хозяйства, здравоохранения, средней школы, госслужбы и т.д.; 4) сложностью и дороговизной подготовки кадров высшей научной квалификации во вновь создаваемых вузах, где для этого не всегда имелись условия.
Теперь времена изменились: мы располагаем достаточными человеческими, аппаратно-экспериментальными и иными ресурсами, в том числе корпоративным сектором экономики, для того чтобы перспектива ИУ стала реальностью.
В 90-е годы было принято несколько постановлений, указов и целевых программ по интеграции фундаментальных исследований и высшего образования, и естественно, что первые ассоциируются с РАН и другими госакадемиями, вторые - с вузовской системой. Но, к сожалению, большей частью интеграция выразилась в работах по совмести-
тельству ученых РАН и других госакадемий в вузах. Правда, отдельные ростки высокой интеграции имелись и раньше. В качестве примера я приведу МИФИ, который имел тесную связь с Академией наук и институтами Обнинского академгородка. На базе Пущинского академгородка возник Пущинский ГУ, готовивший лишь магистрантов, аспирантов и докторантов. Но теперь общественное сознание, по крайней мере высшей научной университетской элиты, подошло к четкому пониманию, что нужны новые организационные основы и специальные нормативно-законодательные акты, упорядочивающие интеграцию ведущих исследовательских вузов с системой РАН. По этому поводу я позволю себе большую выдержку из выступления нобелевского лауреата, академика Ж.И.Алферова на пресс-конференции: «Незадолго до этого заседания1 я вспомнил свое выступление на Съезде народных депутатов СССР в 1989 г. Я говорил тогда о том, что наука и образование едины и поэтому нужно, чтобы Академия наук, которая у нас существует, прежде всего, как исследовательская организация, занималась активно и проблемами образования, а вузы - научными исследованиями. И тогда мы можем совершенно спокойно передавать отдельные факультеты, а может, и университеты в систему Академии наук, а академические научные центры и лаборатории - в университеты. И лучше всего было бы, если бы эти проблемы решались Госкомитетом по высшему образованию и не требовалось бы каждый раз вмешательство Горбачёва.
С тех пор, к сожалению, ничего не изменилось. И для принятия подобных решений по-прежнему требуется слово президента...
Вообще говоря, активное участие академических учреждений в образовании, особенно высшем, - наша традиция. Надо только нормализовать ситуацию: Минобразования2 должно иметь возможность стать соучредителем академических университетов, а Академия наук - соучредителем вузов системы Минобразования» [2].
Первые шаги в указанном академиком направлении уже сделаны. Знаменитый МФТИ и Новосибирский ГУ перешли в ведение РАН. Надеемся, что за первыми шагами последуют другие, в результате которых некоторые институты РАН перейдут под сень таких образовательных гигантов, как МГУ, ПГУ, Казанский ГУ, Томский ГУ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МАИ, Екатеринбургский ГУ и т.д., но все это требует
1 Заседание Совета при президенте РФ по науке и технологиям, посвященного кадровым проблемам научной сферы.
2 В 2004 г. Минобразования РФ и Минпромнауки РФ преобразованы в Министерство образования и науки РФ.
