ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ ШАГИ К ПОСТРОЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПРЕВОСХОДСТВА: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН УНИВЕРСИТЕТА МЭРИЛЕНДА, КОЛЛЕДЖ-ПАРК (США) [11]
миссия
Быть одним из выдающихся государственных исследовательских университетов страны, имеющим национальное и международное признание качества своих образовательных и научно-исследовательских услуг, университетом, чьи научные результаты доступны к использованию на благо штата Мэриленд и его жителей.
ВИДЕНИЕ
Университет будет стремиться:
• Создать культуру превосходства во всех сферах деятельности, которая будет способствовать повышению рейтинга университета как ведущего государственного исследовательского университета;
• Создать возможности для получения студентами богатого образовательного опыта в среде исследовательского университета и готовить их к роли активных членов общества;
• Создать сообщество выпускников и друзей университета, преданных и оказывающих поддержку в развитии его деятельности;
• Развивать сотрудничество с частными компаниями, государственными агентствами, лабораториями, исследовательскими университетами, чтобы сделать университет движущей силой экономического развития и процветания жителей штата.
Стратегические инициативы на 2000-2005 гг.
1. Продолжить совершенствование качества образования.
2. Создать сильную общеуниверситетскую культуру академического
Краткая информация о вузе
University of Maryland, College Park создан в 1856 г. Университет входит в число ведущих исследовательских университетов США: по данным рейтинга U.S. News and World Report университет занимает 54-ю позицию в списке национальных исследовательских университетов и 18 позицию в списке государственных исследовательских университетов. 31 программа обучения в университете входит в число десяти лучших в США, а 91 программа - в число лучших двадцати пяти программ.
В университете обучаются более 35 тыс. студентов, почти 10 тыс. студентов - на программмах последипломного цикла, ведущих к получению степеней магистра, доктора наук, профессиональных степеней.
Университет очень активно развивает научно-исследовательскую деятельность, используя свою географическую близость к Вашингтону и возможности установления партнерских связей с государственными агентствами, такими как Научный фонд, Национальный институт здравоохранения, Национальное агентство по безопасности и др.
В 2007 г. бюджет университета составил 1352 млн долл. Деятельность университета активно поддерживается из частных источников (средств выпускников и доноров). Последняя кампания университета по привлечению средств принесла около 400 млн долл.
превосходства в профессиональных программах и программах аспирантуры, в научно-исследовательской деятельности, а также в области искусств.
3. Создать университетскую среду, которая будет многообразной и поддерживаемой всеми и будет усиливать чувство единого сообщества среди преподавателей, персонала и студентов.
4. Повысить активность участия университета в различных партнер-ствах и сотрудничествах с региональным сообществом.
5. Обеспечить состояние административной, операционной и физической инфраструктуры, соответствующее миссии ведущего университета.
ИНИЦИАТИВА 1: Продолжить совершенствование качества образования
Задачи
1. Предоставлять широкие возможности персонального развития и получения образования по академическим учебным планам, готовящим выпускников к профессиональной деятельности в условиях меняющегося комплексного мира.
• Поддерживать и поощрять развитие инновационных учебных курсов, сфокусированных на усилении роли студента в учебном процессе, на командных методах решения проблем, и обеспечить поддержание академических стандартов высокого качества во всех курсах.
• Искать дополнительные пути использования в образовательном процессе преимуществ исследовательского университета мирового класса, расширить вовлечение студентов в исследовательскую деятельность преподавателей.
• Расширить число курсов, в рамках которых предлагается значительный экспериментально-практический компонент.
• Увеличить возможности получения студентами международного опыта в рамках программ обучения за рубежом в течение зимнего и летнего семестров.
• Предоставить студентам-первокурсникам возможности зачисления на академические курсы для малых (менее 25 человек) групп, преподавание в которых осуществляют ведущие профессора.
• Проводить постоянную оценку курсов, входящих в обязательную часть образовательных программ.
• Привлекать преподавателей к более активному использованию в своей работе материалов университетского Центра превосходства в преподавании.
• Поощрять внимание студентов к преподавательской карьере и обеспечить высокие стандарты подготовки будущих учителей.
• Сфокусировать внимание студентов на вопросах академической честности и этического развития.
• Продолжить поиск путей признания и поощрения академических достижений студентов, обучающихся на программах первого (undergraduate) уровня.
2. Привлекать для обучения в университете лучших студентов штата Мэриленд и других штатов посредством усиления рекрутинговой деятельности и пересмотром условий их зачисления.
