поисковые, сопровождаемые партнерскими отношениями обучающих и обучаемых,
доминированием групповых и коллективных форм обучения, что свидетельствует о гуманистически-ориентированных тенденциях развития современного отечественного образования.
Литература
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - С. 3-120.
2. Зимняя И. А. Гуманизация образования - императив XXI века. - Набережные Челны, 1996. - Вып. 1. - С. 20 - 30.
3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: Т. 2. - М.: Педагогика, 1983. - С. 240-390.
4. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; под ред. Ю. К. Бабанского. - 2-е изд. доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
5. Интенсивное обучение языкам сегодня: сб. ст. / под ред. Г.А.Китайгородской // НОЦ «Школа Китайгородской». -
1997. Вып. 1. - С. 24-34.
6. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В. Давыдова. - М., 1993. - 608 с.
Рыбакова Елена Валерьевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для гуманитарных специальностей, Иркутский государственный технический университет.
Rybakova Elena Valerievna, senior teacher of department of foreign languages for humanitarian specialities, Irkutsk State Technical University.
664074, Иркутск, Лермонтова 83, e-mail: [email protected]
УДК 911.3:821(571.56) ИМ. Сафонова
Учебное пособие «Литературная география Якутии» как средство формирования комплексного образа родного края (с учетом межполушарной асимметрии учащихся)
В статье рассматриваются вопросы методики формирования комплексного образа родного края, основанной на использовании нового типа учебного пособия «Литературная география Якутии», а также с учетом специфики мышления учащихся (правополушарного, левополушарного).
Ключевые слова: учебное пособие, художественные произведения, "Литературная география Якутии", родной край, территория, комплексный географический образ, психодиагностика, "художники", "мыслители", межполушарная асимметрия головного мозга
I.M. Safonova
The school-book “Literary geography of Yakutia” as means of formation the complex image of homeland (taking into account the interhemispheric asymmetry of pupils)
The article deals with the methods of formation a complex image of homeland, based on the application of a school-book of new type «Literary geography of Yakutia», and also taking into account the specificity of pupils’ thinking (right-hemisphere, left-hemisphere).
Key words: school-book, works of art, literary geography of Yakutia, homeland, territory, composite geographical type, psychodiagnostics, “artists”, “thinkers”, interhemispheric asymmetry of cerebrum.
В школьной географии, как на федеральном, так и региональном уровнях, одной из главных методических проблем является формирование комплексных образов географических объектов, процессов и явлений. Их совокупность и составляет единую географическую картину мира. По мнению Д.Н. Замятина, «географический образ - это совокупность ярких, характерных,
сосредоточенных знаков, символов, ключевых представлений, описывающих какие-либо реальности пространства (территории, местности, страны и т.д.). Географические образы могут принимать различные формы в зависимости от целей и задач, условий их создания, наконец, от самих создателей образов» [7, с.4].
Комплексный образ территории понимается нами как совокупность наиболее характерных представлений о геопространстве (геопроцессе, геоявлении) и, как «матрешка», складывается из совокупности других, более мелких образов, отражающих реальное пространство. Несмотря на
индивидуальность возникающих у человека географических образов, существует некий идеальный образ, наиболее близкий к реальности, - именно он должен быть сформирован у школьников.
Особенности формирования образов рассматриваются в работах многих ученых-географов и ученых-методистов (В.П. Максаковского, Г.А. Кононовой, Д.Н. Замятина, Л.М. Панчешниковой и др.) [7, 8, 9,10]. Однако вопросам методики формирования географических образов на основе литературных произведений с учетом специфики мышления учащихся (правополушарного, левополушарного) до сих пор не уделялось достаточного внимания. Отметим, что в целом проблема формирования образов недостаточно разработана. По мнению И.С. Якиманской, отсутствует целостная концепция развития образного мышления школьников, не разработаны научно обоснованные технологии как создания, так и оперирования образами [15, с.3].
Анализ основных методических приемов, применяемых в обучении географии, показал, что они направлены в основном на развитие левого полушария, то есть логического мышления. Для развития другой половины интеллектуальных возможностей ребенка, то есть его правого полушария, связанного с формированием комплексных образов, необходимо, на наш взгляд, внести коррективы в методику обучения географии, в том числе региональной. Современное общество, по мнению известных психологов, недооценивает роль правого полушария в развитии мышления ребенка. Такие ведущие специалисты в области нейропедагогики, как Колесов, Хризман, Трауготт, даже считают «истинным» мышление правополушарное, то есть образное и комплексное [цитировано по А. Сиротюк, 13].