взвешенных и продуманных решений. Нужно сказать, что в этом направлении имеется также значительное продвижение. Подписано соглашение, предусматривающее, с одной стороны, сотрудничество на уровне подготовки научных кадров для РАН, с другой - использование материальной и приборной базы академии для нужд высшей школы1. В рамках программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» в российской высшей школе за пять лет было создано 16 научно-образовательных центров (НОЦ): в Петрозаводском государственном университете, Санкт-Петербургском госуниверситете, Санкт-Петербургском государственном горном институте, Московском инженерно-физическом и Московском физико-техническом институтах, Воронежском государственном университете, Нижегородском государственном университете, Ростовском государственном университете, Таганрогском государственном радиотехническом университете, Саратовском государственном университете, Самарском государственном аэрокосмическом университете, Пермском государственном университете, Уральском государственном университете и Уральском государственном техническом университете, Новосибирском государственном университете, Томском государственном университете, Красноярском государственном университете, Дальневосточном государственном университете. Совместная работа РАН и университетов в рамках НОЦ начинает давать заметные результаты. Научная работа делается более привлекательной и интересной для молодых специалистов. К тому же это сопровождается существенной финансовой поддержкой ряда зарубежных организаций, и прежде всего Американского фонда гражданских исследований и развития (U.S. Civilian Research and Development Foundation). Серьезное финансовое подспорье помогает университетам, входящим в структуру НОЦ, приобретать современное экспериментальное оборудование и осуществлять подготовку магистрантов и аспирантов на более высоком уровне. Если добавить к этому, что такие гигантские технологические университеты, как МГТУ им. Н.Э.Баумана, МАИ, Энергетический институт, Московский технологический институт информатики и связи, а также многие университеты, расположенные в субъектах Федерации, на основе хоздоговорных работ в состоянии аккумулировать довольно значительные средства для поддержки исследований, профессоров, аспирантов, студентов и обновления приборного парка, то можно с уверенно-
1 Поиск. - 20 0 2. - 8 мая. - С.4.
стью сказать, что вопрос о создании ИУ в нашей стране созрел. При этом всегда полезно сравнить отношение нашего государства к ИУ с тем, что имеет место в наиболее развитых в научном отношении странах мира, потому что на протяжении последнего десятилетия государство уделяло образованию, особенно высшему, явно недостаточное внимание.
Можно было бы подробнее остановиться на отдельных этапах, достижениях и просчетах в интеграции науки и высшего образования. Но, мне кажется, гораздо важнее понять, какую огромную роль играет этот процесс в жизни первой научной державы мира - США и какое внимание этому уделяет государство. В 2000 г. президент Клинтон издал специальный указ об отношении государства к ИУ:
«Укрепление партнерства между правительством и ИУ.
1. Принципы укрепления партнерства между правительством и университетами.
Партнерство в науке и технологии между федеральным правительством и американскими университетами принесло большие выгоды, ставшие жизненно важными для обеих сторон. Оно продолжает оставаться исключительно продуктивным, стимулируя технологические инновации, обеспечивая новые открытия, воспитывая следующее поколение ученых, повышая качество жизни, внося весомый вклад в американскую экономику и процветание общества. Чтобы укрепить это сотрудничество, приказ выносит несколько основных принципов, которые намечают рамки развития и анализа будущей федеральной политики по отношению к ИУ.
Основные принципы, которые будут регулировать взаимодействие федерального правительства и ИУ:
- финансирование исследований - вклад в будущее страны;
- интеграция образования и исследований жизненно необходима;
- исследования должны проводиться основательно.
Принципы, которые помогут университетам, исследовательским организациям и исследователям, занимающимся частной практикой, выполнять основополагающие функции:
- операции с денежными средствами должны быть в открытом доступе;
- должны уважаться периодические проверки;
- разумное расходование средств на исследовательские нужды;
- подотчетность и расчет - разные вещи;
- преимущества от простоты политики исследований должны быть уравновешены с расходами.
2. Отчет Управления по науке и технологиям (УНТ) о сотрудничестве правительства и ИУ в области исследований.
УНТ совместно с Национальным советом по науке и технологии будет проводить регулярную проверку исполнения программы сотрудничества правительства и университетов в области исследований и готовить отчет о положении дел. УНТ должно получать все исходные данные от тех ведомств и агентств, которые оказывают влияние на сотрудничество правительства и университетов, поддерживая исследования и образование, формируя политику, регулируя деятельность и управление исследованиями.
Назначение проверок и отчетов - определить общее состояние сотрудничества правительства и университетов и уровень исполнения принципов, указанных выше. Отчеты должны содержать рекомендации относительно способов улучшения партнерства между правительством и университетами. Директор УНТ обязан предоставлять отчет лично пре-зиденту»1.