• Уточнить критерии приема в университет с учетом имеющихся различий в интересах, подготовке и жизненном опыте студентов.
• Разработать критерии приема, сопоставимые с критериями приема выпускников школ, для студентов, переводящихся из других вузов.
• Увеличить число студентов, зачисляемых в университет, до 4500 человек.
• Увеличить число мест в общежитии до 2 тыс. для гарантированного размещения первокурсников.
• Увеличить стипендиальный фонд для студентов, обучающихся на программах первого уровня, чтобы у студентов не было причин отказываться от обучения в университете по экономическим причинам.
• Предоставлять студентам информационно-консультационную поддержку для участия в конкурсах на получение престижных стипендий, грантов и наград в своих научных дисциплинах.
• Значительно расширить сферу академического консультирования, активизировать работу менторов.
• Увеличить ориентационный период для новых студентов, разработать новые инновационные ориентационные программы.
• Создавать атмосферу кампуса, ценящую вовлеченность студентов в дела местного сообщества, увлеченность образовательным процессом и преданность интересам университета.
3. Систематически интегрировать информационные технологии в образовательный процесс.
• Разработать и проводить тренинговые программы по использованию современных технологий в образовательном процессе для преподавателей университета.
• Установить требования, согласно которым каждый академический курс должен быть представлен в системе online и обеспечен соответствующим протоколом для поддержания коммуникаций между студентами и преподавателем.
• Установить требования к уровню компьютерной и информационной грамотности для всех обучающихся на программах первого уровня.
• Привлекать студентов к широкому использованию персональных компьютеров, подключенных к университетской сети, сделать наличие персонального компьютера обязательным требованием для ряда дисциплин.
• Обеспечить соответствие учебных классов установленному минимальному стандарту технической подготовки к использованию современных информационных и компьютерных технологий.
ИНИЦИАТИВА 2: Создать сильную общеуниверситетскую культуру академического превосходства в профессиональных программах и программах аспирантуры, в научно-исследовательской деятельности,
а также в области искусств
Задачи
1. Увеличить число и пропорцию преподавателей, признанных национальным и международным академическим сообществом в качестве лучших в своих научных дисциплинах.
• Повысить критерии отбора новых преподавателей, а также критерии продвижения по службе академических сотрудников до соответствующего уровня в университетах-лидерах.
• Повысить уровень зарплаты и компенсационного пакета с тем, чтобы иметь возможность привлекать и удерживать лучший академический персонал.
• Увеличить число должностных позиций руководителей кафедр и профессоров кафедр, сделав поиск финансирования для обеспечения данных
должностных позиций одной из главных задач университета на ближайшую перспективу.
• Значительно увеличить число преподавателей, являющихся членами национальных и международных профессиональных академических организаций.
• Увеличить число талантливых преподавателей из незначительно представленных социальных групп.
• Искать дополнительные пути поощрения и признания сотрудников за академические достижения.
2. Продолжить повышение качества и увеличить число аспирантских и докторских программ.
• Концентрировать значительную часть университетских ресурсов на инновационных прорывных инициативах.
• Разработать подходы к повышению качества аспирантских и исследовательских программ в соответствии с критериями оценки, используемыми в национальных схемах оценки качества программ. При проведении очередной оценки аспирантуры Национальным советом по исследованиям (National Research Council survey of graduate programs), мы ставим себе цели:
— Минимум пять докторальных программ должны получить оценку (по используемой шкале «научное качество профессорско-преподавательского состава программы» (SQPF) >4.0;
— Минимум 10 докторальных программ - оценку SQPF 3.5-3.99; все докторальные программы должны получить оценку SQPF 3.0 или выше;
— К 2004 г. университетские инженерная школа, школа бизнеса, колледж образования, колледж библиотечных и информационных услуг, колледж журналистики и школа общественных связей должны войти в число 15 лучших профессиональных школ в США согласно рейтингу US News and World Report.
• Усилить программы биологических наук путем целевого инвестирования университетских ресурсов в создание Biosciences Initiative.
• Усилить исследовательские программы в области компьютерных и информационных наук, используя партнерские связи университета с ведущими корпорациями и государственными лабораториями в этой области.
• Обеспечить соответствие уровня гуманитарных научных программ качеству и национальной репутации программ в естественнонаучных и технологических областях.
• Усилить программы в области общественных наук, выделяя дополнительную поддержку исследованиям по актуальным вопросам общественной политики.