Комплексный образ родного края, то есть Якутии, может формироваться различными путями. Учебный предмет «География Якутии», который обычно изучается в 8-9 классах, обеспечен основными компонентами учебно-методического комплекса: национально-региональным
компонентом географического образования, программами, учебником на якутском и русском языках, атласом, методическим пособием по географии Якутии, рабочей тетрадью с контурными картами. Имеются и пособия, исполняющие роль хрестоматии [12, 14]. Однако мы предполагаем, что важное место в этом процессе может занять учебное пособие, составленное из литературных произведений местных, якутских авторов - писателей и поэтов. Синтез поэзии, художественной прозы и географии в этом случае позволит развивать как эмоционально-образное, так и аналитическое мышление, поэтому комплексный образ Якутии, а также любых географических объектов на ее территории будет формироваться более эффективно. Например, образы уникальных объектов («Ленские столбы»), процессов (термокарст) и явлений («полярное сияние»), характерных для Якутии, будут более яркими и запоминающимися.
Восхищение, любовь, грусть, переживания, звучащие в строках писателей и поэтов, их трепетное отношение к родному краю, как выявлено в ходе педагогического эксперимента, помогают создавать образ, эмоционально окрашенный, и формировать личностное отношение к изучаемой территории (объекту, процессу, явлению).
Например, образ такого природного явления, как "северное сияние", можно описать отрывком из литературного произведения "Сказ о Якутии" народного писателя РС (Я) И.К. Данилова
«...Северное сияние. Веселые костры поднимаются выше и выше, сливаясь в сплошное зарево. Небо, играя всеми цветами радуги, полыхает чудесным холодным пыланием... Тогда на снежных просторах тундры начинается фантастическая пляска красок, цвета и тени».
Отбор географических объектов Якутии, проведенный на основе методологии, традиций и опыта (мнение экспертов), позволил выделить десятки ключевых объектов (явлений и процессов): «Ленские столбы», «полюс холода», «тарыны» (наледи), «аласы», «северное сияние», «тукуланы», «термокарстовые озера» и другие, образы которых необходимо формировать.
Для более глубокого проникновения в сущность решаемой нами проблемы возникла необходимость в дидактической модели методической системы создания и применения учебного пособия «Литературная география Якутии» для формирования комплексного образа родного края. Методика его применения в обучении учитывает особенности развития полушарий головного мозга учащихся.
1. Целевой компонент - формирование географических образов территории, явлений и процессов, а также эмоционально-ценностного отношение, развитие познавательного интереса рассматривается через взаимосвязь с главными целями географии, отраженными в Государственном образовательном стандарте, программе.
2. Мотивационный компонент направлен на создание творческого настроя учащихся на уроках региональной географии, стимулирование процесса обучения, активизацию внимания учащихся.
3. Содержательный компонент представлен принципами отбора содержания, отрывками из литературных произведений по темам раздела «Природа Якутии», вопросами и заданиями для учащихся, краткими сведениями о писателях и поэтах Якутии.
Сложная задача отбора содержания учебного пособия «Литературная география Якутии» решалась через определение ведущих дидактических принципов: опора на структуру и содержание учебника «География Якутии»; доступность и занимательность; наличие живописных описаний объектов, процессов и явлений окружающей среды; комплексность и интегративность; опора на творческую деятельность учащихся; межпредметность; учет психолого-возрастных особенностей учащихся.
В результате отобраны литературные произведения знаменитых поэтов и писателей нашей республики, которые внесли большой вклад в отображение природы Якутии, ее составных компонентов. Это, например, литературные труды Л. Попова, А.Г. Абагинского, И.М. Гоголева, В.Ф. Алданского, С. Шевкова, М. Тимофеева, С.И. Осипова и многих других.
4. Процессуальный компонент - важнейший блок в нашей дидактической модели, раскрывающий особенности методики использования учебного пособия на уроках по курсу «География Якутии». Данный компонент состоит из блоков: принципы обучения, методы, методические приемы (с учетом особенностей развития полушарий головного мозга), средства и формы организации обучения, этапы формирования образа.
5. Критериально-оценочный компонент. Критерии: 1. Комплексность (полнота)
географического образа. 2. Степень эмоциональной окраски (высокая, средняя, низкая). 3. Умение находить в изучаемых объектах типичное, характерное. 4. Умение представить словесный образ письменно или в виде рисунка. 5. Умение работать самостоятельно с художественной литературой (исследовательская работа). Уровни: 1. Репродуктивный - ученик должен выделять существенные признаки объекта, находить то или иное описание образа в произведениях поэтов и писателей Якутии, уметь оперировать образом. 2. Творческий - отображать географический образ письменно (сочинение, стихотворение) или графически, т. е. в виде рисунка.
Согласно данной модели разработано учебное пособие «Литературная география Якутии. Раздел I. Природа» и соответствующая методика его применения.
