Научная статья на тему 'Американская институциональная система инновационнои деятельности'

Американская институциональная система инновационнои деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Андрей Михайлович

В статье анализируется американская инновационная система и американская институциональная система инновационной деятельности. Особый акцент делается на элементах институциональной системы инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Американская институциональная система инновационнои деятельности»

АМЕРИКАНСКАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ИННОВАЦИОННОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

А. М. Абрамов

В статье анализируется американская инновационная система и американская институциональная система инновационной деятельности. Особый акцент делается на элементах институциональной системы инновационной деятельности.

На протяжении последних двадцати лет в России не существует целостной национальной инновационной системы, применяемые государственные инструменты региональных и федеральных властей носят «разрозненный» характер. Доказательством является конечный результат инновационной деятельности — доля инновационной продукции. В настоящее время инновационная продукция занимает в ВВП России меньше 1 %, а в Италии, Испании, Португалии — от 10 до 20 %, в Финляндии — 30 % [3]. Если не произойдет коренного перелома, то Россия никогда не сможет стать развитой страной и выйти в мировые лидеры. Последние несколько лет государством и обществом была осознана необходимость инновационного развития и взят курс на модернизацию. Особое значение в данном процессе отводится созданию эффективной национальной инновационной системы (НИС).

В институциональном аспекте НИС представляет собой комплекс институтов, участвующих в создании, производстве, передаче и использовании новых знаний (фирмы, элементы технологической и экономической инфраструктуры, научно-исследовательская система), а также элементы, непосредственно и опосредованно влияющие на инновационный процесс (государственная экономическая политика, система образования и переподготовки, конкурентные рынки, финансовая и информационно-телекоммуникационная системы и т. д.) [6]. Организационно-функциональная и экономическая инфраструктура НИС должна координировать все составляющие инновационной деятельности, содействуя адаптации промышленности, науки и образования к рыночным условиям, обеспечивать саморазвитие научно-технической и промышленной сфер [4, с. 108].

Положительный опыт создания эффективной НИС имеется у США. Именно по-

этому в статье рассмотрены и проанализированы основные элементы американской инновационной системы и элементы американской институциональной системы инновационной деятельности.

В 1970-х гг. процесс инновационной деятельности состоял из этапов:

— исследования, проходившего в лабораториях университетов или научно-иссле-довательских институтов и обычно финансируемых крупными компаниями, агентствами штата или федерального правительства;

— внедрения в технологическую систему, проходившего на основе экспериментальных отделов крупных компаний, с участием ученых высшей школы;

— коммерциализации разработок крупными компаниями.

Данный процесс характерен для гражданской продукции. Процесс инновационных разработок в военной сфере проходил в специальных лабораториях под жестким контролем специальных органов.

В 1970-х гг. появлялись инновационные разработки, ставшие результатом взаимосвязи университетов и промышленных предприятий. Особой ценностью являлось неформальное общение между рабочими предприятий и учеными из университета. В процессе производства перед рабочими возникали определенные технологические проблемы, кроме этого они на практике сталкивались с техническим несовершенством многих технологий. Общаясь и обмениваясь опытом и уникальной информацией, ученые получали материал для дальнейших исследований и заказ со стороны руководителей промышленных предприятий. В 80-х и 90-х гг. XX в. процесс был затруднен из-за крайней «зарегулированное™».

С началом XXI в. в университетах и других институтах высшего образования наметилась тенденция к активизации инпова-

© А. М. Абрамов, 2011

* Работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-пе-дагогические кадры инновационной России на 2010 — 2013 годыГосударственный контракт Ж 14.740.11.0225.

циониой деятельности. Параллельно этому процессу происходит формирование мелких и средних компаний, разрабатывающих и внедряющих новые технологии. Одной из крупных структур по выпуску специалистов, занимающихся в этой области, является Программа по предпринимательству и инновациям (Sloan Program) при Массачусетском технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology) [2, с. 56].

Современными элементами американской институциональной системы инновационной деятельности являются:

1. Национальные системы конкурсов, которые проводятся, как правило, общественными организациями. Эффективными среди них являются конкурсы идей и венчурных проектов. Итогом становятся поддержанные проекты, наработанные контакты, развитие экономической культуры, создание атмосферы конкуренции, которая является важнейшей составной частью инновационной культуры. Примером является MITS100K (mitlOOk).