Думается, что нам нет нужды шаг за шагом повторять опыт других стран, но что совершенно необходимо учесть, так это глобальную тенденцию, которая, как было показано выше, охватила весь цивилизованный мир. Для этого специальная госкомиссия или главное управление ИУ Министерства образования и науки РФ должны после ряда высокопрофессиональных обсуждений разработать целую серию нормативно-законодательных актов и провести подкрепляющие их расчеты, для того чтобы перспектива создания ИУ в России превратилась в реальность и дала стране тот объем интеллектуального капитала, который необходим для реализации целей, указанных президентом: повысить качество жизни населения, обороноспособность страны, гарантировать безопасность граждан, ликвидировать бюрократизм и коррупцию в госструктурах и открыть новым поколениям россиян все возможности для лучшей жизни.
В заключение я лишь контуром намечу те законодательные инициативы, которые могли бы сдвинуть процесс создания ИУ с «мертвой точки». Необходимо подготовить и внести в Госдуму через Министерство образования и науки РФ и правительство РФ:
1) Закон «О статусе ФИУ»;
1 Из исполнительного указа президента США 29 декабря 2000 г. // www.ostp.gov.
2) нормативно-законодательный акт, статуирующий вузы одновременно как научные учреждения;
3) нормативные документы, допускающие для крупных академических институтов РАН и других госакадемий беспрепятственную выдачу лицензий для проведения занятий по профильным дисциплинам совместно (по договоренности, на основе контракта) с соответствующими профильными вузами;
4) документ, разрешающий использовать научное оборудование РАН и других госакадемий, а также отраслевых институтов для проведения научных исследований студентами-старшекурсниками, магистрантами, аспирантами и докторантами соответствующих вузов, факультетов, кафедр, лабораторий вузов;
5) проект постановления Министерства образования и науки РФ и ВАКа, изменяющего структуру кандидатских экзаменов и вводящего в них компьютерное моделирование изучаемых процессов, компьютерное проектирование, технику, методологию и технологию работы в ресурсах Интернет, основы сетевого науковедения, машинный перевод и деловую переписку по всем специальностям;
6) предложения по изменению практики установления и пересмотра образовательных стандартов высшей школы, с тем чтобы они соответствовали изменениям на основных «фронтах науки» и обновлялись каждые три-четыре года;
7) проект постановления правительства, согласно которому не менее 50% студентов по окончании бакалавриата переходят в магистратуру и не менее половины магистрантов переходит в аспирантуру; при этом магистерские, кандидатские и докторские диссертации должны выполняться в исследовательских лабораториях РАН, госакадемий, ИУ и на инновационных передовых предприятиях;
8) предложения по введению в научные и попечительские советы ИУ до 25% членов из сферы бизнеса и общественных организаций, а также органов самоуправления;
9) проект постановления правительства, которое обяжет администрации субъектов Федерации рассмотреть вопрос о выделении земельных участков для строительства кампусов ФИУ;
10) документ, осуществляющий защиту и установление преференций для интеллектуальной собственности, создаваемой магистрантами, аспирантами, преподавателями, профессорами ФИУ, с тем чтобы они могли получать значительные доходы от своих изобретений и патентов
(не менее 50% приносимой ими прибыли ежегодно в течение первых четырех лет и 25% в течение последующих четырех лет);
11) документ, предоставляющий предприятиям, внедряющим инновационные проекты ФИУ, налоговые льготы на первые три-четыре года действия лицензии.
Список литературы
1. Беляева С. Какая выгода от брака // Поиск. - 2004. - 9 апр. - С.3, 15.
2. Булгакова Н. Интеграция без игр // Поиск. - 2004. - 20 февр. - С.3.
3. Водичев Е.Г. «Исследовательские» университеты США и российская университетская система: Опыт сравнительного анализа // Материалы Международной научно-практической конференции «Зарубежный опыт в развитии гражданского общества в России» / Под ред. Чуркина К.А. - Омск: Омск. гос. пед. ун-т, 2000.
4. Григорьева Е. Андрей Фурсенко собирается извлечь выгоду из природной склонности русского человека // Известия. - 2004. - 11 марта.
5. Макаров В.Л., Варшавский А.Е. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия: Социально-экономические аспекты развития. - М.: Наука, 2001. - 635 с.
6. Макаров В. Л. О роли социального сектора в переходной экономике России. - М.: ГУУ, 2004. - 31 с.
7. Путин В. Кадры - это люди // Поиск. - 2004. - 13 февр. - С.4.