На значение художественного слова в преподавании географии указывали многие географы-методисты. Н.Н. Баранский не без основания считал, что всякий учитель должен уметь «рисовать словами» [1, с.14]. Причем трудно найти другой такой учебный предмет, при изучении которого необходима дополнительная литература, больше, чем при изучении географии, которая, как наука, имеет дело с объектами и явлениями, большинство которых невозможно непосредственно наблюдать.
Изучение опыта учителей и собственный опыт по использованию хрестоматийных материалов на уроках географии показали, что отрывки из литературных произведений могут применяться на любом этапе урока, методические приемы по формированию образов объектов должны быть разнообразными и, как мы предполагаем, зависеть также от психолого-педагогических особенностей учащихся.
Анализ психологической и методической литературы (И.С. Якиманская, Е.Н. Кабанова-Меллер, Л.С. Выготский, А.В. Даринский и др.) показал, что образное представление каждого человека различно, так как развитие полушарий головного мозга неодинаково [5,6,8,15]. По мнению
В. Л. Бианки и Г. А. Берулава, правое полушарие как бы «схватывает всю картину мира в целом, левое же формирует ее постепенно, из отдельных изученных деталей». «Правополушарное» мышление создает живой и полнокровный образ мира, в то время как «левополушарное» - логико-знаковую картину мира. И только в единстве действий правого и левого полушарий создается «истинная картина мира», т.е. комплексный географический образ [2,3]. Следовательно, при обучении необходимо учитывать и эти особенности, и развивать полушарие, не являющееся ведущим, т.е. уменьшать межполушарную асимметрию.
Психологическая диагностика школьников (около 180 человек), проведенная для выявления художественного или логического типа мышления (тесты «Художник - мыслитель», «Насколько я левша» и др.), позволила четко выделить три их группы [4]. Как мы и предполагали, наиболее
многочисленной оказалась группа «художники+мыслители», то есть школьники, у которых одинаково развиты оба полушария (59%). Группа «художников» (28%) несколько превышала по численности группу «мыслителей» (13%). На констатирующем этапе педагогического эксперимента в общеобразовательных школах г. Якутск нами была проведена работа по выявлению уровня сформированности географического образа родного края у ребят, относящихся к различным психологическим группам. Учащимся было дано задание - нарисовать и кратко описать словами образ Якутии, который сформировался у иностранца, никогда не бывавшего в Якутии. В результате сделаны выводы: во-первых, более комплексный и близкий к реальности образ сформировался у группы «художники+мыслители», во-вторых, усложнение задания - нарисовать образ от имени иностранца - позволило вычленить так называемый «сухой остаток», получить образ, сделанный крупными мазками и исключающий частности.
В ходе обучающего этапа педагогического эксперимента по формированию географических образов двум группам учащихся - «художникам» и «мыслителям» - предлагались комплекты заданий, предполагающие использование различных методических приемов работы с художественными тестами учебного пособия «Литературная география Якутии». Эти задания были направлены на коррекцию мышления учащихся, то есть на уменьшение межполушарной асимметрии. Для учащихся-«художников» они заключались в приеме «ключевых фраз», постановке оценочных задач, создании «синквейна», преобразовании художественного материала в научный (и наоборот), исследовательской деятельности. Для учащихся-«мыслителей» - в ярком образном описании, рисовании, сочинении стихов, художественной прозы, создании мысленных картин, подражании известным писателям в написании литературного произведения, исследовательской деятельности.
В группе «художники + мыслители» можно использовать любые из предлагаемых приемов, «художникам» необходимо развитие особенностей логического мышления, «мыслителям» -
художественного.
Педагогический эксперимент, проведенный нами в 8-х классах нескольких общеобразовательных школ г. Якутск, показал, что учет в обучении особенностей мышления учащихся (правополушарного и левополушарного) дает положительные результаты. Так, изменился уровень сформированности комплексного образа Якутии, определяемый количеством приведенных учащимися характеристик. Если до обучения 26% школьников (то есть каждый четвертый) давало менее пяти характеристик географического объекта, что принято нами за низкий уровень сформированности образа, то после обучения доля таких детей сократилась до 16%. В то же время высокого уровня (более десяти характеристик) в ходе эксперимента достигло 42% учеников против 23% до обучения. Кроме того по результатам анкетирования было отмечено увеличение числа школьников, обращающихся к чтению художественной литературы, повышение интереса учащихся к географии.
Таким образом, пособие, состоящее из литературных произведений писателей и поэтов Якутии, иллюстрированное фотографиями и/или картинами местных художников, содержащее краткие биографии авторов, а также обладающее аппаратом организации усвоения, который учитывает межполушарную симметрию головного мозга учащихся, является средством обучения, позволяющим создавать яркий и запоминающийся комплексный географический образ республики. Этот образ сохранится у школьников надолго, кроме того у юных читателей может сформироваться полезная привычка читать художественную литературу, особенно стихи. Последнее пока не является сильной стороной современной молодежи. Следовательно, учебное пособие «Литературная география Якутии» способно занять собственную нишу, не только в региональном географическом, но и региональном литературном образовании.
