ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ■ СТАНДАРТЫ И I ПЕДАГОГИЧЕСКАЯI ПРАКТИКА1
1УДК 372.891 ББК 74.262.68
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГЕОГРАФИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ
В. П. Дронов, А. А. Лобжанидзе, Д. Л. Лопатников
Аннотация. В статье рассматриваются основные концептуальные подходы к изучению географии в старшей школе. Авторы определяют цели и задачи географического образования на старшей ступени школы, определяют систему мировоззренческих идей и концептуальные подходы их реализации. На примере понятия «мировое хозяйство» рассмотрены основные подходы к формированию фундаментального содержания курса географии в старшей школе. В статье рассмотрены различия в содержании курсов, подходах и методах их реализации на базовом и профильном уровне.
Ключевые слова: географическая культура, подходы к обучению, мировое хозяйство, глобализация, базовый и профильный уровень географического образования.
CONCEPTUAL APPROACHES TO THE STUDY OF GEOGRAPHY AT HIGH SCHOOL
V. P. Dronov, A. A. Lobzhanidze, D. L. Lopatnikov
Abstract. The article deals with the basic conceptual approaches to the study of geography at high school. The authors define the goals and objectives of geographic education at the senior stage of the school and consider the system of ideas and conceptual approaches to their implementation. On the example of the concept „world economy", the main approaches to the formation of the fundamental content of the geography course at high school are considered. The article dwells on the differences in the content of courses, approaches and methods of their implementation at the basic and profile level.
Keywords: geographical culture, approaches to learning, world economy, globalization, basic and specialized level of geographic education.
Повышение качества и эффективности образования - одна из актуальных проблем современной образовательной политики России. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2026 г. подчеркивается, что возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. Реше-
ние этой проблемы идет по пути модернизации содержания образования, оптимизации способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмысления цели, результата и содержания образования.
На современном этапе обновления подходов к образованию в целом нельзя не учитывать, что представления о содержании обучения и о планируемых его результатах значительно трансформировались. Так, сегодня в содержании гео-
графического образования нельзя обойтись без учета требований ФГОС, нацеленных на овладение обучающимися таких видов деятельности, которые позволят ему работать с информацией и современными информационными технологиями, применять критическое мышление, коммуникативные навыки, реализовывать различные методы познания мира, связывать полученные знания и умения с практикой жизни, производить само- и взаимооценку производимой деятельности. Все это в полной мере находит свое отражение в требованиях к освоению содержания географического образования в старшей школе на базовом и профильном уровнях.
Цели и задачи географического образования в старшей школе
География выступает в качестве самостоятельной области научной, практической и образовательной деятельности, обладающей исторически сложившейся системой ценностей, оказывающей влияние на социокультурную обусловленность современного развития российского общества в целом и систему образования в частности.
Целью школьного географического образования на ступени старшей школы является приобщение обучающихся к основам географической культуры как способу их социальной адаптации и личностного развития.
Академик РАО В. П. Максаковский сформулировал основные философские идеи географической культуры как особый способ гармонизации отношений между обществом и окружающей средой, направленный на сохранение нашей планеты, сознательной социальной и экономической деятельности человека, с учетом развития трех взаимосвязанных систем: природы, человека и общества [1]. Географическая культура определяется как тип духовной культуры, ориентированной на развитие личности в системе нравственных ценностей, опыта, социальной ответственности и толерантности [2].
Все элементы географической культуры должны быть представлены в содержании базового и профильного курса в старшей школе. Базовыми конструктами географической культуры, к которым следует приобщать школьников, выступают:
1) система мировоззренческих идей и ценностных ориентиров, что определяет воспитательные возможности учебного предмета;
2) географическая картина мира, включающая две подсистемы:
• научная географическая картина мира, основывающаяся на системе научного географического знания (понятия, идеи, концепции науки, их воплощение в разнообразных экономических, геополитических, социокультурных проектах) и методов его получения;
• эмоционально-образная составляющая картины мира, представленная географическим знанием, сформировавшимся в практической деятельности народов, этносов и отражающим их этногеографические, религиозные, этические, художественные воззрения, предпочтения, определяет развитие эмоционально насыщенных образов мест их проживания (геокультурное пространство конкретного региона);
3) научное географическое мышление, выступающее инструментом описания, объяснения, прогнозирования, моделирования географических объектов и процессов.
