Научная статья на тему 'Персоналии как средство воспитания патриотизма в региональном географическом образовании'

Персоналии как средство воспитания патриотизма в региональном географическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ГЕОГРАФИЯ ЯКУТИИ / ПЕРСОНАЛИИ / ИСТОРИКО-ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / PATRIOTISM / GEOGRAPHY OF YAKUTIA / PERSONALITIES / HISTORICAL AND PERSONOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лугинова Ираида Александровна

В данной статье автор предлагает рассмотреть персоналии как средство воспитание патриотизма в курсе «География Якутии», а также создать пособие «100 уникальных личностей, оставивших незабываемый след в развитие Якутии (персоналии по курсу «География Якутии»)» которое станет полезной частью учебно-методического сопровождения регионального курса географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITIES AS A MEANS OF INSTILLING PATRIOTISM IN THE REGIONAL GEOGRAPHIC EDUCATION

In this article the author proposes to consider personalities as a means of promoting patriotism in the course "Geography of Yakutia", and also to create a guide of "100 outstanding personalities who left an indelible mark in the development of Yakutia (personalities for the course "Geography of Yakutia")" which will be a useful part of the educational-methodical support of regional geography course.

Текст научной работы на тему «Персоналии как средство воспитания патриотизма в региональном географическом образовании»

УДК 372.891

И.А. Лугинова1

ПЕРСОНАЛИИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В РЕГИОНАЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

PERSONALITIES AS A MEANS OF INSTILLING PATRIOTISM IN THE REGIONAL GEOGRAPHIC EDUCATION

В данной статье автор предлагает рассмотреть персоналии как средство воспитание патриотизма в курсе «География Якутии», а также создать пособие «100 уникальных личностей, оставивших незабываемый след в развитие Якутии (персоналии по курсу «География Якутии»)» которое станет полезной частью учебно-методического сопровождения регионального курса географии.

Ключевые слова: патриотизм, география Якутии, персоналии, историко-персоноло-гический подход.

In this article the author proposes to consider personalities as a means of promoting patriotism in the course «Geography of Yakutia», and also to create a guide of «100 outstanding personalities who left an indelible mark in the development of Yakutia (personalities for the course «Geography of Yakutia»)» which will be a useful part of the educational-methodical support of regional geography course.

Keywords: patriotism, geography of Yakutia, personalities, historical and personological approach.

В современном, изменяющемся мире все более важной проблемой общества и государства становятся теоретические основы, содержание и технологии воспитательной работы, обеспечивающей формирование высоких патриотических качеств у молодого поколения. В учебных заведениях неотъемлемой стороной образовательного процесса становится воспитание патриотизма, гражданственности, нравственности и ответственности.

В 2015 году была принята «Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», где «патриотическое воспитание» рассматривается как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан

1 Лугинова Ираида Александровна - студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

Luginova Iraida - student, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [10]. То есть патриотизм, как качество личности, проявляется, прежде всего, в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине.

Формирование духовно-нравственных качеств происходит в течение всей жизни. Но наиболее важным этапом этого развития является подростковый возраст. Когда человек полон жизненной энергии, его ум ясен и не затуманен. Именно в этом возрасте нужно закладывать в каждого «семя» идеального гражданина, патриота, воспитанного, нравственного, знающего историю своей страны, осознающего свою ответственность за настоящее и будущее Родины.

Формированием таких качеств возможно при обучении не только на уроках истории, но и смежных дисциплин. География является одной из них. Благодаря своей комплексности, она сможет послужить хорошей основой для воспитания патриотизма. В содержании географии встречается много выдающихся личностей, жизнь и деятельность которых является хорошим примером служения и верности своему отечеству. Изучение этих персоналий является связующим звеном в воспитании патриотизма. Ведь с помощью них передается опыт предыдущих поколений, устанавливая связь между прошлым и настоящим.