• Использовать потенциал университетского Центра изобразительных искусств для усиления аспирантских программ в области музыки, театра и танца.
3. Развить успех университета в поиске и приеме лучших аспирантов.
• Увеличить число и размер стипендий для аспирантов за счет привлечения средств из частных источников и перераспределения университетских средств.
• Обеспечить распределение стипендий в соответствии с качеством программ и приоритетом исследований университета по широкому спектру дисциплин.
• Оценить конкурентоспособность стипендии аспиранта по сравнению с аналогичными предложениями ведущих университетов.
• Повысить эффективность маркетинговых усилий университета в
продвижении аспирантских программ, в частности, активнее использовать для этих целей возможности Интернет.
• Пересмотреть критерии приема в аспирантуру для повышения качества абитуриентов.
• Предоставить аспирантам необходимые условия для успешного обучения, включая академическое консультирование и другие виды поддержки, оказывать содействие в трудоустройстве.
• Активнее привлекать аспирантов к разнообразному участию в жизни университетского сообщества.
4. Обеспечить доступ к научной информации любых форматов.
• Продолжить инвестиции в расширение доступа к электронным журналам и базам данных; разработать подходы перевода печатных изданий в электронные издания там, где это целесообразно.
• Внедрить новую систему управления библиотекой и информационными ресурсами во всех университетских библиотеках.
• Сделать недавно созданный Институт технологий в области гуманитарных наук (Maryland Institute for Technology in the Humanities (MITH)) национальной моделью для интегрирования современных технологий в дисциплины гуманитарного блока.
ИНИЦИАТИВА 3:
Создать диверсифицированную поддерживаемую всем сообществом
университетскую среду
Задачи
1. Разработать последовательный стратегии диверсификации академического и административного персонала.
• Разработать процедуры, способствующие продвижению по службе талантливых сотрудников из незначительно представленных социальных и этнических групп.
• Проводить регулярную оценку равенства возможностей для всех этнических групп.
• При поиске кандидатов на административные позиции предпочтение отдавать кандидатам женского пола и представителям этнических меньшинств.
• Проводить ежегодные тренинги для новых преподавателей с учетом специфических аспектов преподавателей женского пола и представителей этнических меньшинств.
2. Разработать подходыы к увеличению числа студентов из этнических меньшинств и к повышению показателей успешности их обучения.
• Создать систему стимулирования преподавателей, оказывающих услуги академического консультирования студентам с недостаточным уровнем подготовки.
• Поддерживать программы, сфокусированные на поиске талантливых студентов из этнических меньшинств в двухлетних профессиональных колледжах (community colleges), местных школах и институтах.
• Увеличить число стипендий и грантов, выделяемых студентам из этнических меньшинств.
• Повысить академическую успеваемость студентов, оказывать содействие в трудоустройстве.
3. Развивать у персонала, студентов и выыпускников дух единого сообщества.
• Развивать деятельность Faculty and Staff Club.
• Оказывать финансовую поддержку деятельности, которая способствует большему взаимодействию студентов и преподавателей.
• Развивать связи с выпускниками, подчеркивать их значимость как членов университетского сообщества.
• Вовлекать студентов в жизнь университетского сообщества через проведение культурных и спортивных мероприятий, открытых лекций, волонтерских программ, тренингов по развитию лидерских качеств, вовлечение в деятельность общественных организаций кампуса.
• Поддерживать деятельность университетских спортивных команд.
ИНИЦИАТИВА 4: Повысить активность участия в различных партнерствах и схемах сотрудничества с региональным сообществом
Задачи
1. Развивать научные связи с исследовательскими университетами, корпорациями, некоммерческими организациями, местныгми, федеральными и международными агентствами.
• Развивать деятельность научно-технологического парка.
• Разработать программы сотрудничества, в рамках которых научные сотрудники корпораций и агентств проводили часть своего времени на территории кампуса, участвовали в преподавательской деятельности и совместных исследовательских проектах.
• Активно продвигать на рынок создаваемые университетскими лабораториями технологии.
• Привлекать государственные и частные источники для поддержки программ университетского бизнес-инкубатора.
• Провести инвентаризацию интеллектуальной собственности университета, контрактных процедур и политик.
• Активизировать сотрудничество с региональными средними школами в разработке учебных планов, совершенствовании методов обучения, разработать программы повышения квалификации учителей.