Построение системы мировоззренческих идей и ценностных ориентиров должно быть связано с реализацией ряда подходов, среди которых ключевое место в преподавании географии занимают: аксиологический, культурологический, цивилизационный и экологический подходы.
Аксиологический подход призван обеспечить овладение учащихся системой общекультурных ценностей, которые формируют гуманистическое отношение к миру, которое является одной из важнейших задач современного образования. С точки зрения географического образования мы можем определить объективные значения, определяющие все многообразие окружающей среды, и субъективные, выраженные в форме этнических и религиозных традиций. Школьники должны осознавать свою роль как граждан Земли, которые потенциально могут адаптироваться к глобальному характеру изменений, а также изменить ситуацию к лучшему, сделать будущие поколения ответственными за сохранение жизни в настоящем и будущем. Этнические ценности развивались на протяжении веков и, следовательно, продолжают быть наиболее устойчивым типом культуры, защищая народы от негативных последствий глобализации. Без глубокого знания культуры у различных народов нет понимания
общих духовных и нравственных ценностей современного мира.
Культурологический подход служит приоритетным на современном этапе развития образования. Доминантой новой мировой цивилизации является социосфера, где главный объект - человек с ярко выраженными духовными принципами. Реализация культурологического подхода предполагает переориентацию целей географического образования в культурном контексте с «знающего человека» к «культурному человеку», а содержание образования должно быть наполнено культурными смыслами, с акцентом на проблемных и творческих методах, которые отражают диалог культур, толерантность и эмпатию в качестве особенностей современного этапа развития культуры.
Цивилизационный подход отражает позицию тех, кто поддерживает культурный релятивизм, который признает самобытность и уникальность национальных культур, каждая из которых внесла свой вклад в мировую культуру. Согласно идеям таких философов и ученых, как Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер, все культуры равноценны и значимы, а каждый из этносов обогащает мировую культуру и обеспечивает сохранение этнического разнообразия [3].
Человеческая культура представляет собой мозаику из традиций народов мира, всех этнических групп. По мнению российского историка и географа Л. Н. Гумилева, различный «вмещающий ландшафт», а также неповторимый этногенез формируют своеобразную культуру этноса как во времени, так и в пространстве [4].
Экологический подход требует построения обучения с учетом закономерностей взаимодействия природной и социальной среды, а также развития экологического императива. В этом смысле требования к экологизации образования понимаются как формирование такого мировоззрения, которое определяет поведение человека, что в значительной степени зависит от потребностей общества и соответствующей современному уровню развития науки и культуры. Современная школьная география использует экологический подход при рассмотрении географических, ресурсных, производственных, социальных и демографических проблем.
В современной Концепции географического образования в России география рассматривается как важнейший школьный предмет мировоззренческого характера, на который ложится особая ответственность за формирование у учащихся комплексного, системного и социально-ориентированного представления о Земле как о планете людей. Таким образом, приоритетная задача в области образовательной интеграции - обеспечение междисциплинарного сотрудничества научных систем географических знаний для решения глобальных проблем [5].
Важнейшим результатом реализации воспитательного потенциала географии становиться выработка эмоционально-ценностных ориентиров, направленных на гуманизацию отношений в системе «природа-человек-хозяйство», воспитание экологического самосознания, национальной идентичности, этнической и религиозной толерантности.
Формирование научной географической картины мира
Переход к построению нового содержания географического образования в старшей школе должен быть осуществлен с опорой на фундаментальные и прикладные исследования в современной географической науке, которые позволят решить задачу интеллектуализации всех видов деятельности обучающихся, то есть опоры на объективные, полные и актуальные знания.
