Научная статья на тему '2009. 02. 021. Перспектива создания федеральных исследовательских университетов в России // Ракитов А. И. , Райков А. Н. , Ковчуго Е. А. Наука, образование, инновации: стратегическое управление. - М. : наука, 2007. - С. 10-44'

2009. 02. 021. Перспектива создания федеральных исследовательских университетов в России // Ракитов А. И. , Райков А. Н. , Ковчуго Е. А. Наука, образование, инновации: стратегическое управление. - М. : наука, 2007. - С. 10-44 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / МИРОВОЙ ОПЫТ / ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ / РОЛЬ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2009. 02. 021. Перспектива создания федеральных исследовательских университетов в России // Ракитов А. И. , Райков А. Н. , Ковчуго Е. А. Наука, образование, инновации: стратегическое управление. - М. : наука, 2007. - С. 10-44»

2009.02.021. ПЕРСПЕКТИВА СОЗДАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ // Раки-тов А.И., Райков А.Н., Ковчуго Е.А. Наука, образование, инновации: стратегическое управление. - М.: Наука, 2007. - С. 10-44.

Ключевые слова: высшее образование России; зарубежные исследовательские университеты; мировой опыт; интеграция науки и образования; роль Российской академии наук.

Во всем мире исследовательские университеты (ИУ) признаны как новая и наиболее современная форма высшего профессионального образования. Это основные генераторы научных знаний во всех развитых странах. А научные знания становятся главным импульсом развития материального производства и сферы услуг, ими определяются уровень национального здравоохранения, безопасность и обороноспособность страны. Научные знания составляют основу современной технологии, генной инженерии, фармакологии, медицины, военной техники, политики, социально-правовых отношений и т.д. Научные знания вырабатываются человеческим интеллектом, подготовленным школой и высшим профессиональным образованием. На вершине современной образовательной системы и находятся ИУ. При создании в России сети ИУ целесообразно использовать мировой опыт.

Мировой опыт. В первую очередь, авторы предлагают рассмотреть опыт США, финансовая и военная мощь которых в значительной мере определяется развитием образования и науки. В конце ХХ в. в США действовали 100 ИУ, в которых выполнялись основные фундаментальные и прикладные исследования. В сфере науки США было занято более 12 млн. человек, из них более 500 тыс. - доктора наук. ИУ финансируются из разных источников: федеральное правительство - 13,3% ассигнований; правительства штатов - 30,3; студенты - 33,1; местные органы власти - 2,7; частный сектор - 4,9%. Около 15% ассигнований поступает в бюджет высшей школы за счет фондов и доходов самих университетов.

По данным университета Торонто (США), университет может считаться исследовательским, если в нем имеются следующие факторы: академическая свобода, т.е. полная свобода в постановке и изучении научных проблем; академическая ответственность -

строгая методологическая обоснованность в публикациях и публичных выступлениях; участие студентов в научно-исследовательской работе; высокий уровень обучения: использование учебных программ мирового уровня, финансовая поддержка талантливых студентов; высокий уровень профессионализма преподавательского состава, участие преподавателей в научно-исследовательской работе; программы усовершенствования преподавания, разработка и использование новейших методик обучения; междисциплинарные исследования и обучение; активные международные и межкультурные связи, использование телекоммуникационных сетей и Интернета; выбор академических и исследовательских программ, отвечающих запросам общества; бизнес-план, учитывающий все расходы и источники финансирования; инфраструктура, обеспечивающая преподавателей и студентов условиями для выполнения высококлассных работ (лаборатории, библиотеки и т.д.).

Для создания университетов, соответствующих этим критериям, необходимы значительные финансовые затраты, особый человеческий капитал и хорошо проработанные нормативно-законодательные акты.

Один из наиболее известных ИУ США - Стэнфордский университет в Калифорнии. В нем учатся более 10 тыс. студентов, и его выпускники входят в научно-техническую элиту страны. Один из отделов университета занимается поиском особо одаренных абитуриентов. В 2002 г. на поступление в этот вуз было подано 19 тыс. заявок, 17 тыс. из них были отклонены. Университет создает своим сотрудникам прекрасные условия для научной работы и заботится об условиях их жизни. Большинство преподавателей живут на территории кампуса в отдельных домах. Университет не забывает своих выпускников, поддерживает с ними тесную связь, приглашая их на свои семинары, вечера и встречи. Вокруг кампуса основано более 300 технологических фирм, руководители которых -бывшие студенты университета.