• Участвовать в развитии цифровой библиотеки Мэриленда (Maryland Digital Library), созданной для поддержки деятельности на всех уровнях образования штата.
• Расширить сотрудничество с региональными и федеральными общественными институтами и некоммерческими организациями для решения актуальных вопросов, стоящих перед обществом: развитие гражданского общества, экономическая реформа, контроль криминальной ситуации и т. д.
2. Расширить сообщество обучаемых за пределами кампуса и развивать программы обучения в течение всей жизни как неотъемлемый компонент академических программ университета.
• Разработать новые программы, ведущие к получению степени магистра и различных сертификатов, отвечающие региональным потребностям.
• Разработать новые on-line формы магистерских программ, пользующихся повышенным спросом в регионе.
• Расширить число корпоративных заказчиков специальных образовательных программ.
• Расширить число и разновидности курсов, использующих новые технологии обучения.
• Увеличить число значимых профессиональных и научных конференций, семинаров, проводимых в университете в течение всего года.
3. Расширить спектр международных программ университета.
• Поручить офису международных программ в тесном сотрудничестве с академическими департаментами идентифицировать и интегрировать
широкий спектр международных инициатив, чтобы сделать их более видимыми и значимыми.
• Запланировать проведение нескольких «региональных семинаров» в год, используя для этого успешную университетскую модель серии региональных семинаров в Китае и выделив мировые регионы, представляющие для университета особый интерес.
• Вовлекать в проведение университетских мероприятий представителей международного и дипломатического сообщества из Washington, D.C.
• Создать клубы выпускников в тех регионах мира, где есть значительное число выпускников университета.
4. Повысить эффективность работы с выпускниками.
• Вовлечь все кафедры, колледжи и административные подразделения университета в построение различных взаимосвязей с выпускниками.
• Поручить Офису внешних взаимоотношений университета в сотрудничестве с деканами и зав. кафедрами координацию деятельности по активизации связей факультетов с их выпускниками.
• Обновить имеющуюся базу данных выпускников, актуализировав контактную информацию не менее чем по 90% всех выпускников.
• Создать «колледж для выпускников», который будет предоставлять выпускникам необходимые образовательные ресурсы.
• Привлечь на ежегодно проводящийся День Мэриленда не менее 50 тыс. человек.
• Оказывать поддержку Олимпийской комиссии Мэриленда в ее усилиях сделать Мэриленд местом проведения летней олимпиады 2012 г.
• Сделать университетский Центр изобразительных искусств одним из самых привлекательных в Мэриленде и Вашингтоне мест для исполнителей и зрителей.
ИНИЦИАТИВА 5: Обеспечить состояние административной, операционной и физической
инфраструктуры, соответствующее миссии ведущего университета Задачи
1. Повысить эффективность университетской деятельности по связям с общественностью.
• Создать первоклассную информационную инфраструктуру, необходимую для создания имиджа одного из лучших национальных исследовательских университетов.
• Создать интегрированную базу данных для развития связей с общественностью, выпускниками, партнерами.
• Сделать Интернет-страницу университета одной из лучших в стране.
• Создать подразделение по привлечению финансовых средств выпускников и доноров, превосходящее по своей структуре и квалификации персонала аналогичные подразделения в университетах-конкурентах. Установить цель: ежегодно привлекать 125 млн долл. (средний показатель предыдущих лет - 100 млн долл. в год), удвоить число доноров (с 12,5 до 25 тыс.).
• Вовлечь в деятельность по привлечению финансовых средств выпускников и доноров все академические и административные подразделения университета.
• Создать новый фонд университета University of Maryland, College Park Foundation.
2. Создать и поддерживать высокий уровень сетевой инфраструктуры университета.
• Обновить университетские сети и обеспечить скорость на каждом компьютере до 100 Mbit/сек.
• Улучшить доступ к университетской сети внутри и за пределами кампуса.
• Развивать сотрудничество с ведущими телекоммуникационными компаниями страны для обеспечения кампуса лучшими технологиями.
• Обновить состояние сетевых услуг (базы данных, E-mail, LAN, Web server и др.), для создания эффективной и безопасной системы навигации.
3. Развивать физическую инфраструктуру, соответствующую потребностям ведущего исследовательского университета.
• Вовлечь общественность университета и местного сообщества в разработку структуры и видения университетского кампуса, эстетически привлекательного, соответствующего экологическим стандартам и операционным потребностям крупного исследовательского центра.