В основу содержания географического образования должен быть положен принцип ин-тегративности, предполагающий интеграцию в исследовании важнейших природных и социально-экономических проблем в современной географии.
Развитие принципиально новой структуры и нового содержания географического образования в старшей школе должно учитывать факторы глобализации, интеграции, гуманизации, экологизации, устойчивого развития, постиндустриализма и информатизации мировой экономики.
В реализации содержания географического образования должен быть шире использован потенциал современных геоинформационных технологий и создания на их основе условий для развития исследовательских навыков обу-
чающихся, повышения их творческой активности, формирования у них умений давать научно обоснованный прогноз развития природных и социальных процессов.
При этом научная географическая картина мира должна быть ведущей, поскольку только на ее основе идет формирование географического мышления, а также организация таких видов учебной деятельности школьников, как исследовательская и проектная [6].
Понятие о «мировом хозяйстве» в курсе географии старшей школы
Содержание и методический аппарат курса география в старшей школе (10-11-й классы) должен отвечать следующей основной цели - сформировать у учащихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социально-экономических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы. Остановимся в этой связи более подробно лишь на формировании знаний о современном «мировом хозяйстве».
Периодизация развития мирового хозяйства. В развитии мирового хозяйства выделяются определенные исторические этапы, а также прослеживаются долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные экономические циклы. Природа циклично-волнового экономического развития анализировалась в трудах К. Жугляра, С. Кузнеца, Н. Д. Кондратьева, Й. Шумпетера [7]. В конкретных исторических условиях содержание и общая картина экономического цикла может существенно меняться.
Субъекты глобальной экономики. До середины прошлого столетия главенствующие позиции в планетарной хозяйственной жизни занимали государства. С приходом глобализации все существенно усложнилось. Прежде всего, это экономические объединения стран (интеграционные группировки): Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) [8].
Существенные коррективы в традиционалистские представления об устройстве мирового хозяйства сегодня вносят транснациональные корпорации (ТНК). Они выступают проводниками новой модели международного разделения труда. Именно транснациональным компаниям обязаны своими «чудесами» страны новой индустриализации, например, в Юго-Восточной Азии. Сегодня десятки ТНК по своему экономическому «весу» превосходят половину стран мира [9]. К практически полностью транснационализированным отраслям мирового хозяйства сегодня можно отнести химическую промышленность, автомобилестроение, приборостроение, телекоммуникации.
Ключевые процессы в развитии мирового хозяйства. Среди важнейших процессов, протекавших в мировом хозяйстве: глобализация, модернизация, либерализация, постиндустриализация, экологизация.
Глобализация. Глобализация - это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, который является характерной чертой процессов изменения структуры мирового хозяйства. Процесс глобализации приводит к формированию единой мировой рыночной экономики - геоэкономики и ее инфраструктуры, разрушению национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков.
Модернизация. Модернизация мирового хозяйства - непрерывный процесс, своеобразный «перпетуум мобиле» и неотъемлемая составляющая научно-технического прогресса. Главный вклад в трансформацию мирового хозяйства внесли такие «тектонические сдвиги», как смена технологических укладов, переход от экономики масштаба к экономике многообразия, от фордизма к постфордизму, постиндустриализация и связанный с ней переход к «экономике знаний», формирование «информационного общества».
Либерализация. Суть экономической либерализации состоит в ослаблении или отмене государственного контроля над экономической деятельностью и ее параметрами (ценами, заработной платой, обменным курсом и др.). В рамках мирохозяйственных связей она проявляется в ослаблении или отмене ограни-
чений на ведение внешнеэкономической деятельности, установленных соответствующими государственными органами стран.
Постиндустриализация. Главное отличие постиндустриального хозяйства от индустриального состоит в том, что в нем не только интеллект обслуживает потребности материального производства, но и в равной степени материальное производство становится «сферой обслуживания» стремительно растущих отраслей нематериальной сферы - главной производительной силы нового общества. При переходе мирового хозяйства к постиндустриальному типу заканчивается время приоритета материального производства для хозяйственного развития и для удовлетворения потребностей человечества. Постиндустриализм в широком, философском смысле означает отказ от подобного видения общественного развития [10].