2. Элементы инновационной инфраструктуры. Центром инновационной системы являются университеты-технопарки. Суть системы — свести деньги с идеями.

Институты венчурного капитализма создают условия доступности большого объема денег на открытом рынке, этим пользуются создатели инновационных компаний. Бизнес-ангелы делят все идеи и продукты на три категории: 30 — 50 тыс. долларов за идею за бизнес-план, 500 тыс. долларов за бизнес-план за прототип, 1 млн долларов за прототип на внедрение. Основные компетенции венчурных капиталистов: высокая готовность рисковать деньгами, умение оценивать перспективность идей, четкая оценка риска и стоимости бизнеса на каждом этапе развития, доступ к дешевым и долгим деньгам Спен-сиониые фонды, инвестиционные банки и

i. д.).

Основными институциональными генераторами идей выступают лучшие американские университеты, большинство из которых — частнйе. В США существует разделение университетов на «высшую лигу» и «всех остальных». Университеты «высшей лиги» — это известные на весь мир мировые центры образования, науки. Внутри исследовательского университета инновационная цепочка включает в себя:

— систему отбора выпускников школ. Отбор производится преимущественно заочно на базе общенациональных тестов, академической успеваемости в школе, письменной работы, отражающей идеи, которые абитури-

ент хотел бы реализовать, а также развернутого резюме, включающего характеристики его талантов и жизненных достижений за пределами академической успеваемости. Задача — отобрать наиболее талантливых и активных студентов;

— обучение. В процессе обучения много внимания уделяется дискуссиям и критическому анализу идей, созданию атмосферы свободного диалога, где ни одна точка зрения не отвергается «с порога», но при этом подвергается сомнению и критическому анализу. В ведущем технологическом вузе страны — Массачусетском технологическом институте (МТИ) — большое внимание уделяется внедрению форм активного обучения, а также «обучения через действие» и компьютерного моделирования. Одним из важных частей процесса подготовки иниоваторов является обучение технологиям групповой работы и интеллектуального штурма.

В первый год или два года пребывания в университете студенты не имеют жесткой специализации. Это время посвящено освоению фундаментальных областей знания (естественные науки, общественные и гуманитарные науки), развитию кругозора и формированию общих и системных компетенций. Определение по факультетам происходит к концу первого (например, МТИ) или второго (например, Стэнфорд) года обучения на основе механизма, напоминающего внутреннюю биржу труда (студент выбирает факультет, факультет выбирает студентов). С учетом более позднего поступления в вуз с 18 лет эта система предполагает, что выбор специальности осуществляется в 19 — 20 лет. Это обеспечивает большую осознанность выбора. В большинстве своем обучение является платным. И хотя талантливый абитуриент может не иметь личных средств для обучения (банки выдают кредиты на обучение только на основании факта зачисления в престижный вуз), он понимает, что, так или иначе, он рискует собственными деньгами, делая выбор. Образовательные кредиты пользуются популярностью ввиду высокой стоимости высшего образования и невозможности семьи со средним достатком оплатить его. Трехуровневая система подготовки (бакалавр, магистр, доктор) делает ее гибкой и в национальном масштабе менее затратной. Человек, как правило, получает бакалавриат в одном университете, магистратуру — в другом, а докторскую степень — в третьем, благодаря чему достигается обмен между представителями различных научных школ и особенностей подготовки в каждом из университетов, а также прививает легкость пере-

мены образа жизни (социальную мобильность);

— проживание. Большинство студентов живут вне дома — в кампусе. Это дешевле, чем арендовать жилье. Положительным результатом проживания в кампусе выступают: большая самостоятельность студентов, большая плотность контактов и обмена информацией;

— вовлеченность в практическую деятельность по специальности. Она достигается через развитую систему обязательных исследовательских курсов, практик и стажировок, привлечение в качестве ассоциированных профессоров лучших практиков, большой объем учебной нагрузки (около 50 %), приходящейся на работу в лабораториях и опытных предприятиях университета. Крупные компании ежегодно в летнее время нанимают на конкурсной основе магистрантов и аспирантов на 6 — 12-недельные практики, где они работают над исследованиями, в которых заинтересована компания. Интеграция бизнеса и высшей школы создает новые формы организационных структур, примером служит Biodesign Innovation Program при Медицинском центре в Стэнфорде. Целью подобных лабораторий является достижение надлежащего уровня практического опыта специалиста, который позволит группе специалистов определять технологические проблемы в своих областях деятельности, чтобы впоследствии найти решение этих проблем;