Не менее известен во всем мире и Массачусетский технологический институт (МТИ). Среди американских университетов он занимает первое место по количеству получаемых патентов. Управление МТИ по технологическому лицензированию ежегодно заключает от 50 до 75 лицензионных соглашений. Экономический эффект от использования новых технологий и изобретений состав-

ляет около 20 млрд. долл. в год. В МТИ приветствуется совместное участие преподавателей и студентов в работе междисциплинарных центров, лабораторий и программ. В состав МТИ входят Центр инжиниринга биотехнологических процессов, Центр археологических материалов и еще более 30 различных центров, институтов и лабораторий.

МТИ оказывает помощь в создании и развитии ИУ в различных регионах мира. Например, МТИ и два ведущих ИУ Сингапура создали новую глобальную модель разработки систем дистанционного образования и исследований. Проект может стать экспортируемой моделью дистанционного образования. Объем инвестирования в первый год функционирования альянса составил около 20 млн. долл.

Эти университеты имеют высокорентабельную хозяйственную инфраструктуру, позволяющую им осуществлять самостоятельную научную политику и финансировать наиболее перспективные исследования во многих областях науки. Они обладают обширными земельными владениями, на которых расположены хорошо оборудованные кампусы, включающие в себя сотни построек различного назначения: библиотеки, музеи, лаборатории, обсерватории, мощные ускорители частиц, ботанические сады, общежития для студентов и т.д. Для поддержания этого необходимы большие финансовые затраты, но деятельность университетов инвестиционно привлекательна для федерального правительства, штатов, бизнеса и общественных организаций. Очень часто выпускники университета создают вокруг кампуса высокотехнологичные производства. В университетах господствует дух исследовательского поиска, идет постоянное обновление форм преподавания и обучения. Сам процесс обучения носит исследовательский характер, поэтому затраты на создание ИУ и университетского кампуса сравнительно быстро окупаются.

В 2000 г. был издан президентский указ об укреплении партнерства между правительством и ИУ. Управление по науке и технологиям правительства совместно с Национальным советом по науке и технологии обязано проводить регулярную проверку исполнения программы сотрудничества правительства и университетов, готовить отчеты о положении дел. Отчеты должны содержать рекомендации по улучшению партнерства.

Самые известные ИУ Великобритании - Кембридж и Оксфорд. Кембридж отличается широкими связями с промышленностью, в него входит ряд подразделений, развивающих и укрепляющих эти связи. Управление по корпоративному сотрудничеству рассматривает вопросы межведомственного развития и менеджмента. Отделение по поддержке науки проводит переговоры по исследовательским контрактам и правам на интеллектуальную собственность, помогает исследователям получать финансирование и следит за распределением грантов. Промышленный институт имеет регулярную программу проведения конференций и семинаров по проблемам производства, менеджмента и технологий. Институт управления предлагает множество курсов по лучшим менеджерским практикам. Служба занятости организует ярмарку вакансий для соискателей.

Оксфорд получил большую известность благодаря качеству и разнообразию своих исследований. Здесь проводится больше ИР мирового класса, чем в других университетах Великобритании. Многие междисциплинарные центры Оксфорда сотрудничают с зарубежными академическими и промышленными партнерами, и такое сотрудничество повышает авторитет вуза. Среди таких центров можно выделить Оксфордский институт Интернета, где проводятся исследования по развитию Интернета и его влиянию на общество, Оксфордский центр функции гена, объединяющий ведущие экспериментальные группы, работающие в области генетики, и т.д. В 2000-2001 гг. университет получил 142,2 млн. фунтов стерлингов внешнего дохода, от благотворителей и научных советов поступило 105,2 млн. фунтов. Эти суммы обеспечивали ежегодный рост объема финансирования научных исследований. Университет активно сотрудничает со своими партнерами -инвестиционным банком и промышленными компаниями. Таким образом был создан рынок, объединивший исследователей, предприятия, финансистов и предпринимателей. Активная деятельность всех участников способствует экономическому развитию региона.

В среднем университет регистрирует один новый патент в неделю, и каждые два месяца появляется новая компания, осуществляющая инновационную деятельность. Патентование выгодно компаниям, так как они могут продавать изделия, полученные на основе новых технологий. Оксфорд также имеет широкие связи с

промышленностью. Например, он сотрудничает с рядом крупных автомобильных компаний, возглавляет Фарадеевское общество, занимающееся разработкой материалов, использующихся в автомобильной и космической промышленности, а также материалов, необходимых для снижения потребления энергии и для разработки экономичных транспортных систем.