Экологизация. В начале XXI в. экологические характеристики стали важной и обязательной составляющей оценки эффективности хозяйства и качества жизни в той или иной стране или в регионе мира. Под экологизацией понимается экологическое оздоровление хозяйства и жизни людей при наличии социального заказа на это оздоровление, финансовых, научно-технических и др. возможностей для его удовлетворения. Эпоху глобализации обычно связывают с глобальным экологическим кризисом. Наряду с экологически негативными процессами появились выраженные экопозитивные тенденции, и прежде всего в наиболее развитых странах, что существенно усложняет экологическую панораму современного мира, делая ее более мозаичной [11].
Современное общество являет собой начало перехода к новому типу цивилизационного развития, которое связано не только с технологической революцией, но и с модернизацией и реструктуризацией системы образования. Влияние такого фактора, как глобализация образования, дает возможность рассматривать географическое образование как компонент глобального образования личности. В этой связи цели изучения предмета направлены, в первую очередь, на реализацию его общеобразовательных функций, на вклад географии в формирование способности и готовности обучающихся к саморазвитию.
Формирование содержания географического
образования на базовом и профильном уровнях
Изучение курса географии на базовом уровне направлено, прежде всего, на изучение пространственных проявлений общепланетарных процессов и явлений, включающих различные аспекты взаимодействия природы и общества. Содержание курса должно носить ярко выраженный междисциплинарный характер, синтезирующий естественные и общественные направления в решении многих проблем современности.
Основные цели изучения географии на базовом уровне:
• формирование у учащихся системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире; взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях; географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его явлений и процессов;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, демографических проблем;
• формирование и развитие познавательного интереса учащихся, их интеллектуальных и творческих способностей, устойчивой потребности и готовности к саморазвитию и самовоспитанию посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупных стран, прежде всего России.
Основные цели изучения географии на профильном уровне направлены, в первую очередь, на понимание предмета и задач современной географической науки, ее конструктивной роли в решении актуальных задач современности, ведущих тенденций развития ее отраслей.
Таким образом, цели изучения географии на профильном уровне предполагают, прежде всего, формирование географического мышления обучающихся, направленного на понимание, объяснение, а в дальнейшем и конструктивное участие в решении проблем территориальной организации природы и общества в ус-
ловиях их постоянного взаимодействия и в обобщенном виде состоят в:
• формировании основ географической культуры школьников, относительно целостной системы знаний и представлений о природе, человеке и обществе и их взаимодействии, необходимые для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития; места и роли географии в системе наук, жизни общества, решении его проблем;
• овладении умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
• развитии географического мышления для правильной оценки проблем территориальной организации общества и его взаимодействия с природой; навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач для подготовки к продолжению образования в выбранной области;
• использовании географических знаний и умений в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности; обеспечение безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
На профильном уровне предполагается использование обучающимся традиционных и новых методов географической науки, предусматривается решение комплексных научных или социально ориентированных задач, требующих моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов.
Содержание курса географии на профильном уровне должно отражать основные тенденции в развитии двух ветвей современной географической науки: естественно-географической и экономико-географической. В отличие от программы базового уровня, теоретические основы содержания профильного географического курса включают изучение основных теорий и закономерностей не только географических, но и смежных наук, знакомство с методами географического исследования территории.
Профильный курс географии призван сформировать у обучающихся комплексное представление о природе Земли, об общих географических закономерностях, дифференциации и интеграции географической оболочки на глобальном, региональном и локальном уровнях. Центральным звеном в программе профильного курса географии является понятие о географическом пространстве и территориальных системах разного ранга; процессах - природных, техногенных, социально-экономических, геоэкологических, а также способах управления географическим пространством, в том числе проведение экспертиз и мониторинга окружающей среды.