• Разработать краткосрочные и долгосрочные стратегии по обсуждению с руководством штата, губернатором и ключевыми членами генеральной ассамблеи планов капитального строительства университета.
• Обновить и оснастить учебные аудитории.
• Разработать стратегический план модернизации исследовательской инфраструктуры в соответствии с академическими приоритетами университета.
• Инвестировать дополнительные ресурсы в поддержание внешнего вида и интерьера университетских зданий в надлежащем виде.
• Активно развивать партнерские связи с городскими властями и частными донорами по развитию университетской инфраструктуры: увеличению числа мест в студенческих общежитиях, выделению дополнительных площадей для проведения исследовательской работы, поддержанию экономического статуса и внешнего вида прилежащих к университету территорий.
4. Обеспечить эффективность и высокое качество всех административных услуг для внутренних и внешних клиентов университета.
• Повысить эффективность всех административных служб, сделать их деятельность ориентированной на клиента, осуществлять постоянный мониторинг удовлетворенности внутренних и внешних клиентов университета.
• Провести при необходимости ре-дизайн бизнес-процессов на всех уровнях с целью сделать их более гибкими и подотчетными.
• Провести оценку адекватности имеющихся финансовых и человеческих ресурсов миссии университета.
• Найти менее затратные по деньгам и времени возможности завершения строительных проектов, рассмотреть возможности децентрализации ответственности и аутсорсинга ряда проектов.
5. Ускорить перевод большей части студенческих и бизнес-сервисов в режим on-line.
• Обеспечить представление всех административных служб в режиме on-line, большую часть рутинных операций осуществлять в электронном режиме.
• Создать в режиме on-line интегрированную информационную систему по студентам.
• Создать современную информационную систему поддержки принятия управленческих решений.
• Создать в масштабах всего кампуса систему распределенных площадок сбора, хранения и распространения управленческой информации и данных.
6. Выстроить инфраструктуру управления человеческими ресурсами для повышения эффективности процедур поиска, принятия на работу и развития персонала.
• Оценить преимущества создания самостоятельного полноценного Офиса человеческих ресурсов, который был бы ответственен за развитие всех человеческих ресурсов организации.
• Выполнить рекомендации членов правления университета по увеличению зарплаты сотрудников и превышению средних показателей на рынке образования.
• Обеспечить участие персонала университета как одного из важнейших стейкхолдеров в процессах планирования и принятия решений.
• Улучшить условия страхования здоровья для сотрудников университета.
• Улучшить процедуры увольнения в связи с уходом на пенсию, разработать схему стимулирования уходящих на пенсию сотрудников.
• Разработать программы развития для административного персонала разных уровней.
• Периодически анализировать системы льготного налогообложения для идентификации возможностей повышения зарплаты и сохранения лучшего персонала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грызлов В. С., Воробьева Т. Б., Приходский В. Е. Опыт стратегического планирования в Череповецком государственном университете // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 3. С. 76-84.
2. Концепция развития Государственного университета - высшей школы экономики на период до 2010 года // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 5-6. С. 62-92.
3. Лазарев Г. П., Мальцева Г. И. Наша стратегия - развитие на основе инноваций // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 3. С. 11-26.
4. МакаркинН. П., Томилин О. Б., Фадеева И. М. Опыт стратегического планирования в Мордовском государственном университете // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 3. С. 58-63.
5. Маланин В. В., Суслонов В. М, Шерстнев В. А. Пермский государственный университет - стратегия развития // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 5-6. С. 14-19.
6. Пузанков Д. В., Рябов В. Ф, Мамонтов А.Н. Базисные и индикативные показатели реализации стратегических приоритетов развития университета // Университетское управление: практика и анализ. 2002. № 4 (23). С. 51-59.
7. Charles Sturt University [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www,csu.edu.au/division/plandev/strategic_planning
8. Durham University [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.durham.ac.uk/ about/mission
9. Georgia State University [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.gsu.edu/ str_and_act_plans.html
10. London School of Economics and Political Science [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.lse.ac.uk
11. University of Maryland [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.provost.umd.edu/Strategic_Planning/Plan.html
12. University of Warwick [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www2.warwick.ac.uk/about/vision 2015/ambitions
13. Vytautas Magnus University [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.vdu.lt/Leidiniai/Informaciniai/VDU_strategija.pdf
14. Стратегический план развития Уральской государственной архитектурно-художественной академии на 2006-2010 годы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.usaaa.ru/about/docs/strategia/strategia.pdf