Сайт Оксфорда в Интернете содержит подробную информацию о научных исследованиях, новых технологиях и достижениях этого ИУ. Один из разделов сайта публикует перечень новых научных разработках за последние три месяца, причем каждое научное достижение представлено аннотацией. Это способствует успешной коммерциализации разработок и быстрому использованию полученных результатов. Уже более 20 лет университет развивает собственную стратегию и политику в области интеллектуальной собственности и защиты авторских прав на интеллектуальную собственность своих сотрудников и студентов.

Правительство Австралии уделяет огромное внимание университетским исследованиям, что проявляется в реализации продуманной научно-образовательной политики, ориентированной на подъем национальной экономики и совершенствование социальной сферы. Один из ведущих ИУ Австралии - Мердокский университет (Перт, Западная Австралия) - был основан в 1973 г. В 2002 г. расходы на исследования превысили 50 млн. долл., доход от проведения научно-исследовательских работ повысился на 29%, а вложения в исследовательский фонд составили почти 25 млн. долл. Благодаря этим успешным действиям университет добился увеличения правительственного субсидирования.

Данный факт вызвал реакцию ряда австралийских университетов, претендующих на роль исследовательских. Шесть университетов из пяти штатов, поддерживающие стремление к инновациям и междисциплинарному сотрудничеству, создали альянс «Инновационные исследовательские университеты Австралии». Теперь они с успехом используют инновации в обучении и исследованиях, осваивают альтернативные организационные структуры и коммерциализацию, реализуют практику набора студентов, отличную от практики других вузов.

Заметны усилия, предпринимаемые руководством Китая, направленные на создание современной научной системы, включаю-

щей исследовательские университеты. К 2000 г. число студентов вузов составило 7,19 млн. человек, аспирантов - 23 тыс. человек. Прогресс в области высшего образования был достигнут благодаря слиянию вузов, образовавших большие университеты, располагающие современной техникой и получающие большую финансовую поддержку. За последние несколько лет из 612 вузов было организовано 250 университетов нового типа. В конце 2000 г. завершилась первая стадия «Проекта 211», конечная цель которого -особое содействие 100 учреждениям высшего образования в деле обеспечения оборудованием и пособиями мирового класса. От общего объема всех ассигнований на высшее образование страны вузы «Проекта 211» получили 72% средств на исследования, 54 - на оборудование, 31% - на пополнение библиотечных фондов.

Мировая глобальная тенденция интеграции науки, образования и промышленности охватила весь цивилизованный мир. В России проблемы интеграции решались в рамках конкурсной программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы» Минобрнауки РФ. В 2004 г. система высшего образования страны включала 662 государственных и 409 негосударственных вузов. Число студентов в государственных и муниципальных вузах составило 5860 тыс. человек, в негосударственных вузах - 1024 тыс. человек. В период с 1994 по 2004 г. число студентов в расчете на 10 тыс. человек возросло с 176 до 480. Возросла за этот период и численность профессорско-преподавательского состава: с 239,8 тыс. человек до 313,6 тыс. в государственных вузах и с 3,8 тыс. человек до 50,7 тыс. в негосударственных вузах. В государственных вузах в 2003 г. кандидаты наук составляли 47%, доктора наук - 10,3%.

Уже достаточно долгое время положение науки в России вызывает обоснованную тревогу. С начала 1990-х годов почти в 2 раза сократилось количество научных сотрудников (1532,6 тыс. человек в 1992 г., 858,5 тыс. в 2003 г.). Ухудшились возрастные показатели профессорско-преподавательского состава. В период с 2000 по 2004 г. государственные ассигнования на науку возросли более чем в 2,5 раза, однако они составили только немногим более 1,5% ВВП, в то время как передовые страны Европы тратят на образование и науку в 2-3 раза больше.

В течение ближайших 10-15 лет из-за естественной убыли и потери трудоспособности страна может лишиться 40-60% интеллектуального потенциала, исследователей, работающих в академических и отраслевых научно-исследовательских организациях, в университетах и других учреждениях высшего образования. Процесс отставания от передовых стран может стать необратимым. Из-за низкой оплаты труда многие преподаватели вынуждены работать по совместительству, поэтому им трудно заниматься научными исследованиями, готовить современные спецкурсы с учетом достижений мировой науки и оригинальные лекции. Если к этому добавить отсутствие современной аппаратуры и общую невостребованность науки, то можно понять, почему молодежь неохотно идет на преподавательскую работу, а выпускники аспирантуры и докторантуры часто уходят в коммерческий сектор на более высокие ставки.