Модель школы с профильным изучением географии на старшей ступени может предусматривать разнообразные варианты учебных планов на базовом и профильном уровне, а также серии элективных (по выбору) курсов и модулей, включая прикладные дисциплины и факультативы, способствующие углубленному изучению научных основ географии, ее прикладных направлений, а также курсы предвузовской подготовки.
Широкий спектр разнообразных курсов и модулей позволит создать более гибкую систему профильного обучения. В этой связи предлагаемые в данной программе модули являются относительно завершенными и структурированными совокупностями единиц содержания. При этом элементы содержания обучения внутри модуля взаимозаменяемы и подвижны. В основе реализации содержания этого курса должен лежать междисциплтнарный подход.
Междисциплинарный подход основан на необходимости синтеза знаний в географии и укрепления межпредметных связей с другими учебными дисциплинами. Междисциплинарный характер географического образования предполагает, что одни и те же вопросы рассматриваются в различных школьных дисциплинах, при этом именно география выступает в качестве предмета, в котором реализуется междисциплинарное единство общественных и естественных наук.
Подходы к организации учебного процесса в курсе географии в старшей школе
Очевидно, что цели и содержание базового и профильного курсов различаются и требуют различных форм организации учебного процес-
са. В качестве общепедагогических принципов можно выделить: принцип гуманистической направленности современного географического образования, нацеливающий процесс обучения географии, его цели на возможно полное развитие способностей учащихся, удовлетворение и развитие их познавательных и иных интересов; принцип информатизации географического образования; принцип целостности, которые предполагает единство и взаимодополняемость процессов обучения, воспитания и развития обучающихся средствами школьной географии; а также принципы фундаментализации, систематичности, доступности.
Профильный уровень обучения предполагает принцип выбора собственной образовательной траектории, позволяющий варьировать темп, формы, методы обучения, самому ученику определять цели, задачи, уровень сложности и содержание учебной деятельности с учетом собственных способностей и интересов.
На профильном уровне важное место принадлежит проектному методу. Итогом реализации программы профильного уровня должны стать исследовательские проекты учащихся, направленные на локальное изучение окружающей среды. Тем самым может быть реализован принцип продуктивности обучения, предполагающий ориентацию учебного процесса на создание собственных образовательных продуктов.
Организация познавательной деятельности учащихся на профильном уровне должна быть направлена на решение творческих задач и исследовательскую деятельность, в том числе в окружающей среде. Важнейший образовательный результат - применение выпускниками системы географических знаний, использование географических умений для моделирования и проектирования процессов и явлений: природных, социально-экономических, техногенных - в условиях их геоэкономических и геоэкологических взаимосвязей, а также обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, ее воздействий на окружающую среду. Тем самым может быть реализован принцип дея-тельностно-развивающего обучения.
Таким образом, географическое образование в старшей школе призвано, в первую очередь, развивать геосистемное глобальное мыш-
ление, направленное на умение человека справляться с обострением глобальных проблем, новыми глобальными вызовами и научно оценивать перспективы будущего человечества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Максаковский В. П. Географическая культура. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 416 с.
2. Лобжанидзе А. А. Этнокультурная парадигма современного географического образования. - М.: МИОО - Интеллект-Центр, 2007.
- 280 с.
3. Лобжанидзе А. А., Баринова И. И., Винокурова Н. Ф., Николина В. В., Сухоруков В. Д. География в современной школе. - М.: Русское геогр. о-во, 2014. - 292 с.
4. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли.
- СПб.: Кристалл, 2001. - 642 с.
5. Концепция географического образования в Российской Федерации. - М.: Русское геогр. о-во, 2018.
6. Лобжанидзе А. А. Современное школьное образование в России: проблемы и перспективы развития // Изв. Русского геогр. о-ва. -2014. - Т. 146, № 2, С. 37-45.
7. Мироненко Н. С., Сорокин М. Ю. Эволюция пространственной структуры мирового хозяйства под влиянием глобальных экономических кризисов с середины XIX века // Изв. Российской академии наук. Сер. географическая. - 2005. - № 1. - С. 68-76.