Исследование проблемы патриотического воспитание требует изучения и всестороннего анализа происходящих в обществе изменений, мыслей и мнений. Для начала нужно обратить внимание на нормативно-правовые документы. Так, в государственном образовательном стандарте (ГОС) написано, что изучение географии в основной школе направлено на достижение различных целей, в том числе и воспитательных. В них прописано, что нужно воспитать чувство любви к своей местности, своему региону, своей стране [11]. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) ставит в личностных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России [14].

«География является одной из основополагающих дисциплин, служащих для формирования национальной идентичности человека. Для гражданина России географические знания играют особую роль, что обусловлено длительной историей формирования Российского государства, размерами и географическим положением его территории, природным, этническим и историко-культурным разнообразием, а также традиционно сложившейся ресурсной ориентацией экономики», - так написано в концепции развития географического образования [8]. Такого же мнения известный российский географ В.Д. Сухоруков: «Для нашей страны престиж географии особенно важен, ибо география - это судьба России! Не будем также забывать и о том, что география всегда была мощнейшим средством патриотического воспитания» [6]. Конечно, это в большей степени касается регионального географического образования.

Многие исследователи отмечают ведущую роль краеведения в воспитании патриотизма. Так, например педагог-исследователь Буковская В.Г. считает, что чувство патриотизма рождается с рождением любви к своей малой родине [9].

Для воспитания патриотизма педагоги используют разнообразные методики, одной из которых может служить историко-персонологический подход. Историко-персонологический подход (ИПП) (по М.В. Пятышевой) определяется как один из аспектов исторического подхода, который направлен на усиление роли межпредметной интеграции. Историко-персонологический подход, который опирается на опыт предыдущего поколения, устанавливает связь между прошлым и настоящим. Связующей звеном при этом выступают личности, оставившие след в истории той или иной науки [5]. Видные методисты Д.М. Кирюшкин и В.С. Полосин отмечали важность использования исторического материала для формирования у учащихся правильного понимания роли выдающихся ученых в развитии науки, в патриотическом воспитании учащихся [2].

По мнению исследователей М.Г. Ярошевского и Л.Я. Зориной знакомство учащихся с деятельностью выдающихся ученых, способствует реализации целого ряда функций: рассмотрение истории науки на микроуровне; создание дополнительных возможностей для изучения как процессов, порождающих творческий продукт, так и тех личностных качеств, которые позволяют человеку науки совершить свой научный подвиг; возможность показать учащимся, в силу каких обстоятельств рождаются смелые замыслы и гипотезы, открываются факты и законы; позволяет показать учащимся, что творческая личность связана с обществом, проблемной ситуацией, сложившейся в науке в данный исторический период [7].

Изучение персоналий способствует воспитанию патриотизма, так как:

• персоналии способствуют воспитанию любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;

• персоналии формируют знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;

• персоналии предстают примерами для подражания и гордости.

Цель ИПП: повышение интереса, возникновение мотивации к предмету, установления эмоционально-ценностного отношения к родине, формирование патриотизма, преданности Отечеству.

На наш взгляд, для формирования патриотизма путем ИПП, можно активно применять содержание курса географии Якутии, который, в силу своей интегрирован-ности и комплексности, богат персоналиями. Но анализ учебников по географии Якутии (1964, 1989, 2007) показал отсутствие системы в освещении персоналий и выявил проблемы, лежащие как в области количества персоналий, так и их отражения в содержании учебников.

Для примера реализации ИПП в курсе «География Якутии» обратимся к теме «Алмазодобывающая промышленность» [1]. Учитель, раскрывая вклад каждой личности в открытие, изучение и освоение территории Якутии, в своем рассказе должен акцентировать внимание учащихся не только на вехах ее творческой жизни и

свершениях (например, открытии Попугаевой Л.А. коренных месторождений алмазов), но и пытаться обращаться к мыслям и чувствам персоналий. Именно эти особенности ИПП, с одной стороны, наиболее эффективны в формировании патриотизма и гражданственности, они являются примером самоотверженного служения Родине. Известно, что немало опасностей встречалось на пути исследования и изучения Якутии. С другой стороны, эти особенности наиболее сложно реализуемы, часто в силу отсутствия необходимой информации. В редких случаях у школьников имеются возможности почитать дневники исследователей, их дорожные тетради и письма родным и близким, в которых и могут раскрываться мысли чувства изучаемой персоналии.