Если Россия не создаст ИУ высшего класса, которые станут инкубаторами научной элиты, где будут готовить молодую профессуру, умеющую по-новому преподавать на основе проводимых научных исследований, то, по мнению авторов, придется надолго распроститься с идеей построения общества, основанного на знаниях.

Модернизация высшего профессионального образования в России. Россия обладает значительными ресурсами для радикальной модернизации научно-кадрового и педагогического потенциала, подготовки элитных исследователей для вузовской и академической систем. Страна имеет отлаженную систему среднего и высшего профессионального образования, профессорско-преподавательский корпус достаточно высокого уровня и государственную поддержку, хотя и не вполне достаточную. Поэтому у России есть шанс решить проблему образования так, как это потребует новое столетие.

В 1990-х годах вопрос о создании отечественных ИУ мирового уровня в силу экономических причин решить было нельзя. Затем ситуация изменилась в сторону социально-экономической стабилизации, устойчивого роста ВВП, сплочения гражданского общества. Подъем в ресурсодобывающей, обрабатывающей промышленности и сфере услуг позволил снова обратиться к идее создания ИУ.

В настоящее время развивается тесное взаимодействие институтов Российской академии наук (РАН) с ведущими вузами страны. Более 100 академиков РАН имеют постоянное место работы в вузах, и около 700 академиков ведут там преподавательскую и научную работу по совместительству. В вузах, колледжах, лицеях читают лекции и ведут практические занятия более 6 тыс. сотрудников РАН - кандидатов и докторов наук. Силами РАН и вузов создается единая система образования «школа - институт - аспирантура - докторантура», которая позволяет выявлять, отбирать, целенаправленно готовить к научной работе способных молодых людей.

Важную роль играют интегрированные структуры - базовые кафедры и филиалы кафедр ведущих российских университетов, осуществляющих подготовку молодых ученых непосредственно в организациях РАН. В 49 научно-исследовательских организациях академии образованы 360 базовых кафедр. Количество студентов на базовых кафедрах неуклонно растет. Здесь читаются общие и специальные курсы, проводятся лабораторные практикумы, выполняются курсовые и дипломные работы. Соединение университетского образования и участия в научных исследованиях, проводимых институтами РАН, позволяет повысить качество обучения студентов, не привлекая дополнительных средств для организации дорогостоящей материально-технической базы. За последние годы прием и выпуск из аспирантуры, число защит кандидатских и докторских диссертаций непрерывно возрастает.

По мнению авторов, высшая школа России совместно с РАН и другими государственными академиями в состоянии решить задачи в области образования, выдвинутые руководством страны. Однако необходимо помнить, что разные вузы выпускают специалистов разного качества. Некоторые вузы по своему исследовательскому уровню не уступают лучшим зарубежным ИУ, но есть и такие, которые не ведут научные исследования, и поэтому их профессорско-преподавательский корпус не может обеспечить качественное образование, поскольку современное образование может опираться только на научные исследования. К тому же невозможно равномерно распределять ограниченные средства как по вузам, выполняющим научно-исследовательскую работу (НИР) на мировом уровне, так и по вузам, выполняющим НИР на невысоком уровне и

в недостаточном объеме. Концентрация средств в ведущих вузах со временем позволит подтянуть и остальные вузы России до уровня, при котором основным источником их существования станут не полученные из бюджета, а заработанные в результате выполнения НИР средства.

Важным источником финансирования вузовских НИР, прикладных исследований и разработок стали поступления от хоздоговорных работ и иностранных заказчиков. Это свидетельствует о том, что лучшие и наиболее продвинутые из вузов имеют полное право претендовать на статус ИУ. Такие вузы имеют достаточное число высококвалифицированных докторов и кандидатов наук; развивают тесные связи с РАН, обеспечивающие высокий уровень фундаментальных исследований; налаживают быстро развивающиеся контакты с реальной экономикой, нуждающейся в исследованиях и разработках.

В развитых странах Запада и в США даже в самые трудные времена (кризис 1929-1930-х годов, Вторая мировая война, циклические спады экономики) университеты почти не испытывали трудностей с оборудованием, с преподавательскими кадрами, с оплатой их труда. В России об этих проблемах часто забывают и не учитывают роль университетских кампусов, делающих жизнь студентов, преподавателей, ученых комфортабельной и приятной. Выпускники американских вузов, как правило, не рвут с ними связи на протяжении всей жизни и, достигнув высокого политического и экономического положения, оказывают всевозможную помощь. Эта помощь плодотворно сказывается на научных исследованиях и подготовке элитных преподавательских кадров, которые, перейдя в другие университеты и учреждения, задают там определенный тон. С этим связано появление тесных неформальных отношений между профессорами и студентами. Они складываются не только в учебных аудиториях и лабораториях, но и на семейном уровне, когда профессора приглашают студентов на чашечку кофе или семейный обед. В такой непринужденной обстановке обсуждаются многие научные проблемы, курсовые и диссертационные работы, будущие научно-исследовательские проекты.