— исследования. Лучшие университеты имеют в своем составе мощные современные лаборатории, в которых осуществляются реальные фундаментальные и прикладные исследования, финансируемые не только за счет университета, но также за счет грантов исследователям и исследовательским коллективам, благотворительных пожертвований, заказов со стороны государства и бизнеса. Крупнейшие университетские лаборатории (например, лаборатория нанотехнологий в университете Беркли) имеют общенациональный статус, там работают магистранты и аспиранты со всей страны под руководством лучших профессоров;

— университетскую систему продажи инноваций. Одна из важных точек соприкосновения венчурного капитализма с университетами включает в себя бюро по патентованию и лицензированию инноваций в масштабе всего университета. Далее бюро продает инновации бизнесу, размещая информацию в Интернете, проводя конференции или адресные переговоры. Продажа осуществляется крупной компании либо в форме start up венчурному бизнесу. Доходы от продажи

лицензий делятся примерно в равных долях между университетом, факультетом и изобретателем. Авторские права на 100 % принадлежат университету, этот пункт специально закрепляется в уставе университета и трудовых договорах с преподавателями. Второй составной частью системы продажи университетских инноваций является консалтинговое агентство, которое помогает готовить бизнес-планы для start up. Важная функция системы — навигация для бизнеса, которому она представляет экспертную информацию об инновациях и перспективах их использования. Существование такой объединенной в масштабе университета системы выгодно самому университету (прибыль и статус), изобретателям (лучшая переговорная позиция во взаимоотношении с компаниями, дополнительные бесплатные сервисы) и бизнесу (навигация,1 репутация контрагента, снижающая риски для венчурного бизнеса);

— бизнес-школу, которая выполняет функции не только одного из факультетов университета, но и важного элемента университетской инновационной системы, распространяя в нем культуру коммерческого отношения к делу и концентрируя внутри себя как академических экспертов в области экономи- j ки и бизнеса, так и ассоциированных бизнесменов и менеджеров крупных компаний. Таким образом, бизнес-школа выполняет своеобразную функцию посредника на уровне институтов и личных контактов между бизнесом и университетом. Интенсивность образовательного процесса в программах по бизнесу, администрированию и управлению намного выше, чем в данном университете на других курсах, именно поэтому к процессу обучения ¡приступают только наиболее талантливые и работоспособные студенты. Образовательные программы данного типа включают в себя различные методики, способствующие формированию определенного мышления и личностных качеств. К таким методикам относятся: неформальное общение между студентами и преподавателями, продолжающееся после занятий; техники, дающие студентам чувство избранности и ценности сообщества, к которому они принадлежат; постоянное подчеркивание необходимости саморазвития и жизненного успеха; общение с состоявшимися предпринимателями, которое происходит систематически и вводит студентов в новые сферы бизнеса и управления; применение восточных методик психофизической тренировки и т. д.;

— университетские венчурные фонды. Некоторые крупные университеты (напри-

мер, Стэнфорд) обладают крупным венчурным капиталом до 700 млн долларов.

Частью американской инновационной системы выступают крупные компании. Внутри них существуют подразделения, занимающиеся внедрением и выводом на рынок новой продукции (бизнес-группы) во временной перспективе от 1,5 — 3 лет и лаборатории, работающие над технологиями, которые могут быть внедрены через 5—10 лет. Между ними существуют внутрикорпоративные бизнес-инкубаторы, которые заняты разработкой опытных образцов новой продукции на базе новых технологий.