8. География мирового хозяйства: традиции, современность, перспективы / под. ред. В. А. Колосова, Н. А. Слуки. - М. - Смоленск: Ойкумена, 2016.
9. Мироненко Н. С. Введение в географию мирового хозяйства. Международное разделение труда. - М.: Аспект Пресс, 2006.
10. Лопатников Д. Л. Концептуальные подходы к изучению мирового хозяйства в школьном курсе географии // Вестник МГПУ. Сер.: Естественные науки. - 2018. - № 1. - С. 91118.
11. Лопатников Д. Л. Экологические перспективы постиндустриального мира. - М.: МГУ-АБФ, 2004.
12. Лобжанидзе А. А. Развитие географической культуры обучающихся // Справочник заместителя директора школы. - 2015. - № 7. -С. 6-11.
REFERENCES
1. Maksakovskiy V. P. Geograficheskaya kultura. Moscow: VLADOS, 1998. 416 p.
2. Lobzhanidze A. A. Etnokulturnaya paradigma sovremennogo geograficheskogo obrazovaniya. Moscow: MIOO - InteUekt-TSentr, 2007. 280 p.
3. Lobzhanidze A. A., Barinova I. I., Vinokurova N. F., Nikolina V. V., Sukhorukov V. D. Geo-grafiya v sovremennoy shkole. Moscow: Rus-skoe geogr. o-vo, 2014. 292 p.
4. Gumilev L. N. Etnogenez i biosfera Zemli. St. Petersburg: Kristall, 2001. 642 p.
5. Kontseptsiya geograficheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. Msoscow: Russkoe geogr. o-vo, 2018.
6. Lobzhanidze A. A. Sovremennoe shkolnoe ob-razovanie v Rossii: problemy i perspektivy raz-vitiya. Izv. Russkogo geogr. o-va. 2014. Vol. 146, No. 2, pp. 37-45.
7. Mironenko N. S., Sorokin M. YU. Evolyutsiya prostranstvennoy struktury mirovogo khozyay-
stva pod vliyaniem globalnykh ekonomi-cheskikh krizisov s serediny XIX veka. Izv. Rossiyskoy akademii nauk. Ser. geograficheskaya. 2005, No. 1, pp. 68-76.
8. Kolosov V. A., Sluka N. A. (Eds.) Geografiya mirovogo khozyaystva: traditsii, sovremennost, perspektivy. Moscow - Smolensk: Oykumena, 2016.
9. Mironenko N. S. Vvedenie v geografiyu mirovogo khozyaystva. Mezhdunarodnoe razdelenie truda. Moscow: Aspekt Press, 2006.
10. Lopatnikov D. L. Kontseptualnye podkhody k izucheniyu mirovogo khozyaystva v shkolnom kurse geografii. VestnikMGPU. Ser.: Estestven-nye nauki. 2018, No. 1, pp. 91-118.
11. Lopatnikov D. L. Ekologicheskie perspektivy postindustrialnogo mira. Moscow: MGU-ABF, 2004.
12. Lobzhanidze A. A. Razvitie geograficheskoy kultury obuchayushchikhsya. In: Spravochnik zamestitelya direktora shkoly. 2015, No. 7, pp. 6-11.
Дронов Виктор Павлович, академик РАО, доктор географических наук, профессор Кафедры экономической и социальной географии им. акад. РАО В. П. Максаковского Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Dronov Victor P., academician, Russian Academy of Education, ScD in Geography, Professor, Maksakovsky Economic and social Geography Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Лобжанидзе Александр Александрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Кафедрой экономической и социальной географии им. акад. РАО В. П. Максаковского Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Lobzhanidze Alexander A., ScD in Education, Professor, Chairperson, Maksakovsky Economic and social Geography Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]
Лопатников Дмитрий Леонидович, доктор географических наук, профессор Кафедры экономической и социальной географии им. акад. РАО В. П. Максаковского Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]
Lopatnikov Dmitry L., ScD in Geography, Professor, Maksakovsky Economic and Social Geography Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]