Как показывает мировой опыт, необходимо разработать процедуру создания университетских альянсов или консорциумов с образованием или без образования юридического лица, но рабо-

тающих таким образом, чтобы миграция студентов, преподавателей и трансфер знаний были предельно облегчены и освобождены от бюрократических препон. Целесообразно создать в подобных консорциумах систему беспрепятственного доступа к учебно-исследовательским ресурсам для преподавателей, старшекурсников, магистрантов, аспирантов и докторантов. К таким ресурсам относятся суперкомпьютерные центры с вычислительными мощностями более одного терафлопа, современные ускорители частиц, радиотелескопы, лазерные приборы и т.д.

Еще одна проблема - создание полноценных кампусов. Затраты на них достаточно быстро окупаются. Здесь важно провести правильные расчеты, а выделенные средства использовать по назначению.

Предстоит разработать целую серию нормативно-законодательных актов и провести подкрепляющие их расчеты. Тогда перспектива создания сети ИУ в России превратится в реальность и даст стране тот объем интеллектуального капитала, который необходим для реализации целей, выдвинутых руководством страны: повышение качества жизни населения, гарантии безопасности граждан и обороноспособности, ликвидация бюрократизма и коррупции в госструктурах.

В 1990-х годах в России было принято несколько постановлений, указов и целевых программ по интеграции фундаментальных исследований и высшего образования. Большей частью интеграция выразилась в работах по совместительству ученых РАН и других госакадемий в вузах. Отдельные ростки высокой интеграции были и раньше, например, МИФИ имел тесную связь с институтами Обнинского академгородка. Однако сегодня нужны новые организационные формы и специальные нормативно-законодательные акты, упорядочивающие интеграцию ведущих вузов с системой РАН. Первые шаги уже сделаны, МФТИ и Новосибирский государственный университет (НГУ) перешли в ведение РАН. На базе Пущинского академгородка возник Пущинский ГУ, готовящий магистрантов, аспирантов и докторантов. Совместно с Пущинским научным центром РАН и Научным центром РАН в Черноголовке созданы филиалы МГУ им. М.В. Ломоносова. В Государственном университете гуманитарных наук учебная деятельность осуществляется на базе академических институтов гуманитарного профиля.

По количеству привлеченных к преподаванию крупных исследователей, в том числе академиков РАН, специалистов в разных областях гуманитарного знания, университет не имеет аналогов в системе гуманитарного образования в России. В 2002 г. по предложению Санкт-Петербургского научного центра Президиум РАН создал Академический физико-технологический университет (ректор-организатор академик РАН Ж.И. Алфёров). Университет работает на базе Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН. В 2004 г. в МГУ на правах факультета начала работать Московская экономическая школа (директор-организатор академик РАН А.Д. Некипелов). Профессора и преподаватели школы - в основном сотрудники академических институтов. Первый этап работы школы связан с элитной подготовкой экономистов по магистерским программам.

Помимо базовых кафедр РАН как ключевых форм интеграции, существуют и другие образовательные структуры: центры коллективного пользования, лаборатории, международные учебно-научные центры и т.д. В ряде академических институтов созданы крупные научно-образовательные центры, нацеленные на подготовку специалистов по различным направлениям современной фундаментальной науки.

Совместная работа РАН и университетов уже дает заметные результаты. Научная работа, привлекательная для молодых специалистов, часто сопровождается существенной финансовой поддержкой ряда зарубежных организаций, например, Американского фонда гражданских исследований и развития. Серьезная финансовая поддержка помогает университетам приобретать современное экспериментальное оборудование и осуществлять подготовку магистрантов и аспирантов на более высоком уровне. Если учесть, что такие большие технологические университеты, как МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАИ, МЭИ и др., а также многие университеты, расположенные в субъектах Федерации, на основе хоздоговорных работ в состоянии аккумулировать довольно значительные средства для поддержки исследований, профессоров, аспирантов, студентов и обновления приборного парка, то можно с уверенностью сказать, что вопрос о создании сети ИУ в России созрел.

Ю.В. Грановский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.