При реализации ИПП неизбежно возникает еще одна методическая проблема -как должны быть представлены персоналии в учебнике по географии Якутии, чтобы наиболее эффективно послужить делу воспитанию патриотизма и гражданственности? По словам известного российского географа В.П. Максаковского, персоналии в учебниках должны быть представлены в двух планах, когда второй план - это обычное упоминание имен в перечислительной форме, а первый - это краткое, пусть в некоторых словах, но все же описание деятельности путешественника или ученого, к тому же с его портретом [3, 4].

Таким образом, оптимальным вариантом является представление в тексте учебника персоналии, сопровождаемой, кроме краткой творческой биографии, портретом, а также ссылкой на разрабатываемое нами учебное пособие, в котором предполагается разместить более объемную информации о выдающихся личностях - их родителях, детских годах, учебе, жизненном пути, связанном с вкладом в развитие нашей республики, а также фрагменты дневников и личных писем. Такое пособие может быть полезной частью учебно-методического сопровождения регионального курса географии.

Так и возникла идея создания учебного пособия «100 уникальных личностей, оставивших незабываемый след в развитии Якутии (персоналии по курсу «География Якутии»)». В таблице 1 представлен список персоналий для включения в учебное пособие.

Таблица 1

Список персоналий для включения в учебное пособие «100 уникальных личностей, оставивших незабываемый след в развитии Якутии (персоналии по курсу «География Якутии»)» (фрагмент)

Тема Есть в учебниках по географии Якутии Предложения по включению персоналий (количество персоналий)

Геологическое строение и рельеф С. Обручев (1) С. Обручев, И. Черский, А. Чекановский (3)

Полезные ископаемые Г. Файнштейн, Л. Попугаева (2) Г. Файнштейн, Л. Попугаева, В. Дитмар, Ф. Беликов, Н. Кинд, П. Староватов, В. Щукин, Ю. Хабардин, Е. Елагина, П. Драверт (10)

Климат А. Семенов, М. Гаврилова (2) А. Семенов, М. Гаврилова (2)

Многолетняя мерзлота Д. Мессершмидт, Ф. Шергин (2) Ф Шергин, А Миддендорф, И. Некрасов, П. Соловьев П. Кропоткин, П. Мельников (6)

В таблицах 2 и 3 представлены модель пособия «100 уникальных личностей, оставивших незабываемый след в развитии Якутии (персоналии по курсу «География Якутии»)». На данный момент отобрано 100 персоналий, ведутся работы по написанию статей.

Таблица 2

Модель пособия «100 уникальных личностей, оставивших незабываемый след в развитии Якутии (персоналии по курсу «География Якутии»)»

Блок 1

Блок 2

Биографические статьи (100 персоналий)

Структура биографической статьи

Таблица 3

Разделы пособия «100 уникальных личностей, оставивших незабываемый след в развитии Якутии (персоналии по курсу «География Якутии»)»

Предисловие • Почва, растительность, животный мир

• Географическое положение • Природные комплексы

• Открытие и исследования Якутии • Охрана природы

1. Раздел. Краткий физико-географи- Раздел II. Население

ческий обзор Якутии Раздел III. Хозяйство

• Геологическое строение и рельеф • Развитие, состояние хозяйства

• Полезные ископаемые • Промышленность

• Климат • Сельское хозяйство

• Многолетняя мерзлота • Транспорт

• Реки, озера, подземные воды • Внешнеэкономические связи.

• Моря • Экономико-географическое районирование

Структура библиографической статьи приведена на примере статьи, посвященной А. Миддендорфу (раздел «Открытие и исследования Якутии») (рис. 1).

Портрет

Миддендорф Александр Федорович (1815-1894) — русский естествоиспытатель и путешественник.