Литература
1. Баранский Н.Н. Исторический обзор учебников географии (1876-1934). - М.: Географгиз, 1954. - 541 с.
2. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности психолога. - М.: Высш. школа, 2003. - 64 с.
3. Бианки В.Л. Левый мозг, правый мозг - как обучаем? // Учительская газета. - 1996. - №21. - С.6.
4. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2006. - 416 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика. 1991. - 480 с.
6. Даринский А. В. Методика преподавания географии. - М.: Просвещение. 1975. - 368 с.
7. Замятин Д.Н. Географические образы: что это такое? // География в школе. - 2003. - № 6. - С. 21-29.
8. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М.: Педагогика, 1968. - 288 с.
9. Кононова Г.А. Пути формирования географического образа // География в школе. - 1997. - № 6. - С. 28.
10. Максаковский В.П.Научные основы школьной географии. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
11. Методика обучения географии в школе/ под ред. Л.М. Панчешниковой, И.В. Душиной и др. - М.: Просвещение, 1997. - 320 с.
12. Пахомова Л.С., Григорьева А.Д. Хрестоматия по географии Якутии. - Якутск, 2005. - 287с.
13. Сиротюк А.К. Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга // Вопросы психологии. 2005. - №3. - С. 2-16.
14. Слепцова Н.П., Жирков И.И. Пособие по Географии Якутии. - Якутск, 1993. - 80 с.
15. Якиманская И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под. ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
Сафонова Ирина Михайловна, аспирант кафедры методики преподавания биологии, химии и географии, биологогеографический факультет, Якутский государственный университет.
Safonova Irina Mikhailovna, post-graduate of department of methods of teaching biology, chemistry and geography, faculty of biology and geography of Yakut State University. г. Якутск, ул. Белинского, 58, e-mail: [email protected]
УДК 373.5.016:811.512.3 С.Ц Содномов
Формирование языковой компетенции в процессе коммуникативного обучения бурятскому языку
Статья посвящена проблеме формирования языковой компетенции учащихся предпрофильных классов общеобразовательной школы в процессе обучения бурятскому языку.
Ключевые слова: бурятский язык, формирование, предпрофильный класс, коммуникативность, компетентность, языковая компетенция, речевая компетенция, коммуникативная компетенция.
S.Ts. Sodnomov
The formation of language competence in the process of communicative learning of Buryat language
The article is devoted to the problem of language competence formation of prespesialized classes of comprehensive school in the process of learning Buryat language.
Key words: Buryat language, formation, communicativeness, competence, language competence, speech competence, communicative competence.
Принятый в 1992 г. закон «О языках народов Республики Бурятия» стал нормативной базой для осуществления его основных положений при обучении бурятскому языку как второму в общеобразовательных учреждениях республики. Органами власти, общественными организациями, средствами массовой информации, управлениями образования проведена большая работа по популяризации бурятского языка среди населения, повышению его статуса, нормативному, методическому, научному обеспечению процесса обучения языку в школах и дошкольных образовательных учреждениях республики. Научное обеспечение представлено большим количеством изысканий ученых в разных областях бурятского языка, истории, культуры. Начинает свое становление и методическое оснащение процесса обучения языку: защищены диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, касающиеся дифференциации обучения в средних классах (Е.Г. Базарова), методических основ обучения на начальном этапе (Э.П. Нанзатова), формирования основ чтения у младших школьников (З.Д. Чимбеева), обучения бурятскому произношению учащихся начальных классов (Т.Сундупова) обучения синтаксису (О.Г. Макарова), и применения социокультурного подхода в вузовском обучении (О.А. Дареева). Организована издательская деятельность: процесс обучения оснащен программами (авторы Д.Д. Ошоров и др.; Э.П. Нанзатова, С.Ц. Содномов, Ж.Д. Дамбаева; Р.С. Дылыкова, Б.Д. Жамбалов, Б.Д. Содномова), учебниками для начальной школы (авторы У.Е. Мангутова, Л.Б. Бадмаева - 1 класс, Д.Ц. Нанзатова -1 класс, Э.П.Нанзатова - УМК «Эрдэни» первого и второго года обучения, Д.Д.Гомбоева - 2 класс,
С.Ц. Сампилова, Ц.Ц. Бальжинимаева - 3 класс, Д.Ц. Жапова, К.Ц. Цыбикова - 4 класс), для средних классов (авторы В.Ц. Гомбоева - 5 класс, Л.Б. Намжилон, О.Ц. Жамбалова - 6 класс, В.Ц.