Очень важна инфраструктурная характеристика — плотность социальных сетей. Все компоненты существуют одновременно в концентрированном виде на локальной территории (например, «Силиконовая долина», Бостон). Они тесно переплетены друг с другом, причехМ не только на институциональном уровне, но и на уровне человеческих контактов. По масштабам своей деятельности они могут рассматриваться как регионы науки. Три самых известных из них — «Силиконовая долина» (Silicon Valley), «Бостонский маршрут-128» (Rout-128), «Северокаролин-ский треугольный парк» (Triangle Park). Эти технопарки прошли уже все стадии развития, характерные для таких территорий, и достигли полной зрелости [1, с. б]. Такие территориальные технопарковые структуры побудили к созданию подобных структур в других штатах Америки и странах мира. «Силиконовая долина» — зона с самой высокой концентрацией дислокации компаний hi-tech, которая и сейчас продолжает свое успешное развитие. Это крупнейший в США и самый известный в мире технопарк, производящий 20 % мирового объема средств вычислительной техники и компьютеров. Именно здесь, по оценкам разных экспертов, сосредоточено 15 % промышленного и 30 % конструкторского потенциала всей мировой информатики [5, с. 17 — 39].

3. Развитая законодательная база: сильное патентное право и антимонопольное законодательство, либеральное законодательство о банкротстве, налоговая система, стимулирующая прирост капитала. Мгновенная заявительная регистрация, прозрачная для собственника и инвестора, позволяющая привлекать финансирование за долю в компании, которая делает процедуру защищенной для тех, кто дает деньги, и для тех, кто отдаст долю.

4. Информационная инфраструктура: го-

сударственные аналитические и статистические публикации, частные отраслевые журналы, интернетовские конференции и другие элементы.

5. Особая новаторская и бизнес-культура, в которую входят такие черты, как:

— социальная мобильность. Готовность переехать туда, где условия жизни, ведения бизнеса, уровень образования лучше, при этом полагаться только на собственные силы;

— отсутствие боязни начинать start up, склонность к риску. Сознание работает на достижение успеха, если что-то не получается, это рассматривается как опыт, который пригодится в будущих проектах. Идет бесконечный поиск новых возможностей, идей;

— сочетание конкуренции и сотрудничества. Сотрудничество и взаимодействие между фирмами развито до необычайной степени. В то же время, уход из компании и создание компании конкурента не воспринимаются как предательство;

— система мотивации. Продвижение по карьерной лестнице осуществляется после достижения определенных результатов (опыт работы, возраст не имеют существенного значения). Сотрудники могут получить пакет акций компании, что помогает им эффективнее работать.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что основную роль в американской инновационной системе имеют взаимосвязи между институтами — элементами институциональной системы инновационной деятельности. Инновационное развитие является результатом сложных взаимных связей, формировавшихся между составными элементами инновационной системы (предприятиями, университетами и др.) на протяжении десятков лет. Стоит отметить, что процесс инсти-туционализации инновационной деятельности в США носил сложный характер и происходил под воздействием либеральных ценностей и рыночной экономики. Американская инновационная система показывает свою эффективность на протяжении уже нескольких десятков лет, доказательством этого является самая высокая доля наукоемкой продукции в ВВП, самое большое количество нобелевских лауреатов и др. Именно поэтому России необходимо более детально изучить опыт США. Институциональные преобразования в НИС — важнейший момент повышения конкурентоспособности российской экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арефьев П. В. Институциональные различия становления инновационной инфраструктуры-в мире и особенности ее формирования в России / П. В. Арефьев, Г. А. Барышева // Изв. Том. политехи. ун-та. Серия «Экономика» [Томск]. — 2009. — Т. 314, JST? б. — С. 5 — 12.

2. Игнатов И. И. Современные тенденции развития инновационного образования в США / И. И. Игнатов // Наука. Инновации. Образование. Вып. 4. — М. : Знак, 2008. — С. 43 — 58.

3. Независимая газета : общеполит, газ. — 2007. — 24 янв.

4. Своеволии В. Ю. Формирование инновационной экономики России как основы постиндустриального общества : институционально-эволюционный подход / В. Ю. Своеволии // Journal of Institutional Studies (Журн. институциональных исслед.). — 2010. — Т. 2, Н° 1. — С. 100 — 111.

5. Appold S. J. Location patterns of US industrial research : Mimetic isomorphism and the emergence of geographic charisma / S. J. Appold // Reg. studies. — Oxford etc., 2005. — Vol. 39, № 1. - P. 17-39.

6. Lundvall B. A. National Systems of Innovation. Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning / B. A. Lundvall. — L. : Pinter Publishers, 1992. — 342 p.

Пост у пила 13.07.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.