Родился в 1814 г. в Лифляндии. В 1837 г. окончил медицинский факультет Дерптского университета со степенью доктора медицины. Два года работал в Австрии и Германии, где специализировался в области зоологии. этнографии. антропологии. Изучал естествознание в Берлине. Бреславле. Вене. С 1839 -адъюнкт по зоологии, с 1841 - экстраординарный профессор Киевского университета.

В период экспедиции в Северную Сибирь и на Дальний Восток в 1842—1845 открыл плато Путорана, стал первым исследователем полуострова Таймыр, Северо-Сибирской низменности, Амурско-Зейской равнины, Станового хребта, нижней части бассейна Амура, южного побережья Охотского моря, Удско-Тугурского Приохотья, Шантарских островов. В числе научных достижений Александра Мидцендорфа первое этнографическое описание ряда сибирских народов, в том числе якутов, и первая научная характеристика климата Сибири, определение южной границы распространения мног о летней («вечной») мерзлоты, определение зональности растительности, формулировка, так называемого, «закона Мидцендорфа», объясняющего причины извилистости северной границы лесов.

Краткая биография

Информация об открытии (деянии) персоналии

Рис. 1. Структура биографической статьи о А. Миддендорфе

Кроме того, биографические статьи будут, при возможности, сопровождаться картографическими материалами, например, маршрутом экспедиции (рис. 2).

Экспедиции А. Ф, Миддендорфа и П. А- Кропоткина,

Рис. 2. Карта маршрута экспедиции А.Ф. Миддендорфа и П.А. Кропоткина

На данный момент, нами написано 55 % библиографических статей из выбранных 100 персоналий.

В качестве методических приемов реализации патриотического воспитания через изучение персоналий в региональном географическом образовании выбраны следующие: моделирование историко-географических событий, историко-персоно-логическое описание, фактологический рассказ, блиц-опрос по цепочке, дидактические мини игры.

Выводы. Экспериментальное обучение, проведенное по теме «Промышленность Якутии», показало, что учащиеся начали успешно приобщаться к системе социокультурных ценностей, которыми и являются выдающиеся персоналии, знания о которых они получают в ходе изучения курса «География Якутии». У детей появилась потребность в овладении высокими духовно-нравственными и культурными ценностями и в их дальнейшем развитии [12]. Мы пришли к выводу, что изучение персоналий в курсе «География Якутии» будет воспитывать патриотизм, любовь к Родине. А издание учебного пособия «100 уникальных личностей, оставивших незабываемый след в развитие Якутии (персоналии по курсу «География Якутии»)», как дополнительного компонента учебно-методического комплекса поддержки данного курса, несомненно, оказывает в этом процессе положительное влияние.

Литература

1. Жирков, И.И. География Якутии / И.И. Жирков, К.И. Жирков, Г.Н. Максимов и др. -Якутск : Бичик, 2007. - 301 с.

2. Кирюшкин, Д.М. Методика обучения химии : учебное пособие для пед. ин-тов / Д.М. Кирюшкии, B.C. Полосин. - Москва : Просвещение, 1970. - 495 с.

3. Максаковский, В.П. Географическая культура / В.П. Максаковский. - Москва : Владос, 1998. - 415 с.

4. Максаковский, В.П. Научные основы школьной географии / В.П. Максаковский. - Москва : Просвящение, 1982. - 86 с.

5. Пятышева, М.В. Методика реализации историко-персонологического подхода в общем химическом образовании : дис. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург : РГПУ, 2005. - 149 с.

6. Сухоруков, В.Д. Школьная география в России: методология и методика обучения / В.Д. Сухоруков // Сборник материалов молодежной научно-практической конференции «Геоэкологические проблемы и устойчивое развитие Балтийского региона». - Великий Новгород : Изд-во. НФ РАНХиГС, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2017. - С. 223-228.

7. Ярошевский, М.Г. История науки и школьного обучения / М.Г. Ярошевский, Л.Я. Зорина // Новое в жизни, науке, технике. Серии «Педагогика и психология». - Москва : Знание, 1978. - 48 с.

8. Концепция развития географического образования в РФ // https://www.rgo.ru/sites/ default/files/upload/koncepciya_razvitiya_geograficheskogo_obrazovaniya_v_rf_0.pdf (дата обращения 01.11.2017).

9. Буковская, В.Г. Воспитание патриотизма у школьников и студентов средствами их эколого-краеведческой исследовательской деятельности / В.Г. Буковская // https:// cyberleninka.ru/article/v/vospitanie-patriotizma-u-shkolnikov-i-studentov-sredstvami-ih-ekologo-kraevedcheskoy-issledovatelskoy-deyatelnosti (дата обращения 01.11.2017).

10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» // http://government.ru/media /files/8qqYUwwzHUxzVkH1js KAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения 01.11.2017).

11. Государственный образовательный стандарт основного общего образования по географии // http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14400 (дата обращения 01.11.2017).

12. Патриотическое воспитание: критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию // http://www.rosvoencentr-rf.ru/deyatelnost/trete-napravlenie/monografii-entsiklopedii-posobiya/posobiya-rekomendatsii-sborniki/kriterii-i-osnovy-metodiki-otsenki-rezultatov.php (дата обра-щения 01.11.2017).

13. Примерная программа основного общего образования по географии // http:// window.edu.ru/resource/186/37186 (дата обращения 01.11.2017).

14. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 01.11.2017).

References

1. Zhirkov, I.I. Geography of Yakutia / I.I. Zhirkov, K.I. Zhirkov, G.N. Maksimov et all. - Yakutsk : Publishing House Bichik, 2007. - 301 p.

2. Kiryushki, D.M. Methods of teaching chemistry. Study guide for ped. in-tov / D.M. Kiryushki, B.C. Polosin. - Moscow : Enlightenment, 1970. - 495 p.

3. Maksakovsky, V.P. Geographical culture / V.P. Maksakovsky. - Moscow : Vlados, 1998. - 415 p.

4. Maksakovsky, V.P. The scientific foundations of school geography / V.P. Maksakovsky. -Moscow : Enlightenment, 1982. - 86 p.

5. Pyatysheva, M.V. Methods of implementation of the historical and personological approach in general chemical education : Diss. Cand. ped. sciences. 13.00.02. - St. Petersburg : RSPU, 2005. - 149 p.

6. Sukhorukov, V.D. School geography in Russia: methodology and teaching methods / V.D. Sukhorukov // Collection of materials of the youth scientific-practical conference «Geoecological problems and sustainable development of the Baltic region». - Veliky Novgorod : Publishing House. NF RANEPA, NovSU Yaroslav-the-Wise, 2017. - P. 223-228.

7. Yaroshevsky, M.G. History of science and schooling / M.G. Yaroshevsky, L.Ya. Zorina // New in life, science, technology. Series «Pedagogy and Psychology». - Moscow : Knowledge, 1978. - 48 p.

8. The concept of the development of geographical education in the Russian Federation // https://www.rgo.ru/sites/default/files/upload/koncepciya_razvitiya_geograficheskogo_ obrazovaniya_v_rf_0.pdf (reference date: 01.11.2017).

9. Bukovskaya, V.G. Education of patriotism among schoolchildren and students by means of their ecological and local lore research activities (reference date: 01.11.2017).

10. The state program «Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 20162020» // http://government.ru/media / files / 8qqYUwwzHUxzVkH1js KAErrx2dE4q0ws.pdf (reference date: 01.11.2017).

11. State educational standard of basic general education in geography // http://www. school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14400 (reference date: 01.11.2017).

12. Patriotic education: criteria and foundations of the methodology for evaluating the results of work on patriotic education // http://www.rosvoencentr-rf.ru/deyatelnost/trete-napravlenie/monografii-entsiklopedii-posobiya/posobiya-rekomendatsii-sborniki/kriterii-i -osnovy-metodiki-otsenki-rezultatov.php (reference date: 01.11.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. An exemplary program of basic general education in geography // http://window.edu. ru/resource/186/37186 (reference date: 01.11.2017).

14. Federal State Educational Standard of basic general education // http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2588 (reference date: 01.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.